Заседание № 20

18.01.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 974788-6 "О внесении изменений в статью 11 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" (в части установления дополнительных мер контроля при пересечении Государственной границы Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4892 по 5244 из 9662
19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11        
Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации".   
Доклад Михаила Васильевича Емельянова.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Этот законопроект был        
внесён группой депутатов фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" во главе с её            
руководителем Сергеем Михайловичем Мироновым.                                   
                                                                                
Был момент, когда усиливало свою активность так называемое "Исламское           
государство", и, к сожалению, не единичны, далеко не единичны случаи отъезда    
на Ближний Восток наших сограждан, которые стали принимать участие в            
террористической деятельности "ИГИЛ", в боевых действиях. Ну и понятно,         
возникла проблема, касающаяся их возвращения, - стало ясно, что рано или        
поздно они вернутся, а это не может не нести угрозу для безопасности            
Российской Федерации, потому что возрастёт и террористическая угроза, и         
угроза пропаганды идей запрещённой у нас организации "ИГИЛ". В связи с этим     
депутаты предлагают определённый механизм, определённые превентивные меры,      
направленные против этих угроз. Что конкретно предлагается? В отношении         
пересекающих государственную границу лиц, которые в течение шестидесяти или     
более дней находились в странах с повышенным уровнем террористической           
опасности, предлагается осуществлять дополнительный контроль. Конечно,          
возникают вопросы: какие это страны, кто будет составлять перечень этих         
стран, каково содержание контроля, какие дополнительные меры, средства и        
методы будут использоваться? Мы предлагаем рамочную норму и считаем, что        
порядок определения перечня этих стран, этих дополнительных мер должен          
осуществлять Президент Российской Федерации.                                    
                                                                                
Понятно, что с момента внесения законопроекта ситуация на Ближнем Востоке       
улучшилась в значительной степени благодаря активности наших Вооружённых Сил    
в Сирии, но законопроект остаётся актуальным, и мы просим его поддержать.       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Анатолия Борисовича Выборного.                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как вы        
видите, вашему вниманию представлен законопроект, в котором предлагаются две    
новеллы: ввести обязательный дополнительный контроль в отношении пересекающих   
государственную границу лиц, которые в течение шестидесяти и более дней         
находились в странах с повышенным уровнем террористической опасности, и         
возложить на Президента России установление порядка определения перечня таких   
стран, а также содержания, средств и методов пограничного контроля.             
                                                                                
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции        
данный законопроект не поддерживает. Причин для отклонения законопроекта        
много, назову три.                                                              
                                                                                
Во-первых, содержание законопроекта противоречит действующему                   
законодательству, в частности, части шестой статьи 11 Закона Российской         
Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". Суть правового      
конфликта заключается в том, что установление содержания, средств и методов     
контроля, порядка его осуществления законодательно уже закреплено, только не    
за президентом, а за правительством, и российское правительство свою функцию    
в этой части реализовало через постановления № 50, № 872, № 546 от 2005-го,     
2008-го и 2012 года соответственно, при этом урегулированы все вопросы          
пограничного контроля, включая возможность организации дополнительного          
контроля. Отдельно подчеркну, коллеги, что каких-либо данных, которые бы        
свидетельствовали о ненадлежащем контроле или о необходимости изменения         
законодательства на этот счёт, нет. Более того, введение в этой части второго   
регулятора создаст не только конфликт норм права, но и конфликт компетенций     
между президентом и правительством.                                             
                                                                                
Во-вторых, в действующем законодательстве такого понятия, как "страна с         
повышенным уровнем террористической опасности", нет, что может повлечь          
правовую неопределённость критериев в части дополнительного контроля и, как     
следствие, невозможность практической реализации.                               
                                                                                
И последнее - то, что касается пересекающих государственную границу лиц. Как    
мы видим, с одной стороны, предлагается, по сути, тотальный контроль, так как   
каких-либо критериев определения категории лиц, подлежащих дополнительному      
контролю, не предлагается. С другой стороны, есть противоположная позиция -     
обоснованная позиция Правительства Российской Федерации: например, по мнению    
правительства, нет оснований для введения такого контроля в отношении           
малолетних детей, лиц пожилого возраста или тех, кто находился в служебной      
командировке. Коллеги, вы только вдумайтесь: ежегодно государственную границу   
пересекает свыше 140 миллионов человек!                                         
                                                                                
В целом Правительство России считает, что оснований для изменения порядка       
организации пограничного контроля нет. Действующий порядок полностью отвечает   
всем требованиям, а главное, он позволяет эффективно и оперативно реагировать   
на изменения террористической угрозы в мире. А предлагаемые законопроектом      
новеллы, напротив, могут негативно отразиться на организации такого контроля    
- другими словами, вместо повышения антитеррористической безопасности страны    
мы можем получить совершенно обратный эффект.                                   
                                                                                
Таким образом, как мы видим, предлагаемые в законопроекте новеллы влекут не     
только конфликт норм права, но и конфликт компетенций между президентом и       
правительством, влекут правовую неопределённость и, как следствие,              
невозможность их практической реализации и в целом могут негативно отразиться   
на организации пограничного контроля по своевременному выявлению лиц,           
подозреваемых в террористической деятельности. На основании этого Комитет       
Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции данный         
законопроект не поддерживает и предлагает отклонить. Прошу поддержать позицию   
комитета.                                                                       
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы, коллеги?                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста.                                          
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Михаил Васильевич, СМИ пишут, что террористические группировки учат своих       
боевиков притворяться беженцами и что в обучение боевиков входит умение вести   
себя во время допросов в полиции. Что вы планируете противопоставить этому в    
своём законопроекте?                                                            
                                                                                
Кроме того, хочу обратить ваше внимание на то, что зачастую боевики попадают    
в те страны, о которых вы говорите, нелегально, то есть факт пересечения        
границы не находит отражения в их загранпаспортах. Прокомментируйте,            
пожалуйста, что вы планируете предпринять в рамках своего законопроекта в       
этой части.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Емельянову.                             
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Дмитрий Иванович, мы не хотим вмешиваться в           
компетенцию спецслужб и определять за них те меры, которые должны применяться   
в этих случаях. Закон носит рамочный характер, мы хотим создать лишь            
механизм, позволяющий президенту реализовывать свою прямую обязанность -        
обеспечивать охрану суверенитета Российской Федерации, в этом цель              
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич.                                 
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Михаил Васильевич, скажите, пожалуйста, какие всё-таки критерии,      
хотя бы приблизительно, вы закладываете в понятие "страны с повышенным          
уровнем террористической опасности"? Ну вот исходя из этих критериев к такой    
категории стран можно отнести, например, Турцию либо Францию, где был           
совершён террористический акт?                                                  
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Я уже сказал, что определение критериев мы передаём на          
уровень президента, - пусть его эксперты помогут определить, какие страны       
имеют повышенный уровень террористической угрозы, а какие нет. Это рамочный     
закон, я повторяю.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть.                         
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гетта Антон Александрович, пожалуйста.                                          
                                                                                
ГЕТТА А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мой коллега, депутат         
Выборный, полно осветил позицию нашего Комитета по безопасности и               
противодействию коррупции. Дополню только, что также согласно части 2 статьи    
5 закона "О противодействии терроризму" организация разработки и                
осуществления мер по предупреждению терроризма и минимизации и (или)            
ликвидации последствий проявления терроризма относится к компетенции            
Правительства Российской Федерации. И главное, что хочется заметить, - это      
то, что авторы законопроекта не привели обоснований, подтверждающих             
неэффективность установленного сегодня порядка пограничного контроля,           
действующего в отношении лиц, пересекающих государственную границу Российской   
Федерации, а также оснований, подтверждающих необходимость применения           
дополнительных мер пограничного контроля, помимо тех мер, которые сегодня       
прописаны в действующем законодательстве и которые в данный момент, в данную    
минуту используют наши доблестные пограничники в своей работе при несении       
службы.                                                                         
                                                                                
В связи с изложенным фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный законопроект не             
поддерживает.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рыжак Николай Иванович.                                   
                                                                                
РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!        
Совершенно справедливо отметил Вячеслав Викторович, что ряд законодательных     
инициатив... да практически все они нуждаются в глубоком осмыслении, и они      
должны нас приводить к правильным выводам. Вот в данном случае дело             
действительно очень серьёзное: оперативная обстановка,                          
общественно-политическая - категория очень динамичная, и вот пока мы с вами     
здесь это обсуждаем, она в каких-то своих микроэлементах уже претерпевает       
серьёзные изменения. Я соглашусь, что действительно содержательная сторона,     
порядок организации, все административно-правовые меры,                         
хозяйственно-распорядительные меры по контролю возложены на Правительство       
Российской Федерации, однако меры превентивного характера, которые составляют   
инструментарий видения противника за горизонтом, умение моделировать его        
действия, вводить при необходимости оперативные меры как раз через              
специальные службы, которые не подотчётны правительству, а замыкаются           
исключительно на Президента Российской Федерации (это в первую очередь СВР и    
ФСБ), возложены как раз на него. Но поймите правильно: контроль за              
пересечением границы - это не только физический контроль, это не только         
введение административно-правовых мер, но это и контроль, который начинается    
задолго до пересечения границы, это специальный комплекс оперативных,           
оперативно-розыскных, разведывательных, аналитических мер, результаты которых   
учитываются и к своему финальному звонку реализуются на стадии пересечения      
государственной границы, и для того чтобы президент получил этот превентивный   
инструментарий, этот надёжный, эффективный механизм в случае возникновения      
чрезвычайных происшествий, чтобы он был вооружён программой и понимал, как      
реализовать этот механизм, мы как раз в рамочном порядке и предлагаем           
введение этого законодательного механизма. Вот, собственно, и всё, что я        
хотел сказать.                                                                  
                                                                                
А вот что касается аргументов, которые Анатолий Борисович приводил, что,        
дескать, пострадают права человека, я вам скажу: если мы не защитим право       
человека на жизнь, то остальные права, в общем-то, незачем и реализовывать.     
Приводятся аргументы, что это коснётся малолетних детей, но мы-то понимаем, с   
каким оперативным контингентом мы имеем дело!                                   
                                                                                
Я ещё раз прошу серьёзно отнестись к этому законопроекту, потому что рано или   
поздно мы к нему вернёмся, ведь президент, как гарант прав, который             
определяет внешнюю политику и реализует вопросы безопасности, должен быть       
всесторонне вооружён и должен иметь этот уникальный универсальный механизм.     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, может быть, действительно автор законопроекта    
и мы вместе с ним сгущаем краски, как кажется кому-то, преувеличиваем           
опасность - ну и дай бог, если мы в этом вопросе, что называется, перебдим,     
но согласитесь: идёт война, погибают сотни людей в странах, где обеспечен       
даже более высокий, чем у нас, уровень защиты по отдельным направлениям, -      
например, наличие въездных виз для всех абсолютно, дактилоскопия, прочие        
обязательные процедуры при пересечении границ. Даже там вот эти выстроенные     
барьеры не удерживают террористов, которые туда проникают сотнями, не секрет,   
что сотни и наших сограждан сегодня там воюют, а может быть, даже и тысячи,     
и, когда стадия войны перейдёт в какую-то завершающую фазу, они, конечно,       
должны будут куда-то деться - они же не все там будут уничтожены, так что       
они, к сожалению, вернутся обратно. Вот про это мы и говорим.                   
                                                                                
Коллеги, неужели вы уверены, что сделано всё и что гарантирована защита от      
проникновения к нам террористов, которые получают специальные заказы? Слава     
богу, что сегодня их здесь успевают нейтрализовывать наши спецслужбы, это мы    
тоже видим: чуть ли не каждый день то в одном городе, то в другом городе, как   
сообщают, нашли, ликвидировали, изолировали и так далее, постоянно, особенно    
на Кавказе, организуются какие-то антитеррористические операции - что, этого    
нет? Это каждый день... ну, через день происходит! О чём это говорит? О том,    
что проблема не просто умозрительная, проблема архиважная, и поэтому, мне       
кажется, нужно не просто этот законопроект поддерживать, но нужно рассмотреть   
вопрос о введении - и я в очередной раз буду вносить законопроект, который в    
прошлом созыве вносил, - обязательной дактилоскопии на всех пропускных          
пунктах, особенно с теми странами, с которыми у нас безвизовый режим.           
                                                                                
Уважаемые коллеги, если кто-то готов взять на себя ответственность...           
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Достаточно? Хорошо.                                       
                                                                                
Заключительное слово докладчика.                                                
                                                                                
Емельянову включите микрофон.                                                   
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы           
благодарны вам за весьма содержательную дискуссию, но хотелось бы сделать       
несколько заключительных замечаний.                                             
                                                                                
Прежде всего, меня умилил аргумент Антона Александровича Гетта и некоторых      
коллег о том, что нужно дождаться некой статистики. Вы о какой статистике       
говорите - сколько будет совершено террористических актов в нашей стране и      
сколько погибнет наших людей? Или сколько наших молодых людей будет             
завербовано и отправлено на Ближний Восток? Какой статистики вы хотите          
дождаться?                                                                      
                                                                                
По поводу статистики, анализа правоприменительной практики и прочих вещей вот   
что хотелось бы сказать. Наша Дума, которая только начала работать, очень       
отличается тем, что началась содержательная дискуссия в зале: правящая партия   
не просто принимает безмолвно определённые законы, но вступает в                
содержательную дискуссию с оппозицией, и это хорошо. Очень хотелось бы, чтобы   
и правительство, которое вы поддерживаете, тоже перешло на эти позиции,         
потому что идея о том, что нет статистики, этот аргумент взят из отзыва         
правительства. Но это стандартная отписка на законопроекты оппозиции: пишут,    
что нет статистики, нет анализа правоприменительной практики и так далее. То    
есть вместо отзывов по существу мы получаем вот такие стандартные отписки со    
стандартными аргументами. Но данный законопроект - это как раз таки тот         
случай, когда такой отписки быть не может, ссылаться на отсутствие статистики   
просто кощунственно!                                                            
                                                                                
Теперь по поводу коллизии компетенций. Никакой коллизии быть не может, потому   
что статья 80 Конституции Российской Федерации прямо определяет, что            
президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, и на      
основе его решений уже начинают действовать правительство, ФСБ и прочие         
компетентные органы, так что аргумент о коллизии тоже не работает.              
                                                                                
По поводу того, что необходимо уточнить определённые термины, - ну конечно,     
их надо уточнять, только сначала нужно определить базовую норму, а потом уже    
- соответствующие развивающие нормы, поскольку законодательный материал         
всегда комплексный: есть базовые нормы и есть нормы, их развивающие, это        
элементарная юридическая техника. То есть, коллеги, этот аргумент тоже не       
работает.                                                                       
                                                                                
Но в целом, опять же, мы благодарны за весьма содержательную дискуссию.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик желает выступить? Включите Выборному          
микрофон.                                                                       
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, благодарю за активное обсуждение данного законопроекта. В    
заключение подчеркну одну мысль: противодействие терроризму - важнейшая         
государственная задача, она касается всех ветвей и всех уровней власти, и       
прежде всего это приоритетное направление деятельности федеральной службы       
безопасности. Именно поэтому у нас сегодня имеется стройная система             
законодательного противодействия этому злу, и основу данной правовой системы    
составляют в том числе и постановления Правительства Российской Федерации, и    
ведомственные акты соответствующего органа исполнительной власти в области      
обеспечения безопасности - Федеральной службы безопасности.                     
                                                                                
Что касается законодательного противодействия и невозможности принятия данной   
законодательной инициативы, то, конечно же, в своём докладе я не мог назвать    
все нормы федерального законодательства, которым противоречит данный            
законопроект, но я напомню, что именно в прошлом созыве мы приняли несколько    
мощных антитеррористических пакетов. Конкретно: напомню, что в декабре 2015     
года мы внесли изменения в том числе и в Федеральный закон "О федеральной       
службе безопасности", и пунктом "я-1" статьи 13 чётко установлено, что          
директор Федеральной службы безопасности наделён в том числе правом             
определять признаки, указывающие на возможность склонения лица, пересекающего   
границу, к террористической деятельности, так что установление иного порядка    
определения каких-либо критериев, тем более федеральным законом, конечно же,    
прямо скажется на оперативности и эффективности работы данных органов.          
                                                                                
Именно постановлениями Правительства Российской Федерации, ведомственными       
актами, соответствующими актами директора Федеральной службы безопасности       
устанавливаются прямые механизмы эффективного реагирования на изменения         
террористической угрозы в мире, имеющие целью своевременное выявление лиц,      
которые пересекают государственную границу, подозреваются в совершении          
террористических преступлений, и пресечение их деятельности. Именно поэтому у   
нас сегодня имеется единое понимание, что действующий порядок пограничного      
контроля позволяет эффективно и оперативно реагировать на изменения любой       
террористической угрозы в мире, а предлагаемый законопроект, предлагаемая       
законодательная инициатива может негативно отразиться на организации такого     
контроля. Именно поэтому и Комитет Государственной Думы по безопасности и       
противодействию коррупции, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный законопроект не     
поддерживают.                                                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5578 по 5594 из 9662
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11       
Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации".   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 04 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за               18 чел.4,0 %                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     19 чел.                                          
Не голосовало                 431 чел.95,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.