Заседание № 98

14.02.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 974092-6 "О внесении изменения в статью 67-1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в части увеличения суммы задолженности по исполнительному документу, при неисполнении которого применяется ограничение на пользование специальным правом).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6301 по 6528 из 7726
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, следующими идут вопросы 19 и 20. Мы с      
представителем комитета депутатом Выборным обсудили, и он тоже согласен с       
тем, чтобы 19-й и 20-й вопросы рассматривать с одним докладом и одним           
содокладом, учитывая, что проблематика и аргументация схожи в данном случае.    
Просьба поддержать, чтобы мы два законопроекта могли быстрее рассмотреть.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Я как раз хотел вам задать   
вопрос, нет ли такой необходимости.                                             
                                                                                
Коллеги, нет возражений против того, чтобы 19-й и 20-й вопросы рассмотреть с    
одним докладом и одним содокладом? Нет.                                         
                                                                                
Тогда 19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи    
67 и 67-1 Федерального закона "Об исполнительном производстве", и 20-й          
вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 67-1          
Федерального закона "Об исполнительном производстве". Докладывает Ярослав       
Евгеньевич Нилов.                                                               
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Мы можем в последнее   
время наблюдать (делать определённые выводы), как государство и правительство   
всё время находят всевозможные аргументы, дабы не повышать, не индексировать,   
не решать другие важные вопросы, ссылаясь на то, что нет денег, зато очень      
оперативно, быстро государство находит возможности, как выбить из граждан       
деньги - речь идёт о штрафах, о задолженностях и так далее. Вот в прошлом       
созыве Государственная Дума при активной работе профильного комитета (в тот     
момент другого) установила такие нормы, согласно которым при наличии            
неоплаченных штрафов, например, или других задолженностей гражданина не         
пускают за границу, была определена сумма такой задолженности - свыше 10        
тысяч рублей. В момент внесения нашего первого законопроекта эта сумма была     
зафиксирована в размере 10 тысяч рублей, позже она была изменена на 30 тысяч    
рублей. Так вот мы предлагаем эту сумму повысить до 100 тысяч рублей, а         
впоследствии вообще уйти от этой практики и прекратить нарушать право граждан   
на свободу перемещения при наличии других возможностей взыскивать               
неоплаченные штрафы и имеющиеся задолженности. Об этом речь идёт в первом       
законопроекте.                                                                  
                                                                                
Во втором законопроекте мы предлагаем убрать законодательно закреплённую        
норму, которая позволяет лишать права управления транспортным средством         
водителя за то, что у него есть неоплаченные штрафы в размере... на             
сегодняшний день в размере 30 тысяч, до этого, когда мы вносили законопроект,   
сумма была 10 тысяч. Мы также предлагаем эту норму убрать, как абсолютно        
ненужную меру воздействия на водителей.                                         
                                                                                
Какая наша аргументация? Во-первых, бывают сбои в работе системы. Порой         
гражданин оплатил штраф, но всё равно не может выехать за рубеж, потому что     
информация до судебных приставов не дошла или потерялась где-то в базе.         
Хорошо, есть возможность прямо в аэропорту оплатить, а если система полетела?   
Бывают случаи, когда граждане не имеют возможности выехать за рубеж,            
оказываются без вины виноватыми. Порой граждане вообще не знают, что у них      
есть какие-то неоплаченные штрафы.                                              
                                                                                
Несколько лет назад в Москве разразился скандал: многодетным семьям выдали      
разрешения на бесплатную парковку, срок действия которых был один год, но       
граждан об этом не предупредили, и многодетные семьи спустя определённое        
время начали получать многотысячные штрафы. Был вопиющий случай, когда          
многодетной семье выписали штрафы на 300 тысяч рублей, и они случайно об этом   
узнали, когда к ним уже пришли соответствующие документы и были арестованы      
счета в банке.                                                                  
                                                                                
Другой пример. Только вчера мы во фракции ЛДПР получили ответ от департамента   
транспорта Москвы на наш запрос по поводу того, что сотрудники автодорожной     
инспекции в Москве привлекли к административной ответственности водителя и      
эвакуировали его транспортное средство из-под знака, который был установлен     
ночью незаконно злоумышленниками, а утром ликвидирован. Вместо того чтобы       
освободить человека от этого штрафа, вместо того чтобы разобраться, кто         
устанавливает так знаки, вместо того чтобы попытаться провести проверку в       
отношении сотрудников, возможно, вступивших в преступный сговор с теми, кто     
незаконно устанавливает знаки, которые позволяют им зарабатывать деньги, нам    
ответили, что нельзя парковаться под запрещающими знаками, при этом знаки не    
они устанавливали, а кто устанавливал, не знают.                                
                                                                                
В таких случаях возникают возможности, во-первых, ограничить гражданина в       
выезде за рубеж, во-вторых, лишить его права управления транспортным            
средством, если сумма задолженности вырастет до 30 тысяч рублей.                
                                                                                
Мы считаем, что порочная практика, которая сейчас имеет место, когда камеры     
фото- и видеофиксации фиксируют с ошибкой, штрафы направляют абсолютно не       
туда, куда нужно, владельцы порой не знают, что их оштрафовали; привлекают не   
тех, кого штрафовали, потому что используют подменные номера и                  
автомобили-фантомы - это нередкие случаи на наших дорогах... В связи с этим     
мы считаем, что, пока система не будет работать полноценно, безошибочно,        
такие меры воздействия, как ограничение выезда за рубеж и лишение               
специального права - права управления транспортным средством, должны быть       
ликвидированы.                                                                  
                                                                                
Кроме того, я напомню, что ограничение в праве управления транспортным          
средством было предложено в первом чтении исключительно для того, чтобы         
взыскивать средства с алиментщиков, но ко второму чтению наши псевдоборцы за    
права автомобилистов пролоббировали в интересах службы судебных приставов вот   
такую поправку, и теперь этими нормами активно пользуются, нарушая, на наш      
взгляд, права автомобилистов. Мы считаем, что их права должны быть              
восстановлены, такая карательная мера должна быть ликвидирована, а также        
необходимо заострить внимание на работе средств фото- и видеофиксации и на      
том, чтобы информация, что гражданин исправно оплачивает штрафы или совершает   
другие выплаты, поступала вовремя: граждане не должны страдать из-за того,      
что система работает некорректно.                                               
                                                                                
Мы просим поддержать два внесённых законопроекта от фракции ЛДПР.               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
С содокладом по этим двум законопроектам выступает Анатолий Борисович           
Выборный.                                                                       
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлены   
два проекта федеральных законов, которыми предлагается внести изменения в       
Федеральный закон "Об исполнительном производстве". По сути, предлагаются три   
новеллы: первая - повысить порог задолженности, превышение которого             
препятствует выезду должника за пределы нашего государства, с 10 тысяч рублей   
до 100 тысяч рублей; вторая - исключить институт временного ограничения на      
пользование специальным правом теми нашими гражданами-должниками, которые не    
уплатили штраф за нарушение порядка пользования этим правом; а в третьей        
инициативе предлагается изменить порядок применения данного института -         
повысить сумму задолженности с 10 тысяч до 100 тысяч рублей. Предлагаемые       
новеллы, как считает Комитет по безопасности и противодействию коррупции, не    
могут быть поддержаны прежде всего потому, что утратили актуальность.           
                                                                                
Напомню, не так давно, 26 июля 2017 года, нами был принят федеральный закон №   
190-ФЗ, и теперь согласно новой редакции части первой статьи 67, куда           
предлагается внести изменения, временные ограничения на выезд должника за       
пределы нашего государства дифференцированны. Например, сумма долга по          
административным штрафам теперь составляет не 10 тысяч рублей, как было         
раньше и как значится в проекте федерального закона, а 30 тысяч и более.        
Нереализуемо и изменение в часть четвёртую статьи 67 Федерального закона "Об    
исполнительном производстве", где предлагается заменить слова "десять тысяч"    
на "сто тысяч" рублей, поскольку эти слова в новой редакции данной статьи       
исключены.                                                                      
                                                                                
Таким образом, уважаемые коллеги, предлагаемые новеллы нереализуемы, они        
утратили актуальность, и в принципе какие-либо изменения на этот счёт явно      
преждевременны. Подчеркну, что федеральный закон № 190-ФЗ принят нами 26 июля   
2017 года, а вступил в законную силу только с 1 октября 2017 года, практика     
правоприменения ещё не сформировалась. Более того, принимая данный закон, мы    
предусмотрели дифференцированный подход, суть которого заключается в том,       
чтобы для разных категорий должников предусмотреть разный порог                 
задолженности. Например, те же 10 тысяч рублей мы оставили, если речь идёт о    
взыскании алиментов, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца в          
результате совершённого преступления. А вот что касается сумм по                
административным штрафам, здесь мы порог повысили: 30 тысяч и более.            
                                                                                
Что касается института временного ограничения на пользование специальным        
правом, здесь, как вы видите, предлагаются две новеллы, фактически              
взаимоисключающие: в соответствии с одной предлагается исключить данный         
институт, с другой - повысить порог задолженности с 10 тысяч до 100 тысяч       
рублей. Также позволю себе подчеркнуть, что данный правовой механизм был        
принят не так давно, федеральным законом № 340-ФЗ от 28 ноября 2015 года, а     
вступил в законную силу только с 15 января 2016 года, и за этот период          
устоявшаяся практика правоприменения данной нормы ещё не сформирована,          
соответственно, реформирование данной нормы является преждевременным. К тому    
же, исключая, например, данный институт, мы не содействуем развитию другого     
института - института неотвратимости наказания, а ведь именно с этой целью мы   
принимали в том числе данный правовой механизм. Ведь очевидно, что такой        
институт дисциплинирует граждан, склонных нарушать правила дорожного            
движения, склонных, нарушив правила дорожного движения, не оплачивать штраф.    
Таким образом, это прямо влияет на нашу безопасность.                           
                                                                                
И последнее. Предлагаемая новелла необоснованна. Как видно из пояснительной     
записки к данному законопроекту, лишение права должника может привести к        
тому, что он будет лишён права на управление транспортным средством, которое    
для него является фактически единственным средством передвижения, и в этой      
ситуации не принято во внимание то, что Федеральным законом "Об                 
исполнительном производстве" предусмотрен целый ряд случаев, при которых        
данный правовой механизм не принимается, в том числе в случае, когда            
транспортное средство является единственным средством обеспечения               
жизнедеятельности не только самого должника, но и членов семьи, которые с ним   
проживают.                                                                      
                                                                                
Таким образом, учитывая, что предлагаемые в законопроекте новеллы утратили      
актуальность, вносить какие-либо изменения в эти нормы преждевременно, к тому   
же это не будет содействовать развитию института неотвратимости наказания...    
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
Продолжайте.                                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. ...Комитет по безопасности и противодействию коррупции           
предлагает отклонить данный проект федерального закона. Правительство России    
данную законодательную инициативу также не поддерживает.                        
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Борисович.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Будут ли желающие выступить? Тоже      
нет. Заключительное слово, Ярослав Евгеньевич Нилов? Тоже нет. Содокладчик      
только что выступил.                                                            
                                                                                
Коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении           
изменений в статьи 67 и 67-1 Федерального закона "Об исполнительном             
производстве", 19-й вопрос.                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за               53 чел.11,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     53 чел.                                          
Не голосовало                 397 чел.88,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.                                                       
                                                                                
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в        
статью 67-1 Федерального закона "Об исполнительном производстве", 20-й          
вопрос.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за               54 чел.12,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     54 чел.                                          
Не голосовало                 396 чел.88,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.