Заседание № 34

22.03.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 9732-8 "О внесении изменений в статьи 8.32 и 20.3-3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части разграничения административной и уголовной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности в лесах, а также за публичные действия, направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 829 по 884 из 6899
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вчера вы на заседании         
Совета Думы по завершении работы разбирались с одним из проектов законов. Но    
есть ещё один, ещё более вопиющий законопроект, пункт 14...                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 14-й пункт?                                               
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. ...предлагается внести изменения в закон в части               
ответственности за уничтожение и повреждение лесных насаждений и добавить во    
втором чтении: "а также за распространение заведомо ложной информации..." - и   
далее по тексту. Вообще-то, эти поправки требуют заключения Верховного Суда,    
правительства и Правового управления. С нашей точки зрения, это вообще, ну, я   
бы сказал, порнография в законодательстве. Наверное, именно поэтому среди       
соавторов и нет заслуженного юриста Российской Федерации Крашенинникова. Мы     
предлагаем снять и разобраться, кто и почему берёт и дискредитирует             
законодательство.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы всуе помянули Павла Владимировича.                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Нет, нет, нет, с большим уважением.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Владимирович, пожалуйста, выскажите свою точку      
зрения.                                                                         
                                                                                
Крашенинникову включите микрофон.                                               
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по              
государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный документ проработан,   
коллеги участвовали в подготовке, регламентные процедуры соблюдены.             
Предлагаем сегодня рассматривать по существу.                                   
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование предложение Николая Васильевича Коломейцева о снятии    
с рассмотрения законопроекта под пунктом 14. Комитет против.                    
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 06 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              102 чел.22,7 %                                    
Проголосовало против          290 чел.64,4 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется ваше предложение.                                                   
Фрагмент стенограммы:
Строки с 901 по 958 из 6899
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, есть ещё в повестке дня вопрос 15, он связан с   
вопросом 14, и фракция всё-таки настаивает на снятии и 14-го, и 15-го           
вопросов, потому что они не проходили по сути процедуру первого чтения. Те      
поправки, или те изменения, которые туда внесены во втором чтении, касаются     
огромного числа граждан, там абсолютно невыверенные и размытые формулировки.    
На наш взгляд, стоит всё провести чётко по Регламенту: внести законопроект в    
первом чтении, обсудить его чётко, чтобы не было никаких вопросов, ну и,        
соответственно, потом уже рассматривать.                                        
                                                                                
Мы просим снять 15-й вопрос с рассмотрения, как и 14-й.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ну, по 14-му Павел Владимирович комментировал, а по 15-му, если можно, Ирина    
Александровна Панькина прокомментирует.                                         
                                                                                
Тем более вы докладчик, Ирина Александровна, и, если можно, суть                
законопроекта поясните, пожалуйста.                                             
                                                                                
Включите Панькиной микрофон.                                                    
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, в целях        
оперативного принятия тех норм, которые обсуждались и по которым проводились    
консультации, мы погрузили их, интегрировали в законопроекты, которые           
находятся в высокой степени готовности. Речь идёт о дискредитации не только     
Вооружённых Сил, которые действуют за пределами Российской Федерации, но и      
государственных органов - считаем, что принять эти нормы необходимо в           
оперативном режиме.                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, насколько я понимаю, там речь идёт и о других         
структурах, которые участвуют в специальной операции.                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну давайте обсуждать, коллеги.                            
                                                                                
Ставится на голосование предложение Куринного Алексея Владимировича о снятии    
с рассмотрения законопроекта под пунктом 15. Комитет против.                    
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 09 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за               83 чел.18,4 %                                    
Проголосовало против          287 чел.63,8 %                                    
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    372 чел.                                          
Не голосовало                  78 чел.17,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется предложение.                                                        
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3416 по 3532 из 6899
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8.32 и    
20.3-3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".       
Докладывает Ирина Александровна Панькина.                                       
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Коллеги, ну, мы только что проголосовали за внесение изменений   
в Уголовный кодекс. Данный законопроект с ними взаимосвязан, он касается        
внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных            
правонарушениях и расширяет список органов, чья деятельность по обеспечению     
интересов России также должна находиться под защитой от информационных атак.    
                                                                                
Всего ко второму чтению поступило четыре поправки, все они находятся в          
таблице поправок № 1, рекомендованных комитетом к принятию. Комитет             
рекомендует принять таблицу поправок и проголосовать за законопроект во         
втором чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                             
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              340 чел.75,6 %                                    
Проголосовало против           10 чел.2,2 %                                     
Воздержалось                   58 чел.12,9 %                                    
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              334 чел.74,2 %                                    
Проголосовало против            9 чел.2,0 %                                     
Воздержалось                   55 чел.12,2 %                                    
Голосовало                    398 чел.                                          
Не голосовало                  52 чел.11,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект         
подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, пройдены все необходимые           
процедуры. Просим поддержать.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет... А, есть, извините.      
Хинштейн Александр Евсеевич. Ещё будут желающие? Нет.                           
                                                                                
Пожалуйста, депутату Хинштейну включите микрофон.                               
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, сейчас предлагается проголосовать за          
внесение норм в Кодекс об административных правонарушениях, но, поскольку       
речь идёт о едином пакете, я хотел бы в том числе успокоить всех коллег и       
ответить уважаемому Юрию Петровичу.                                             
                                                                                
Вот те примеры, которые коллега Синельщиков привёл, исходя из диспозиции,       
нами предлагаемой, не будут являться ни уголовно, ни административно            
наказуемым деянием. Если кто-то напишет о недостатках в работе разведки,        
которая не смогла вскрыть размещение химического оружия, или о недостаточной    
помощи ДНР и ЛНР, это не будет публичной дискредитацией исполнения органами     
своих полномочий; вот если кто-то напишет, что вся работа разведки направлена   
только на то, чтобы не выявлять существующие угрозы, а разведка - это скопище   
бездельников и лодырей, то это будет публичная дискредитация. То же самое,      
коллеги, касается и фейков, то есть заведомо ложных общественно значимых        
данных. У нас перед глазами уже не десятки, а сотни таких фейков, самый         
яркий, наверное, об обстреле и бомбёжке Мариупольского роддома, который, как    
выяснилось впоследствии, никто не бомбил, а пострадавшие роженицы оказались     
бьюти-блогерами, специально привлечёнными для этого.                            
                                                                                
Сегодня мы существуем в очень непростых, тяжёлых условиях на фоне проведения    
специальной военной операции. И те, кто сегодня выступает и говорит: "Да нет,   
вы предлагаете нормы, по которым можно кого угодно за что угодно потащить в     
тюрьму", мне кажется, выступают не с позиции защиты интересов государства, не   
с позиции защиты интересов тех, кто, простите за тавтологию, сегодня защищает   
нашу страну. Те, кто защищает интересы России за рубежом, - не важно, носят     
они погоны или одеты в партикулярное платье, - нуждаются в защите, уважаемый    
Юрий Петрович, как никто. И то, что сегодня в СМИ и в блогосфере в российском   
сегменте отсутствует вал фейков, который, увы, обязательно появился бы, не      
прими мы жёсткие, да, жёсткие, но, наверное, необходимые сегодня меры, - это    
результат нашей работы. Я думаю, что к предлагаемой инициативе мы вернёмся      
после того, как завершится специальная военная операция и изменится ход         
событий, но, пока мы существуем в этих условиях, не замечать их, заниматься     
прекраснодушием... не буду говорить, как это называется.                        
                                                                                
Призываю всех, кто поддерживает действия России, поддержать эту инициативу.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, обсуждение завершено.                            
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, пункт 15 порядка работы.                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 29 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              340 чел.75,6 %                                    
Проголосовало против           11 чел.2,4 %                                     
Воздержалось                   54 чел.12,0 %                                    
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   

Заседание № 26

25.01.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 9732-8 "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части разграничения административной и уголовной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности в лесах).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4597 по 5008 из 6599
Переходим к рассмотрению 21-го вопроса. О проекте федерального закона "О        
внесении изменений в статью 261 Уголовного кодекса Российской Федерации и       
статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".        
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации            
статс-секретаря - заместителя министра Российской Федерации по делам            
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий            
стихийных бедствий Алексея Михайловича Серко. И одновременно доклад по 22-му    
вопросу.                                                                        
                                                                                
Правильно, Алексей Михайлович? Правильно, да. Пожалуйста.                       
                                                                                
СЕРКО А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по делам            
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий            
стихийных бедствий.                                                             
                                                                                
Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проект           
федерального закона "О внесении изменений в статью 261 Уголовного кодекса       
Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса        
Российской Федерации" разработан во исполнение поручения Президента             
Российской Федерации. Законопроектом предлагается внести изменение в часть      
первую статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотрев         
значительный ущерб лесным насаждениям в качестве признака состава               
преступления с одновременным усилением уголовной ответственности с трёх до      
четырёх лет лишения свободы. Критерий криминализации в виде значительного       
ущерба одновременно будет являться границей, отделяющей неосторожное            
преступление от административного правонарушения. Предлагается определить       
значительный ущерб как стоимость уничтоженных, повреждённых лесных              
насаждений, превышающую 10 тысяч рублей, что соответствует ущербу от лесного    
пожара на площади примерно 6-8 гектаров. Отнесение предусмотренного частью      
первой статьи 261 УК преступления к преступлениям средней тяжести позволит      
применять более широкий перечень мероприятий, предусмотренных Федеральным       
законом "Об оперативно-розыскной деятельности", в целях эффективного            
расследования лесных пожаров. Кроме того, законопроектом предусматривается      
внесение соответствующих корреспондирующих изменений в статьи 150 и 151         
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.                          
                                                                                
Проект федерального закона согласован с заинтересованными органами              
государственной власти. Считаю, что принятие федерального закона положительно   
скажется на совершенствовании системы обеспечения пожарной безопасности на      
территориях субъектов Российской Федерации.                                     
                                                                                
И вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении         
изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных        
правонарушениях". Законопроект вносится в одном пакете с ранее представленным   
проектом федерального закона, предлагается их одновременное принятие.           
Законопроектом предлагается состав правонарушения в части 4 статьи 8.32         
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях                
сформулировать с чёткой границей от уголовного деяния. Проект закона            
согласован с заинтересованными органами государственной власти.                 
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Ирины Александровны Панькиной.                                         
                                                                                
Тоже сразу по двум, Ирина Александровна? Пожалуйста.                            
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы рассматриваем пакетные    
законопроекты, которые предусматривают внесение изменений в Уголовный кодекс    
и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Общая      
направленность законопроектов - повышение ответственности за нарушения в        
области пожарной безопасности, повлёкшие причинение ущерба лесным               
насаждениям.                                                                    
                                                                                
В настоящее время в статье 261 Уголовного кодекса "Уничтожение или              
повреждение лесных насаждений" уголовная ответственность наступает вне          
зависимости от размера ущерба, хотя форма вины здесь неосторожность. Что        
предлагается авторами законопроекта, какое разграничение? Предлагается          
установить размер значительного ущерба 10 тысяч рублей, скорректировать         
примечание и повысить само наказание за данное преступление.                    
                                                                                
Коллеги, проблема действительно актуальная, даже на примере моего родного       
региона - Башкортостана: всего за пожароопасный период, а это буквально         
несколько месяцев, произошло 500 пожаров, выгорело порядка 15 тысяч гектаров,   
причём показатели 2021 года на 70 процентов превысили показатели 2020 года.     
                                                                                
Комитет поддерживает данный законопроект и предлагает принять его в первом      
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста.                                          
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                    
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, безусловно, должна быть усилена ответственность   
за уничтожение и повреждение лесов из-за пожаров. В то же время крайне          
необходимо на федеральном уровне наладить надлежащие управление и контроль в    
области лесного хозяйства. Ведь после принятия Лесного кодекса все полномочия   
в данной сфере были переданы в регионы, существенно сократилось количество      
лесничих (по-моему, на участок от 60 до 300 тысяч гектаров всего один           
лесничий), а у регионов зачастую отсутствуют необходимые средства и кадровый    
потенциал. Скажите, пожалуйста, рассматривался ли вопрос о возвращении всего    
комплекса полномочий в области лесного хозяйства на федеральный уровень,        
например в виде создания на базе МЧС службы государственного лесничества?       
Каково ваше мнение на этот счёт?                                                
                                                                                
СЕРКО А. М. Спасибо большое за вопрос, Яна Валерьевна. Нами не рассматривался   
на федеральном уровне вопрос о включении в функции МЧС вопросов лесного         
хозяйства, но взаимодействие, вопросы взаимодействия с Минприроды и с           
Рослесхозом у нас рассматривались на многих совещаниях. В частности, как я      
ранее говорил, на большом совещании в Нижегородской области под                 
председательством заместителя генерального прокурора, с привлечением всех       
федеральных и местных ведомств рассматривался вопрос о том, как правильно       
наладить взаимодействие и что должен делать каждый орган государственной        
власти в части предотвращения и недопущения лесных пожаров.                     
                                                                                
Мы полностью поддерживаем то, что в Лесной кодекс надо вносить изменения, что   
надо возвращать лесничих, что надо более тщательно подходить к этим вопросам.   
Но всё-таки МЧС России - это ведомство, которое занимается не только            
предотвращением чрезвычайных ситуаций и пожаров, в первую очередь оно           
занимается спасением людей и тушением пожаров. Я считаю, что каждый             
федеральный орган должен заниматься своим делом. Мы готовы поддержать и         
всячески содействовать и взаимодействовать со всеми органами федеральной        
власти, оказывать полное содействие, помощь Федеральному Собранию в этой        
работе. Но всё-таки, считаю, каждый должен профессионально ставить свои         
вопросы и отвечать за свои вопросы.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                   
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, всё-таки к расчёту стоимости этого самого         
повреждения. Вы сказали, что 10 тысяч рублей - это эквивалентно                 
приблизительно 6 гектарам сгоревшего леса. Кто проводит такие расчёты?          
Горение такого количества леса наверняка наносит ущерб на большие суммы         
Российской Федерации в целом. Кто этот ущерб определяет и по какой методике?    
                                                                                
СЕРКО А. М. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович. Это определяет             
Рослесхоз, Минприроды, там, лесничества. У нас в принципе такие расчёты есть,   
ну, у них в первую очередь есть, это не первый год и не первый раз. Они         
определяют, какой нанесён ущерб, и передают все материалы в соответствующие     
правоохранительные органы, которые должны этим заниматься. Это примерно 6-8     
гектаров, иногда чуть больше, в зависимости от того, какую площадь огонь        
прошёл, то есть если это полноценный лес, то может быть и намного больше. Мы    
как раз из этого и исходили - что надо понимать: вроде 10 тысяч рублей          
кажется небольшой суммой, но де-факто это от 6 до 8 гектаров, а иногда и        
больше. Мы всё-таки оцениваем ущерб, нанесённый природе и лесным насаждениям.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Алексей Михайлович, мы сейчас обсуждаем ответственность, и     
это правильно. Я же хочу акцентировать ваше внимание на предупреждении          
подобных чрезвычайных ситуаций. С января 2021 года действуют новые Правила      
пожарной безопасности в лесах. Можно ли подвести уже какие-то предварительные   
итоги действия данного документа, то есть он способствует улучшению ситуации    
либо нет? Это первое.                                                           
                                                                                
И второй момент. Не так давно город Екатеринбург достаточно длительное время    
задыхался от торфяных пожаров, которые произошли на окраине города. В           
результате проверки было выявлено, что собственник, который владел этими        
земельными участками, допустил возгорание, которое привело к торфяному          
возгоранию. Самое интересное, что его привлекли к ответственности и наказали    
штрафом 100 тысяч рублей, а затраты, как я понимаю, были гораздо больше. Как    
вы считаете, не должно ли виновное лицо, которое допустило халатное             
отношение, возникновение подобной ситуации, на 100 процентов компенсировать     
затраты, которые понесло государство при ликвидации результатов его             
халатности?                                                                     
                                                                                
СЕРКО А. М. Спасибо за вопросы.                                                 
                                                                                
Ну, по первому вопросу - Рослесхоз; думаю, если вы сделаете запрос, то          
Рослесхоз даст вам предварительные расчёты и все данные по тому, какой эффект   
получен.                                                                        
                                                                                
А по второму вопросу - однозначно поддерживаю, поэтому мы и поддерживаем        
усиление ответственности за лесные пожары, говорим, что неосторожное            
обращение с огнём влечёт потом большие последствия. Но в вашем примере -        
гражданско-правовые отношения, и мы полностью поддерживаем, что тот, кому       
нанесён ущерб, то есть государство или, так сказать, собственник, должен в      
гражданско-правовом порядке предъявлять иск и требовать возмещения 100          
процентов ущерба с того, кто в нём виноват.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич.                                      
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Алексей Михайлович, действительно, проблема очень важная и актуальная, но,      
когда у нас в прошлом году горела половина Якутии и много регионов Сибири,      
насколько я помню, так и не были найдены виновные. Очень важно увидеть пожар    
на этапе костра или поджога, и здесь нужна система мониторинга, вот прямо       
авиационного или ещё какого-то, спутник же запаздывает очень сильно. Думали     
ли на тему организации такой системы мониторинга по всей территории России и    
своевременного оповещения подразделений о начале пожаров?                       
                                                                                
СЕРКО А. М. Спасибо за вопрос, Олег Юрьевич. Сразу отвечу на второй вопрос: у   
нас есть система мониторинга, я об этом также рассказывал, у нас космический    
мониторинг производится. У нас есть приложение "Термические точки", и любой     
житель может войти в это приложение и посмотреть прямо сейчас, где что горит    
в Российской Федерации. Более того, мы настоятельно просим в субъектах          
всячески пользоваться данным приложением.                                       
                                                                                
Что касается раннего определения пожаров, мы тоже над этим работаем, но         
всё-таки вы должны понимать, что с помощью космического мониторинга можно в     
первую очередь увидеть только уже большой пожар, маленький костёр или           
брошенный окурок, понятно, невозможно увидеть, заметить, а потом бывает         
поздно, особенно когда неблагоприятные погодные условия. И как раз вот          
усиление ответственности, то, о чём я говорил в своём докладе, и даёт           
возможность правоохранительным органам применять все средства                   
оперативно-разыскной деятельности (ОРД), с тем чтобы найти, потому что на       
сегодняшний день, когда у нас действует только административный кодекс и нет    
уголовного наказания, понятно, что ОРД неприменима и никто, ни дознаватель,     
ни ещё кто-то, не будет ходить искать, откуда взялся пожар. Вот законопроект    
как раз и направлен на усиление ответственности за неосторожное обращение с     
огнём.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марков Евгений Владимирович.                              
                                                                                
МАРКОВ Е. В. Уважаемый Алексей Михайлович, вот при любой чрезвычайной           
ситуации действовать нужно, как на войне, и при ведении боевых действий         
должен быть один военачальник, один командир. Вот опыт пожаров 2021 года в      
Тюменской области - наглядный пример безобразного взаимодействия вашего         
ведомства и "Авиалесоохраны", потому что вы не могли разобраться, кто за что    
отвечает при тушении лесных пожаров. "Авиалесоохрана" вроде бы должна тушить    
в лесах, но пожар идёт ландшафтный, а вы отвечаете за ландшафтные пожары и не   
отвечаете за пожары в лесах, в результате огромные площади погорели. В связи    
с этим вопрос: нет ли решения о принципиальном изменении ответственных за       
тушение лесных пожаров - либо за это будет отвечать полностью ваше ведомство,   
либо за эти пожары будет отвечать "Авиалесоохрана"? Это первое.                 
                                                                                
И второе. Не считаете ли вы, что данными нормами мы существенно увеличим        
риски для глав поселений и муниципальных образований?                           
                                                                                
СЕРКО А. М. Спасибо за вопросы, Евгений Владимирович. Ну, закон даёт ответы     
на все ваши вопросы.                                                            
                                                                                
Вот что касается первого вопроса, законом чётко определена зона                 
ответственности - и кто за что отвечает, и кто руководит тушением пожара. В     
вашем случае это Министерство природных ресурсов и экологии, и                  
непосредственно отвечает за это "Авиалесоохрана". И как раз по их запросам мы   
привлекаемся для тушения лесных пожаров. За лесные пожары отвечает              
Министерство природных ресурсов и экологии, самостоятельно МЧС России тушить    
их не может. Вы знаете, что нас привлекают, мы эффективно взаимодействуем,      
но, ещё раз, каждый должен заниматься своим делом. Им выделяются на это         
деньги - как на предотвращение, предупреждение, профилактику, так и,            
естественно, на тушение пожаров. Этот вопрос обсуждался, он поднимался даже     
на совещании у Президента Российской Федерации, и точки над "и" расставлены -   
закон, который был принят, все точки над "и" расставил. Поэтому в принципе      
каждый просто должен эффективно выполнять свои задачи, но при этом, сразу       
скажу, всё упирается в том числе в финансирование. В связи с этим не считаю     
необходимым, что здесь надо что-то как-то дорабатывать, просто надо стараться   
эти вопросы в достаточной мере финансировать, ну и требовать исполнения         
обязанностей от каждого федерального органа.                                    
                                                                                
И что касается второго вопроса, о привлечении к ответственности. К              
ответственности привлекается тот, кто виновен в неосторожном обращении с        
огнём. Если в этом будет виноват глава сельского поселения, или, так сказать,   
председатель колхоза, или ещё кто-то, то он и будет отвечать. В первую          
очередь, я ещё раз напоминаю, законопроект направлен на повышение               
ответственности, чтобы, когда человек пришёл в лес, он думал, что он делает,    
а в ситуации повышенной пожароопасности, когда действует прямой запрет на       
разведение огня в лесу, чтобы он думал о том, что может быть не только штраф,   
но и уголовная ответственность за то, что он делает.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Алексей Михайлович, но всё-таки мы настаиваем на том, что не только тот, кто    
поднёс спичку или бросил окурок, должен нести ответственность, но параллельно   
и тот, кто не выполнил противопожарные требования, не принял меры, может        
быть, даже тот, кто не обкашивает, не знаю, там, населённые пункты, не          
убирает завалы сухостоя, - он в первую очередь должен идти под статью.          
                                                                                
Так вот для того, чтобы проще было получать компенсацию за тушение пожаров,     
компенсацию за потерю лесов, несколько лет назад я и мои коллеги из фракции     
предлагали в обязательном порядке, ну, во всяком случае арендаторов и           
лесопользователей заставить страховать это имущество, как делается со всем      
остальным имуществом. То есть обязательная страховка. Тогда, может быть,        
действительно будет больше ответственности и больше возможностей получать       
компенсацию, штрафы за невыполнение противопожарных мер. Как вы к этому         
относитесь?                                                                     
                                                                                
СЕРКО А. М. Спасибо за вопрос, Олег Анатольевич. Всё, что касается вопросов     
повышения противопожарной защиты, мы поддерживаем. Этот законопроект также      
устанавливает ответственность в том числе и для арендаторов, и для всех         
остальных.                                                                      
                                                                                
Что касается противопожарных мер. В сёлах, в населённых пунктах в               
муниципальных органах это всё расписано. Мы проверяем, соответственно другие    
надзирающие органы тоже это проверяют - деньги на это должны выделяться. Ещё    
раз, мы об этом также в этом зале говорили: найти возможность сделать опашку    
в пожароопасный сезон - это не очень большие затраты и не очень большая         
проблема. Либо можно обратиться с этим вопросом в тот же субъект, и я не        
думаю, что губернатор откажет, потому что намного дешевле провести              
первоначальные, первичные меры противопожарной безопасности, чем потом          
затрачивать огромные деньги на тушение пожара и ликвидацию возгораний. Мы       
поддерживаем и считаем, что законопроект как раз направлен на усиление мер по   
предотвращению лесных пожаров.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Алексей Михайлович, приведённая вами статистика, конечно,             
убийственная, жаль, что вы её здесь не озвучили, и понятно, что усиление        
ответственности граждан необходимо, но вот ваши ответы на вопросы и изучение    
самого законопроекта говорят о том, что это закон не о разграничении            
административной и уголовной ответственности, а о полном переводе всего в       
уголовную ответственность. Вы взяли вот этот низовой критерий - 10 тысяч (не    
случайно коллеги сомневались в том, что всё-таки является корректной эта        
оценка - 10 тысяч) и тут же указываете в пояснительной записке, что ущерб от    
низового пожара (когда горит трава) оценивается в 8 тысяч. Эти цифры            
сопоставимы. То есть на каком-то прилегающем дачном участке кто-то сухую        
траву поджёг осенью, всё это перекинулось, случился низовой пожар - и за это    
уже уголовная ответственность? Я права в своих сомнениях?                       
                                                                                
СЕРКО А. М. Спасибо за вопрос, Нина Александровна. Немного не так, всё-таки     
мы должны разделять. Если горит трава, то есть небольшие лесные насаждения,     
это может быть территория и 20 гектаров. В первую очередь я обращаю внимание    
на то, что раньше была только административная ответственность, вот             
представьте: сгорели тысячи гектаров леса, даже найден виновник - за это        
наказания нет, просто штраф, понимаете? А государство несёт огромные убытки.    
                                                                                
Не согласен, что это полностью переводится в уголовную ответственность. В       
большинстве случаев мы говорим о небольших пожарах, которые мы эффективно       
тушим, пресекаем, это прохождение огнём небольшой площади. Другое дело, что     
теперь, когда, я вот повторюсь, человек придёт в лес и захочет сделать          
шашлыки или просто разжечь костёр, он пять раз подумает, потому что за это      
уже не штраф, за это уже уголовная ответственность. Мне кажется, что человек,   
который, не подумав, сжёг несколько десятков гектаров (ещё раз говорю: 8        
гектаров - это огромная площадь хорошего, здорового леса) или 10, 20, 30        
гектаров лесных насаждений с опасностью перехода огня на населённые пункты,     
должен за это нести ответственность, и не только штраф, не только               
административную.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
ПАНЬКИНА И. А. Нина Александровна, я сделаю небольшое добавление к тому, что    
уже сказал докладчик.                                                           
                                                                                
Для разграничения уголовных преступлений и административных правонарушений по   
всем составам Уголовного кодекса как раз закреплён размер ущерба, поэтому       
говорить о том, что всё уйдёт в уголовную плоскость, не совсем корректно,       
понимаете? У нас уже этот критерий есть, он в принципе неплохо, эффективно      
работает, зарекомендовал себя как наиболее эффективный - именно в зависимости   
от разграничения уголовной и административной плоскости.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Выборный Анатолий Борисович.                                       
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Просьба       
рассмотреть 38-й вопрос повестки последним среди законопроектов первого         
чтения сегодня. Мы его рассматриваем с ноября прошлого года по просьбе наших    
коллег - сенаторов. Для доклада докладчик просит одну минуту, и для содоклада   
тоже нужна одна минута, не больше. Спасибо.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, прежде чем мы перейдём к обсуждению, скажу: нам предлагается сегодня   
рассмотреть повестку до 25-го пункта включительно, ещё у нас есть целый ряд     
проектов постановлений и протокольных поручений и законопроекты по              
сокращённой процедуре. Не будет возражений? Хорошо. Спасибо.                    
                                                                                
Тогда есть ли желающие выступить по этим вопросам? Нет? Представитель           
президента? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет.                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 261 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151           
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", пункт 21.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 01 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              368 чел.81,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    368 чел.                                          
Не голосовало                  82 чел.18,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно.                                                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных                    
правонарушениях", пункт 22.                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 01 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              366 чел.81,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    366 чел.                                          
Не голосовало                  84 чел.18,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.