Заседание № 82
18.02.2005
Вопрос:
О проекте федерального конституционного закона № 97267-4 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" (о компенсации затрат на медицинское и санаторно-курортное обслуживание и социально-бытовое обеспечение членов правительства).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3944 по 4155 из 5405
Вопрос 19, проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Алексея Валентиновича Митрофанова. С места. Пожалуйста, включите микрофон. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, уважаемый председатель! Речь идет о внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" по вопросу о денежной компенсации расходов, связанных с медицинским и санаторно-курортным обслуживанием и социально-бытовым обеспечением членов Правительства Российской Федерации. Как вы помните, уже рассматривался законопроект о льготах президенту, который прекратил исполнение своих функций. Сейчас мы предлагаем второй законопроект из этого пакета, в нем речь идет о членах Правительства Российской Федерации и замене им льгот денежными компенсациями. И третий законопроект будет аналогичный, он будет касаться уже депутатов Государственной Думы. То есть это пакет из трех законопроектов, разработанных с единственной целью: чтобы тот подход, который был предложен в августе прошлого года для населения Российской Федерации, а именно замена денежной компенсацией расходов, - чтобы тот же подход использовался и в отношении тех, кто принимает решения, то есть Правительства Российской Федерации и депутатов Государственной Думы. Я хочу сказать, что это не конъюнктурный подход и что много лет в этом зале Владимир Вольфович Жириновский и наша фракция выступали за то, чтобы депутаты и фракции Государственной Думы имели ясное представление об исполнении своих функций в отношении бюджета, чтобы расходы не топились в общем котле, когда из этого общего котла кто-то что-то получает, а остальные не получают и вообще всё непрозрачно, непонятно и невнятно. Я думаю, что так или иначе этот вопрос будет решен, тем более что это вопрос политической тактичности. Как мы знаем, члены Правительства Российской Федерации убеждали всё население в том, что натуральные льготы хуже денег. Ну так мне кажется, что настало время начать с себя. И в принципе с внесения изменений в федеральный закон и надо было начинать реформу монетизации льгот. Но у нас все реформы почему-то начинаются снизу, а до верха не доходят. Итак, вносимыми изменениями, в том числе 122-м законом, во все федеральные законы вводится новый вид государственной социальной помощи вместо льгот - в виде денежной компенсации. В результате у каждого гражданина появляется возможность использовать выделяемые ему средства на те или иные нужды. И мы знаем, что в статье 46 закона "О Правительстве..." установлены правовые нормы медицинского обслуживания и социально-бытового обеспечения членов Правительства Российской Федерации. И по аналогии с вносимыми изменениями во все федеральные законы для различных групп граждан в законопроекте предлагается заменить медицинское и санаторно-курортное обслуживание и социально-бытовое обеспечение членов правительства денежной компенсацией, в результате которой у каждого члена правительства появится возможность использовать выделенные ему средства исходя из степени нуждаемости. Надо сказать, что при этой схеме расходы из бюджета не увеличатся, а, наоборот, в какой-то степени сократятся. Не потребуется увеличения численного состава федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации. Я считаю, что это абсолютно тактичный закон. Еще раз подчеркиваю, что с этого надо было начинать реформу. И до принятия 122-го закона правительство само должно было инициировать принятие закона в отношении самого себя. Иначе, так сказать, весь смысл теряется. Существует финансово-экономическое обоснование. И я просил бы вас проголосовать за этот закон, так же как мы проголосовали за 122-й закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александра Петровича Москальца. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вот в рассматриваемом вопросе кроме правовой и политической составляющей вполне очевидно просматривается еще одна - морально-психологическая. И я предлагаю обсуждение законопроекта с нее и начать, так как правовая составляющая весьма проста: тезис действующего закона о медицинском обслуживании, о социально-бытовом обеспечении членов правительства на основании федерального законодательства и в пределах расходов на федеральное правительство предлагается заменить тезисом, что членам правительства выплачивается компенсация на эти расходы из средств федерального бюджета. Вы, наверное, вспоминаете, ну и автор законопроекта об этом нам с вами сказал, что что-то подобное мы рассматривали недавно с вами. А рассматривали мы ту же идею, только в плоскости закона о гарантиях президенту, прекратившему исполнение своих полномочий. И отклонили мы этот законопроект. И поэтому о политической составляющей я вообще говорить не буду. Я не думаю, что требуется повторный и полный анализ вносимого законопроекта, а предлагаю рассмотреть его только с той точки зрения, что положительного он может привнести в случае его принятия. Довожу до вашего сведения, что комитет положительных моментов в этом подходе не нашел. Да и в самой пояснительной записке весь довод автора законопроекта сводится к режиму только лишь аналогии подходов и решений, ну, с учетом блока ранее принятых Государственной Думой законов. Вы, наверное, согласитесь, что рассматриваемый законопроект в случае его принятия будет воспринят только как наказание правительству, а не как способ резкого улучшения его работы. А вот это уже, мы полагаем, с любой точки зрения неприемлемо. Таким путем можно вообще дойти до понижения денежного вознаграждения, лишения телефонной связи, автотранспорта, квартиры и другого, но это разрушительный способ, и он никак не соответствует ни уровню, ни состоянию страны. Нам представляется, что следует, наоборот, поступать таким образом, чтобы гражданин России, заняв самую высокую должность, будь то в Правительстве Российской Федерации, Федеральном Собрании или судебной власти, мог работать без оглядки на свое, ну, по-военному тут скажу, тыловое обеспечение, работал бы и служил с полной отдачей сил, часто на пределе резерва даже своих физических возможностей, и при этом зная твердо о том, что в сложной, и в том числе в личной, ситуации он всегда будет иметь поддержку и помощь. Я бы вообще предложил в этих и подобных вопросах не проводить линейную зависимость, тем более что в данной ситуации работает только федеральный бюджет и правовые аналогии с тем, что мы с вами решили в прошлом году, здесь не совсем уместны. С учетом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству предлагает данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Присаживайтесь, пожалуйста. Есть ли желающие выступить? Есть желающие, я вижу. Воронин Павел Юрьевич, пожалуйста. ВОРОНИН П. Ю., фракция "Единая Россия". Спасибо большое. Я бы тоже хотел сказать несколько слов по теме этого законопроекта. Дело в том, что если Алексей Валентинович хочет внести нормальный законопроект, то должен решать вопрос комплексно. Во фракции ЛДПР есть заместитель председателя бюджетного комитета, который может получить реальные цифры, сколько мы тратим на членов правительства, можно посчитать. И я думаю, что сумма будет значительно меньше, чем те 110 миллионов рублей, которые планируются Алексеем Валентиновичем на замену льгот. Льготы есть не только санаторно-курортные, медицинские и другие, есть льготы в виде машин, дач и так далее. Кстати, напомню, что сейчас бы не было разговора об этих льготах, если бы коммунисты в 17-м году не ввели эти льготы, не придумали свои спецполиклиники, спецпайки, спецмашины и так далее, и тому подобное. И еще хотел бы напомнить Алексею Валентиновичу, что, мне кажется, сейчас эта тема, наоборот, провоцирует выступления народа, а мы пытаемся сложную проблему 122-го закона, который нужно довести до ума, закрыть вот такими популистскими своеобразными подачками - то в форме лишения льгот бывшего президента, то в форме монетизации льгот правительства. Я считаю, что в данном случае этот закон просто неуместен. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Буренин Андрей Викторович. БУРЕНИН А. В., фракция "Единая Россия". Законопроект, безусловно, нужно отклонять, для этого есть несколько оснований. Ну, прежде всего потому, что монетизация как таковая - инструмент для решения конкретных проблем, связанных в основном с большим числом получателей средств. В данном случае, безусловно, к членам правительства это неприменимо. Но не это главное. Давайте посмотрим в глубь этого законопроекта. Что получается? По сути дела, речь идет о расширении привилегий правительства. Сейчас, как следует из закона, правительство не получает никаких льгот по санаторно-курортному обслуживанию - предлагается взамен их выдавать им компенсацию. Члены семей правительства тоже льготники и тоже их не получают - в пояснительной записке сказано, что теперь они их будут получать. Давайте коснемся цифр: из расчетов депутата Митрофанова получается, что каждый член правительства будет в год получать 5 миллионов рублей наличными средствами помимо заработной платы. О каком сужении льгот здесь вообще идет речь? Так что законопроект однозначно нужно отклонять, а если и ставить вопрос, то об отмене льгот без всяких компенсаций, и это будет справедливо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Ну надоело какую-то дремучую невежественность слушать! Вот выступал депутат Воронин про 17-й год, коммунистов, машины и так далее. Так вспомни тогда и о всеобщих субботниках, партмаксимуме, двадцатипятитысячниках и так далее. Ну давайте мы сами себя не будем компрометировать, свою историю, ваши же отцы, деды там были! Зачем мы показываем свою неграмотность? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, мы приняли к сведению. Чуев Александр Викторович, пожалуйста. ЧУЕВ А. В., фракция "Родина". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Безусловно, определенная логика в выступлении автора законопроекта есть в том смысле, что подходить нужно действительно ко всем одинаково. Если мы говорим о том, что льготы должны быть в принципе упразднены и компенсированы деньгами в виде социальных выплат, зарплаты и так далее, то, конечно же, это должно касаться всех слоев общества, и в том числе членов правительства и высших государственных чиновников. Такие нормы есть во многих странах мира, и на самом деле никакими специальными льготами члены правительств либо депутаты парламентов, скажем европейских стран, не пользуются, за исключением охраны и обеспечения офисами и транспортом высших должностных лиц государства, это, безусловно, предусматривается. Но подходить к этому вопросу надо серьезно и последовательно, потому что в действительности речь должна идти не о замене, а об упразднении льгот, потому что зарплата сегодня у государственных чиновников достаточно высока, она была повышена госслужащим, и повышена достаточно серьезно, поэтому добавлять им еще серьезную сумму, для того чтобы компенсировать льготы, которые отменяются... А проект, кстати, действительно проработан несерьезно, потому что есть дополнительные льготы, о которых ничего не сказано, а другие льготы существуют не в том виде, как это записано. Поэтому я считаю, что, конечно, законопроект в данном виде принимать нельзя, но в принципе это проблема достаточно серьезная и действительно важно, может быть, вернуться к ней и рассмотреть, разработать другой законопроект. Действительно, проблема серьезная, и если мы говорим о народе, если мы говорим о людях, о том, что льготы мешают нашему дальнейшему развитию, то давайте начнем с власти.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4221 по 4340 из 5405
Нам необходимо закончить рассмотрение 19-го вопроса. Вопросы и ответы - эту процедуру мы прошли, выступления мы прошли. Есть ли желание выступить у полномочного представителя президента? Полномочного представителя правительства? Есть ли желание выступить с заключительным словом? Пожалуйста, включите микрофон Митрофанову Алексею Валентиновичу. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, я хотел бы выступить с заключением по нашей дискуссии по законопроекту "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" (о денежной компенсации расходов). Я еще раз призываю депутатов голосовать за этот законопроект, и немножко удивлен некоторыми выводами, которые были сделаны в этом зале. Докладчик от родного для меня комитета сказал, что не будет трогать политическую сторону этого вопроса. А как же не трогать политическую сторону этого вопроса? А чем мы вообще здесь занимаемся, в Думе? Вообще, чем мы занимаемся?! Мы занимаемся политикой! Да, на поселковом уровне, может быть, нет политических вопросов (хотя и там тоже есть), но здесь-то всё - политический вопрос. Всё, что касается членов правительства, не может быть без политики. Если вы затеваете гигантскую реформу в стране, я имею в виду 122-й закон, гигантскую реформу, то нужно было провести разъяснительную агитационную кампанию, по масштабам сравнимую с избирательной кампанией, не меньше. И не один Зурабов должен был ездить, а политические партии соответствующие, которые поддерживают это, должны были миллион активистов пустить с рассказом, как говорится, о том, что происходит. И другие должны были подключиться, и все средства информации, и всё правительство должно было разъехаться по регионам с рассказом и агитацией за этот проект. Как же не заниматься политикой?! Вместо этого ничего никому не объясняли про 122-й закон, потом произошли срывы. Более того, для себя жестко сохранили то же самое, что было раньше, а для всех поменяли. Ну это удивительный подход, неправильный! И более того, зачем мы всех мучаем этим подходом? Десять лет вот ЛДПР выступала за то, чтобы денежная компенсация была для депутатов Госдумы. Ну десять лет мы говорим о том, что надо выделить расходы на каждого депутата отдельно, сделать их прозрачными! И не нужны эти льготы по телефонным разговорам, скажем так, бесплатным междугородным и международным, еще иные формы обеспечения. Всё посчитать и в виде денег вывести. Один депутат захочет потратить это на агитаторов, другой - на социальную помощь в регионе, третий - на научную деятельность и разработку законов. Но пора это делать. Ведь действительно вся история эта началась (прав депутат Воронин) очень давно, в те годы, когда Ленин подписал указ: для изможденных и голодающих работников Совнаркома учредить специальную столовую. Так было написано в распоряжении Ленина. Уже нет ни изможденных, ни голодающих, а формы какого-то скрытого обеспечения по-прежнему существуют. Зачем - это понятно: так можно маскировать реальные расходы. Так вот, я вам хочу сказать, что, по моим подсчетам, реальные расходы на содержание члена правительства составляют не менее 50 тысяч долларов в месяц, 50 тысяч долларов в месяц! И по этому показателю мы обгоняем и Соединенные Штаты, и Германию, где очень высокая зарплата у министров. Я включаю сюда так называемое дачное обслуживание и предоставление бесплатной квартиры, чтобы не удивлялись, откуда берется такая сумма. Потому что всем министрам предоставляются так или иначе квартира в Москве и дачное обслуживание определенного уровня, и это резко повышает цену их содержания. Это всё камуфлируется, всё это прикрывается, нет бы сделать всё это открытым, может быть, не рассматривать как зарплату, но фонд какой-то создать для министра, которым он бы мог пользоваться в личных целях или в неличных. Может, он библиотеку захочет в родном селе построить, как американский президент, который строит библиотеки в местах, где он когда-то жил или родился. Может быть, кто-то захочет книги издавать и так далее. Это всё было бы гораздо полезнее, чем когда государство вынуждено идти на какие-то расходы и само потом не может их посчитать. В свое время Сталин дал указание руководителю своей личной охраны Власику посчитать, каковы расходы на его содержание. Тот не смог этого сделать. Год по линии разных ведомств считали, во сколько обходится Сталин государству, и не смогли посчитать. Не смогли, потому что не знали, как оценить то, как оценить это, как оценить перемещение частей и подразделений для охраны, строительство каких-то сторожевых вышек, башен, катеров и так далее. Ничего не смогли сделать, да это и невозможно. Это с тех времен идет: как говорится, всё вокруг бюджетное, колхозное, мое и так далее. В этом деле, конечно, нужно наводить порядок. Мы же никаких цифр не даем в нашем законопроекте, это очень простая поправка: членам правительства выплачивается денежная компенсация расходов, связанных с медицинским, санаторно-курортным обслуживанием и социально-бытовым обеспечением. Всё, вот и вся поправка к этому закону. Мы же не даем конкретных цифр, их может установить само правительство, посчитав. Но сам подход, я думаю, мы должны здесь закрепить. И если применяется этот подход, то надо его для всех в государстве закрепить, оставив только семь человек, семь высших должностных лиц: президента, премьера, двух председателей палат, трех председателей судов, возможно, еще министра обороны, начальника Генштаба, лиц, причастных к запуску ракет и так далее, - ну, девять-десять человек в государстве, которые будут находиться на государственном обеспечении, фактически на военных объектах со специальной связью, специальной системой оповещения и так далее. Да, они живут практически в казарме, в красивой казарме, но в казарме, поскольку находятся на самом деле на территории воинской части. Кстати, на многих госдачах так и написано: "Территория воинской части, проход запрещен" - и это правильно, потому что это практически воинская часть. Все остальные - гражданские люди и должны жить по обычным гражданским законам, поэтому никаких исключений для них делать не надо. И в этой связи я прошу проголосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование в первом чтении проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 30 сек.) Проголосовало за 37 чел.8,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 38 чел. Не голосовало 412 чел.91,6% Результат: не принято Не принято.