Заседание № 51
31.10.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 97259-5 "О ратификации Соглашения о создании системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1856 по 2207 из 7003
Пункт 12. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения о создании системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности". Доклад Николая Егоровича Макарова. Пожалуйста. МАКАРОВ Н. Е. Во-первых, я очень благодарен за те вопросы и выступления, которые прозвучали по первому разделу, поскольку то, что интересует депутатов Государственной Думы, стоит в центре внимания и Министерства обороны. Я думаю, нам надо более плотно в этом направлении работать, чтобы снять многие вопросы, чтобы те вопросы, которые не сняты, мы совместно решали. Уважаемые товарищи, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о создании системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности" внесён на рассмотрение в Государственную Думу Президентом Российской Федерации. Представленный законопроект подготовлен во исполнение статьи 16 Федерального закона № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Указанным соглашением предусматривается создание системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности на базе существующей системы управления вооружёнными силами государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности в регионах коллективной безопасности с учётом общности оборонного пространства, оперативного оборудования и инфраструктуры регионов коллективной безопасности. Предлагаемая система управления создаётся в целях обеспечения эффективного функционирования сил и средств организации в мирное и военное время и поддержания непрерывного взаимодействия органов управления коалиционными группировками войск (сил) с министерствами обороны участвующих сторон. В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" соглашение подлежит ратификации, поскольку его предметом является коллективная безопасность. Соглашение не содержит правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Его реализация не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Ратификация данного соглашения будет служить интересам обеспечения военной безопасности нашего государства и государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности. Уважаемые товарищи, в связи с изложенным прошу Государственную Думу ратифицировать Соглашение о создании системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Егорович. Присаживайтесь. Содоклад Алексея Владимировича Островского. Пожалуйста. ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Сегодня мы обсуждаем вопрос о ратификации соглашения об оперативном оборудовании территории и инфраструктуры ОДКБ. По мнению комитета, его реализация определяет стратегические условия для создания и функционирования системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ. Комитет всесторонне рассмотрел соглашение, и мы отмечаем его исключительную важность для деятельности ОДКБ и обеспечения национальных интересов и безопасности нашего государства. Настоящее соглашение - первый международный документ в сфере многостороннего военного сотрудничества, положения которого направлены на создание системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ на основе обеспечения устойчивого и непрерывного боевого управления войсками и оружием в военное и мирное время. Его подписание олицетворяет крайне высокую степень - я обращаю ваше внимание на это - взаимного доверия сторон в отношении применения национальных сил и средств с использованием создаваемой для этого системы управления как составной части системы коллективной безопасности ОДКБ. И в этом смысле его значение трудно переоценить. Хотелось бы отметить, что наиболее заметных и значимых результатов интеграции на постсоветском пространстве мы добились именно в военной сфере. При обеспечении коллективной безопасности государств - членов ОДКБ мы пришли к общему пониманию проявленных военных опасностей, вызовов и угроз, в том числе в первую очередь международного терроризма, мы выработали механизмы для принятия решений, адекватных современным вызовам и угрозам. Для достижения уставных целей в рамках организации создаётся система коллективной безопасности и завершается формирование региональных группировок войск. Однако недостаточно иметь в своём распоряжении силы и средства, ими необходимо управлять, и при этом управлять умело. Необходимо также обеспечить поддержание постоянной боеготовности сил и средств в мирное время и осуществлять их перевод в стадию боеготовности более высокой степени в период угрозы. В указанном смысле настоящее соглашение будет способствовать координации и объединению усилий государств - членов ОДКБ в процессе создания системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности организации и распространения на национальные вооружённые силы сторон единых стандартов по формированию боевых порядков и комплектованию частей и подразделений, а также по оснащению их современным вооружением и военной техникой. В практическом плане при выполнении настоящего соглашения Россия, безусловно, идёт на определённые финансовые издержки, однако в военно-политическом и военно-техническом плане они абсолютно, на наш взгляд, оправданны: с подписанием и вступлением в силу настоящего соглашения создаётся долгосрочная перспектива для повышения эффективности боевого применения сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ, а также - и это, безусловно, очень важно - для развития и укрепления союзнических отношений в рамках организации. Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать данное соглашение. Наши соисполнители, комитеты Государственной Думы по обороне и по безопасности, также поддерживают предложение о ратификации. Просим вас поддержать наше решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Раз, два, три: Москалькова, Жириновский и Федоткин. А, ещё Маслюков Юрий Дмитриевич. Маслюков Юрий Дмитриевич, пожалуйста. Микрофон включите, пожалуйста. МАСЛЮКОВ Ю. Д., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности, фракция КПРФ. Спасибо большое. У меня вопросы такие: сколько стоит это удовольствие для всех стран, входящих в данную структуру, и для России в том числе? И кто будет головным разработчиком этой системы и головным заказчиком? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Егорович. МАКАРОВ Н. Е. В соответствии с совместным решением стран, входящих в Договор о коллективной безопасности, для организации систем управления создаются три блока. Первый - восточноевропейский: на базе Генерального штаба Вооружённых Сил Республики Беларусь с участием органов управления Вооружённых Сил России создаётся объединённый штаб. Он базируется, создан уже на основе национальных пунктов управления, систем управления. В Кавказском регионе это Армения и оперативная группа Вооружённых Сил России, которая там находится. Он создан и не потребует дополнительных вливаний финансовых средств. И в Центрально-Азиатском регионе это прежде всего Казахстан, где будет создан блок. На совещании будет принято решение о назначении командующего и создании штаба также на основе национальных сил Республики Казахстан и оперативной группы Вооружённых Сил России, то есть каких-то дополнительных органов, искусственно создаваемых, не потребуется. Вопросы, о которых говорилось, будут решены в рамках того финансирования, которое выделено Министерству обороны Российской Федерации и министерствам обороны соответствующих национальных государств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, недавно мы слушали здесь информацию, отчёт, можно так сказать, министра обороны Сердюкова. Он тоже эту проблему затрагивал и говорил о предстоящем, будем говорить, массовом сокращении офицеров из органов управления войсками. Причём сказал, что будут сокращаться наиболее опытные, имеющие боевой опыт. И вот в связи с этим у меня вызывает вопрос, недоумение следующее: мы говорим о необходимости создания системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности - что, я считаю, правильно, это нужно делать - и тут же серьёзно ослабляем систему управления войсками внутри страны. Как можно совместить два таких противоположных подхода: сами слабеем, но говорим о какой-то коллективной безопасности? С себя, наверное, начинать надо. У меня вопрос, конечно, не к Николаю Егоровичу, он человек в погонах, как говорится, подневольный, ему трудно это комментировать. Вот у меня, Алексей Владимирович, к вам вопрос: у вас тревоги это не вызывает - ослабление управления? (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Владимирович. ОСТРОВСКИЙ А. В. Большое спасибо за вопрос, уважаемый Владимир Николаевич. У меня, как и у вас, и, я уверен, у многих сидящих в этом зале, поднятый вами вопрос вызывает очень серьёзную обеспокоенность. Вместе с тем хотел бы обратить ваше внимание на то, что совмещение двух этих вопросов не совсем корректно, поскольку это не имеет никакого отношения к ратифицируемому сегодня соглашению. Вы сказали, вы, и, как я понял, ваша фракция поддерживаете ратификацию данного соглашения, поскольку оно отвечает национальным интересам нашей страны. Я уверен, что на очередном "правительственном часе" вы сможете задать этот вопрос представителям военного ведомства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. А у меня к Николаю Егоровичу вопрос, поскольку как раз те, кто в погонах, и должны нам отвечать. Председатель комитета - специалист хороший, но вот... Николай Егорович, скажите, почему мы не предусматриваем в системе этих органов управления воссоздание органов спецпропаганды - бывшее 7-е управление Генштаба? Мне кажется, его зря ликвидировали внутри страны. У нас сегодня его нет, по-моему. Сам термин "управление по воспитательной работе" - это как-то немножко принижает статус, получается какой-то детский дом, пионерский отряд. Лучше бы всё-таки восстановить название "политическое управление". В любом случае органы спецпропаганды очень нужны в современных условиях. И если взять зарубежные страны, там огромное количество даже гражданских органов спецпропаганды, до семи структур в США, а у нас бывшее АПН зачахло и называется по-другому, а уж в армии вообще всё ликвидировано. И это нужно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МАКАРОВ Н. Е. Что касается Министерства обороны, то в Генеральном штабе есть орган, отвечающий за информационное противоборство, в том числе в плане спецпропаганды, но он ведёт работу только по планам Министерства обороны Российской Федерации. То, о чём говорит Владимир Вольфович, - это более широкий вопрос, который требует осмысления уже на более высоком, государственном уровне, потому что спецпропаганда, её ведение, выходит за рамки компетенции Вооружённых Сил России. И этот вопрос, наверное, надо рассматривать в более широком аспекте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Москалькова Татьяна Николаевна. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "Справедливая Россия". У меня будет вопрос к Николаю Егоровичу. Николай Егорович, чем объясняются столь длительные сроки ратификации после подписания этих соглашений? Для ратификации первого соглашения потребовалось более четырёх лет, а для ратификации этого соглашения - более года. Второй вопрос. Скажите, пожалуйста, является ли... Каков координационный орган системы управления? И если у СКБ ОДКБ появляется дополнительная функция, то не требует ли это дополнительных финансовых вложений? У нас общий подход такой, что мы по всем ратификационным соглашениям считаем, что нет необходимости в дополнительных финансовых вложениях при реализации этих функций. На мой взгляд, это совершенно неправильно и... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МАКАРОВ Н. Е. Длительность ратификации связана с двумя аспектами. Первое - к сожалению, частая смена руководства и организующих органов, прежде всего в нашем Центрально-Азиатском регионе, затем избрание парламентов: один начинает и не завершает, избирается новый - процесс по новой идёт. Процесс из-за таких чисто процедурных мероприятий затянут был на четыре года по первому вопросу и более чем на год по второму вопросу. Вот это основная причина, которая повлияла на сроки ратификации. Причём соглашение по управлению на сегодняшний день ратифицировано ещё только одной Белоруссией, а остальные пока ещё тоже решают процедурные вопросы. Что касается координации в создаваемой системе управления, безусловно, общая координация, хотим мы этого или нет, будет возложена всё равно на Генеральный штаб Российской Федерации. А в рамках ОДКБ создан комитет начальников штабов, где рассматриваются изложенные вопросы под общим руководством министров обороны стран, входящих в Договор о коллективной безопасности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я скажу коротко, потому что соприкасаются вопросы двух этих соглашений. Здесь кадровый вопрос, Николай Егорович. В своё время Министерство обороны меня призвало, направило в Закавказский военный округ, хотя Тбилисский университет готовил таких же специалистов. И я спросил кадровиков: "Чего вы меня из Москвы гоните сюда, в Тбилиси, когда рядом, на Руставели, готовят таких же специалистов? Чего же я буду на чужой территории, чужой язык?.." Они сказали: "Не доверяем им". И правильно сказали. Видели, что произошло в Грузии, какой там режим? Вот хотелось бы, чтобы кадровой подготовке специалистов, которые будут в системе управления в рамках документа, который мы ратифицируем, было особое внимание уделено. У вас прекрасный Военный университет и академия Генштаба, хотя вы туда нас не зовёте, специалистов. Ведь очень мало специалистов-востоковедов, очень мало, тем более по Среднеазиатскому и Кавказскому регионам, поскольку в советский период они считались частью одной страны и специалистов не готовили. Поэтому хотелось бы, Николай Егорович, чтобы вы не закрывали доступ к слушателям вашего университета и академии. Мы туда готовы прийти не для пропаганды политических идей и партий, которые представляем, а для того, чтобы специалисты, которых вы готовите, глубже и лучше понимали все вопросы, которые им предстоит решать, находясь в Бишкеке, или в Душанбе, или в Ереване, потому что здесь очень большой набор знаний нужен. Идеальный вариант - подобрать специалистов из русских, которые проживали там. Здесь наша миграционная служба до сих пор занимается тем... Русские приезжают сюда и не могут стать гражданами России. Вот чем мы занимаемся с вами? Сейчас создаём органы управления силами системы коллективной безопасности на территории государств - членов ОДКБ. Это вся Средняя Азия, а о русских никто до сих пор не думает. Вот до чего довели мы русский вопрос! Будем защищать таджиков, узбеков, киргизов, казахов, там будут определённые службы, штабы, деньги и инфраструктура, а русские гуляют по всей территории бывшего СССР как неприкаянные, даже паспорт не хотим им дать. Это тоже нужно учитывать, чтобы ситуацию быстрее повернуть в пользу русского народа, ибо вся страна была создана благодаря русской армии. Не было бы русской армии - не было бы этих территорий. И сегодня в основном благодаря ей это всё удерживается и внимание привлекается к этому ОДКБ. Подождите, вот американцы в ближайшие несколько лет уйдут из Афганистана, вернутся талибы, и тогда в Душанбе всё сразу нам дадут - все базы дадут и за всё готовы будут сами платить. Нужна угроза. Пока там стоят американцы, дальше нас, они накручивают цены и ставят всякого рода рогатки. В Иране что-то случится - Туркмения быстренько изменится, Узбекистан начнёт другую роль играть в Средней Азии и Казахстан быстрее поймёт, что такое Россия, Китай начнёт делать определённые шаги на своих западных границах. То есть когда угроза, они быстренько к нам все бегут, а когда угрозы нет и им пряники раздают в Китае, в Турции, в НАТО, в США, они соответствующим образом себя ведут. Поэтому в органах управления должны сидеть специалисты, которые должны хорошо понимать, на какой территории они находятся, каково будущее этих территорий, учитывать религиозный фактор. Впереди будет единственная война, я это уже сказал в среду, - война на религиозной основе. А вся ОДКБ находится как раз на пространстве исламского мира, кроме Армении и Белоруссии, поэтому этот фактор тоже нужно учитывать и понимать, какие проблемы могут возникнуть перед органами управления. Надо беречь русский язык. И я не зря поднимал вопрос об органах спецпропаганды. Надо использовать армейские средства, для того чтобы они на гражданское население там, где стоят наши воинские части, активно влияли. Надо, чтобы в русские школы при военных городках могли приходить местные жители, чтобы активнее внедряли русскую культуру. Мы об этом не думали во времена Советского Союза, потому что казалось, что всё вечно, но вечного ничего нет. Мы плохо работали на территориях Казахстана, Средней Азии, Западной Украины и Закавказья и получили то, что сегодня имеем. На оставшемся сегодня постсоветском пространстве, пока оно ещё в какой-то степени существует, нужно использовать опыт спецпропаганды. И пожалуйста, не препятствуйте моему желанию прочитать лекции слушателям академии Генштаба, десять лет не даёте такой возможности. Ваши специалисты не являются специалистами, они обычные армейские генералы и полковники, знающие хорошо, может быть, вооружение, уставы, но ни одного востоковеда среди военных преподавателей у вас нет. Надо готовить специалистов, иначе потом мы будем кровью расплачиваться. Там будут лейтенанты, капитаны, которые не смогут понять, чью сторону занять, будут думать, что... Даже не знают иной раз, какую религию исповедует население, где они находятся, какого направления вера, где сунниты, где шииты, каковы отношения между казахами и киргизами (это очень близкие два народа, но не всегда они дружественно друг к другу настроены). То есть очень много вариантов, нюансов. Там принимают хорошо, быстренько накроют стол, дастархан, всё это красиво звучит, только потом приходится отстреливаться и отступать с некоторых территорий. Поэтому хотелось бы, чтобы всё-таки готовили специалистов. Уделите внимание кадровой работе, издавайте приказы не об увольнении и о приёме, о выдаче довольствия, а приказы о внедрении востоковедческих дисциплин, чтобы все, кто у нас работает по направлению ОДКБ, хорошо знали тему. Белоруссия - это тоже не такая простая страна, там полно националистов, с ними тоже надо работать. И армянское направление. Не надо забывать, что Армения первая полностью выдавила русское население после развала СССР. Она сегодня к нам дружественно настроена, потому что Турция давит её с одной стороны, а Азербайджан - с другой, а в принципе меньше всего русского населения на территории Армении, меньше всего, сразу выдавили его, как только мы предоставили возможность выхода Армении из состава СССР. Так что все факторы надо учитывать, всё это надо знать, это огромные знания, которые я приобретал сорок лет, а вы мне мешаете их передать вашим слушателям - и Военного университета, и академии Генштаба. Прошу не препятствовать и в ближайшее время меня пригласить для чтения курса лекций вашим специалистам, которые будут работать по этому направлению. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончил Владимир Вольфович своё выступление. Я обращаюсь к представителям президента и правительства... Я так понимаю, они не настаивают на выступлении. Уважаемые коллеги, мы рассмотрели все вопросы, которые предполагается вынести на "час голосования". Я объявляю "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2763 по 2780 из 7003
И последний законопроект. Пункт 12, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о создании системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 11 мин. 13 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9% Результат: принято Принято.