Заседание № 363
08.06.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 972589-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части конвертируемого займа; принят в первом чтении 9 декабря 2020 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части конвертируемого займа").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4751 по 4823 из 13541
29-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Николай Петрович Николаев. НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Речь идёт о введении новой формы - конвертируемого займа. Всего к законопроекту поступило семь поправок, все они рекомендуются к принятию. Прошу поставить таблицу поправок на голосование и рассмотреть текст. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Петрович. Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 26 сек.) Проголосовало за 294 чел.65,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 295 чел. Не голосовало 155 чел.34,4 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 48 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все экспертизы, полностью готов к рассмотрению в третьем чтении. Комитет просит его рассмотреть и поставить на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Желающие выступить по мотивам будут? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 30 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 329
09.12.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 972589-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части конвертируемого займа".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3319 по 3624 из 7659
Пункт 32, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части конвертируемого займа". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данным законом предлагается реализовать в нашем правовом пространстве новый финансовый инструмент - конвертируемый заём. Его смысл заключается в том, что инвестор, который направляет средства на какой-то проект, может обратно получить от заёмщика либо от партнёра заём, который он предоставил, с процентами либо долю в капитале. То есть в определённой ситуации, например инвестировав свои средства в какой-то проект и поняв, что проект, так скажем, хорошо полетит, что он может очень сильно вырасти в стоимости, в капитализации, инвестор может принять решение, что ему выгоднее не получить долг с процентами, а именно участвовать в капитале этой организации. Такая практика существует в международном праве, у нас, к сожалению, эти нормы активно не работают. И вот этим законопроектом мы как раз предлагаем легализовать такую возможность для инвесторов - считаем, что многие стартапы, которые у нас сегодня не финансируются либо финансируются неактивно, как раз могут получить поддержку со стороны инвесторов, которые направили деньги на поддержку проекта. И конечно, в соответствующих договорах существенным условием являются определённые обстоятельства, при наступлении которых можно получить соответствующее право на участие в капитале реализуемого проекта. При этом все участники общества, которые привлекают деньги со стороны инвестора, должны дать согласие на реализацию вот такого конвертируемого займа. Необходимо отметить, что в мире 35 процентов венчурных проектов как раз реализовывается с помощью такого механизма. Прошу вас также поддержать этот законопроект, он даёт возможность активизировать инвестиционный процесс, особенно в венчурных направлениях, где проекты с рисками, для того чтобы дать возможность развиваться соответствующему рынку. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. С содокладом выступает Николай Петрович Николаев. НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, добрый день! Анатолий Геннадьевич суть изложил очень подробно и очень просто. Мы рассмотрели на заседании комитета этот законопроект. Понятно, что инструмент, который предлагается, вот этот конвертируемый заём, это абсолютно новый для нашего рынка инструмент, хотя не новый для рынков многих других стран. Поэтому неудивительно, что... Да, мы, конечно, поддерживаем полностью этот законопроект, но у нас есть определённые замечания, с ними можно ознакомиться в заключении комитета. В целом мы видим два направления доработки. Первое - это определение перечня тех компаний, которые имеют право или смогут воспользоваться этим инструментом. Понятно, что законопроект сформирован прежде всего для поддержки и развития высокотехнологичных компаний, но пока текст законопроекта позволяет и многим другим воспользоваться этим инструментом - может быть, это разумно, но это требует обсуждения. И второе направление доработки - это очень внимательное соблюдение баланса интересов инвесторов и компаний. Дело в том, что, конечно же, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы этот инструмент использовался или, там, для рейдерских захватов, или для блокировки деятельности компании, нужно ей оставить соответствующую возможность самостоятельно действовать. Но с другой стороны, мы с вами прекрасно понимаем, что инвесторов тоже нужно защитить, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы этот инструмент можно было использовать для злоупотребления доверием инвесторов. Таким образом, мы видим все возможности для его доработки. Очень важный законопроект для рынка, его многие ждут, уже два года ведётся работа над текстом, поэтому просим вас поддержать, и мы готовы будем доработать его ко второму чтению. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Петрович. Коллеги, вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Вопрос Николаю Петровичу. Вот из доклада я понял (Анатолий Геннадьевич достаточно конкретно говорил о таких вещах, о поддержке), что никаких, скажем так, узких мест с точки зрения детализации, где это может быть использовано, в каком направлении, с какими компаниями, нет, я в докладе не услышал, и, на мой взгляд, это выглядело вполне логично, так как использование этого механизма должно быть, может быть и везде существует. Вы в своём докладе, Николай Петрович, сказали, что необходимо ко второму чтению подготовить перечень компаний, то есть это какой-то узкий сегмент, детализация, которая достаточно плохо вот корреспондирует с тем, о чём говорил Анатолий Геннадьевич. Чем это вызвано и насколько это возможно? Насколько я понимаю, можно выделить категорийность, но как конкретное предприятие выделить, мне непонятно. НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо большое за вопрос. Я не говорил о том, что надо выделить узкий сегмент, я говорил о том, что нужно определить, все ли компании смогут воспользоваться этим инструментом. Ну, например, нефинансовые кредитные организации (это один из примеров): если нефинансовая кредитная организация будет этим пользоваться, то, скорее всего, возникнет конфликт интересов или появится возможность злоупотребления с точки зрения привлечения средств, и это будет, ну, искажение деятельности самой компании. Поэтому мы должны пройтись, что называется, по различным сегментам, чтобы оценить, где будет польза, а где появятся возможности для каких-то злоупотреблений. Вот ровно об этом я и говорил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос Николаю Петровичу. Уважаемый Николай Петрович, вы сказали о возможных доработках, в связи с этим вопрос. Допустим, какая-то молодая компания начала активную деятельность, в неё поверили и стали вкладывать деньги, появились инвесторы, потом инвесторы приняли решение, поскольку компания успешна, войти в уставный капитал - и вот в связи с этим вопрос: список закрывается, то есть другие инвесторы могут прийти? И кто будет решать этот вопрос - руководство компании или же крупные инвесторы? НИКОЛАЕВ Н. П. Спасибо за вопрос. Я думаю, что будет более корректно, чтобы Анатолий Геннадьевич ответил по сути законопроекта, а что касается нашей позиции, то я ровно об этом и сказал, это вопрос как раз баланса интересов. Если этот инструмент можно будет использовать для блокировки деятельности компании - вот о чём ваш пример, - то есть требуются ещё инвестиции, например, а предыдущий инвестор, который воспользовался вот таким инструментом, говорит, мол, стоп, ребята, не будем, и тем самым блокируется деятельность... Вот мы должны все сценарии проработать более детально, для того чтобы это был действительно очень качественный, эффективный инструмент развития рынка и прежде всего различных стартапов и высокотехнологичных компаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Геннадьевич, добавите что-то или нет? Депутату Аксакову включите микрофон. АКСАКОВ А. Г. Ну, кто предоставил конвертируемый заём, тот и имеет право войти в капитал; другие инвесторы, если они не предоставляли такого займа, очевидно, не имеют права войти в капитал. Ну а Центральный банк, по сути этого законопроекта, должен сразу же зарегистрировать участие в капитале соответствующего инвестора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, ну вот, по мнению экспертов, вкупе со 115-м законом это стопроцентная схема рейдерского захвата банковской инвестиционной структурой на любом этапе соответствующего реализованного проекта, на любом этапе! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолию Геннадьевичу Аксакову включите микрофон. АКСАКОВ А. Г. Вы знаете, ведь заём предоставляется заёмщику, а заёмщик может этот заём и не брать. И соответственно, если вы подозреваете, что здесь будет какой-то рейдерский захват, не заключайте договор, не получайте заём. Это ваше право, а не обязанность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить, коллеги? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Есть такая мудрость: благими намерениями вымощена дорога в ад. Почему? Ну, знаете, как на одесском базаре: пойди поторгуйся. Анатолий Геннадьевич, вы же прекрасно знаете, что 1,5 миллиона предприятий закрыты в 2019 году и уже 1,1 миллиона в этом году - именно из-за вашего 115-го закона. Вы же предлагаете ещё больше монополизировать право наиболее инвестиционноёмких финансовых структур - а мы их знаем, - чтобы контролировать процесс от а до я. А почему? Правильно вы говорите, но если я с вами заключил договор, вдруг форс-мажор, мне надо перекредитоваться, то вы, используя свои административные ресурсы, заложенные в 115-м законе, не дадите мне такой возможности, понимаете? И я не смогу перекредитоваться и сохранить свой проект, проработанный с затратой колоссальных усилий - сначала на то, чтобы этот проект появился в проектном варианте, потом на то, чтобы заключить все бесчисленные договоры с вами. Я подчёркиваю, 115-й закон в дополнение к вашему... в принципе ваш инструмент хорошо используется в восточном сегменте Азии, где, вы знаете, по Корану процент является грехом, понимаете? Но мы всегда берём, выдёргиваем что-то хорошее у других и пытаемся на нашу порочную почву посадить, чтобы дождаться результатов. Да, вам честь и хвала, как председателю комитета, который реализует в полной мере интересы банковского сектора, но, с моей точки зрения, нам сегодня нужны другие законы. Нам, по примеру Рузвельта, надо принимать антитрастовское законодательство - не расширяющее возможности банковской системы, а накладывающее больше обязательств на них в части доступности кредитования, особенно долгосрочного. А в данной ситуации ну, мы можем это принимать, но вот даже Николай Петрович, если вы внимательно слушали, в содокладе сакцентировал внимание на том, что могут появиться дополнительные инструменты для рейдерских захватов. В принципе, посмотрите, хорошие были придуманы 40 институтов развития. На 40 институтов развития - все они примерно с такими же, как у вас, обоснованиями были - 5 триллионов отдано, а в результате что получилось? Новый премьер пришёл, проанализировал и оптимизировал, а 5 триллионов с кого потребовать? Давайте задумаемся. Мы не будем поддерживать такой законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бугера Михаил Евгеньевич. На рабочем месте включите микрофон. БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает концепцию законопроекта и считает, что его принятие в полной мере отвечает реализации поставленной президентом нашей страны задачи по скорейшему развитию инновационных отраслей, в том числе ускоренному наращиванию затрат на научные исследования. По мнению фракции, предложенные меры позволят стимулировать приток инвестиций в высокотехнологичные сектора российской экономики, окажут весомую поддержку небольшим компаниям, которые испытывают острейшую потребность в фондировании на этапе своего становления. Уже подчёркивалось, что аналогичные правовые механизмы широко развиты за рубежом и доказали свою высокую востребованность у участников рынка. Поэтому логично, что в целях реализации поручений Президента Российской Федерации нам следует восполнить существующий пробел в этой области у нас - предоставить отечественным инновационным компаниям возможность привлекать необходимые инвестиции посредством этого инструмента, этого механизма внутри страны. Законопроект крайне важный с точки зрения создания стимулов для развития высокотехнологичных предприятий, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Николай Васильевич простимулировал заключительное выступление. Как-то ко мне на приём сюда, в Госдуму, пришёл один человек, зашёл в кабинет и показывает какой-то прибор. Я говорю: "Ну и что это такое?" - "Позвоните своему секретарю и попросите, чтобы она зашла". Ну, я звоню секретарю, человек включает прибор. Секретарь встаёт, подходит - и всё видно, как она встаёт, подходит к двери, заходит. Меня это удивило, я говорю: "Ну а для чего нужен вот такой прибор?" Человек отвечает: "Для беспилотных автомобилей. Они будут видеть всё, что творится за углом, как едет навстречу другой автомобиль. Я уверен, что этот прибор получит хорошую поддержку на рынке". Я говорю: "Иди в банки, пусть они тебя прокредитуют". Он отвечает, что в банки обращался, но есть нормативы Центрального банка, куча условий, риски - банки не хотят кредитовать. Такие проекты для них, в том числе в связи с нормативами, невозможны. А инвесторы, возможно, прокредитуют, профинансируют. И этот человек мне сказал: "От вас мне нужно, чтобы быстрее приняли закон о конвертируемом займе. Многие инвесторы, увидев мой проект, поймут, что он очень перспективный, потому что беспилотное автомобилехождение - это будущее, и кто-то точно вложится. И я заработаю, и этот инвестор заработает". Вот в чём смысл идеи, которую мы пытаемся правовым способом защитить и реализовать, Николай Васильевич. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Петрович Николаев, содокладчик, пожалуйста. НИКОЛАЕВ Н. П. Вы знаете, коллеги, вообще, в необходимости принятия этого законопроекта у нас сомнений абсолютно не было. И мы рекомендуем Государственной Думе его принять. Что касается тех рисков, о которых я говорил, - так мы для этого здесь и работаем, чтобы эти риски снять и сделать действительно качественный инструмент, качественный текст закона из прекрасной идеи. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 14 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.