Заседание № 308

21.07.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 972107-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования виноградо-винодельческой отрасли).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7293 по 7530 из 9050
Пункт 62, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации". Доклад             
Константина Михайловича Бахарева.                                               
                                                                                
БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию              
предлагается проект "О внесении изменений в Федеральный закон "О                
виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" - этот закон мы с вами       
приняли относительно недавно, в декабре прошлого года, а спустя 180 дней, то    
есть 26 июня текущего года, он вступил в силу. Сразу скажу, что ни одно из      
базовых положений закона не подвергается пересмотру. Его концепция остаётся     
неизменной, как неизменными остаются цели государственной политики в этой       
сфере: поддержка российских виноградарей и виноделов, стимулирование            
устойчивого развития отрасли, рост её инвестиционной привлекательности,         
повышение качества и безопасности отечественной винодельческой продукции.       
                                                                                
Речь идёт о точечной донастройке правового регулирования в сфере                
виноградарства и виноделия, в том числе с учётом замечаний, высказанных в       
процессе рассмотрения и принятия закона в прошлом году.                         
                                                                                
Так, для обеспечения неразрывности правового регулирования отрасли              
предлагается включить в понятийный аппарат определение винных дистиллятов и     
спиртов, бренди, виноградной водки и российского коньяка, а также               
распространить установленные законом требования к технологическим приёмам и     
операциям на всю винодельческую продукцию с учётом особенностей производства    
различных её видов. Напомню, сегодня эти требования действуют только в          
отношении производства вина, притом что более трети винограда в нашей стране    
используется для изготовления иных видов винодельческой продукции. Это же       
касается и режима защищённых наименований, который предлагается                 
распространить на всю винодельческую продукцию из российского винограда, а не   
только на вино, как это предусмотрено в действующей редакции закона.            
                                                                                
Кроме того, в соответствии с ранее высказанными замечаниями в законопроект      
включена норма, в соответствии с которой допускается ведение виноградарства и   
виноделия на сельскохозяйственных землях, в населённых пунктах и на участках,   
не признанных землями, пригодными для виноградства.                             
                                                                                
Добавлена норма о создании федеральной саморегулируемой организации             
виноградарей и виноделов России с территориальными подразделениями.             
Организация наделяется рядом полномочий, которые в действующей редакции         
закона отнесены к компетенции уполномоченного федерального органа               
исполнительной власти. Указанные изменения направлены на упорядочение системы   
саморегулирования в отрасли и освобождение государственных органов от           
несвойственных им функций. На наш взгляд, профессиональному сообществу          
виноградарей и виноделов должен быть предоставлен максимальный объём            
организационных и нормативных полномочий, за исключением вопросов               
безопасности выпускаемой продукции. Отмечу также, что предлагаемые изменения    
не направлены на запрет деятельности существующих саморегулируемых              
организаций виноградарей и виноделов, предполагают лишь передачу ряда функций   
одной из таких организаций, деятельность которой будет распространяться на      
всю территорию страны и регулироваться нормами федерального закона.             
                                                                                
Законопроект поддержали Правительство Российской Федерации, профильный          
комитет Государственной Думы по экономической политике и                        
комитеты-соисполнители. Что касается поступивших замечаний, мы готовы           
работать с ними в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению -           
приглашаю всех коллег к совместной работе.                                      
                                                                                
Прошу поддержать концепцию законопроекта и принять его в первом чтении.         
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Кравченко Дениса Борисовича... Так, я смотрю,    
у нас содокладчика нет в зале. А кто у нас комитет по экономической политике    
здесь представляет?                                                             
                                                                                
Владимир Владимирович Гутенёв, мнение комитета доложите по данному вопросу.     
                                                                                
Включите микрофон Гутенёву.                                                     
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В. Александр Дмитриевич, комитет поддерживает. Решение               
положительное.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы?                                                       
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста.                                           
                                                                                
БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Я Константину Михайловичу хотела бы задать вопрос.                              
                                                                                
Мы рассматривали законопроект на заседании комитета. И сейчас обращаются        
очень многие виноградари с мест, с территорий: они против создания вот этой     
большой СРО (саморегулируемой организации), так как она просто развалит малые   
виноградные хозяйства. Каково ваше отношение к этому?                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бахареву включите микрофон.                               
                                                                                
БАХАРЕВ К. М. Наталья Дмитриевна, мне сложно согласиться с такой                
интерпретацией проектируемых изменений. Дело в том, что в их основе лежит       
совершенно иной подход, о котором я сказал. Мы ни в коей мере не ликвидируем    
существующие саморегулируемые организации, они продолжат функционирование в     
рамках территориальных подразделений федеральной саморегулируемой               
организации, эти подразделения будут созданы применительно к                    
виноградо-винодельческим зонам, районам и терруарам, то есть сохраняется        
трёхуровневое деление, мы лишь наделяем одну из таких организаций, именно       
федеральную организацию, дополнительным объёмом нормативно-организационных      
полномочий, которыми сегодня - я об этом сказал, выступая с трибуны, -          
наделён, вернее, предлагается действующей редакцией закона наделить             
федеральный орган исполнительной власти. То есть мы фактически освобождаем      
госорган от несвойственных функций и повышаем роль профессионального            
сообщества виноградарей и виноделов в решении проблемных вопросов отрасли.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Я вижу, появился содокладчик Кравченко, так что, если к нему будут вопросы,     
можно задавать.                                                                 
                                                                                
Савченко Светлана Борисовна, пожалуйста.                                        
                                                                                
САВЧЕНКО С. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Константин Михайлович, законопроектом предлагается уточнить, что      
под виноградом, выращенным на территории Российской Федерации, понимаются       
плоды виноградных насаждений, расположенных в границах нашей страны на дату     
вступления закона в силу. В пояснительной записке указано, что это позволит     
решить проблему легализации крымских вин, находящихся на длительной выдержке.   
Скажите, пожалуйста, о какой конкретно проблеме легализации крымских вин идёт   
речь и как данная норма поможет её решить?                                      
                                                                                
БАХАРЕВ К. М. Спасибо, Светлана Борисовна, за вопрос. Что касается вин,         
которые находятся на длительной выдержке, речь идёт об урожаях 2013-го и        
предыдущих годов. Винодельческие предприятия Крыма должны получить              
возможность размещать на этих винах специальные марки о принадлежности к        
категориям ЗГУ и ЗНМП (вина с защищённым географическим указанием и с           
защищённым наименованием места происхождения), но в нашем законе                
предусмотрено требование о сырье на 100 процентов российского происхождения,    
то есть вина категорий ЗГУ и ЗНМП могут быть изготовлены на 100 процентов из    
винограда, выращенного в Российской Федерации. Соответственно, в случае с       
виноградом, выращенным в Республике Крым до 2014 года, возникает вопрос,        
можно ли его отнести к российскому винограду или нет? Вот та редакция нормы,    
которая сегодня предлагается, этот вопрос снимает, и проблема для крымских      
винодельческих предприятий будет решена.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ламейкин Дмитрий Викторович.                              
                                                                                
ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
Константин Михайлович, прежде всего хочу передать слова благодарности от        
кубанских виноградарей и виноделов за закон, потому что он действительно был    
нужен. И то, что сегодня предлагается в части, касающейся расширения            
понятийного аппарата закона, наверное, актуально. Как пример приведу введение   
в законопроект новых понятий: "автохтонное виноделие" и "автохтонный сорт       
винограда". Действительно, нам необходимо наши аборигенные, местные сорта       
закреплять. Единственно, у меня возник вопрос: чем обусловлена дата, которая    
здесь фигурирует, точка отсчёта - 1850 год? Дата основания "Абрау-Дюрсо" на     
Кубани - 1870 год, "Мысхако" - 1869 год, поэтому не совсем понятна такая        
дата.                                                                           
                                                                                
БАХАРЕВ К. М. Спасибо, Дмитрий Викторович, за вопрос. Действительно, именно     
успехи российских виноделов - и крымских, и кубанских - потребовали от нас      
включить понятия "автохтонное виноделие", "автохтонный (аборигенный) сорт       
винограда" в текст законопроекта. Что касается даты, то дело в том, что         
первой научной работой об истории виноделия на территории Российской империи    
является сочинение Петра Кеппена "О виноделии и винной торговле в России",      
оно содержит описание традиционных сортов винограда и способов их               
возделывания. Данная работа была опубликована в 1832 году, соответственно,      
предлагаемая нами дата, 1850 год, как точка отсечения в определённой мере       
достаточно условна, но в то же время, мне кажется, обоснованна, с учётом того   
что позднее уже отмечается усиление западноевропейского влияния на российское   
виноградарство и виноделие.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ситников Алексей Владимирович.                            
                                                                                
СИТНИКОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Константин Михайлович, с учётом того что обеспеченность сырьём, а     
именно коньячными дистиллятами отечественных производителей, сегодня на         
уровне 40 процентов, не боитесь ли вы, что доля коньяков, произведённых в       
России, на полках уменьшится, при этом коньяки, произведённые в Армении,        
Казахстане из того же иностранного сырья, будут оставаться коньяками; не        
приведёт ли это к уходу производителей коньяков с территории Российской         
Федерации и потере значительных акцизных поступлений?                           
                                                                                
БАХАРЕВ К. М. Спасибо за этот вопрос, он действительно очень важен, и мы его    
уже обсуждаем сейчас с представителями производителей коньяков в Российской     
Федерации, которые, ознакомившись с той редакцией, которая сегодня              
рассматривается и предложена вашему вниманию, тоже задали аналогичный вопрос.   
                                                                                
В связи с этим хотел бы обратить внимание на то, что в переходных положениях    
(это глава 7, статья 49) предусмотрен трёхлетний переходный период, на          
протяжении которого жёсткие требования в отношении запрещённых                  
технологических приёмов производства не применяются к концентрированному        
виноградному суслу и концентрированному ректификованному виноградному суслу,    
которые произведены за пределами территории Российской Федерации. Возможно,     
мы вместе подумаем над тем, чтобы включить именно в этот пункт переходных       
положений и коньячный дистиллят, для того чтобы по аналогии с виноградным       
суслом и для производителей коньяка предусмотреть трёхлетний переходный         
период. Будем это обсуждать в процессе подготовки законопроекта ко второму      
чтению.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента,             
правительства? Нет. Докладчик? Нет. Содокладчик?                                
                                                                                
Пожалуйста, можно сказать что-нибудь хорошее.                                   
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б. Александр Дмитриевич, спасибо. Я приношу свои извинения.        
                                                                                
Хотел лишь добавить к тому, что Константин Михайлович, как автор, доложил,      
что концептуально комитет поддерживает данный законопроект. Единственное, что   
я отмечу: ко второму чтению мы считаем целесообразным предусмотреть             
дополнительные меры поддержки малых форм предприятий винограднической           
отрасли, относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса, а также             
рассмотреть возможность расширения каналов сбыта российской продукции путём     
использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет.                 
                                                                                
Комитет просит поддержать законопроект.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в Российской        
Федерации", пункт 62.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 43 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              351 чел.78,0 %                                    
Проголосовало против           34 чел.7,6 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    386 чел.                                          
Не голосовало                  64 чел.14,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.