Заседание № 55

27.10.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 97168-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (в связи с реформой федеративных отношений и местного самоуправления).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2058 по 2423 из 5298
Уважаемые депутаты, на фиксированное время поставлен вопрос о проекте           
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном    
бюджете на 2004 год" и признании утратившими силу некоторых положений           
законодательных актов Российской Федерации", это пункт 7. Доклад официального   
представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра           
финансов Российской Федерации Татьяны Алексеевны Голиковой.                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГОЛИКОВА Т. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты, добрый день! На ваше          
рассмотрение представляется проект федерального закона "О внесении изменений    
в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год" и признании             
утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской           
Федерации". Данный законопроект внесен в Государственную Думу по нескольким     
основаниям. Первое основание - это необходимость реализации уже в 2004 году     
тех решений президента и правительства, которые не были учтены в бюджете 2004   
года, поскольку необходимости их учета в 2004 году при формировании бюджета     
не возникало. Второе - это изменение структуры федеральных органов              
исполнительной власти в связи с указом президента об этом изменении. И третье   
- необходимость подготовки в первую очередь бюджетов субъектов Российской       
Федерации к реализации 122-го и 95-го законов, предполагающих, как вы знаете,   
с 1 января 2005 года иное, чем сегодня, разграничение полномочий, и доходных,   
и расходных, между уровнями бюджетной системы. Кроме того, вторая часть         
законопроекта предлагает приостановить, признать утратившими силу несколько     
положений ныне действующего закона "О федеральном бюджете на 2004 год" в        
связи с решением Конституционного Суда о признании не соответствующими          
Конституции отдельных норм, которые содержались в законе о бюджете на 2004      
год, касающихся Счетной палаты и поднайма жилья военнослужащими.                
                                                                                
Итак, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О   
федеральном бюджете на 2004 год..." предлагает полный пересмотр параметров      
ныне действующего закона о бюджете и соответственно устанавливает доходы        
федерального бюджета в объеме 3 триллионов 273,8 миллиарда рублей и расходы     
федерального бюджета в объеме 2 триллионов 768,1 миллиарда рублей. Что это      
означает? Доходы федерального бюджета по сравнению с утвержденными возрастают   
на 531 миллиард рублей. Из этих 531 миллиарда 313 миллиардов приходится на      
поступление дополнительных доходов в Стабилизационный фонд. Это доходы,         
которые образуются в федеральном бюджете в связи с более высокими ценами на     
нефть, чем это предусматривалось при формировании бюджета. 313 миллиардов       
рублей - это увеличение только двух целевых источников: налога на добычу        
полезных ископаемых, по нефти, и экспортных пошлин на нефть. Соответственно     
оставшаяся часть доходов используется на замещение источников внешнего          
финансирования дефицита бюджета. Как вы знаете, в 2004 году в связи с           
благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой не предполагается привлечение    
внешних заимствований. И еще часть этих доходов предполагается использовать в   
рамках того законопроекта, который мы вам предлагаем, на непроцентные           
расходы. Общее увеличение расходов федерального бюджета оценивается в 108,6     
миллиарда рублей, при этом 41 миллиард рублей мы изыскиваем на увеличение       
непроцентных расходов в результате экономии, образовавшейся по обслуживанию     
государственного долга в связи с большим укреплением рубля, чем это             
планировалось при формировании бюджета на 2004 год, а также экономии по         
другим статьям расходов федерального бюджета.                                   
                                                                                
На общее увеличение расходов федерального бюджета предполагается направить в    
чистую 82,6 миллиарда рублей. Основное увеличение получают такие разделы        
бюджета, как "Национальная оборона", - 14,7 миллиарда рублей. Из этой суммы,    
14,7 миллиарда рублей, 5 миллиардов рублей предполагается направить на          
погашение задолженности по государственному оборонному заказу, 3 миллиарда      
рублей предполагается направить на погашение задолженности по воинским          
перевозкам и 2 миллиарда 100 миллионов рублей предполагается направить на       
погашение задолженности по оплате горюче-смазочных материалов. Кроме того,      
около миллиарда рублей предполагается направить на погашение задолженности,     
которая сложилась у Минобороны по выплате боевых на территории                  
Северо-Кавказского округа.                                                      
                                                                                
Правоохранительная деятельность. Дополнительное увеличение составляет 6         
миллиардов рублей. Из этой суммы 3 миллиарда рублей уходит на мероприятия по    
антитеррористической деятельности, более 3 миллиардов рублей. Здесь же, в       
этом разделе, учитывается необходимость погашения задолженности, так же как     
по национальной обороне, по выплате боевых на территории Северо-Кавказского     
округа.                                                                         
                                                                                
По разделу "Промышленность, энергетика и строительство" увеличение расходов     
прогнозируется на уровне 12,7 миллиарда рублей. Основная доля этих расходов     
приходится на федеральные инвестиционные объекты, которые будут готовы к        
вводу в 2004 году.                                                              
                                                                                
На 5 миллиардов увеличивается раздел "Сельское хозяйство...". Все эти расходы   
предполагается направить на увеличение уставного капитала "Росагролизинга".     
                                                                                
И еще одно крупное увеличение, 23 миллиарда рублей, самое серьезное             
увеличение, которое есть в законопроекте, предложенном на ваше рассмотрение,    
- это по разделу "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы". Как я   
уже говорила вначале, мы предполагаем такое серьезное увеличение этого          
раздела в конце года, в преддверии разграничения полномочий между уровнями      
бюджетной системы. Куда предполагается направить основные суммы этих            
расходов? Предполагается направить 3,3 миллиарда рублей дополнительно на        
софинансирование жилищных субсидий населению. После увеличения на 3,3           
миллиарда рублей существующей суммы мы увеличим долю участия федерального       
бюджета в финансировании жилищных субсидий населению с 10 имеющихся на          
сегодняшний день до 20 по итогам 2004 года. При этом консолидированные          
бюджеты субъектов Российской Федерации направят на эти цели, по нашим           
оценкам, в 2004 году 34 миллиарда рублей. Часть этой суммы, 23 миллиарда        
рублей, мы предполагаем направить на полное погашение задолженности по          
финансированию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в             
Российской Федерации". Вы знаете, что начиная с 1 января 2005 года              
финансирование указанного закона полностью уходит в федеральный центр.          
Соответственно задолженность, которая сложилась у субъектов Российской          
Федерации по этому закону, должна быть урегулирована по состоянию на 1 января   
2005 года. Исходя из финансовой отчетности, которую представляют нам органы     
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, задолженность, включая    
оплату жилищно-коммунальных услуг, по состоянию на 1 сентября этого года        
сложилась в объеме 6,3 миллиарда рублей. Ровно эту сумму, 6,3 миллиарда         
рублей, согласно той географии, которая сложилась, мы предлагаем включить       
отдельным приложением к законопроекту о бюджете на 2004 год. Из указанной       
суммы, 6,3 миллиарда рублей, 2,5 миллиарда рублей дополнительно к тем           
деньгам, которые уже выделяло федеральное правительство, уйдет на               
урегулирование задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в субъектах   
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
И еще одна дополнительная сумма - 6,6 миллиарда рублей, которую                 
предполагается направить на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов   
Российской Федерации в 2004 году. Что это означает? Это означает, что в         
декабре по сравнению со сложившимися ежемесячными выплатами субъектам           
Российской Федерации в объеме 15,9 миллиарда рублей дополнительно уйдет сумма   
в 6,6 миллиарда рублей. Она может быть использована в этом году или             
зарезервирована субъектами Российской Федерации на начало 2005 года.            
                                                                                
Кроме того, в представленном на ваше рассмотрение законопроекте предлагается    
урегулировать задолженность федеральных структур, а именно Генеральной          
прокуратуры, судебных органов, и финансирование приобретения субъектами         
Российской Федерации жилья для "чернобыльцев". На эти три направления тоже      
выделяются отдельные финансовые ресурсы, и соответствующие приложения в         
разрезе субъектов Российской Федерации представлены в законопроекте,            
вынесенном сегодня на ваше рассмотрение.                                        
                                                                                
В результате изменений, которые произойдут в структуре расходов федерального    
бюджета на 2004 год, мы планируем такие же, как это предлагалось и при          
внесении проекта бюджета на 2005 год, оценки по объему Стабилизационного        
фонда. Напоминаю вам, что в рамках бюджета 2005 года те средства, которые       
превысят сумму Стабилизационного фонда в 500 миллиардов рублей, будут           
направлены в бюджет Пенсионного фонда в объеме 74,7 миллиарда рублей и 167 с    
небольшим миллиардов рублей будут направлены в качестве источника погашения     
государственного долга Российской Федерации. Предложения по остальным           
финансовым ресурсам, которые будут пополнять Стабилизационный фонд после этих   
выплат, будут внесены и на рассмотрение правительства, и на рассмотрение        
Государственной Думы для определения направлений использования средств          
Стабилизационного фонда в дальнейшем.                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Алексеевна. Присаживайтесь.              
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по бюджету и налогам Юрия Викторовича            
Васильева.                                                                      
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и         
налогам, фракция "Единая Россия".                                               
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги и уважаемые члены               
правительства! Общий объем увеличения расходов федерального бюджета на 2004     
год составляет 108,6 миллиарда рублей. Источником увеличения расходов           
федерального бюджета стали дополнительные доходы, перераспределение внутри      
расходных статей бюджета, а также средства от экономии расходов по отдельным    
главным распорядителям средств федерального бюджета, ряду разделов и            
подразделов федерального бюджета.                                               
                                                                                
В прошлую среду, 20 октября, я, в общем-то, подробно докладывал этот вопрос     
при обсуждении бюджета на 2005 год. Хочу лишь сказать, что действительно        
правительство предлагает нам сейчас утвердить дополнительные расходы и          
распределение дополнительных средств по важнейшим направлениям расходов, в      
том числе по тем, по которым многие депутаты Государственной Думы высказывали   
свое неудовлетворение при рассмотрении проекта бюджета на 2005 год.             
Правительство готово выделить средства сейчас, то есть в ноябре и декабре,      
что снимет напряжение во многих регионах страны. В целях своевременного         
доведения средств мы предлагаем принять законопроект не только в первом         
чтении, но и в целом.                                                           
                                                                                
Не буду подробно останавливаться на перечислении всех дополнительных            
расходов, которые представлены в данном законопроекте, тем более что Татьяна    
Алексеевна подробно всё доложила, выскажусь только по отдельным проблемам. В    
частности, по мнению комитета, неточности прогноза макроэкономических           
показателей, используемых в расчетах показателей федерального бюджета на 2004   
год, создали значительные резервы по увеличению доходов федерального бюджета    
и предпосылки к перераспределению средств по показателям бюджета в ходе его     
исполнения. По результатам рассмотрения предлагаемых корректировок              
Правительства Российской Федерации в части возврата задолженности иностранных   
государств перед Российской Федерацией было выявлено существенное снижение      
выплат по сравнению с ранее утвержденными в бюджете объемами. В связи с         
изложенным комитет предлагает правительству усилить работу по возврату          
задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией, а также       
выработать новые механизмы погашения задолженности, в частности по долгу        
Индии. Кроме того, вызывает вопросы правовая основа корректировки графика       
платежей в сторону снижения объемов выплат по заключенным, но еще не            
ратифицированным международным соглашениям.                                     
                                                                                
В заключение позволю себе сказать вот о чем. Мы в комитете, с правительством    
очень серьезно изучили проект закона и считаем, что изменения в закон о         
бюджете на 2004 год надо принимать. По указанному законопроекту проведена       
юридическая и лингвистическая экспертизы. Учитывая вышеизложенное, Комитет по   
бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять указанный проект     
федерального закона в первом чтении и в целом. Спасибо.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Викторович.                                 
                                                                                
По Регламенту сейчас можно задать вопросы докладчику и содокладчику.            
                                                                                
По ведению - Никитин Владимир Петрович, пожалуйста.                             
                                                                                
НИКИТИН В. П. Спасибо, Борис Вячеславович.                                      
                                                                                
У меня вопрос к вам. Мы рассматриваем крупную проблему, связанную с             
кардинальной перестройкой бюджета на 2004 год. В таких случаях, думается,       
целесообразно было бы заслушать представителей Счетной палаты, тем более что,   
насколько я знаю, они делали подобного рода материалы, чтобы депутатам было     
проще ориентироваться в том море цифр, которые они сейчас услышали. Вот как,    
представитель Счетной палаты приглашен к нам?                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Викторович.                                          
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Я могу ответить. Уважаемые коллеги, по Бюджетному кодексу        
рассмотрение с участием Счетной палаты предполагается только лишь если доходы   
и расходы превышают на 10 процентов. Если этого нет, - а в данном               
законопроекте превышение составляет, кажется, 3,6 процента, - то в данном       
случае не требуется заслушивания доклада Счетной палаты. А Счетная палата       
доклад свой представила, он имеется.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Харитонов Николай Михайлович, пожалуйста.    
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Борис Вячеславович, я хотел задать вопрос потом.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Решульский Сергей Николаевич, по ведению, пожалуйста.                           
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Я действительно по ведению, спасибо, Борис Вячеславович, что слово              
предоставили.                                                                   
                                                                                
Судя по тому, как начался и идет процесс обсуждения, и по тем материалам, что   
мы получили, я не исключаю, что здесь прозвучит предложение голосовать за       
принятие в целом. Я хотел бы, чтобы мы приняли решение, что сегодня данный      
вопрос, очень нужный вопрос, рассматривается в первом чтении и срок внесения    
поправок определяется, наверное, до 10 ноября текущего года.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Так, переходим к вопросам. Вижу руки.                                           
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся.     
                                                                                
Пожалуйста, Никитин Владимир Петрович. Ваш вопрос.                              
                                                                                
НИКИТИН В. П. Спасибо.                                                          
                                                                                
У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемая Татьяна Алексеевна,      
скажите, чем руководствовалось правительство, направив только 100 с небольшим   
миллиардов рублей на увеличение расходов при таком огромном профиците,          
который будет направлен в Стабилизационный фонд? И при этом оказались           
недофинансированы некоторые разделы, в частности произошло снижение по          
разделу "Социальная политика". Вот как может быть одновременно такое            
количество доходов и недофинансирование в утвержденном законе о бюджете на      
2004 год? Спасибо.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Алексеевна.                           
                                                                                
ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемый Владимир Петрович, дело в том, что я в своем выступлении (ну, может   
быть, это нечетко прозвучало) обозначила, что мы внесли данный законопроект     
строго в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. В бюджетном   
законодательстве перевыполнение по двум поступлениям - налог на добычу          
полезных ископаемых и экспортная пошлина - в ежемесячном режиме поступает в     
Стабилизационный фонд. Из этой суммы, которую я назвала - 531 миллиард рублей   
увеличения, - 313 миллиардов автоматически уйдет в Стабилизационный фонд.       
Оставшаяся сумма в объеме 108,6 миллиарда рублей уйдет на расходы               
федерального бюджета, а другая сумма, если такая останется по итогам, будет     
направлена в Стабилизационный фонд. Но скорее всего она будет минимальной,      
потому что мы не привлекаем в 2004 году средства из источников внешнего         
финансирования дефицита бюджета, то есть не заимствуем на внешних рынках,       
соответственно, нам требуются финансовые ресурсы для замещения этих             
источников. И вы обратите внимание, в статье 2 законопроекта содержится         
соответствующая текстовая корректировка.                                        
                                                                                
Что касается раздела "Социальная политика", то он не уменьшается, речь идет о   
перераспределении той экономии в 3 миллиарда рублей, которая сложилась по       
выплате пенсий в связи с тем, что не подтвердились данные о численности         
контингента, которому в 2004 году выплачивается пенсия. Указанные средства      
были в полном объеме перераспределены в рамках изменений, которые мы            
предложили вашему вниманию.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тюлькин Виктор Аркадьевич, пожалуйста, вопрос.                                  
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. Вот у нас при утверждении бюджета на следующий год страсти        
разгорелись относительно методов использования дополнительных доходов           
Стабилизационного фонда, и многие высказывались в том духе, что нельзя          
проедать, надо направлять на будущее, на прорывные технологии. Так вот          
вопрос: сколько из дополнительно полученных средств, хотя бы приблизительно,    
направлено на научно-технический прогресс, на будущее? Наверное, к              
замминистра вопрос.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Алексеевна.                           
                                                                                
ГОЛИКОВА Т. А. Уважаемый Виктор Аркадьевич, вы сейчас поставили вопрос о        
Стабилизационном фонде. Дело в том, что мы в рамках данного законопроекта не    
предполагаем использование средств Стабилизационного фонда. Использование       
этих средств будет осуществляться только после того, как в нем накопятся        
средства в размере 500 миллиардов рублей, и я сказала, что в первую очередь     
использование этих средств будет направлено на устранение дефицита бюджета      
Пенсионного фонда и погашение государственного долга.                           
                                                                                
Что касается данного законопроекта, то законопроект не предполагает пока        
использование средств Стабилизационного фонда, он предполагает использование    
тех дополнительных доходов, которые поступают в федеральный бюджет помимо       
доходов, формирующих Стабилизационный фонд, и соответственно если говорить о    
том, какие из этих средств идут на развитие, а какие идут на текущее            
содержание, то, грубо говоря, распределение дополнительных расходов между       
текущим содержанием и инвестиционными затратами будет приблизительно 50 на      
50.                                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Анатолий Семёнович, пожалуйста, вопрос.            
                                                                                
ИВАНОВ А. С., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемая Татьяна Алексеевна, при принятии федерального бюджета на 2004 год в   
постановлении Госдумы была дана рекомендация правительству об индексации        
заработной платы работникам организаций бюджетной сферы по итогам первого       
полугодия. Ну, эта договоренность была, договоренность с Государственной        
Думой, то есть правительство обещало, и мне даже представляется, что вы как     
раз это озвучивали, что это произойдет, если будут на это доходы. Доходы на     
это есть, тем не менее индексации не произошло.                                 
                                                                                
Я такой вопрос задавал Михаилу Юрьевичу Зурабову, он объяснил, что это не       
произошло в связи с тем, что принято решение о повышении зарплаты с 2005 года   
на 20 процентов. Но ведь и в 2003 году при принятии бюджета тоже говорилось о   
том, что зарплата будет повышена с 1 января 2005 года именно на 20 процентов.   
Почему всё же не произошла индексация в текущем году? Или это носило            
политический характер, эта договоренность о повышении с 2005 года?              
                                                                                
ГОЛИКОВА Т. А. Уважаемый Анатолий Семёнович, безусловно, здесь нет никакой      
политической договоренности. Речь идет о следующем. Почему в рамках того        
законопроекта, который внесен правительством, нет предложений по увеличению     
заблаговременно заработной платы? Дело в том, что мы с вами приняли иное        
решение. Мы с вами сказали, что с 1 января 2005 года мы вступаем в              
разграничение полномочий и переходим на другие формы предоставления льгот, я    
имею в виду монетизацию льгот, и мы знаем, что и федеральному центру, и         
бюджетам субъектов Российской Федерации понадобятся существенные средства для   
того, чтобы монетизировать те выплаты, которые будут осуществляться на          
территориях субъектов Российской Федерации. В этой связи обращаю ваше           
внимание, что в рамках тех 23 миллиардов рублей, которые мы внесли на           
увеличение данного раздела, мы направляем дополнительные средства на помощь     
территориям не как целевые средства, а как средства на сбалансированность,      
имея при этом в виду, что субъекты Российской Федерации в рамках тех            
полномочий, которые возлагаются на них с 1 января 2005 года, используют эти     
средства в том числе на увеличение заработной платы.                            
                                                                                
Но обращаю ваше внимание, мы достаточно долго эту тему обсуждали, что решение   
о передвижке этой индексации на 1 января 2005 года связано с тем, что в         
преддверии разграничения мы постарались избежать дополнительных возможных       
долгов субъектов Российской Федерации, которые могут образоваться в связи с     
невыплатами заработной платы.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Алексеевна.                              
                                                                                
Присаживайтесь, Юрий Викторович.                                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2454 по 2779 из 5298
Продолжаем нашу работу по вопросу 7. Я прошу электронную группу показать        
список записавшихся на вопросы по пункту 7. Там оставалось у нас два            
депутата.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Кашин Владимир Иванович, ваш вопрос либо докладчику либо            
содокладчику.                                                                   
                                                                                
КАШИН В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
У меня к Татьяне Алексеевне вопрос.                                             
                                                                                
Уважаемая Татьяна Алексеевна, скажите, пожалуйста, как будут учитываться при    
расходовании вот этих 108 миллиардов рублей требования, которые прозвучали на   
всероссийской забастовке бюджетников, и те требования - они вам хорошо          
известны сегодня, - которые прозвучат на завтрашней всероссийской акции         
протеста работников агропромышленного комплекса?                                
                                                                                
Я позволю себе в этой связи сказать, поддержав депутата Никитина, что тот       
механизм, та методика, о которой вы говорите, при вашем желании спокойно        
может быть изменена и абсолютное большинство депутатов в интересах экономики,   
промышленности, сельского хозяйства ее с удовольствием изменят. И таким         
образом можно будет не 108 миллиардов рублей направить, но и 200, и 300,        
учитывая, что будет профицит по этому году не 560-570... (Микрофон отключен.)   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задан вопрос. Пожалуйста, Татьяна Алексеевна.             
                                                                                
ГОЛИКОВА Т. А. Уважаемый Владимир Иванович, ранее выступивший депутат задавал   
такой вопрос по поводу заработной платы, я просто дополню свой предыдущий       
ответ следующим. В рамках тех поправок, касающихся 108 миллиардов рублей, на    
субъекты Российской Федерации выделяется дополнительная сумма в размере 23      
миллиардов рублей. Из этой суммы 6,6 миллиарда рублей - это средства, которые   
не являются целевыми и направляются исключительно на сбалансированность         
бюджетов субъектов Российской Федерации, и в рамках этих средств субъекты       
Российской Федерации могут сами принять решение, сохранить ли их на следующий   
год и использовать на цели индексации заработной платы либо использовать в      
этом году на другие нужды. Обращаю ваше внимание на то, что ряд субъектов       
Российской Федерации уже в этом году приняли решение по индексации заработной   
платы.                                                                          
                                                                                
Что касается изменения механизма формирования Стабилизационного фонда, то вам   
хорошо известно, что в середине финансового года такие изменения происходить    
не могут, потому что это связано с бюджетом на конкретный финансовый год. Что   
касается правил направления доходов, которые поступают сверх суммы 500, то      
они будут выработаны правительством и, безусловно, представлены                 
Государственной Думе в рамках законодательства.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Иванов Валентин Борисович.                                          
                                                                                
ИВАНОВ В. Б., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемая Татьяна Алексеевна, до сих пор сохраняется в регионах, в частности    
в Ульяновской области, трехмесячная задержка выплаты зарплаты в бюджетной       
сфере. Вот в этих 23 миллиардах рублей, которые идут на помощь регионам,        
очевидно, есть средства и на то, чтобы ликвидировать эту задержку. У меня       
вопрос такой: в полной ли мере удовлетворены запросы регионов, касающиеся       
помощи в выплате заработной платы, или все-таки не удалось удовлетворить        
полностью? Спасибо.                                                             
                                                                                
ГОЛИКОВА Т. А. Валентин Борисович, мы, безусловно, рассматриваем состояние      
бюджетов субъектов Российской Федерации, и в данном случае Ульяновская          
область является территорией, которая подвергается не то что ежемесячному, а    
даже еженедельному мониторингу со стороны федерального правительства. И судя    
по поправкам, которые мы вносим, и предыдущим распределениям, которые           
делались по субъектам Российской Федерации уже дважды в течение этого года,     
безусловно, Ульяновская область является приоритетной, так уж сложилось.        
Сейчас Ульяновской области тоже оказывается финансовая помощь. Но должна вам    
сказать, опять же подчеркнуть, что средства эти не только целевые, мы даем и    
на сбалансированность. И в этой связи субъект Российской Федерации вправе       
распорядиться самостоятельно, направить эти средства на погашение               
задолженности по заработной плате или на иные цели.                             
                                                                                
Я в предыдущий раз не ответила на вопрос по поводу сельского хозяйства. Я       
просто хочу сказать, что в рамках данного законопроекта раздел "Сельское        
хозяйство..." получает увеличение на 11,8 миллиарда рублей. Из чего             
складываются эти средства? 5,8 миллиарда рублей - это возвратные средства,      
которые записаны в бюджете как текстовая статья, это доходы от товарных         
интервенций зерна, они направляются на увеличение расходов по разделу           
"Сельское хозяйство...". 5 миллиардов рублей направляются, как я уже в своем    
докладе сказала, на увеличение уставного капитала "Росагролизинга".             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Вижу одного желающего,          
значит, ограничиваемся одним выступающим. Никитин Владимир Петрович,            
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИКИТИН В. П. Спасибо, Борис Вячеславович.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы рассматриваем один из наиболее важных законов сегодня,    
и, честно говоря, жаль, что такое количество депутатов в зале и что сегодня у   
нас не присутствуют ни уважаемый вице-премьер, ни министры, которые приходили   
на утверждение бюджета на 2005 год. Конечно, у нас есть Татьяна Алексеевна,     
мы все очень уважаем ее, ее квалификацию, но думается, что при принятии этого   
закона нужно иметь полномочия и по принятию политических решений, которые у     
нее, вероятно, сегодня отсутствуют.                                             
                                                                                
Дело в том, что, когда я задавал свой вопрос по поводу Счетной палаты, я имел   
в виду, что не на 3,6 процента, как мне ответили, доходы превышают              
запланированные в бюджете, а эти поправки предполагают, что на 20 процентов     
больше сумма доходов по сравнению с теми, которые утверждались, присутствуют    
в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2004 год". Это значит, что мы    
с вами уже два раза как минимум должны были бы рассматривать отчеты Счетной     
палаты и вносить поправки в закон о бюджете на 2004 год. И первый раз мы        
должны были бы это сделать летом, когда в июле - начале августа здесь           
принимали законы, мы могли бы и принять отчет об исполнении бюджета за первое   
полугодие, и посмотреть, что делать с дополнительными доходами. Вот тогда бы    
мы, вероятно, вспомнили наши обещания проиндексировать заработную плату         
бюджетников, помочь регионам, с тем чтобы сейчас, принимая бюджет на 2005 год   
и дораспределяя на втором этапе дополнительные доходы 2004 года, могли бы еще   
финансово подкрепить эти меры. К сожалению, мы этого не сделали, и думается,    
что в этом, в общем-то, проявилась та политика правительства, которую оно       
ведет и в сфере бюджета, и в сфере денежно-кредитной.                           
                                                                                
Когда нам говорят, что мы приняли в законе о бюджете механизм, по которому      
цена свыше 22 долларов за баррель автоматически означает, что повышенные        
доходы идут не на финансирование расходов, а в Стабилизационный фонд, - это     
ведь лукавство. Речь идет о том, что, когда принимался бюджет, конечно, никто   
не думал, что цена барреля будет 32 (если среднюю мы возьмем за                 
предшествующий период времени), то есть о таких доходах никто не думал, ну,     
думали - 24-25, а излишки пойдут в Стабилизационный фонд. Конечно, мы могли     
бы в новых условиях пересмотреть и механизмы, которые были заложены в           
бюджете, а если получилось так, что доходов намного больше, то, используя       
наше законодательство, мы могли бы трактовать как профицит и все расходы        
увеличивать пропорционально, те, которые были заложены в нашем бюджете. Тогда   
бы не возникла ситуация, когда повышенные доходы, по сути дела, правительство   
консервирует и в этой консервной банке, так сказать, деньги тухнут. Мы видим,   
что уже 10 миллиардов рублей испарились из Стабилизационного фонда из-за        
инфляционных процессов. И более того, при таких доходах действительно           
непонятно, почему не исполняются многие расходные статьи, которые               
закладывались в законе о бюджете, ведь этот закон является обязательным для     
исполнения правительством. Между тем оказалось, что произошло уменьшение по     
различным направлениям расходов по сравнению с суммами, которые первоначально   
закладывались. Произошло сокращение по разделу "Социальная политика" - я уже    
об этом говорил, - по двенадцати федеральным целевым программам уменьшение      
произошло. Это пятая часть наших федеральных целевых программ, в том числе      
это программы, связанные с молодежью, программа "Дети России". Поэтому          
считаю, что в таких условиях неправильно чисто механически, не отметив этого    
факта, принимать то или иное решение.                                           
                                                                                
Тяжелое положение у регионов, свыше 110 миллиардов рублей у них сейчас          
кредиторская задолженность. И в то же время из 500 миллиардов свыше 400 опять   
идет в Стабилизационный фонд. У регионов есть обязательства по зарплате,        
задолженность по зарплате с начислениями - около 30 миллиардов рублей. Им       
нужно каким-то образом выкручиваться с монетизацией льгот - здесь эти долги,    
их надо было развязать, используя хорошую конъюнктуру 2004 года на внешнем      
рынке.                                                                          
                                                                                
Но я хотел бы сказать не только о расходах, я хотел бы сказать вообще об        
исполнении нашего бюджета, и в частности о ситуации с доходами. На мой          
взгляд, вот этот поток нефтедолларов, который идет в страну, к сожалению, в     
значительной мере расслабляет наше правительство, и поэтому борьба за доходы    
- налоговые, неналоговые - ослабляется. Более того, как будто правительство и   
не хочет дополнительных денег, с которыми непонятно что делать, с точки         
зрения правительства. Ну вот на 40 миллиардов рублей, если мы возьмем те        
установки, которые были заложены в бюджете 2004 года, по сути дела,             
недополучено средств. Это и сбор акцизов на табачные изделия и бензин - около   
3 миллиардов, недополучено средств по платежам по использованию недр на 19      
миллиардов, в том числе, не забывайте, там исполнение соглашений о разделе      
продукции содержится. Что же мы, собственно говоря, прощаем тех иностранных     
инвесторов, которые обещали золотые горы, а, по сути дела, не выполняют своих   
обязательств?                                                                   
                                                                                
Речь идет о том, что даже если и растут некоторые доходы, то не знаешь,         
смеяться или плакать. На 1,2 миллиарда выросли средства, которые идут от        
платежей, связанных с государственным и муниципальным имуществом, стало 19,8,   
но это увеличение произошло из-за того, что повысило доходы "Вьетсовпетро",     
теперь оно дает 15,6 миллиарда из этих 19,8. То есть спрашивается: как же вот   
эта небольшая компания обеспечивает большую часть доходов по этой статье        
бюджета?                                                                        
                                                                                
Еще один момент. Правительство, на мой взгляд, ослабило работу по возврату      
долгов нашей стране иностранными должниками, другими государствами. Причем      
нам часто говорят: это страны, которые не могут платить, по линии Парижского    
клуба есть соглашение по отсрочке беднейшим государствам и так далее. Но        
Индия и не член Парижского клуба, и вполне платежеспособная страна. С этой      
точки зрения непонятно, почему на треть уменьшаются те платежи по процентам,    
которые были запланированы. Если не работают те механизмы, которые были         
раньше, так правительству надо придумывать что-то другое. Если не идут на       
аукционах рупии, значит, надо другие использовать механизмы.                    
                                                                                
Принципиальной является ситуация с Грузией. Ей на 50 процентов, по сути дела,   
уменьшаются платежи по кредитам, которые получены. Совершенно непонятно,        
почему это происходит. Во-первых, с политической точки зрения непонятно,        
почему это делается. Мы знаем, что Грузия свои вооруженные силы за счет         
американских подачек содержит. Ну пусть тогда у американских хозяев возьмут     
деньги и заплатят нам эти проценты. И с юридической точки зрения: это           
соглашение с Грузией только парафировано, оно еще не ратифицировано             
парламентом. Как можно в поправку к закону о бюджете закладывать документ,      
который не прошел процесс ратификации? Думается, что это плохая практика,       
которая, в общем-то, и принижает роль парламента, и слишком усиливает           
возможности правительства по работе с внешним долгом Российской Федерации       
(имеются в виду задолженности нам), вне правовых инструментов.                  
                                                                                
С этой точки зрения я хотел бы высказать позицию фракции "Родина". Мы           
считаем, что в первом чтении надо принять этот закон, после этого нужно         
внести поправки, которые позволят увеличить финансирование и социальной         
сферы, и обороны, и безопасности, и сельского хозяйства, других направлений,    
и после этого принимать его в целом. Время для использования средств еще        
есть. Подобного рода изменения мы принимали в предыдущие годы и в декабре.      
                                                                                
Если будет предложение принять этот законопроект сегодня сразу в целом, то мы   
это не поддержим, будем голосовать против.                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента?          
Полномочному представителю правительства? Докладчику с заключительным словом?   
Нет. Тогда я хотел бы попросить... Где у нас Васильев? Я не вижу, где он        
сидит...                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, включите по карточке Ковалёва микрофон Васильеву Юрию               
Викторовичу.                                                                    
                                                                                
Юрий Викторович, пожалуйста, по поводу постановления, которое мы должны         
сейчас принимать.                                                               
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Уважаемые коллеги, просьба проголосовать за то, чтобы принять    
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год" и признании утратившими   
силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" в первом   
чтении. Кто за? Прошу голосовать.                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 48 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается. Спасибо.                                                           
                                                                                
Васильев по карточке Ковалёва. Пожалуйста.                                      
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Ю. В. Уважаемые коллеги, просьба поддержать предложение, которое я     
высказал в своем выступлении, предложение комитета. Для того чтобы регионы      
получили эти финансовые ресурсы в ноябре и декабре и решили те проблемы, о      
которых вы говорили при рассмотрении бюджета 2005 года в первом чтении и во     
втором чтениях, предлагаем принять законопроект в целом.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, какие есть мнения? Решульский Сергей          
Николаевич, пожалуйста.                                                         
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Борис Вячеславович.                                   
                                                                                
Вот как чувствовал, не зря задавал этот вопрос! Ну разве такой серьезнейший     
вопрос можно так вот, на бегу, на скаку, быстренько решать? Давайте 10-го       
числа вынесем на заседание, здесь уже ко второму чтению хотя бы три-четыре      
дня будет на поправки. Вопросов задавали очень много, ну неужели ни у кого      
нет желания немножко улучшить тот текст, который внесло правительство?! Я       
предлагаю не принимать в целом, а дать время для внесения поправок и            
рассмотреть 10-го или 13 ноября.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Какие есть мнения по поводу этой поправки? Пожалуйста, Кармазина Раиса          
Васильевна.                                                                     
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, я прошу всех проголосовать за данный законопроект, потому    
что те средства, которые сегодня выделены в этом бюджете по территориям, по     
субъектам, на сбалансированность, если мы затянем с принятием закона, просто    
не дойдут до регионов. Ситуация очень сложная. Я думаю, что мы должны           
проголосовать и дать возможность Минфину оперативно направить деньги в          
регионы.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна.                                
                                                                                
Я хотел обратиться к полномочному представителю правительства за                
комментариями по этому поводу.                                                  
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В                
правительстве придают первостепенное значение тому, чтобы этот законопроект     
был сегодня принят и в первом чтении, и в целом. Дело в том, что его ждут и в   
Совете Федерации, для того чтобы все предлагаемые в нем изменения бюджета       
были тут же осуществлены. До конца года осталось чуть больше двух месяцев, и,   
чтобы до получателей дошли деньги в соответствии с внесенными изменениями и     
смогли исполнить этот бюджет, что самое главное, а также чтобы они потом не     
были списаны, эти средства, для этого нужно, конечно же, время, и каждый день   
здесь дорог. Более того, Совет Федерации принял решение о внеочередном          
заседании именно в пятницу на этой неделе, чтобы данный законопроект был        
одобрен в случае его принятия Государственной Думой. Поэтому мы просим учесть   
все юридико-технические замечания, которые были сделаны по данному              
законопроекту, и принять его в целом. Спасибо.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Замечания юридико-технического характера приведены в розданных документах,      
они действительно касаются уточнения фраз. Мнение комитета - принять данный     
законопроект в целом. С такой формулировкой я и буду ставить на голосование     
данный проект федерального закона. Сегодня был уже объявлен "час                
голосования". В рамках "часа голосования" ставится на голосование проект        
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном    
бюджете на 2004 год" и признании утратившими силу некоторых положений           
законодательных актов Российской Федерации": принять в целом. Кто за? Прошу     
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 52 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              380 чел.84,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    6 чел.1,3%                                      
Голосовало                    386 чел.                                          
Не голосовало                  64 чел.14,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.