Заседание № 281

19.02.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 971571-6 "О принятии Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4777 по 5385 из 7528
Уважаемые коллеги, мы приступаем к рассмотрению 10-го вопроса повестки дня,     
проекта федерального закона "О принятии Протокола о внесении изменений в        
Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации". Доклад   
официального представителя правительства первого заместителя министра           
экономического развития Алексея Евгеньевича Лихачёва.                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
первый заместитель министра экономического развития Российской Федерации.       
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! На     
ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О принятии Протокола    
о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной          
торговой организации". Протокол включает в себя Соглашение об упрощении         
процедур торговли и направлен на внесение соответствующих изменений в           
Приложение 1А к соглашению об учреждении ВТО. Текст предлагаемого соглашения    
был одобрен в ходе 9-й Министерской конференции ВТО на острове Бали в декабре   
2013 года. Принятие текста соглашения состоялось на заседании Генсовета ВТО в   
ноябре 2014 года, с начала 2015-го проходил процесс межведомственного           
согласования и рассмотрения его в правительстве.                                
                                                                                
Соглашение направлено на содействие ускорению движения и выпуска товаров,       
включая транзит товаров, на сокращение издержек, связанных с торговлей, на      
уточнение положений Генерального соглашения по тарифам и торговле, касающихся   
порядка взимания платежей и сборов за процедуры, связанные с импортом и         
экспортом товаров, и предусматривает ряд положений, касающихся сотрудничества   
компетентных органов, отвечающих за контроль на таможенной границе, включая     
сотрудничество таможенных органов, а также положений, касающихся введения       
специального и дифференцированного режима для развивающихся и наименее          
развитых стран.                                                                 
                                                                                
Соглашение вступит в силу после принятия его двумя третями членов ВТО, то       
есть 108-ю из 162 стран-участниц. На данный момент соглашение ратифицировано    
69 членами ВТО.                                                                 
                                                                                
Протокол подлежит принятию в форме федерального закона в соответствии с         
положениями Федерального закона "О международных договорах Российской           
Федерации", поскольку содержит правила иные, чем предусмотренные российским     
законодательством. Необходимо отметить, что также потребуется внесение          
изменения в пункт 1 статьи 111 Федерального закона "О таможенном                
регулировании в Российской Федерации" в части расширения круга заявителей, по   
чьим запросам принимается предварительное решение о стране происхождения        
товара. После этого аналогичные поправки должны быть внесены в                  
административные регламенты Федеральной таможенной службы в части, касающейся   
принятия предварительных решений о стране происхождения товара и                
классификации товаров в соответствии с единой номенклатурой                     
внешнеэкономической деятельности.                                               
                                                                                
Принятие и реализация протокола не потребует дополнительных расходов из         
федерального бюджета и не приведёт к негативным финансово-экономическим         
последствиям.                                                                   
                                                                                
Соглашение содержит ряд норм, существенно снижающих административную нагрузку   
на участников внешнеэкономической деятельности в соответствии с наилучшими      
мировыми практиками и опытом. Положения соглашения направлены на сокращение     
сроков выпуска товаров, на внедрение "единого окна" для внешнеэкономических     
операторов, на отказ от использования таможенными органами избыточного          
количества документов. По предварительным подсчётам Организации                 
экономического сотрудничества и развития, в целом выгода от реализации          
положений данного соглашения для мировой экономики составит до 1 триллиона      
долларов США благодаря снижению торговых издержек на 10-15 процентов,           
увеличению торговых потоков и доходов, созданию устойчивой бизнес-среды и       
привлечению зарубежных инвестиций.                                              
                                                                                
За исключением внесения изменений в Федеральный закон "О таможенном             
регулировании...", дополнительных шагов для выполнения обязательств,            
содержащихся в соглашении, от России не потребуется. Все эти обязательства      
уже применяются Российской Федерацией на практике. Законодательство             
Российской Федерации претерпело существенную модификацию в ходе присоединения   
к ВТО, в то же время далеко не у всех наших партнёров по ВТО столь              
прогрессивное таможенное законодательство, в первую очередь это касается        
развивающихся стран, а также тех стран, которые были основателями Всемирной     
торговой организации. Вступление в силу соглашения выравняет объёмы             
обязательств членов ВТО в этой сфере до уровня российских.                      
                                                                                
Подводя итог, хотелось бы сказать, что российское бизнес-сообщество проявило    
большую заинтересованность в присоединении России к соглашению уже на стадии    
его разработки. О необходимости скорейшего присоединения говорят на различных   
форумах и площадках, в том числе в Торгово-промышленной палате, в Российском    
союзе промышленников и предпринимателей. Этот вопрос также обсуждался на        
площадке Евразийской экономической комиссии, и надо сказать, что наши           
партнёры по ЕАЭС - члены ВТО находятся в активной стадии ратификации, в         
частности Казахстан уже ратифицировал 1 декабря данный документ.                
                                                                                
В завершение позвольте выразить глубокую признательность Комитету               
Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и       
предпринимательству за подробное обсуждение данного документа на его            
заседании 15 февраля. Необходимо отметить, что к обсуждению законопроекта       
были привлечены не только представители заинтересованных органов власти, но и   
эксперты, представители бизнес-сообщества, а также представители Евразийской    
экономической комиссии.                                                         
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Анатолия Геннадьевича Аксакова, пожалуйста.                            
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как уже        
сказал Алексей Евгеньевич, комитет всесторонне рассмотрел данный документ с     
приглашением на заседание представителей не только Министерства                 
экономического развития, но и Постоянного представительства Российской          
Федерации при ВТО, Евразийской экономической комиссии, бизнес-сообщества, и в   
ходе дискуссии мы постарались максимально разобраться в этом документе, в       
выгодах, которые он несёт для российских участников внешней торговли.           
                                                                                
Данный документ направлен на совершенствование таможенных процедур, на          
оптимизацию сроков оформления документов при осуществлении внешнеторговой       
деятельности, на повышение прозрачности принимаемых решений. В соответствии с   
этим документом участники обязаны публиковать информацию об ограничениях, о     
тех или иных решениях, которые принимаются в связи с внешнеэкономической        
деятельностью, о решениях, которые могут повлиять на таможенное оформление      
при пересечении товаров через границу, - соответственно, другие участники       
смогут с ними заранее ознакомиться и учесть в своей деятельности.               
                                                                                
По оценке экспертов, как уже сказал Алексей Евгеньевич, принятие этого          
документа приведёт к снижению издержек участников внешней торговли. Учитывая,   
что протокол прежде всего нацелен на оптимизацию деятельности в странах         
Юго-Восточной Азии и Африки, а также учитывая разворот нашей внешней торговли   
на эти рынки, его принятие также приведёт к снижению издержек российских        
участников внешней торговли на этих рынках. По оценкам экспертов, издержки      
снизятся в объёме от 10 до 25 миллиардов рублей.                                
                                                                                
Комитет, учитывая все эти обстоятельства, принял решение поддержать             
предложенный законопроект.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы, уважаемые коллеги?                                            
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Рябов Николай Фёдорович, пожалуйста.                                            
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Алексей Евгеньевич, вы были одним из активистов, которые толкали    
Россию в ВТО. В условиях экономической блокады, которую ввели для нас,          
нахождение России в ВТО - это хомут, который не даёт нам свободы в торговых     
отношениях на международном рынке, а стало быть, мы несём огромные убытки.      
Так не пора ли нам задать себе вопрос: для чего нам всё это нужно?              
                                                                                
В пояснительной записке сказано, что выгоды от реализации положений             
соглашения, которое мы сейчас рассматриваем, для мировой экономики составят     
от 400 миллиардов долларов до 1 триллиона. Тогда вопрос: кто же получит эту     
огромную выгоду, если, ещё раз повторяю, мы находимся в экономической           
блокаде, и не пора ли нам вообще выйти оттуда - я имею в виду из ВТО?           
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Николай Фёдорович, мы с вами давние знакомцы, в том числе и       
конкуренты по избирательному округу. Я хочу сказать, что не очень понял ваш     
вопрос. Отвечу на последнюю часть - кто получит выгоду от применения данного    
соглашения. Конечно же, наши экспортёры в первую очередь. Как мы уже сказали,   
- и это не наши оценки, это оценки экспертов Организации экономического         
сотрудничества и развития - в целом по миру будет сэкономлено для экспортёров   
до 1 триллиона долларов, а наша доля в мировом экспорте занимает примерно       
2,5-2,7 процента - эти цифры соответственно можно аппроксимировать для          
российских экспортёров. Их очень много, они разные - от крупнейших компаний,    
занимающих ведущие позиции на мировом рынке, до предприятий малого, среднего,   
инновационного бизнеса - так вот каждый из наших экспортёров будет получать     
свою долю прибыли от снижения административного бремени, кстати, в первую       
очередь на рынках развивающихся стран, на рынках Азии, Африки и Латинской       
Америки.                                                                        
                                                                                
Что касается первой части вашего вопроса, я не очень понимаю связь между        
членством России в ВТО и санкциями, которые объявлены против России, более      
того, я бы сказал, что её просто нет!                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лихачёв Василий Николаевич.                               
                                                                                
ЛИХАЧЁВ В. Н. Алексей Евгеньевич, вопрос принципиальный и с высокой долей       
прагматизма, я бы сказал. Насколько эффективно мы используем механизм защиты    
национальных интересов, предусмотренный ВТО, в частности те процедуры,          
которые касаются арбитражного, судебного рассмотрения?                          
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо большое за вопрос, Василий Николаевич. Ну, насколько      
эффективно, судить, наверное, вам, мы можем лишь перед вами отчитаться,         
сказать, что мы активнейшим образом используем оба уровня. Первый уровень -     
это комитеты и публичное обсуждение вопросов торговой политики в рамках ВТО,    
в том числе наших претензий: Украина, например, отменила так называемый         
импортный сбор, явно дискриминационный, Бразилия изменила номенклатуру и        
систему назначения пошлин на товары нашего экспорта, в первую очередь           
удобрений, не доводя до судебного разбирательства. Одновременно с этим поданы   
наши заявки на рассмотрение в орган по разрешению споров по самым острым        
вопросам, которые волнуют сегодня наших экспортёров, таким как: требование к    
ЕС об отмене энергокорректировок; отдельные требования к ЕС по отмене           
конкретных норм, в том числе антидемпинговых пошлин, введённых против           
российских экспортёров; заявка против норм третьего энергопакета, касающихся    
действий ЕС; конкретные антидемпинговые меры в отношении Украины, связанные с   
защитой рынка нитрата аммония из России. Мы также продолжаем готовить целый     
ряд исков, касающихся расширения наших запросов. Одновременно с этим            
достаточно сложно идут наши собственные защитные меры, поскольку против нас     
также используются подобные механизмы, - мы об этом подробно информировали      
комитет по экономической политике в ходе рассмотрения данного вопроса.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста.                  
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Алексей Евгеньевич, в этом зале часто выражают достаточно негативное            
отношение к системе ВТО вообще и к нашему присоединению к ней. Сегодня внесён   
протокол на утверждение. Хотелось бы всё-таки, чтобы Министерство               
экономического развития не ссылалось на мировые данные, на выгоду в 1           
триллион, а потом не аппроксимировало это на наш 1 процент ВВП, если брать в    
целом мировую экономику, - ну вы же этим напрямую занимаетесь! Вот назовите,    
пожалуйста, - это требование к любому законопроекту, финансово-экономическое    
обоснование, - конкретную сумму по конкретным отраслям, чтобы у нас было        
понимание, что, теряя что-то, мы хоть что-то от этого получаем. А то, что       
представитель от экономического блока правительства ссылается на мировую        
практику и на какой-то там наш процент, - я считаю, что в этом зале это         
несерьёзно!                                                                     
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Я немножко не то хотел сказать - видимо, неточно выразился. Мы    
всегда с удовольствием приводим оценки экспертов-международников, поскольку     
они являются объективными и не заточены под то или иное решение, поэтому я      
здесь не вижу со своей стороны каких-то особых недоработок.                     
                                                                                
Что касается нашего экспорта, если это вас интересует, мы проводим весьма       
тщательный анализ. Можем перейти, конечно же, к нашим цифрам: в прошлом году    
российский экспорт достиг, к сожалению, не самого высокого показателя - 343     
миллиарда долларов, это в долларовом стоимостном выражении при самом строгом    
подсчёте. Раз мы прогнозируем до 15 процентов снижение нагрузки на наших        
экспортёров в соответствии с реализацией норм этого соглашения, то,             
соответственно, можно сосчитать, что в целом около 50 миллиардов долларов -     
теоретически, я подчёркиваю - может быть получено. Почему говорю                
"теоретически"? Поскольку получения выгоды одномоментно, конечно же, не         
произойдёт и вряд ли мы точно увидим в конкретный момент времени вот такие      
доходы в балансах наших компаний, многое будет зависеть от того, как будут      
имплементировать нормы данного соглашения страны - торговые партнёры, но, без   
сомнения, масштабы российского экспорта, его рост будут находиться в прямой     
положительной зависимости от скорости имплементации норм этого соглашения       
нашими торговыми партнёрами.                                                    
                                                                                
Если же вернуться к первой оценке, которую вы высказали, то надо отметить,      
что вообще присоединение России к ВТО - я вот и коллеге Рябову готов об этом    
сказать - продолжает сохранять своё значение, понимание важности и нужности     
присоединения России к ВТО однозначное. Я уже не говорю о внутренней            
повестке, которая всерьёз подстроена под объективную конкуренцию благодаря      
многим нормам ВТО. Могу назвать как минимум два серьёзнейших аргумента: мы      
никогда не добились бы лидирующей роли в Евразийском экономическом союзе в      
части торговой политики, в части создания документов Евразийского               
экономического союза, не будь мы, пусть даже формально, членом ВТО. И второй    
аргумент: конечно же, крайне затруднены были бы наши переговоры с               
Социалистической Республикой Вьетнам о создании и подписании соглашения, вы     
знаете о нём - спасибо вам за ратификацию. С теми странами, с которыми данная   
работа сейчас в разгаре, - это Египет, Израиль, Индия - тоже, конечно же,       
очень сложно было бы говорить о перспективах зоны свободной торговли ШОС, не    
будь Россия членом ВТО. Таким образом, я считаю, что это абсолютно правильное   
решение, стратегически оправданное, но, как и любое важное политическое         
решение, несущее, кроме плюсов, определённые вызовы.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович.                                  
                                                                                
КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным            
ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ.                          
                                                                                
У меня вопрос к докладчику.                                                     
                                                                                
Вот мы за три года потеряли около 800 миллиардов рублей, по экспертным          
оценкам, и эту сумму можно умножать в 3,5-4 раза, а от операций по импорту,     
по данным Центробанка, - около 1 триллиона за счёт и снижения объёмов, и        
занижения цены. Скажите, пожалуйста, в этом плане данным соглашением эти        
вопиющие язвы как-то учитываются? Как-то мы будем убирать из нашей жизни        
дефицит денежных средств, то, что теряет страна при таком бюджете?              
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо вам большое, Владимир Иванович, за вопрос, вот он как     
раз действительно по тексту соглашения.                                         
                                                                                
Действительно, мы сегодня вправе требовать от наших торговых партнёров, в       
первую очередь таких как Китай - это серьёзный экспортёр для Российской         
Федерации, более чёткого исполнения международных правил таможенного            
оформления. Абсолютно с вами согласен - вопрос занижения таможенной стоимости   
является ключевым при таможенном администрировании, и здесь прозрачные          
механизмы доступа наших операторов, взаимодействие наших таможенных служб с     
точки зрения чистоты и прозрачности таможенного оформления в странах - наших    
партнёрах, на мой взгляд, даст нам дополнительные серьёзные рычаги для          
уменьшения рисков, связанных с занижением таможенной стоимости.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Евгеньевич, вы всё-таки первый заместитель   
министра экономического развития - надеюсь, в российском правительстве, а не    
в мировом, - скажите, пожалуйста, прямо: каковы будут потери от недобора        
таможенными службами в случае принятия этого решения? Это первое.               
                                                                                
И второе. Вот на момент ратификации не было переведено на русский язык сорок    
девять тысяч страниц. В этом приложении пятьдесят пять страниц - тут вы         
перевели. Не могли бы вы подсказать, когда вы те переведёте, чтобы наши-то      
производители были в курсе дела?                                                
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо большое за вопросы, Николай Васильевич. На первый         
вопрос я вам отвечаю, что, по нашим оценкам и прогнозам, в связи с принятием    
этого протокола мы не ожидаем никаких отрицательных бюджетных последствий.      
                                                                                
Что касается второго вопроса, я не понимаю, какие сорок девять тысяч страниц    
вы имеете в виду?                                                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. А, вы имеете в виду само соглашение о вступлении в ВТО? Ну,       
во-первых, там был переведён текст самого договора и основных приложений. Я     
хорошо помню эту историю...                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Вы имеете в виду, очевидно, рабочие документы ВТО? Конечно же,    
вы имеете в виду рабочие документы ВТО, которые никто не переводит во время     
ратификации основного соглашения.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Владимир Иванович.                               
                                                                                
БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Алексей Евгеньевич, ну, взаимосвязь, наверное, простая (вот депутат   
Рябов задавал вопрос): как, теряя экономическую выгоду при введённых            
санкциях, нашей стране при этом пытаться обмануть западные страны через         
использование Марракешского соглашения? Мой вопрос заключается в следующем:     
каковы возможные последствия в случае выхода нашей страны из этого              
соглашения?                                                                     
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Опять, видимо, не очень адекватно могу ответить на ваш вопрос,    
учитывая применение слова "обмануть": мне кажется, что оно не совсем            
соответствует уровню нашего собрания, точнее, вашего собрания - мы его          
никогда не применяем и всегда открыто и честно работаем с нашими партнёрами.    
                                                                                
В случае если мы не присоединимся к этому протоколу, у нас будет                
отсутствовать возможность требовать с наших торговых партнёров, многие из       
которых являются ключевыми (названия этих стран здесь звучали), такой же        
прозрачности и ответственности в части таможенных процедур, которые есть в      
Российской Федерации, - вот это главный минус. Мы не сможем от них требовать    
столь же прозрачного, объективного и комфортного для наших операторов           
таможенного оформления, какое мы предоставляем их операторам. Я считаю, что     
это просто недопустимо, и мы, конечно же, должны - понятное дело, слово за      
парламентом - приложить все усилия со своей стороны, со стороны                 
правительства, Минэкономразвития, чтобы выравнять условия работы с другими      
странами и для наших экспортёров, и для наших торговых партнёров и как можно    
ближе совместить системы регулирования.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить?                              
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста.                                        
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, мы не первый раз касаемся темы ВТО, и я      
понимаю, что сегодня с трибуны высказывают аргументы в поддержку, хотя в        
нашем зале больше противников этого соглашения, но дело в том, что тот          
подход, та методология, которую мы рассматриваем, она, на мой взгляд,           
немножко ущербна. Мы сегодня берём протокол, вырываем его вообще из контекста   
ситуации и говорим о том, нанесёт или не нанесёт ущерб вот этот конкретный      
протокол. Это как у Райкина: к пуговицам претензии есть? - К пуговицам          
претензий нет! А если в целом посмотреть на ситуацию... Хорошо, вы называете    
сумму 343 миллиарда долларов, но вот интересно: мы ведь уже находимся в ВТО,    
а оценка опять на основе прогноза - если мы получим снижение торговых           
издержек на 10-15 процентов. Есть информация у тех экспортёров, которые         
продали на 343 миллиарда? Мы уже в ВТО - что мы получили? У нас опять ничего    
нет!                                                                            
                                                                                
Вообще, для того чтобы принимать правильные управленческие решения, в том       
числе и министерству экономики, наверное, надо начинать с объективной           
информации, которая даётся нам в ощущениях, а мы, для того чтобы принять        
решение, пытаемся посмотреть мировую практику, потом наложить её уже на наши    
объёмы экспортёров - мне кажется, что вот эта информация абсолютно              
недостоверная! Я вообще не представляю, в чём сложность: взять этих             
экспортёров, разделить по отраслям и посмотреть, сколько в результате           
вхождения в ВТО они получили? У нас основное, конечно, нефтегазовый комплекс.   
Что наши маленькие экспортёры получили, в чём разница? Мне кажется, разговор    
на этой трибуне, в этом зале и для той категории людей, которая слушает,        
должен быть в этой плоскости. К сожалению, в очередной раз мы видим, что        
минэк берёт и вынимает из контекста. Как вот про эти сорок девять тысяч         
страниц - по сути, ответ такой: а зачем их переводить, ну зачем? Ну не надо     
отвлекать нас от работы, давайте голосуйте - и вперёд!                          
                                                                                
Есть отрицательный результат для экономики России, есть какой-то виртуальный    
плюс, который мы вроде бы получим. Вот пожелание такое: давайте вы              
накладывайте, считайте и приходите сюда с сальдированным результатом. Мы -      
орган, который принимает бюджетные решения, мы не политклуб, который            
послушал, услышал, вроде докладчик выступает грамотно, вроде в бумаге все       
подписи есть - давайте, мы оценим. Мы хотим видеть цифры, мы хотим понимать,    
мы хотим чувствовать уважение правительства к органу, который принимает         
государственные решения, поэтому вот сегодня мы рассматриваем, но считаем,      
что к следующей такой встрече - а мы, я думаю, будем не раз к этому             
возвращаться - надо тактику поменять.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                
                                                                                
От фракции - семь минут.                                                        
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Евгеньевич, ну, во-первых, вы тут нас        
совсем уж не держите за незнаек! Я понимаю, что вы приняли эстафету от          
Медведкова, который прокатал 3,5 миллиарда долларов на переговорах в разных     
статусах. Вы должны знать, что любое межправительственное соглашение входит     
составной частью в так называемое Марракешское соглашение, и плохо, что         
подавляющее число наших производителей или узнавали постфактум, или до          
сегодняшнего дня не знают, что вы там подписали. Это первое.                    
                                                                                
Второе. Главная задача ВТО - это снижение таможенных сборов и открытие          
рынков. Посмотрите правила (вот тут Александр Дмитриевич возглавлял комиссию)   
- мы должны были принять с вашей подачи, если не ошибаюсь, четыреста            
восемьдесят шесть документов. Вот я бы хотел, чтобы вы, когда вышли на          
трибуну, сказали: уважаемые депутаты, из четырёхсот восьмидесяти шести          
документов на данный момент принято двадцать шесть или двадцать семь,           
остальные мы готовим, - но вы же этого не сказали! Почему? Потому что у нас в   
правительстве так - протащили и забыли! А я вам докладываю, я этим вопросом,    
семнадцатью отраслями, до сих пор занимаюсь: как раз те, кто лоббировал, -      
металлурги - прогорели больше всех. Сергею Михайловичу говорю: энергетики это   
вообще не касается, самый страшный удар наносится как раз по сельскому          
хозяйству. Всем напоминаю: был министром сельского хозяйства Гордеев - была     
предварительно подписана сумма 18 миллиардов долларов, минимальная, на          
поддержку сельского хозяйства; потом пришла врач-кардиолог Скрынник - снизили   
до 9 миллиардов; на данный момент пока действует порог 4,5 миллиарда            
долларов. Умножьте на 80 - сколько должно быть выделено сельскому хозяйству?    
А сколько вы в бюджете записали? Вот вам и вся выгода!                          
                                                                                
Посмотрите, ведь страны, входящие в ВТО, защищают свои рынки внутренними        
техническими регламентами, на разработку таких регламентов у нас потрачена      
масса денег ещё вашим Христенко, бывшим председателем Евразийской               
экономической комиссии, - из пятисот регламентов приняли аж семнадцать, а       
потратили 10 миллиардов рублей! И в данной ситуации вы нас не дурите - вы       
сами себя дурите! Сейчас кризис, страна не знает, как пополнить бюджет,         
битва идёт подковёрная за 500 миллиардов социальных, пенсионных денег:          
индексировать или не индексировать, - а первый заместитель министра             
экономического развития нам тут про мир рассказывает! Вот я очень рад, что      
США получат 1 триллион, - что они мне, седьмая вода на киселе? Вы, как          
министр, должны прийти сюда и сказать: вот документ, если мы его примем, он     
нам сегодня даст вот это, завтра даст это, - а я утверждаю, что этот            
документ, будучи принятым, в перспективе даст нам потери в сфере таможенной     
службы!                                                                         
                                                                                
Более того, вы же не знаете, что у нас в Думе комиссия под руководством         
Левичева в течение семи месяцев работала с привлечением всех ведомств:          
таможни, Центробанка и целого ряда других служб - поднимали зеркальную          
статистику и с ВТО, и с МВФ и выяснили, что мы сегодня на таможне теряем 2,6    
триллиона рублей как раз из-за неправильного декларирования и всех этих левых   
вещей. А вы так легко: вот нам надо, понимаешь, административный регламент      
таможни поменять - вы нам скажите, что будет на выходе!                         
                                                                                
Ну и самое страшное, что мы с вами, как корабль без руля и ветрил: вот вы       
предлагали - мы вступили в ВТО, а дальше что - вы не знаете. Но вы же знаете,   
что сегодня завершается ратификация документов по евроатлантическому и          
тихоокеанскому соглашениям, которые в принципе приведут к демонтажу ВТО как     
таковой, потому что американцы и один, и второй рынок под себя берут, причём    
идут сверхсекретные переговоры и наверняка СВР ничего не знает! Вот вы об       
этом должны думать: что нам надо делать, чтобы нас не отрезали даже от того,    
что у нас есть. А у нас что происходит? Вы расскажите, какие мы лидеры.         
Посмотрите, по энерговооружённости сельского хозяйства мы сегодня в 2 раза      
уступаем и Казахстану, и Белоруссии, у нас сегодня в принципе тракторной        
промышленности нет, у нас сегодня нет компонентной базы, у нас любую отрасль    
можно на раз-два остановить без всяких санкций!                                 
                                                                                
Третье. Вы рассказываете, какая польза от ВТО. Все санкции в отношении нас      
введены в нарушение правил ВТО, но хоть один суд вам хоть что-нибудь, хоть      
одну копеечку позволит отсудить? Не позволит! Потому что во всех судах, как и   
на всех биржах, имеют место политические решения США: захотят - казнят,         
захотят - помилуют. Царь Александр III правильно говорил, что единственными     
союзниками России во все времена были сильная армия и флот. Но разве при        
таком состоянии экономики и при таком Министерстве экономического развития      
они могут опираться на нашу экономику?! Вы же понимаете, в чём проблема!        
                                                                                
С моей точки зрения, вот это дополнение к Марракешскому соглашению в принципе   
приведёт к дальнейшим потерям из бюджета. Можете эти слова зафиксировать - мы   
с вами через год встретимся, и я с этой трибуны их повторю. Проблема в том,     
что министр экономического развития, вообще-то, должен собирать бюджет, он      
должен по капелюшечке приносить... Вы разберитесь с Центробанком, почему вы     
лишили кредитных ресурсов промышленность и сельское хозяйство?! Вы этим         
заниматься не хотите, вам проще рассуждать о макроэкономических субстанциях в   
мире и о прибыли мировых корпораций!                                            
                                                                                
Мы не можем поддерживать подобные решения, потому что считаем, что они не       
отвечают тем проблемам, которые сегодня есть в экономике Российской             
Федерации. Мы считаем, что Минэкономразвития в принципе предлагает не те        
законы, которые позволят нам завтра выйти из кризиса, а законы, которые         
служат мировой закулисе. Надо бы вам развернуться в сторону экономики           
Российской Федерации, если вы хотите оставаться первым замом министра           
экономического развития России! (Аплодисменты.)                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович.                                  
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Присоединяюсь ко всем выступавшим, которые, в общем-то, высказали   
уже основные мысли и замечания по данному вопросу. Мне хочется, во-первых,      
предложить: всё-таки, Алексей Евгеньевич, подумайте в правительстве о том,      
чтобы прийти на "правительственный час" с информацией конкретно по вопросу      
ВТО. Уже несколько лет мы находимся в этой организации, и в основном разговор   
идёт только об убытках, попробуйте всё-таки убедить депутатский корпус на       
примере конкретных цифр в том, что наш бюджет выигрывает от этого, покажите,    
что наша страна от этого получает, а то слышны только общеполитические          
заявления.                                                                      
                                                                                
Во-вторых, ещё одно замечание. Когда читаешь документы правительства,           
становится как-то грустно. Живём в Российской Федерации, владеем русским        
языком, пытаемся свой язык как-то, так скажем, закрепить на международном       
уровне, а тут читаешь: в соответствии с пунктом таким-то статьи такой-то        
члены ВТО должны учредить или сохранить национальный механизм, который бы       
обеспечивал внутреннюю координацию и имплементацию... Имплементация - слово     
английское, в переводе на русский язык означает "осуществлять" или              
"внедрять". Почему вы так не любите русский язык и подобные слова применяете    
в государственных документах? Давайте всё-таки уважать свой родной язык и       
применять свои слова, простые, доступные для каждого, кстати, и для каждого     
вашего сотрудника, а то они, наверное, неделю в словаре ищут, что это           
означает!                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Карпов Анатолий Евгеньевич от фракции.                    
                                                                                
КАРПОВ А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В предлагаемых к принятию    
положениях Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об          
учреждении Всемирной торговой организации говорится прежде всего об улучшении   
климата взаимодействия стран - членов ВТО. Мы при обсуждении сочли, что это     
значительно облегчит прохождение через границу грузов и товаров и улучшит       
наши торговые связи с африканскими и с азиатскими странами. Николай             
Васильевич первый, кто высказал сомнение по части отсутствия негативных         
последствий. Никто - ни эксперты, ни объединение экспортёров, ни объединение    
предпринимателей, ни одно из ведомств - не говорил о негативных последствиях    
принятия этого протокола. Речь идёт об ускорении таможенных процедур, об        
изменениях в лучшую сторону: сократится оборот сопроводительных документов,     
то есть мы сэкономим много времени и материальные ресурсы при более быстром     
прохождении товаров через таможни стран-партнёров.                              
                                                                                
Можно, конечно, высказать пожелание разбить общую выгоду, которая ожидается     
от принятия этого протокола. Мы считаем, что в целом, когда он начнёт           
действовать и все страны войдут в это соглашение, российская экспортная часть   
получит до 25 миллиардов долларов экономии средств. Можно считать и по          
отраслям, но мне думается, что мы должны говорить в целом об интересах          
России. Так вот, российские экспортёры будут выигрывать, экономить до 25        
миллиардов долларов в год, поэтому мы считаем, что это в интересах российских   
экспортёров.                                                                    
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного протокола и будет         
голосовать за.                                                                  
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Евгеньевич, пожалуйста, вам слово.                                      
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо большое, уважаемый Сергей Евгеньевич.                     
                                                                                
Конечно, хотелось бы начать со слов благодарности в адрес депутатов за такое    
неравнодушное обсуждение, за наказы правительству, за персональные оценки. В    
то же время хотел бы сказать Николаю Фёдоровичу, что мы, конечно же, с          
удовольствием и со всей ответственностью примем участие в любом                 
"правительственном часе" в соответствии с планами Государственной Думы, в том   
числе и по вопросам ВТО, если Государственная Дума сочтёт это необходимым.      
                                                                                
Считаю нужным отметить, что действительно идут серьёзные процессы               
регионализации, в частности подготовка и заключение крупных региональных        
соглашений. И конечно же, Николай Васильевич, надо понимать - кажется,          
Николай Васильевич покинул зал, - что все они направлены в первую очередь на    
снижение импортных пошлин. Поэтому нам стоит чётко определиться: или мы         
являемся участником глобальной торговой системы и наш мейнстрим - снижение      
импортных пошлин, как в ВТО, или нет.                                           
                                                                                
Ну и конечно, хотел бы отдельно поблагодарить Анатолия Евгеньевича за           
последнее выступление, за поддержку. Хочу в очередной раз подчеркнуть две       
мысли. Первое, практически все нормы соглашения, которое лежит перед вами,      
уже имплементированы, то есть внедрены в законодательство Российской            
Федерации, поэтому прямых бюджетных последствий, конечно, нет. Второе,          
абсолютно поддерживаю тезис депутата Карпова, что даже мельчайшие подробности   
соглашения в момент разработки и уж тем более сейчас согласованы и с            
предпринимательскими союзами, и с ассоциациями экспортёров, и с конкретными     
компаниями, от IT до металлургов, занимающихся экспортом. Я вам ответственно    
говорю: ни одного возражения, более того, прямая поддержка и просьба к          
органам власти ускорить принятие документа.                                     
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Геннадьевич Аксаков, пожалуйста, вам слово.                            
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы всё-таки       
сегодня рассматриваем не базовый документ, не базовое соглашение, которое       
Госдума уже ратифицировала. Вы знаете, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"            
голосовала против ратификации того документа, но сейчас мы рассматриваем        
протокол к этому соглашению, и, когда задают вопрос, улучшает ли он положение   
участников внешней торговли, я однозначно и вполне ответственно заявляю:        
улучшает. Вот в некоторых странах есть, например, требование, что нужна         
справка из консульского управления, чтобы пересечь границу этой страны, и об    
этом наши участники внешней торговли, те же водители-дальнобойщики, узнают, к   
сожалению, только на границе, потому что нет требования о публикации            
соответствующей информации этой страной, и неделями они стоят на границе,       
терпя огромные потери. Можно привести в пример много случаев, когда участники   
внешней торговли терпят издержки. Это соглашение предусматривает свободу        
транзита: страны не должны вводить ограничения на транзитные перевозки, тем     
самым обеспечивается недискриминационный режим независимо от страны             
происхождения и назначения. Обратите внимание на ситуацию с Польшей, на         
ситуацию с Украиной - опираясь на эти положения, мы могли бы защитить в том     
числе интересы наших водителей, которые часами стоят на границе и не могут её   
пересечь из-за того, что есть дискриминационные способы действия                
соответствующих стран.                                                          
                                                                                
С учётом всех этих моментов комитет и принял такое решение - поддержал          
ратификацию соответствующего протокола.                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5999 по 6016 из 7528
10-й вопрос, проект федерального закона "О принятии Протокола о внесении        
изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой            
организации".                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              243 чел.54,0 %                                    
Проголосовало против           84 чел.18,7 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    327 чел.                                          
Не голосовало                 123 чел.27,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6089 по 6096 из 7528
ПОЗДНЯКОВ В. Г., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
По 10-му вопросу Поздняков, Гаврилов, Рябов, Разворотнев голосовали против.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прошу учесть.