Заседание № 79
13.03.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 97125-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и чёрных металлов и их отчуждения).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5146 по 5336 из 6678
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад представителя Курской областной Думы депутата Государственной Думы Алексея Николаевича Волкова. ВОЛКОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, Курская областная Дума вносит на ваше рассмотрение законопроект "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". На территории области, как и в стране, кстати, несмотря на принимаемые меры продолжает сохраняться сложная ситуация, связанная с непрекращающимися хищениями изделий из металла. За прошлый год зарегистрированы одна тысяча семьдесят пять краж металла - тащат и с кладбищ, и люки, и провода, и всё что угодно. При этом похищенный металл сбывается как на официальных, так и на незаконных приёмных пунктах. Работа нелегальных пунктов приёма металла, а также нарушения, допускаемые при приёме металла на лицензионных пунктах, создают широкий рынок сбыта краденого. Данная ситуация в настоящее время характерна для всей Российской Федерации. Ответственность за нарушения, совершаемые лицами, незаконно принимающими металл, предусмотрена частями 1 и 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а ответственность за нарушение правил приёма металлолома в лицензионных пунктах предусмотрена статьёй 14.26 данного кодекса. Однако размеры административных штрафов, предусмотренные данными статьями, значительно меньше получаемого от незаконного приёма металла дохода и не являются для правонарушителей сдерживающим фактором, в связи с чем нелегальные пункты приёма лома чёрных и цветных металлов продолжают свою деятельность. Работа легальных пунктов приёма металлолома зачастую осуществляется также с многочисленными нарушениями установленных правил. Вот те штрафные санкции, которые есть, - они малоэффективны, скажем так. Настоящий законопроект предусматривает увеличение размеров административных штрафов за указанные правонарушения в два - два с половиной раза, возможность применения санкций в виде административного приостановления деятельности за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и чёрных металлов и их отчуждения. Принятие указанного закона будет способствовать профилактике и предотвращению правонарушений, снижению уровня преступности, позволит правоохранительным органам более эффективно проводить работу по декриминализации оборота лома чёрных и цветных металлов и улучшит экономическую ситуацию в стране. Уважаемые депутаты, прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. С содокладом выступит первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Рассмотрение представленных материалов заставило нас усомниться всё-таки в обоснованности доводов авторов законопроекта о необходимости увеличения размеров административных штрафов в области предпринимательской деятельности и за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных металлов. Это связано с тем, что основной довод авторов, по сути, однозначен. Докладчик уже сказал, что размеры административных штрафов якобы не являются для правонарушителей сдерживающим фактором. Учитывая отсутствие анализа правоприменительной практики и должного обоснования, мы обратили на это обстоятельство внимание авторов, полагая возможной смену их позиции вплоть до отзыва законопроекта. Однако всё равно с 20 февраля текущего года мы получили из Курской областной Думы информацию о нарушении законодательства в сфере оборота лома и металлов, в которой приведены такие яркие примеры, как кража 600 метров кабеля с опор, с освещения, и кража восьмидесяти четырёх крышек канализационных люков. А всего по области за 2008 год, как указано, зарегистрированы одна тысяча семьдесят пять краж металлов. Думаю, что вы, уважаемые коллеги, уже в достаточной мере даже вот из этой информации сделали вывод, что нам с вами предлагается подход, в котором вместо борьбы с кражами выбирается путь воздействия на пункты приёма металлов, хотя следует признать, что кражи легче всего раскрывать как раз через эти пункты. Что же касается самих краж, то мы полагаем, что тут и так установлена уже немалая ответственность. Ну, например, за мелкие хищения Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание вплоть до административного ареста до пятнадцати суток, или за кражу без квалифицирующих признаков Уголовный кодекс предусматривает лишение свободы до двух лет, а при наличии квалифицирующих признаков (или группой лиц, или по сговору, или в зависимости от размера похищенного) - лишение свободы до десяти лет. То есть уровень воздействия закона на воров достаточно ощутим. Другое дело, что этих самых воров ловят плохо, вот это факт. Но это уже другая сторона проблемы, это не проблема закона, это проблема самой работы правоохранительных органов. Ну вот смотрите: в 2007 году в России было зарегистрировано один миллион пятьсот шестьдесят шесть тысяч краж, но при этом, заметьте, один миллион девяносто девять тысяч краж остались просто нераскрытыми, то есть раскрываемость краж составила всего 31,4 процента. Да и в Курской области из всех, заметьте, двадцати восьми тысяч шестисот зарегистрированных преступлений в год раскрывается только половина - четырнадцать тысяч триста шесть. В заключение, возвращаясь к системе воздействия Кодекса об административных правонарушениях на сферу оборота металлов, следует отметить, что кроме статей, в которых предусмотрено прямое воздействие на такие нарушения, имеются ещё и такие статьи, которые предусматривают ответственность за нарушение правил предпринимательской деятельности или, скажем, за повреждение электрических сетей и тому подобное. Да и Гражданский кодекс в достаточной мере наряду с Уголовным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях решает вопрос возмещения и ущерба, и вреда. И вот на основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует вам, уважаемые депутаты, рассматриваемый законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Один вопрос. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Александр Петрович, вор, конечно, должен сидеть в тюрьме, как сказал Жеглов, а пособник вора? Вот тот, кто берёт люк, - он что, не понимает, что он его не сделал, а украл? По-вашему получается, что он вообще святой - предприниматель! МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Тамара Васильевна, пособничество точно так же уголовно наказуемо, как и прямое исполнительство, поэтому тут вы, пожалуйста, не волнуйтесь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросов больше нет. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Двое. По три минуты достаточно будет? Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Нет, ну Курская область... Я не могу молчать. Вообще, Александр Петрович, надо было комитету в своём заключении указать, что авторы из Курской области неправильно ставят вопрос: "У вас там Курская магнитная аномалия и все эти крышки, и провода, и всё, что металлическое, - оно само по себе уползает, поэтому какой смысл принимать какие-то штрафные санкции?" Мы уже много раз приводили пример, что когда мы ввели штраф 500 рублей за непристёгнутый ремень, то все стали пристёгиваться. В данном случае мы пытаемся увеличить размер штрафа в отношении тех, кто принимает эти вещи. Вот приедете к нам в Курскую область, залетите в колодец, не прикрытый этим люком, и будете потом говорить: ай-ай-ай, зря мы не приняли это... Поэтому, коллеги, ещё раз говорю, эта тема характерна для всей страны. Здесь как раз повышать штрафы нужно, очень даже нужно, а логика такая, что, извините, вроде как так легче ловить воров, которые приходят. При чём здесь воры? Воры были, есть и будут. А будет ли вор воровать, если ему некуда будет сбыть краденое? Вот в чём вопрос. И когда мы увеличиваем штрафные санкции для тех, кто это краденое скупает, это как раз должно сработать. Поэтому я предлагаю поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вот сколько лет работает Дума, столько лет мы рассматриваем подобные законопроекты. Вот честное слово! Во второй Думе мы принимали - отклонил его президент. Кому мы, вообще, помогаем? У меня, например, есть такая цифра: тысяча семьсот люков, привели такой пример. Подумаешь, всего-то тысячу семьсот люков открыли! Пусть в эти ямы падают люди... А потом ещё эти люки надо сделать. Ну по всей стране нас просят люди: "Пожалуйста, помогите, потому что у нас дачные участки все обворовали, надгробия уже тащат. И всё это принимается в приёмных пунктах, там ещё деньги платят". А я недаром вопрос задала, потому что пособник вора - точно такой же вор. Сколько раз звучали цифры, сколько говорили о том, что весь этот цветной металл плывёт потом за границу! Эстония, у которой нет вообще цветных металлов, торговала ими. Откуда там это всё? И мы никак не хотим принять: у нас же есть наша милиция, пусть она там разбирается, кто чего украл. Да ночью пошли украли с кладбища, принесли и сдали! Его там легко найти. А тот, кто принимал, он что, не видит, что это надгробие или это крест?! Ну, это настолько очевидно, что, мне кажется, уговаривать уже никого не надо. Этот законопроект нужно поддерживать. И не просто штраф выписывать, я считаю, что здесь такая же уголовная ответственность должна быть и ликвидация этого пункта сразу же, как только предприниматель эти вещи принял. Наша фракция будет поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить с заключительным словом? Нет. Представители правительства и президента? Тоже нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 10 мин. 02 сек.) Проголосовало за 122 чел.27,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 122 чел. Не голосовало 328 чел.72,9% Результат: не принято Не принято.