Заседание № 71

30.01.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 97103-5 "О внесении изменения в статью 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5890 по 6251 из 7503
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12.16       
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".              
Докладывает представитель Орловского областного Совета народных депутатов       
член Совета Федерации Сергей Евгеньевич Щеблыгин.                               
                                                                                
ЩЕБЛЫГИН С. Е., представитель Орловского областного Совета народных             
депутатов, член Совета Федерации.                                               
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! По поручению Орловского           
областного Совета представляю вам на рассмотрение проект федерального закона    
"О внесении изменения в статью 12.16 Кодекса Российской Федерации об            
административных правонарушениях". С нашей точки зрения, сегодня одна из        
важнейших проблем - это проблема обеспечения безопасности дорожного движения.   
И в целях решения этой проблемы, в целях более высокого обеспечения             
безопасности дорожного движения считаем необходимым повысить размер штрафов     
за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой        
проезжей части дороги. Минимальный штраф в размере 100 рублей, применяемый в    
настоящее время, несопоставим с серьёзностью правонарушения. Это доказывает и   
административная практика. Мы предлагаем внести поправку, которая увеличивает   
этот штраф до 500 рублей.                                                       
                                                                                
Прошу коллег рассмотреть и одобрить концепцию данного законопроекта.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Александр Петрович Москалец сделает содоклад.                                   
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Действующий       
Кодекс об административных правонарушениях в отдельной главе предусматривает,   
заметьте, девяносто два вида нарушений в области дорожного движения и           
дифференцирует ответственность за них в зависимости от влияния на состояние     
безопасности. Превышение скорости, управление в нетрезвом виде, выезд на        
встречную полосу и им подобные нарушения наказываются практически по            
максимуму возможностей действующего кодекса. В то же время другие, хотя и       
недопустимые, но не так резко влияющие на безопасность нарушения, такие как     
управление незарегистрированным транспортным средством, или управление без      
наличия документов, или при наличии неисправностей и тому подобное,             
наказываются штрафом в размере, как правило, 100 рублей. Эти крайние вещи я     
назвал лишь для того, чтобы показать, что кодекс и в этой части учитывает       
разные состояния: состояние обычной невнимательности и явного презрения к       
правилам дорожного движения, грубого нарушения и нарушения в силу               
недостаточности опыта. Мы полагаем, это хорошее качество, если даже в этих      
случаях прежде всего рассматривается человек, а не просто правонарушитель.      
                                                                                
Не так уж давно, в июне 2007 года, мы с вами приняли федеральный закон,         
которым значительно усилили ответственность за нарушения в области дорожного    
движения, но при этом, как вы все помните, этот законопроект почти год мы       
открыто обсуждали и, только когда почувствовали готовность общества к его       
принятию, приняли его. И вы знаете, что результат есть. Однако, несмотря на     
все принятые меры, Орловский областной Совет народных депутатов посчитал        
необходимым обратиться к нам с законодательной инициативой о дальнейшем         
усилении административной ответственности, для чего предложил в пять раз        
увеличить ответственность за несоблюдение требований, предписанных дорожными    
знаками или разметкой проезжей части дороги. В чём состоят мотивы такого        
предложения, можно только догадываться, так как пояснительная записка           
уместила всего восемь строк, не содержащих ни анализа, ни убедительных          
доводов в обоснование такого предложения. Мы же, в свою очередь, полагаем,      
что ежегодное, по сути дела, изменение санкций, да ещё к тому же в              
направлении резкого их ужесточения, может свидетельствовать только об           
отсутствии стабильности в законодательстве, что никак не отвечает даже тем      
настроениям в обществе, которые направлены на усиление порядка и укрепление     
дисциплины.                                                                     
                                                                                
Кроме того, хотел бы обратить внимание, уважаемые коллеги, на то                
обстоятельство, что статья 12.16, в санкцию которой предлагается изменение,     
своей диспозицией охватывает, по сути, все иные несоблюдения правил, кроме      
специально указанных в кодексе, и, таким образом, предложение коллег из         
Орловского областного Совета может сформировать всеобщий пресс                  
административного воздействия сразу на несколько десятков миллионов граждан,    
а если ещё и правоохранительная система начнёт действовать без разбора, то      
ничего путного из всей предлагаемой затеи, мы полагаем, не выйдет.              
                                                                                
Предлагаем всё-таки к подобным вопросам подходить аккуратно и строго            
соизмерять их с состоянием правопорядка, иначе, кроме открытого неприятия,      
ничего другого не будет. Поэтому представленный законопроект мы предлагаем      
отклонить.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Позиция комитета доложена. Есть ли вопросы? Есть          
вопросы у депутатов Гудкова, Федоткина, Куликова. Три вопроса.                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Гудков.                                                     
                                                                                
ГУДКОВ Г. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
У меня вопрос к уважаемому коллеге из Орловской области.                        
                                                                                
Скажите, пожалуйста, сколько всё-таки в Орловской области машин на тысячу       
человек, чтобы было понятно?.. И второй вопрос: насколько у вас решён вопрос    
парковок? Может быть, у вас там всё в порядке? Сколько у вас парковок для       
временного хранения машин, чтобы люди приехали на работу, поставили машину и    
могли спокойно пойти работать, а потом вернуться за ней в конце рабочего дня?   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает?                                             
                                                                                
По карточке Липатова, пожалуйста, включите микрофон.                            
                                                                                
ЩЕБЛЫГИН С. Е. Спасибо.                                                         
                                                                                
У нас сейчас как раз рассматривается ситуация с нарушением требований           
конкретной дорожной разметки и дорожных знаков. Статистика по нашей области     
говорит о том, что эти правонарушения, вызванные неаккуратностью водителей,     
влекут за собой достаточно серьёзные последствия, более серьёзные, чем те, о    
которых мы сейчас услышали в выступлении представителя комитета.                
                                                                                
А по нашим парковкам и по тысячам машин я сейчас боюсь на память ошибиться...   
но с парковками в городе всё, слава богу, неплохо.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Депутат Федоткин, пожалуйста.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня, наверное, тоже к Сергею Евгеньевичу вопрос, хотя,        
может, и к Александру Петровичу.                                                
                                                                                
Проблема, конечно, сложная, и правильно, что на неё обратили внимание.          
Наверное, большинство у нас автомобилисты, и мы видим, что существующие         
требования к водителям не исполняются и административные штрафы воздействия     
не имеют. Сплошь и рядом водитель, я сам наблюдал, на глазах у милиции делает   
левый поворот из правого ряда, подрезая других, правый поворот из левого        
ряда, снова подрезая, выезжает на встречную полосу, чтобы перестроиться и       
проскочить побыстрее перекрёсток, и никто его не штрафует. Особенно часто       
такое совершают водители на иномарках. Не кажется ли вам, что прежде всего      
надо заставить милицию, чтобы хоть 100 рублей, но взимали с любого              
нарушителя. Наказывать надо, пусть нарушитель заплатит! А потом штраф           
увеличивать. А то 100 рублей не берут, и 500 не будут брать, и ситуация не      
изменится.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто ответит? Это, правда, больше              
утверждение, нежели вопрос. Ну, пожалуйста, по карточке Липатова -              
представитель Орловского областного Совета.                                     
                                                                                
ЩЕБЛЫГИН С. Е. Спасибо.                                                         
                                                                                
Я думаю, что вопрос очень правильно поставлен. Конечно, очень грустно, что      
сотрудники ГИБДД иногда не реагируют на такие правонарушения. Но наше тесное    
сотрудничество с руководством ГИБДД свидетельствует, что эта практика           
искореняется. И конечно, повышение штрафов, усиление наказания будет            
дисциплинировать не только сотрудников ГИБДД, но и самих водителей, которые     
не станут лишний раз рисковать, как сейчас они это делают, когда 100 рублей     
при сегодняшнем уровне инфляции практически уже перестали быть сколько-нибудь   
значимой суммой.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Куликов.                              
                                                                                
КУЛИКОВ А. Д. Спасибо.                                                          
                                                                                
У меня вопросы к обоим докладчикам. Первый - Александру Петровичу: какова       
позиция Министерства внутренних дел по этому вопросу? И второй вопрос -         
коллеге из Орловского облсовета: так вы можете всё-таки провести какую-то       
параллель между состоянием дорожной безопасности и степенью ответственности     
за нарушения, о чём вы ходатайствуете у себя в Орловской области?               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. Опять по карточке Липатова.                   
                                                                                
И потом Александр Петрович хотел что-то добавить.                               
                                                                                
ЩЕБЛЫГИН С. Е. Вот у меня на руках как раз обращение начальника УВД Орловской   
области генерал-майора Колокольцева, который поддерживает эту инициативу. И в   
записке, подписанной руководителем орловского ГАИ, орловского ГИБДД,            
указывается, что вследствие указанных дорожно-транспортных происшествий за      
последнее время на 50 процентов увеличилось число погибших и на 37,5 процента   
раненых, то есть статистика в области достаточно драматическая.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович.                           
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, вот если мы согласимся с инициативой наших    
коллег из Орловской области, то мы, вообще-то, разорвём Кодекс об               
административных правонарушениях на части. Ну вот смотрите: есть девяносто с    
лишним составов правонарушений. Вот только некоторые назову. Если нарушаются    
правила проезда перекрёстков - штраф 100 рублей, если нарушаются правила        
маневрирования - штраф 100 рублей, нарушаются правила расположения              
транспортных средств - штраф 100 рублей. А вдруг за несоблюдение требований,    
предписываемых дорожными знаками, штраф будет в пять раз больше? А всё другое   
тогда как? Как мы тогда будем строить правоприменительную практику? Тогда её    
построить будет вообще невозможно.                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть стройная система санкций и статей Кодекса об            
административных правонарушениях. Ни дорожно-патрульная служба, вернее,         
Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД, ни само            
Министерство внутренних дел к нам на сегодня пока по вопросу об усилении        
санкций не обращались. У нас даже есть информация следующего порядка: вот,      
скажем, 23 января, недавно, всего неделю назад, у нас в стране не было          
зарегистрировано вообще ни одного случая выявления управления транспортным      
средством в нетрезвом состоянии. Не знаю, либо милиция плохо работала, либо     
всё-таки доходят наши требования, но статистика говорит о том, что всё-таки     
люди привыкают и к культуре, и к требованиям законов и Правил дорожного         
движения, если они являются участниками дорожного движения.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросов больше нет. Желающие выступить есть? Трое: депутаты Горькова, Гудков   
и Федоткин.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, депутат Горькова.                                                   
                                                                                
ГОРЬКОВА И. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я всё-таки         
хотела бы поддержать наших коллег из Орловской области. Я постоянно являюсь     
участником дорожного движения: либо пассажиром, либо водителем. Вот тут         
сейчас говорили о том, что мы разорвём правоприменительную практику, так        
сказать. Ну а может быть, вопрос надо ставить шире и глобальнее - что не        
бывает мелких нарушений? Вот буквально осенью, когда я была участником          
дорожного движения как водитель, мне в бок въехала машина абсолютно ржавая,     
безо всяких габаритов. Но если бы тот водитель знал, что выезд на дорогу в      
неготовом автомобиле может привести к такой аварии, наверное, он задумался бы   
над тем, что делает.                                                            
                                                                                
Я хочу сказать, что ежедневно, когда я еду домой... Живу я в 15 километрах от   
Москвы, и дорога у меня занимает от двух с половиной часов до трёх, и в         
основном из-за того, что пробки возникают из-за нерадивых водителей, которые    
действительно выезжают... У них не какие-то там серьёзные нарушения, а просто   
у кого-то не работает поворотник, у кого-то не совсем отрегулированы тормоза,   
вот они столкнулись и три-четыре часа стоят. Вот подумали бы, какие на самом    
деле проблемы это вызывает, сколько людей опоздало на работу, сколько людей     
опоздало на переговоры, какие это убытки. А что, собственно, теряют эти         
водители? Да они потом получат страховку, они постояли вот здесь, поругали      
милицию, поворчали о том, какая милиция плохая, она поздно приехала... Я        
считаю, что здесь просто неправильно вообще расставлены приоритеты. И надо      
задуматься, что вот мы стонем не только здесь, в Москве, и не только в          
Петербурге. Вот я из Ярославля вернулась: даже там пробки именно из-за таких    
аварий. И если уже наши коллеги из Орловской области ставят вопрос, значит, и   
там эта проблема стоит очень остро, это не какая-то одномоментная ситуация.     
                                                                                
Ведь вы посмотрите, как обстоит дело за границей: да попробуй нарушить          
где-нибудь на автобане скорость, тебе тут же... Да, там нет полицейского, но    
тебе домой пришлют штраф, и этот штраф будет не менее 100 евро. И это           
заставляет людей жёстко соблюдать правила. А мы, как всегда, принимаем          
полумеры. Что такое 100 рублей сегодня? Это 5 литров бензина. Возьмите          
какой-нибудь "хаммер", который выехал... Да его водителю просто на эти 100      
рублей... для него это не проблема. Поэтому, конечно же, нужно установить       
штраф 500 рублей. Пусть это остановит хоть какую-то часть водителей, пусть      
они задумаются, прежде чем нарушать, прежде чем выехать на дорогу в             
неисправном автомобиле.                                                         
                                                                                
Коллеги, я предлагаю поддержать инициативу Орловского областного Совета.        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Федоткин.                                     
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, во-первых, я хотел бы отметить, что у нас     
ГАИ как-то странно себя ведёт: кого-то останавливает, а кого-то не              
останавливает, хотя нарушений, подчёркиваю, мы наблюдаем ежедневно десятки.     
                                                                                
Но есть и вторая сторона у этой проблемы. Один мой знакомый, ну так             
случилось, ехал за город, машин не было, он чуть превысил скорость, и его       
остановили, оштрафовали на 100 рублей. Всё правильно, всё по закону. Он на      
другой день заплатил этот штраф и ездил без проблем. Вдруг через три месяца к   
нему приходит от служб определённых, от приставов, бумага: если вы немедленно   
не заплатите штраф, мы вас приведём в наручниках. Этот документ он мне          
показал. В нём так и написано: принудительно приведём вас в наручниках. Он      
бежит туда и говорит: ребята, да я заплатил на второй день, но за три месяца    
куда-то сунул квитанцию. Три дня ругался, потом плюнул, пошёл снова отстоял     
очередь в сберкассе, снова заплатил эти 100 рублей. Но до этого он обратился    
в ГАИ: у вас же квитанция есть о том, что я платил. А они говорят: а мы не      
ведём учёт, у нас там на складе мешки с квитанциями валяются, там их тысячи,    
идите и ищите. Потом он нашёл квитанцию, что он заплатил, но сколько нервов     
ему потрепали!                                                                  
                                                                                
Поэтому второй момент, который нужно учитывать при принятии такого закона, -    
чтобы в ГАИ был порядок: было указано, кто уплатил, чтобы они по компьютеру     
могли сразу чётко узнать это. А того, кто не уплатил, принудительно             
наказывайте.                                                                    
                                                                                
И третий момент. 100 рублей - это не деньги для большинства. Сейчас дефолт      
идёт, продолжается, и 500 рублей для тех, кто на иномарках ездит, тоже не       
деньги, дадут тут же и уедут. Это проблемы не решит. Видимо, правильнее было    
бы прогрессивную шкалу штрафа установить: первый раз - 100 рублей, второй раз   
выехал на встречную полосу - 500 рублей, третий - тысячу, и так хоть до 10      
тысяч. Вот тогда он подумает. 500 рублей он отдаст, а когда набежит 10 тысяч    
или 15, он, наверное, не будет нарушать. Вот тогда это будет действенная        
мера.                                                                           
                                                                                
Но я подчёркиваю, что при принятии этого закона всё-таки надо начинать с        
уважаемого ГАИ: останавливать всех, самим чётко устанавливать, прежде чем       
запугивать, кто заплатил, а кто злостный нарушитель. И наверное, надо вводить   
не 500 рублей штраф, а прогрессивную шкалу. Тогда это повлияет на тех, кто      
может купить иномарку, а иногда и права и не соблюдать правила.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гудков.                                           
                                                                                
ГУДКОВ Г. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я чаще спорю с Александром Петровичем Москальцом, но в       
данном случае хочу его поддержать, потому что думаю, что он прав абсолютно,     
озвучивая позицию комитета. Хотя, конечно, приятно узнать, что у нас            
наконец-таки есть город, где организовано нормальное дорожное движение, с       
парковками. Я вам, честное слово, обещаю, Сергей Евгеньевич: обязательно        
приеду в Орёл и специально изучу ваш опыт, потому что, видимо, вам удалось      
то, чего не удалось никому, даже маленьким провинциальным городам. Приятно,     
не скрою.                                                                       
                                                                                
С другой стороны, Сергей Евгеньевич, мне кажется, что мы с вами избираем        
тупиковый путь. Вот я не очень могу понять первую часть вашей записки, где вы   
пишете: штраф за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками. Ну,   
вы знаете, за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками,          
предусмотрены уже все виды штрафов. А что касается дорожной разметки, вы        
знаете, она, как бы так сказать, условно есть в Российской Федерации, то есть   
она должна быть, но мы сталкиваемся с тем, что на наших дорогах её              
практически нет или она нанесена очень нечётко. У нас серьёзные проблемы с      
дорожной информацией. Вообще, я хотел бы задать ещё один вопрос,                
риторический: сколько в Орловской области дорожной информации и сколько         
рекламных щитов? Потому что в большинстве городов на наших дорогах в основном   
реклама и никогда не найдёшь нужной дорожной информации, чем мы невыгодно       
отличаемся от западных стран.                                                   
                                                                                
Конечно, можно возложить всю тяжесть ответственности на наших граждан, как      
традиционно мы это делаем, - "У сильного всегда бессильный виноват". У нас      
сейчас произошло ужесточение наказаний. По-моему, это в первую очередь          
отразилось на материальном благосостоянии относительно небольшой группы         
населения, они должны быть нам, всем депутатам, очень "благодарны" за это.      
Спасение утопающих, на мой взгляд, не должно стать делом самих утопающих, я     
имею в виду российских автолюбителей. Да, конечно, надо наказывать, но, с       
другой стороны, давайте создавать условия. Вот на сегодняшний день нет          
дорожной политики. Нет в крупных городах политики, которая предусматривала бы   
строительство многоярусных парковок для временного содержания машин. Машины     
стоят там, где их могут поставить, и люди не виноваты (сейчас мы будем          
обсуждать ещё один законопроект).                                               
                                                                                
Мы хотим путём ужесточения наказания заставить граждан выполнять те условия,    
которые зачастую выполнить невозможно, уж тем более при нашей разметке. Мне     
кажется, что это тупиковый путь, когда мы хотим строгостью наших законов        
заставить граждан быть законопослушными. На самом деле это не так.              
Достигается это тогда, когда создаются условия для выполнения большинством      
требований закона. И тогда действительно можно будет строго и жёстко, и может   
быть не так, 500 рублями, а как коллега предлагал, прогрессивным штрафом,       
наказывать нарушителей. Но когда нарушителями становятся подавляющее            
большинство водителей, это говорит о том, что несовершенен сам закон. Не        
может норма быть преступной, массовых преступлений или правонарушений быть не   
может. Если они становятся массовыми, значит, не работает закон, неправильно    
организовано, и виноваты в этом власти, те, кто отвечает за дорожную политику   
нашего государства.                                                             
                                                                                
Поэтому поддерживать, мне кажется, этот законопроект нельзя, хотя бы в силу     
неурегулированности вопроса с нанесением этой самой разметки на дорогах         
Российской Федерации. Попробуйте её найти хотя бы в 50-70 километрах от         
Москвы. Я буду вам очень благодарен, если вы сумеете это сделать, потому что    
я езжу по Подмосковью и вижу, что, к сожалению, дорожная разметка у нас         
всё-таки символический характер носит.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, состоялось подробнейшее обсуждение.   
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных                   
правонарушениях".                                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за               22 чел.4,9%                                      
Проголосовало против           40 чел.8,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     62 чел.                                          
Не голосовало                 388 чел.86,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.