Заседание № 231

20.01.1999
Вопрос:

О Федеральном законе "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 899 по 905 из 6510
КОТЕНКОВ А.А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в      
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я       
прошу снять с рассмотрения вопрос 2 - о Федеральном законе "О внесении          
изменения в Федеральный закон "О государственных внешних заимствованиях...".    
Мотивировка - при обсуждении.                                                   
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1450 по 1499 из 6510
КОТЕНКОВ А.А. Геннадий Николаевич, нет, я прошу снять его с рассмотрения        
вообще, как несуществующий закон. К огромному сожалению, Государственной        
Думой 3 июля 1998 года была допущена серьезная ошибка при принятии этого        
закона. Я напомню, о чем идет речь.                                             
                                                                                
Закон был принят 4 марта 1998 года. Затем 1 апреля 1998 года он был одобрен     
Советом Федерации. 15 апреля закон был отклонен Президентом Российской          
Федерации. Далее, 15 мая Государственная Дума повторно рассмотрела              
отклоненный Президентом закон и одобрила в ранее принятой редакции              
(постановление от 15 мая № 2458-II ГД). 20 мая Совет Федерации, рассмотрев      
одобренный Государственной Думой закон в ранее принятой редакции, постановил:   
отклонить федеральный закон в ранее принятой редакции. Вы знаете, что, если     
вето Президента не преодолевается Советом Федерации, закон перестает            
существовать. Однако, опираясь, к сожалению, на ошибочное заключение            
Правового управления Аппарата Государственной Думы, Государственная Дума 3      
июля, повторно рассмотрев отклоненный Советом Федерации закон, принимает его    
в ранее принятой редакции. Тем самым грубо нарушается статья 107 Конституции    
Российской Федерации. Президент Российской Федерации отклоняет этот закон.      
(Но в принципе, к сожалению, там тоже была допущена ошибка в силу того, что     
он отклонен как принятый в соответствии со статьей 105 Конституции Российской   
Федерации. На самом деле здесь надо было ссылаться на статью 107.)              
                                                                                
Таким образом, уважаемые депутаты, данный закон перестал существовать еще 20    
мая 1998 года, когда вето Президента не было преодолено Советом Федерации.      
Таким образом, Государственная Дума может вернуться к рассмотрению этой темы,   
подчеркиваю, а не этого закона, только внеся новую редакцию закона.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Федорович, я вас тоже очень прошу сегодня в       
течение дня с Владимиром Александровичем и с Александром Алексеевичем           
Котенковым посмотреть эти предложения. Мы можем внести новый закон по этой      
теме, поскольку сейчас действительно рассматривать его мы не имеем права. Вы    
готовы сегодня в течение дня провести консультацию, чтобы решить вопрос по      
новому закону, потому что бесполезно просто голосовать?                         
                                                                                
Герасименко, пожалуйста.                                                        
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф., председатель Комитета Государственной Думы по охране          
здоровья, депутатская группа "Российские регионы".                              
                                                                                
Ну, хорошо. Хотя письмо от Президента датировано 19 июля 1998 года, я хочу      
напомнить, что первый раз-то Совет Федерации нас поддержал, а потом Президент   
отклонил. А отклонил Совет Федерации уже во второй раз. И мы сейчас,            
собственно говоря, должны были преодолевать вето Совета Федерации. Поэтому      
давайте мы с Владимиром Борисовичем в Правовом управлении сейчас посмотрим      
все эти коллизии.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, да, и с представителем Президента, чтобы нам снять    
все эти вопросы.                                                                
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф. Хорошо.                                                        

Заседание № 191

03.07.1998
Вопрос:

О Федеральном законе "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям" (в связи с отклонением Советом Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного СФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2956 по 2988 из 8613
Пункт 13 повестки дня: о Федеральном законе "О внесении изменения в             
Федеральный закон "О государственных внешних заимствованиях...", далее по       
тексту.                                                                         
                                                                                
Николай Федорович Герасименко.                                                  
                                                                                
Речь тоже о преодолении отклонения.                                             
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф. Уважаемые коллеги, мы уже преодолевали вето Президента по      
программе внешних заимствований. Вы знаете, под контроль Думы ставятся          
внешние заимствования в размере не 100 миллионов, а 10 миллионов. Совместно с   
комитетом по бюджету мы рассмотрели вопрос, и от имени двух комитетов -         
комитета по бюджету и Комитета по охране здоровья - мы предлагаем преодолеть    
отклонение Советом Федерации.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы? Ставлю на            
голосование. То же самое - преодолеваем отклонение. Пожалуйста, голосуйте.      
                                                                                
Секретариат прошу подготовить депутатские запросы.                              
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              382 чел.             84,9%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    383 чел.                                          
Не голосовало                  67 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    

Заседание № 176

15.05.1998
Вопрос:

О Федеральном законе "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1162 по 1474 из 7440
У нас сейчас идет закон под номером 2: "О внесении изменения в Федеральный      
закон "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и          
государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным     
государствам, их юридическим лицам и международным организациям" (в ранее       
принятой редакции). Доклад полномочного представителя Президента Александра     
Алексеевича Котенкова. Содоклад - Николая Федоровича Герасименко.               
                                                                                
Поближе подходите, Николай Федорович.                                           
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в      
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! В       
соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации Президент   
Российской Федерации отклонил принятый Государственной Думой и одобренный       
Советом Федерации Федеральный закон "О внесении изменения в Федеральный закон   
"О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и                
государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным     
государствам, их юридическим лицам и международным организациям".               
                                                                                
По мнению Президента, данный закон противоречит статье 114 Конституции          
Российской Федерации и статье 15 Федерального конституционного закона "О        
Правительстве Российской Федерации" в части полномочий Правительства            
Российской Федерации в сфере организации бюджетной, финансовой, кредитной и     
денежной политики, а также полномочий Правительства по осуществлению            
управления государственным внутренним и внешним долгом.                         
                                                                                
Статьей 15 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской     
Федерации" установлено, что Правительство разрабатывает и представляет          
Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а        
также представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета.               
Правительство Российской Федерации представляет в рамках проекта федерального   
закона о федеральном бюджете на соответствующий год программу государственных   
внешних заимствований, выделяя при этом кредиты (займы), превышающие сумму,     
эквивалентную 100 миллионам долларов США. В программу государственных внешних   
заимствований на соответствующий год включаются только проекты, одобренные      
постановлениями или распоряжениями Правительства Российской Федерации.          
Решения о привлечении иностранных кредитов принимаются Правительством по        
каждому проекту, прошедшему экспертизу в индивидуальном порядке.                
                                                                                
Государственная Дума утверждает программу государственных внешних               
заимствований на соответствующий год, а также направления привлекаемых          
иностранных кредитов, с разбивкой их по разделам функциональной классификации   
федерального бюджета.                                                           
                                                                                
Таким образом, в настоящее время сложилась и действует отлаженная система       
осуществления исполнительной и законодательной ветвями власти совместного       
контроля за внешними заимствованиями.                                           
                                                                                
Изменениями, вносимыми в Федеральный закон "О государственных внешних           
заимствованиях...", в части, касающейся изменения суммы получаемых кредитов,    
устанавливается, что ратификации будут подлежать международные договоры,        
предусматривающие средства объемом свыше 10 миллионов долларов США, то есть в   
10 раз снижается порог, установленный законом о государственных внешних         
заимствованиях. Кроме того, Правительство Российской Федерации практически      
лишается возможности принятия оперативных решений по привлекаемым кредитам и    
осуществления гибкой политики заимствований на внешних финансовых рынках с      
учетом складывающейся на них конъюнктуры.                                       
                                                                                
В процессе реализации федерального закона возникнет ситуация, при которой       
резко возрастет число международных кредитных договоров, подлежащих             
ратификации. По данным Министерства финансов, таких договоров о суммах займов   
в пределах от 10 до 100 миллионов долларов в год принимается несколько          
десятков. Самое важное в этом процессе - это как раз оперативность управления   
этими процессами со стороны Правительства. Дело в том, что все эти займы все    
равно осуществляются в рамках программы внешних заимствований. Но я хотел бы    
вам привести несколько примеров, говорящих о том, к чему может привести         
десятикратное снижение пороговой суммы, требующей ратификации Государственной   
Думой.                                                                          
                                                                                
Я напомню, что в начале этого года после известных финансовых потрясений        
ситуация сложилась в стране таким образом, что стоимость внешних займов         
оказалась значительно ниже стоимости внутренних займов. И тогда, вы помните,    
совместно принималось решение об изменении программы внешних заимствований, с   
тем чтобы Правительство могло оперативно осуществить внешний заем,              
отказавшись от внутреннего, и тем самым сэкономить значительную сумму           
средств.                                                                        
                                                                                
Введение нормы, при которой любой заем свыше 10 миллионов долларов должен       
фактически утверждаться Государственной Думой, лишает Правительство             
возможности осуществить вот такой маневр с учетом конъюнктуры рынка.            
                                                                                
Вы знаете, что внесение договора о кредите в Государственную Думу на            
ратификацию требует несколько месяцев для его рассмотрения. Конъюнктура рынка   
работает в таких условиях в течение нескольких дней, то есть когда можно        
получить реальную прибыль, используя, так сказать, разницу в стоимости займа    
на внешнем и на внутреннем рынке.                                               
                                                                                
Следующий момент. Как правило, Правительство осуществляет займы не крупными     
суммами - свыше 100 миллионов долларов, а, открывая определенную кредитную      
линию, получает, привлекает эти кредиты небольшими частями по мере их           
накопления у соответствующего кредитного учреждения за рубежом. Естественно,    
что, когда такая сумма накоплена и заключается соглашение о предоставлении      
этого кредита, ни один банк не будет держать эту сумму до той поры, пока        
пройдет весь процесс ратификации в Государственной Думе и Правительство         
получит разрешение на получение этого кредита. Банк немедленно найдет           
применение этим средствам в другом месте.                                       
                                                                                
Таким образом, уважаемые депутаты, еще раз повторяю, учитывая, что все займы,   
которые осуществляет Правительство, все равно осуществляются в рамках           
программы внешних заимствований, которую вы утверждаете, принятие этого         
закона лишает Правительство возможности принятия оперативных решений на         
финансовом рынке.                                                               
                                                                                
Президент Российской Федерации предлагает согласиться с отклонением данного     
закона и не принимать его, поскольку в рамках отчета Правительства об           
исполнении бюджета вы вправе проконтролировать любой заем, осуществленный       
Правительством, - его цели, направление и так далее.                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Николай Федорович Герасименко.                                      
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф., председатель Комитета Государственной Думы по охране          
здоровья, депутатская группа "Российские регионы".                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, вот Александр Алексеевич сказал о слаженной работе          
Правительства в отношении внешних займов. Я приведу слова Сергея                
Владиленовича Кириенко от 10 апреля, что к концу 1991 года внешний долг         
бывшего СССР составлял 109 миллиардов долларов, сейчас он вырос до 122,5        
миллиарда долларов. И если в 1996 году 13 процентов всех расходов               
федерального бюджета шло на погашение долга, в 1997 году - 24, в 1998 году -    
30, на 1999 год планируется уже 40 процентов (а фактически еще больше), то к    
2003 году 70 процентов расходов пойдет на погашение внешнего и внутреннего      
долгов.                                                                         
                                                                                
Следующий вопрос. В отношении той же слаженной работы. Вот у меня отчет         
Счетной палаты. Установлено, что реализация проектов, финансируемых за счет     
займов Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и     
развития, осуществляется на крайне низком уровне. Российская сторона несет      
неоправданные расходы из-за непроработанности вопросов возмещения средств       
конечным заемщиком. Кроме того, система выбора проектов не отвечает реальным    
потребностям российской экономики. Отсутствует единая система проработки и      
принятия правительственных решений по привлечению иностранных займов и          
средств международных финансовых организаций. Нет согласованности в             
привлечении займов на многосторонней основе с кредитами правительств            
иностранных государств. Выявлены недостатки в использовании и погашении         
иностранных кредитных ресурсов. Необоснованно увеличиваются расходы             
федерального бюджета, за который мы отвечаем.                                   
                                                                                
Вот буквально недавно мы приняли депутатский запрос по 28 займам. Один          
пример, о котором тоже много пишут, - это проект содействия структурной         
перестройке системы социальной защиты, о которой Калашников говорит в ряде      
газет. Например, юридическая поддержка пенсионной реформы. Только одна          
докладная записка и комментарий к законодательству - определена плата в 500     
тысяч долларов. Мы это все делаем бесплатно. Или, например, техническое         
задание по аудиту Пенсионного фонда - 200 тысяч. Одно техническое задание!      
                                                                                
Буквально 14 мая подписан указ Президента о мерах по укреплению финансовой      
дисциплины и исполнении бюджетного законодательства, где говорится об           
укреплении в отношении как раз внешних заимствований. И тут же от 14 мая        
распоряжение Правительства о привлечении 100 миллионов немецких марок на        
финансирование закупки научных приборов и оборудования для государственных      
научных центров, о которых, в общем-то, никто представления не имеет.           
                                                                                
Опасения в том, что на ратификацию принимаются только те договоры, которые не   
включены в план внешних заимствований... Ратификация у нас идет каждую          
пятницу, поэтому никаких опасений с задержкой нет. А также на этот год уже в    
плане записано, что все займы должны контролироваться Государственной Думой,    
и в Налоговом кодексе эта сумма - 10 миллионов - уже записана и принята в       
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Поэтому я прошу преодолеть вето Президента и поддержать закон в ранее           
принятой редакции.                                                              
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                  В.А.Рыжков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Федорович.                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, напоминаю, что в данном случае речь идет об отклоненных     
законах. Как правило, мы обсуждение в таких случаях не проводим, если не        
принимается отдельное решение палаты. Как мы поступим: будем обсуждать или      
перейдем к голосованию? К голосованию.                                          
                                                                                
Геннадий Васильевич, вы по мотивам от комитета, да? Пожалуйста, Кулик           
Геннадий Васильевич. По мотивам - от комитета по бюджету.                       
                                                                                
КУЛИК Г.В., Аграрная депутатская группа.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, я просто хотел вас проинформировать, а уж какое вы решение   
примете... Ситуация после принятия этой поправки в закон о заимствованиях       
изменилась. Вы знаете, что мы в законе о бюджете приняли решение, что           
Государственная Дума утверждает план внешних заимствований, куда включаются     
все соглашения на сумму свыше 10 миллионов. Такая программа на 1998 год на      
утверждение Государственной Думы уже внесена Правительством, и нам предстоит    
ее утвердить. И у каждой фракции, у депутатов, у комитетов есть полная          
возможность высказаться о целесообразности того или иного заимствования,        
которое есть в этой программе. Если сегодня мы примем на себя обязательства     
по каждому соглашению на сумму свыше 10 миллионов принимать закон, его          
ратифицировать, мы просто можем утонуть в этой работе. Еще раз повторяю, в      
работе с этой программой мы можем действовать так, как мы считаем нужным.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Для справки просит слова представитель Правительства      
Себенцов Андрей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЕБЕНЦОВ А.Е., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, уважаемый Владимир Александрович! Я как раз хотел           
отметить этот момент, что есть иные формы, кроме ратификации, совместной        
работы Правительства и Федерального Собрания. В том числе необязательно все     
вопросы выносить и на пленарное заседание, многие вопросы могут быть решены     
по согласованию с комитетом.                                                    
                                                                                
В связи с этим мне хотелось бы еще подчеркнуть, о чем идет речь. Речь идет о    
том, что крупные займы, введенные в план заимствований, зачастую не             
принимаются. Так, например, в 1997 году два таких займа было отклонено          
Государственной Думой. Вместе с тем имеется примерно 20-30 висящих в воздухе,   
так сказать, и готовых, прорабатываемых к тому, чтобы можно было при            
необходимости эти займы использовать, займов на сумму менее 100 миллионов       
долларов. Из них принимается фактически всего лишь несколько, но они            
позволяют рационально использовать те случаи, когда средства высвобождаются в   
результате отклонений проектов иных, более крупных заимствований.               
                                                                                
В связи с этим то, что сейчас предложено в качестве изменений к закону,         
реально и существенно снизит возможность принятия оперативных решений и не      
пойдет на пользу России.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, все-таки нам нужно принять решение.                         
                                                                                
Юрий Павлович, одну секунду.                                                    
                                                                                
Я просто в данном случае напоминаю Регламент. При обсуждении законов,           
отклоненных Президентом, не проводится обсуждение, если иное решение не         
принимает палата. Есть ли депутаты, настаивающие на проведении полноценного     
обсуждения?                                                                     
                                                                                
Депутат Гитин, вы настаиваете на обсуждении? Нет, я задаю вопрос: кто-то        
настаивает на обсуждении данного вопроса? Нет. Ставится на голосование: кто     
за то, чтобы... (Шум в зале.) По мотивам ползала руки тянут, так не бывает,     
чтобы ползала тянули руки по мотивам.                                           
                                                                                
По Регламенту, Решульский - от фракции, пожалуйста. (Шум в зале.)               
                                                                                
Понимаете, мотивы... 30 человек не бывает по мотивам.                           
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С.Н. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые коллеги, ну,        
мотивы у каждого бывают разные... Просто перед тем как мы приступим к           
голосованию, я бы хотел, пользуясь тем правом, которым наделила меня фракция,   
обратиться ко всем членам нашей фракции с предложением поддержать данный        
закон и проголосовать за преодоление вето Президента.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Депутат Гитин, пожалуйста, от фракции.                                          
                                                                                
Я вижу, Юрий Павлович, я дам сейчас вам слово, буквально 15 секунд - от         
фракции.                                                                        
                                                                                
Депутат Гитин.                                                                  
                                                                                
ГИТИН В.В., фракция "ЯБЛОКО".                                                   
                                                                                
Суть того, что я хочу сказать, заключается в том, что не совсем правильно       
сформулирована сейчас проблема. Данная поправка не требует ратификации всех     
соглашений по кредитам свыше 10 миллионов. Данная поправка требует только       
того, что Правительство при внесении программы внешних заимствований должно     
показывать все кредиты свыше 10 миллионов. Ратификация даже в нынешней форме    
наступает только в том случае, если это дополнительный кредит, не вошедший в    
программу внешних заимствований, то есть кредит сверх лимитов, утвержденных     
Государственной Думой. Вот тогда наступает момент ратификации...                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Владимирович, но это никакого отношения к          
мотивам не имеет, вы по существу уже выступаете.                                
                                                                                
ГИТИН В.В. К примеру, я могу назвать такой момент: за два года мы не            
ратифицировали ни одного соглашения даже по кредитам свыше 100 миллионов.       
Поэтому не совсем правильно и Правительство, и представитель Президента         
трактуют закон. Не требуется... (Микрофон отключен.)                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, это уже обсуждение началось. Надо      
поставить тогда на голосование, будем ли мы обсуждать. Никто не предлагает      
обсуждать, поэтому я вправе поставить вопрос на голосование.                    
                                                                                
От фракции - Кузнецов Юрий Павлович, но не по обсуждению закона, а по           
мотивам, да? Юрий Павлович, пожалуйста.                                         
                                                                                
КУЗНЕЦОВ Ю.П. Я делаю заявление, аналогичное сделанному фракцией КПРФ. Мы       
действительно сегодня вынуждены преодолевать вето. Если все будет хорошо с      
этим законом, его можно изменить. Но сегодня мы с вами, депутаты, знаем         
ситуацию на местах. И когда каждый из нас будет контролировать прохождение      
того или иного кредита с учетом местных интересов, то мы не допустим, грубо     
говоря, правонарушений, которые сегодня исполнительная власть, к сожалению,     
допускает. Сознательно или по оплошности - другой вопрос.                       
                                                                                
Поэтому вето надо преодолевать. Наша фракция будет голосовать единогласно.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование.      
Постановление у вас на руках. Пожалуйста, голосуйте.                            
                                                                                
Кто без карточки? Депутат Ждакаев - за. Кто еще? Депутат Сухой - за. Кто еще?   
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 19 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              319 чел.             70,9%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    322 чел.                                          
Не голосовало                 128 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    

Заседание № 159

04.03.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям" (о выделении в программе государственных внешних заимствований Российской Федерации отдельной строкой кредитов (займов), каждый из которых превышает сумму 10 млн. долларов США).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4264 по 4361 из 6341
Пункт 16 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменения в    
Федеральный закон "О государственных внешних заимствованиях Российской          
Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией     
иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям".   
Второе чтение.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Николай Федорович Герасименко.                                      
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф., председатель Комитета Государственной Думы по охране          
здоровья, депутатская группа "Российские регионы".                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, 21 января 1998 года Государственная Дума конституционным     
большинством (более чем 300 голосами) поддержала данный законопроект по         
изменению строки в представляемой на утверждение Думы программе внешних         
заимствований на текущий год: сумму 100 миллионов заменить на 10 миллионов,     
чтобы Государственная Дума реально контролировала внешние заимствования.        
                                                                                
До 10 февраля было поручено собрать поправки. Поправок не поступило до 10       
февраля. Поступили отзывы в поддержку законопроекта от комитетов по             
международным делам, по аграрным вопросам, по вопросам местного                 
самоуправления, от Совета Федерации, от банка.                                  
                                                                                
Правительство выступает по-прежнему против самого законопроекта. Мы             
посмотрели, поскольку нет официальных поправок, таблица поправок не             
раздавалась. Поэтому есть предложение - комитет рассматривал - поддержать       
закон во втором чтении.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Есть ли выступления от      
бюджетного комитета? От Правительства? Нет. Возражения есть у представителя     
Президента.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич.                                               
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты              
Государственной Думы, как говорится, всему должен быть предел, и разумному      
тоже должен быть предел. Я приведу только один аргумент. Обратите внимание      
(если кто не просматривает документы, исходящие из Правительства, я             
рекомендую вам в свободное время полистать распоряжения и постановления         
Правительства), ежедневно проходит по нескольку распоряжений Правительства      
разрешить той или иной организации... или одобрить кредит в пределах до 100     
миллионов долларов - 10, 20, 15. Вы представьте себе, что, если это будет       
сделано, вы остановите всю программу заимствований, во-первых. Во-вторых,       
Государственная Дума будет ежедневно рассматривать по нескольку внесений        
изменений в эту программу по всем кредитам в пределах 10 миллионов долларов.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Точки зрения прозвучали. Ставится на голосование данный проект закона во        
втором чтении. Поправок к нему нет. Прошу определиться голосованием.            
Законопроект голосуется во втором чтении. "О внесении изменения в Федеральный   
закон "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации...".       
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              238 чел.             52,9%                        
Проголосовало против           10 чел.              2,2%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    249 чел.                                          
Не голосовало                 201 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Спасибо, Николай Федорович.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф. Уважаемые депутаты, учитывая то, что цифру 100 заменили на     
10 и он прошел правовую и лингвистическую экспертизы, предлагается принять в    
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошел он экспертизы?                                     
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф. Да.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все визы есть: Правового управления, лингвистов? Все      
есть, да?                                                                       
                                                                                
Какие есть мнения, коллеги? Поддержать, да? Ставлю на голосование: принять      
закон в целом, в третьем чтении. Бюджетный комитет молчит у нас, Александр      
Дмитриевич Жуков. Поддержал, да?                                                
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              265 чел.             58,9%                        
Проголосовало против            5 чел.              1,1%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,5%                        
Голосовало                    271 чел.                                          
Не голосовало                 179 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    

Заседание № 148

21.01.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям" (о выделении в Программе государственных внешних заимствований Российской Федерации отдельной строкой кредитов (займов), каждый из которых превышает сумму 10 миллионов долларов США).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3556 по 3768 из 6465
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению блока бюджетных законов. Пункт 13   
повестки дня: проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный    
закон "О государственных внешних заимствованиях...", далее по тексту.           
Докладчик - председатель Комитета по охране здоровья Николай Федорович          
Герасименко.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Николай Федорович, вам слово для доклада.                           
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф., председатель Комитета Государственной Думы по охране          
здоровья, депутатская группа "Российские регионы".                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, Федеральным законом от 26 декабря 1994 года "О               
государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных   
кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их    
юридическим лицам и международным организациям" установлено, что предложения    
о предельных размерах государственных внешних заимствований Российской          
Федерации вносятся Правительством Российской Федерации одновременно с           
проектом федерального бюджета на предстоящий финансовый год. Указанные          
предложения включают подготовленную Правительством России программу             
государственных внешних заимствований. Установлено, что отдельной строчкой      
вписывается кредит на сумму, эквивалентную 100 миллионам долларов.              
                                                                                
Практика показывает, что такие огромные суммы очень плохо, так сказать,         
контролируются. Некоторые дробят сумму, чтобы не показать 100 миллионов         
долларов, делают, допустим, по 57 миллионов долларов и эти суммы отдельной      
строкой не показывают.                                                          
                                                                                
В условиях борьбы с коррупцией, чтобы были прозрачны эти кредиты, предложение   
комитета, которое очень многие из вас поддержали, - заменить сумму, которую     
предлагается писать отдельной строчкой в бюджете внешних заимствований.         
Вместо 100 миллионов долларов поставить 10 миллионов долларов. Такая сумма      
включена и в бюджетную классификацию, которая была принята в первом чтении и    
одобрена, так сказать, многими комитетами, и в том числе Комитетом по           
безопасности, МВД и так далее.                                                  
                                                                                
Это нужно прежде всего для того, чтобы уменьшить возможности коррупции и        
уменьшить возможности, так сказать, не показывать эти кредиты, чтобы            
Государственная Дума их не утверждала. Вот наше предложение. У меня все.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, законопроект слушается в первом        
чтении, поэтому я хотел бы спросить: есть ли вопросы к докладчику? Вопросов     
пока нет. Пожалуйста, кто выскажет мнение Правительства? (Шум в зале.) Есть     
вопросы?                                                                        
                                                                                
Ну давайте тогда уж мнение Правительства выслушаем.                             
                                                                                
ВЬЮГИН О.В., заместитель министра финансов Российской Федерации.                
                                                                                
Спасибо, господин Председатель.                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, по существу, предлагаемая поправка, на взгляд               
Правительства, подменяет основную суть того закона, который сейчас действует.   
Сегодня действует механизм, который сочетает оперативную свободу                
Правительства при принятии инвестиционных решений и в то же время контроль      
законодательной власти над использованием этих кредитов. Свыше 100 миллионов    
утверждаются Думой, то есть законодателями. Меньшие суммы принимаются           
решениями Правительства - постановлениями, распоряжениями. И только в этом      
случае вносится программа внешних заимствований. Все займы, в том числе и 10    
миллионов долларов, и меньше, и больше, всегда в программе внешних              
заимствований присутствуют. Любой законодатель на стадии разработки,            
согласования и принятия бюджета может проконтролировать, задать вопросы,        
поднять вопрос об отклонении и так далее. То есть в принципе существует         
налаженный механизм.                                                            
                                                                                
В качестве аргументов разработчиков, по существу, присутствует только один,     
что, мол, Правительство может дробить 100-миллионные займы на куски, то есть    
Правительство обвиняют, я бы так сказал, в детских уловках. Ну, это, конечно,   
просто смешно. Тот пример, который приводится в пояснительной записке к         
законопроекту, не совсем правильно трактует ситуацию. Одно решение по           
институту имени Бакулева было принято в 1994 году, другое - в 1996-м, один      
кредит был взят в Соединенных Штатах, другой кредит был немецкий. То есть       
просто такое совпадение. И оно истолковано как уловка Правительства.            
                                                                                
А вот аргументы против принятия такой поправки к закону, на мой взгляд, есть    
серьезные. Ну, прежде всего, если принять такое решение, то, по существу, и     
статья 5 закона, которую мы хотим поправить, будет требовать, чтобы Дума,       
чтобы законодательные органы власти ратифицировали все решения по займам        
свыше 10 миллионов долларов. Практически это лишает Правительство возможности   
принимать самостоятельные инвестиционные решения, то есть руководить            
инвестиционным процессом в части привлечения иностранных инвестиций,            
гарантированных Правительством. Решения будут фактически приниматься            
законодательной властью, а не Правительством, хотя по Регламенту                
Государственной Думы и по статье 103 Конституции оперативные полномочия         
принадлежат Правительству. То есть я хочу сказать, что принятие такой           
поправки будет просто противоречить статье 103 Конституции Российской           
Федерации.                                                                      
                                                                                
В связи с изложенными фактами Правительство не может согласиться с              
предложением о внесении изменений в Федеральный закон "О государственных        
внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах,         
предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их              
юридическим лицам и международным организациям".                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение Правительства мы выслушали. Депутат Бурдуков       
хотел задать вопрос. (Шум в зале.)                                              
                                                                                
Подождите, потом будете отвечать. У вас будет для этого специальное время.      
                                                                                
Депутат Бурдуков, пожалуйста.                                                   
                                                                                
БУРДУКОВ П.Т., Аграрная депутатская группа.                                     
                                                                                
Уважаемый Николай Федорович, вы предлагаете контролировать не только объем      
инвестиций, но и целенаправленность? Например, в Тверской и Калужской           
областях проводится сейчас в жизнь пилотный проект, который направлен на        
реорганизацию системы здравоохранения, в связи с чем в некоторых районах даже   
ликвидируют родильные дома под предлогом того, что в других районах это будет   
улучшено. То есть мы считаем, что это совершенно недопустимо. Речь идет о       
контроле не только по объемам, но еще и по направлению.                         
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф. Я хочу ответить прежде всего на заключение Правительства.      
                                                                                
Нам понятны цели, которые преследует Правительство, - чтобы Государственная     
Дума не могла контролировать внешние заимствования. Слава Богу, когда           
утверждаем бюджет, мы уже знаем, что почти 25 процентов бюджета уходит на       
погашение внешнего долга. То есть мы являемся слепыми, утверждая бюджет,        
отвечаем перед избирателями, но никаким образом не можем оценивать, правильно   
ли Правительство берет кредит или не правильно. Вы хотите это все делать        
по-прежнему кулуарно. Поэтому никакого противоречия Конституции нет. Все        
должно быть открыто. Это, в общем-то, огромные суммы, исчисляются, так          
сказать... 100 миллионов - это буквально 6 триллионов рублей, если 10, то 60    
миллиардов. Это огромные суммы, поэтому мы должны знать. Более того, мы         
принимали ограничения по внешним заимствованиям. Конечно, легко распределять    
кулуарно, приказами вице-премьеров и так далее. Дают гарантию. То же самое -    
когда сейчас обсуждали вопрос о правительственном медицинском центре, Немцов    
заявляет: "Я там договорился с японцами, дадим вам из кредита". Извините        
меня, а для чего Государственная Дума, мы отвечаем за бюджет?                   
                                                                                
Более того, вы, наверное, тоже дезинформированы по поводу этих кредитов. Вот    
у меня справка вашего Минэкономики о выделении (то, что мы приводим в пример)   
институту имени Бакулева 53,8 и 57,5. Это было в 1996-м, а исполняют в 1997     
году. Эта справка Минэкономики, и не о тех годах, о которых вы говорите.        
                                                                                
Поэтому я считаю, если мы хотим контролировать и знать, на какие суммы          
берется кредит, мы должны это сделать. Я понимаю, что это уловка, для того      
чтобы эти суммы скрывать.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы?                                      
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф. Вот по предложению Бурдукова. Сейчас надо хотя бы с суммой     
определиться, а затем, действительно, нужно контролировать и суть этого... Я    
с вами согласен.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросов нет.                                             
                                                                                
Присаживайтесь, Николай Федорович.                                              
                                                                                
Кто хотел бы выступить?                                                         
                                                                                
Пожалуйста, депутат Романов. Валентин Романов.                                  
                                                                                
РОМАНОВ В.С. Уважаемые депутаты, во-первых, хотел бы поддержать данный          
законопроект: действительно, усилить контроль хотя бы через такой цифровой      
механизм нужно.                                                                 
                                                                                
Второе. Вольно-невольно раздумываешь над судьбой огромного объема внешних       
заимствований, которые Россия берет, берет и берет. Я невольно вспоминаю        
итоги голосования, когда Государственная Дума в декабре дала согласие на        
очередной миллиард долларов, а потом журналист Минкин дал информацию о том,     
что в начале декабря Россия отдала 4 миллиарда долгов, и на второй же день      
господин Чубайс обратился с просьбой о дополнительных 2 миллиардах долларов.    
Говорю это в качестве аргумента того, почему предлагаемый сегодня               
законопроект крайне актуален.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто еще желал бы выступить? Не вижу.          
                                                                                
Депутат Гоман.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Владимирович.                                              
                                                                                
ГОМАН В.В. Я очень коротко хочу высказаться в поддержку внесенного проекта      
федерального закона, поскольку он усиливает парламентский контроль за           
внешнеэкономической деятельностью Правительства. Недавно состоялись             
парламентские слушания о борьбе с коррупцией в Российской Федерации, там        
очень страшные цифры приводились. И я думаю, контроль в нашем обществе не       
помешает, а позволит наводить порядок в использовании средств                   
налогоплательщиков, в том числе валютных средств.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, есть ли еще желающие высказаться? Уважаемые   
коллеги, ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении.           
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              310 чел.             68,9%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    313 чел.                                          
Не голосовало                 137 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Николай Федорович.                                                  
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф. У меня есть предложение: с учетом того что этот закон          
напрямую связан с принимаемым бюджетом и его касается, совершенно ясно, что в   
100 миллионах убрать только нули деноминированные...                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Николай Федорович, даже не предлагайте. Только по    
этой причине он будет снят с дальнейшего рассмотрения - из-за нарушения         
Регламента.                                                                     
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф. Хорошо, тогда на второе чтение.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поэтому нельзя, после первого чтения не скачут:           
поправки могут быть и все остальное. Сумму добавят, уменьшат - мало ли что.     
Не мешайте субъектам Федерации, субъектам права законодательной инициативы      
работать.