Заседание № 68

21.01.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 97085-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (об уточнении сроков, порядка и оснований постановки на миграционный учёт в Российской Федерации и снятия с данного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4522 по 4913 из 7093
Коллеги, пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в           
Федеральный закон "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без           
гражданства в Российской Федерации". Докладчик, Шоршоров Степан Мкртычевич,     
просит рассмотреть законопроект без своего участия. Содоклад от комитета        
сделает Сергей Иванович Сметанюк.                                               
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Иванович.                                                    
                                                                                
СМЕТАНЮК С. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Рассматриваемым             
законопроектом предлагается внести изменения в несколько статей Федерального    
закона № 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без             
гражданства в Российской Федерации", в соответствии с которыми                  
предусматривается чётко определить периоды, в течение которых прибывшие в       
нашу страну иностранные граждане или лица без гражданства либо принимающая их   
сторона обязаны предпринять необходимые действия по постановке указанных        
иностранных граждан и лиц без гражданства на миграционный учёт в Российской     
Федерации по месту их жительства, а также уточнить некоторые основания для      
постановки на миграционный учёт и снятия с миграционного учёта.                 
                                                                                
Наш комитет в своём решении отметил позитивность данной законодательной         
инициативы, её важность и актуальность в настоящее время. Вместе с тем по       
результатам рассмотрения представленного законопроекта комитет констатировал    
недостаточную технико-юридическую корректность и определённую ограниченность    
отдельных его положений, из-за чего рекомендует Государственной Думе            
отклонить рассматриваемый законопроект.                                         
                                                                                
Хочу привести основные наши доводы. Авторы законодательной инициативы           
предлагают уравнять в сроках постановки на миграционный учёт постоянно и        
временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без       
гражданства, установив такой срок только применительно к моменту их прибытия    
на место жительства (напомню, что это не позднее чем в течение семи дней),      
при этом не учитывая иные ситуации, с появлением которых могут появиться        
обязанности выполнения иностранным гражданином, лицом без гражданства или       
принимающей их стороной необходимых действий по их регистрации по месту         
жительства. Сюда относятся получение вида на жительство ранее временно          
пребывавшим или временно проживавшим в нашей стране иностранным гражданином     
или лицом без гражданства, момент приобретения иностранным гражданином или      
лицом без гражданства права пользования одним или несколькими жилыми            
помещениями.                                                                    
                                                                                
Кроме того, избыточным правовым регулированием представляются содержащиеся в    
пунктах 2 и 4 рассматриваемого законопроекта предложения о дополнении статей    
19 и 23 Федерального закона "О миграционном учёте..." таким основанием для      
снятия иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по        
месту жительства или с учёта по месту их пребывания в нашей стране, как         
приобретение ими российского гражданства, поскольку, напомню, в данный момент   
такая норма действует, она предусмотрена частью 3 статьи 8 названного           
федерального закона.                                                            
                                                                                
Наконец, в рассматриваемом законопроекте не предусмотрено внесение              
необходимых корреспондирующих изменений в другие положения Федерального         
закона "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в        
Российской Федерации", связанных с нормами, затрагиваемыми представленным       
законопроектом.                                                                 
                                                                                
В данной связи наш комитет отметил, что в 2007 году в первом чтении был         
принят концептуально альтернативный рассматриваемому законопроект, внесённый    
нашим коллегой Чернышенко, в котором более комплексно, более системно           
рассматриваются в том числе и те статьи, которые предполагается уточнить        
предложенным законопроектом. В связи с изложенным Комитет по конституционному   
законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной   
Думе отклонить данный законопроект. Прошу поддержать наше предложение.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы, коллеги? Есть вопрос. Багдасаров, да?    
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А., фракция "Справедливая Россия".                                
                                                                                
У меня вопрос такой. Вот в случае принятия данный закон позволил бы усилить     
учёт мигрантов, которые имеют жильё, чтобы у нас было представление, где в      
Российской Федерации иностранные граждане покупают жильё? Мы отклоняем этот     
положительный, в общем-то, законопроект и таким образом продолжаем              
либерализацию миграционного закона, что не позволяет нам иметь реальную         
картину того потока миграции, который есть на территории России. Не кажется     
ли вам, что продолжение вот этой политики может иметь достаточно негативные     
последствия?                                                                    
                                                                                
СМЕТАНЮК С. И. Коллеги, я ещё раз хочу напомнить, что 9 ноября 2007 года в      
первом чтении мы приняли законопроект № 458370-4, которым предполагается        
указанную в данной статье коллизию разрешить. Этот законопроект принят в        
первом чтении. Повторяю, что он является альтернативным тому законопроекту, о   
котором мы сейчас с вами говорим, поскольку там не просто вносится изменение,   
а устраняется противоречие между статьями, о котором я говорил, таких статей    
четыре. А все остальные нормы принятого законопроекта корреспондируются с       
тем, что предлагается рассматриваемым сегодня законопроектом.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ну, коллеги, я спрашивала, есть ли вопросы. Было только двое желающих...        
Депутат Федоткин.                                                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я смотрела куда надо.                                     
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Нам перед каждым заседанием дают такие сборники - "Дайджест      
прессы" с интересными данными. В декабре в одном из материалов говорилось,      
что России в ближайшие два года потребуется около четырёх миллионов             
мигрантов. Я, конечно, не знаю, зачем они нам требуются, коль у нас             
безработица, но у меня вопрос. В год два миллиона мигрантов мы официально       
признаём. Сколько денег мы тратим на то, чтобы их зарегистрировать или потом,   
наоборот, снять с регистрации? Во что это нам обходится, вот такое              
привлечение?                                                                    
                                                                                
СМЕТАНЮК С. И. Я могу сказать по поводу того, как происходит миграционный       
учёт, что на сегодняшний день называются самые разные цифры, сколько въезжает   
и сколько выезжает, и в том числе есть экономическое обоснование того, что      
мигранты на сегодняшний день приносят гораздо больше чисто экономических и      
социальных плюсов, нежели запретительные меры, которыми мы с вами до сих пор    
пытались эту проблему решить. Таким образом она не решается.                    
                                                                                
Поэтому я считаю, что в данном случае, как и в целом законодательство,          
касающееся миграционных процессов, предлагаемые меры направлены прежде всего    
на то, чтобы максимально решить проблему, которая существует в связи с          
миграцией и является одной из общегосударственных проблем.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Иванов Сергей Владимирович.                                             
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Любовь Константиновна. Я никогда не говорю, что у меня    
не сработала кнопка, если я поднимал руку, я не буду вводить вас в              
заблуждение.                                                                    
                                                                                
Сергей Иванович, я немножко не понял. Вы сказали, что в первом чтении принят    
альтернативный законопроект. Тогда на каком основании мы сейчас данный          
рассматриваем? Насколько я знаю, если есть ещё законопроект и он не             
рассмотрен, то они должны рассматриваться как альтернативные, вместе, а если    
он в первом чтении уже принят, то подобные законопроекты к рассмотрению уже     
не принимаются.                                                                 
                                                                                
И всё-таки я не понимаю, чем нехороша инициатива орловцев. Тут ведь явно        
парадокс. То есть мигрант получил гражданство, но он не может сняться с         
учёта, потому что не предусмотрены данные статьи. В чём проблема-то?            
                                                                                
СМЕТАНЮК С. И. Законопроект, который принят в первом чтении, является           
концептуальным, он системно более проработан по всем статьям 109-го закона о    
миграционном учёте. Нормами, которые мы с вами сегодня рассматриваем,           
предлагается внести изменения в одну из статей, а точнее, в четыре статьи,      
которые между собой связаны, и частично решить проблему, но при этом            
возникает ряд противоречий с теми статьями, которые находятся в этом            
законопроекте.                                                                  
                                                                                
Я предлагаю оставить тот законопроект, о котором мы с вами говорили и который   
принят Госдумой в первом чтении, и в том числе те нормы, которые                
действительно являются альтернативными отдельным статьям рассматриваемого       
законопроекта, так как он более полно проработан. И наша задача, нашего         
комитета, - подготовить его для рассмотрения во втором и в третьем чтениях.     
При этом проблема, которая поставлена в данном законопроекте, будет решена.     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шлегель Роберт Александрович, ваш вопрос.                 
                                                                                
ШЛЕГЕЛЬ Р. А. Мой вопрос частично задан, вопрос к докладчику (собственно, вы    
на него уже ответили): когда будет принят законопроект во втором чтении? Я      
так понимаю, что он в ноябре 2007 года рассматривался в первом чтении,          
собственно, год прошёл, но почему-то ничего не меняется.                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
СМЕТАНЮК С. И. Вы правильно сказали: он в работе.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Все вопросы заданы. Есть ли желающие выступить? Есть. Сергей Владимирович       
Иванов и депутат Багдасаров.                                                    
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, уважаемая Любовь Константиновна.                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР в данном случае проголосует за данные           
поправки, и не только потому, что они внесены регионом, то есть Орловским       
областным Советом народных депутатов, но и потому, что проблема эта до сих      
пор так и не решается, а она уже стала очень актуальной, и вот данный           
законопроект как раз тому показатель. Кстати, показателем является и то, что    
принятый в первом чтении законопроект до сих пор остаётся принятым только в     
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Вообще, коллеги, вот то, что мы выясняем - как нам их регистрировать,           
учитывать, то, сё, пятое, десятое, - это, как говорится, цветочки, а ягодки,    
самое главное, - это неправильное построение нашего закона о гражданстве        
Российской Федерации. Да, Россия нуждается в квалифицированных кадрах, да,      
она нуждается в рабочей силе. Но только тогда у нас будет порядок и не будет    
никакой социальной напряжённости, когда мы сделаем точно такой же закон о       
гражданстве, как, допустим, в тех же самых Соединённых Штатах Америки. Мы       
должны выбирать, какие люди нам нужны, каких профессий, в каком качестве и      
сколько их нам надо. Только в этом случае у нас не будет никакой социальной     
напряжённости. В этом случае к нам не будут ехать люди, которые... Москва уже   
вся взвыла: то там нарушения, то там, больше 50 процентов правонарушений        
случается по вине, так скажем, приезжих товарищей. Вот эти вещи уже             
давным-давно муссируются, но до сих пор нет ни у кого политической воли (я      
имею в виду правящую партию), чтобы изменить это отношение.                     
                                                                                
Да, я понимаю, что нужна рабочая сила. Но простите, как поступает наш так       
называемый большой бизнес? Ему, конечно, дешевле набрать людей, содержать их    
буквально в скотском состоянии, в свинарниках, где угодно (как они там живут,   
вы все прекрасно видите по телевизору), платить гроши. Но от этого страдает,    
во-первых, качество работы, а во-вторых, наша рабочая сила, которая тоже не     
может получить нормальную работу. Казалось бы, чего проще - не привозите        
этих... не демпингуйте по рабочей силе, платите своим нормальную зарплату.      
Вот это будет хорошо.                                                           
                                                                                
Сейчас, в условиях кризиса, к нам поедет ещё больше людей. Недавно я смотрел    
по телевизору: там какая-то "молодая гвардия" устроила кошмарики на вокзале,    
встречали поезд не то из Душанбе, не то ещё откуда-то. Это не государственный   
подход, не надо так к приезжим относиться. Нам нужен нормальный закон о         
гражданстве, и тогда мы не будем искать: здесь, по этому месту, он              
зарегистрирован, в другом месте живёт, а там работает.                          
                                                                                
Коллеги, уважаемые, из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", ещё раз говорю: надо в корне    
менять закон о гражданстве, обязательно! Иначе у нас будут социальные взрывы.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Багдасаров, пожалуйста.                                                 
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Буквально в прошлый раз я выступал по схожей ситуации. У нас   
постоянно делаются попытки внести изменения в федеральный закон о миграции,     
и, в общем-то, есть, конечно, серьёзные вопросы на местах, которые беспокоят.   
                                                                                
Вот почему я хотел бы, чтобы этот законопроект был принят? Во-первых, тот       
законопроект, который мы приняли, точнее не мы, а ещё тот, четвёртый созыв, в   
первом чтении... Действительно, так долго тянуть с таким важным                 
законопроектом нельзя. В стране кризис, в стране миллионы                       
незарегистрированных мигрантов. Когда мы говорим о миграционных законах, мы     
должны учитывать, что у нас есть такая вещь, которая называется безвизовый      
режим со странами СНГ, который нам на самом деле не позволит никогда наладить   
нормальный миграционный учёт. У нас в Москве (я в прошлый раз приводил          
пример) из пятисот тысяч прибывших в прошлом году триста пятьдесят тысяч        
исчезли непонятно куда, как Лужков говорит, и только сто пятьдесят тысяч были   
приняты на работу. Но это ещё не всё. У нас сейчас в Москве около               
полумиллиона зарегистрированных мигрантов, а полтора миллиона -                 
незарегистрированных. Представляете, полтора миллиона - это больше, чем         
численность Вооружённых Сил Российской Федерации, - находятся только в одной    
Москве. Почему? Потому что безвизовый режим, потому что люди едут... Сел в      
самолёт - и прилетел.                                                           
                                                                                
Чем этот законопроект хорош? Во-первых, он позволил бы наконец понять,          
сколько, откуда и какие мигранты покупают недвижимость и, соответственно, где   
потом легализуются. Вы возьмите пример: Забайкалье и Дальний Восток. В          
некоторых приграничных районах китайцы уже составляют большинство населения,    
и многие из них покупают недвижимость. С другой стороны, те, кого мы называем   
русскоязычным населением, русские и другие, с учётом плохой работы нашей        
переселенческой комиссии не могут сюда приехать, легализоваться и тем более     
купить жильё. Я назову несколько причин.                                        
                                                                                
Первая причина - дороговизна билетов. Сейчас, чтобы прилететь из Ташкента в     
Москву, человек должен полгода копить. А так как нет тесного сообщества, то     
скинуться на билет кому-то, чтобы тот приехал, тут легализовался, а потом       
подтянул других, возможности нет. Переселенческая политика - никакая. Но зато   
местные товарищи, оттуда, могут это себе позволить, они могут вскладчину        
отправить двух-трёх человек сюда, которые тут могут легализоваться,             
вскладчину купить недвижимость и потом подтянуть ещё кучу своих                 
родственников.                                                                  
                                                                                
Слушайте, уважаемые, у нас пятнадцать миллионов официальных, легальных, и       
нелегальных мигрантов, это уже, наверное, скоро будет больше, чем во всей       
Европе. Вся Европа консолидируется, чтобы не пускать этих мигрантов,            
ужесточать миграционные законы. А у нас, вот я проанализировал, какой-то        
странный комитет по конституционному законодательству: вы принимаете законы,    
которые, наоборот, либерализуют приезд сюда мигрантов, законных и незаконных.   
Вспомните принятый вами закон, который позволяет становиться на миграционный    
учёт в гостинице. Тогда, когда этот закон принимался, никаких проблем не        
было: ни технических, ни юридических, быстренько его приняли. Но было           
очевидно, что принятие подобного закона способствует росту терроризма в         
стране. Я тогда приводил конкретные факты. После этого произошёл                
террористический акт в Мумбаи. Потом выяснилось, что террористы в небольшом     
количестве, десять человек, базировались в двух гостиницах, в основном в        
Мумбаи, где они очень хорошо освоились.                                         
                                                                                
Вместо того чтобы выйти с инициативой и этот закон аннулировать, мы этого не    
делаем, зато законопроекты, направленные на ужесточение миграционных законов,   
мы отвергаем. Мне вот эта политика не понятна. Когда говорят, что нам нужно     
столько-то миллионов мигрантов в год, я задаю вопрос: а в каких отраслях они    
нужны? И в каком количестве в условиях кризиса они нужны? И вы уверены, что     
эти мигранты, приехав сюда, именно в эти отрасли пойдут работать? Да нет,       
конечно.                                                                        
                                                                                
Принятие этого закона позволило бы, первое, представить нам карту России -      
где сколько мигрантов находится, где и как они скупают недвижимость. И вторым   
шагом могло бы быть, например, принятие закона, запрещающего иностранцам        
приобретать жильё в некоторых приграничных районах России, например с тем же    
Китаем, в некоторых городах, где находятся серьёзные наши объекты               
военно-промышленного комплекса, и в таких крупных городах, как                  
Санкт-Петербург и Москва. Это обеспечило бы нам безопасность. Однако вместо     
этого такой законопроект отвергается, он не нужен. Вот мы сейчас буквально      
будем рассматривать вопрос по строительству на острове Русский к саммиту        
АТЭС. Там, насколько я знаю, должны будут работать пятнадцать тысяч             
мигрантов, такая будет квота. Откуда они будут? Скорее всего, из Китая. То      
есть абсолютно непродуманно, понимаете? Я думаю, нам, Государственной Думе,     
пора создать комиссию.                                                          
                                                                                
Ведь что такое закон о миграции? Закон о миграции касается не только комитета   
по конституционному законодательству, этот закон касается и Комитета по делам   
национальностей, потому что он резко меняет национальную и религиозную          
ситуацию в стране, что может привести к тяжёлым последствиям. Этот закон        
касается и Комитета по безопасности, потому что здесь могут быть элементы       
терроризма.                                                                     
                                                                                
Что у нас сейчас происходит? У нас растёт националистическое движение,          
убивают по двадцать человек, десятками убивают людей - им выносят чуть ли не    
оправдательный приговор, с одной стороны. С другой стороны, естественно, это    
порождает ответную реакцию, ответную волну. Мы что, хотим, чтобы крупные        
города России, в том числе и Москву, захлестнули межнациональные                
столкновения, выливающиеся в кровопролитие? Это будет, можете не сомневаться.   
Ну если полтора миллиона неучтённых мигрантов в одной Москве, больше на         
четыреста тысяч, чем все Вооружённые Силы Российской Федерации! Какие           
проблемы дестабилизируют ситуацию здесь? Я уже не говорю, что, если вдруг       
какие-то зарубежные спецслужбы захотят это сделать, они сделают это             
элементарно. Захотят дестабилизировать ситуацию в России некие структуры        
террористического характера - сделают это. Десять человек поставили на уши      
крупнейший город Индии Мумбаи. Десять! А мы говорим о полутора миллионах...     
                                                                                
И вместо того чтобы принимать такие законы, я считаю, - обращаюсь к             
руководству Государственной Думы - пора нам к этому вопросу подойти серьёзно    
и не доверять подготовку такого законопроекта только комитету по                
конституционному законодательству. Это абсолютно неверно, абсолютно неверно.    
Там, извините, при всём уважении к комитету, сосредоточились чистые юристы,     
которые смотрят и говорят: по юридическим нормам вот это правильно, а вот это   
неправильно. Кому нужен такой закон?! Закон должен обеспечивать те или иные     
направления деятельности в стране. Если это касается миграции, значит, нужны    
специалисты, которые понимают, как миграционные потоки формируются, как эти     
потоки связаны с теми странами, куда они идут.                                  
                                                                                
Я уже не говорю о том, что либерализация в связи с принятием данного закона,    
в том числе по гостиницам, кроме террористических нюансов имеет следующий       
нюанс. Вы понимаете, в год из страны вывозят свыше 10 миллиардов долларов в     
страны СНГ, с которыми у нас нет визового режима. То есть мы говорим о вывозе   
капитала всякими нехорошими олигархами, а у нас 10 миллиардов просто мигранты   
вывозят. И мы на эти страны, куда эти деньги вывозят... Эти деньги не           
тратятся в России, они вывозятся в другие страны - на Украину, в Армению, в     
Таджикистан, в Азербайджан и так далее. Мы не только теряем деньги, а мы даже   
не можем использовать это для оказания какого-то влияния на эти государства,    
чтобы они проводили более или менее пророссийскую политику.                     
                                                                                
Вот сейчас были проблемы с Украиной по газу. Так вот, у нас на территории       
России находятся минимум два миллиона граждан Украины, которые, пользуясь       
безвизовым режимом, здесь работают и увозят в год от 5 до 7 миллиардов          
долларов. Мы дотируем таким образом режим Ющенко, а потом говорим: мы должны    
что-то сделать, чтобы потом поменялось... А что должно меняться? 7 миллиардов   
ему идёт из России и плюс другое.                                               
                                                                                
Поэтому подобный подход не отвечает интересам Российского государства. Я        
предлагаю, чтобы следующий подобный законопроект комитет рассматривал           
совместно с теми комитетами, с привлечением серьёзных экспертов. А то мы        
доиграемся, причём доиграемся в ближайший месяц, я больше чем уверен.           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше желающих выступить нет? Есть ли желание            
выступить у представителей правительства и президента? Нет. Есть ли желание     
выступить с заключительным словом по данному законопроекту?                     
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон Сергею Ивановичу Сметанюку.                      
                                                                                
СМЕТАНЮК С. И. Уважаемые коллеги, я хотел бы поблагодарить всех за              
выступления, за такой очень ответственный подход к решению достаточно           
серьёзных общегосударственных проблем миграции.                                 
                                                                                
Хочу напомнить, что миграция сама по себе имеет достаточно много направлений    
- это и внутренняя и внешняя миграция, которая подразделяется на легальную и    
нелегальную. И буквально у каждого из этих направлений есть масса нюансов,      
которые мы с вами обязаны учитывать, и мы с этим согласны. Я предлагаю всем,    
у кого есть предложения, - комиссия, о которой сейчас говорилось, создана,      
она постоянно работает при нашем комитете, - пожалуйста, давайте свои           
предложения. Есть и наши наработки, вместе мы готовы сотрудничать, с тем        
чтобы проблем становилось меньше.                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу    
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 53 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за               99 чел.22,0%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    100 чел.                                          
Не голосовало                 350 чел.77,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.