Заседание № 273
18.06.1999
Вопрос:
О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5547 по 6245 из 7453
Уважаемые коллеги, пункт 9 повестки дня: о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины". Докладчик - статс-секретарь - первый заместитель министра обороны Российской Федерации Николай Васильевич Михайлов. Я прошу депутатов пройти в зал. Пожалуйста, коллеги (где вы - у себя в кабинетах или в фойе?), пройдите в зал. Обращаюсь персонально к фракциям. Могу назвать: "НДР" - людей мало, ЛДПР - людей почти нет. Да-а. В "Российских регионах", видимо, собрание. Пожалуйста, пройдите в зал. МИХАЙЛОВ Н.В., представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - первый заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемые депутаты, я постараюсь быть предельно кратким. Я напомню, что два года назад, 12 июня, на 388 кораблях Черноморского флота был поднят Андреевский флаг. Что такое 388 кораблей Черноморского флота? Это 83 процента состава бывшего Черноморского флота Советского Союза. В число 388 кораблей России вошло 50 кораблей, составляющих основную огневую мощь Черноморского флота. 388 кораблей - это 83 процента стоимости полного состава Черноморского флота. Сегодня сложилась ситуация (и за последние два года она получила абсолютное развитие), которая дает основание утверждать, что таким образом на Черноморском флоте создано оперативно-стратегическое формирование Военно-Морского Флота, вполне оснащенное современными боевыми средствами. Это стало возможным только и исключительно благодаря тому, что в течение нескольких лет мучительно, сложно, противоречиво проводилась работа, итогом которой стало подписание трех соглашений. Первое соглашение - о статусе и условиях пребывания российского Черноморского флота на Украине. Второе соглашение - о параметрах раздела флота. И третье соглашение - об условиях взаиморасчетов. Подписание два года тому назад трех этих соглашений, по существу, открыло путь не только к формированию Военно-Морского Флота России на территории Украины, но и открыло путь к договору о дружбе с Украиной. Я был бы не прав, если бы с этой трибуны попытался сделать утверждение, что здесь все в порядке. На самом деле отнюдь не все в порядке, даже после подписания договора о дружбе с Украиной. На сегодняшний день имеется множество нерешенных вопросов, которые объективно затрудняют функционирование и выполнение задач, закрепленных за Черноморским флотом. К числу таких задач относятся нерешенные проблемы по навигационным вопросам, по вопросам использования радиочастотного спектра, по вопросам, связанным с совершенствованием, модернизацией и с заменой вооружения и военной техники, вопросы, связанные с заменой палубной авиации на современные летательные аппараты. Проблемой номер один стала возможность или невозможность открытия полевых учреждений для обеспечения финансовых расчетов с военнослужащими и так далее, и так далее. И таких проблемных вопросов, которые на сегодняшний день не нашли решения, несмотря на подписанные в течение этих двух лет три базовых соглашения по Черноморскому флоту и договор о дружбе с Украиной, набирается полтора десятка. Для того чтобы эти вопросы все-таки нашли свое решение в рамках смешанной российско-украинской комиссии, образована подкомиссия. Со стороны России представляет ее главнокомандующий Военно-Морским Флотом Куроедов Владимир Иванович. Надо сказать, что в рамках подкомиссии подавляющее большинство этих проблемных, не решенных сейчас вопросов нашло достаточно высокий уровень согласования, но подписание этих документов сегодня напрямую связано исключительно только с ратификацией или нератификацией трех базовых соглашений по Черноморскому флоту. Я совершенно ответственно заявляю вам, уважаемые депутаты, что ресурсы Министерства обороны и ресурсы Черноморского флота по обеспечению жизнеспособности и боеспособности Черноморского флота в условиях, когда нет достаточно высокой правовой обеспеченности функционирования и пребывания Черноморского флота в Севастополе, Феодосии и других местах дислокации, практически исчерпаны, далее это становится не просто затруднительным, а невозможным. Мы настоятельно призываем вас, уважаемые депутаты, осознать эту ситуацию. Безусловно, есть объективная необходимость ратификации данных трех базовых соглашений, а это будет означать, что подготовленные почти полтора десятка межправительственных соглашений будут напрямую связаны с ратификацией данных базовых соглашений и путь для их подписания будет открыт. Спасибо вам. Я готов ответить на вопросы. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Б.Ю. Кузнецов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, спасибо вам за доклад. Пожалуйста, пока присядьте. У нас есть еще доклады. Виктор Андреевич Кравченко будет докладывать? Пожалуйста, пройдите на трибуну. Виктор Андреевич Кравченко - начальник Главного штаба Военно-Морского Флота. Пожалуйста. А потом - содоклад Эдуарда Аркадьевича Воробьева. КРАВЧЕНКО В.А., представитель Президента Российской Федерации, начальник Главного штаба Военно-Морского Флота. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! Я полностью присоединяюсь к словам, сказанным Николаем Васильевичем Михайловым. Командуя в течение двух с половиной лет Черноморским флотом, в этом убедился полностью. Многие присутствующие здесь депутаты были на Черноморском флоте и в Севастополе и не понаслышке знают все болевые точки, которые существуют на сегодняшний момент. Уверяю вас, если мы сегодня не ратифицируем три базовых соглашения, мы сделаем только очень больно и плохо контингенту войск Черноморского флота, базирующемуся в настоящий момент на территории Украины, поскольку нет полного правового поля. И украинская сторона те 17 соглашений, которые еще необходимо будет потом подписать (а они уже все отработаны и находятся на рассмотрении на Украине), напрямую связывает с ратификацией этих трех базовых соглашений. Поэтому, уважаемые депутаты, я вас призываю... Только что, перед поездкой сюда, разговаривал с командующим Черноморским флотом, который вчера встречался в городе Николаеве с Президентом Украины Леонидом Даниловичем Кучмой. Он ему пообещал в ближайшее время выпустить злополучный наш ракетный крейсер "Москва". Мы не можем, к сожалению, пока не можем найти точки соприкосновения по финансовым расчетам. Они требуют соответствующую индексацию в своих интересах. Но как бы то ни было после ратификации большого договора здесь у нас, в Государственной Думе, дело пошло к улучшению. Есть взаимопонимание. Если мы сегодня ратифицируем эти три базовых соглашения, будет еще лучше обстановка в плане нахождения всяких компромиссов, а это необходимо делать, учитывая те катаклизмы, которые у нас на сегодняшний момент присутствуют вокруг России. Благодарю за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы Г.Н.Селезнев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Андреевич, присаживайтесь, пожалуйста. Эдуард Аркадьевич Воробьев - от Комитета по обороне, пожалуйста. ВОРОБЬЕВ Э.А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, сегодня можно констатировать, что Россия имеет свой Черноморский флот. Он живет, каждый день решает множество проблем, связанных с боевой готовностью, боевой подготовкой, техническим, тыловым и другими видами обеспечения, жизнью и бытом личного состава, взаимоотношениями с органами государственной власти Украины. Черноморский флот является важным оперативным объединением Вооруженных Сил России, на которое возложены задачи обеспечения военной безопасности на Черноморском побережье, поддержания и обеспечения войск на Северном Кавказе. Коллеги, своим присутствием и боевыми возможностями флот призван оказывать стабилизующее воздействие на международную безопасность в этом регионе. Для обеспечения нормального функционирования флота, помимо решения других проблем, следует создать необходимую правовую базу, заключенную в трех соглашениях, которые представляются сегодня нам на ратификацию. Как бывший командующий Центральной группой войск в Чехословакии, я с полным основанием утверждаю, что без такой правовой базы наши войска на каждом шагу будут сталкиваться с массой проблем даже при самом доброжелательном отношении к ним государственных органов страны пребывания. Ратификация сегодня предлагаемых нам соглашений создаст благоприятные условия для подготовки и подписания дополнительных, или, как я их называю, сопутствующих соглашений, вытекающих из этих трех базовых. Я не буду на этих 17 соглашениях останавливаться, но, должен вам сказать (Николай Васильевич Михайлов уже сказал об этом), они охватывают большой спектр проблем, которые стоят перед нашим флотом: от определения порядка использования полигонов в водах Украины до порядка обучения наших людей - военнослужащих и членов их семей - в школах. Можно также констатировать сегодня, что после ратификации договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Украиной, Верховная Рада Украины ратифицировала три базовых соглашения о разделе Черноморского флота. Комитет по обороне считает, что ратификация соглашения о статусе и условиях пребывания нашего флота на территории Украины и еще двух соглашений (о которых здесь было сказано) - о взаиморасчетах и параметрах - открывает более широкие возможности для подготовки и подписания дополнительных соглашений, без которых Черноморский флот России нормально функционировать не может. Комитет по обороне единогласно (при одном воздержавшемся) проголосовал за ратификацию данного соглашения и убедительно просит вас поддержать позицию комитета. Я докладываю о том, что Правительство поддерживает ратификацию соглашений. Дополнительных расходов это не потребует. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний также не имеет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Не уходите с трибуны. Пожалуйста, есть ли вопросы к докладчикам? Депутат Севенард. Говорите только к кому. Ладно, Юрий Константинович? СЕВЕНАРД Ю.К., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Я полагаю, докладчики сами сообразят. Потому что здесь два вопроса. Первый вопрос. Мы с Украиной не имеем еще отрегулированных отношений по взаимозачетам в принципе. Россия приняла на себя ответственность перед международными финансовыми организациями и правительствами за долги Советского Союза, взяла на себя эту благородную, тяжелейшую задачу. Украина сейчас нам выставляет мелочные и меркантильные вопросы. Если Украина не собирается вести себя столь же достойно, как Россия, в этом вопросе, надо быть очень осторожными. То, что расписано в одном из сегодня предлагаемых нам документов, недостаточно убедительно говорит о том, что Украина понимает российскую позицию и готова ее осуществлять. Это первый вопрос. Наверное, это ваш. Второй вопрос... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте по одному вопросу. ВОРОБЬЕВ Э.А. Скажите, пожалуйста, а вопрос в чем? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос к Комитету по обороне в чем? Вы выступали, теперь вопрос задайте! СЕВЕНАРД Ю.К. Вопрос следующий: учитывается ли задолженность Украины в полной мере, включая и ту часть, которую мы имеем право отнести на нее, - по союзным долгам перед зарубежными финансовыми структурами? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте мы послушаем Михайлова Николая Васильевича, хотя вопрос, по идее, не совсем к нему. МИХАЙЛОВ Н.В. Уважаемые депутаты, соглашение направлено не на регулирование вопросов о взаимозачетах, а решает вопросы совсем другой сферы. Это соглашение о взаиморасчетах, а не взаимозачетах. О взаиморасчетах, связанных с пребыванием Черноморского флота на Украине. И эти вопросы в данном соглашении отрегулированы, на наш взгляд, исчерпывающим образом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, депутат Бенов. Потом - Седов. БЕНОВ Г.М. Спасибо, Геннадий Николаевич. У меня два вопроса. Первый вопрос... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Один вопрос! Пожалуйста, только один вопрос, решите какой. БЕНОВ Г.М. Геннадий Николаевич, короткий вопрос. Эдуард Аркадьевич, 317 голосами Государственная Дума в свое время (еще до 28 мая 1997 года) проголосовала против раздела флота, но вопреки этому решению это все-таки произошло. Почему это произошло? И вопрос к уважаемому Николаю Васильевичу Михайлову. Почему, кроме одного небольшого разведывательного корабля, не был направлен Черноморский флот (или не смогли снарядить, или по каким-то другим причинам) в Адриатическое и Средиземное моря для наблюдения за действиями авиации и флота натовцев? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Эдуард Аркадьевич. ВОРОБЬЕВ Э.А. Я отвечаю. Уважаемый коллега, тот вопрос, который вы задали, имеет место в заключении комитета по делам СНГ и взаимоотношениям с соотечественниками. Правовое управление дало заключение, и в этом заключении четко сказано о том, что никаких противоречий с другими законами в представленных соглашениях не существует. Мы полагаем и считаем, что Правовое управление здесь им prime>льшую компетенцию, чем Комитет по обороне, и поэтому проголосовали именно таким путем в поддержку этих трех соглашений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, пожалуйста. МИХАЙЛОВ Н.В. Уважаемые депутаты, я хочу немножко поднять ваше настроение. Одного разведывательного корабля "Лиман" на данном театре было абсолютно достаточно для того, чтобы иметь полную информацию для принятия любых - и политических, и военных решений. Я думаю, что ответ этим исчерпан. Никакой надобности в других решениях при отсутствии соответствующих политических решений не было. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Седов Юрий Дмитриевич, пожалуйста. СЕДОВ Ю.Д., фракция "Наш дом - Россия". Я не знаю, к кому вопрос, но вопрос такой. Как решается вопрос прохождения судов через Керченский пролив? Насколько мне известно, в прессе этот вопрос очень остро будировался в свое время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. Николай Васильевич или кто? СРЕДИН В.Д., статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Я статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел Средин. Создана российско-украинская рабочая группа, которая рассматривает этот вопрос. Соответственно, сейчас сказать, как он решится, я не могу. Работа ведется активно. Пограничного знака в акватории Керченского пролива пока не существует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тихонов Георгий Иванович, пожалуйста. ТИХОНОВ Г.И. Геннадий Николаевич, я совершенно не удовлетворен ответом на вопрос о том, почему именно, когда Дума голосовала против, флот все-таки был разделен вопреки всяким законам до ратификации. И теперь нас ставят перед свершившимся фактом, то есть Думу, как обычно, загоняют в тупик. Кто дал право делить флот до того, как этот договор был принят и ратифицирован? Никакие юристы вам здесь... Я не знаю, вы военный, а не юрист, я тоже, но ссылка на юристов - это абсолютно в данном случае безграмотно. В других законах, видите ли, нет разговора о Черноморском флоте. Нарушена Конституция России в этом отношении. Никто не имеет права и делить, и отдавать флот, пока мы с вами не ратифицировали это соглашение. Не можете вы ответить - пусть ответят военные, какое они имели право делить флот по непринятому документу... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто-то будет отвечать? Пожалуйста, Котенков Александр Алексеевич. КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы, из присутствующих в ложе не ответит никто. Вы знаете, что это политическое решение глав государств, а не военных. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мартынов, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. Вы меня не видите, что ли? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Почему? Ну и что? Вы думаете, вы один в зале? Депутат Мартынов. Еще Камышинского я вижу. И вас вижу. МАРТЫНОВ А.Г., фракция "Наш дом - Россия". Я бы хотел несколько слов сказать по ответам. Вот Николай Васильевич ответил, что одного корабля достаточно для решения вопросов. Но этот корабль можно потопить в течение двух-трех минут, и это единственный корабль, который остался там для тех целей, для которых он предназначен. Теперь в отношении ответа статс-секретаря о том, что создана комиссия. Мы в течение трех лет по косе Тузла и по Керченскому проливу... Демаркация прошла без делимитации границ по закону, всего-навсего подписал заместитель председателя краевого исполкома, на карте расписался, и наша сторона приняла это за основу, для того чтобы Керченский пролив отдать полностью. Суда проходящие оплачиваются. Это за... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Гаврилович, вопрос. Пожалуйста, вопрос. Включите микрофон Мартынову. МАРТЫНОВ А.Г. Как сработают в данном случае те заверения, которые нам давали при ратификации договора между Россией и Украиной, в том смысле, что, как только мы ратифицируем, у нас сразу улучшатся отношения? Этого не произошло. Как сейчас, если будут ратифицированы три договора, у нас есть надежда, что наш флот будет пребывать в Севастополе в достаточно нормальных условиях? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто?.. Может быть, мы Виктору Андреевичу дадим слово для ответа? Он лучше знает эту проблему. КРАВЧЕНКО В.А. Уважаемые депутаты, я бы просил вас этот вопрос с тремя базовыми соглашениями не связывать. Это абсолютно разные вещи. Первое. Второе. Этой проблемой занимается Министерство иностранных дел со стороны России, и эти вопросы решаются. Я думаю, что в конечном итоге они будут решены положительно прежде всего для России и Украины. Море будет внутренним морем двух государств, и никаких проблем не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Камышинский, потом - депутат Чехоев. КАМЫШИНСКИЙ Н.А. У меня будет вопрос следующего характера. Какова ежегодная плата за этот раздел со стороны Российской Федерации, за содержание Черноморского флота на территории Украины? Это первое. И второе. Какое нашел отражение вопрос, претензия Грузии на участие тоже в разделе Черноморского флота, и не окажемся ли мы перед фактом, что завтра после ратификации сегодня этих документов, участвуя уже в составе НАТО в учениях на Черном море, Грузия предъявит претензии уже теперь к российской стороне на ту часть, которая у нас остается, - 50 процентов, и мы тем самым окажемся без Черноморского флота? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто? Пожалуйста, Николай Васильевич. МИХАЙЛОВ Н.В. Уважаемые депутаты, соглашение, которое предложено для ратификации, в том числе по параметрам раздела, и третье соглашение - по условиям взаиморасчетов - предполагают, что тот долг Украины перед Россией, который был накоплен на момент раздела Черноморского флота, отнесен на оплату пребывания Черноморского флота в Украине в течение 20 лет. Таким образом, в течение этих 20 лет какой бы то ни было дополнительной платы сверх той доли, которая направлена на погашение долга Украины перед Россией, не предполагается. Поскольку вы задали вопрос о количественной оценке, то расчетный параметр составляет в пересчете на один год 97 миллионов долларов. Мы находим, что этот расчетный параметр объективно обусловлен и достаточно убедителен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Чехоев, потом... В отношении Грузии, претензий Грузии. Пожалуйста. СРЕДИН В.Д. Я не вижу оснований беспокоиться, флот поделен между Россией и Украиной, поэтому вопрос о предоставлении какой-то части флота Грузии не стоит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста Анатолий Георгиевич Чехоев. ЧЕХОЕВ А.Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Геннадий Николаевич, во-первых, самое главное. Комитет по обороне при одном воздержавшемся одобрил этот проект постановления - о том, чтобы ратифицировать. Комитет по делам СНГ, включая представителей всех наших фракций и депутатских групп, наоборот, принял единогласное решение не ратифицировать договор. Поэтому я прошу, чтобы в обязательном порядке дали возможность выступить на этом заседании по данному пункту. А вопрос такой. Когда мы выносим какой-либо законопроект, нам сразу говорят: дайте заключение Правительства. Чем объяснить, что договор подписан 28 мая 1997 года, а заключение Правительства подписано сегодня, 18 июня 1999 года? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто?.. Кто ответит? Я просто спрашиваю. Батанов Геннадий Николаевич. БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты, договор подписан, а заключение Правительства дается на проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, то есть оно... Пожалуйста, депутат Грешневиков. ГРЕШНЕВИКОВ А.Н. Уважаемые коллеги, последствия принятия данного закона "О ратификации...", естественно, в геополитическом, военно-оборонном, национальном плане будут печальными. Мы сделали только первые шаги в плане ратификации, а украинская сторона уже высказала нам массу претензий. И выход наших кораблей уже, естественно, был не простым, а сложным. В связи с этим у меня вопрос к военным: где гарантии в законе "О ратификации...", что Украина не вступит в НАТО, что она не усилит еще более контроль за прохождением наших военных кораблей? Где гарантии, что после этой ратификации Украина в военном смысле вообще будет сотрудничать с Черноморским флотом? У меня, например, есть опасения, и большие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто?.. Пожалуйста, Николай Васильевич. МИХАЙЛОВ Н.В. Мы о гарантиях говорить не будем. Наверное, о гарантиях может говорить только политическое руководство страны, но никак не Министерство обороны. Но я, уважаемые депутаты, еще и еще раз хочу подчеркнуть. Вопрос стоит о том, что ресурсы Министерства обороны и ресурсы и возможности Военно-Морского Флота... удерживать ситуацию и далее без усиления правовой основы становится невозможным. И ресурсы исчерпаны, и организационные, и политические - любые ресурсы в области элементарных человеческих отношений и договоренностей с руководством города, с руководством, или командованием, Черноморского флота Украины. Все эти возможности исчерпаны, поверьте, полностью. Дальнейшее пребывание Черноморского флота, нормальное его развитие, обновление вооружения, военной техники невозможно далее без ратификации трех соглашений и еще более чем полутора десятков подготовленных межправительственных соглашений, которые полностью согласованы на сегодняшний момент, которые полностью дают нам перспективу на ближайшие несколько лет как минимум. Мы либо ситуацию усугубляем, либо создаем возможность действительно это оперативно-стратегическое формирование, каким является на актуальнейшем транспортном, коммуникационном направлении Черноморский флот... мы его можем утопить собственными руками. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, наверное, достаточно вопросов. У нас ведь еще несколько законопроектов, на которых настаивать будете, чтобы сегодня ратификацию произвести. Вот и Мельников, и другие... Будем еще вопросы задавать или нет? Нет. Уважаемые коллеги, я ставлю тогда на голосование. По мотивам голосования, пожалуйста, кто хотел выступить, по ратификации? Пожалуйста, депутат Темиржанов. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По какому выступлению? Сейчас я поставлю на голосование: дать вам слово. Пожалуйста. ТЕМИРЖАНОВ В.Х., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Геннадий Николаевич, дорогие коллеги! Я не часто беру слово. Я бы просил коллегу Чехоева и всех остальных, отказавшись от всякого комментирования и выступления, проголосовать. Во-первых, почему? Потому, что Черноморский флот уже разрушен, страна разрушена. С этого я и хотел начать. И Черноморский флот разрушен. Зачем нам добивать то, что осталось? Здесь золотые слова были сказаны первым замом министра о том, что там то, что осталось... вот с помощью этой силы что-то решается. И во-вторых, я четвертый год нахожусь здесь и такого честного, чистого, прямолинейного признания со стороны двух представителей - Президента и Правительства, - отвечавших на эти вопросы, не слышал. Учитывая все это, я бы призвал коллег проголосовать за то, чтобы ратифицировать все эти три пункта во имя сказанного выше, во имя того, чтобы спасать то, что осталось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я хотел бы спросить: будем ли мы проводить обсуждение? Ставлю на голосование: обсуждение не проводить. Пожалуйста, голосуйте. (Выкрики из зала.) Я вам дам слово, Георгий Иванович. Вопросы при ратификации всегда задаются, это обычная наша процедура. Георгий Иванович, я вам дам слово по ведению. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 44 мин. 12 сек.) Проголосовало за 229 чел. 90,5% Проголосовало против 24 чел. 9,5% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 253 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Пожалуйста, Георгий Иванович, по ведению. Тихонову Георгию Ивановичу включите микрофон. ТИХОНОВ Г.И. Геннадий Николаевич, дело в том, что эту ратификацию сначала было предложено вести нашему комитету, потом передали Комитету по обороне (мы соисполнители), и не давать слова представителю комитета - просто нарушение Регламента. Или мне, или Чехоеву вы обязаны предоставить слово. И предложение, еще раз по ведению. Я просто предупреждаю своих друзей военных, что, если 17 соглашений, которые, они говорят, уже полностью готовы, не будут представлены в пакете с этими тремя, они будут утоплены, как Черноморский флот, и мы его не получим. Поэтому надо голосовать пакет. Надо не сегодня голосовать, а когда подпишут остальные 17 соглашений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Георгий Иванович, дело в том, что повестка дня утверждалась Советом Государственной Думы, где ваш комитет не заявил себя в качестве выступающих. Сегодня палата утвердила повестку дня. Поэтому упрекать в том, что я не даю слова... У вас есть письменное заключение, депутаты грамотные и все прочитали. Поэтому я не могу просто... В повестке дня докладчики обозначены. Уважаемые коллеги, надо ли кому-то из военных дать заключительное слово? Михайлов. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, Анатолий Георгиевич. Пожалуйста. МИХАЙЛОВ Н.В. Уважаемые депутаты, короткая справка, не более. Те, сверх трех базовых, соглашения, которые наработаны за последние два года (разные цифры называются - 15, 17; дело в том, что разный уровень согласования), не все требуют ратификации Государственной Думой. Подавляющее большинство этих соглашений - межправительственные. И более того, по межправительственному соглашению главнокомандующий Военно-Морским Флотом Куроедов Владимир Иванович имеет полномочия подписать от имени Правительства подавляющее большинство этих протоколов. Поэтому увязывать три базовых соглашения и подготовленные еще 15, 17 соглашений по меньшей мере и недальновидно, и неправильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по ведению - Анатолий Георгиевич Чехоев. ЧЕХОЕВ А.Г. Геннадий Николаевич, мы принимаем федеральный закон. По нашему Регламенту при обсуждении федерального закона обязательно должны быть выступления. Зачем вы сейчас быстренько поставили на голосование: прекратить всякое обсуждение? Я настаиваю на своем выступлении и прошу, чтобы вы мне дали положенные пять минут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы можете настаивать, но это решает палата. Вас в числе докладчиков нет. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование проект постановления по данному законопроекту: принять федеральный закон... Пожалуйста, голосуйте. БАБУРИН С.Н., заместитель Председателя Государственной Думы. По мотивам голосования! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уже идет голосование. Сергей Николаевич, вы опоздали. Сергей Николаевич, после того, как я объявил, что идет голосование, вы выступили: по мотивам голосования. БАБУРИН С.Н. Я просил слова раньше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, я не слышал. Когда вы просили раньше? Вас вообще не было. Уважаемые депутаты, кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 47 мин. 49 сек.) Проголосовало за 260 чел. 57,8% Проголосовало против 19 чел. 4,2% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 280 чел. Не голосовало 170 чел. Результат: принято Следующий вопрос. Пожалуйста, докладчик Николай Васильевич Михайлов. МИХАЙЛОВ Н.В. Я доложил все три. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, может быть, по каким-то нюансам этого документа есть вопросы? Докладывались все три, но есть ли вопросы по следующему? Пожалуйста, Сергей Николаевич. БАБУРИН С.Н. Уважаемые коллеги, я очень сожалею, что, получив документы только сейчас, большинство депутатов не очень внимательно их посмотрело. Я сожалею о позиции, занятой командованием. Я понимаю, им выгодно, чтобы дальнейшие вопросы российско-украинских отношений были не на усмотрение парламента и на решение парламента, а решались на уровне Правительства или даже командования флотом. Но мы, голосуя втемную (неизвестно, о каких 17 соглашениях пойдет речь), допускаем принципиальную ошибку как парламент. Поэтому я попросил слова по мотивам голосования, потому что сейчас впервые депутаты будут голосовать за то, что Севастополь является украинской территорией. Этого не было даже в двустороннем договоре. Каждый пусть принимает решение сам. Я, безусловно, не смогу голосовать ни за один из этих документов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, вы, пожалуйста, нас дураками не делайте, что мы не разобрались и ничего не прочитали. Это не по ведению. Как это мы не прочитали? Значит, депутаты ничего не знают? Ну как? Пожалуйста, МИД. СРЕДИН В.Д. Я хотел бы сказать буквально два слова. Статуса Севастополя названные соглашения абсолютно не касаются, связаны только с флотом. Поэтому депутат Бабурин немножко вас дезинформировал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы по второму соглашению? Пожалуйста, Чехоев Анатолий Георгиевич. (Шум в зале.) Тише, тише. ЧЕХОЕВ А.Г. Вопрос о взаиморасчетах как раз. Вот у меня вопрос к Правительству. Дело в том, что Черноморский флот до недавнего времени ходил под флагом Военно-Морского Флота СССР. И ходил он так потому, что он никому не принадлежал. По сути дела, он остался такой неразделенной единицей. Вопрос такой: когда готовилось это соглашение, почему мы вдруг стали выкупающей стороной? Вы почитайте статью 1, первые три строчки: российская сторона компенсирует украинской стороне стоимость полученных от нее кораблей. Это что такое? Флот же не был разделенным еще. Кто этот статус ему, флоту, сразу присвоил, потом в момент подписания договора его сделал сразу украинским Черноморским флотом? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто будет отвечать? Пожалуйста, Виктор Андреевич. КРАВЧЕНКО В.А. Уважаемые депутаты, в 1995 году, как вы знаете, в Сочи было подписано соглашение о разделе флота 50 на 50. Далее в процессе договоренностей Украине не потребовалось такое количество кораблей. Поэтому России отошло 83 процента, а остальное отошло Украине. Так вот, долю от 17 до 50 мы обязаны были возместить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. КРАВЧЕНКО В.А. Все это было оговорено соответствующим соглашением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование ратификацию второго соглашения. Пожалуйста, голосуйте. (Выкрики из зала.) Ну, министр, вернее, не министр, начальник штаба объяснил. Коллеги, идет голосование. Кто без карточки? Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 52 мин. 03 сек.) Проголосовало за 232 чел. 51,6% Проголосовало против 14 чел. 3,1% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 247 чел. Не голосовало 203 чел. Результат: принято Принимается. Есть ли замечания или вопросы у депутатов по следующему пункту? Ставлю на голосование. Пожалуйста, голосуйте. Коллеги, идет голосование. 12-й сняли, да, пока? Сейчас я Мельникову дам слово по мотивам, потому что министр здесь сидит уже давно. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 52 мин. 39 сек.) Проголосовало за 243 чел. 54,0% Проголосовало против 13 чел. 2,9% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 257 чел. Не голосовало 193 чел. Результат: принято Принимается. Иван Иванович, по ведению просили вы у меня слова? Пожалуйста. (Шум в зале.)