Заседание № 143

18.01.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 97076434-2 "О реализации конституционного права муниципальной собственности на землю в Российской Федерации" (внесен депутатами Государственной Думы второго созыва А. Н. Мальцевым, И. В. Бабичевым, Н. И. Борисенко и А. С. Котковым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4080 по 4146 из 6373
Пункт 14 повестки дня: о проекте федерального закона "О реализации              
конституционного права муниципальной собственности на землю в Российской        
Федерации". Доклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления    
Владимира Семёновича Мокрого.                                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОКРЫЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного   
самоуправления, фракция "Единство".                                             
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Представленный вашему        
вниманию проект федерального закона "О реализации конституционного права        
муниципальной собственности на землю в Российской Федерации" был разработан     
депутатами Государственной Думы второго созыва Мальцевым, Бабичевым,            
Борисенко и Котковым. В настоящее время авторов законопроекта среди депутатов   
Государственной Думы третьего созыва нет. Представленный вашему вниманию        
законопроект неоднократно выносился на рассмотрение Государственной Думы        
второго созыва, но откладывался по различным причинам.                          
                                                                                
Концепция законопроекта направлена на установление оснований и процедуры        
передачи части земель, находящихся в государственной собственности, в           
собственность муниципальных образований. Но в настоящее время Государственной   
Думой третьего созыва принят Федеральный закон "О разграничении                 
государственной собственности на землю", принят также и вступил в действие      
Земельный кодекс Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации    
подтверждает право муниципальных образований иметь землю в собственности,       
закрепляет полномочия органов местного самоуправления в области земельных       
правоотношений и устанавливает основания для формирования муниципальной         
собственности на землю.                                                         
                                                                                
Принимая во внимание факт вступления в силу названных законов,                  
устанавливающих нормы правового регулирования муниципальной собственности на    
землю, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления         
считает нецелесообразным дальнейшее рассмотрение Государственной Думой          
проекта федерального закона "О реализации конституционного права                
муниципальной собственности на землю в Российской Федерации" и предлагает       
отклонить указанный законопроект.                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Вопросов нет.               
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Владимир Семёнович.                                 
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет желающих. Представитель Правительства? Не       
желает. Представитель Президента? Не желает.                                    
                                                                                
Ставится на голосование пункт 14 повестки дня, проект федерального закона "О    
реализации конституционного права муниципальной собственности на землю в        
Российской Федерации". Позиция комитета - против. Первое чтение.                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за                2 чел.              0,4%                        
Проголосовало против           27 чел.              6,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                     29 чел.                                          
Не голосовало                 421 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.                                                       
                                                                                

Заседание № 157

18.02.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "О реализации конституционного права муниципальной собственности на землю в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5347 по 6104 из 6284
А сейчас переходим к пункту 8 порядка работы. Уважаемые депутаты, пожалуйста,   
присядьте, очень шумно в зале. Присядьте.                                       
                                                                                
Пункт 8 порядка работы: о проекте федерального закона "О реализации             
конституционного права муниципальной собственности на землю в Российской        
Федерации". Слово для доклада - заместителю председателя Комитета по вопросам   
местного самоуправления Александру Николаевичу Мальцеву.                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, я еще раз прошу вас присесть.                               
                                                                                
МАЛЬЦЕВ А.Н., Аграрная депутатская группа.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемая Светлана Петровна! Представленный вашему           
вниманию законопроект "О реализации конституционного права муниципальной        
собственности на землю в Российской Федерации" уже выносился на пленарное       
заседание Государственной Думы в сентябре прошлого года и не был принят в       
первом чтении. Нам не хватило 22 голосов.                                       
                                                                                
Самые существенные замечания, которые прозвучали, - это замечания от аграриев   
о том, что не учтена роль субъектов Федерации в закреплении права               
муниципальной собственности на землю. И второе очень существенное замечание -   
со стороны членов фракции Компартии Российской Федерации - о том, что закон     
фактически оставляет лазейку для распродажи муниципальных земель.               
                                                                                
Комитет внимательно проанализировал все замечания, поступившие и от субъектов   
Федерации, и от депутатов, и от федеральных органов власти, провел              
значительную работу. Законопроект сильно упростился и уменьшился в объеме,      
были ликвидированы отмеченные существенные недостатки.                          
                                                                                
Само по себе право муниципальной собственности на землю закреплено в            
Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, в статье 9. Оно также   
подтверждено и в Земельном кодексе, который мы с вами приняли конституционным   
большинством, в статье 45, и в ряде других законодательных актов. Но до сих     
пор ни в одном из этих законодательных актов не были определены критерии, по    
которым можно было бы закрепить те или иные земельные участки в муниципальную   
собственность, и не определен механизм передачи земель из государственной       
собственности в муниципальную.                                                  
                                                                                
Земельный кодекс Российской Федерации предоставляет органам местного            
самоуправления довольно широкий перечень полномочий по вопросам управления      
землями на территории муниципального образования, одновременно закрепляя за     
ними право владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в         
муниципальной собственности. Данный проект закона, не выходя за рамки           
предоставленных Земельным кодексом полномочий, предлагает конкретный механизм   
наделения муниципальных образований правом собственности на ряд земельных       
участков. С учетом экономической и социальной значимости дальнейшего развития   
муниципальных образований, представляемый вашему вниманию законопроект          
устанавливает четкий перечень оснований в статье 3, по которым отдельные        
земельные участки могут закрепляться в муниципальную собственность. При этом    
за органами государственной власти Российской Федерации и субъектов             
Российской Федерации сохраняется право окончательного решения данного вопроса   
по каждому конкретному случаю, поскольку передача земель должна                 
осуществляться на основании принятого ими в пределах предоставленных им         
полномочий решения согласно пункту 6 статьи 3 настоящего законопроекта. Тем     
самым учтено основное замечание аграрного комитета и Аграрной депутатской       
группы.                                                                         
                                                                                
Одновременно органы местного самоуправления обязаны будут зарегистрировать      
свое право собственности в порядке, предусмотренном законодательством.          
Введенный с принятием Федерального закона "О государственной регистрации прав   
на недвижимое имущество и сделок с ним" порядок государственной регистрации     
обязывает представить для этого пакет документов, что позволит органам,         
проводящим регистрацию, жестко контролировать законность закрепления земель в   
муниципальную собственность.                                                    
                                                                                
Поскольку оформление прав на землю по сложившейся практике производится за      
счет собственника, которым в данном случае будут выступать муниципальные        
образования, то представленный законопроект не потребует дополнительных         
финансовых средств из федерального бюджета.                                     
                                                                                
Наряду с предлагаемым механизмом передачи земель в муниципальную                
собственность в проекте изложены также и полномочия представительных органов    
местного самоуправления по управлению и распоряжению землями, по эффективному   
использованию земельных участков на территории муниципальных образований.       
                                                                                
Разработчики законопроекта внимательно проанализировали поступившие замечания   
и предложения, положительно восприняли конкретные и взвешенные предложения      
Комитета по аграрным вопросам, ряда субъектов Российской Федерации. Из 75       
субъектов были получены замечания и предложения, и около 80 процентов           
субъектов конструктивно отнеслись к концепции законопроекта.                    
                                                                                
В комитете внимательно рассмотрены и учтены поступившие замечания, текст        
законопроекта согласован на заседании рабочей группы, в состав которой          
входили депутаты Комитета по аграрным вопросам, их замечания и предложения      
полностью учтены. Я хочу сказать, что мы специально образовывали с ними даже    
совместную рабочую группу и представителем в ней был заместитель руководителя   
Аграрной депутатской группы Владимир Николаевич Плотников. Эксперты аграрного   
комитета очень активно работали. Мы все их замечания учли, чтобы не оказалось   
каких-то пробелов и противоречий.                                               
                                                                                
Я хотел бы коротко резюмировать суть выступления в аспекте возражений,          
которые поступали при обсуждении этого законопроекта на заседании фракции       
Компартии Российской Федерации. На мой взгляд (я просто глубоко убежден в       
этом), сейчас существует непонимание того, какую цель преследует этот закон.    
Закон целиком лежит в рамках Земельного кодекса, который мы приняли. Более      
того, в нем предусмотрено более жесткое ограничение на право распоряжения       
муниципальными землями. Мы записали в последнем пункте статьи 4 этого закона,   
что представительный орган местного самоуправления определяет условия           
владения, пользования и предоставления в аренду земельных участков. Даже        
слово "распоряжение", которое могло бы трактоваться как предоставление права    
продажи, отсутствует. Пустить муниципальные земли в продажу можно будет         
только с принятием соответствующего федерального закона, прежде всего           
Земельного кодекса, если он позволит это сделать, если не позволит - значит,    
нет. Поэтому такое возражение мне было совершенно непонятно. Оно                
аргументируется какими-то теоретическими соображениями о том, что право         
собственности всегда предполагает право купли-продажи объекта собственности.    
Но существует же ограниченное право собственности. И мы с вами настаиваем на    
том, чтобы земли сельскохозяйственного назначения находились в частной          
собственности сельскохозяйственных производителей - в частной собственности,    
но ограниченной, без права купли-продажи этих земельных участков. В данном      
случае это ограничение еще более жесткое. Такой опасности просто не             
существует, она мифическая, она вымышленная, можно сказать.                     
                                                                                
Но я вам должен сказать (может быть, это некорректно сейчас в присутствии       
представителя Президента Российской Федерации): разработан проект указа (и      
это известно) как раз о реализации конституционного права муниципальной         
собственности на землю. В пункте 3 этого проекта указа (я просил его            
размножить и в пятницу он раздавался всем депутатам) написано, что              
муниципалитеты имеют право распоряжаться муниципальными землями, правда в       
соответствии с земельным законодательством. А мы с вами знаем, что в            
земельное законодательство у нас сейчас входит, кодекса нет, но указы           
Президента, которые разрешают куплю-продажу земель, входят. Так что если мы     
не примем закон, который фактически вводит ограничения, то мы (я почти          
убежден в этом) подпадаем под действие указа, который очень скоро будет         
принят, и тогда муниципальная земля будет продаваться. Или мы хотим жить по     
закону, или мы хотим жить по указному праву - давайте выбирать. Я думаю, что    
все-таки лучше жить по закону и очень аккуратно разбираться с тем, как может    
использоваться земля и как можно ею распоряжаться.                              
                                                                                
Мы специально включили такой пункт, где обозначена важнейшая, определяющая      
роль представительных органов власти муниципальных образований по определению   
порядка владения, пользования и предоставления в аренду этих земельных          
муниципальных участков. Ведь это все-таки мощнейший рычаг контроля из тех,      
которые сейчас существуют. Если вступит в силу указ Президента на пользование   
и распоряжение землей, то там ничего нет о представительных органах власти.     
Мы очень хорошо понимаем, кто начнет тогда распоряжаться этими землями. Мы      
очень хорошо понимаем, кто сейчас реально уже продает муниципальные земли,      
поскольку нашего с вами законодательства, принятого в виде закона, не           
существует. Это, как правило, администраторы, которые в данном случае           
бесконтрольно пользуются тем, что не существует закона.                         
                                                                                
Этот закон также не затрагивает земли сельскохозяйственного назначения. По      
сути дела, он касается только земель поселений, потому что земли                
сельскохозяйственного назначения находятся в частной собственности прежде       
всего сельских производителей. В данном случае речь идет о муниципальной        
собственности, которая представляет собой форму общественной собственности.     
Смысл передачи из государственной собственности в муниципальную заключается в   
том, чтобы наиболее рационально, наиболее продуктивно эти земли использовать,   
контроль за этим использованием на местах осуществлять и получать от этого      
выгоду. Да, с коммерсантов надо брать деньги за пользование этой землей, и      
хорошие деньги, потому что они все равно имеют предприятия в городах,           
поселках и так далее.                                                           
                                                                                
Местный бюджет надо наполнять. Источники местных бюджетов сейчас все более и    
более обескровливаются, их, так сказать, вытягивают на себя субъекты            
Федерации. Мы должны подумать об этом, о том, как удовлетворяются потребности   
граждан, их первичные жизненные потребности в муниципальных образованиях.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все у вас, Александр Николаевич?                          
                                                                                
МАЛЬЦЕВ А.Н. Да. Я хотел бы еще раз призвать депутатов внимательно отнестись    
ко всем этим аргументам, к той работе, которая была проделана с учетом ваших    
замечаний и критики, и поддержать данный законопроект в первом чтении. Если     
что-то в нем окажется, как говорится, неверным, пропущенным, то надо помнить,   
что это не концепция и мы сможем исправить ко второму чтению, хорошо            
поработав. Я не сторонник того, чтобы мы здесь гонку какую-то устраивали. Но,   
слава Богу, над этим очень коротким законом работали больше года. И после       
того, как он был отклонен в сентябре, прошло уже полгода. Мы его доработали.    
Наверное, пора принимать.                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Поднимите,           
пожалуйста, руки, я просто посмотрю, может быть, проведем запись тогда.         
                                                                                
Так, депутаты Шевелуха, Зеленин, Вишняков.                                      
                                                                                
Включите микрофон Виктору Степановичу Шевелухе.                                 
                                                                                
ШЕВЕЛУХА В.С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Александр Николаевич, мы выслушали вас очень внимательно. Естественно, вы       
должны были бы сообщить всем нам о том, что в статье 9 Конституции есть такая   
запись: земля может находиться в этих видах собственности. Может! Конституция   
не определяет окончательный выбор, она дает спектр возможного. И вот это как    
раз и разделяет нас с тем, что вы излагаете. Конституция в данном случае        
является лишь базой, на которой законом или кодексом о земле делается           
окончательный выбор. Кодекс не принят.                                          
                                                                                
Сегодня Совет Федерации не поддержал нас, Государственную Думу, по одной        
простой причине. Я присутствовал, выслушал мнение всех, кто там выступал, там   
были две точки зрения. И все сошлись на одном: в принципе любой вид             
собственности на землю, кроме общенародной и государственной, приведет Россию   
к отрицательным последствиям. И каким - напомню: приведет к тому, что           
начнется передел земли и, как сказал Строев, с переделом земли начинается       
кровь и все остальное. Председательствующий произнес эту фразу, опираясь на     
исторический опыт.                                                              
                                                                                
Я задаю вам вопрос: не лучше ли вам сегодня снять и не рассматривать этот       
частный, отдельный вопрос, тем более он никак не вписывается в принятый нами,   
Государственной Думой, закон - Земельный кодекс? И после того, когда мы         
действительно найдем решение (а это решение обязательно найдем), мы защитим     
тот вариант, который прошел в Государственной Думе, я в этом уверен. За ним     
стоят большая правда и объективность, необходимые для России. Поэтому я бы      
предложил вам снять, не обсуждать сегодня его, силы наши направить на то,       
чтобы закончить проведение в жизнь принятого нами Земельного кодекса, и на      
его базе будем рассматривать частности.                                         
                                                                                
Что касается того, что муниципальная форма собственности является               
общественной. Вы меня извините, это уже ограниченный круг лиц,                  
государственных представителей, будет принимать решение об использовании этой   
земли, а земля государственная, всеобщая - не пойдет, начнется тот же самый     
передел.                                                                        
                                                                                
Я не имею больше возможности аргументировать, но думаю, достаточно, чтобы       
попросить коллег депутатов поддержать меня: сегодня не рассматривать,           
отклонить или не рассматривать, но лучше снять его с обсуждения. Мотивы я       
высказал.                                                                       
                                                                                
МАЛЬЦЕВ А.Н. Спасибо, уважаемый Виктор Степанович.                              
                                                                                
Я думаю, что, если бы мы рассматривали законопроект во втором чтении, имело     
бы смысл отложить его рассмотрение, дорабатывать и так далее, но сейчас, я      
считаю, лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Ну что изменится от того,      
что сейчас мы узнаем мнение депутатов и кто категорически ни при каких          
условиях не хочет допускать вот такой формы собственности на землю, которая     
возможна согласно Конституции, но не обязательна, конечно?                      
                                                                                
Я все аргументы привел. Я думаю, что надо послушать аргументы: неограниченный   
круг лиц будет распоряжаться этой землей. Уж по земле-то по этой ходят и        
живут на ней как раз жители муниципальных образований, они имеют возможность    
как-то воздействовать. А вот на тех администраторов, до которых им не           
дотянуться, они воздействовать не имеют возможностей, на депутатов - имеют. И   
депутаты могут поставить заслон распродаже земель и расхищению, а это           
происходит сейчас де-факто. И, не принимая законодательного регулирования, мы   
де-факто поощряем спекулятивный оборот муниципальных земель, хищническое их     
растаскивание с подачи недобросовестных администраторов. К сожалению, это       
происходит, и я думаю, что мы должны зарегулировать этот процесс достаточно     
жестко.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зеленин Владимир Михайлович.                              
                                                                                
ЗЕЛЕНИН В.М. Александр Николаевич, статья 5, пункт 1, посмотрите, пожалуйста:   
Правительству Российской Федерации разработать и утвердить в трехмесячный       
срок со дня вступления в силу настоящего федерального закона положение о        
порядке оформления права муниципальной собственности на землю. Кто очертит      
круг? Что будет в постановлении? Вы гарантируете, что Правительство примет      
такой законодательный акт, который исключит какие-либо формы залога, движения   
земли через куплю-продажу и так далее?                                          
                                                                                
МАЛЬЦЕВ А.Н. Разумеется. Потому что порядок оформления - это процедура, в       
которой расписывается уже реализация самого права, записанного в законе. Если   
мы такое право определили в законе, то дальше порядок (как подается заявка на   
регистрацию права собственности на этот участок, в какие сроки она              
рассматривается, каким органом и так далее) - это процедурные моменты,          
которые расписываются решением, естественно, компетентного органа, который      
занимается исполнительской деятельностью, в данном случае каким-то              
постановлением Правительства, может быть, инструкцией. А законом, наверное,     
не имеет смысла все эти детали описывать. Но Правительство не может ничего      
добавить к закону такого нормативного, что бы изменяло его существо.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вишняков Виктор Григорьевич.                              
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Уважаемый Александр Николаевич, я напомню вам статью 130          
Конституции, которая гласит, что население самостоятельно решает все вопросы    
и владения, и пользования, и распоряжения муниципальной собственностью, то      
есть налицо знаменитая триада, которая и составляет право собственности,        
право собственности местного населения решать все вопросы, вытекающие из        
этого права. У меня вопрос такой. Вот вы вводите здесь как бы иерархию:         
сначала непосредственно собственностью распоряжается население, а потом некие   
муниципальные образования. Вы мне ответьте (я никак не могу понять), что        
такое "муниципальные образования"? То ли это российский чиновник, который от    
имени народа на деле распоряжается, продает и заодно наживается на этой         
муниципальной собственности, или какое-то юридическое лицо, которое от имени    
населения, выражая его интересы, проводит через организационное целое его       
волю? Только не ссылайтесь, ради Бога, на статью 212 Гражданского кодекса,      
где впервые это понятие, туманное и сознательно нечеткое, я сказал бы,          
подрывного характера, было запущено, как троянский конь, в текст закона и       
запутало нам, отняло собственность у населения.                                 
                                                                                
МАЛЬЦЕВ А.Н. Ну, вы знаете, мне кажется, что это нормальное понятие, оно        
вырабатывалось с огромным трудом. Существует разная, так сказать,               
терминология в отношении тех общностей населения, которые решают вопросы        
местного значения. Например, во Франции это термин "местные коллективы"         
(collectivite local), в Англии это local authority, то есть "местные власти".   
Вот тут как раз можно думать, что это только властные органы.                   
                                                                                
Мы выбрали термин "муниципальное образование", который включает основные        
признаки: территория с четко определенными границами, население, постоянно на   
ней проживающее, органы, которые формируются этим населением. И население       
либо непосредственно решает вопросы местного значения, либо через свои          
представительные и исполнительные органы, которые образуются:                   
представительные - путем выборов, а исполнительные - путем назначения. Так      
что ничего тут такого уж непонятного нет. Это нормально работающая вещь.        
                                                                                
Кстати, муниципальными образованиями являются как раз те территории, которые    
как бы по наследству достались от местных Советов как органов государственной   
в то время власти, и с тем населением, которое там проживает. У них только      
некоторые признаки различия: они не подчиняются по вертикали ни                 
государственным органам в административном плане, ни другим муниципальным       
образованиям, которые имеют более широкую территорию и могут включать эти       
муниципальные образования в свою территорию, и обладают собственной             
компетенцией, в которую никто не может вмешиваться. Вот существенные отличия.   
                                                                                
Вот смысл понятия "муниципальное образование". Оно работает сейчас. Это         
реальная демократия, которая возможна в нынешних условиях, и мне кажется, ее    
надо поддерживать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. Затем депутат Тотиев.        
                                                                                
РОМАНОВ В.С. Александр Николаевич, уважаемые депутаты, не скрываю своих         
глубочайших сомнений в целесообразности принятия данного закона именно          
сейчас. Во-первых, Земельный кодекс находится в стадии жесткой дискуссии        
между Думой и Советом Федерации, Президентом и так далее, в стадии каких-то     
попыток найти общий язык. Считаю, что сначала Земельным кодексом должна быть    
внесена ясность.                                                                
                                                                                
Второе. Именно у нас в Самарской области наглядно, Александр Николаевич, в      
эти недели исполнительная власть демонстрирует свое полное нежелание            
считаться с точкой зрения профессионалов, практиков, производственников. 27     
октября я предлагал губернатору провести рабочую встречу с участием депутатов   
Государственной Думы по земельной проблеме, получил отказ. Мы договорились      
после всяких объяснений, что через несколько дней все же соберемся для          
обсуждения этой проблемы. Но ведь буквально клокочет все! Вот почему я и        
задаю вопрос: неужели вы, авторы законопроекта, не видите реальностей,          
которые говорят, что нигде так цинично не попирается мнение народа, как,        
скажем, на селе.                                                                
                                                                                
Последние выборы в ряде регионов показывают такое манипулирование, что питать   
иллюзии, будто пятеро депутатов районной, скажем, думы или законодательного     
собрания могут преодолеть реальные властные рычаги главы администрации,         
невозможно.                                                                     
                                                                                
Повторяю, хотел бы понять, почему вы не признаете того, что... Вы сказали:      
давайте эту демократию развивать. Да нет никакой демократии! Есть реальное      
тотальное господство исполнительных структур власти, и это большая беда         
России, которая провозгласила в Конституции, что она стремится к демократии.    
                                                                                
МАЛЬЦЕВ А.Н. Я только отчасти готов с вами согласиться. Да, де-факто это        
существует, но есть уже и элементы демократии. И мы сталкиваемся с ними очень   
во многих случаях. Потому что когда есть основа в виде закона, то областной,    
скажем, администратор может не считаться с точкой зрения профессионалов,        
хозяйственников, но не считаться с законом ему уже гораздо сложнее, потому      
что начинают возбуждать дела, исковые заявления идут в суд, и начинаются        
судебные процессы. Не всегда они выигрываются, но мы уже имеем довольно         
большое число судебных процессов выигранных, в результате которых защищаются    
права граждан на местное самоуправление и не допускается тот произвол,          
который сейчас де-факто творится.                                               
                                                                                
Если нет закона, тогда произвола больше. Если есть закон, тогда мы имеем        
возможность начинать с ним бороться судебным порядком. Вы понимаете, они        
начинают постепенно привыкать к тому, что приходится считаться с законными      
интересами граждан и муниципальных образований. А пока нет этих законов, нет    
законных интересов, есть только точка зрения, на которую плевать они хотели с   
высокой колокольни, извините за эту терминологию.                               
                                                                                
Нужен закон - это моя точка зрения.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тотиев Сергей Александрович.                              
                                                                                
ТОТИЕВ С.А. Александр Николаевич, из ваших пояснений видно, что под             
муниципальной собственностью вы понимаете субъекты Федерации...                 
                                                                                
МАЛЬЦЕВ А.Н. Ни в коем случае.                                                  
                                                                                
ТОТИЕВ С.А. ...которые (ну, вы только что поясняли) могут принять это           
решение. Выходит, что Аяцков, Титов, Шаймиев, объединившие вокруг себя 30       
территорий, на основании этого закона могут принять решение о продаже земли в   
своих областях. Если вы имеете в виду города, районы, где избраны главы         
администраций и собрания представителей, то по российским законам эти           
собрания представителей не могут изменить решение руководителя местного         
органа самоуправления. И ваш закон на самом деле действовать не будет по        
защите земли, а будет действовать по непродаже земли на большой части           
территории Российской Федерации.                                                
                                                                                
МАЛЬЦЕВ А.Н. Во-первых, я, конечно, имею в виду земли муниципальных             
образований, то есть городов, районов, сельсоветов, которые могут являться      
муниципальными образованиями, могут и не являться, а быть чисто                 
административными единицами внутри более широких муниципальных образований. И   
в рамках своей компетенции они вправе распоряжаться этой землей, если мы за     
ними это право закрепим законом. И прежде всего, представительные органы        
власти, еще раз повторяю, устанавливают порядок, который является как бы        
местным законом, порядок владения, пользования и распоряжения землей,           
предоставления в аренду. Это местный закон, местный нормативный акт, который    
имеет обязательную силу для всех лиц - должностных, не должностных, органов,    
организаций, учреждений и предприятий на территории данного муниципального      
образования. А на этом основании можно против любого главы администрации,       
любого должностного лица, любого предпринимателя и так далее, который           
нарушает этот нормативный правовой акт, этот порядок, установленный             
представительным органом, возбудить уголовное дело и выиграть его, отсудить.    
                                                                                
А что касается глав администраций субъектов Федерации, то, конечно, это         
государственные органы, государственные должностные лица. И, кстати сказать,    
они, конечно, будут сопротивляться принятию этого закона, потому что он резко   
ограничивает их права распоряжаться вот этими самыми землями. А сейчас они      
могут себе позволить через местных администраторов путем давления оказывать     
воздействие на процессы распоряжения землей.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше вопросов нет к докладчику, да?                     
                                                                                
Александр Николаевич, спасибо за информацию, присаживайтесь.                    
                                                                                
Поскольку мы рассматриваем законопроект в первом чтении, я должна спросить,     
есть ли предложения, замечания по проекту закона у представителей фракций и     
депутатских групп?                                                              
                                                                                
Депутат Пономарев Алексей Алексеевич.                                           
                                                                                
Затем - депутат Савельев. Поднимите руки, кто еще желал бы высказаться.         
                                                                                
ПОНОМАРЕВ А.А. Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые коллеги, согласно         
Конституции земельные отношения в нашей стране регулируются строго              
федеральными законами. Судьба Земельного кодекса на сегодняшний день пока       
неизвестна. Почему? Потому, что члены Совета Федерации вето Президента не       
преодолели. Поэтому дальнейшее прохождение законопроекта будет весьма           
затруднительным, он вновь будет возвращен в Государственную Думу, и мы в        
Государственной Думе вновь будем работать над этим законопроектом. Но я         
считаю, что, пока не будет принят Земельный кодекс, частные законы наподобие    
рассматриваемого сегодня мы принимать не должны. Это первое.                    
                                                                                
Второе. Что касается конкретно проекта этого закона. Не настолько он прост,     
как здесь говорил Александр Николаевич. В проекте этого закона, в статье 4,     
записано: представительный орган местного самоуправления в пределах своих       
полномочий и в соответствии с земельным законодательством (я подчеркиваю: и в   
соответствии с земельным законодательством) устанавливает порядок управления    
и распоряжения землями, находящимися в границах муниципальных образований, в    
том числе: ...при проведении приватизации земель устанавливает ограничения и    
обременения приватизируемых земельных участков, а также участков,               
передаваемых во владение, пользование и аренду. Я, например, считаю, что тот    
закон, который принят в Саратовской области, как раз и позволит.... Здесь       
написано: в соответствии с земельным законодательством, здесь ведь не           
написано каким - федеральным или субъекта Федерации. Вот как раз в              
Саратовской области и будет действовать этот закон уже по другим совершенно     
канонам.                                                                        
                                                                                
Затем, третий момент. Здесь уже говорили о том, что в статье 5 записано:        
"Правительству Российской Федерации разработать и утвердить в трехмесячный      
срок со дня вступления в силу настоящего федерального закона Положение о        
порядке оформления права муниципальной собственности на землю". Я считаю, что   
здесь не нужно вот этот абзац прописывать в таком виде. В этом законе нужно     
будет перечислить порядок передачи земельных участков в муниципальную           
собственность. Я считаю, что тогда было бы уже совсем по-другому, и другие      
подходы можно найти в этом законопроекте.                                       
                                                                                
И четвертое. Что касается проекта указа Президента, который подготовлен по      
данному закону, я, например, считаю, Александр Николаевич, во-первых, ваш       
подход совершенно нечистоплотным в этом вопросе (извините, что я так говорю),   
потому что буквально в канун рассмотрения роздан нам проект этого указа.        
                                                                                
Вы знаете, что 6 апреля 1996 года Президент нашей России подписал указ о        
купле-продаже земель сельскохозяйственного назначения. Но этот указ не          
действует. Получили его на местах, положили под сукно, и он лежит. И            
Президент отлично понимает, что такой важный вопрос, как купля-продажа земель   
сельскохозяйственного назначения, не может действовать в нашей стране, в        
такой огромной России, согласно указу. Поэтому и бьются сейчас президентские    
структуры, чтобы был принят именно закон, который позволял бы куплю-продажу     
земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому не нужно нас запугивать вот    
этим проектом указа, который подготовлен Президенту. Ну подпишет Президент -    
ну и что? Все равно, я убежден, он действовать на территории у нас не будет,    
пока не будет принят Земельный кодекс. Я считаю, что нам нужно действовать      
строго в рамках Земельного кодекса и этот частный закон не принимать сегодня.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Николаевич Савельев. Затем просили слова          
депутаты Бабичев, Пузановский, Вишняков.                                        
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Н.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемая Светлана Петровна, уважаемый Александр Николаевич, уважаемые          
депутаты! В принципе мы разделяем с докладчиком заботу о материальном и         
финансовом благополучии муниципальных образований, но если этот закон (как,     
кстати, и следующий - "О порядке передачи объектов федеральной собственности    
в муниципальную собственность") будет принят в представленной редакции, то      
наша страна вступит в беспрецедентный передел собственности, вызванный полным   
бюджетным банкротством и неспособностью исполнительной власти к оздоровлению    
финансовой системы, в том числе на муниципальном уровне.                        
                                                                                
Данный закон, в частности часть третья статьи 2, дает органам местного          
самоуправления не столько право закрепления, сколько распоряжения землями без   
какой-либо связи с Земельным кодексом, с федеральным законодательством о        
приватизации, об ограничениях или изъятиях из оборота отдельных видов           
имущества, находящегося на этих землях.                                         
                                                                                
Данный закон (статья 3, пункт 4) фактически разрушит единство всей              
транспортной системы страны, ибо предусматривает передачу в муниципальную       
собственность земель, занятых дорогами (в том числе, надо понимать, и           
железными), а следующий закон - передачу водных объектов, а значит, и водных    
путей, находящихся на них (во всяком случае, ограничений на это нет).           
                                                                                
Сами решения о передаче земель из государственной собственности в               
муниципальную и порядок оформления прав собственности на землю также            
предусматривается принимать не федеральным законом, а решениями Правительства   
(это статья 3 и статья 5). Это разрушает саму идею Земельного кодекса и         
федерального законодательства России о собственности, в частности законов о     
приватизации, о залоге, об ипотеке, о банкротстве, законодательства о недрах    
и другого, ибо оборот очень многих видов имущества законом о приватизации, в    
частности, не охватывается. А следующая статья - статья 4 - прямо открывает     
путь к приватизации сельскохозяйственных земель.                                
                                                                                
Все сказанное относится и к следующему проекту закона (я одновременно и по      
нему говорю) - "О порядке передачи объектов федеральной собственности в         
муниципальную собственность".                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, мы пока не обсуждаем его, Николай Николаевич.         
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Н.Н. Ну, я делаю заметку.                                              
                                                                                
Поэтому концепцию данного закона, как и следующего, можно рассматривать лишь    
после вступления в силу Земельного кодекса и программы приватизации, которая    
сейчас готовится. Это относится и к определению видов имущества,                
ограниченного или изъятого из оборота, и к определению самих основ              
приватизации муниципального имущества.                                          
                                                                                
Поэтому и по договоренности с председателем нашего комитета по собственности    
и приватизации мы бы предложили сегодня его, этот законопроект, не              
голосовать, передать в наш комитет (он головной по собственности и              
приватизации), а мы готовы будем поработать со всеми заинтересованными          
комитетами по всем этим проблемам с учетом высказанных замечаний.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Бабичев Игорь Викторович.                         
                                                                                
БАБИЧЕВ И.В., фракция "ЯБЛОКО".                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, я считаю, что аргументация со стороны Александра             
Николаевича Мальцева прозвучала очень серьезная, но мне бы хотелось обратить    
внимание на ту реальность, которая сейчас везде на местах, в части именно       
распоряжения землями, которые муниципальными не называются, но находятся        
фактически в ведении и именно в распоряжении руководителей муниципалитетов.     
Все земли - государственные. Там действует указное право. Там происходит        
приватизация земель по указам Президента. Там начнется приватизация земель по   
законам субъектов Федерации, и очень скоро начнется, потому что это тоже        
государственные земли и муниципалитет здесь сделать как раз-таки ничего не      
сможет. Мы пытаемся положить этому предел, по крайней мере поставить            
определенные препятствия на пути, который вот сейчас перед нами лежит.          
                                                                                
Надо сказать, что обычай распоряжаться землями на местах со стороны глав        
муниципалитетов особенно закрепился после 1993 года, когда мы перестали иметь   
местные Советы. За два, три, четыре года действия без Советов местные главы     
очень привыкли распоряжаться местными землями как своей собственностью. И       
здесь справедливо звучало, что представительные органы нынче слабы, но тем не   
менее мы пытаемся в своем законе предоставить им право контроля за              
деятельностью глав администраций, которого сейчас нет.                          
                                                                                
Я еще раз прошу внимательно все-таки посмотреть на этот проект закона. Очень    
много из того, что прозвучало со стороны товарищей из Коммунистической          
партии, можно поправить во втором чтении. Очень много из того, что прозвучало   
только что. Поэтому я предлагаю внимательно посмотреть на этот проект закона,   
внимательно к нему отнестись и принять его.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пузановский Адриан Георгиевич.                            
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемые депутаты, Конституция Российской Федерации в         
статье 130 устанавливает институт местного самоуправления, цитирую: "Местное    
самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение      
населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение     
муниципальной собственностью" (конец цитаты).                                   
                                                                                
Мы с вами, рассматривая данный законопроект, пытаемся решить вопрос,            
включается или нет в состав муниципальной собственности земля. Этот вопрос      
нам придется в принципе решить, ибо легко доказать, что этот институт, не       
имея такого основания в форме собственности, не имеет и шансов на               
определенную дееспособность. Готовы ли мы сегодня решить этот вопрос? И дело    
не в том, включаются ли в состав этих земель земли сельскохозяйственного        
пользования, - это уже особый вопрос. Но в отношении земель, которые мы         
обычно называем городскими землями, сомнений, очевидно, никаких нет. Сегодня,   
по всей вероятности, мы не готовы решить этот вопрос. Недостаточно              
информации, но, как было сказано уважаемым депутатом Пономаревым Алексеем       
Алексеевичем (и это наиболее существенный аргумент), необходимо осмыслить то,   
что произошло в результате голосования в Совете Федерации. Сегодня это,         
очевидно, наиболее существенное обстоятельство.                                 
                                                                                
С учетом сказанного я бы просил представителя Комитета по вопросам местного     
самоуправления, его председателя и докладчика, отказаться от дальнейшего        
рассмотрения сегодня данных законопроектов, перенести их на более               
благоприятное для рассмотрения на заседании палаты время.                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вишняков Виктор Григорьевич.                              
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Уважаемые коллеги, я очень внимательно изучал на практике         
механизм так называемого управления муниципальной собственностью. Ну,           
во-первых, представительных органов, как правило, нет. А если где они и есть,   
то попробуйте в их уставах найти вот ту строчку, о которой мы сейчас говорим.   
Управление, распоряжение, владение собственностью - все это делает единолично   
глава администрации.                                                            
                                                                                
Если вы посмотрите любой телефонный справочник, то увидите, что там             
обозначены (причем не только в селе, ведь речь идет и о городах) сотни          
разного рода заводиков, различного рода фабрик, различного рода цехов: тут и    
спиртзаводики, тут и предприятия легкой промышленности, и строительные          
предприятия и так далее. Вот это и есть питательная среда для того, чтобы       
чиновники за счет воровства на этих объектах муниципальной собственности        
строили тут же, неподалеку, в 50 километрах, двухэтажные коттеджи. И чиновник   
не заинтересован в том, чтобы продавать эту муниципальную собственность. Это    
его сфера, он ратует за то, чтобы эта муниципальная собственность оставалась    
у него. И бесконтрольно разворовывает ее, а когда уж слишком все разворовано,   
начинает ходатайствовать перед вышестоящими органами о том, чтобы выделить      
дополнительные ресурсы. Прекрасный механизм! Сосет со всего этого путем         
перераспределения денежки отменно и безошибочно.                                
                                                                                
Поэтому я, конечно, за то, чтобы навести здесь порядок, но начинать надо не с   
того конца, о котором говорил здесь уважаемый Александр Николаевич. Я           
согласен с тем, о чем здесь говорилось, и фракция ЛДПР действительно подождет   
еще до того времени, когда принципиальные вопросы будут решены в масштабе       
страны. А если мы их принципиально не решим на уровне страны, то на местах мы   
ничего не решим: ни чиновничества не сломаем и не наведем порядок с             
собственностью.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я предоставила возможность всем       
желающим высказаться. Теперь должна спросить у представителя Правительства:     
есть ли желание выступить по этой проблеме?                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИСАЕНКО А.В., заместитель начальника юридического управления Государственного   
комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.          
                                                                                
Уважаемые депутаты! 14 января 1998 года, обсудив проект примерной программы     
законопроектной работы Госдумы на период весенней сессии 1998 года,             
Государственная Дума поддержала предложение депутатской группы                  
"Народовластие" о рассмотрении в период весенней сессии 1998 года               
приоритетных законопроектов, в числе которых был и законопроект о               
государственных и муниципальных землях. Но учитывая то, что в настоящее время   
законопроект о государственных и муниципальных землях уже разработан            
Государственным комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и          
землеустройству, предлагаем рассмотрение законопроекта "О реализации            
конституционного права муниципальной собственности на землю..." отложить, так   
как процесс разграничения земель необходимо проводить по всем уровням           
собственности во избежание дальнейших неминуемых споров о принадлежности        
земельных участков.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представителю Президента, пожалуйста, слово.              
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые депутаты Государственной   
Думы! Прежде всего мне хотелось дать ответ на некоторые вопросы чисто           
юридического свойства, которые просто вызвали у меня некоторое недоумение,      
особенно когда я слышал это из уст докторов юридических наук.                   
                                                                                
Прежде всего, о том, что такое муниципальное образование, четко и ясно          
записано в законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в     
Российской Федерации". Я думаю, что нет необходимости цитировать часть первую   
статьи 1 названного мною закона, - именно там зафиксировано, что такое          
муниципальное образование. Это не некое абстрактное понятие, не некая           
аморфная единица, это, к сожалению, не население, как сказал докладчик. Это     
городское, сельское поселение, иная населенная территория, имеющая конкретные   
границы и установленная законом субъекта Федерации. Это сказано в законе, и     
поэтому я еще раз говорю, что не нужно считать, что субъект собственности (а    
именно муниципальное образование является субъектом собственности на            
муниципальные земли) - это нечто абстрактное. Это понятие четко определено в    
законе.                                                                         
                                                                                
Далее. И депутат Шевелуха, и депутат Пузановский вообще говорят о               
сомнительности существования муниципальной собственности на землю. (Виктор      
Степанович, к сожалению, по-моему, покинул зал. Жалко.) Я хотел бы обратить     
внимание депутата Шевелухи (если бы он был в этом зале), но обращаю внимание    
и иных депутатов, что некорректна постановка вопроса о том, что статья 9        
Конституции Российской Федерации говорит, что земля может находиться в          
муниципальной собственности. Согласно статье 9 она точно так же может           
находиться и в государственной собственности, но мы же не ставим под сомнение   
наличие государственной собственности на землю?! Отталкиваясь от статьи 9       
Конституции, где записано, что земля может находиться в государственной,        
муниципальной, частной собственности и иных формах собственности, я хочу        
обратить ваше внимание на статью 29 Федерального закона "Об общих принципах     
организации местного самоуправления в Российской Федерации", где прямо          
записано, что в состав муниципальной собственности входят средства местного     
бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного           
самоуправления, а также муниципальные земли, находящиеся в муниципальной        
собственности. Таким образом, вопрос о том, быть или не быть муниципальной      
собственности на землю, решен помимо Конституции Федеральным законом "Об        
общих принципах организации местного самоуправления...". Это все касается       
сугубо юридических ошибок, которые прозвучали в выступлениях в этом зале. Я     
счел своим долгом дать эти пояснения.                                           
                                                                                
Вместе с тем, уважаемые депутаты, учитывая ситуацию, сложившуюся с Земельным    
кодексом, я бы действительно предложил согласиться с мнением депутатов: не      
отклоняя данного законопроекта, перенести его рассмотрение на срок завершения   
работы с Земельным кодексом. И кстати говоря, несколько оппонируя               
представителю Правительства, я должен сказать, что разработка Правительством    
проекта закона о государственных и муниципальных землях не является             
основанием для приостановления рассмотрения данного законопроекта, за           
исключением того случая, если Дума сейчас примет решение о переносе             
рассмотрения этого законопроекта, а к тому моменту Правительство внесет         
альтернативный законопроект. И поэтому я прошу вас обратить внимание: если вы   
хотите, чтобы это было исполнено, вы должны ускорить внесение                   
соответствующего законопроекта.                                                 
                                                                                
Таким образом, уважаемые депутаты, чтобы не разрушить, в общем-то, совершенно   
необходимый законопроект, конституционный законопроект, я предлагаю             
согласиться с предложением: отложить рассмотрение этого законопроекта до        
завершения работы с Земельным кодексом.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич Мальцев, пожалуйста, пройдите на     
трибуну для заключительного слова.                                              
                                                                                
И второе. Ну, выскажите по этому вопросу мнение комитета: что нужно делать с    
законопроектом.                                                                 
                                                                                
МАЛЬЦЕВ А.Н. Я, конечно, в плане высказывания мнения комитета должен            
согласиться с тем, что здесь прозвучало и от депутатов, и от представителя      
Правительства, и от представителя Президента. То есть мы готовы сейчас          
отложить рассмотрение этого законопроекта и работать над ним дальше. Но         
только я единственное хочу добавить - свое мнение: мы с вами откладываем этот   
законопроект, ну, скажем так, года на два. То есть только следующая Дума        
будет иметь возможность принять Земельный кодекс, потому что в нынешнем виде    
Земельный кодекс, мы все прекрасно понимаем, принят не будет и не будет         
подписан Президентом, а в другом виде его не примет нынешняя Дума. Поэтому      
говорить о том, что давайте действовать только так: сначала кодекс, а потом     
все остальное по земле, - это значит оставлять земельные отношения без          
законодательного регулирования года на два. По указам будем их регулировать и   
жить будем по этим указам. Это моя личная точка зрения. Я бы стоял до конца,    
но точка зрения комитета - снять не только этот законопроект, но и следующий    
законопроект, который я должен докладывать, потому что ситуация складывается    
аналогичная. Ну что ж, давайте поработаем, дозреем.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Таким образом, я не должна ставить на голосование законопроекты, если комитет   
их снимает, - и 8-й, и 9-й пункты. Пункт 8 мы обсуждали.                        
                                                                                
Пожалуйста, по ведению - депутат Бабичев.                                       
                                                                                
БАБИЧЕВ И.В. Я все-таки боюсь, что то опасение, которое здесь высказал          
Александр Николаевич Мальцев, что нашим составом мы никогда не примем ничего    
подобного (я имею в виду закон о муниципальных землях) и останемся без          
земельного законодательства вообще, очень серьезно. Поэтому мне бы хотелось     
(может быть, мы сделаем протокольную запись) все-таки вернуться к этому         
вопросу месяца через три-четыре, скоординируем его с Земельным кодексом. Но     
все-таки не будем жестко привязывать к Земельному кодексу. Не исключено, что    
по поводу Земельного кодекса мы не договоримся.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Котенков Александр Алексеевич,                
представитель Президента.                                                       
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые депутаты Государственной   
Думы, я хотел бы дать небольшую справку по поводу работы над Земельным          
кодексом. Видимо, вы все в курсе, что состоявшийся в конце прошлого года        
"круглый стол" принял протокольное решение о трехмесячном сроке                 
согласительной работы над Земельным кодексом и сопутствующими ему               
документами. К сожалению, в течение двух месяцев вопрос был задержан из-за      
отсутствия решения Совета Федерации, которое состоялось только сегодня.         
                                                                                
Сейчас на столе у Президента лежит проект распоряжения (видимо,                 
сегодня-завтра оно будет подписано) о составе рабочей группы по доработке       
Земельного кодекса и связанным с ним нормативным актам, в котором установлен    
жесткий трехмесячный срок. Естественно, что по прошествии трех месяцев, если    
не удастся договориться по Земельному кодексу и если к тому времени             
Правительство внесет свой законопроект о государственных и муниципальных        
землях, к этому вопросу можно будет вернуться, независимо уже от Земельного     
кодекса.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, может быть, протокольно мы            
действительно сделали бы такую запись о том, чтобы поручить Комитету по         
вопросам местного самоуправления, и представителя комитета по приватизации      
просим подключить к этой работе. Надо все же подключиться к работе над этим     
законопроектом и в течение трехмесячного срока постараться вынести его на       
рассмотрение палаты. Согласны, да? Значит, такую протокольную запись мы         
делаем.