Заседание № 233
О Федеральном законе "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации" (проект № 97038400-2; в связи с отклонением закона Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Уважаемые депутаты, переходим к отклоненным федеральным законам. Пункт 4: о Федеральном законе "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации". Пожалуйста, Владимир Семёнович Мокрый. А где же он у нас? Так, откладываем.
Коллеги, депутат Мокрый сейчас находится на заседании Правительства, и он попросил Валентину Николаевну Иванову, заместителя председателя Комитета по вопросам местного самоуправления, доложить закон под номером 4. Пожалуйста, Валентина Николаевна. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Г. В. Боос ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентине Николаевне Ивановой включите микрофон, пожалуйста. ИВАНОВА В. Н. Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! Федеральный закон "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации" принят был Государственной Думой еще второго созыва 8 апреля 1998 года, но Советом Федерации указанный закон был отклонен. В дальнейшем была создана согласительная комиссия. Закон рассматривался 4 декабря 1998 года, Советом Федерации был одобрен и направлен Президенту Российской Федерации. Однако Президент 3 января 2000 года данный закон отклонил и предложил двум палатам создать специальную комиссию. Комиссия была создана и работала в течение двух лет. Уважаемые коллеги, уважаемый Георгий Валентинович! Специальная комиссия пришла к выводу о нецелесообразности продолжения работы над данным законом по следующим обстоятельствам. Как вы знаете, 21 февраля мы в первом чтении приняли законопроект "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который был внесен Президентом России. В данном законопроекте изменяются принципы и порядок формирования представительных органов местного самоуправления, определяется порядок избрания должностных лиц муниципальных образований и органов местного самоуправления. В связи с этим Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления и Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, члены которых входят в состав специальной комиссии, приняли решение о нецелесообразности дальнейшей работы над указанным федеральным законом в его нынешней редакции. На наш взгляд, есть смысл доработать законопроект "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", новую редакцию, который мы приняли в первом чтении, и здесь как раз рассмотреть вопросы, регулирующие статус выборного лица местного самоуправления. Учитывая вышеизложенное, специальная комиссия рекомендует Государственной Думе снять закон "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации" с дальнейшего рассмотрения. Прошу поддержать наше предложение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчице? Нет. Тогда в рамках "часа голосования" ставится на голосование предложение комитета и специальной согласительной комиссии снять закон с дальнейшего рассмотрения. Кто за данный проект постановления? Прошу голосовать. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 37 сек.) Проголосовало за 245 чел. 54,4% Проголосовало против 2 чел. 0,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 247 чел. Не голосовало 203 чел. 45,1% Результат: принято Снимается закон с рассмотрения.
Заседание № 11
О проекте постановления Государственной Думы "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации".
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Вопрос 7: о проекте постановления Государственной Думы "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Владимира Семеновича Мокрого. Пожалуйста, включите микрофон. МОКРЫЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "Единство". Уважаемые коллеги, в связи с отклонением исполняющим обязанности Президента Российской Федерации закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации", принятого Государственной Думой 1 декабря 1999 года, Комитет по вопросам местного самоуправления эту проблему рассмотрел на своем заседании и предлагает Государственной Думе поддержать предложение исполняющего обязанности Президента Российской Федерации продолжить доработку вышеуказанного федерального закона, создав специальную комиссию с представителями исполняющего обязанности Президента Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания для преодоления разногласий, возникших по Федеральному закону "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации". У меня все. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к Владимиру Семеновичу? Могу ставить на голосование? Ставлю на голосование. Пожалуйста, голосуйте. Секундочку! Депутат Володин, пожалуйста. ВОЛОДИН В. В. Геннадий Николаевич, просьба включить в состав вышеуказанной комиссии Крюкова Валерия Александровича. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, больше нет замечаний? Нет. Ставлю на голосование с учетом предложения фракции "Отечество - Вся Россия". Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Депутат Гаманенко - за. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 20 сек.) Проголосовало за 304 чел. 67,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 304 чел. Не голосовало 146 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 303
О Федеральном законе "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Пункт 2.36: о Федеральном законе "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации". Ставлю на голосование. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 45 сек.) Проголосовало за 353 чел. 78,4% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 300
О Федеральном законе "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Переходим к пункту 5. Также с учетом предложений Президента предлагается обсудить закон и принять по нему решение. Александр Алексеевич Котенков - доклад. Андрей Александрович Поляков - содоклад. Пожалуйста. КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! После отклонения Президентом Российской Федерации рассматриваемого закона была создана комиссия, которая согласовала текст. Текст учитывает основные предложения Президента. Я скажу, что основной спор возник вокруг пенсионного обеспечения выборных должностных лиц местного самоуправления. Мы эту проблему решили, на мой взгляд, достаточно корректно, приравняв их к соответствующим категориям муниципальных служащих, но предоставив право субъектам Федерации самим определять, какие должностные выборные лица местного самоуправления к каким категориям муниципальных служащих приравниваются. Этим все разногласия были сняты. Предлагается принять закон с учетом предложений Президента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Александрович Поляков. Пожалуйста. Включите микрофон. ПОЛЯКОВ А.А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "Наш дом - Россия". Уважаемые коллеги, все замечания всех сторон и Президента тоже в принципе сняты, поэтому я предлагаю проголосовать за этот закон. Тем более, что муниципальные образования ждут этот закон и ждут его принятия нашей Думой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Итак, обсуждение законопроекта состоялось. Он ставится в повестку дня пленарного заседания на 1 декабря в "час голосования".
Заседание № 243
О проекте постановления Государственной Думы "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации".
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Рассматривается пункт 6 повестки дня, о создании специальной комиссии. Любовь Васильевна Олейник, пожалуйста, ваш доклад. ОЛЕЙНИК Л.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! В июне прошлого года мы с вами приняли чрезвычайно важный и необходимый закон "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации". Но на этот закон затем последовало вето Совета Федерации. В результате достаточно длительной работы согласительной комиссии Государственной Думы и Совета Федерации 4 декабря мы с вами конституционным большинством вновь приняли этот закон уже в редакции согласительной комиссии. Хочу подчеркнуть, что члены согласительной комиссии от Совета Федерации единогласно согласились с заключительным протоколом заседания этой комиссии. Поддержали этот закон профильные комитеты Совета Федерации - комитет по региональной политике и комитет по законодательству. Однако 24 декабря, несмотря на рекомендации профильных комитетов и согласительной комиссии, Совет Федерации вновь отклонил данный законопроект, причем без каких бы то ни было юридических замечаний. Постановление Совета Федерации содержало только предложение о повтором создании согласительной комиссии. Настоящей причиной отклонения данного закона являются два мотива. Первый - это желание части членов Совета Федерации снять ограничение для выборных лиц местного самоуправления избираться в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. И второй - часть членов Совета Федерации вообще считает, что этот закон не нужен, что регулирование статуса выборных лиц местного самоуправления надо полностью отдать самим регионам, региональным органам власти, а федерального регулирования в данном случае, считают они, не надо. Мы категорически не согласны с обоими этими утверждениями, и поэтому комитет вынес предложение преодолеть отклонение Советом Федерации. Это и было сделано 20 января текущего года. Однако Президент Российской Федерации отклонил данный закон. Он считает, что отдельные положения федерального закона противоречат Конституции Российской Федерации в части, касающейся разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Президент предложил продолжить доработку закона совместно с Советом Федерации. Комитет рассмотрел эту ситуацию, и в связи с тем, что мы не видим сейчас перспектив подписания этого закона в случае преодоления вето Президента, просим вас дать согласие на создание специальной согласительной комиссии для последующей его доработки. В том, что эта работа может быть продуктивна, мы уже убедились на опыте работы предыдущей согласительной комиссии. То есть мы убеждаем все большее число членов Совета Федерации в необходимости и важности этого закона. Состав комиссии у вас есть. Могу в принципе назвать снова. И мы просим также обратиться к Совету Федерации и Президенту Российской Федерации с просьбой делегировать в состав специальной комиссии своих представителей для участия в доработке данного закона. Одновременно Комитет по вопросам местного самоуправления обращается ко всем нашим коллегам с просьбой при работе в округах и регионах встретиться с членами Совета Федерации и прежде всего с председателями законодательных органов субъектов Федерации с целью убедить их поддержать данный законо при повторном рассмотрении в Совете Федерации. Он очень важен и в свете грядущих выборов в Государственную Думу, и в свете выборов в органы местного самоуправления, которые пройдут в ближайшее время с большинстве регионов нашей страны. Я убедительно прошу вас поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять проект постановления Государственной Думы "О создании специальной комиссии...", пункт 6 нашей повестки дня? Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 42 сек.) Проголосовало за 319 чел. 70,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 231
О Федеральном законе "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации" (в связи с отклонением Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Пункт 4 повестки дня. Преодоление вето Совета Федерации по закону "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления...". Пожалуйста, Андрей Александрович Поляков. ПОЛЯКОВ А.А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "Наш дом - Россия". Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен вопрос о преодолении вето на закон "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации". Мы приняли этот закон, создали согласительную комиссию с Советом Федерации, и в ее редакции 4 декабря 1998 года Государственная Дума приняла этот закон. 24 декабря Совет Федерации без мотивации не пропустил этот закон. Поэтому комитет выходит с предложением о преодолении вето Совета Федерации. В чем камень преткновения? У нас было 20 с лишним поправок, предложенных... (Шум в зале.) Председательствует Председатель Государственной Думы Г.Н.Селезнев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Очень шумно. Пожалуйста, потише. ПОЛЯКОВ А.А. У нас было 20 с лишним поправок от Совета Федерации. Практически мы все их удовлетворили. И камень-то преткновения в том, могут или не могут избираться главы местного самоуправления в областной или республиканский законодательный орган. Как вы помните, мы настояли на том, что не могут быть депутатами республиканского или областного уровня главы местного самоуправления. Совет Федерации, видимо, по этой причине отклонил этот закон. Поэтому комитет просит вас поддержать его решение и преодолеть вето Совета Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, могу ли я поставить на голосование? Ставлю на голосование: принять данный закон в ранее принятой редакции. Пожалуйста, голосуйте. Коллеги, будьте внимательны, идет голосование. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Владимир Рыжков - за. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 19 сек.) Проголосовало за 366 чел. 81,3% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 219
О Федеральном законе "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации" (в связи с отклонением Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Пункт 9 повестки дня: о Федеральном законе "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, предложенной согласительной комиссией). Андрей Александрович Поляков, пожалуйста. ПОЛЯКОВ А.А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам самоуправления, фракция "Наш дом - Россия". Уважаемые коллеги... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, Андрей Александрович. Уважаемые коллеги... Владимир Вольфович, попросите вашу фракцию присесть! Пожалуйста. ПОЛЯКОВ А.А. Уважаемые коллеги, 8 апреля этого года Государственная Дума приняла в третьем чтении проект закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации". Совет Федерации нас не поддержал, и мы создали согласительную комиссию. 36 поправок было рассмотрено. Нашли общий язык с нашими коллегами из Совета Федерации, но, конечно, самым интересным был вопрос о том, могут или не могут главы местных администраций, главы местного самоуправления избираться в законодательный орган областного и республиканского уровня. В конечном итоге здесь, в редакции согласительной комиссии, это звучит так: могут избираться, если есть вторая палата - верхняя. Те главы местного самоуправления, кто сейчас участвует в работе законодательных собраний (безусловно, ломать копья не надо), пусть дорабатывают до окончания полномочий, но после этого главы местного самоуправления не имеют права быть депутатами областного уровня. Вот так этот пункт звучит сейчас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть в редакции согласительной комиссии. ПОЛЯКОВ А.А. Да. Мы просим проголосовать в редакции согласительной комиссии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставлю на голосование: принять закон в редакции согласительной комиссии. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 26 сек.) Проголосовало за 346 чел. 76,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел. Результат: принято Спасибо. Закон принимается.
Заседание № 181
О проекте постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации" (в связи с отклонением Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Уважаемые депутаты, аналогичный пункт - пункт 8 повестки дня: "О создании согласительной комиссии по Федеральному закону "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации". Согласительная комиссия с Советом Федерации. Есть замечания, возражения по составу? Нет. Ставлю на голосование проект постановления о создании согласительной комиссии по закону "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления". Голосуется создание согласительной комиссии по закону об основах местного самоуправления. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 32 сек.) Проголосовало за 320 чел. 71,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 167
О проекте федерального закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
МИЗУЛИНА Е.Б., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты! Я прошу снять сегодня с рассмотрения второй вопрос - о проекте федерального закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации", так как, к сожалению, не учтены результаты семинара по вопросам местного самоуправления, который проходил 20 и 21 марта в городе Ярославле с участием председателей наших комитетов, с участием Геннадия Николаевича Селезнева. Там было представлено 20 регионов, и в ходе дискуссии почти все выборные главы (и согласились с этим представители законодательных органов власти субъектов Федерации) высказывались за то, что, пока Совет Федерации состоит из глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вводить запрет для выборных глав органов местного самоуправления быть депутатами законодательных органов нельзя. Потому что сегодня, имея возможность быть избранным в законодательный орган субъекта Федерации... (Микрофон отключен.)
Пожалуйста, пункт 2 повестки дня: о проекте федерального закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации" (третье чтение). Доклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Андрея Александровича Полякова. ПОЛЯКОВ А.А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается в третьем чтении проект федерального закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации". Мы подробно рассматривали его в первом и во втором чтениях, поэтому я полагаю, что обосновывать его не надо, и хочу только остановиться на завязавшейся сегодня небольшой дискуссии. Действительно, статья 11 данного законопроекта запрещает главам местных администраций быть депутатами областного уровня, так вот мы назовем. Если вы помните, к первому чтению и ко второму чтению комитет выходил с другим предложением. Комитет выходил с предложением, чтобы главы местных администраций являлись депутатами областного уровня. Но по предложению большинства депутатских объединений, в том числе КПРФ, ЛДПР, "Народовластие" (и у нас в комитете неоднозначное мнение было по этому вопросу, дискуссия была), мы исключили этот пункт. И глава местного самоуправления по этому проекту закона не имеет права быть депутатом областного уровня. Эта проблема существует, безусловно, потому что тут присутствуют как бы две точки зрения. Губернатор, и депутаты, и главы администраций, если они являются депутатами, могут в едином порыве, единой командой играть на этом поле. А с другой стороны, если есть претензии к губернатору чисто по работе, то, вообще, одна из тех сфер, которые существуют, - это, конечно, областной уровень, депутат областного уровня. Поэтому по предложению большинства фракций мы в проекте этого закона в статье 11 это сняли, и глава местного самоуправления согласно проекту закона не может быть депутатом областного уровня. Комитет выходит с предложением проголосовать законопроект в третьем чтении, и я прошу вас поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Александрович. Напоминаю, что по статье 125 Регламента мы не проводим обсуждение по законопроектам в третьем чтении. Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять данный закон в третьем чтении? Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 32 сек.) Проголосовало за 325 чел. 72,2% Проголосовало против 2 чел. 0,4% Воздержалось 7 чел. 1,6% Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел. Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 157
О проекте федерального закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 7 повестки дня: о проекте федерального закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации" (второе чтение). Андрей Александрович Поляков, председатель комитета. Пожалуйста. ПОЛЯКОВ А.А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "Наш дом - Россия". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию во втором чтении проект федерального закона "Об основах статуса выборного лица..." разработан комитетом в соответствии с Конституцией. Законопроект предусматривает федеральные гарантии, а также ограничение деятельности выборных лиц местного самоуправления, которое в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации может быть установлено только федеральным законом. Я обращаю на это ваше внимание, уважаемые депутаты. Предлагаемый законопроект содержит 15 статей и разделен на три главы. Он носит рамочный характер и устанавливает правовые основы определения статуса выборного лица местного самоуправления, в соответствии с которыми субъекты Российской Федерации должны принять соответствующие законы. Полагаю, что нет необходимости подробно комментировать содержание законопроекта. Мы приняли его в первом чтении 17 октября. По результатам рассмотрения данного законопроекта Государственной Думой в первом чтении Комитет по вопросам местного самоуправления получил 52 поправки от субъектов права законодательной инициативы, а также из Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии, ассоциации муниципальных образований. Практически все отклики на законопроект свидетельствуют о его актуальности и значимости в деле становления и развития местного самоуправления. Большинство поправок и предложений комитет счел необходимым учесть при доработке закона, о чем свидетельствует таблица поправок, рекомендуемых к принятию. В объединенном виде их более 100. 28 предложенных поправок комитет рекомендует отклонить. Комитет учел группу поправок, касающихся приведения ряда норм законопроекта в соответствие со статьями 15, 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления...". В их числе и замечания Президента Российской Федерации. По многочисленным предложениям сделаны уточнения и дополнения статьи 7 проекта, регулирующей основания и порядок прекращения полномочий выборного лица местного самоуправления, а также статьи 8, рамочно определяющей порядок осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления. Расширены и уточнены нормы статьи 9 законопроекта о гарантиях реализации полномочий выборного лица местного самоуправления, которые до настоящего времени не были урегулированы на федеральном и региональном уровнях. Проект, в частности, учитывает, уточняет и законодательно закрепляет (статья 9) в числе других правовые гарантии обеспечения избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции, работников органов прокуратуры. Наибольшую заинтересованность законодательные и представительные органы субъектов Федерации проявили по отношению к статье 11 законопроекта, которая устанавливает ограничения в связи с осуществлением полномочий выборного лица местного самоуправления. По мнению комитета, в предложенной редакции нормы статьи наиболее полно отражают мнения депутатов Государственной Думы, высказанные при обсуждении проекта в первом чтении. Полагаю, что наряду с наделением достаточно широкими полномочиями большого круга граждан, избираемых в органы местного самоуправления (а это около 140 тысяч человек), законодатели обязаны реализовать конституционную норму части 3 статьи 55, указывающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других, обеспечения безопасности государства. Данный законопроект создает определенный правовой барьер и предлагает механизм его реализации в связи с наметившейся тенденцией проникновения в представительные и исполнительные органы местного самоуправления лиц с криминальными устремлениями, препятствует развитию коррупции и стяжательства. Проект запрещает выборным лицам местного самоуправления заниматься коммерческой деятельностью, использовать различные услуги и получать вознаграждение от физических и юридических лиц в связи с исполнением обязанностей выборного лица местного самоуправления. В ряду ограничений проект закона предусматривает, что граждане, являющиеся выборными лицами местного самоуправления, не имеют права быть депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также занимать иные выборные, государственные и муниципальные должности, должности государственной службы. Проект закона разграничивает статусы и правовые последствия для выборных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих. По нашему мнению и мнению большинства законодательных (представительных) органов и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, эти установления, предусмотренные статьей 11, укрепят демократические начала самоуправления, существенно расширят возможности участия населения в работе представительных органов местного самоуправления и субъектов Федерации, обеспечат правовое единообразие статуса выборных лиц местного самоуправления, затруднят создание корпоративных группировок в муниципальных образованиях и регионах. Предлагаемый законопроект доработан с учетом замечаний Правового управления Аппарата Госдумы, требований юридической техники и лингвистики. Принятие федерального закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления..." восполнит существенный и весьма ощутимый пробел в законодательстве и деятельности выборных лиц местного самоуправления. Принятие данного проекта приведет к упорядочению организации деятельности выборных лиц местного самоуправления. В комитет в большом количестве продолжают поступать обращения и телефонные звонки с просьбами ускорить рассмотрение этого закона. Данный законопроект рассматривался Советом по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации и признан необходимым. Предложения и замечания членов совета по тексту также в основном учтены в предложенном вашему вниманию законопроекте. Уважаемые депутаты, от имени комитета я вношу на рассмотрение этот законопроект во втором чтении и прошу поддержать мнение комитета. Спасибо за внимание. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы С.П.Горячева ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Александрович. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы по таблицам поправок? Депутат Лукашев. ЛУКАШЕВ И.Л. Уважаемый Андрей Александрович, я вносил ко второму чтению поправку, которая звучала так: если срок полномочий действующего выборного органа местного самоуправления или избранного выборного должностного лица местного самоуправления до дня их избрания не установлен, то он составляет два года. Эта поправка оказалась в таблице учтенных поправок, но без слов "до дня их избрания", что по сути меняет смысл этой поправки, а еще точнее, делает ее бессмысленной. Поскольку в Регламенте такая ситуация не предусмотрена, мой вопрос заключается в следующем: либо это просто техническая ошибка, и ее можно исправить перед третьим чтением, вставить эти слова, либо это принципиальное решение членов комитета, и тогда было бы правильным написать, что поправка учтена частично, и я бы знал, голосовать ли отдельно или как. ПОЛЯКОВ А.А. Я считаю, что те слова, которые убрали, непринципиальны. В принципе мы еще сегодня на заседании комитета рассматривали вопрос поправок к другому закону, который устраняет правовой вакуум в плане роспуска органов местного самоуправления и назначения сроков выборов органов местного самоуправления. Поэтому я считаю, что это к третьему чтению можно исправить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше нет вопросов к докладчику? Нет. Пожалуйста, присаживайтесь. Уважаемые депутаты, есть ли возражения, замечания по таблицам поправок у конкретных авторов поправок? Нет, не вижу. А, есть. Депутат Громов. ГРОМОВ В.П., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Если можно, замечания по законопроекту в целом. Можно, да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, у нас сейчас второе чтение, вопросы по таблицам поправок. ГРОМОВ В.П. Я понимаю, но у меня как раз замечания по законопроекту в целом, сопоставление его с тем, что мы принимали в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, пожалуйста. ГРОМОВ В.П. Уважаемый докладчик сказал, что законопроект, подготовленный ко второму чтению, содержит все замечания, которые были сделаны Правовым управлением, и те правки, которые были предложены, внесены. К сожалению, несмотря на актуальность и необходимость принятия этого закона, сам законопроект, подготовленный к нынешнему чтению (я, правда, по редакции от 14 января говорю), содержит противоречия действующему законодательству и даже имеет внутренние противоречия. В частности, в пункте 2 статьи 5 вопреки утверждаемому в статье 1 законопроекта устанавливается, что глава муниципального образования может приступить к исполнению полномочий только после избрания его представительным органом. В то же время статья 1 предполагает и другой способ замещения этой должности. Есть еще ряд противоречий, которые говорят о том, что закон не почищен. Законопроект, на мой взгляд, требует чистки. И все-таки после детального просмотра (это мое замечание, оно основано не только на моем видении этого законопроекта, но и на замечаниях, которые я получил из городского совета самоуправления) я просто предложил бы докладчику отложить рассмотрение этого законопроекта на недельку, поработать еще, учесть замечания более внимательно. И уже после принять его. В таком виде, мне кажется, законопроект принимать нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Александрович, вы сейчас ответите или потом вам слово дать? ПОЛЯКОВ А.А. Нет, я могу ответить. Я не считаю ваше замечание принципиальным, и те выводы, которые вы делаете, - тоже. Мы очень долго рассматривали этот законопроект и более ста поправок рассмотрели. И проект закона принял такой вид, какой сейчас есть. Я считаю, что нельзя его откладывать и это ваше замечание - непринципиальное. То есть вы не верны в ваших выводах. Я согласен с вами, но вы не верны в ваших выводах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна Плетнева. ПЛЕТНЕВА Т.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Андрей Александрович, я прошу прощения, что вопрос задаю не по имеющимся поправкам, а вот такой: были ли поправки по поводу срока полномочий выборного лица? Там такой большой разброс вы даете - от двух до пяти лет. Чем вы руководствовались? Почему бы не определить конкретный срок? А то у нас в разных регионах разный срок полномочий. И денежное вознаграждение органы представительной власти также сами определяют. Знаете, как много жалоб, например нам, - почему такое денежное вознаграждение? В одном регионе так, в другом так. Вот из чего вы исходили? ПОЛЯКОВ А.А. По срокам мы исходили из Конституции. Это прописано в Конституции. Но в основном, конечно, у нас органы местного самоуправления выбираются на четыре года. То есть я особенных... (Выкрики из зала.) Понимаете, это вообще совместное наше ведение, вместе с субъектами Федерации. Мы обговаривали этот вопрос. У нас были замечания довольно серьезные из Совета Федерации (а мы все же хотим, чтобы этот закон прошел, да?) о том, что мы залезаем в совместное ведение. 99 процентов избирают на четыре года, очень мало избирают на два года или на три года. Я вообще не слышал, что на пять лет выбираются органы местного самоуправления. Поэтому я прошу вас проголосовать законопроект в том виде, в котором есть. И второй вопрос. Мы забываем все же о том, что, конечно, субъект Федерации, когда принимает бюджет (ведь субъект Федерации у нас утверждает все бюджетные дела), имеет право вмешиваться косвенно во все должностные дела. Внутренние вопросы, касающиеся всех бюджетных дел, Конституцией отнесены к исключительному ведению органов местного самоуправления. Но они все равно должны соответствовать и законам федеральным, и законам субъектов Федерации. Я вас смею заверить, что субъекты Федерации вот тот "бардачок", который у нас был в установлении, будем говорить, должностных окладов, постепенно устранили, привели все в соответствие. Председательствует Председатель Государственной Думы Г.Н.Селезнев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, есть ли еще вопросы к таблицам поправок? Депутат Громов еще раз. ГРОМОВ В.П. Андрей Александрович, ну, вот смотрите: пункт 6 статьи 9 гарантирует, что уровень социальных гарантий для депутатов представительного органа не может быть ниже определенного уровня социальных гарантий для муниципальных служащих, но забыты выборные должностные лица, которым тоже должны быть даны соответствующие социальные гарантии. Далее. Статья 10, пункт 3 (я говорю по редакции, которая была роздана депутатам 14 января, после этого нам законопроект не раздавали, это к сведению): финансирование органов местного самоуправления и содержание выборных должностных лиц осуществляются за счет средств местного бюджета с учетом пределов численности выборных лиц, рекомендуемых субъектом. Это же ограничение прав органов местного самоуправления! Я понимаю, что это детали, которые можно устранить, и достаточно быстро. Я не противник принятия в целом закона. Наоборот, понимаю, что закон должен быть принят как можно скорее. Но нельзя с такими ляпсусами принимать закон, извините меня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответьте, депутат Поляков. ПОЛЯКОВ А.А. Уважаемые коллеги, первого ляпсуса практически не существует. Если вы внимательно прочитаете закон, то увидите, что там и выборные должностные лица описаны, и их денежное содержание. Второе ваше замечание корреспондируется с моим ответом, так сказать. Субъект Федерации через бюджет все равно косвенно залезает, как бы нам не хотелось. И меня трудно обвинить в том, что я не сторонник местного самоуправления. Как бы нам не хотелось, субъект Федерации все равно влезает. А здесь мы описываем просто процедуру. Просто процедуру описываем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше не вижу поднятых рук. Уважаемые коллеги, возьмите, пожалуйста, первую таблицу поправок... (Выкрики из зала.) Да? Пожалуйста. ПОЛЯКОВ А.А. Уважаемые коллеги, есть замечание по поправке 9 у Правительства. Они бы хотели, чтобы мы проголосовали ее отдельно. Поправка 49 и... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите секундочку. Поправка 9 в какой таблице? ПОЛЯКОВ А.А. Поправка 9 в таблице учтенных. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 9 в таблице учтенных поправок. ПОЛЯКОВ А.А. Они, кстати, могут обосновать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что, вынести на отдельное голосование? ПОЛЯКОВ А.А. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так а что голосовать, если вы ее учли? Отклонить предлагаете? ПОЛЯКОВ А.А. Нет. Они хотят, чтобы мы оставили ее в старой редакции, и отклонить ее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, поправку 9 из таблицы выносим. Какую еще? ПОЛЯКОВ А.А. 55-ю и 49-ю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тоже из принятых, да? ПОЛЯКОВ А.А. Да, из принятых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 9-я, 55-я, да? ПОЛЯКОВ А.А. 9-я, 55-я и 49-я. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 49-я, в таблице принятых. На отдельное голосование, да? ПОЛЯКОВ А.А. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование: согласиться с предложением комитета в части принятия поправок, за исключением поправок 9, 55 и 49, которые будут голосоваться отдельно. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 57 сек.) Проголосовало за 309 чел. 68,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 3 чел. 0,7% Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел. Результат: принято Принимается. Депутат Куликов, что? "За". (Шум в зале.) Подождите, потише, потише. Давайте по поправкам, которые предлагается вынести на отдельное голосование. По поправке 9 кто даст обоснование? Представитель Правительства, пожалуйста. (Шум в зале.) Потише! ВОРОНИН А.Г., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра по делам национальностей и федеративным отношениям Российской Федерации. Уважаемые депутаты Государственной Думы! По пункту 1 статьи 5 закона в новой редакции, которая представлена сейчас на второе чтение, предусматривается ограничение прав местного самоуправления и нарушение статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления". В чем суть этого изменения? Ранее, в прошлой редакции, в пункте 1 статьи 5 предусматривалось два способа образования выборных должностных лиц - из состава представительного органа и прямыми выборами. В новой редакции предусматривается только один способ образования выборных должностных лиц - только прямыми выборами. В результате получается, что органы местного самоуправления, такие, как, например, исполнительный комитет, если он предусмотрен уставом, или, скажем, комиссия и председатель комиссии... Мы доходим до абсурда - мы предполагаем, что они избираются прямыми выборами при всеобщем голосовании всем населением муниципального образования. Поэтому мы предлагаем: отклонить поправку 9 и вернуться к старой редакции. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Депутат Поляков, ваше мнение. ПОЛЯКОВ А.А. Ну, комитет принял решение о том, чтобы эту поправку учесть, но я думаю, что нужно согласиться с Правительством. Это, кстати, отвечает на вопросы, которые сейчас здесь задавали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть я ставлю на голосование: согласиться с предложением Правительства в части отклонения поправки 9, так? Хорошо. Комитет поддерживает, по сути, Правительство, так получается. По крайней мере председатель комитета. ПОЛЯКОВ А.А. Да. Но, Геннадий Николаевич, может быть, мы поставим на голосование предложение комитета - учесть... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну что значит "учесть"? Мы предложение проголосовали по первой таблице, мы вычленили отдельные поправки. Поэтому сейчас ставлю на голосование: согласиться с предложением Правительства об исключении поправки 9 из таблицы принятых поправок, то есть отклонить ее. Пожалуйста, голосуйте. Согласиться с предложением Правительства. Аргументация звучала. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 11 сек.) Проголосовало за 301 чел. 66,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 303 чел. Не голосовало 147 чел. Результат: принято Принимается. Поправка 50. Вернее, давайте по порядку, поправка 49. ПОЛЯКОВ А.А. Александр Алексеевич, может быть, вы выскажетесь по этой поправке? Поправка 49 - по призванным на военную службу. КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы, данную поправку следовало бы, безусловно, исключить, поскольку, как вы понимаете, представительные органы местного самоуправления являются самыми многочисленными органами в Российской Федерации - это несколько десятков тысяч депутатов, и если предоставить им право освобождения от воинской службы, то наш и так не очень многочисленный призывной контингент сократится еще на несколько десятков тысяч человек. Это во-первых. Во-вторых, я хотел бы обратить ваше внимание еще на наличие в той же статье 9 положения, согласно которому выборное должностное лицо местного самоуправления имеет право уволиться с военной службы. Это противоречит действующему закону "О воинской обязанности и военной службе", поскольку все основания для увольнения военнослужащих содержатся в этом законе и там нет такого основания, как избрание выборным должностным лицом местного самоуправления. Поэтому мы просили бы эти поправки проголосовать отдельно и исключить их из текста закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Исключить из текста закона. Пожалуйста, депутат Поляков. ПОЛЯКОВ А.А. Да, мы согласны, комитет сегодня рассматривал, мы согласны с исключением этой поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование: отклонить поправку 49 в таблице принятых поправок. ИЗ ЗАЛА. Комитет же согласен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Согласен комитет, чтоб ее отклонить. Отклонить. Пожалуйста, голосуйте предложение представителя Президента и Правительства. (Шум в зале.) Ваша фракция вправе это сделать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 46 сек.) Проголосовало за 275 чел. 61,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 275 чел. Не голосовало 175 чел. Результат: принято Принимается. Поправка 55. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, представитель Правительства. ВОРОНИН А.Г. Уважаемые депутаты, в поправке 55 речь идет об установлении численности и денежного содержания состава выборных органов местного самоуправления. Этот вопрос здесь уже сегодня возникал. В чем суть предложения, почему мы против той поправки, которая внесена? Здесь уже сегодня отмечалось, что ограничение численности органов местного самоуправления и введение каких-либо пределов не может быть императивной нормой, поскольку это противоречит правам местного самоуправления, предусмотренным в Конституции Российской Федерации. Если в прежней редакции была мягкая формулировка "с учетом установленных законом субъекта Российской Федерации рекомендаций" (с учетом!), то сейчас идет уже просто: "в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, установившим пределы численности выборных лиц местного самоуправления". О том вреде, который нанесло уже на сегодняшний день излишнее сокращение представительных органов местного самоуправления, мы знаем. Я, как бывший руководитель представительного органа, могу вам сказать, что действительно слишком маленький орган не дает возможность организовать по-нормальному работу комиссий, комитетов представительного органа. Поэтому предложение Правительства - отклонить поправку 55 и оставить прежнюю редакцию. ПОЛЯКОВ А.А. Мы согласились с этим предложением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование: согласиться с предложением Правительства отклонить поправку 55 из таблицы принятых поправок. Комитет считает, что можно согласиться с Правительством. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 55 сек.) Проголосовало за 312 чел. 69,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел. Результат: принято Принимается. Таким образом, мы первую таблицу рассмотрели. Пожалуйста, возьмите вторую таблицу - поправки, которые комитет рекомендует к отклонению. Ставлю на голосование: согласиться с предложением комитета в части отклонения поправок. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 40 сек.) Проголосовало за 312 чел. 69,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел. Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 12 сек.) Проголосовало за 343 чел. 76,2% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 146
О проекте федерального закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к пункту 8 повестки дня: о проекте федерального закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации", второе чтение. Доклад заместителя председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Александра Николаевича Мальцева. Александр Николаевич, пожалуйста, на трибуну. Депутаты уважаемые, откройте, пожалуйста, таблицы поправок, приготовьтесь к обсуждению. МАЛЬЦЕВ А.Н., Аграрная депутатская группа. Уважаемые депутаты, уважаемый Владимир Александрович! Мы уже приняли законопроект "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления" в сентябре этого года в первом чтении конституционным большинством в 327 голосов, и во многом благодаря тому, что с самого начала концепция оказалась удачной. Мы учли в концепции этого законопроекта ту коллизию, которая возникла у нас по закону "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" с совмещением муниципальной должности с депутатским статусом на уровне законодательных органов субъектов Федерации. Сняли эту коллизию. И после того, как была принята концепция данного законопроекта, оставалось доработать его с учетом тех замечаний и предложений, которые поступили к нам в очень большом количестве как от субъектов Федерации, так и от Президента, от Правительства и от других субъектов права законодательной инициативы. Большинство этих предложений было учтено, и мы представляем таблицу из 72 поправок, которые рекомендуем к принятию. 33 поправки были рекомендованы комитетом к отклонению по разным основаниям, частично из-за того, что они повторяют нормы некоторых федеральных законов, частично из-за того, что они как раз противоречат существующему законодательству. Но в целом, на наш взгляд, законопроект претерпел весьма существенные изменения редакционного характера с учетом тех поправок, которые мы рекомендуем к принятию. В большинстве, наверное даже в основном, сняты те возражения, которые поступили после первого чтения от Президента Российской Федерации, и учтены те предложения, которые поступили от Правительства. То есть текст существенно улучшен с учетом проведенной работы. Поэтому мы просим поддержать комитет в его рекомендации принять законопроект во втором чтении. Таблицы поправок перед вами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Есть ли у фракций, депутатских групп, депутатов замечания к таблицам поправок, принятых и отклоненных? Нет замечаний. Ставлю на голосование: кто за то, чтобы согласиться с комитетом в части принятых поправок? (Шум в зале.) Приостановите голосование. Представитель Президента Котенков. Пожалуйста, Александр Алексеевич. КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Чтобы не тратить время на обсуждение таблиц поправок, я хотел бы высказаться в целом о судьбе данного законопроекта. У меня есть предложение отложить рассмотрение данного законопроекта в связи с тем, что вчера Президентом подписан закон "Об основах муниципальной службы...". Представленный законопроект существенно расходится с законом "Об основах муниципальной службы...", который вами принят, подписан Президентом и на днях вступит в силу. Я просил бы все-таки отложить рассмотрение этого законопроекта до полного приведения его в соответствие с законом "Об основах муниципальной службы...", затем вернуться к его рассмотрению. Чтобы убедиться в неготовности законопроекта к рассмотрению, я прошу уважаемых депутатов открыть статью 1 рассматриваемого законопроекта в том тексте, который вам представлен уже с учетом поправок, и статью 11. Ну, простите, столь, как бы мягче выразиться, вопиющие внутренние противоречия не могли не броситься в глаза депутатам. Я читаю определение выборного лица местного самоуправления: "Выборное лицо местного самоуправления (депутат представительного органа местного самоуправления...)" и далее по тексту. Открываем статью 11, пункт 2: "Гражданин, являющийся выборным лицом местного самоуправления, независимо от порядка осуществления им полномочий не вправе: а) быть депутатом... органов местного самоуправления". Простите меня, но это нонсенс, когда в дефиниции выборное лицо местного самоуправления определяется прежде всего как депутат представительного органа, а в статье 11 говорится, что гражданин, являющийся выборным лицом местного самоуправления, не вправе быть депутатом представительного органа местного самоуправления. Я прошу поэтому снять этот законопроект сейчас с рассмотрения, привести его в соответствие с законом "Об основах муниципальной службы..." и убрать внутренние противоречия. Кроме того, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что в заключении Президента говорится вообще о нецелесообразности принятия данного закона именно в связи с тем, что принят закон "Об основах муниципальной службы...", а вопросы статуса выборного должностного лица - это исключительная компетенция органов местного самоуправления и законодательства субъектов Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета. Александр Николаевич, пожалуйста. МАЛЬЦЕВ А.Н. Уважаемый Александр Алексеевич, я не согласился бы с вами. Я открываю эту 11-ю статью. Здесь написано, что гражданин, являющийся выборным лицом местного самоуправления, не может быть депутатом Государственной Думы и иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Иных органов местного самоуправления! Потому что слово "иных" относится как к представительным органам государственной власти, так и к органам местного самоуправления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич, какова позиция комитета по существу предложения отложить вопрос, чтобы еще поработать над законопроектом? МАЛЬЦЕВ А.Н. Если такие энергичные возражения со стороны представителя Президента, то, наверное, имеет смысл это сделать. Но вы знаете, мы, вообще, тщательно выверяли этот законопроект, поскольку он... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тем не менее комитет - и председатель комитета, я смотрю, и другие члены комитета - согласен с тем, что нужно отложить. Поэтому мы это делаем и просим и комитет по местному самоуправлению, и представителя Президента еще раз поработать над этим вопросом и внести предложения на Совет Государственной Думы. Спасибо, Александр Николаевич. (Выкрики из зала.) Все равно смысла нет его сейчас голосовать. Пункт 8 мы рассмотрели...
Заседание № 125
О проекте федерального закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ТРАВКИН Н.И. Уважаемые коллеги, от Комитета по вопросам местного самоуправления есть нижайшая просьба. Под номером 15 стоит проект закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации". Мы, так сказать, захороводили этот закон, но сейчас уже время поджало, идут выборы. И за эту осень, за эти месяцы, они пройдут практически в трех четвертях субъектов Федерации. Сегодня проходит учредительная конференция конгресса местных властей, два дня она будет идти. И если хотя бы в первом чтении мы сегодня примем законопроект, мы отдадим его сразу людям и быстро соберем поправки. Просьба сейчас рассмотреть этот законопроект. Это не так долго. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Травкин от имени Комитета по вопросам местного самоуправления предлагает сейчас рассмотреть вместо пункта 9 пункт 15 повестки дня. Я ставлю предложение на голосование. Мотивы вы слышали. Если примем оперативно, успеем рассмотреть и законопроект Сулакшина. Предлагается сейчас рассмотреть пункт 15 повестки дня: проект закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации". Прошу определиться. Кто без карточки или не успел проголосовать? Не вижу. Прошу показать результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 36 сек.) Проголосовало за 282 чел. 100,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 282 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Принимается. Андрей Александрович, просьба кратко доложить суть дела. Степан Степанович у нас уже готов по следующему вопросу. ПОЛЯКОВ А.А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, фракция "Наш дом - Россия". Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые коллеги, я благодарю вас за то, что вы откликнулись на нашу просьбу. Суть этого законопроекта ясна и понятна всем нам. Вы помните, когда мы рассматриваем все законопроекты по местному самоуправлению, то обычно натыкаемся на наши вопросы относительно того, кем может быть глава администрации, может ли он избираться в областную Думу, каков статус депутата местного самоуправления. Все это прописано в этом законе, в проекте закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации". На этот законопроект мы получили реакцию 69 регионов. Она положительная, потому что в конечном итоге мы все приводим в соответствие и с Конституцией, и с нормальным понятийным аппаратом. Поэтому Комитет по вопросам местного самоуправления и те депутаты, которые работали над ним, просят вас принять этот законопроект в первом чтении. Для того чтобы у нас не было вопросов по основным претензиям, предъявляемым ко всем нашим законопроектам, в статье 10 мы с вами четко и ясно пишем о том, что гражданин, являющийся выборным лицом местного самоуправления, не вправе занимать должность на государственной службе, иную государственную или муниципальную должность, за исключением случая избрания главы муниципального образования представительным органом местного самоуправления из своего состава. То есть глава администрации в одном случае может быть избранным и быть в составе избранного органа - если он избран депутатом, а потом депутаты на этой основе избирают его главой администрации. Все, другого права он не имеет. Также глава администрации не может быть депутатом Государственной Думы и не может быть депутатом областного уровня. И все остальное мы прописываем четко, по-моему, и ясно. Большая просьба - принять в первом чтении. Мы с большим удовольствием будем вместе с вами работать по подготовке законопроекта ко второму чтению. Я думаю, что просьба Николая Ильича Травкина вызвана, конечно, как раз тем, что идут выборы в местные органы власти, и нужно, чтобы все было понятно: кто, и как, и каким образом может избираться, кто может быть депутатом и кто может занимать какие должности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Нет. Присаживайтесь, Андрей Александрович. Есть ли необходимость открывать прения? Нет необходимости. У представителей Правительства и Президента есть возражения? Нет возражений. Ставлю на голосование 15-й вопрос: о проекте федерального закона "Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации" (первое чтение). Прошу определиться. Кто без карточки или не успел проголосовать? Не вижу. Прошу показать результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 56 сек.) Проголосовало за 327 чел. 72,7% Проголосовало против 2 чел. 0,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел. Результат: принято Это вам подарок к дню рождения, Андрей Александрович. Законопроект принят.