Заседание № 55

29.06.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 9703-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части установления права заказчиков обеспечивать реализацию программ по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5397 по 5650 из 7143
24-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О развитии малого и среднего предпринимательства...". Доклад Альфии      
Гумаровны Когогиной.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОГОГИНА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, коллеги! Проект федерального закона "О   
внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего            
предпринимательства в Российской Федерации" подготовлен ко второму чтению.      
Концептуально новелла сделана с целью достижения показателей, обозначенных в    
национальном проекте "Малое и среднее предпринимательство и поддержка           
индивидуальной предпринимательской инициативы". Законопроект предполагает       
реализацию программ развития субъектов МСП крупными компаниями без              
привлечения бюджетных инвестиций.                                               
                                                                                
Всего к законопроекту поступило 12 поправок, из них шесть рекомендуются к       
принятию, шесть - к отклонению. Предлагаемые к принятию поправки учитывают      
ряд замечаний, высказанных в заключениях комитета и Правового управления        
Аппарата Государственной Думы, а также предусматривают возможность заключения   
субъектами МСП - участниками программ выращивания поставщиков так называемых    
офсетных договоров. Кроме того, в целях реализации положений законопроекта      
правительством разработаны и представлены в Государственную Думу проекты        
постановлений Правительства Российской Федерации. Все они есть в электронной    
карточке законопроекта в СОЗД. У Государственно-правового управления            
Президента Российской Федерации, Правового управления Аппарата                  
Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеется.                     
                                                                                
Коллеги, в условиях внешних санкций и разрушения сложившихся                    
производственно-логистических цепочек принятие этого закона позволит решить     
сразу две важные задачи, о которых говорил Президент Российской Федерации на    
Петербургском международном экономическом форуме: сформировать пул надёжных     
локальных поставщиков для крупных компаний из числа субъектов МСП и             
гарантировать спрос на продукцию малого и среднего бизнеса на годы вперёд.      
                                                                                
Просьба перейти к рассмотрению таблиц поправок.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 49 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              372 чел.82,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    372 чел.                                          
Не голосовало                  78 чел.17,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 2?                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, я прошу вынести на отдельное       
голосование поправки 1, 2 и 3 - с одним докладом. В три минуты, я думаю,        
уложусь. Спасибо.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок, рекомендуемых к отклонению, за        
исключением поправок 1, 2 и 3.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   14 чел.3,1 %                                     
Голосовало                    313 чел.                                          
Не голосовало                 137 чел.30,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, по поправкам 1, 2 и 3 - Смолин.                                     
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Поправки 1, 2   
и 3 касаются мер поддержки предприятий, массово использующих труд инвалидов,    
если говорить более точно, предприятий, которые принадлежат общероссийским      
общественным организациям инвалидов и соответствуют требованиям, прописанным    
в Налоговом кодексе. Хочу обратить ваше внимание на то, что аналогичные         
поправки - 4, 5 и 6 - внесены депутатом Терентьевым, то есть это не моя         
частная инициатива, это просьба общероссийских общественных организаций         
инвалидов.                                                                      
                                                                                
Мы просим в трёх местах - при определении перечня основных требований к         
участникам программ развития поставщиков, при определении порядка проведения    
отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для участия в таких      
программах и, третий случай, при определении основных требований, а также       
дополнительных требований к участникам программ развития поставщиков -          
учитывать особенности, специфику участников программы - обществ с               
ограниченной ответственностью, о которых я вам уже говорил. Аргументация в      
пользу этой поправки, уважаемые коллеги, следующая.                             
                                                                                
Первое. Я хочу напомнить, что были времена (многие депутаты об этом не          
знают), когда, к удивлению многих, Всероссийское общество слепых и              
Всероссийское общество глухих были спонсорами Российского государства в         
буквальном смысле этого слова. Помимо того что они обеспечивали спорт,          
культуру, людей с инвалидностью, помогали строить школы и больницы для таких    
людей, они безвозмездно десятки миллионов тех рублей, то есть сейчас это        
миллиарды, перечисляли безвозмездно в бюджет Российской Федерации, тогда        
РСФСР. Сейчас ситуация изменилась по понятным причинам.                         
                                                                                
Второе. После того как очень сильно были сокращены налоговые льготы, по         
оценкам Минпромторга России за 2015 год, каждое рабочее место человека с        
инвалидностью на таких предприятиях требовало дополнительных затрат около 70    
тысяч рублей, а там, где высокие технологии, больше - 140-150 тысяч, тогда      
как цена налоговых льгот составляла порядка 7 тысяч, то есть в 10 раз меньше.   
                                                                                
Третье. Уважаемые коллеги, общероссийские общественные организации инвалидов    
получают субсидии из федерального бюджета (это правда, большое спасибо, я       
надеюсь, что вы ещё поддержите увеличение этих субсидий), но сейчас они         
покрывают только затраты на отчисления в Пенсионный фонд и в Фонд социального   
страхования. Что касается налога на добавленную стоимость и других налогов,     
эти субсидии ничего не покрывают.                                               
                                                                                
Ну и последнее, уважаемые коллеги. Нам говорит уважаемый комитет, что не        
может принять наши поправки, потому что они нарушают принцип равенства. Но я    
хочу напомнить, в какой закон мы их вносим: в закон о поддержке малого и        
среднего бизнеса, которому как раз и оказываются дополнительные меры            
поддержки, то есть сам закон в принципе нарушает принцип равенства. Поэтому     
если мы ещё определим особые условия для предприятий малого и среднего          
бизнеса, массово использующих труд инвалидов, то ничем закон не будет           
испорчен.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОГОГИНА А. Г. Олег Николаевич, коллеги! Мы рассмотрели эти поправки в          
комитете - комитет их не поддерживает, так как они выходят за рамки предмета    
данного законопроекта, но мы предлагаем вместе работать в дальнейшем над этим   
вопросом.                                                                       
                                                                                
Кроме того, я хотела бы напомнить, что общества с ограниченной                  
ответственностью, учреждённые всероссийскими обществами, общественными          
объединениями инвалидов или их региональными подразделениями, с 1 января 2020   
года признаны субъектами малого и среднего предпринимательства. Государство,    
признавая особую значимость организаций, обеспечивающих всестороннюю            
поддержку и социальное обслуживание инвалидов, предоставило указанным           
организациям и объединениям инвалидов особые преференции, распространяемые на   
субъекты МСП, наряду с этим по-прежнему предоставляя им преференции по          
статусу НКО. Именно из этого исходил комитет.                                   
                                                                                
Предлагаем эти поправки не поддерживать.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование поправка 1 из таблицы поправок, рекомендуемых           
комитетом к отклонению.                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 55 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за               73 чел.16,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     73 чел.                                          
Не голосовало                 377 чел.83,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование поправка 2 из той же таблицы.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 55 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за               80 чел.17,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     80 чел.                                          
Не голосовало                 370 чел.82,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                
И ставится на голосование поправка 3 из этой же таблицы.                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 55 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за               80 чел.17,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     80 чел.                                          
Не голосовало                 370 чел.82,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 56 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              386 чел.85,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    386 чел.                                          
Не голосовало                  64 чел.14,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОГОГИНА А. Г. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и полностью       
подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Комитет просит его поддержать.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не возражаете, коллеги? Нет.                              
                                                                                
Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                     
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении проект закона, пункт 24.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              386 чел.85,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    386 чел.                                          
Не голосовало                  64 чел.14,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в третьем чтении.                                                   

Заседание № 24

18.01.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 9703-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в части установления права заказчиков обеспечивать реализацию программ по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4109 по 4480 из 5446
Тогда 14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в            
Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в           
Российской Федерации". Доклад представителя правительства статс-секретаря -     
замминистра экономического развития Алексея Игоревича Херсонцева.               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И., представитель Правительства Российской Федерации,              
статс-секретарь - заместитель министра экономического развития Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! В      
национальном проекте по поддержке МСП установлена одна из целей: объём          
закупок крупнейших заказчиков у малого и среднего бизнеса к 2024 году должен    
вырасти до 5 триллионов рублей ежегодно. В 2021 году объём закупок крупнейших   
заказчиков у субъектов МСП уже составил 4,18 триллиона рублей, заключено 473    
тысячи договоров со 123 тысячами поставщиков. В сравнении с аналогичным         
периодом 2020 года наблюдается увеличение объёма закупок у субъектов МСП на     
13,8 процента. В рамках исполнения поручений президента, данных в прошлом       
году, Правительством Российской Федерации в 2021 году увеличена квота закупок   
заказчиков у субъектов МСП в рамках 223-го закона с 20 процентов до 25          
процентов, в том числе с 18 до 20 процентов повышена квота на проведение        
закупок в рамках процедуры так называемых спецторгов. Кроме того,               
распространена обязанность по соблюдению указанной квоты по закупкам у          
субъектов МСП на всех заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с       
223-м законом. По оценкам Корпорации МСП, которая проводит мониторинг и         
оценку планов закупочной деятельности крупнейших заказчиков, а к ним            
относятся такие, как РЖД, "Росатом", "РусГидро", "Автодор" и другие, с 1        
января 2022 года количество крупнейших заказчиков увеличится с 1794 до более    
чем 20 тысяч заказчиков. Все эти меры и решения приводят к тому, что            
увеличивается спрос на продукцию и услуги субъектов МСП, а это, в свою          
очередь, требует увеличения количества поставщиков - субъектов МСП, которые     
технологически готовы обеспечивать выполнение требований и соответствовать      
высоким стандартам качества товаров и услуг крупнейших заказчиков. На решение   
этой задачи и направлен представляемый законопроект, в соответствии с которым   
предусматривается закрепление в законе возможности реализации программ по       
развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их             
потенциального участия в закупках.                                              
                                                                                
Что имеется в виду? Непосредственная реализация программы развития должна       
осуществляться крупнейшим заказчиком в соответствии с соглашением,              
заключённым между заказчиком и субъектом МСП. Далее предусматривается           
индивидуальная карта развития субъекта МСП, она составляется индивидуально      
для каждого участника программы развития. Индивидуальная карта развития будет   
определять перечень мер, необходимых конкретному субъекту МСП, и, по сути,      
представляет собой график мероприятий по оказанию поддержки с указанием         
сроков реализации и ответственных лиц.                                          
                                                                                
К основным этапам "выращивания" потенциальных поставщиков будут отнесены:       
определение номенклатуры товаров, отбор субъектов МСП в целях их участия в      
программах развития, разработка и утверждение заказчиком совместно с            
Корпорацией МСП программы развития поставщиков.                                 
                                                                                
Для запуска механизма предполагается подготовка правительством двух             
подзаконных актов, двух постановлений правительства: одним из них будет         
утверждена типовая форма программы развития, порядок отбора и требования к      
малому и среднему бизнесу для участия; вторым - порядок ведения реестра         
программ развития поставщиков и проведения мониторинга их реализации для        
Корпорации МСП.                                                                 
                                                                                
Важно отметить, что участвовать в закупках участники программ развития будут    
на тех же условиях, что и другие потенциальные участники закупок. Это           
необходимо, чтобы нивелировать риски нарушения закона "О защите конкуренции",   
а также возможных злоупотреблений.                                              
                                                                                
Программы развития будут реализовываться заказчиками без привлечения ими        
средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.                        
                                                                                
Просим поддержать законопроект.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Альфии Гумаровны Когогиной.                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОГОГИНА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, представитель правительства весьма подробно изложил   
суть законопроекта, и я хочу начать с того, что Комитет по малому и среднему    
предпринимательству поддерживает его концепцию. Кроме того, мы в рамках         
работы над законопроектом провели его обсуждение с регионами,                   
предпринимателями, экспертным сообществом и выработали позицию, с которой я     
вас ознакомила.                                                                 
                                                                                
Концептуально новелла создана с целью достижения показателей, обозначенных в    
национальном проекте "Малое и среднее предпринимательство и поддержка           
индивидуальной предпринимательской инициативы". Законопроект предлагает         
реализацию программ развития субъектов МСП крупными компаниями без              
привлечения бюджетных инвестиций. Стоит отметить, что программы "выращивания"   
поставщиков из сектора малого и среднего бизнеса уже успешно работают на базе   
региональных центров компетенций, а ряд регионов успел наработать               
положительный опыт создания экосистемы для развития малого и среднего           
предпринимательства, демонстрирующий выгодные условия: малый бизнес получает    
комплексную поддержку, а заказчики снижают риски некачественного исполнения     
контрактов. По мнению комитета, принятие законопроекта будет способствовать     
не только решению предусмотренной национальным проектом задачи по акселерации   
субъектов МСП, но и дальнейшему совершенствованию отечественной системы         
корпоративных закупок.                                                          
                                                                                
Вместе с тем мы хотели бы акцентировать внимание на необходимости учёта всех    
существующих сложностей. В первую очередь, среди основных рисков -              
возможность аффилированности сторон, что может привести к "выращиванию", так    
скажем, ручных поставщиков и росту числа неконкурентных сговоров. Во-вторых,    
может усложниться участие в закупках новых компаний, ранее не участвовавших в   
тендерах: их конкурентная позиция ослабнет, ведь такие компании в меньшей       
степени будут готовы выполнять требования заказчика. Я думаю, что на эти        
вопросы мы сможем ответить вместе с правительством, когда посмотрим             
подзаконные акты, которые по сложившейся традиции ко второму чтению должны      
быть представлены в комитет.                                                    
                                                                                
Комитет предлагает поддержать концепцию законопроекта и проголосовать за него   
в первом чтении.                                                                
                                                                                
Спасибо за внимание, коллеги.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию.          
                                                                                
Алексей Игоревич, у меня несколько вопросов.                                    
                                                                                
Скажите, пожалуйста, понадобился бы вот этот механизм "выращивания"             
поставщиков, если бы в законе "О защите конкуренции" не было норм,              
запрещающих преференции при осуществлении закупок? Первый вопрос.               
                                                                                
И второй. А если заказчик, который намеревался иметь большой государственный    
заказ и для этого "выращивал" поставщиков из субъектов малого                   
предпринимательства, потом проиграл тендер, что тогда будет?                    
                                                                                
И следующий вопрос, тоже связанный с этим. Что будет, если "выращенный"         
поставщик тоже проиграет на тендере у своего заказчика? Или это не              
предусматривается, для этого и делается вот эта сложная схема, чтобы            
гарантированно выиграть тендер?                                                 
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Уважаемая Оксана Генриховна, спасибо за вопросы.                
Действительно, тематика - могут быть или не могут быть злоупотребления, о       
которых вы сказали, - обсуждалась, и Альфия Гумаровна сейчас об этом сказала.   
Ряд моментов мы дополнительно проработаем вместе с комитетом и, когда будем     
готовить постановление правительства, сделаем так, чтобы исключить те риски,    
о которых вы сейчас упоминаете.                                                 
                                                                                
Однако в целом этот законопроект всё равно потребовался бы, вне зависимости     
от того, что вы сказали про закон "О защите конкуренции", поскольку сама        
возможность регламентации, установления этих программ, индивидуальных карт      
развития и так далее должна быть предусмотрена законодательно.                  
                                                                                
Если говорить о проигрыше, то мы это также обсуждали на заседании комитета, и   
в данном случае особо подчёркивается, что сама закупка и её результаты не       
могут связываться с тем, участвовал или не участвовал заявитель в программе     
развития субъекта, - ровно для того, чтобы обеспечить конкурентные условия      
закупки.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Станкевич Юрий Аркадьевич.                                
                                                                                
СТАНКЕВИЧ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич. Вопрос представителю правительства.              
                                                                                
Алексей Игоревич, в части 4 вновь вводимой статьи федерального закона           
вводится понятие "индекс технологической готовности", это показатель,           
отражающий уровень готовности субъектов МСП к внедрению новых технологий,       
модернизации, реконструкции и техническому перевооружению производства.         
Можете ли вы вкратце дать пояснения о порядке определения такого уровня         
готовности, поскольку из текста законопроекта это не усматривается, и,          
возможно, это пробел, который необходимо будет устранить ко второму чтению.     
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Юрий Аркадьевич, спасибо за вопрос.                             
                                                                                
Здесь мы выносим эту тему как полномочие правительства. В целом определённые    
контуры того, как этот индекс будет рассчитываться, у нас имеются. В самом      
расчёте и в методическом сопровождении расчёта предполагается участие           
Корпорации МСП. Нормативка будет в проекте того подзаконного акта, о котором    
мы говорили, и ко второму чтению мы его тоже представим.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Алексей Игоревич, а не подскажете - вы же, наверное,           
анализируете, - почему предыдущие меры не сработали? У нас за прошедшие два     
года закрыто почти 3 миллиона субъектов малого и среднего                       
предпринимательства. Я имею в виду контору Бравермана, там 1,2 триллиона        
выделяли для поддержки малого и среднего предпринимательства, а                 
расходовалось, по моим данным, не более 260 миллиардов. Вот если такой мощный   
инструмент не сработал, то почему вы считаете, что этот сработает?              
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Уважаемый Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Ну,            
во-первых, мы... И статистика, и данные показывают, что нам за счёт тех мер     
поддержки предпринимательства, которые мы осуществляли с вашим участием, с      
участием парламента, в последние два вот этих ковидных года, наоборот,          
удалось удержать численность субъектов малого и среднего предпринимательства    
- в настоящее время их насчитывается 5,87 миллиона в сравнении с 2019 годом,    
когда мы их количество оценивали в 6 миллионов, - и занятость в секторе МСП,    
что даже более важный показатель, у нас сейчас она оценивается в 25,19          
миллиона в сравнении с 2019 годом, когда было 22,25 миллиона. В этом смысле     
мы считаем, что комплекс мер поддержки МСП, который был в кризисный период,     
сработал в пределах тех возможностей, которые имелись у государства, у          
правительства. Дальнейшее развитие этих мер и новые идеи о том, как развивать   
малый бизнес, приводят, например, к тому, что подготовлен данный проект         
федерального закона.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна.                                
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                    
                                                                                
Уважаемый Алексей Игоревич, социально ориентированные НКО пользуются такими     
же мерами поддержки, как и субъекты малого и среднего предпринимательства,      
уже несколько лет реализуется такая абсолютно правильная законодательная        
логика. Скажите, пожалуйста, планируется ли разработать изменений в             
законодательство в части создания правовой базы для развития также социально    
ориентированных НКО в целях их потенциального участия в закупках товаров,       
работ и услуг?                                                                  
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Спасибо большое за вопрос. Что касается субъектов СОНКО,        
действительно, министерство системно занимается этой работой, был сформирован   
реестр СОНКО, и меры поддержки, которые были в последние два года, там, где     
они отвечали специфике СОНКО, также были на эти субъекты распространены. И      
законодательные инициативы, связанные с освобождением или с мораторием,         
например, на плановые проверки, вы знаете, также касались СОНКО, и во многом    
те меры, которые мы обсуждаем применительно к МСП, мы вместе с вами также       
экстраполируем или предлагаем экстраполировать на СОНКО в той части, где это    
соответствует специфике собственно социального предпринимательства. Поскольку   
этот документ всё-таки немножко про другую специфику, здесь они специально не   
оговариваются.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному            
законопроекту? Есть.                                                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. С места.                               
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Знаете, мы много спорили по поводу сочетания плана и рынка      
где-то лет 30 назад, но мне тогда не казалось, что план вернётся в такой        
сюрреалистической форме, как вы сейчас предлагаете. То есть фактически вы       
предлагаете соединить рынок и продразвёрстку в самой её такой варварской        
форме.                                                                          
                                                                                
Что на самом деле происходит? Действительно, закон "О защите конкуренции",      
который предписывает всех поставщиков выбирать исключительно на основе          
тендера, не позволяет осуществлять долгосрочную стратегию развития              
производства. Если предприятие, большое либо малое, предприниматель чётко       
знает, что у него есть долгосрочный контракт, гарантированный спрос на          
определённый вид продукции, он инвестирует, он создаёт производство, он         
осваивает новый вид продукции, а если он не уверен в этом и каждый раз всё      
зависит от того, выиграет он тендер или не выиграет тендер, то,                 
соответственно, он к этому не готовится.                                        
                                                                                
Вы предлагаете эту норму обойти в очень такой странной форме: вы предлагаете    
заказчикам по списку - крупным заказчикам, которых вы выбираете вне всякого     
рынка, - по вашим же чётким критериям отбирать малые предприятия, затем быть    
альтруистами и развивать их производство, оказывать им финансовую поддержку в   
соответствии с требованиями, а затем вы говорите, что они не должны быть с      
ними аффилированы. А потом всё равно будет тендер, и если кто-то сбоку придёт   
и выиграет этот тендер по объективным критериям, то все, кого они               
поддерживали, окажутся, значит, не в выигрыше. Ну это вообще абсолютный         
сюрреализм! Вы этот алгоритм хотя бы продумали, как это всё будет? Понятно,     
что это будет использоваться - и совершенно справедливо, - для того чтобы       
создавать действительно долгосрочные контракты и развивать производство у       
аффилированных структур, прямо или косвенно. Может, это и правильно, но на      
самом деле это просто какой-то сюрреалистический обход своих же требований, в   
общем вредных, которые утвердили и по которым невозможны долгосрочные           
контракты, все эти законы о наших тендерах объективных, рыночных не позволяют   
осуществлять долгосрочную инвестиционную и производственную стратегию.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция   
поддерживает этот законопроект, и вот почему.                                   
                                                                                
Да, действительно, есть опасения, о которых рассказала нам Оксана Генриховна    
сейчас, но я постараюсь их развеять - некоторые из них, не все, а только        
некоторые из них.                                                               
                                                                                
Программа подготовки поставщиков, развития поставщиков существует у любой       
крупной компании, это общемировая практика, ничего нового здесь не              
придумываем. То, что в этом пытается участвовать государство, - это             
правильно, это нормально, и именно поэтому, по этой причине мы поддерживаем     
этот законопроект. Другой вопрос возникает. Ведь когда частная компания         
развивает поставщиков, она априори развивает их в конкурентной среде,           
развивает несколько поставщиков, и выбирает тех, кто по цене - качеству         
лучше, между ними делит заказ (как правило, 60, 30, 10 процентов). И из пяти    
- семи подготовленных поставщиков выбирают двух-трёх. Вот как действует         
частный бизнес. Мы же говорим о крупном бизнесе, как правило, который должен    
проводить закупки по 223-му федеральному закону, - правильно я говорю? - о      
крупных компаниях идёт речь. Это компании, госкомпании, госкорпорации,          
естественные монополии, которые должны проводить закупки по конкурентным        
процедурам. И поэтому мы сейчас им предлагаем: давайте вы будете создавать      
программы развития поставщиков - правильно, это нормально! Другой вопрос, что   
эта программа никогда не будет работать, потому что у них сегодня есть          
возможность проводить закупки у взаимозависимых лиц, минуя конкурентные         
процедуры, о чём сказала Оксана Генриховна.                                     
                                                                                
И, Оксана Генриховна, чтобы обойти поставщиков, не проводить конкурентные       
процедуры, им этот закон не нужен, они и сейчас это делают, и все 30            
триллионов рублей в год, которые сегодня платятся на закупках этих компаний,    
проводятся неконкурентными процедурами. Это абсолютно открытые данные. Вот      
эту-то дыру и надо закрывать. Законопроект в Государственную Думу внесён        
нами, и правительством внесён аналогичный законопроект, и мы надеемся, что в    
феврале либо в марте мы этот вопрос закроем.                                    
                                                                                
Но то, что этот законопроект нужно принимать, это факт. Другой вопрос, что      
остаются риски, скажем так, что эти госкомпании будут привлекать, развивать     
поставщиков, с кем они аффилированы, - остаются, Оксана Генриховна, но это, я   
думаю, во втором чтении можно будет поправить.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Говырин Алексей Борисович, пожалуйста.                                          
                                                                                
ГОВЫРИН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На самом деле мы в           
комитете провели огромную работу, огромную и кропотливую работу по обсуждению   
данного законопроекта. И я хотел бы сказать спасибо в том числе правительству   
за то, что в этой работе оно принимало участие. Мы в комитете, прежде чем       
одобрить данный законопроект в первом чтении, провели нулевое чтение этого      
проекта закона, пригласили в том числе и представителей государственных         
компаний, и собственно поставщиков, которые сегодня работают с этими            
компаниями. Данный законопроект действительно важен и нужен, по сути, он        
прежде всего консолидирует тот большой опыт крупных компаний, государственных   
компаний, которые сегодня по факту есть и по факту работают по развитию своих   
поставщиков. Ну и кроме этого, безусловно, важность этого законопроекта         
заключается в том, что его принятие создаёт для субъектов малого и среднего     
предпринимательства новые возможности для участия в системе государственных     
закупок. Кстати, этот законопроект один из числа как раз тех реальных дел, о    
которых сегодня говорил руководитель фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Владимир           
Абдуалиевич Васильев в своём выступлении.                                       
                                                                                
При условии устранения ряда юридико-технических и лингвостилистических          
замечаний ответственного комитета и Правового управления фракция "ЕДИНАЯ        
РОССИЯ" поддерживает законопроект и рекомендует принять его в первом чтении.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик?        
Содокладчик? Нет.                                                               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в           
Российской Федерации", пункт 14.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты.                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 12 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              393 чел.87,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.