Заседание № 115
12.09.1997
Вопрос:
О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2148 по 2490 из 6245
Переходим к четвертому вопросу: о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации генерального директора Российского космического агентства Юрия Николаевича Коптева. Юрий Николаевич, пожалуйста. Приготовиться Виталию Ивановичу. КОПТЕВ Ю.Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, генеральный директор Российского космического агентства. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Правительством на ваше рассмотрение для принятия решения о ратификации представлено соглашение между Россией и Францией о сотрудничестве в области космических исследований. История российско-французского сотрудничества в этой области начинается в 1966 году. Оно регулировалось соглашением между Советским Союзом и Францией от июня 1966 года и протоколом к этому соглашению. За истекший период выполнена достаточно большая программа совместных исследований. Она охватывала работы в области запуска французских спутников, проведение совместных исследований в области фундаментального изучения космоса, такие проекты, как изучение планеты Венера, околоземного космического пространства. За это время проведено пять полетов представителей Франции на российских пилотируемых кораблях и станциях. Поскольку есть определенные трудности с государственной поддержкой космической деятельности, с 1992 года значительная часть этих работ осуществляется в рамках коммерческих проектов, когда те услуги, которые оказываются Россией, со стороны Франции оплачиваются. Необходимость в новом соглашении связана с тем, что сегодня эта область сотрудничества претерпела значительные изменения. Вместе с нашими французскими коллегами мы вышли на рынок коммерческих запусков. У нас успешно функционирует совместное с Францией предприятие. Мы рассчитываем на достаточно большую долю мирового рынка запусков ракетами среднего класса. Сегодня мы осуществляем работы в рамках проекта международной космической станции, реализуем достаточно большую программу исследований, в том числе и с оплатой наших услуг, на автоматических аппаратах в области космических технологий, микрогравитации, биологических исследований. Поэтому в рамках нового соглашения нашли специально отражение новые нормы (они отсутствовали в прошлом нашем соглашении), касающиеся взаимных таможенных льгот, вопросов, более четко определяющих взаимоотношения в области интеллектуальной собственности, и общепринятая мировая норма - непредъявление друг другу претензий при нанесении неумышленного ущерба. Этот проект рассматривался в Думе (вносится он Комитетом по международным делам), получил одобрение Комитета по вопросам геополитики и Комитета по обороне. На наш взгляд, ратификация этого соглашения будет способствовать развитию сотрудничества с одной из ведущих космических держав мира - Францией и продолжению наших традиционных дружеских отношений с новыми элементами, позволяющими российской промышленности привлечь значительные дополнительные средства для сохранения и развития своего потенциала. Поэтому я убедительно прошу отнестись положительно к этому предложению и ратифицировать представленное соглашение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Юрий Николаевич. Я прошу вас пока присесть и предоставляю слово Виталию Ивановичу Севастьянову. А вопросы мы зададим докладчикам после этого, Виктор Степанович. СЕВАСТЬЯНОВ В.И., председатель Мандатной комиссии Государственной Думы, фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые депутаты! Соглашение является логическим продолжением ранее заключенных международных договоров по вопросам космической деятельности. Оно расширяет правовые рамки для взаимодействия в этой области Российской Федерации и Французской Республики. В поддержку соглашения высказались комитеты Государственной Думы по вопросам геополитики и по обороне. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний к соглашению нет. Ни одного отрицательного замечания не поступило. Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе без оговорок ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Я прошу поддержать ратификацию голосованием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Иванович. Коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Вижу, что есть. Пожалуйста, включите микрофон Виктору Степановичу Шевелухе. Затем - Александр Дмитриевич. ШЕВЕЛУХА В.С. Юрий Николаевич, я вам вопрос хочу задать. Статья 6 и статья 8. В статье 6 идет речь о конфиденциальных условиях и дается ссылка на приложение. Я изучил это приложение, но не нашел той гарантии конфиденциальности, о которой вы говорили и которая в принципе записана декларативно в статье 6. Статья 8, где идет речь о нанесении возможного ущерба. Вы в выступлении очень правильно сказали: неумышленное нанесение ущерба. Однако в статье 8 это слово, этот термин исключен. Будьте добры, поясните эти два обстоятельства. КОПТЕВ Ю.Н. Вопрос по статье 6. Совершенно естественно, что в рамках такого рамочного, большого соглашения очень трудно описать все процедуры, связанные с конфиденциальностью и всеми особенностями реализации каждого конкретного проекта. Поэтому в рамках этого соглашения имеется в виду в каждом конкретном случае - как по реализации отдельных норм этого соглашения, так и по реализации конкретных проектов - оговаривать специально все процедуры, связанные с конфиденциальностью. И я могу сказать, что, например, сегодня в развитие этого соглашения подготовлен протокол, который подробно, со всеми, как говорится, особенностями и со всеми тонкостями описывает процедуру предоставления таможенных льгот. Поэтому я, например, могу сказать, что в рамках сотрудничества с совместным нашим обществом "СТАРСЕМ", которое занимается предоставлением услуг по запуску на ракетах "Союз", уже действует сегодня целый ряд документов (каждый из этих документов - это порядка 300 страниц), где подробнейшим образом расписана эта процедура конфиденциальности. Поэтому мы имеем в виду, зафиксировав вот этот тезис, что он должен присутствовать в каждом конкретном соглашении, в каждом конкретном проекте, и уже подписывая документы, определяющие выполнение тех или иных работ, подробнейшим образом фиксировать все эти процедуры. По второму вопросу. Я уже сказал о том, что непредъявление ущерба - это общепринятая норма на сегодняшний день. Непредъявление ущерба. То, что записано в соглашении, по существу, повторяет ту норму, которая в настоящее время действует во всех международных соглашениях не только России, но и любых других стран, которые сегодня сотрудничают в области космической деятельности. Когда я говорил о неумышленном нанесении ущерба, ну, вы меня извините, я, может быть, как-то дополнительно развил, потому что в рамках такого сотрудничества имеется в виду, что, конечно, никто не будет наносить друг другу умышленный ущерб. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Николаевич. Депутату Венгеровскому включите микрофон. ВЕНГЕРОВСКИЙ А.Д. При обсуждении этого документа на заседании Комитета по международным делам я сформулировал некоторые свои замечания, которые, я думаю, к вам попали, но все-таки я до сих пор не получил ответа на два вопроса. Первый. В приложении достаточно конкретно были расписаны все вопросы, связанные с охраной интеллектуальной собственности и с охраной программного продукта, ноу-хау и прочее. Но соглашение трактует вопросы сотрудничества, и в том числе промышленного, производственного, торгового, и ни слова не говорится о совместном либо торговом знаке, либо торговой марке и прочем. И второй вопрос. В одной из статей речь идет о бестаможенном перемещении объектов из одной страны в другую, в том числе ракет-носителей, и совершенно не оговаривается вопрос о топливе, о химических компонентах. У меня просто возникает вопрос: а не можем ли мы так, без таможенных ограничений, перемещать нефть, газ?.. Ну, тут фантазии довольно большие. КОПТЕВ Ю.Н. Нам известны ваши предложения, ваши замечания. Мы имеем в виду при разработке различных протоколов и конкретных соглашений обязательно учитывать эти замечания. Что касается вопроса о том, что не фигурируют компоненты топлива, и вашего замечания о том, чтобы уточнить эту редакцию о перемещении ракет без компонентов топлива, нам кажется, что в этом соглашении это было бы преждевременным. Почему? Потому, что мы, например, сегодня обсуждаем вопрос с нашими французскими коллегами об использовании для запусков... Есть целая категория запусков на экваториальные орбиты, которые принципиально нельзя реализовать ни с космодрома Байконур, ни с космодрома Плесецк, мы рассматриваем вопрос о возможности использования для этой категории коммерческих запусков космодром Куру. И в этом случае может возникнуть необходимость поставки туда с российской стороны не только ракет-носителей и полезной нагрузки, но и каких-то видов компонентов топлива. Мало того, при осуществлении запуска, допустим с французской стороны, российского спутника или совместном создании какого-то спутника уже заранее предусматривается, что этот спутник должен поступить на космодром для запуска, снаряженный соответствующими компонентами топлива и всеми соответствующими расходными материалами. Поэтому мы понимаем важность этих вопросов, понимаем необходимость специальной, как говорится, фиксации внимания на всех этих вопросах, они будут предметом обязательного учета при подготовке конкретных проектов, конкретных контрактов, дополнений и протоколов к этому соглашению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Гришукову. ГРИШУКОВ В.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Пользуясь случаем, что сегодня обсуждаем такую тему, я хотел бы задать следующий вопрос. На территории Российской Федерации существуют уникальные комплексы, их всего два (для справки: один - у нас, в Приморском крае, на территории России, а второй - в Евпатории), больше нет в мире. На сегодняшний день, имея в виду это соглашение с Францией (а в 1992 году мы потеряли возможность с США заключить соглашение, хотя от них исходила, так сказать, такая потребность), задействует ли оно или последующие договоры эти два уникальных комплекса? Я прежде всего, конечно, интересуюсь комплексом в Российской Федерации. Вы знаете, о чем я говорю, надеюсь? КОПТЕВ Ю.Н. Да, я знаю, о чем вы говорите. Вы говорите о комплексе наземных измерительных радиотехнических средств, использующих большие 70-метровые антенны П-2500, который был построен в Евпатории и был задействован. И чуть позже был построен такой же комплекс в Уссурийске. На сегодняшний день в соответствии с теми совместными решениями, которые были приняты на уровне правительств и объявлены президентами, с Украиной прорабатывается вопрос о создании на базе евпаторийского комплекса международного центра, который даст возможность использовать этот уникальный радиотелескоп в интересах российских программ. В целом ряде программ, связанных с фундаментальными исследованиями, я имею в виду астрофизические исследования и планетные исследования, предусмотрено использование и евпаторийского комплекса, и комплекса в Уссурийске. Сегодня обсуждается вопрос о продолжении строительства третьего аналогичного комплекса в Узбекистане, но, насколько я знаю, по этому вопросу соглашение не достигнуто, хотя там достаточно большая степень готовности больших антенн. Использование как минимум двух или трех таких радиотелескопов позволяет создать высокоточную радиоинтерферометрическую систему и решить целый ряд не только фундаментальных научных задач, но и задачи непосредственно прикладные, как оборонные, так и научные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Николаевич. С вопросами мы закончили. (Шум в зале.) Пожалуйста, депутат Зубакин. ЗУБАКИН С.И., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. У меня следующий вопрос к докладчику. Известно, что при запуске космических тел падают вторые ступени ракет и есть районы падения ракет. Там наносится ущерб экологии и здоровью людей в результате распыления топлива и засорения территорий. Я думаю, это неумышленное нанесение ущерба... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Семен Иванович, просьба по закону формулировать ваш вопрос. ЗУБАКИН С.И. Да я по закону. Это неумышленное нанесение ущерба каким образом будет возмещаться? Предусмотрено ли это законом или это будет заложено в расценки, которые будут применяться при расчетах в случае коммерческих запусков? КОПТЕВ Ю.Н. Вопрос этот известный. И к сожалению, запускать многоступенчатые ракеты без обеспечения районов падения невозможно - тогда надо просто отказаться от этого вида деятельности, но я не думаю, что это правильно. В то же время, естественно, должны учитываться интересы и особенности тех регионов и тех, будем говорить, мест проживания людей, около которых происходят вот эти события. На сегодняшний день эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями. Например, подписано соглашение с Алтаем по использованию района падения вторых ступеней ракет "Союз" и ракет "Протон". Сегодня находится на обсуждении, достаточно остром обсуждении, аналогичный договор с Республикой Саха (Якутия) по использованию таких же районов. И на сегодняшний день по всем тем районам, а их в общей сложности задействовано около 120, все эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями, которые по разделению ответственности подписывало Министерство обороны. Я не исключаю, что в свете тех реорганизаций, которые проходят, нам в следующем году придется заниматься этими же проблемами. В рамках компенсации на сегодняшний день эти вопросы также учитываются договорами. Учитываются вопросы оценки экологической обстановки в районах падения, оговариваются процедуры ликвидации фрагментов ракет, которые там падают, также частично оговариваются вопросы и материальной компенсации, хотя, конечно, здесь достаточно большой диапазон разногласий между теми, кто хочет, и теми, кто может, потому что это вопрос прежде всего бюджетный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Николаевич. По ведению - депутат Чилингаров. ЧИЛИНГАРОВ А.Н., заместитель Председателя Государственной Думы. Юрий Николаевич, вы не сказали о Плесецке. Вы же знаете, что с тундрой делается. Вы собираетесь тоже каким-то образом эти вопросы согласовывать, подписывать и решать? Я понимаю, что Плесецк принадлежит двум ведомствам, но в любом случае вы там тоже производите запуски. КОПТЕВ Ю.Н. От общего количества запусков наша доля запусков из Плесецка составляет буквально единицы процентов, но это отнюдь не снимает с нас ответственности за взаимоотношения с Архангельской областью, с Ямало-Ненецким автономным округом. Здесь мы видим решение вопроса в следующем. У нас сегодня реализуется программа "Экос", направленая на уменьшение техногенного воздействия этой деятельности. Мы сегодня проводим модернизацию ракет, которые примерно на 40-50 процентов уменьшат вот эти районы, которые требуются для обеспечения выведения. Мы проводим целый ряд технических мероприятий на ракетах с тем, чтобы обеспечить минимальные проливы компонентов топлива при падении всех этих фрагментов. И также вместе с Ракетными войсками стратегического назначения реализуется программа создания технических средств ликвидации тех фрагментов, которые туда попадают, и проведения рекультивации тех мест, где уже достаточно много накопилось компонентов топлива. Но естественно, реализация этой программы во многом зависит от тех объемов финансирования, которые мы сможем получить на это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Николаевич. Уважаемые коллеги, у меня очень большая просьба. Мы превращаем обсуждение вопроса ратификации в "правительственный час" с выступлением Юрия Николаевича Коптева. По ведению - депутат Решульский, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С.Н. Уважаемые коллеги, я об этом и хотел сказать. Если мы хотим в комплексе рассматривать все вопросы космических запусков, давайте назначим время, вынесем вопрос на "правительственный час" или примем какой-то другой вариант рассмотрения этой проблемы. А сейчас предлагаю прекратить задавать вопросы и перейти к голосованию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще настаивает депутат Гоман. Пожалуйста, включите микрофон Владимиру Владимировичу. ГОМАН В.В. Я прошу прощения за настойчивость. Юрий Николаевич, я позавчера был в Нарьян-Маре, где проходила вторая международная конференция "Город в Заполярье и окружающая среда". Там очень много вопросов задавалось в отношении космодрома "Плесецк". Мой коллега Чилингаров не случайно этот вопрос поднял. Я бы просил вас обратить все-таки более пристальное и конкретное внимание на ситуацию, связанную с пусками ракет, и проблему, связанную с топливом, остатками топлива, которые распространяются в водоемах и образуют так называемые пищевые цепочки. Я просто передаю вам, что этим озабочены медики и экологи, ученые, которые принимали участие в этой конференции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Николаевич, просьба учесть это пожелание. Я ставлю на голосование: кто за то, чтобы принять проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях"? Прошу определиться. Прошу включить режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таковых. (Выкрики из зала.) Депутат Боос не успел проголосовать? За? Депутат Боос - за. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 03 сек.) Проголосовало за 335 чел. 74,4% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел. Результат: принято Принято. Поздравляем вас, Юрий Николаевич, и других разработчиков.