Заседание № 247
О Федеральном законе "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (проект № 97025369-2; в части, касающейся регистрационного учета военнослужащих; в связи с отклонением закона Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Нет вопросов? Нет. Коллеги, переходим к голосованию. Пожалуйста, будьте внимательны. (Шум в зале.) А-а, так нет докладчика. Я просто не вижу Винидиктова Александра Николаевича. А, вот он. Пожалуйста, доложите законопроект "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". ВИНИДИКТОВ А. Н., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! В свое время, а именно 9 апреля 1997 года, соответствующий законопроект был внесен Московской областной Думой, при этом предлагалось по предложению комиссариатов не снимать с регистрации тех граждан, которые могли бы быть призваны на действительную военную службу. Ну понятно, что этот законопроект ущемляет права гражданина Российской Федерации, которые Конституцией определены и дают ему возможность участвовать в выборах и быть избранным. В настоящее время гражданин, призванный на действительную военную службу, считается зарегистрированным по месту службы и участвует в тех выборах, которые объявлены в данном субъекте Российской Федерации. Иначе ему пришлось бы выезжать на место своей регистрации, в тот субъект, где он зарегистрирован для участия в выборах в субъекте Федерации и на муниципальном уровне. Комитет предлагает отклонить. Доклад закончил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Нет. Присаживайтесь.
И пункт 9: Федеральный закон "О внесении изменения в статью 7...", далее по тексту. Комитет предлагает снять с дальнейшего рассмотрения. Депутат Винидиктов докладывал. Ставлю на голосование предложение комитета. Пожалуйста, голосуйте. (Выкрики из зала.) Он же говорил. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 01 сек.) Проголосовало за 389 чел. 86,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел. 13,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 267
О Федеральном законе "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (по вопросу регистрационного учета военнослужащих; в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Переходим к рассмотрению конкретных вопросов повестки дня. Отклоненные федеральные законы, пункт 2. Александр Алексеевич Котенков, полномочный представитель Президента, докладывает федеральный закон. Пожалуйста, Александр Алексеевич, вам - слово для доклада. КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! К сожалению, я не успел попросить слова перед окончательным голосованием по повестке. Поэтому перед докладом по первому вопросу я хочу поблагодарить депутатов, которые очень озабочены состоянием здоровья Президента, за эту заботу и проинформировать, что Президент Российской Федерации работает в Кремле. В настоящее время он принимает президента академии наук с группой академиков, после этого, как сказал Борис Юрьевич, он принимает доклад министра обороны и далее работает по плану. Большое спасибо за заботу о Президенте, но я просил бы выражать ее в более корректной форме. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Доклад. КОТЕНКОВ А.А. И далее, теперь по содержанию обсуждаемого вопроса. Уважаемые депутаты, в соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации отклонил Федеральный закон "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Федеральным законом вносится изменение в статью 7 названного закона Российской Федерации, исключающее из оснований снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства призыв на военную службу. В чем суть этого изменения? А суть его состоит в том, что военнослужащий или гражданин, призванный на военную службу, остается зарегистрирован якобы по месту своего предыдущего жительства и по месту службы не может считаться зарегистрированным, а следовательно, постоянно проживающим и не вносится в списки избирателей. По замыслу авторов законопроекта таким образом военнослужащие исключаются из участия в местных выборах. Может быть, в этом и есть какой-то смысл, потому что в небольших населенных пунктах, где стоят большие воинские гарнизоны, военнослужащие на местных выборах действительно могут оказывать решающее влияние на состав органов местного самоуправления. Но это одна сторона вопроса, но ведь есть и другая сторона. Невключение военнослужащих в списки избирателей лишает их конституционного права на участие в выборах и в референдумах, в том числе и федерального уровня. Таким образом, закон прямо противоречит Конституции, поскольку он лишает военнослужащих срочной службы права на участие в выборах и референдумах. В пояснительной записке и в выступлениях авторов законопроекта, когда он обсуждался, звучало следующее: ну и что, пусть они едут по месту жительства и там голосуют! Но я думаю, что все сидящие в этом зале понимают полную абсурдность этого предложения. То есть армия распускается на выборы, все едут по месту основного жительства, проводят голосование и затем съезжаются к месту службы. Уважаемые депутаты, таким образом, в связи с явным противоречием Конституции Российской Федерации, затрагивающим основные гражданские права граждан, каковыми являются и военнослужащие в том числе, данный закон не может быть рекомендован к принятию. Проблему же участия военнослужащих в выборах органов местного самоуправления, если таковую проблему надо решать, надо решать другим способом, но не таким. Таким образом, Президент предлагает данный закон отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Васильевич Курочкин, ваш содоклад, пожалуйста. КУРОЧКИН В.В. Уважаемые коллеги, у Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе по поводу отклонения Президентом Федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" другое мнение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, потише, пожалуйста. Докладчика не слышно. КУРОЧКИН В.В. Комитет считает положение, предусматривающее исключение из оснований снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства призыва на военную службу, очень важным и соответствующим действующему законодательству, особенно во время избирательной кампании. Еще раз подчеркну: военнослужащие срочной службы на выборах федеральных органов власти, Госдумы и Президента, проведении всероссийского референдума голосуют, как все граждане Российской Федерации, участвуют в голосовании по месту дислокации воинских частей. Но на местных выборах они не участвуют в голосовании там, где они находятся, потому что они не являются гражданами того субъекта Российской Федерации, где они проходят службу. Об этом, кстати, гласит часть шестая статьи 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которая запрещает участие военнослужащих в местных выборах. Это уже принятый нами закон. Это позволяет исключить манипулирование голосами военнослужащих на этих выборах. Комитет считает доводы отклонения Президентом рассматриваемого закона необоснованными и просит депутатов Государственной Думы преодолеть вето Президента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будем ли проводить обсуждение этого законопроекта? Не будем? Будем. Тогда имеют право на выступление только фракции и депутатские группы. Определяйтесь, кто от фракций. От фракций кто будет выступать? От фракции КПРФ - депутат Тотиев Сергей Александрович. ТОТИЕВ С.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Я хочу просто довести до сведения Государственной Думы, что 25 апреля этого года состоялись выборы Парламента Республики Северная Осетия - Алания и местных органов самоуправления. По закону о местных органах самоуправления в республике военнослужащие не принимали участия в голосовании, а вот в выборах Парламента они участвовали. В республике - 20 тысяч военнослужащих, это огромная армия. Для избрания депутата Парламента Северной Осетии - Алании нужно было набрать тысячу голосов, а на участке голосовало от тысячи до полутора тысяч военнослужащих. Естественно, посредством влияния на поведение военнослужащих в республике избрали депутатами парламента нужных людей. Я считаю, что эта норма недопустима и предложение Курочкина прошу проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "НДР", депутат Попкович. ПОПКОВИЧ Р.С. Уважаемые коллеги, это, конечно, воля каждого депутата, как он будет голосовать по этому закону. Я вам могу сказать, что и я, и наша фракция, очень многие, не только военные, но и те, кто находится на местах, возглавляя органы местного самоуправления и так далее, категорически против введения такой нормы. И я согласен с Александром Алексеевичем Котенковым, что это действительно лишает огромную часть наших граждан тех конституционных прав, которые мы с трудом несколько лет завоевывали. И мы здесь точно так же, как в налоговых законах, подчеркиваю, точно так же, как в налоговых законах, вместо того, чтобы осуществить нормальный контроль и провести нормально все эти выборы и так далее, идем по легкому пути: запретить кому-то, тем или иным лицам, участвовать в выборах, нормальных выборах. Считал бы недопустимым включение этих поправок и считал бы это невозможным с точки зрения, будем говорить так, дискредитации и лишения прав военнослужащих срочной службы. Поэтому фракция "Наш дом - Россия" будет голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция ЛДПР? Нет. "ЯБЛОКО". Пожалуйста, Медведев Николай Павлович. МЕДВЕДЕВ Н.П., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемые коллеги, вопрос, связанный с участием военнослужащих в выборах, конечно, важен потому, что все-таки число военнослужащих у нас в разных местах значительное, и поэтому их участие в выборах органов местного самоуправления иногда действительно бывает решающим. Мы, наверное, должны еще раз сказать, что сегодня участие или неучастие в выборах какой-то категории граждан - это не просто формальная процедура, а это то, что, как называется, связано и с проблемой коррупции, и с тем, что органы власти, те, которые или не по законам избираются, или подтасовывают итоги голосования, или используют различные технологии (в том числе организованные группы людей) для того, чтобы прийти к власти, к сожалению, этот инструмент, который называется властью, используют очень часто, и используют такой инструмент именно в целях коррупции. Что касается органов местного самоуправления (я бы хотел возразить уважаемому Александру Алексеевичу), то ведь органы местного самоуправления как органы власти отличаются от других органов, органов государственной власти, тем, что у них ограниченные полномочия и эти полномочия, полномочия органов местного самоуправления, не касаются проблем военных. Поэтому наш коллега Курочкин и наш комитет по здравоохранению, видимо, в общем-то, справедливо и основательно обосновывают свою позицию, потому что организованное участие военнослужащих в решении проблем органов местного самоуправления... В общем-то, здесь есть большой вопрос. Хотя военнослужащих можно ведь тоже делить на две категории. Одна категория - это офицеры, которые живут там и действительно участвуют в проблемах, связанных с местным самоуправлением, а вторая категория - это солдаты, которые приехали и уехали, они зачастую не участвуют. Поэтому мне кажется, на 80 процентов, если можно математически так выразиться, Виктор Васильевич Курочкин правильно ставит вопрос, но на 20 процентов остаются проблемы, связанные с офицерами. Поэтому фракция "ЯБЛОКО" поддерживает этот законопроект и будет голосовать за, хотя остаются вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От аграриев нет? От "Народовластия" - депутат Безбородов Николай Максимович. БЕЗБОРОДОВ Н.М., депутатская группа "Народовластие". Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые коллеги! Консолидированного мнения в депутатской группе нет. Я выскажу свое мнение. Нельзя военнослужащих лишать конституционного права участвовать в выборах органов местного самоуправления. И так, как сегодня говорят, что за центральные органы, республиканские, российские, военнослужащие пусть голосуют, а за местные - нет, рассуждать нельзя. Мне, например, как командиру воинского коллектива небезразлично, кто избран в местные органы, потому что я ежечасно и ежедневно с ними взаимодействую. Спасибо. Я буду голосовать против этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "Российских регионов" - Лопатин Владимир Николаевич. ЛОПАТИН В.Н., депутатская группа "Российские регионы". Уважаемые коллеги, я напомню, что 12 мая, когда я предлагал законопроект об установлении прямого запрета для военнослужащих участвовать в деятельности политических партий, левое партийное большинство Государственной Думы проголосовало против данного законопроекта под тем предлогом, что это, дескать, ограничит избирательные права военнослужащих как граждан России, хотя законопроект имел абсолютно другое значение - прекратить растаскивание Вооруженных Сил по партийным "квартирам", и никакого запрета, и ограничения избирательных прав граждан он не предполагал. В то же самое время сегодня нам предлагается этим законопроектом установить ограничение избирательных прав граждан в погонах. И я просил бы, обращаясь к левому большинству нашего зала, нашей Государственной Думы, учесть это обстоятельство и те аргументы, которые высказывали вы в мае этого года, когда заботились о политических правах военнослужащих, использовать сегодня и не преодолевать вето Президента на данный закон, потому что и это будет реальным подтверждением вашей подлинной позиции. Потому что в случае, если мы этот закон примем, то реальные права военнослужащих как граждан России на участие в выборах будут существенно ограничены и этот закон будет носить антиконституционный характер. Поэтому я прошу не поддерживать данный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступления от фракций и депутатских групп состоялись. Заключительное слово представителя Президента - и голосование. Перед голосованием по мотивам может быть несколько слов сказано. КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я, прежде всего хотел бы обратить ваше внимание на некоторые передержки, прозвучавшие здесь. Я в первую очередь обращаюсь к Николаю Павловичу Медведеву. (Уважаемый Николай Павлович, я вас слушал, послушайте меня.) Если вы пытались слушать мое выступление, то я как раз и говорил, что я не возражаю против того, что военнослужащие срочной службы могут не участвовать в выборах органов местного самоуправления, а вы почему-то на этом строили свои возражения против меня. Я еще раз говорю: если депутаты считают, что это недопустимо, значит, это надо решать иными способами. Но вопрос в другом. Согласно действующему законодательству гражданин не может быть включен в два списка избирателей: по месту регистрации, то есть по месту прежнего жительства, и по месту прохождения службы. Таким образом, уважаемые депутаты, уважаемый депутат Курочкин, не может участвовать военнослужащий срочной службы в выборах федерального уровня, потому что он не может быть включен в список избирателей по месту прохождения службы. Вот же о чем речь! А вы, ратуя за чистоту выборов органов местного самоуправления, тем самым лишаете всех военнослужащих срочной службы участия в выборах на федеральном уровне и в федеральных референдумах. Я могу согласиться с депутатом Тотиевым в том, что возможно и чрезмерное влияние на выборы органов субъектов Федерации. Может быть. Еще раз об этом надо подумать, это надо считать. Но нельзя лишать военнослужащих срочной службы, проживающих и служащих на территории своего государства, права участвовать в выборах органов власти федерального уровня. Вы же вот этим законом лишаете их этого права. Таким образом, предлагается данный закон отклонить, а вопросы участия военнослужащих в выборах органов местного самоуправления решать иным способом. Кстати, реплика, прозвучавшая здесь, о том, что закон "Об основных гарантиях избирательных прав..." эту проблему решил, неверна. Закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" ограничивает лишь пассивное право военнослужащих на участие в выборах. То есть они не могут избираться в органы местного самоуправления, но избирать могут, запрета нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово... (Выкрики из зала.) Достаточно, коллеги, все прояснено, все определите голосованием. По мотивам депутат Тотиев уже выступал. Сейчас - депутат Макашов, и голосуем. Макашов, пожалуйста. МАКАШОВ А.М. Действительно, воинские коллективы в отдельных местностях часто играют решающую роль, потому что, допустим, в Кургане Курганское авиационное политическое училище, референдум по Советскому Союзу... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альберт Михайлович, очень коротко. МАКАШОВ А.М. Заканчиваю. Если бы не перебивали, уже бы закончил. ...которым командовал генерал Безбородов, проголосовало больше 60 процентов против Советского Союза. Вот как один начальник может сыграть на референдуме или на другом... Но солдат, сержант должен голосовать! А кто хочет оказывать влияние, должен работать в этих воинских коллективах, повторяю: работать. И своим товарищам об этом говорю. И если сегодня на контрольно-пропускных пунктах кого-то там не пускают... (Выкрики из зала.) Не имеем права мы лишать солдата, надо работать в этих коллективах и тогда... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тотиев Сергей Александрович, 30 секунд, не более. По мотивам голосования, очень коротко. ТОТИЕВ С.А. Спасибо, Борис Юрьевич. Просят все депутаты, все ссылаются на Конституцию. Так вот, во все штабы, во все армии ежеквартально уходят директивы: никого к солдатам не подпускать - ни депутатов, ни общественных деятелей. И по выборным делам тоже никого не допускают. Как кандидат может повлиять или работать с этой аудиторией, если его не пускают? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы указанный закон принять в ранее принятой редакции по предложению комитета? Прошу определиться голосованием. Закон отклонен Президентом, комитет предлагает преодолеть вето. Идет голосование. Кто без карточки? Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 10 сек.) Проголосовало за 117 чел. 26,0% Проголосовало против 87 чел. 19,3% Воздержалось 3 чел. 0,7% Голосовало 207 чел. Не голосовало 243 чел. Результат: не принято Не принимается. Вето не преодолено.
Заседание № 264
О Федеральном законе "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (по вопросу регистрационного учета военнослужащих; в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
и судебно-правовой реформе, фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, обратился к нам с письмом Виктор Васильевич Курочкин, который должен был докладывать шестой вопрос - законопроект об изменениях в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения...". Дело в том, что мы его направили в Дагестан, и он сегодня не может докладывать. Просьба перенести вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перенести шестой вопрос.
Заседание № 238
О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (по вопросу регистрационного учета военнослужащих; принят в первом чтении 14 сентября 1998 года с названием "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые депутаты, рассматриваем вопрос 12 повестки дня: "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Пожалуйста, Виктор Васильевич Курочкин. КУРОЧКИН В.В., депутатская группа "Российские регионы". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Напомню вам, что данный законопроект, внесенный Московской областной думой и принятый нами в первом чтении 14 мая прошлого года, вносил изменение в статью 7 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Суть данного изменения: из перечня случаев, служащих основанием для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства, исключается призыв на военную службу, на срочную военную службу. Обоснования. Первое. В случае снятия призывника с регистрационного учета по месту жительства у солдата, увольнявшегося затем в запас, возникали проблемы и с пропиской в родных местах (особенно это касается крупных городов - Москвы, Питера), и с жильем. Были факты: пока солдат был на службе, родственники продавали жилье, и он, когда возвращался, оставался без квартиры. Данная поправка позволяет исключить такие факты. И второе, не менее важное обстоятельство. Данная поправка стыкуется со статьей 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав...", которая устраняет манипулирование голосами избирателей на выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований. После принятия законопроекта в первом чтении поступила всего одна поправка, она учтена. Поправка касается введения в действие данного закона с 1 января 2000 года, чтобы была возможность за это время (это предложение Правового управления Аппарата Государственной Думы) внести соответствующие изменения в другие законы в связи с принятием данного закона. И последнее. Сегодня в адрес председателя Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Анатолия Ивановича Лукьянова из Центральной избирательной комиссии за подписью секретаря ЦИК Вешнякова поступило письмо, в котором он предлагает не рассматривать данный законопроект, так как якобы не были учтены предложения ЦИК. Но, как указывает сам Вешняков, эти предложения были направлены не в Государственную Думу, а в Совет Федерации. Их запрашивал Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. Что касается сути этих предложений, то это учтено. Господин Вешняков предлагал внести вместе с принятием данного закона соответствующие изменения в другие законы. Но мы внесли поправку, я уже сказал, в соответствии с которой данный закон вступает в силу с 1 января 2000 года. Это позволяет при необходимости внести соответствующие изменения в наше законодательство. Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе предлагает принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У фракций и депутатских групп есть вопросы? У депутатов? Никитчук. Потом - Захаров. Пожалуйста, депутату Никитчуку включите микрофон. НИКИТЧУК И.И. Уважаемый Виктор Васильевич, а почему нам этот закон не ввести, скажем, с 1 июля этого года? Выборы впереди, если уж мы к выборам привязываем. Что, за полгода нельзя внести поправки в законы? КУРОЧКИН В.В. Дело в том, что это касается выборов в органы местного самоуправления, в органы субъектов Российской Федерации. В федеральных выборах военнослужащие участвуют, независимо от того, где они прописаны - стоят ли они по месту жительства на регистрационном учете или по месту дислокации воинских частей. Поэтому в этом плане все нормально. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Константинович Захаров. ЗАХАРОВ А.К. Уважаемый Виктор Васильевич, мой вопрос в развитие того, о чем спросил депутат Никитчук. Мне кажется, что целесообразнее было бы ввести этот закон с 1 декабря 1999 года, поскольку в целом ряде субъектов Федерации выборы в Государственную Думу будут совмещены с выборами в органы местного самоуправления. Это в целом ряде случаев, может быть, даже будет носить массовый характер. Если наш закон войдет в действие с 1 января 2000 года, то это означает, что выборы будут происходить по старой схеме. Если же мы всего на месяц передвинем срок введения этого закона, то есть введем его с 1 декабря, то с точки зрения внесения поправок в законодательство это как бы ненамного усилит спешку, а с точки зрения законности при выборах в органы местного самоуправления это резко оздоровило бы ситуацию. Поэтому я предлагаю все-таки внести такую поправку. Если ее нельзя внести с голоса, то, может быть, тогда отложить на день рассмотрение, я готов подать ее в письменном виде. КУРОЧКИН В.В. Я с этим согласен, тем более что Анатолий Иванович Лукьянов только что подошел и сообщил свое мнение. Мы готовы принять эту поправку: ввести не с 1 января 2000 года, а, как предлагается, с 1 декабря 1999 года. Это техническая поправка, это можно принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, больше нет вопросов, я смотрю, да? Есть. Вишняков Виктор Григорьевич. ВИШНЯКОВ В.Г. Виктор Васильевич, вы напрасно так охотно соглашаетесь с непродуманными, на мой взгляд, предложениями о том, чтобы отсрочить введение в действие чрезвычайно важного закона. Суды, прокуратура и правоохранительные органы города Москвы уже несколько лет ведут эти дела - там столько жалоб, столько несоответствия справедливости и так далее. Надо вводить это быстрее, быстрее. Но это по поводу обсуждения здесь. И к вам вопрос. Вы в своем сообщении все время говорите о солдатах. Но ведь идет речь о военнослужащих. Это более широкое понятие. Вы офицеров-то включаете в это понятие "военнослужащие"? КУРОЧКИН В.В. Мы речь ведем только о военнослужащих срочной службы. Потому что в законе Российской Федерации, в который мы вносим изменения, в перечне случаев, служащих основанием для снятия гражданина с регистрационного учета, речь идет о призыве на военную службу (на основании сообщения военного комиссариата). То есть речь идет о служащих срочной службы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Срочная служба. Есть ли еще вопросы? Представитель Правительства. Пожалуйста, Геннадий Николаевич. БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый докладчик, уважаемые депутаты! У нас проходят военную службу по призыву не только солдаты, но и офицеры тоже, те военнослужащие, которые призываются в соответствии с указом Президента на два года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, есть еще вопросы? Нет вопросов. Уважаемые коллеги, тогда возьмите, пожалуйста... Есть всего одна поправка, да? ИЗ ЗАЛА. И техническая поправка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. Я поставлю на голосование данную поправку, она всего лишь одна в таблице. Мнение комитета - принять. Согласиться с предложением комитета принять данную поправку. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 00 сек.) Проголосовало за 285 чел. 63,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 285 чел. Не голосовало 165 чел. Результат: принято Включите микрофон Лукьянову Анатолию Ивановичу. По технической поправке что, как нам это лучше сделать? Наверное, техническую поправку голосовать не надо или как? ЛУКЬЯНОВ А.И. Нет, внесено было предложение двумя нашими депутатами. Вместо "вступает в действие с 1 января 2000 года" написать: "...с 1 декабря 1999 года". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну да, это уже не техническая поправка. ЛУКЬЯНОВ А.И. Поэтому есть просьба: отдельно ее проголосовать и решить. Но не надо тут бумагу изводить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, здесь имеется в виду разница в месяц, а по сути дела - разные годы. Ставлю на голосование предложение депутатов Захарова, Шейниса, Никитчука в той редакции, которую огласил Анатолий Иванович Лукьянов, - с 1 декабря 1999 года. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 22 сек.) Проголосовало за 318 чел. 70,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел. Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование: принять проект закона во втором чтении. Ну, наверное, его и в третьем можно будет принять. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 53 сек.) Проголосовало за 338 чел. 75,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел. Результат: принято Принимается. Анатолий Иванович, была лингвистическая и всякая другая экспертиза? Виктор Васильевич Курочкин, пожалуйста. Включите микрофон Курочкину. КУРОЧКИН В.В. Уважаемые коллеги, все процедуры, связанные с принятием законопроекта в третьем чтении, проведены. Поэтому я прошу палату принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, уважаемые депутаты, если нет возражений, я ставлю на голосование: принять в третьем чтении. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 48 сек.) Проголосовало за 341 чел. 75,8% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 175
О проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (о регистрационном учете по месту жительства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 12 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О праве граждан на свободу передвижения..." (о регистрационном учете по месту жительства). Доклад представителя Московской областной думы Сергея Семеновича Алексеева. Приготовиться Виктору Васильевичу Курочкину. Пожалуйста, Сергей Семенович. Просьба очень коротко, у нас время очень ограничено. Пожалуйста. АЛЕКСЕЕВ С.С., представитель Московской областной думы. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представлена законодательная инициатива Московской областной думы о внесении изменений в статью 7 "Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства" закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Суть поправки заключается в том, чтобы из вышеназванной статьи исключить как основание снятия с регистрационного учета призыв на военную службу на основании сообщения военного комиссариата. Законопроект подготовлен в целях создания правовой гарантии обеспечения свободной реализации избирательных прав граждан, поскольку наличие такой нормы допускает возможность искажения результатов выборов при голосовании по месту прохождения военной службы. Гражданин, призванный на военную службу, не меняет места жительства, а временно призывается для выполнения своего долга - службы в Вооруженных Силах. Таким образом, граждане Российской Федерации, призванные на военную службу и снятые с регистрационного учета, лишаются избирательного права при выборах органов государственной власти и местного самоуправления по месту их постоянного проживания. Чтобы разрешить вышеперечисленные проблемы, необходимо внести в статью закона поправку, согласно которой гражданин Российской Федерации при призыве на военную службу не снимается с регистрационного учета по месту жительства. То есть реализуется правовая норма, установленная частью первой статьи 5 названного закона. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства. Наша поправка также не противоречит Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Семенович. Пока присаживайтесь, пожалуйста. Виктор Васильевич Курочкин - от комитета по законодательству. А где у нас Курочкин? Анатолий Иванович, вы можете от комитета? А, с места? Пожалуйста, пожалуйста. Депутат Курочкин - с места. КУРОЧКИН В.В., депутатская группа "Российские регионы". Уважаемые коллеги, я очень коротко. Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе поддерживает данную инициативу Московской областной думы и считает, что при принятии законопроекта будет снято противоречие, заключающееся в том, что военнослужащие, временно отсутствующие по месту жительства в период прохождения службы, не обязаны сниматься с регистрационного учета по месту жительства, и этим устраняется возможность манипулирования их голосами на выборах по месту службы по приказу командования. Принятие законопроекта также поддерживают комитеты Государственной Думы по аграрным вопросам, по труду и социальной политике, парламент Республики Северная Осетия - Алания, Архангельское областное собрание депутатов, Сахалинская областная дума, Законодательное собрание Красноярского края, Верховный Хурал Республики Тыва, Государственная дума Ярославской области, Государственный Совет Чувашской Республики. Получено также положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчикам по данному вопросу? Есть. Георгий Иванович Тихонов, пожалуйста. ТИХОНОВ Г.И. Вопрос к докладчику. Где будет голосовать солдат, призванный в армию? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Семенович. АЛЕКСЕЕВ С.С. Военнослужащий, призванный на действительную военную службу, будет участвовать в федеральных выборах по месту их прохождения, а... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) АЛЕКСЕЕВ С.С. Как на каком? Он гражданин России, он и будет участвовать, принимать участие в выборах там, где будет проходить... Имеются в виду выборы федеральные. А там, где будут проходить местные выборы, достаточно инструкции избиркома, и он будет осуществлять свое волеизъявление. Или письменно направлять... Это дополнительные, так сказать, незначительные проработки, которые не будут ущемлять его в правах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Ждакаев, пожалуйста, ваш вопрос. ЖДАКАЕВ И.А., депутатская группа "Народовластие". У меня вопрос Сергею Семеновичу Алексееву. Сергей Семенович, вы прекрасно понимаете, как голосами военнослужащих во время выборных марафонов спекулируют и манипулируют. И вот я тут услышал, Курочкин сказал, что Сахалинская областная дума поддержала, другие думы. Да. Видимо, там нравится, когда сперва военнослужащие в одном округе проголосуют, потом их перевозят машинами в другой округ, они там проголосуют. Он живет в Москве, прописан в Москве, а служит на Сахалине. И как этот голос потом определить? Вы говорите: местные выборы, какие-то инструктивные письма, он будет по письменным заявлениям голосовать. Я думаю, что в каком-то театре абсурда нахожусь. Как можно... По месту жительства голосуют или по месту прохождения службы? Я думаю, вы здесь чего-то недоговариваете. Поэтому хотел бы от вас конкретно услышать ответ об этих манипуляциях. И нужен ли вообще этот закон большинству населения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите на карточку Курочкина Сергею Семеновичу Алексееву, представителю Московской областной думы, микрофон. АЛЕКСЕЕВ С.С. Я думаю, что этот закон необходим. А манипуляции вот именно при таком подходе исключаются, когда военнослужащий будет голосовать только там, где он до этого проживал, до призыва на военную службу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вишняков Виктор Григорьевич, пожалуйста, ваш вопрос. ВИШНЯКОВ В.Г., фракция Либерально-демократической партии России. Ну, все понятно, действительно идут манипуляции. Но речь-то сейчас о чем? Ведь депутаты добиваются от вас, уважаемые авторы законопроекта, ответа, как обеспечиваться будет право военнослужащего голосовать по месту его жительства, откуда он призывался? А вы все что-то крутите. Масса же наших воинских частей за рубежом. Как будет обеспечиваться их конституционное право на участие в выборах, на участие в голосовании? Вот об этом идет речь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Курочкину. КУРОЧКИН В.В. Уважаемые коллеги, я еще раз обращаю внимание, что при выборах федеральных органов власти военнослужащие голосуют по месту службы, как все граждане Российской Федерации. В выборах местных органов власти - областной Думы, губернатора края - они не участвуют. И этим исключается возможность манипулирования их голосами. Вот на это и направлен закон. То есть мы снимаем из закона о свободе передвижения... Там есть статья 7, есть перечень случаев, в ходе которых военнослужащий может быть снят с регистрационного учета по месту жительства. Мы снимаем пункт - "призыв на военную службу". То есть в этом случае от военнослужащего не будут требовать обязательного снятия с регистрационного учета. Это во-первых. И во-вторых, за ним сохраняется место жительства, за ним сохраняется жилье. Потому что в случае сохранения этого пункта, при выполнении данной нормы закона, мы обязаны снять военнослужащего с учета по месту жительства и поставить его на учет по месту службы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все, уважаемые коллеги, вопросы все. Есть ли желающие выступить от фракций и депутатских групп по данному вопросу? Не вижу. Пожалуйста, Волков Владимир Николаевич - от КПРФ. ВОЛКОВ В.Н. Уважаемые коллеги, если действительно военнослужащие будут исключены из участия в местных выборах, то такой подход надо поддержать. Я убедился, например, по Нижегородской области. Под городом Богородском стоит бригада ОМОН, и там в приказном порядке привезли военнослужащих на избирательный участок, и все как один проголосовали за кандидата Склярова. Как командир сказал, так и произошло. И вот такая манипуляция позволяет набирать голоса, но это отнюдь не волеизъявление военнослужащих. Никакого волеизъявления там не было. Поэтому я такую позицию поддержал бы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Иванович Лукьянов, пожалуйста, еще раз от комитета. ЛУКЬЯНОВ А.И. Уважаемые депутаты, всего несколько слов. Как раз об этих случаях, о которых говорил сейчас депутат Волков, и множестве других случаев идет речь. Нельзя допустить, чтобы войска, перемещаясь, влияли на выборы в местные органы. Часто их - войск и солдат - больше, чем самих избирателей. Поэтому комитет единогласно поддержал этот проект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жебровский Станислав Михайлович - от фракции ЛДПР. Пожалуйста. ЖЕБРОВСКИЙ С.М. Я думаю, что к этому законопроекту надо подойти со всей серьезностью, потому что в нем действительно заложены хорошие принципы, которые помешают манипулировать. Но надо подойти с единой позиции: любой призванный на военную службу военнослужащий должен всегда голосовать по месту жительства. Ведь когда будут общефедеральные выборы (я имею в виду в данном случае президентские), точно так же голосами военнослужащих будут манипулировать. Когда будут выборы в Государственную Думу, то и голосами по партийным спискам будут манипулировать, а по одномандатным округам будут вообще способны изменить ситуацию в другую сторону. То есть будет такая же возможность фальсификации, как во время выборов губернаторов или каких-то местных выборов. Поэтому нужно законопроект поддержать, но все-таки перейти на единую позицию, которая ничего не будет запутывать: голосуют всегда по месту жительства. Для этого - отдельные бюллетени, и, так сказать, через письма можно обеспечить такое голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Еще есть выступающие от фракций? Альберт Михайлович, от вас уже двое выступили. Ставится на голосование: принять данный закон в первом... По мотивам?.. Извините, пожалуйста, я не догадался, что вы там сидите от "Народовластия". Депутат Камышинский - по мотивам. КАМЫШИНСКИЙ Н.А. Уважаемые коллеги, решая действительно, может быть, важный вопрос, мы можем попасть совершенно в другую ловушку. В какую? Ну, мы прекрасно понимаем, что этими голосами манипулировали сегодня, будем говорить, официально, а завтра будут - неофициально. Тот, кто имеет большие деньги в том или ином регионе, берет список в военкомате и по всем воинским частям за 100 рублей просит письмо прислать о голосовании за его кандидатуру. Как мы это можем пресечь своей поправкой? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Акимович, давайте сейчас мы проголосуем законопроект, а если у вас будут идеи ко второму чтению, как это учесть, вы внесете соответствующую поправку. Ставится на голосование: принять данный законопроект в первом чтении. Идет голосование в первом чтении законопроекта, внесенного Московской областной думой. Комитет по законодательству поддерживает единогласно. Кто без карточки или не успел проголосовать? Депутат Никитчук - за. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 16 сек.) Проголосовало за 243 чел. 54,0% Проголосовало против 6 чел. 1,3% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 250 чел. Не голосовало 200 чел. Результат: принято Законопроект принимается.