Заседание № 55
27.10.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 97023485-2 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве Международного банка реконструкции и развития в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3963 по 4206 из 5298
Пункт 4, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве Международного банка реконструкции и развития в Российской Федерации". Доклад Валерия Васильевича Лощинина, официального представителя Правительства Российской Федерации, первого заместителя министра иностранных дел Российской Федерации. Пожалуйста, Валерий Васильевич. Валерий Васильевич, а нельзя эти три вопроса объединить в один доклад? Можно? Спасибо. Тогда, коллеги, одновременно прослушаем также доклад о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международной финансовой корпорацией о Постоянном представительстве Международной финансовой корпорации в Российской Федерации" и "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным валютным фондом о Постоянном представительстве Международного валютного фонда в Российской Федерации". Пожалуйста, Валерий Васильевич. ЛОЩИНИН В. В. Спасибо. Мы поддерживаем это предложение, тем более что соглашения по содержанию, по сути и даже по форме идентичны, поэтому рационально и разумно рассматривать их одновременно. Эти соглашения по международным финансовым институтам, являющимся в соответствии с конвенцией ООН 1947 года о статусе специализированных учреждений международными организациями, были подписаны еще в 1996-1997 годах. С тех пор эти документы были предметом тщательного рассмотрения, обсуждения в различных министерствах и ведомствах, в правительстве и в Государственной Думе. В силу различных обстоятельств, которые требовали такого внимательного подхода, ратификация несколько затянулась. Следует отметить, что предоставляемые соглашениями иммунитеты и привилегии, а именно об этом идет речь в основном в этих документах, не выходят за рамки тех, которые предоставляются дипломатическим миссиям и органам системы ООН. Так что ничего необыкновенного и нового в этих документах нет. Соглашения содержат правила и положения, идентичные тем, которые содержатся в ряде других международных соглашений Российской Федерации, в том числе в ратифицированном Государственной Думой 3 июля 1998 года Соглашении между Правительством Российской Федерации и Международной организацией труда о Бюро Международной организации труда в Москве от 5 сентября 1997 года. Россия настроена на продолжение интенсивного многопланового сотрудничества с международными финансовыми организациями и намерена играть более активную роль в этих институтах. Очень важное значение имеет наше сотрудничество с МВФ, МБРР и МФК в таких областях, как международная помощь развитию, борьба с бедностью, реформа мировой финансовой архитектуры, противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма и другие. Наличие постоянных представительств облегчает взаимодействие России и различных структур упомянутых организаций. Основной задачей сотрудничества России с Международным банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией является не столько получение дешевых и долгосрочных кредитов и кредитных ресурсов, сколько анализ международного опыта реформ, проведение независимой оценки хода и результатов социально-экономических преобразований, осуществление совместных проектов, которые могли бы стать катализатором важных институциональных изменений, обеспечивающих основу стабильного и долгосрочного развития. Учитывая изложенное и исходя из того, что предоставляемые по указанным соглашениям иммунитеты и привилегии не выходят за рамки тех, которые имеют дипломатические представительства и международные организации, действующие в Российской Федерации, вносим предложение ратифицировать соглашения о постоянных представительствах, все три соглашения, - с Международным валютным фондом, с Международным банком реконструкции и развития и Международной финансовой корпорацией. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Васильевич. Содоклад по трем законопроектам сделает заместитель председателя Комитета по международным делам Василий Федотович Кузнецов. С места. Включите, пожалуйста, микрофон. КУЗНЕЦОВ В. Ф., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Предлагаемые к ратификации соглашения были внесены в 1997-1998 годах и с тех пор не рассматривались Государственной Думой, хотя в 1998 году, 3 июля 1998 года, было ратифицировано подобное соглашение между Правительством Российской Федерации и Международной организацией труда (МОТ). Сами представительства созданы и существуют де-факто в соответствии с предлагаемыми к ратификации соглашениями. Соглашения о создании постоянных представительств отвечают нормам конвенции ООН 1947 года, они предоставляют созданным представительствам и их сотрудникам статус, которым пользуются дипломатические миссии. Предлагаемые иммунитеты и привилегии не выходят за рамки тех, которые предоставляются дипломатическим миссиям и органам системы ООН, а МБРР, МФК и МВФ - это международные межправительственные организации, которые исходя из статьи 63 и пункта 2 статьи 57 Устава ООН являются специализированными учреждениями ООН. Как уже говорили, Россия давно является членом вышеназванных организаций и постепенно из должника превратилась в равноправного партнера, полноправного члена мирового экономического сообщества. В этой связи становится актуальным, помимо договоренностей по открытию представительств данных организаций в России, достигнутых на уровне Правительства Российской Федерации, придать данным договоренностям законодательное закрепление, что послужит жестом признания равных условий участия в данных организациях со стороны Российской Федерации. На основании вышеизложенного Комитет по международным делам предлагает одобрить ратификацию данных трех соглашений. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Федотович. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопрос. Никитин Владимир Петрович, пожалуйста. НИКИТИН В. П. У меня вопрос и к представителю правительства, и к представителю профильного комитета. Скажите, в чем все-таки необходимость ратификации соглашений, подписанных в 1997 году? Каким вы видите сотрудничество с Международной финансовой корпорацией и Международным валютным фондом? Что означает понятие освобождения от судебного преследования по отношению к сотрудникам этих организаций, которое упоминается в этих соглашениях? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Васильевич. ЛОЩИНИН В. В. Я вкратце доложу, что за время сотрудничества с Международным валютным фондом - а кстати, это сотрудничество продолжается и сегодня, и не только потому, что мы своевременно и даже с опережением выплачиваем долги по кредитам, - Россия взяла у этой организации займов на сумму 22 миллиарда долларов. Перед фондом сейчас осталась задолженность 4,1 миллиарда долларов. Общая сумма займов, которые мы получили у Международного банка реконструкции и развития, составляет почти 10 миллиардов долларов, задолженность перед банком составляет 6,2 миллиарда долларов. Выплаты по задолженности в 2004 году должны составить почти миллиард долларов. Но в целом рейтинг портфеля России в этих институтах является одним из самых высоких. В последнее время особую активность в России проявляет Международная финансовая корпорация, и мы с нею работаем. Она приняла стратегическое решение по существенному увеличению своего российского портфеля, и МФК осуществляет на территории России более пятидесяти проектов на общую сумму около 800 миллионов долларов. Почему необходимо ратифицировать? Дело в том, что эти соглашения подлежат ратификации, нужно соблюсти все правила игры. Коль скоро мы их подписали и они действуют с момента подписания, - с тех пор никаких, кстати, претензий со стороны каких-либо министерств и ведомств в этой связи к российской стороне и к этим институтам не возникало - просто необходимо выполнить наши обязательства, а обязательства заключаются в том, что мы должны ратифицировать эти документы. Благодарю вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Федотович Кузнецов, пожалуйста, с места. КУЗНЕЦОВ В. Ф. В соглашениях оговаривается обязательство представительств не допускать злоупотреблений привилегиями и иммунитетом и не использовать свои помещения для укрывательства лиц, скрывающихся от правосудия. Устанавливается, что привилегии и иммунитет предоставляются в интересах международной организации, а не личной выгоды отдельных лиц. Поэтому мы считаем, что это в рамках конвенции ООН, и подобные соглашения у нас и раньше были заключены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Еще есть вопросы? Нет. Кто хотел бы выступить? Владимир Петрович Никитин. НИКИТИН В. П. Наверное, правильно, что мы объединили три эти вопроса, чтобы просматривать проблему в комплексе. И я не буду выступать по соглашению, которое регулирует наши отношения с Мировым банком. Там действительно за эти годы в этой сфере было много проектов, было много и нарушений - у нас есть материалы Счетной палаты. Мы видели, как многие эксперты Мирового банка наживались на консультациях, и значительная часть кредитов, которая висит на России по этой линии, - это, по сути дела, оплата вот этих доброхотов-консультантов. Я хотел бы остановиться на двух соглашениях, связанных с Международной финансовой корпорацией и с Международным валютным фондом. Может быть, не все депутаты, присутствующие в этом зале, знают, что такое Международная финансовая корпорация. Это как раз те добровольцы, которые приехали в нищую Россию в начале 90-х годов для того, чтобы помочь нам провести приватизацию, перестроить нашу экономику, и они как раз организовывали первые чековые аукционы. Это были те эксперты, консультанты, которые наводнили в то время ведомство господина Чубайса. И во многом благодаря их советам Россия в начале 90-х годов ушла от программы именных приватизационных счетов, от той схемы приватизации, которая должна была идти в интересах большинства людей, а скатилась к чековой приватизации, плоды и результаты которой мы видим. Поэтому то, что в тексте соглашения с Международной финансовой корпорацией есть пункт о том, что их сотрудники освобождаются от судебного преследования, наводит на мысль: поскольку политические силы в России, тесно с ними связанные в свое время, потерпели поражение, может быть, будут проведены расследования, в том числе и судебного характера, которые позволят кого-то из них на полном основании, в соответствии с российскими законами, международным правом привлечь к ответственности. Если вы знакомы с докладом бывшего руководителя Госкомимущества Полеванова, то знаете, что было очень много нарушений при проведении тех чековых аукционов. По сути дела, разворовывалась собственность - огромные промышленные гиганты, научно-производственные комплексы, которые существовали в Российской Федерации в тот период, в том числе напрямую в интересах западных конкурентов этих компаний, когда скупались за бесценок пакеты акций и наши предприятия разорялись, а рабочие выбрасывались на улицу. Что касается соглашения с Международным валютным фондом, здесь история еще почище. Эта структура за время своей деятельности ни в одной стране, где она бралась помочь провести либеральные реформы и отладить работу рыночных механизмов, вообще не добилась никакого успеха, а всё довела до ручки. И с этой точки зрения ситуация в России абсолютно ничем не отличалась от того, что произошло во многих других развивающихся странах. Поэтому, ратифицируя этот договор и еще предоставляя им привилегии и иммунитеты, мы, во-первых, забываем тот плевок, который они в нашу сторону бросили, а с другой стороны, опять-таки прикрываем их, поскольку соглашения составлены по одному трафарету, от возможных судебных преследований. О чем идет речь? Вы помните, какой период переживала наша страна в 1998 году, вы помните этот ужасный дефолт, который разорил многих наших граждан, многие наши предприятия, но мало кто, наверное, знает, что в июне 1998 года Государственная Дума сделала специальное обращение в адрес руководства Международного валютного фонда, чтобы Российской Федерации не был предоставлен транш в 4,8 миллиарда долларов, который успешно получил Чубайс, отправившись со специальной миссией по поручению президента Ельцина. Это тот транш, концы которого проходили через Банк оф Нью-Йорк, через различные структуры в Европе и в Австралии, следствие по которому ведется в различных странах мира, и следствие это еще далеко не закончено. Поэтому благодарить Международный валютный фонд за то, что он сделал в нашей стране, и, более того, включать пункт о том, что они неподсудны при любых поворотах ситуации, я считаю, и юридически, и политически абсолютно неправильно. Поэтому я хотел бы обратиться не только к своим единомышленникам, но и к представителям фракции "Единая Россия", чтобы они хорошо еще раз подумали на этими вот двумя соглашениями. Зачем им брать на себя такую ответственность и такое, возможно, пятно на свою репутацию, если те организации, которые действовали в России и соглашения с которыми нам предлагают сейчас ратифицировать, натворили столько бед с такими последствиями, что это сейчас понятно каждому рядовому гражданину Российской Федерации? Ведь семь лет пролежали эти соглашения. Ну, применялись они... Нет, вдруг сегодня приспичило тащить их на ратификацию, в то время когда мы действительно практически сворачиваем сотрудничество с Международным валютным фондом - мы не нуждаемся ни в их советах, ни в их денежных ресурсах и досрочно погашаем ту задолженность, которая возникла, хотя и в этих долгах надо было бы хорошо покопаться. Аналогичная в принципе ситуация с Международной финансовой корпорацией. Поэтому никакой необходимости ратифицировать их нет, это умрет само по себе, но это не будет закрывать возможность работы соответствующим органам, не будет связывать им руки для установления истины - что происходило в начале и в середине 90-х годов в Российской Федерации. Фракция "Родина" будет голосовать против этих соглашений. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4230 по 4248 из 5298
На голосование ставится проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве Международного банка реконструкции и развития в Российской Федерации". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 52 сек.) Проголосовало за 342 чел.76,0% Проголосовало против 55 чел.12,2% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3% Результат: принято Принято.