Заседание № 108

19.06.1997
Вопрос:

О проекте федерального закона о подоходном налоге с физических лиц.

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4831 по 5210 из 7631
Пожалуйста, пункт 7 - о проекте федерального закона о подоходном налоге с       
физических лиц. Докладчики - Юрий Иванович Чуньков и Нина Петровна Данилова.    
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЧУНЬКОВ Ю.И. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Пожалуй, это     
сейчас основной экономический, финансовый, социальный закон, но мы его под      
конец рабочего дня и при малом числе, но тем не менее.                          
                                                                                
Субъекты права законодательной инициативы предлагают вам при нынешнем уровне    
доходов физических лиц в Российской Федерации увеличить консолидированный       
бюджет России как минимум на 100 триллионов рублей и так же в каждом            
следующем году. Мы полагали бы, что надо принять этот закон, ввести его в       
действие с 1 июля, получить оставшиеся 50 триллионов рублей и просить           
Правительство отозвать законопроект о секвестре, потому что никого              
секвестровать, обрубать не надо было бы. Но так не получается. Принят в         
первом чтении проект Налогового кодекса, и там есть раздел XI "Подоходный       
налог с физических лиц", поэтому как раз имеет смысл сейчас обсудить            
предлагаемый проект закона.                                                     
                                                                                
Несмотря на то что я назвал такие большие цифры, которые можно получить за      
счет введения в действие этого налога, тем не менее проект закона не носит      
фискального или конфискационного характера. Посмотрите, пожалуйста, подпункт    
"г" пункта 5 статьи 1 проекта: доходы физических лиц, направленные на           
инвестирование внутри предприятий и по программам органов власти, вообще        
освобождаются от налогов. Пусть россияне накапливают собственность, но не в     
коттеджах и в долларах, а в производстве и в торговле. Собственно, это          
полностью снимет проблему бегства наших денег, наших долларов за рубеж. Мы      
тщательно изучили зарубежный опыт налогового законодательства, именно в этой    
части, и таких льгот, по крайней мере на Западе, не обнаружили.                 
                                                                                
Предложенная концепция закона существенно отличается от ныне действующего       
закона и от проголосованного уже в первом чтении Налогового кодекса. Я имею в   
виду раздел XI проекта Налогового кодекса.                                      
                                                                                
В чем, на наш взгляд, недостаточность нынешнего законопроекта и предлагаемого   
проекта кодекса? Во-первых, налогообложение значительно в меньшей части...      
Доходы физических лиц не подпадают под процесс налогообложения. Была            
тщательно проанализирована статистика последних лет. По данным налоговых        
служб и статистических служб, сейчас выпадает из-под налогообложения до 85      
процентов доходов физических лиц, ну, называются более конкретные цифры, то     
есть облагается всего 18 процентов доходов физических лиц.                      
                                                                                
Не входят в базу налогообложения доходы от долей собственности, недвижимости,   
капиталов, депозитов, вкладов, акций, аукционного и игорного бизнеса,           
предпринимательской деятельности физических лиц и так далее. Вот целые          
направления, целые глыбы доходов.                                               
                                                                                
Облагается налогами практически только заработная плата. Это трудящиеся,        
рабочие - вот основная категория, кто является налогоплательщиками. Это         
первое.                                                                         
                                                                                
Во-вторых, действующий законопроект и проект Налогового кодекса исходят из      
уравнительного принципа получения доходов физическими лицами, как это было      
при социализме. Но у нас сейчас буйный капитализм, а делается попытка этот      
островок социализма перенести в налогообложении на новый класс собственников,   
который у нас появился.                                                         
                                                                                
В-третьих. Тяжесть сбора налогов с физических лиц по действующему закону        
перенесена на людей с низкими доходами. К сожалению, проект Налогового          
кодекса, и я об этом говорил при обсуждении, еще больше переносит эту тяжесть   
на эти же самые малоимущие слои населения и в значительной мере высвобождает    
из-под налогообложения состоятельную часть общества, богатых. Вот смотрите, я   
эти цифры вам напомню. На низшем полюсе налоги увеличиваются по кодексу с 12    
процентов до 15 процентов, а на противоположном полюсе, где богатые (то есть    
банкиры, коммерсанты, директора), налоги уменьшаются с 35 процентов до 30       
процентов. Да еще налог с покупок будет усугублять ситуацию малоимущих, и       
очень значительно. То есть фактически налоговое бремя на малоимущих очень       
сильно по этому кодексу увеличивается.                                          
                                                                                
В-четвертых. В действующем законе (и эта же тенденция сохраняется в проекте     
Налогового кодекса), очень большое количество исключений и льгот. Сейчас 85     
процентов налогоплательщиков (я имею в виду налог с физических лиц) подпадают   
под исключения и льготы. И сам закон фактически стал уже исключением.           
Повторяю, эта тенденция заложена в Налоговом кодексе.                           
                                                                                
В чем состоят концептуальные положения предлагаемого проекта закона?            
                                                                                
Во-первых (прошу обратить внимание, это очень важное положение, я хотел бы,     
чтобы мы все осмыслили коллективно), по опыту Франции предлагается совершенно   
новая для России концепция расчета налогов - семейное налогообложение. Суть     
вот в чем. Доходы членов семьи суммируются, определяется средний душевой        
доход семьи в текущем году или в текущем месяце, и эта величина облагается      
налогом по ставкам, указанным в законе. Иждивенцами признаются члены семьи, в   
основном дети, не имеющие своих источников дохода, а также инвалиды первой и    
второй групп, но их пособие уже включается в совокупный доход семьи и           
рассчитывается.                                                                 
                                                                                
Во-вторых. Существенно расширяется налогооблагаемая база (вот тот самый         
существенный недостаток нынешнего законодательства и предлагаемого Налогового   
кодекса) за счет включения в нее всех доходов населения. С одной стороны -      
пенсии, социальные пособия вот на этом полюсе нищеты, с другой стороны - доля   
собственности, недвижимость, проценты по депозитам, проценты по вкладам (я      
повторяю: не сами вклады и депозиты, а проценты, то есть доход на эту           
собственность), облигации, премии, выигрыши, подарки от юридических лиц и       
тому подобное, - здесь буквально можно исписать две-три страницы, перечисляя,   
что у нас не облагается налогом. Это все будет входить в налогооблагаемую       
базу, при этом используется равный подход как к бедным, так и к богатым: ваши   
все доходы облагаются, и ваши все доходы облагаются. Исключение делается        
только в тех случаях, когда доходы физических лиц не являются по своей          
природе таковыми. Ну, например, страховые суммы, суммы, возмещающие             
командировочные расходы, доходы фермерских, крестьянских хозяйств в течение     
пяти лет, а также социальная поддержка инвалидов войны, чернобыльцев, героев    
войны и труда, потому что они лечатся на эти средства, это отнюдь не доход.     
Вот такие очень узкие ограничения.                                              
                                                                                
По нашим расчетам, налоговая база по сравнению с нынешней увеличится примерно   
в семь-восемь раз. В семь-восемь раз увеличится налогооблагаемая база, и        
система льгот и исключение из налогообложения фактически упраздняются. Но       
есть одна (я прошу обратить на это внимание), есть одна льгота для всех, в      
том числе и для богатых. Я повторяю: в том числе и для богатых. И, на мой       
взгляд, это исключение, эта льгота, является одновременно мощной защитой        
малоимущего слоя россиян. В чем заключается эта льгота? Если среднедушевой      
доход в семье составляет (я прошу обратить на это внимание) меньше              
минимального потребительского бюджета, если среднедушевой доход составляет в    
семье меньше минимального прожиточного бюджета, то ставка подоходного налога    
с физических лиц - ноль.                                                        
                                                                                
Минимальный потребительский бюджет - величина статистическая. У нас есть        
заключение, в котором нас критикуют за то, что это какая-то неопределенная      
величина. Нет, это величина статистическая. Она ежегодно, ежемесячно            
подсчитывается и опубликовывается статслужбой Российской Федерации. Мы          
считаем: эту величину по предложению Правительства должно утверждать            
Федеральное Собрание ежегодно, когда верстается федеральный бюджет, и таким     
образом под контроль представительной власти, законодательной власти, будет     
браться фактический жизненный уровень населения. Мы за него отвечаем, мы это    
контролируем.                                                                   
                                                                                
Сейчас эта статистическая величина составляет около 1 миллиона. Она             
опубликована. Когда мы писали закон, было 975 тысяч. Сейчас чуть-чуть более 1   
миллиона. Таким образом, если семья из четырех человек имеет в месяц весь       
совокупный доход менее 1 миллиона на душу, то такой доход не облагается         
налогом. Весь семейный бюджет за месяц - 4 миллиона. За год уже получается 48   
миллионов. Вот эта сумма доходов россиян не подпадает под налогообложение. То   
есть ставка - ноль. Ну, мы можем спорить, дискутировать, могут появиться        
какие-то цифры, но пока вариант предлагается именно такой. По нашим             
подсчетам, сейчас при этом уровне доходов из-под налогообложения выпадают       
примерно 40 миллионов человек. Это вот такая концептуальная точка в этом        
проекте закона.                                                                 
                                                                                
В-третьих. В проекте закона определяется весьма крутая (я тоже прошу обратить   
на это внимание) шкала ставок налога: от 15 процентов, когда чуть выше          
минимального потребительского бюджета (то есть когда перешагнули                
потребительский бюджет, ставка 15 процентов), и до 85 процентов на прирост (я   
повторяю: на прирост) сверхдоходов.                                             
                                                                                
Ну, в России буквально рассказываются сказки, легенды, что якобы на Западе      
существуют очень низкие налоговые ставки налогообложения доходов физических     
лиц. Это совершенно не так. Мы очень тщательно изучили опыт почти всех          
развитых западных стран. Типичная, самая обычная картина следующая: 40-60       
процентов - налоговая ставка в абсолютном выражении (не на прирост, а в         
абсолютном выражении) на доходы физических лиц, на прирост там разные ставки    
бывают. Я веду речь о налогообложении в абсолютном выражении. Надо четко        
отличать налоговые ставки, естественно, на доходы и на прирост доходов.         
                                                                                
Я вам напомню: во Франции абсолютная величина налогообложений по подоходным     
налогам (там около десятка таких налогов) - 85 процентов, в Швеции - 87         
процентов. Примеры можно было бы продолжать.                                    
                                                                                
Сейчас, если мы переведем закон о подоходном налоге, у нас в абсолютном         
выражении налог составляет 22,8 процента как только мы перешагиваем; налог на   
прирост - 35 процентов. Налоговый кодекс нам предлагает 18,1 процента, но, я    
повторяю, тяжесть возмещения этих потерь переходит на малообеспеченные слои     
населения и высвобождаются как раз состоятельные слои населения вот в этом      
налогообложении.                                                                
                                                                                
В-четвертых. Шкала ставок налогообложения построена таким образом (прошу тоже   
обратить внимание), что получение десятого миллиона на душу в семье в месяц,    
а на семью - это 40 миллионов, становится бессмысленным: так построена ставка   
налогообложения, лучше получать 8-9 миллионов в месяц на одного человека, на    
душу населения в семье. Что это означает? У нашего закона появляется            
регулирующая роль доходов населения. Я повторяю, регулирующая роль доходов      
населения. К сожалению, в России в настоящее время, ну, я бы сказал так,        
господствует безумие.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Иванович, заканчивайте.                              
                                                                                
ЧУНЬКОВ Ю.И. Я заканчиваю.                                                      
                                                                                
Никогда в истории человечества не было такого разрыва в доходах между           
различными слоями населения. Сейчас, по статистике, официальной статистике, -   
1 к 20. По нашим подсчетам, когда мы учтем все эти неучтенные доходы, разрыв    
- 1 к 200, 1 к 250. Ну, для примера, для контраста: в Швеции - 1 к 3, в Дании   
- 1 к 3, в Европе - 1 к 5, в Соединенных Штатах Америки самый высокий           
показатель - 1 к 10. Вот почему мы взяли, что 10-й миллион уже должен, так      
сказать, обрубаться, проще говоря. Мы взяли самый высокий уровень доходов       
(вот эта самая высокая дифференциация - в Соединенных Штатах Америки) и         
приспособили шкалу, сетку налогообложения к этим самым высоким... Ну, я         
думаю, наверное, хватит нашим "новым русским" и 480 миллионов на семью в год.   
Ну, хватит, наверное. Вот из этого мы исходили. (Шум в зале.)                   
                                                                                
Ну, еще об одном моменте все-таки скажу...                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Иванович, вы сейчас все на свете провалите сами.     
                                                                                
ЧУНЬКОВ Ю.И. Я тогда кратко скажу. В законе очень тщательно прописана система   
государственного контроля за доходами, и сбежать от налогообложения и от        
фиксации доходов практически невозможно. Это трагедия, которая сейчас           
творится у нас в России. Вот все, пожалуй.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нина Петровна Данилова, Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам.         
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДАНИЛОВА Н.П. Уважаемые коллеги! Комитет по бюджету, налогам, банкам и          
финансам в принципе не отвергает данный законопроект. Мы, единственное,         
подвергаем сомнению целесообразность принятия сейчас одного из подразделов      
Налогового кодекса вот так, в отрыве от Налогового кодекса, за который          
сегодня так дружно все высказались. Поэтому мы предлагаем, чтобы разработчики   
данного законопроекта присоединились к той группе... к согласительной           
комиссии и работали. Тем более, что Юрий Иванович, когда мы предварительно      
разговаривали с ним, говорил: "Вписывается в Налоговый кодекс и концепция       
налогообложения". Но, я приношу извинения депутатам, сегодня я второй раз       
вынуждена обратиться к фольклору. Вы знаете, когда гусь хотел прицепить,        
предположим, нос пеликана, хвост павлина, в результате получилось черт знает    
что. Надо нам смотреть, чтобы не насмешить мир. Давайте прекратим ездить по     
заграницам и брать опыт только вот... Один - у французов, другой -              
американский опыт... и все сюда приносить. Мы другие, и жить мы будем по        
своим законам.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчикам? Нет    
вопросов. Есть ли желающие выступить? Вишняков Виктор Григорьевич, у вас        
вопрос или выступление? Вопрос? (Шум в зале.) Тише, тише, не мешайте.           
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Григорьевич.                                                 
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Законопроект предлагает новую концепцию взимания подоходного      
налога, которая, по мнению авторов, наилучшим образом отражает произошедшие     
коренные изменения в экономическом базисе. Положительными моментами этой        
концепции является, на мой взгляд, то, что подоходный налог рассчитывается      
исходя не из минимальной заработной платы, а прожиточного минимума, и то, что   
предлагается в принципах семейного налогообложения. Однако авторы проекта       
исходят, с моей точки зрения, из неверного предположения о том, что             
искусственное уравнивание доходов населения за счет увеличения ставок           
подоходного налога может существенно увеличить приток денег в бюджет и          
уменьшить социальную напряженность в обществе, не говоря уже о том, что         
законопроект может повлиять на "честность" налогоплательщиков при               
декларировании полученных ими доходов. С уверенностью можно сказать, что само   
увеличение ставок подоходного налога не даст желаемого результата, исчезнет     
мотивация честно работать и зарабатывать больше денег и другие моменты.         
                                                                                
В пояснительной записке к проекту говорится о низких ставках подоходного        
налога для людей с низкими доходами во Франции, однако ничего не говорится о    
минимальном размере заработной платы в этой стране. Во Франции минимальный      
размер заработной платы составляет в переводе на доллары 1000 долларов в        
месяц, а средняя заработная плата - 5 тысяч долларов в месяц, поэтому           
какие-либо сравнения ставок подоходного налога в нашей стране со ставками       
подоходного налога в странах с высоким жизненным уровнем населения просто       
неуместны.                                                                      
                                                                                
В Великобритании в 70-х годах ставка налога на полученные доходы была поднята   
до 83 процентов, а если гражданин имел так называемый незаработанный доход,     
например, банковский процент, дивиденды и тому подобное, то ставка налога       
повышалась на величину дополнительного налога, а именно налога на доходы от     
инвестиций, и в сумме составляла 98 процентов. Такая налоговая политика         
привела к тому, что у компаний не было стимула нанимать работников, так как     
работники не были заинтересованы в повышении производительности труда, чтобы    
зарабатывать больше денег. В результате наблюдался рост безработицы и как       
следствие - увеличение расходов на социальную сферу (пособия по безработице,    
компенсации и так далее).                                                       
                                                                                
Я сокращаю свое выступление. У меня тут есть интересные рассуждения.            
                                                                                
В настоящее время экономика России нуждается в притоке денежных инвестиций.     
Но этого невозможно достичь за счет повышения ставок подоходного налога.        
Наоборот, такой приток денежной наличности может быть обеспечен за счет         
вкладов частных лиц в ценные бумаги при наличии приемлемых налоговых ставок,    
которые позволили бы гражданам копить деньги и реинвестировать их. На мой       
взгляд, главная социальная и политическая цель настоящего момента - не          
допустить ухудшения финансового состояния нашего среднего класса (мы за него    
боремся и все время его, кстати, разоряем), который является основным           
налогоплательщиком и источником пополнения государственной казны, а             
предложенный законопроект ударит по карману именно этой категории населения.    
                                                                                
И последнее. Нельзя согласиться с утверждением автора законопроекта о том,      
что сравнение с Россией возможно только с учетом всей совокупности подоходных   
налогов в других странах и российского единственного подоходного налога. В      
России помимо подоходного налога с физических лиц физические лица уплачивают    
такие налоги, как налог на наследство, налог на дарение, налог на имущество.    
Более того, работающие граждане должны производить отчисления в Пенсионный      
фонд в размере 1 процента от заработной платы, индивидуальные предприниматели   
- в размере 28 процентов. Ну и так далее.                                       
                                                                                
Заключение. Проект предусматривает введение санкций за несоблюдение данного     
закона, однако в настоящее время действует закон об основах налоговой           
системы, в котором установлены размеры штрафов и пени, и введение каких-либо    
дополнительных санкций - противозаконно.                                        
                                                                                
И вывод: очевидно, что представленный законопроект недостаточно проработан и    
может при его реальном воплощении в предложенном варианте иметь эффект,         
противоположный желаемому. Необходимо доработать его с привлечением             
квалифицированных специалистов, а можно проголосовать его сейчас в первом       
чтении.                                                                         
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                 М.С.Гуцериев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Следующий - депутат Овченков. Пожалуйста.                 
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ОВЧЕНКОВ В.И., фракция "Наш дом - Россия".                                      
                                                                                
Я попрошу автора законопроекта прокомментировать заключение Правительства по    
этому закону.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, автор законопроекта.                          
                                                                                
ЧУНЬКОВ Ю.И. Откровенно говоря, я уже говорил на заседании комитета по          
бюджету и налогам, что, если я писал бы заключение от имени Правительства на    
проект закона, который мы разрабатывали (кстати, многие из рабочей группы       
были в том числе и из налоговых служб), я написал бы резче.                     
                                                                                
Заключение на удивление очень мягкое. Там ставятся под сомнение технические     
возможности реализации, сбора, контроля и проглядывается мысль, что             
нежелательно его принимать (ну, я понимаю почему - потому что Правительство     
вошло с проектом Налогового кодекса). А существенных замечаний я по крайней     
мере в этом заключении не обнаружил.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения, фамилию я не знаю.                        
                                                                                
Включите микрофон депутата Савицкой. Калягин?                                   
                                                                                
Депутат Калягин, пожалуйста.                                                    
                                                                                
КАЛЯГИН В.А. Уважаемые коллеги, я хотел бы ответить прежде всего Виктору        
Григорьевичу как одному из разработчиков. Виктор Григорьевич, вы либо           
невнимательно читали закон, либо я не знаю, какая причина. Дело в том, что      
там как раз не ставится фискальных целей, там предусмотрены льготы для всех     
налогоплательщиков, связанные как раз с инвестициями, но только с               
инвестициями исключительно в реальный сектор экономики, а не в                  
спекулятивно-коммерческие и особенно не в спекулятивно-финансовые. Это          
первое.                                                                         
                                                                                
Второе, что я хотел бы сказать, вернее, депутату Овченкову ответить. Дело в     
том, что у Правительства главное здесь замечание, как, кстати, и в замечаниях   
бюджетного комитета, то, что, дескать, этот закон очень труден в исполнении     
для налоговой инспекции, поскольку нужен новый порядок исчисления семейных      
доходов. Но я хотел бы обратить внимание в данном случае, к сожалению, я не     
вижу, есть ли здесь представитель Правительства, что никакой жилищной реформы   
вы без этого не проведете, вы везде говорите о том, что нам надо помогать       
бедным, слабозащищенным, а таких можно вычислить только по семейному доходу     
среднедушевому! Сегодняшняя статистика полных данных даже на этот счет не       
имеет.                                                                          
                                                                                
Третье замечание касается среднего класса. Виктор Григорьевич, если вы          
внимательно посмотрите, то тот самый средний класс, к которому мы с вами        
принадлежим, кстати сказать, получает более льготный режим налогообложения,     
чем ныне. А что касается тех, кто ниже среднего класса, то они вообще           
получают полное освобождение от налогообложения.                                
                                                                                
И, наконец, последнее, - сопоставление с Налоговым кодексом. Можно, конечно,    
сегодня не принять, как предложила здесь дававшая официальное заключение        
депутат Данилова, а вписать в Налоговый кодекс. Но, извините, Налоговый         
кодекс придерживается прямо противоположной точки зрения, которая,              
собственно, сводится к тому (это касается и подоходного налога, я сегодня       
тоже уже об этом говорил), что подоходные налоги должны взиматься главным       
образом не с богатых, а с бедных и главным образом ими должны быть обременены   
бедные. То есть идеология закона, концепция закона прямо противоположны. Если   
вы сегодня сочтете нужным принять в первом чтении, нам, тем, кто                
придерживается этой идеологии, в комиссии Государственной Думы по доработке     
Налогового кодекса будет проще работать с этим Налоговым кодексом, изменяя      
соответствующим образом другие элементы налогообложения.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги! Есть ли желающие выступить? Нет.       
Есть вопросы? Давайте приступим к голосованию. Прошу включить... Прошу          
включить электронное табло. Законопроект голосуется в первом чтении.            
                                                                                
Покажите результаты, пожалуйста.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 48 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              168 чел.             37,3%                        
Проголосовало против           23 чел.              5,1%                        
Воздержалось                    3 чел.              0,7%                        
Голосовало                    194 чел.                                          
Не голосовало                 256 чел.                                          
Результат: не принято