Заседание № 111

18.09.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 97003-5 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" (о расширении перечня международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4946 по 5209 из 7511
Переходим к пункту 16. О проекте федерального закона "О внесении изменений в    
статью 15 Федерального закона "О международных договорах Российской             
Федерации". Докладывает депутат Государственной Думы Юрий Владимирович Коган,   
как мы с ним и договаривались некоторое время тому назад.                       
                                                                                
КОГАН Ю. В., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Коллеги, данный законопроект разработан в связи с выявленными мною и моим       
соавтором Юрием Аисовичем Напсо противоречиями, на наш взгляд, содержащимися    
в Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и        
прилежащей зоне Российской Федерации" и Федеральном законе "О международных     
договорах Российской Федерации". Статья 15 последнего федерального закона       
ключает в себя пять видов (а, б, в, г, д) международных договоров Российской    
Федерации, которые подлежат ратификации. Пункт 2 статьи 15 предусматривает,     
что подлежат ратификации и международные договоры, при заключении которых       
стороны условились о последующей ратификации. Получается, что пункт 1 статьи    
15, на который ссылается Правовое управление, не является закрытым, он только   
ограничен пятью случаями. Если посмотреть вносимые на ратификацию Президентом   
или Правительством Российской Федерации международные договоры, то можно        
заметить, что часть из них не вполне соответствует пяти позициям статьи 15, о   
которых я говорил. Так, это касается двойного налогообложения,                  
железнодорожных перевозок и так далее.                                          
                                                                                
Каким же основаниям верить? Мы считаем, что нужно включить в перечень           
международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации,           
международные договоры Российской Федерации, предметом которых является         
разработка минеральных и промысел водных биоресурсов континентального шельфа    
и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Почему такие важные   
договоры обходят стороной? Ведь они стоят миллиарды долларов США, а             
правительство считает, что их ратифицировать не надо. Это ведёт, как вы сами    
понимаете, к коррупции. Необходимо также включить договоры, предусматривающие   
экономические обязательства Российской Федерации.                               
                                                                                
Пункт 2 статьи 20 Федерального закона "О внутренних морских водах,              
территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" предусматривает,   
что иностранные граждане и иностранные юридические лица могут проводить         
исследования, разведку и разработку, то есть добычу, водных биоресурсов и       
других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а     
также другую деятельность во внутренних морских водах в порядке,                
предусмотренном настоящим федеральным законом, другими федеральными законами    
и международными договорами Российской Федерации, подлежащими ратификации.      
Однако пункт 1 статьи 15 федерального закона, который я уже цитировал, не       
предусматривает такую ратификацию. Правительство Российской Федерации в своём   
заключении подтверждает, что имеются федеральные законы, которые                
предусматривают ратификацию международных договоров без учёта статьи 15         
Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". Но это    
является явным противоречием законодательства, и такое недопустимо.             
                                                                                
Таким образом, с одной стороны, международные законы Российской Федерации       
подлежат ратификации по закрытому перечню, а с другой стороны, имеются          
международные договоры, которые также подлежат ратификации в соответствии с     
федеральными законами.                                                          
                                                                                
Я приведу несколько примеров. 21 февраля 1998 года было подписано Соглашение    
между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых   
вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов, по которым   
сорока пяти японским судам были выделены квоты на вылов более 2 тысяч тонн      
рыбы вблизи островов Курильской гряды Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. На    
ратификацию указанное соглашение не было направлено, так как пункт 1 статьи     
15 не предусматривает ратификацию подобных международных договоров Российской   
Федерации.                                                                      
                                                                                
В статье 6 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской             
Федерации" и в статье 7 Федерального закона "Об исключительной экономической    
зоне Российской Федерации" в компетенции федеральных органов исполнительной     
власти предусмотрены заключение и реализация международных договоров            
Российской Федерации в отношении деятельности на континентальном шельфе и в     
исключительной экономической зоне.                                              
                                                                                
Можно вспомнить соглашение между СССР и США о линии разграничения морских       
пространств в районе Берингова моря от 1990 года, подписанное господином        
Шеварднадзе, которое до сих пор не ратифицировано, имеет статус временного      
применения и в котором абсолютно не учтены интересы нашей страны.               
                                                                                
Прошу вас поддержать законопроект, который защищает экономические интересы      
России прежде всего и обязывает ратифицировать подобные международные           
договоры, и принять его в первом чтении.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Владимирович, присаживайтесь.               
                                                                                
Содоклад сделает член Комитета по международным делам Анатолий Сергеевич        
Стародубец. Пожалуйста.                                                         
                                                                                
СТАРОДУБЕЦ А. С. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект           
федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О    
международных договорах Российской Федерации" (по вопросу уточнения             
международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации) внесён    
депутатами Государственной Думы Коганом и Напсо.                                
                                                                                
Законопроектом предлагается дополнить пункт 1 статьи 15 Федерального закона     
"О международных договорах Российской Федерации" нормой, устанавливающей        
обязательность ратификации международных договоров Российской Федерации,        
предметом которых является разработка минеральных и промысел водных             
биоресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны         
Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации,             
предусматривающих экономические обязательства Российской Федерации, если они    
не предусмотрены федеральным законом, а также международных договоров           
Российской Федерации, ратификация которых предусмотрена федеральным законом.    
                                                                                
Действующим законодательством Российской Федерации детально урегулированы       
вопросы разработки минеральных и промысла водных биологических ресурсов на      
континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской         
Федерации, в том числе осуществляемых с участием иностранных граждан,           
иностранных юридических лиц и иностранных государств. Общий режим разработки    
неживых ресурсов и промысловых живых ресурсов определяется Федеральным          
законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20        
декабря 2004 года и Законом "О недрах" от 21 февраля 1992 года. Специальные     
нормы в данной области установлены Федеральным законом "О континентальном       
шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 года и Федеральным законом "Об   
исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17 декабря 1998      
года.                                                                           
                                                                                
С учётом важности разработки и промысла ресурсов в исключительной               
экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации и           
потенциального значения таких разработок и промысла для соблюдения интересов    
безопасности Российской Федерации законодательством чётко регламентирован       
порядок допуска лиц к данной деятельности, контроля со стороны компетентных     
органов Российской Федерации и ответственности за нарушение установленных       
законодательством и международными договорами Российской Федерации правил       
разработки и промысла. Предусмотренный законодательством режим разработки и     
промысла применяется в том числе в случаях, когда такие разработка и промысел   
осуществляются на основании международного договора Российской Федерации,       
путём чего достигается соблюдение гарантий обеспечения безопасности             
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Таким образом, если международный договор Российской Федерации                  
предусматривает разработку и промысел ресурсов в исключительной экономзоне и    
на континентальном шельфе Российской Федерации и при этом не изменяет режим     
осуществления данной деятельности, закреплённый в законах, надлежащий уровень   
безопасности Российской Федерации обеспечивается действием норм закона.         
                                                                                
Исходя из этого повода для ратификации таких международных договоров при        
условии отсутствия оснований для ратификации, предусмотренных действующими      
законами, не усматривается. Когда соответствующим международным договором       
Российской Федерации устанавливается режим разработки и промысла ресурсов       
иной, чем предусмотрен законом, такой международный договор подлежит            
ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона   
"О международных договорах Российской Федерации". Это первое.                   
                                                                                
Второе. Экономические обязательства Российской Федерации перед иностранными     
государствами и международными организациями имеют весьма разнообразный         
характер и распространяются на различные сферы сотрудничества. Как правило,     
закрепляемые в международных договорах Российской Федерации обязательства       
экономического характера носят возмездный или взаимный характер, то есть с их   
выполнением связано получение российской стороной разного рода экономических    
и иных выгод.                                                                   
                                                                                
Согласно Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской       
Федерации" к ведению Правительства Российской Федерации отнесены                
регулирование экономических процессов, а также разработка и реализация          
государственной политики в сфере международного экономического                  
сотрудничества. Правительство Российской Федерации реализует данную функцию с   
соблюдением Конституции Российской Федерации, федеральных законов и актов       
Президента Российской Федерации.                                                
                                                                                
Отдельные вопросы экономической деятельности Российской Федерации ввиду их      
важности и специфики регламентируются федеральными законами, например           
Федеральным законом "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации   
с иностранными государствами", Федеральным законом "О рыболовстве и             
сохранении водных биологических ресурсов". В остальном регулирование данной     
деятельности осуществляется Правительством Российской Федерации или             
отдельными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации     
путём принятия подзаконных актов.                                               
                                                                                
Принимая решения о заключении международных договоров, предусматривающих        
экономические обязательства Российской Федерации, соответствующие органы        
государственной власти в установленном законом порядке комплексно оценивают     
последствия принятия таких обязательств как для федерального бюджета, так и     
для социально-экономической ситуации, а также по иным параметрам. Если такие    
обязательства вытекают из положения международного договора, содержащего        
правила иные, чем предусмотренные федеральными законами, соответствующий        
международный договор будет подлежать ратификации на основании подпункта "а"    
пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской    
Федерации". На этом же основании договор будет подлежать ратификации, если      
выполнение предусмотренных им экономических обязательств требует внесения       
изменений в законы, например в закон о федеральном бюджете.                     
                                                                                
Помимо указанного, названные договоры могут подлежать ратификации по            
основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, в частности            
Бюджетным кодексом Российской Федерации, статьи 109, 127, Федеральным законом   
от 31 июля 1998 года "О внутренних морских водах, территориальном море и        
прилежащей зоне Российской Федерации", статья 20, и другими.                    
                                                                                
С учётом изложенного содержащиеся в российском законодательстве условия,        
определяющие необходимость ратификации международных договоров, являются        
достаточными для целей обеспечения интересов Российской Федерации, в том        
числе в области безопасности, и должным образом отражают разграничение          
компетенции между государственными органами исполнительной и законодательной    
ветвей власти.                                                                  
                                                                                
Третье. Законопроектом предусматривается дополнение пункта 1 статьи 15          
Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" новыми     
положениями, расширяющими перечень оснований для ратификации международных      
договоров Российской Федерации. В частности, авторами законопроекта             
предлагается включить в пункт 1 указанной статьи положение, в соответствии с    
которым ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации,       
если это предусмотрено в других федеральных законах. Комитет не считает         
возможным согласиться с таким предложением по следующим основаниям.             
                                                                                
В подпункте "а" пункта 1 статьи 15 федерального закона сформулирована общая     
норма, согласно которой ратификации подлежат международные договоры,            
исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых             
федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем                  
предусмотренные законом.                                                        
                                                                                
Кроме того, в подпунктах "б", "в", "г", "д" пункта 1 указанной статьи           
федерального закона определён достаточно полный перечень международных          
договоров, подлежащих ратификации вне зависимости от того, устанавливаются ли   
ими иные правила, чем предусмотренные законом, или нет. К таким международным   
договорам относятся договоры по вопросам прав и свобод человека и гражданина,   
территориального разграничения Российской Федерации с другими государствами,    
включая договоры о прохождении государственной границы, а также разграничение   
исключительной экономзоны и континентального шельфа Российской Федерации.       
                                                                                
Таким образом, пункт 1 статьи 15 федерального закона содержит как закрытый      
перечень международных договоров, подлежащих ратификации, так и общую норму,    
в соответствии с которой ратификации подлежат все международные договоры, в     
которых устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом.              
                                                                                
В связи с изложенным, а также соглашаясь с доводами, изложенными в заключении   
Правового управления Аппарата Государственной Думы... (Микрофон отключён.)      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Сергеевич, вы за десять минут не успели          
изложить позицию комитета. Сколько ещё нужно? Ещё полминуты.                    
                                                                                
Добавьте полминуты.                                                             
                                                                                
СТАРОДУБЕЦ А. С. Спасибо. Прошу прощения.                                       
                                                                                
В связи с изложенным, а также соглашаясь с доводами, изложенными в заключении   
Правового управления Аппарата Государственной Думы, отзывах Правительства       
Российской Федерации и Комитета Совета Федерации по международным делам на      
указанный законопроект, Комитет Государственной Думы по международным делам     
предлагает Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О         
внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О международных договорах   
Российской Федерации" (по вопросу уточнения международных договоров,            
подлежащих ратификации).                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь... Нет, пока задержитесь. Есть    
ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Теперь присаживайтесь.    
                                                                                
Представители правительства и президента не настаивают на участии в             
дискуссии.                                                                      
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 15 федерального закона "О международных договорах Российской             
Федерации". Комитет отрицательную позицию высказал.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 30 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              101 чел.22,4%                                     
Проголосовало против            5 чел.1,1%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    106 чел.                                          
Не голосовало                 344 чел.76,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.