Заседание № 309
О проекте федерального закона № 970027-7 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в части определения минимальной доли закупок для заказчиков - юридических лиц).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 30, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Владимир Владимирович Гутенёв, пожалуйста. ГУТЕНЁВ В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят 23 июня в первом чтении. Законопроектом предлагается предоставить Правительству Российской Федерации право вводить квоты для российской продукции в рамках закупок, которые осуществляют отдельные виды юридических лиц, в том числе государственные компании и государственные корпорации. К законопроекту поступило 17 поправок: шесть поправок предлагаются комитетом к принятию, 11 - к отклонению. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, заключения ГПУ и Правового управления Аппарата Государственной Думы имеются. Уважаемые коллеги, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предлагает рассмотреть таблицы поправок № 1 и № 2 и рекомендует Государственной Думе принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 19 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 52 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 300 чел. Не голосовало 150 чел.33,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 20 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принимается единогласно во втором чтении. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. ГУТЕНЁВ В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, прошёл все необходимые экспертизы, прошу рассмотреть законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится законопроект на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 06 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 302
О проекте федерального закона № 970027-7 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в части определения минимальной доли закупок для заказчиков - юридических лиц).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, дальше мы рассматриваем 34-й и 35-й вопросы - Совет Государственной Думы принял решение рассматривать их с одним докладом и одним содокладом. Я сейчас назову эти законопроекты: 34-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и 35-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Докладывает официальный представитель правительства заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Юрий Иванович Борисов. Юрий Иванович, пожалуйста. БОРИСОВ Ю. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Я вижу, у вас очень напряжённая работа, вы устали, но уж потерпите немножко, для нас это очень важный законопроект, я попытаюсь донести до вас все наши боли, связанные с этим вопросом. Вашему вниманию предлагаются проекты федеральных законов, направленные на поддержку российских товаропроизводителей, - "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в 44-й федеральный закон) и "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в 223-й федеральный закон). Законопроекты разработаны во исполнение решений, принятых 19 сентября 2019 года Военно-промышленной комиссией Российской Федерации под председательством Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, и предусматривают наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению минимальной доли закупок товаров, произведённых в государствах - членах Евразийского экономического союза, работ, услуг, для выполнения которых поставляется такой товар, от совокупного годового объёма закупок соответствующего товара. Законопроекты также устанавливают порядок выполнения государственными, муниципальными заказчиками и госкомпаниями минимальной доли закупок, особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, начальной цены единицы товара, работы, услуги. Иными словами, смысл предлагаемых законопроектов - введение в 44-й и 223-й федеральные законы системы квотирования закупок отечественных товаров в качестве системного решения, которое позволит обеспечить приоритет отечественным производителям. Уважаемые коллеги, для того чтобы у вас сложилось верное представление о том, почему правительство считает необходимым введение такого инструмента, приведу несколько цифр. На сегодняшний день ёмкость внутреннего рынка товаров, услуг, которые торгуются по 44-му и 223-му федеральным законам, без малого 30 триллионов рублей, и менее одной трети приходится на российскую продукцию (это без учёта работ, услуг), а остальное - это импорт. Глядя на такое соотношение, невольно задаёшься вопросом: а почему так много импорта мы закупаем? Значит ли это, что у нас нет необходимых компетенций и производственных мощностей и мы просто не можем произвести конкурентоспособные товары? Ответ однозначный: можем и есть. Да, мы пережили не лучшие времена, и этим отчасти объясняется ситуация... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, два законопроекта. БОРИСОВ Ю. И. ...сложившаяся на рынке закупок сегодня. После распада Союза и лихих 90-х промышленность оказалась на грани выживания. Полная либерализация торговых отношений, отказ от государственного регулирования в сфере технологий и производства привели к резкому росту импорта. Мы фактически подарили свой внутренний рынок иностранным производителям под оглушительные аплодисменты наших западных партнёров, которые прекрасно понимали, что отвоёвывать рыночную долю в современном конкурентном мире технологий - задача отнюдь не простая. Сохранившись и даже показав рост в 2000-е по отдельным направлениям, мы столкнулись с санкциями против России, что поставило под угрозу развитие подавляющего числа высокотехнологичных отраслей. Тем не менее политика импортозамещения дала свои результаты: с 2015 по 2019 год на проекты импортозамещения в промышленности из всех источников было затрачено более 2 триллионов рублей, что позволило существенно развить отечественную производственную и технологическую базу. Благодаря этой работе мы достигли достаточного уровня компетенции для конкуренции с импортной продукцией на внутреннем рынке по широкому спектру позиций. Да, безусловно, этот уровень разнится от отрасли к отрасли, поэтому обсуждаемые законопроекты предполагают гибкий подход, дающий правительству право устанавливать квоты для различных наименований продукции в каждой из отраслей. Квоты будут включаться именно там, где мы видим наличие возможностей у промышленности, но в противовес этому доминирование импорта по непонятным причинам. Решения будут приниматься на базе мониторинга спроса и производственных возможностей, организованного на базе двух систем: единой информационной системы Минфина и государственной информационной системы промышленности Минпромторга. Необходимость введения механизма квотирования продиктована ещё и тем, что существующих инструментов поддержки отечественных производителей и преференций - это, например, механизм "третий лишний" либо преференции по цене - недостаточно или при желании они легко обходятся в конкурсных процедурах. По сути, это та самая тонкая настройка внутри 44-го и 223-го федеральных законов, которая работает не во всех сегментах и поэтому требует дополнения в виде тех мер, которые мы предлагаем ввести. Таким образом, предлагаемый в законопроектах механизм квотирования не изменяет действующий национальный режим, а, напротив, будет дополнять его и закрывать те сегменты, где он пока не работает. В начале выступления я привёл цифры по рынку закупок за 2019 год. Пытаясь докрутить эту тонкую настройку, мы потеряли не только время, но и огромные средства, которые ушли зарубежным поставщикам. Примеров, как обходят действующие меры поддержки недобросовестные организаторы закупок, очень много, и они показательны. Из-за жёсткого временного регламента не буду сейчас останавливаться на них, но в ответах на ваши вопросы готов к этому при необходимости вернуться. Работая над законопроектами, мы очень плотно взаимодействовали с регионами. Подавляющее большинство регионов высказывается за наличие такого инструмента в их арсенале. Отзывы и обращения субъектов Федерации у нас тоже есть, при желании можем привести вам все данные. Уважаемые коллеги, мы начали работать над этими законопроектами более года назад, задолго до кризиса, с которым столкнулись и Россия, и весь мир. Уже тогда мы понимали, что отечественному производителю необходимо подставить плечо со стороны государства, и не в виде точечных мер, а в виде системной поддержки на уровне государственной политики, как это делается во всех развитых странах, где государство оказывает колоссальную поддержку своей промышленности, и самые яркие примеры в этом смысле - это, как ни странно, США и Китай. Однако именно теперь, когда начнётся передел мирового рынка, борьба за рыночные ниши разгорится с невероятной силой. Это и вызов, и шанс - мы должны сделать всё возможное, чтобы конкурентоспособная высокотехнологичная российская продукция заняла лидирующие позиции на мировом рынке, но для этого она должна занять прочные позиции внутри России. Этот тезис подтверждает опыт всех развитых стран. Президент поставил перед нами задачу к 2024 году стать пятой экономикой в мире - не поддерживая, не развивая реальный сектор экономики, мы не выполним эту задачу. А в конечном счёте работающая промышленность - это рост ВВП, инвестиций, конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, это рабочие места и, как результат, рост благосостояния наших граждан, и именно это наша общая цель, на которую мы и работаем вместе. Российская промышленность с нетерпением ждёт принятия этих законов. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Иванович, за обстоятельный доклад. Присаживайтесь. С содокладом от Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству выступает Владимир Владимирович Гутенёв, первый заместитель председателя комитета. ГУТЕНЁВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Юрий Иванович подробно изложил суть законопроектов, и наш комитет отмечает историческую значимость - ну, по крайней мере в новейшей истории Российской Федерации - данных законов. Законы призваны решить одну, но очень важную задачу - развернуть государственных заказчиков к отечественным производителям. Для этого уже многое сделано, пройден большой путь: достаточно успешно реализуется программа импортозамещения, Юрий Иванович говорил о таких механизмах, как третий лишний, различные ценовые преференции. Тем не менее перед нами стоит очень важная задача - эффективно использовать те финансовые ресурсы, которые будут выделяться в рамках национальных проектов. Хочу привести только несколько цифр: Юрий Иванович сказал, что всего лишь треть продукции нашей промышленностью поставляется в рамках 30 триллионов рублей, а я хотел бы сказать о не менее значительной сумме - по девяти национальным проектам более 3,2 триллиона рублей должно осваиваться отечественной промышленностью. Необходимо отметить, что система государственных закупок в последние годы, к сожалению, зачастую была ориентирована на зарубежных поставщиков. У многих заказчиков сильна привычка в конкурсной документации указывать уникальные характеристики импортной продукции, которые не являются необходимыми, не связаны с функциональными свойствами, или указывать сроки поставки продукции под уже готовые партии зарубежной продукции, соответственно, отечественным производителям невозможно конкурировать по срокам, также зачастую под копирку пишутся обоснования невозможности закупки отечественной продукции. Такой подход сразу отсекает наши компании от участия в госзакупках, не давая возможности не только конкурировать, но и в принципе принимать полноценное участие. С введением отраслевых квот заказчики должны будут на постоянной основе ориентироваться на закупку отечественной продукции, и это положительным образом повлияет на темпы роста потребления нашей высокотехнологичной продукции. Кроме того, предлагаемое в законопроектах введение системы квот по госзакупкам у отечественных производителей может серьёзно поддержать малый и средний бизнес в субъектах Российской Федерации. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе поддержать данные законопроекты в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Коллеги, кто-то настаивает на том, чтобы задать вопрос докладчику? Нет. От фракций будут желающие выступить? Тоже нет. Вопрос ясен: Юрий Иванович очень подробно, аргументированно и обстоятельно доложил о законопроектах, комитет их поддерживает. Тогда переходим к голосованию. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", 34-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 39 мин. 45 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", 35-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 40 мин. 19 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Юрий Иванович, спасибо вам и всем вашим коллегам, которые пришли доложить о законопроектах.