Заседание № 305
О проекте федерального закона № 968690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования порядка применения контрольно-кассовой техники).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. Микрофон включите. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения, прошёл все необходимые экспертизы. Комитет предлагает его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступления по мотивам будут? Кашин, Катасонов. Выносим законопроект на "час голосования".
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов...". По мотивам выступает Борис Сергеевич Кашин. Микрофон включите, пожалуйста. КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, фракция КПРФ голосовала в основном за принятие этого законопроекта в первом чтении, но не будет поддерживать его в настоящем виде. По мере прохождения этого законопроекта стала видна очень опасная тенденция, которая уже ярко проявилась при реализации системы "Платон": когда коммерческая структура, как говорится, присоседится успешно к государственной системе, она получает гораздо больше денег и пользы, чем само государство. Вот когда мы обсуждали этот законопроект в первом чтении, я как раз говорил, что при реализации функции сбора налоговой информации возникают финансовые посредники, которые являются частной структурой. Что мне тогда сказал депутат Макаров? Я вам процитирую: "Мы говорим, что возникают какие-то посреднические коммерческие структуры. Вот хотел бы сказать, что нет никаких посреднических коммерческих структур, их просто не существует. Вот где кто-то это увидел, я не совсем понимаю" - и так далее. Достаточно посмотреть тексты законопроекта в первом чтении и сейчас, чтобы увидеть, что оператор фискальных данных (неотъемлемая часть вот этого закона) - это организация, которая является коммерческой и которая будет получать достаточно большую комиссию - десятки миллиардов в сумме, я думаю, будут идти ей на комиссию, - просто, так скажем, выполняя функции, которые вполне могло бы и должно выполнять государство. Ещё есть структуры, которые готовы, как говорится, присоединиться к извлечению прибыли благодаря этому законопроекту. Вот уже Сбербанк какие-то планшеты рекомендует покупать пользователям (а их теперь будет около пяти миллионов), для того чтобы вот эти налоговые данные представлять онлайн. Да и, собственно, структуры, близкие к ФСБ, которые лицензируют соответствующие устройства, тоже, наверное, получат свои, так скажем, доходы. "Оптимальность" вот этих решений, которая у нас постоянно, не только в приведённых мною случаях возникает, нужно обсуждать. Вместо этого комитет решил не общаться с авторами поправок (а мы с депутатом Катасоновым внесли много поправок), и чувствуются некие лоббистские, так скажем, тенденции, против которых мы выступаем. Мы этот законопроект поддерживать не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР не будет голосовать за данный законопроект. Я думаю, что мы всё-таки достаточно поверхностно отнеслись к его рассмотрению, несмотря на то что Андрей Михайлович показывал нам здесь три огромных тома поправок, но вот резонанс, который мы получим в результате принятия данного закона, будет многократно сильнее, чем то, что было в связи с введением системы "Платон". Я не буду касаться тех моментов, на которых остановился мой коллега, я хочу ещё раз попытаться убедить вас, - учитывая, что я выступаю по мотивам, - что голосовать за него нельзя. Итак, давайте посмотрим, сколько у нас сегодня индивидуальных предпринимателей, которые работают на патенте, на ЕНВД: на ЕНВД - два с лишним миллиона, на патенте - около двухсот тысяч. Вот эти люди, предприниматели, предприятия решением президента Путина были освобождены от необходимости бить эти кассовые чеки, и причина хорошо понятная: каждому из них вменяется тот доход, который определило экспертное сообщество, и по нему считается налог, потому что контролировать эти процессы очень сложно. И сегодня мы хотим заставить этих людей с 2018 года внедрить 3 миллиона кассовых аппаратов! Далее, я запросил, какую же сумму вот эта категория налогоплательщиков, по спецрежиму, платит. Докладываю вам: по ЕНВД у нас получается сумма - 78 миллиардов рублей (это по всей стране), по патенту - 5,2 миллиарда. Ну, несложно посчитать: чуть больше 80 миллиардов. А теперь давайте посчитаем. Касса в том виде, который есть сегодня, - с режимом онлайн, с телепередачей, с новым фискальным накопителем - стоит минимум 25 тысяч рублей, а обслуживание, подключение, режим канала связи и всё остальное - ещё минимум 15 тысяч (сейчас для тех, кто применяет НДС, эти затраты - 10 тысяч). Умножьте, пожалуйста, эти 3 миллиона на 40 тысяч, и мы с вами получим 120 миллиардов - это больше, чем даёт весь малый бизнес. Аналогичная ситуация и с теми, кто сейчас работает с этими кассами. Мы фактически нарушаем наши законы, по которым нельзя ухудшать положение налогоплательщиков. Андрей Михайлович экспромтом сказал, что будет налоговый вычет, - я вам хочу сказать, что это ещё хуже, потому что государство заплатит за вот этот беспредел, который сегодня кто-то хочет нам навязать. Исходя чисто из математических данных, из экономики и из здравого смысла мы призываем вас не голосовать за этот законопроект. Фракция ЛДПР будет голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, вы не возражаете, если мы сократим время режима голосования? ИЗ ЗАЛА. За. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу установить ускоренный режим голосования. Ставлю на голосование данный законопроект, третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 14 сек.) Проголосовало за 243 чел.54,0 % Проголосовало против 130 чел.28,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Закон принят.
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Для стенограммы: по пункту 4 повестки дня, по законопроекту о внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники..." (и далее по тексту), депутаты Агеев и Петеляева голосовали против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 304
О проекте федерального закона № 968690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования порядка применения контрольно-кассовой техники; принят в первом чтении 26 февраля 2016 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
19-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона № 968690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Андрей Михайлович Макаров, председатель комитета по бюджету. Прошу. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект о внесении изменений в закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов...". Мы много обсуждали этот законопроект, когда он рассматривался в первом чтении. Всего поступило сто сорок четыре поправки, из них двадцать три рекомендуется принять, а сто двадцать одну - отклонить. Таблицы поправок подготовлены. Хотел бы просто обратить внимание, что поступали десятки писем от бизнес-объединений, от предпринимателей и все эти письма содержали ряд сущностных вопросов, на работе над которыми и сосредоточился комитет по бюджету. Скажу буквально о двух самых распространённых замечаниях, предложениях. Первое, бизнес-объединения просили, чтобы в законе были детально прописаны все мелочи, в том числе технологические: как это будет применяться, что это будет, каким будет механизм взаимодействия с налоговыми органами, вот все эти детали. Поэтому я сразу говорю: когда смотрите на объём, надо понимать, что здесь детально прописаны все процедуры и все детали, чтобы у любого пользователя этого закона не оставалось вопросов, а главное, что мы не отдаём никаких, даже самых мелких вопросов на откуп исполнителям - всё прописано в законе. Это был первый вопрос и, может быть, самый важный, который ставил перед нами бизнес. Второй вопрос - это выполнение поручений президента. Безусловно, это тоже очень волновало бизнес: за чей счёт банкет? Грубо говоря, не получится ли так, что важнейший инструмент для того, чтобы сделать прозрачной работу с наличными денежными средствами, по существу, оплатит бизнес? Мы понимаем, что это не предмет законопроекта, который мы рассматриваем, поэтому комитет остановился и, обсудив этот вопрос, предложил механизм решения. Этот механизм решения согласован с Правительством Российской Федерации - здесь сидит официальный представитель правительства, и, я надеюсь, он тоже подтвердит, что мы согласовали с ними этот механизм, который имеет несколько составляющих. Во-первых, мы предоставляем возможность налогового вычета тем, кто приобретает контрольно-кассовую технику. Во-вторых, мы понимаем, что этот вычет уменьшает доходы субъектов Федерации, муниципалитетов, ну, консолидированных бюджетов субъектов Федерации, поэтому в законе о трёхлетнем бюджете - эта тема у нас возникнет только с 2018 года, но подумать об этом надо уже сейчас, - в трёхлетнем бюджете должны быть заложены средства, компенсирующие регионам эти выпадающие доходы, то есть при рассмотрении бюджета мы должны этот вопрос решить. И в-третьих, очень важно, чтобы не получилось так, что производители техники будут монопольно устанавливать высокую цену, а расплачиваться в этой ситуации придётся даже не бизнесу, а бюджету. Поэтому предлагается - и правительство тоже с этим согласилось, - что производство этой техники будет осуществляться на основе конкурса, причём в бюджете должен быть предусмотрен грант победителям этого конкурса, условием которого является доступная цена на эти аппараты. Таким образом, все вопросы - я подчёркиваю, что сейчас не буду рассказывать обо всём в деталях, можно перейти к поправкам, - которые ставил перед нами бизнес, опасения, которые звучали в этом зале при рассмотрении законопроекта в первом чтении, вот все эти вопросы при подготовке законопроекта ко второму чтению удалось благополучно решить. Я предложил бы перейти к таблицам поправок. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, переходим к таблицам поправок. Есть ли предложения по вынесению на отдельное голосование поправок из таблицы № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Прошу включить режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 49 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 240 чел. Не голосовало 210 чел.46,7 % Результат: принято Принимается. В таблице № 2 есть поправки, которые необходимо вынести на отдельное голосование? Есть. Прошу включить микрофон депутату Катасонову. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Владимирович! Отклоняется более шестидесяти пяти поправок, которые были поданы мной к данному законопроекту. С учётом того что Андрей Михайлович торопится, как обычно, к премьеру, я сгруппировал поправки, которые хочу вынести на отдельное голосование, в четыре блока, и у меня просьба дать мне возможность выступить по этим четырём блокам. Я их вам сейчас назову. Итак, первый блок. Вы записываете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, слушаю. КАТАСОНОВ С. М. Поправки 4, 8, 14, 34, 37, 40, 53 - это первый блок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так. КАТАСОНОВ С. М. Второй блок - поправки 5, 13, 18, 19, 21 и 22. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, дальше. КАТАСОНОВ С. М. Третий блок - поправки 101, 103, 106. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дальше. КАТАСОНОВ С. М. И четвёртый блок - это поправки 39, 50, 81. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Есть ещё предложения по поправкам из таблицы № 2? Нет. Тогда ставится на голосование таблица № 2, за исключением поправок 4, 8, 14, 34, 37, 40, 53, 5, 13, 18, 19, 21, 22, 101, 103, 106, 39, 50, 81. Прошу включить режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 05 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 240 чел. Не голосовало 210 чел.46,7 % Результат: принято Принимается. Переходим к обсуждению поправок, вынесенных на отдельное голосование. Поступило предложение депутата Катасонова сделать четыре выступления, по каждому блоку одно, правильно? Да. Итак, по первому блоку поправок, прошу вас. Три минуты. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, на самом деле данный законопроект лишь на первый взгляд кажется таким мягким и пушистым, и высказывание Андрея Михайловича, что все пожелания бизнес-сообщества были учтены, - это не больше чем, скажем так, прелюдия, чтобы принять закон в том виде, в котором есть. Могу сказать, что бизнес-сообщество выступает категорически против принятия данного законопроекта, а вопрос о понятности данного законопроекта вообще не должен стоять - любой закон должен быть понятно прописан, и я не думаю, что это главная заслуга бюджетного комитета. Первый блок поправок касается оператора фискальных данных. Сейчас, я хочу напомнить, каждый налогоплательщик имеет возможность обратиться либо напрямую в налоговую инспекцию, либо через оператора фискальных данных (он называется сейчас по-другому - оператор электронного документооборота). С принятием данного закона все пять с половиной миллионов касс будут работать в режиме онлайн и все данные будут идти вот этому оператору, вы представляете? Возникают вопросы: а что мы хотим в итоге получить и кто всё-таки бенефициар - государство или посредник? Вот эти вопросы остались без ответа. Сегодня есть машины с ЭКЛЗ - это машины, которые передают раз в месяц информацию в налоговую службу. Эта информация в принципе нужна только в случае каких-то проверок, ею налоговая не пользуется. Для чего мы хотим ввести режим онлайн в отношении кассовых чеков? Цель-то какая, что, ежедневная уплата налогов? Оказывается, никакой цели с точки зрения государства здесь нет, никакого увеличения налогов нет. Я обратился с письмом в налоговую инспекцию после проведения, скажем так, эксперимента в нескольких областях, спросил: а сколько же получило государство дополнительно в результате этого эксперимента? Вы знаете, что ответила налоговая? Она ответила: а такой цели - увеличения сборов налогов - не ставилось! То есть в данном случае, вводя этого оператора фискальных данных, мы должны чётко понимать, что в результате всей этой свистопляски, которая начнётся через полгода, бенефициаром будет не государство, а оператор фискальных данных, потому что платить теперь будут... данные ему будут отправлять не только те, кто платит НДС, а практически все поголовно. Но информация, которую получат дополнительно, вообще никому не нужна, с таким же успехом можно сделать фотографии всех, кто покупает, и в режиме онлайн отправлять. Поэтому данными поправками мы предлагаем вообще убрать этого оператора и напрямую направлять данные в налоговую службу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович, прошу. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, поставлено сразу много вопросов. Сначала объясню, зачем нужно. А нужно для двух целей. Первая - чтобы наличные деньги сразу учитывались государством именно как наличные деньги, потому что именно здесь кроются возможности для злоупотреблений, для ухода от налогов, именно здесь в первую очередь совершаются все манипуляции. Вторая цель - защита потребителя. Потребитель, который очень часто лишён возможности доказать, что он сделал покупку за наличный расчёт, теперь будет защищён государством, потому что государство в момент покупки будет получать информацию, что эта покупка совершена, - это важнейший элемент защиты прав потребителя. Кстати, общество защиты прав потребителей тоже участвовало в обсуждении и тоже просило именно об этом, говорило о том самом чеке, о том, каким образом прописать этот режим, чтобы всё было защищено, и это всё учтено в законопроекте. Теперь по поводу того, кто является бенефициаром. Бенефициаром являются государство и граждане, а никакой не оператор. Говорить о том, что мы вводим какого-то оператора, который будет... мол, давайте сразу передавать данные в налоговую, означает только одно - сделать то, чего нет нигде в мире, потому что абсолютно бессмысленно просто так создавать базу данных в государственном органе, этого, повторяю, нигде в мире нет, - на самом деле эти данные обрабатываются и передаются, и, кстати, у нас именно это принято по всем другим направлениям, причём великолепно работает: никаких утечек, ничего нет, всё защищено налоговой тайной, никаких проблем нет. Мы создаём механизмы, позволяющие этот вопрос максимально удешевить в первую очередь для государства и, естественно, для тех, кто будет этим пользоваться. Вот всё это прописано в поправках, которые приняты. Тут сказали, что я, как всегда, тороплюсь, - на самом деле, если бы Сергей Михайлович так не торопился на заседание комитета (он сказал, что рассматривается важный закон в Комитете по финансовому рынку) и принял участие в обсуждении всех поправок, которые вносились, а не только своих (он сказал, что доложит свои, а потом уйдёт, и ушёл), он бы знал, что все эти вопросы поправками решены, именно это сейчас сделала Государственная Дума, проголосовав за рекомендованные к принятию поправки. Повторяю, все вопросы, которые поднимает Сергей Михайлович, решены именно теми поправками, за которые мы только что проголосовали, которые приняли. Если бы у него было время и он прочитал их, он не отнимал бы сейчас время у нас. Мы проголосовали уже за эти поправки в том виде, в каком они представлены в таблице № 1. Поправки, рекомендованные к отклонению, меняют то, за что мы уже проголосовали, - предлагаю их отклонить. Кстати, я буду значительно короче отвечать на следующие вопросы, потому что все они точно такие же. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Переходим к голосованию по отдельным поправкам. Поправка 4 из таблицы поправок, рекомендуемых к отклонению. Прошу включить режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 51 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Поправка 8 ставится на голосование. Прошу включить режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 13 сек.) Проголосовало за 120 чел.26,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 120 чел. Не голосовало 330 чел.73,3 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Прошу включить ускоренный режим голосования. Поправка 14. Включите режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 38 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 90 чел. Не голосовало 360 чел.80,0 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Поправка 34. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 56 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Поправка 37 ставится на голосование. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 13 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Поправка 40. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 31 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Поправка 53. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 50 сек.) Проголосовало за 100 чел.22,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 100 чел. Не голосовало 350 чел.77,8 % Результат: не принято Поправка отклоняется. По второму блоку поправок - депутат Катасонов. Прошу включить микрофон. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Андрей Михайлович, продолжаем дискуссию. Достаточно трудно за три минуты изложить суть поправок, но я попытаюсь это сделать. И не нужно предъявлять мне претензии, что я где-то что-то недоработал. Вообще не надо вводить в заблуждение депутатов: вы своими поправками ничего не решили - ни вопросов, которые я перечислил, ни того, что требует бизнес. Теперь в отношении того, что везде всё заведено на оператора, - совершенно верно. Мы на днях приняли закон по "Платону", по вычету, и определили, что из 19 миллиардов рублей, которые мы собираем по "Платону", 9 миллиардов мы вычитаем, а 9 миллиардов отдаём оператору. Это как раз подтверждает то, о чём я сказал: бенефициаром является не государство, а оператор. А вот интересно, вы задумывались о суммах? Вы, к сожалению, не указали цифры, о которых будет идти речь, а эти суммы сопоставимы с суммами всех налогов, которые платит сейчас малый бизнес. Чтобы одномоментно, как у вас планируется, перейти на новые кассовые аппараты, потребуется больше 100 миллиардов рублей. Если вы сделаете вычет - вы сейчас сказали, но в законопроекте этого нет, - это будет за счёт государства, а если вычета не будет в предусмотренном объёме, это опять ляжет косвенными платежами на малый бизнес. Второй блок поправок касается электронной цифровой подписи. Тоже удивительное дело! Значит, в том, что касается взаимоотношений между клиентом и банком, отчётностей и даже криптовалют - электронная цифровая подпись принята. С какой стати, для чего тогда нужен специальный фискальный блок, у которого более высокий уровень защиты, чем у электронной цифровой подписи? Поправки, которые предусмотрены во втором блоке, как раз предлагали хоть как-то удешевить этот процесс, то есть взять на вооружение то, что в нашей стране уже отработано и действует. Но нет, здесь, оказывается, кроме оператора фискальных данных имеет возможность заработать ещё и тот, кто производит этот накопитель. И почему-то мы по всему тексту документа с упорством, достойным лучшего применения, пишем, что здесь должен быть более высокий уровень защиты, что для кассового чека недостаточно уровня защиты электронной подписи. И всё это мы опять перекладываем на налогоплательщиков. По опыту работы по всем категориям налогоплательщиков могу сказать: электронная подпись - это необходимый и достаточный элемент, который нужно оставить в фискальном накопителе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович Макаров, прошу. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Уважаемые коллеги, дискуссии не будет, вынужден огорчить Сергея Михайловича Катасонова. Скажу только, что, когда произносится "100 миллиардов", это, конечно, звучит красиво, но даже по тем расчётам, которые были сделаны, эта сумма составляет менее 20 миллиардов. Это первое. И второе. Именно потому, что эта сумма составляет 20 миллиардов (на самом деле чуть меньше), предлагается такой механизм, чтобы налогоплательщики за это не платили. Он в законопроекте прописан, но, чтобы это знать, надо было сидеть на заседании комитета и слушать дискуссию. А я не буду повторяться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Переходим к голосованию по отдельным поправкам из таблицы поправок, рекомендуемых к отклонению. Поправка 5. Прошу включить режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 57 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 89 чел. Не голосовало 361 чел.80,2 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Поправка 13. Прошу включить режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 14 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Поправка 18. Включите режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 31 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Поправка 19. Включите режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 48 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Поправка 21. Включите режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 05 сек.) Проголосовало за 113 чел.25,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 113 чел. Не голосовало 337 чел.74,9 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Поправка 22. Включите режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 22 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста. Обоснование по третьему блоку. КАТАСОНОВ С. М. Третий блок поправок касается новых участников этого весёлого процесса - тех налогоплательщиков (их 3 миллиона), которые вообще не имеют кассовых аппаратов. Я хочу напомнить, с каким упорством добивались того, чтобы те, кто платит по патенту и ЕНВД, имели право не применять кассовые аппараты. И я помню, как нынешний президент в 2009 году сказал, что если вы платите налог на вменённый доход, то кассовый аппарат не нужен. А если мы примем этот закон, то с 2018 года все они должны будут иметь кассовые аппараты, работающие в режиме онлайн. По сути этого спецрежима никак с оборотом не связан тот платёж в налоговую инспекцию, который они осуществляют. Ту информацию, которую они будут, ещё раз говорю, передавать онлайн, никто никогда смотреть не будет, а вот к затратам, о которых мы начали спорить... Андрей Михайлович, это, кстати, можно и сейчас рассмотреть, не обязательно на заседании комитета, хотя мы в комитете это тоже обсуждали. Дело в том, что затраты складываются не только из расходов на совершенно новый ящик: он должен иметь разъём, должен быть связан с Интернетом, чего сейчас нет, он должен иметь совершенно новый накопитель, который выполняет функции онлайн, но самое-то главное - надо же будет платить оператору. Это-то государство не собирается компенсировать! Вы назовите цифры, сколько мы сейчас платим оператору по НДС. А я вам скажу: вы формулируете - 6 тысяч рублей, а реально - вы позвоните на предприятия - и 12 тысяч, и 15 тысяч рублей! Это платёж по НДС, ещё раз говорю, за четыре раза в год - за четыре раза! А здесь это каждый день будет. И с чего вы решили, что этот платёж будет 3 тысячи рублей в год? Я очень сомневаюсь в этом. Мы к этому вернёмся, правда, через пять лет, не знаю, кто будет в этом зале, но фракция ЛДПР сегодня говорит, что то, что мы делаем сейчас, - это полный маразм! Не нужно для спецрежимов никаких кассовых аппаратов! Ещё раз говорю, спецрежим - это единый налог на вменённый доход. Вы мне на заседании комитета говорили (у нас же была дискуссия), что нужно узнать, вышли они за пределы вменённого дохода или нет, - не нужно считать граждан дурнее себя, они очень чётко считают, и тот, кто работает на вменёнке, останавливается, как только подходит к размеру предельного оборота. Или вы думаете, этот онлайн-режим остановит печать и не даст напечатать кассовый чек? Да это тоже никакого отношения не имеет к онлайну! Всё, что вы сегодня здесь предлагаете для малого бизнеса, - это двойное налогообложение мимо бюджета! Так для кого мы это делаем?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, прошу. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, я хотел бы извиниться за выступление Сергея Михайловича перед фракцией ЛДПР: я думаю, фракция вряд ли согласится со словами, что всё, что мы здесь делаем, - полный маразм. Поскольку эти слова были сказаны от имени фракции, ещё раз говорю, я хотел бы извиниться. Надеюсь, что Сергей Михайлович не хотел фракцию обидеть. Это первое. Теперь по поводу того, что было сказано, - 2018 год. Я напомню, почему было принято решение, что не надо вводить кассовые аппараты для тех, кто применяет ЕНВД, - да потому, что он до 2018 года должен был прекратить своё существование! И мы с вами здесь принимали решение, несмотря на сопротивление очень многих сил, что ЕНВД будет существовать, - мы сохраняем его действие. И президент говорил об этом: если мы ликвидируем ЕНВД, зачем в этой ситуации заставлять на последние годы создавать кассовые аппараты? Ещё раз говорю: у нас реальная ситуация, президентом поставлена задача взять под контроль наличные средства. Я не буду сейчас продолжать рассказывать, для чего это нужно, - здесь в зале сидят прекрасные люди, и я надеюсь, что и те, кто придёт сюда через пять лет, и те, кто придёт через четыре месяца, будут это знать, Сергей Михайлович. Ещё раз говорю: в данном случае ответы на все вопросы уже даны; все вопросы, которые были заданы, и все внесённые поправки решены и учтены в поправках, которые уже приняты, достаточно их просто прочитать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к голосованию по отдельным поправкам из таблицы поправок, рекомендуемых к отклонению. Поправка 101. Прошу включить режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 29 сек.) Проголосовало за 139 чел.30,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 139 чел. Не голосовало 311 чел.69,1 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Поправка 103. Прошу включить режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 48 сек.) Проголосовало за 133 чел.29,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 133 чел. Не голосовало 317 чел.70,4 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Поправка 106. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 07 сек.) Проголосовало за 139 чел.30,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 139 чел. Не голосовало 311 чел.69,1 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Сергей Михайлович Катасонов - обоснование четвёртого блока. Прошу. КАТАСОНОВ С. М. Андрей Михайлович, я всё время слушаю ваши слова, что все эти вопросы решены предыдущими, принятыми поправками, и никак не могу понять, о чём мы говорим. Эти вопросы не решены. Если бы они были решены, зачем бы я вносил поправки? Теперь переходим к четвёртому блоку. У нас установлен срок, когда всё это сумасшествие начнётся для предпринимателей, - это начнётся через полгода. Мы не раз принимали законы и меняли кассовые аппараты, и всегда в федеральных законах было написано: "До истечения срока службы", то есть кассовый аппарат отслужит свой норматив, например семь лет, и через семь лет мы не сможем поставить его без режима онлайн, о котором вы говорите. Сейчас вы предлагаете: одномоментно, с февраля 2017 года, все кассовые аппараты должны быть выкинуты - выкинуты! - и срок до 1 июля 2017 года, это полгода! Я вас хочу спросить: сколько у нас производят кассовых аппаратов, вы знаете, Андрей Михайлович? Их производят максимум сто тысяч в месяц, максимум! То есть за полгода поставить два с половиной миллиона кассовых аппаратов предпринимателям, которые сейчас работают на кассах, физически невозможно. А ещё через полгода, с 2018-го, мы должны будем ещё три миллиона аппаратов поставить для ипэшников. Вот вы говорите про ЕНВД, но это же не только те, кто работает на ЕНВД, это и ИП: они тоже работают фактически по вменённому доходу, расчётному, они тоже будут ставить кассовые аппараты. Мне непонятно, к чему такая спешка. Почему раньше, когда мы вводили новые требования к кассовым аппаратам, мы всегда разрешали доработать на старых, а сейчас даём всего полгода? Сейчас начнётся просто сумасшествие, потому что - к нам тоже приходили - люди не понимают, какие требования к этим кассовым аппаратам, кто их начнёт делать. Та информация (особенно для спецрежимов), которую будут передавать в режиме онлайн три миллиона наших налогоплательщиков, никогда никому не понадобится. Вы же знаете, что мы сейчас ежемесячно сдаём ЭКЛЗ в налоговую инспекцию, и её тоже там никто никогда не смотрит! Я вам больше скажу: если человек по какой-то причине хочет скрыть факт печати чека, то и в ЭКЛЗ этого не будет. Такое нагромождение расходов на эту сложную машину, на 5 миллионов кассовых аппаратов! Ведь очень просто это считается (я даже не беру в расчёт "железо"): услуга связи - это минимум 3 тысячи в год, услуги оператора - это 10 тысяч, умножьте 5 миллионов кассовых аппаратов на стоимость услуг, без "железа", и в итоге получается 100 миллиардов! Я не пойму, кто их заплатит? Весь малый бизнес сейчас платит примерно столько же. Ну объясните, зачем вы это делаете? Мне непонятно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, прошу. МАКАРОВ А. М. Итак, коллеги, ещё раз. Я хочу напомнить, что при первом чтении, когда мы рассматривали бюджет вот в этом зале, я передавал приглашение для всех депутатов от Михаила Владимировича Мишустина, руководителя налоговой службы: он приглашал всех прийти в налоговую службу посмотреть, как этот механизм работает в рамках двухлетнего - я подчеркиваю, двухлетнего! - эксперимента, который проходил с участием самых разных категорий налогоплательщиков, от крупных до самых мелких. Естественно, это было только по желанию. И я приглашал всех депутатов в зале, кстати, и всех членов комитета по бюджету тоже приглашал, передавал это приглашение - прийти и посмотреть. Кто-то пришёл и посмотрел - наверное, поэтому у них не возникает вопросов. Я хотел бы показать: вот этот вам телефон, как и любой другой, может быть этим инструментом, весь смысл в том, что ничего приобретать не надо! Дело-то как раз в том, что эксперимент позволил нам понять: необходим только накопитель информации. Ещё раз говорю, любая действующая... А покажите человека, у которого сегодня нет мобильного телефона... И вот мы хотели, чтобы люди своими глазами увидели, как это работает. Не как это будет работать - нам тут говорят: кошмар, гипс снимают, клиент уезжает, всё пропало! - а чтобы люди своими глазами увидели, как это работает сейчас, и тогда не было бы вот этих вопросов. Но ведь если сходить и посмотреть, то не будет возможности здесь выступить и сказать, что гипс снимают, понимаете? Так что я ещё раз хотел бы обратить ваше внимание, сказать: наверное, мы всё-таки должны быть чуть более ответственными, когда говорим о том, что будет. И вот здесь сидит заместитель руководителя налоговой службы. Ну давайте, в конце концов, теперь он пригласит всех депутатов Государственной Думы независимо от фракции просто сходить и увидеть, как это работает, - моё приглашение, наверное, показалось недостаточно весомым. Вот единственное, что мне хотелось бы сказать: абсолютно правильно Сергеем Михайловичем был задан вопрос, зачем я делаю эти поправки, только вывод он сделал, что не всё учтено, - нет, мы учли, только мы сделали так, чтобы это работало, а не превратили это в первомайский лозунг, который не имеет никакого отношения к действительности. Речь идёт совершенно о другом, коллеги... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МАКАРОВ А. М. Я делаю поправку: извините, Николай Васильевич, первомайские лозунги снимаю, это какие-то другие лозунги. Договорились. Так вот я хотел бы сказать другое, я хотел бы воспользоваться временем, когда мы будем сейчас выносить это на голосование, пока здесь присутствует заместитель министра финансов, и попросить, чтобы он подтвердил нашу договорённость с правительством по поводу проекта постановления, которое предлагается к этому законопроекту, потому что именно этим постановлением мы снимаем нагрузку с бизнеса. Вот это гораздо важнее, чем рассматривать то, что вы здесь слышали. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тем не менее действуем по Регламенту. Переходим к голосованию по отдельным поправкам из таблицы поправок, рекомендуемых к отклонению. 39-я поправка. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 48 сек.) Проголосовало за 147 чел.32,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 147 чел. Не голосовало 303 чел.67,3 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Поправка 50. Прошу включить режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 07 сек.) Проголосовало за 144 чел.32,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 144 чел. Не голосовало 306 чел.68,0 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Поправка 81. Прошу включить режим голосования. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 25 сек.) Проголосовало за 155 чел.34,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 155 чел. Не голосовало 295 чел.65,6 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Мы рассмотрели все поправки. Законопроект выносится на "час голосования". Переходим... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Прошу. ТРУНИН И. В., заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Сергей Владимирович, уважаемые депутаты! Действительно, мы обсуждали способы компенсации затрат предпринимателей на приобретение новой контрольно-кассовой техники, которые они понесут начиная с 1 июля 2018 года, именно тех, кто сейчас, в условиях действующего законодательства, не обязан эту технику применять, и мы договорились, чтобы это не было за счёт бизнеса и что компенсация этих затрат будет состоять из нескольких компонентов. Первый, налоговый компонент - вычет из сумм налогов, которые они должны выплачивать в соответствии со своими специальными режимами (это единый налог на вменённый доход и патентная система налогообложения). Второй - компенсация выпадающих доходов, которые появятся у консолидированных бюджетов субъектов, то есть у собственно бюджетов субъектов и бюджетов муниципальных образований, это будет учтено при распределении соответствующих дотаций. И третий - это гранты, чтобы обеспечить приемлемый уровень цен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
19-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 28 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 240 чел. Не голосовало 210 чел.46,7 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 283
О проекте федерального закона № 968690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования порядка применения контрольно-кассовой техники).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
54-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Юрий Иванович Зубарев - статс-секретарь - заместитель министра финансов России. Пожалуйста. ЗУБАРЕВ Ю. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Законопроектом предусматривается переход на применение контрольно-кассовой техники, передающей информацию в электронном виде в адрес налоговых органов о расчётах с использованием наличных и иных средств платежа, включая пластиковые карты. Переход к передаче данных о наличных расчётах в адрес налогового органа в режиме реального времени позволит создать современную автоматизированную систему полного учёта выручки и контроля за применением контрольно-кассовой техники, что, как мы рассчитываем, позволит сократить объём теневого оборота наличных денежных средств и увеличить налоговые поступления в бюджет. Кроме того, реализация закона позволит снизить административную и финансовую нагрузку на налогоплательщиков за счёт упрощения регистрации или перерегистрации контрольно-кассовой техники, за счёт удешевления кассовой техники, исключения избыточных проверок с выездом на место установки контрольно-кассовой техники, а также сократить ежегодные издержки налогоплательщиков, связанные с использованием, с обслуживанием контрольно-кассовой техники. Фактически переход на новый порядок применения контрольно-кассовой техники позволит использовать в качестве кассового аппарата любое устройство, имеющее функции передачи данных, - достаточно будет подключить к нему компактный принтер, оснащённый фискальным накопителем с функцией криптозащиты. В настоящее время зарегистрировано 2,5 миллиона единиц контрольно-кассовой техники, из которых активно используется только полтора миллиона. Предполагается, что с учётом нового порядка количество единиц контрольно-кассовой техники составит 4,5 миллиона единиц. Переход на новую технику также даст возможность хранить в свободном доступе на серверах налоговой службы данные о совершённых покупках и произведённых расчётах, что создаст условия для повышения уровня защиты прав потребителей. Законопроект предусматривает поэтапный переход к новому порядку применения. С 1 апреля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, при этом передача данных в налоговые органы может не осуществляться. С 1 февраля 2017 года регистрация вновь вводимых кассовых аппаратов будет осуществляться уже только с обязательной онлайн-передачей данных о расчётах, а с 1 июля 2017 года использование старой контрольной техники запрещается. Также важно, что с 1 июля 2018 года предусмотрено обязательное использование новой кассовой техники организациями и индивидуальными предпринимателями, которые сейчас её не обязаны применять. Речь идёт прежде всего о так называемых патентщиках, а также о предприятиях, функционирующих в сфере услуг населения, а именно о парикмахерских, мастерских по ремонту обуви, кассах по продаже билетов в кино, театр, о такси - в общем, обо всём, что связано с оказанием бытовых услуг. Речь идёт о банкоматах, которые помимо функции банкомата ещё служат для осуществления расчётов и платежей за услуги и товары. В то же время сохраняется возможность не применять кассовые аппараты там, где они сейчас не применяются, - при оказании мелких бытовых услуг, при продаже билетов, например, на городской транспорт. Те из вас, кто ездит на работу на электричке, смогут по-прежнему купить чай в вагоне или газету по пути на работу, и бабушка на станции также будет торговать пучком редиски без кассового аппарата. А вот те юрлица, которые находились на вменёнке (а недавно, уже после внесения законопроекта в Думу, было принято решение о сохранении режима ЕНВД), предприятия, где могут работать до ста наёмных работников и где нет ограничений по оборотам, которые сейчас не применяют кассовую технику, - вот они обязаны будут поставить новые аппараты. Их оборот сейчас никак не учитывается, и мы рассчитываем, что применение кассовой техники серьёзно поможет вывести из тени этот оборот. Стоимость контрольно-кассовой техники нового образца не будет выше, она будет стоить даже меньше, чем та, которая сейчас применяется. Более того, практически все действующие модели кассовых аппаратов можно продолжать использовать: сейчас заменяется лента, ЭКЛЗ, а будет необходимо вместо неё поставить фискальный накопитель. Стоимость ленты - 6 тысяч, именно столько ежегодно предприниматель тратит, а стоимость фискального накопителя варьируется от 6 до 9 тысяч, плюс комплект модернизации, это разовая услуга, - 3 тысячи рублей, в итоге финансовая нагрузка на предпринимателя снизится. Для тех, кто впервые начнёт эту технику применять, будет предусмотрен прямой налоговой вычет в размере 18 тысяч на одного предпринимателя, - это столько, сколько стоит аппарат сегодня. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Понимаю, что поздно, все уже устали, и, наверное, начну с предложения Михаила Владимировича Мишустина: он предложил всем депутатам Государственной Думы, кому это интересно, посмотреть, как этот механизм работает. На самом деле то, что сейчас предлагается в законопроекте, - уже опробованный в ходе эксперимента механизм, который отработан на предприятиях практически всех форм бизнеса, от самого маленького до самого большого, на тех, кто добровольно захотел в этом эксперименте участвовать. Михаил Владимирович, повторяю, предложил, если это интересно депутатам, просто посмотреть, как этот механизм работает, увидеть всё своими глазами, понять, какое это колоссальное упрощение! Мы могли бы найти время и просто увидеть в ФНС, как это работает, чтобы не оставалось никаких сомнений в необходимости этого. Хотел бы обратить внимание всего на два обстоятельства. Первое. Это важнейший механизм, который, может быть, надо было бы внедрить уже давным-давно, но не было технической возможности. Только сейчас, когда Федеральная налоговая служба смогла изыскать возможности для формирования массива данных, можно получить все фискальные данные, данные об обороте налички в реальном времени. Это не просто даёт возможность уйти от теневого оборота, это не просто борьба с какими-то схемами и так далее, и дело даже не в возможности увеличения собираемости налогов - это в первую очередь открывает совершенно иные возможности во взаимоотношениях государства и налогоплательщика: поскольку в реальном времени передаётся вся информация по наличному обороту денег, не нужны те проверки, которые сегодня осуществляются в рамках Налогового кодекса, то есть, иными словами, мы получаем возможность изменить систему налогового администрирования, по существу исключив необходимость взаимодействия налогоплательщиков с какими бы то ни было государственными структурами. Добросовестному налогоплательщику бояться нечего, информация о сделке, о наличных деньгах прошла сразу, и вопросы могут возникать только в том случае, если кто-то из потребителей, который получил недоброкачественный товар, с этим чеком приходит и говорит: а вот у меня чек, вот гарантия, но товар недоброкачественный. То есть, одновременно решая вопросы упрощения жизни налогоплательщикам, мы защищаем потребителя от недобросовестного продавца. Я думаю, что именно поэтому, когда этот вопрос рассматривался президентом на встрече с "Народным фронтом", он и получил поддержку. Второе. Хотел бы сразу обратить внимание, что законопроект не предполагает ничего делать сию минуту: надо очень аккуратно посмотреть, чтобы, не дай бог, никому не навредить. Уже сегодня основные механизмы прописаны в законопроекте, но при подготовке ко второму чтению, безусловно, надо ещё раз все вопросы по всем категориям налогоплательщиков просмотреть. Например, категория налогоплательщиков, с которых сегодня взимают единый налог на вменённый доход, отсутствует в законопроекте. Почему? Просто решение о продлении этого режима ещё не было принято, когда законопроект готовился. Должен ли он найти своё отражение? Безусловно должен. Поэтому и предлагается провести нормальную работу над данным законопроектом, но совершенно очевидно, что откладывать его принятие нельзя, потому что на самом деле налогоплательщики просят, чтобы его внедрение прошло как можно быстрее, и я уверен, что налогоплательщики добровольно начнут присоединяться к порядку работы, прописанному в законопроекте, гораздо раньше, чем будут обязаны по закону. Предлагаем поддержать принятие законопроекта в первом чтении и всем вместе рассмотреть вопросы, которые могут возникнуть при подготовке ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, скоро 18.00, в связи с этим есть предложение: естественно, завершить рассмотрение этого законопроекта, рассмотреть ещё пять по сокращённой процедуре и на сегодня на этом завершить работу. Нет возражений? Поддерживается. Хорошо, спасибо. Есть ли вопросы по данному законопроекту? Пожалуйста, прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. К сожалению, вот так сложилось - в пятницу вечером рассматривается очень серьёзный, фундаментальный законопроект и вопросов очень много. Мой один из первых, ну, может, не первый по значимости. Вопрос к вам, уважаемый Юрий Иванович, как к докладчику. В заключении комитета написано, что новый порядок использования ККТ может не применяться в связи с отсутствием связи. Нет ли у вас такого ощущения, что фактически закон будет действовать в Москве, Петербурге и других крупных городах, там, где есть эта связь, а на 90 процентах территории России останется действующий порядок на долгие годы, с учётом того что в нынешних условиях мы не так быстро движемся по пути информатизации, как нам хотелось бы? ЗУБАРЕВ Ю. И. Александр Георгиевич, Минкомсвязь - ведомство, уполномоченное как раз в области связи, - будет давать информацию в налоговую службу о том, на каких территориях невозможно осуществлять связь при применении этой техники. В законопроекте это предусмотрено - там будет применяться старый, прежний порядок, но таких территорий немного. Фискальный накопитель и переходный модуль, дополнительный модуль, будут оснащаться по желанию потребителя как GSM-модулем, так и Wi-Fi-модулем, это зависит от того, какой модуль будет заказывать непосредственно то лицо, которое будет использовать накопитель, поэтому, я думаю, здесь проблем не возникнет. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ушаков Дмитрий Владимирович. УШАКОВ Д. В. Уважаемый Юрий Иванович, интересует, кто будет предоставлять услуги связи для передачи фискальных данных, какова будет стоимость подключения и абонентского обслуживания для предпринимателей, подключёных к этой системе, к онлайн-передаче (как я понимаю, все должны будут подключиться)? ЗУБАРЕВ Ю. И. В наших расчётах годовая стоимость связи заложена в размере 1 тысячи рублей. Дело в том, что все налогоплательщики так или иначе используют в своей работе, в своей жизнедеятельности те или иные средства связи - приобретать дополнительные средства связи, осуществлять дополнительные подключения не потребуется. Уровень проникновения Интернета и уровень покрытия сети мобильной связи в России сейчас таковы, что можно говорить о практически полномасштабном охвате всей территории Российской Федерации. Мы исходим из того, что дополнительных расходов здесь не возникнет, а если они возникнут, то будут минимальными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Юрий Иванович, вы значительно расширяете сферу применения платёжных карт - как вы сказали, можно использовать любое устройство, имеющее функции передачи данных, - я бы сказал, вы даже принуждаете к приобретению платёжных карт. Но я вам приведу официальные данные Министерства внутренних дел: в прошлом году выявлено свыше трёхсот тысяч случаев, когда с этих карт списывали деньги, и ущерб населения превысил 2 миллиарда рублей. Ежегодно число случаев воровства денег с этих карт увеличивается, как и сумма ущерба. Расширяя поле применения платёжных карт, каким образом вы будете защищать деньги простых людей - у людей там, может, лежит 10-15 тысяч, а половину у них украдут благодаря этим платёжным картам? Что вы предлагаете в плане защиты? ЗУБАРЕВ Ю. И. Владимир Николаевич, данный законопроект вообще не касается вопросов расширения применения платёжных карт. Когда мы говорили о применении любых устройств с функцией передачи данных, то имели в виду телефоны, планшеты, любые устройства, которые сейчас находятся на руках у потребителей, у предпринимателей. Они могут применяться, поскольку с помощью этих устройств легко установить связь с принтером и фискальным накопителем и передать данные в налоговую. Что касается формы расчётов - наличной, или с помощью пластиковых карт, или иной формы расчёта, - это предмет регулирования других законов. А что касается пластиковых карт - это тема другого обсуждения, в этом направлении мы тоже работаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Руденко Андрей Викторович. РУДЕНКО А. В. Юрий Иванович, вам такой вопрос. Вот вы сказали, что некая организация будет аккумулировать с 4,5 миллиона кассовых аппаратов данные по юридическим лицам. Скажите, пожалуйста, как будет обеспечиваться сохранность этих данных? Может быть, криптозащита. Что это будет за юридическое лицо? Не попадут ли эти данные в прямой доступ в Интернет на следующий день после передачи этому юридическому лицу? ЗУБАРЕВ Ю. И. Андрей Викторович, речь идёт о той же организации, которая хранит данные о 8 миллионах налогоплательщиков, - это налоговая служба, ЦОДы, они хорошо защищены, нет случаев взлома, нет случаев утечки этой информации. Как только данные ушли от налогоплательщика и пришли на сервер, они в сохранности, в той же степени сохранности, как и любая другая налоговая тайна, налоговая информация, которая сейчас там хранится. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А. Уважаемые коллеги, ну удивительный сегодня день! Три очень важных закона, которые преследуют своей целью залезть в карман налогоплательщиков и простых граждан Российской Федерации, и вот так они все фактически кулуарно обсуждаются, поскольку время - 18 часов, пятница, и, наверное, есть желание побыстрее закончить обсуждение и забыть про это. Но напомню: сегодня мы приняли законопроект, который предусматривает увеличение акцизов на ГСМ, а это несколько сотен миллиардов рублей из карманов наших граждан через стоимость горюче-смазочных материалов. Второй законопроект, за который в первом чтении сегодня проголосовали, - его хоть и группа депутатов внесла, но мы понимаем, что это инициатива правительства. Введение НДС на электронные базы данных, программы, игры, электронные книги и так далее - это как минимум 50 миллиардов рублей, опять увеличение стоимости услуг, товаров на территории страны, и это, соответственно, из карманов налогоплательщиков. Законопроект, который мы сейчас рассматриваем, приблизительно из той же оперы. Министерство финансов говорит, что дополнительной нагрузки на предприятия не будет, - ну как минимум лукавит Министерство финансов. Мы прекрасно понимаем: 2,5 миллиона аппаратов работает, а вы говорите, что будет 4,5 миллиона аппаратов; средняя стоимость такого аппарата - 18 тысяч рублей; за один год нашим предпринимателям предстоит приобрести 2 миллиона аппаратов; умножайте 2 миллиона на 18 тысяч - это как минимум 36 миллиардов рублей, которые так или иначе перейдут в стоимость товара, и заплатят за это обычные покупатели. Как здесь не взяться инфляции? Мы говорили, что 1 процент - это уже в связи с повышением акцизов на ГСМ, ну и здесь, соответственно, уже на долю процентов можно смело рассчитывать, и никакой компенсации, скорее всего, не будет. Вычет, о котором вы говорите, ярко показывает, как сработал торговый сбор, например, на территории Москвы: предприниматели, зарегистрированные в Московской области, не могут получить вычет, если они торгуют на территории Москвы; предприниматели, которые уплачивают налог по упрощёнке, доходы минус расходы, могут получить только 15 процентов торгового сбора, который уплачивают на территории Москвы, - вот забота о предпринимателях! Кстати, партия ЛДПР подготовила обращение в Конституционный Суд, которое предусматривает рассмотрение вопроса о неконституционности введения торгового сбора. Я прошу всех депутатов, которые заботятся о судьбе предпринимательства в стране, малого бизнеса, среднего бизнеса, подключиться к сбору подписей под этим иском. Ну и что касается предложений или вопросов, которые сегодня уже были оглашены коллегами, скажем, из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Тут, конечно, очень... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ИЩЕНКО А. А. Есть вопросы, которые касаются и коммерческой тайны, это будет серьёзный аргумент в коммерческих спорах: когда ты понимаешь, чем торгует конкурент, какой у него ассортимент продукции, тут явно кто-то получит преимущество, а кто-то - нет. Мы много говорили о системе "Платон", которую ввели с этого года, там сумма сборов 39 миллиардов рублей должна была быть по этому году, но вот эти три закона, которые мы с вами приняли сегодня, - это в десять раз больше, чем "Платон", и при этом коммерческие организации получат право опять облагать предпринимателей через вот это обслуживание кассовых аппаратов! В Москве состоялась "ночь длинных ковшей", теперь, я так понимаю, правительство готовит "ночь длинных кассовых аппаратов". Фракция ЛДПР не будет поддерживать этот законопроект: мы считаем, что сейчас не время устраивать дополнительный прессинг малого и среднего бизнеса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, спасибо. Антон Анатольевич, обсуждение идёт не кулуарно, а публично, открыто, широко, трансляция в таком же режиме, как обычно. Если бы это было кулуарно, вы бы вряд ли вышли на трибуну, верно? Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, объём серой и просто грязно-чёрной экономики настолько велик, это такая колоссальная национальная проблема, что отмахиваться от подобных идей, как это сделала фракция ЛДПР, я считаю, совершенно неправильно. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КАШИН Б. С. Спасибо, Раиса Васильевна, за поддержку. Фракция КПРФ поддержит в первом чтении данный законопроект, но мы считаем, что без серьёзной доработки ко второму чтению его принимать нельзя. И хочется в чём-то согласиться с фракцией ЛДПР, когда они вспомнили "Платон". Представитель Министерства финансов не сказал нам всей правды, а правда состоит в том, что создаются некие финансовые посредники между налоговой службой и участниками хозяйственного оборота, эти посредники, фискальные операторы, - это точный аналог "Платона", и здесь широкое поле для коррупции. Я беседовал со специалистами, которые занимаются выпуском этой техники, они говорят: любое предприятие должно хотя бы иметь возможность выбора - либо напрямую послать в государственную структуру, либо иметь дело с этой, как говорится, шарашкиной конторой. Это одна проблема. Вторая проблема. Действительно, может быть, - как у нас всё делается - хотели как лучше, а вышло как всегда? Почему не начать этот процесс именно с выяснения, откуда утекают деньги непонятно куда, где вся эта грязь сосредоточена? В первую очередь это те, кто платит единый налог на вменённый доход, - так давайте с них начнём, а не с тех, кто законопослушен и давно уже использует кассовую технику как положено. Ещё одна тема - это возможность коррупции уже при лицензировании. Здесь и к Федеральной службе безопасности, когда внедряли электронную подпись, были вопросы, потому что лицензировать какую-то технологию практически невозможно, и здесь надо сделать так, чтобы добросовестный производитель имел возможность лицензировать свою технологию, тем более что это не настолько закрытая тема, как, допустим, какие-то банковские транзакции или тем более государственные секреты. Вот с учётом этого мы в первом чтении поддержим, но хотим, чтобы комитет серьёзно занялся законопроектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Иванович, ещё раз будете выступать? ЗУБАРЕВ Ю. И. Нет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет. Андрей Михайлович, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Коллеги, наверное, нет смысла ломиться в открытую дверь. Предложение - спокойно доработать данный законопроект, не торопиться и посмотреть внимательно все эти вещи. Единый налог на вменённый доход - совершенно справедливо, почему его нет в этом законе? Потому что, как вы знаете, предполагалось, что он отменяется, мы с вами настояли, чтобы единый налог на вменённый доход сохранился, следовательно, он должен войти в этот закон. Это первый вопрос. Второй вопрос. Мы говорим, что возникают какие-то посреднические коммерческие структуры, вот хотел бы сказать, что нет никаких посреднических коммерческих структур, их просто не существует. Вот где кто-то это увидел, я не совсем понимаю. В плане получения информации налоговой службы ничего не меняется. У нас сегодня 18 миллионов человек открыли индивидуальный кабинет налогоплательщика - они что, открыли его через коммерческую структуру? Ну 18 миллионов человек уже есть, и больше 100 тысяч человек ежемесячно открывают свой кабинет! Коллеги, давайте просто не будем искать чёрную кошку в тёмной комнате, хотя бы с учётом того, что её просто там нет. Ну и разговор о том, что мы перекладываем какую-то нагрузку на налогоплательщиков. Президент ясно сказал: государство заинтересовано в механизме прозрачности, и поэтому расходы тех налогоплательщиков, которые будут вынуждены приобретать любую аппаратуру, государство должно взять на себя. Я, конечно, понимаю, что Антон Анатольевич Ищенко обычно слушает только самого себя, но всё-таки предлагаю поверить президенту страны, который об этом сказал. Государство заинтересовано в прозрачном механизме. Мы так часто говорим о механизме прозрачности, что я вообще, строго говоря, не понимаю, о чём здесь идёт речь. И наконец, последнее. Очень часто, к сожалению, у нас популизм соревнуется с невежеством. Вот говорят о предпринимателе, который вынужден платить торговый сбор Московской области, - но нет в Московской области торгового сбора! А как может предприниматель из Московской области работать в Москве, если он не зарегистрировал точку или ещё что-то в Москве? Вот об этом Антон Анатольевич не говорит. Поэтому я ещё раз говорю: популизм очень часто уступает место невежеству и конкурирует с ним, но надо определить, что приоритетно. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект и предлагает всем депутатам присоединиться: его ждут от нас налогоплательщики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вот Антон Анатольевич Ищенко ушёл из зала, да? Коллеги, вы скажите, что мы обратили на это внимание. Он выступил и сказал, что законопроект очень важный, но обсуждается якобы кулуарно, а на самом деле сам выступил и быстро убежал из зала. О чём это говорит? Что ему важен не законопроект, а важно выйти на трибуну, выступить и убежать. Передайте, пожалуйста, передайте. (Аплодисменты.) Ставлю на голосование законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 11 мин. 28 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято Принят в первом чтении.