Заседание № 61

20.11.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 96781-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3693 по 4022 из 7010
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс          
Российской Федерации об административных правонарушениях".                      
                                                                                
Андрей Джафарович Тычинин, пожалуйста.                                          
                                                                                
ТЫЧИНИН А. Д., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект касается          
изменений размеров штрафов за несвоевременное рассмотрение обращений граждан.   
Предлагается поднять административный штраф с 5-10 тысяч рублей до 20-30        
тысяч рублей. С чем это связано? Это связано со следующим фактом.               
                                                                                
Я провёл анализ ситуации с июля 2011 года, когда был принят закон о             
рассмотрении обращений граждан и был введён в административный кодекс штраф     
за несвоевременное рассмотрение обращений граждан. Так вот, выяснилось, что     
штрафов было наложено буквально единицы за всё время по всей России. О чём      
это говорит? Это говорит о том, что граждане практически не обращаются в суд,   
потому что понимают, что штраф в 5 тысяч рублей для чиновника за                
несвоевременный ответ - это довольно смешная сумма, поэтому и желания нет.      
Вот я, как член аграрного комитета, достаточно часто общаюсь с фермерами на     
выставках, на разнообразных мероприятиях, так вот все жалуются, говорят, что    
направляют письма, например, в Минсельхоз или в Россельхознадзор и ждут         
ответа месяцами - ни ответа ни привета! При этом, когда я предлагаю им          
обратиться в суд, чтобы оштрафовали чиновника, они говорят: "Нет, зачем нам     
это делать? Мы понимаем, что 5 тысяч рублей никак не спасут ситуацию".          
                                                                                
Приведу вам пример: в Сингапуре установлен штраф за то, что ты выплюнул на      
улице жвачку или бросил окурок, в размере 500 долларов - так вот, в Сингапуре   
абсолютно чисто. Я считаю, что в случае, если штраф для чиновника будет         
достаточно большим, это обяжет его относиться к своей работе более              
ответственно и более внимательно, дисциплинирует его.                           
                                                                                
На этом у меня всё. Прошу вас поддержать законопроект.                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Плигин.                                                     
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Андрей             
Джафарович очень подробно изложил суть законопроекта. Хотел бы отметить, что    
15 ноября к автору данного законопроекта присоединился депутат                  
Государственной Думы Владимир Александрович Симагин.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, прежде всего я не относился бы так легко к сумме штрафа в    
размере от 5 до 10 тысяч рублей. Всё дело в том, что заработная плата           
довольно большого количества должностных лиц является не слишком высокой,       
особенно в органах местного самоуправления или у должностных лиц субъектов      
Российской Федерации. Несомненно, есть и высокая заработная плата, но в целом   
5-10 тысяч рублей - это достаточно серьёзное наказание для должностных лиц.     
                                                                                
Второй момент. Андрей Джафарович очень правильно отметил, что, возможно,        
ненадлежащим образом складывается правоприменительная практика, то есть число   
случаев привлечения к административной ответственности недостаточно. Если       
говорить о явлениях социальных, нужно понимать, что предыдущее изменение        
федерального закона было произведено 11 июля 2011 года, таким образом,          
практика правоприменения, с нашей точки зрения, существует довольно             
незначительный период времени, и поэтому нам нужно ещё дополнительно провести   
системный анализ применения данных норм.                                        
                                                                                
С моей точки зрения, нам нужно руководствоваться и следующим подходом:          
быстрые изменения санкций не соответствуют неоднократно выраженному             
требованию Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости          
внесения произвольных изменений в систему действующих норм, в частности, это    
постановления от 21 января 2010 года № 1-П и от 11 апреля 2011 года № 4-П.      
Поэтому, коллеги, понимая вашу обеспокоенность, мы здесь подходим несколько     
более консервативно, мы сориентированы на то, чтобы нормы, которые нами         
только что были приняты, незначительный период тому назад, имели                
продолжительное действие. Кроме того, не произошло какой-либо существенной      
трансформации в системе заработной платы в Российской Федерации, что            
позволило бы резко нарастить санкции для большого слоя должностных лиц.         
                                                                                
Далее. Если говорить предметно, вы, наверное, могли бы поставить вопрос о       
переходе к штрафным санкциям в зависимости от объёма дохода или заработной      
платы, и такого рода практика действительно существует в целом ряде стран, но   
я сейчас не вижу у нас возможностей для перехода к этому, поскольку здесь       
нужны будут дополнительные требования к декларированию доходов, к заработной    
платы и так далее, то есть эту проблему надо рассматривать целиком, в разрезе   
экономики нашей страны.                                                         
                                                                                
Поддерживая идею о необходимости формирования практики, прошу согласиться с     
тем, что комитет, при всём уважении к авторам, предлагает Государственной       
Думе законопроект отклонить.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Есть. Прошу записаться.                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Константин Владимирович Ширшов, пожалуйста.                                     
                                                                                
ШИРШОВ К. В., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Спасибо большое, Сергей Евгеньевич, за возможность задать вопрос. У меня        
вопрос к Владимиру Николаевичу.                                                 
                                                                                
Уважаемый Владимир Николаевич, честно говоря, то, что вы консерватор, очень     
приятно слышать, потому что действительно, прежде чем что-то изменять, нужно    
очень много подумать. Тем не менее, Владимир Николаевич, вот смотрите, если     
обобщить те законы, которые мы принимали в течение последнего квартала, у нас   
получается так: если граждане, обеспокоенные и выведенные из себя тем, что      
чиновники вовремя не отвечают на их обращения, выйдут на улицу возле            
администрации, их за это, за участие в несанкционированном митинге, могут       
оштрафовать на сотни тысяч рублей, а если они в порыве страсти будут обзывать   
этого чиновника, то за клевету для них предусмотрен штраф до 3 миллионов.       
Тогда вопрос: как же так получается, что с чиновника 5 тысяч рублей - это       
нормально, а?.. (Микрофон отключён.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите, пожалуйста, Владимиру Николаевичу      
Плигину.                                                                        
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Константин Владимирович, мы каждый раз, предлагая        
Государственной Думе ту или иную конструкцию состава статей Кодекса об          
административных правонарушениях, останавливаемся на таком понятии, как         
общественная вредность деяния. Санкции по тем деяниям, которые вы обозначили,   
конечно же, несколько выше, особенно с учётом того, что эти санкции привязаны   
к последствиям, а последствия - причинение имущественного ущерба, или ущерба    
здоровью лица, или в ряде случаев ущерба репутации. По степени общественной     
вредности - мы это неоднократно обсуждали - те деяния несколько опасней,        
санкции выше.                                                                   
                                                                                
А что касается данной санкции, поверьте: для абсолютного большинства лиц,       
задействованных в муниципальном управлении и управлении субъектами Российской   
Федерации, и для лиц, работающих в федеральных органах власти, если вы          
посмотрите статистику заработных плат, она является существенной. Кстати,       
хотел бы сказать, что здесь нужно обратить внимание на то, что, допустим,       
даже при заработной плате, которую получают депутаты Государственной Думы,      
верхний предел санкции - 10 тысяч рублей - тоже является существенным.          
Поэтому в этой части предлагаю остановиться пока на существующей практике.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Андрей Джафарович, сразу хочу сказать, что я полностью согласен с сутью         
вносимого вами законопроекта, но хотел бы одно уточнение сделать. Согласно      
федеральному закону № 131-ФЗ органы местного самоуправления - это и             
представительные органы, куда входят депутаты, и исполнительные органы,         
однако, например, депутат, работающий на непостоянной основе (а таких           
депутатов, вы знаете, около 95 процентов), не должностное лицо,                 
соответственно, он не несёт ответственности за несвоевременный ответ на         
заявление от гражданина, которое поступило. Скажите, насколько эффективен ваш   
законопроект вот в этой части?                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Джафарович, пожалуйста.                            
                                                                                
ТЫЧИНИН А. Д. Уважаемый Дмитрий Иванович, дело в том, что, рассматривая         
данную ситуацию, мы можем говорить о следующем. В первую очередь                
ответственность за неответы на обращения граждан должны нести не только         
депутаты, но и государственные чиновники, то есть те, кто занимается            
государственным управлением. В данном случае можно рассматривать депутатов      
как государственных чиновников, хотя мы и понимаем, что многие депутаты не      
получают заработную плату, я считаю, что и депутаты должны нести точно такую    
же ответственность.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Спасибо.                                                            
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит данную инициативу. Правильно ставится вопрос о           
необходимости усиления ответственности за нарушение порядка рассмотрения        
обращений граждан, но надо ещё подумать о качестве рассмотрения этих            
обращений. В своей депутатской деятельности, наверное, каждый из нас            
сталкивается с тем, что постоянно приходят разного рода отписки. И очень        
часто, когда граждане жалуются нам, мы перенаправляем письма в                  
соответствующие ведомства, а граждане потом испытывают разного рода давление    
со стороны тех лиц, на которых они и жалуются, либо со стороны органов,         
которые не очень довольны тем, что к депутатам обращаются по разным             
проблемам. Устоявшейся практикой уже стало то, что ответы готовят те лица, в    
отношении которых и идёт информация в наших обращениях.                         
                                                                                
Уважаемые депутаты и те, кто нас слышит, - журналисты и сотрудники Аппарата     
Государственной Думы, я расскажу, что сделала ЛДПР. Мы придумали некое          
ноу-хау, устав уже получать такие отписки, - создали портал ldpr-tube.ru,       
куда любой желающий может отправить видеожалобу, и по этой видеожалобе будет    
направлен депутатский запрос за подписью руководителя фракции ЛДПР. Запрос      
этот находится в открытом доступе, в сети Интернет, он пристёгнут, так          
сказать, к этому видеоролику с видеожалобой, и чиновник, который получает       
данный запрос, предупреждён о том, что и ответ, и запрос будут находиться в     
открытом доступе, в сети Интернет. Также чиновник предупреждается: если на      
данный видеоматериал, который подтверждает факт противоправных действий,        
нарушений каких-либо, оскорблений, преступных действий, будет получена          
отписка, то на встрече с высшим руководством страны руководитель фракции        
передаст видеоролик вместе с запросом и отпиской либо председателю              
правительства, либо президенту. И вы знаете, как ни странно, качество ответов   
стало совершенно другое. Поэтому если придумать нормальный механизм, для того   
чтобы улучшить качество рассмотрения и наших депутатских запросов, и            
обращений граждан, то в целом общество наше будет выигрывать и многие           
проблемы будут решаться.                                                        
                                                                                
Фракция ЛДПР этот законопроект поддержит.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Петрович Синельщиков.                                                      
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция КПРФ поддерживает законопроект. Полагаю, что его     
следует поддержать, потому что он усиливает административную ответственность    
должностных лиц, но штраф установить надо в размере не до 30 тысяч рублей,      
как прописано, а до 50 тысяч рублей, как мне кажется, это будет нормально.      
Вводить уголовную ответственность в отношении юридических лиц, по-видимому,     
не следует.                                                                     
                                                                                
В заключении комитета говорится о том, что эта статья действует не так давно,   
с 11 июля прошлого года, с тех пор мало, мол, прошло времени. Я должен          
сказать, что ещё при принятии этой статьи санкции были явно занижены. Статья    
применяется, и довольно активно применяется, прокурорами, но и они отмечают,    
что санкция маловата. Я хочу напомнить, привести пример из истории нашей        
страны: по указу Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года       
было предусмотрено введение уголовной ответственности должностных лиц за        
нарушение порядка рассмотрения обращений в случае причинения существенного      
вреда государству, обществу или гражданину.                                     
                                                                                
Очень часто нынче граждане из всех ведомств, по существу, получают              
ответы-издевательства, и такие ответы получают не только граждане, но и         
депутаты. Из ряда ведомств вообще бывает невозможно ответы получить - это из    
органов внутренних дел среднего уровня, в Москве это из окружных управлений.    
По итогам прошлого года, отмечается рост жалоб практически по всем              
государственным структурам. В органы прокуратуры Российской Федерации на 7      
процентов больше жалоб поступило, это три с половиной миллиона жалоб. Я         
отмечу, что в прокуратуру граждане в основном обращаются тогда, когда уже       
прошли другие ведомства.                                                        
                                                                                
Ну, руководители каждого из ведомств рост числа обращений расценивают как       
рост популярности этого органа. Однако если учесть, что рост числа              
поступающих жалоб и заявлений отмечается практически во всех государственных    
структурах, то становится ясно, что эта динамика свидетельствует о растущем     
беспределе в стране, об устойчивой тенденции нарушения прав граждан в           
важнейших сферах их деятельности, их жизни, о недовольстве населения            
политикой государства.                                                          
                                                                                
Я полагаю, что не принимать этот закон можно только в одном случае - в случае   
введения уголовной ответственности за это деяние.                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вячеслав Иванович Лысаков.                                                      
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. Автор законопроекта сам указывает на единичные случаи обращений   
граждан в суд. В свете этого поднимать санкции, учитывая, что они недавно       
были подняты, фракция считает нецелесообразным. Здесь вопрос правовой           
неграмотности граждан, скорее всего, которые не обращаются в судебные органы,   
не пользуются уже имеющимся правовым инструментарием.                           
                                                                                
С учётом детальной аргументации профильного комитета фракция относится          
отрицательно к данному законопроекту.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, судьба законопроекта предрешена. Вместе с тем,           
Вячеслав Иванович, вы поймите, что граждане у нас не семи пядей во лбу и        
ходить по судам тоже не фонтан, у них других дел достаточно.                    
                                                                                
У нашей фракции есть предложение, уважаемый Сергей Евгеньевич. У нас вот        
давно введена система регистрации наших документов. Мы хоть и депутаты          
Государственной Думы, но гражданства нас никто не лишал. Пожалуйста, давайте    
дадим поручение этому отделу, пусть сотрудники посмотрят, насколько вовремя     
чиновники отвечают на депутатские запросы и подписывает ли тот руководитель,    
к которому обратился депутат, как положено по закону, ответ, а после этого      
Правовое управление пусть разработает типовое обращение в суд, и                
Государственная Дума будет обращаться сразу же в суд. И я уверяю вас,           
уважаемые коллеги, после этого по всей стране, поглядев на подобный             
прецедент, чиновники начнут вести себя более вежливо и грамотно отвечать на     
вопросы граждан.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Геннадьевич Гудков.                                                     
                                                                                
ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" тоже поддерживает проект данного       
закона. Мы прекрасно понимаем, что если наши чиновники даже депутатам пишут     
издевательские ответы, а иногда даже вообще не отвечают, то трудности,          
которые испытывают наши граждане в общении с чиновниками, достаточно            
серьёзные. Вот, например, мой опыт говорит о том, что люди к депутатам          
обращаются уже как к последней надежде, потому что все их обращения к           
чиновникам на местах, в прокуратуру, в правоохранительные органы вообще         
остаются без ответа.                                                            
                                                                                
Я считаю, что, конечно, нужно усиливать ответственность для чиновников.         
Сейчас появляются новые технологии с использованием Интернета, когда для        
граждан создаются специальные сервисы, ну, например, такие, как "РосЯма",       
куда граждане могут обращаться, чтобы заделывать ямы на дорогах, или "РосЖКХ"   
- последний сервис, который уже пользуется серьёзной популярностью, туда        
любой гражданин теперь может обратиться, чтобы решить проблемы ЖКХ. Например,   
на сервис "РосЯма" уже направлено больше двухсот тысяч таких обращений, и       
гражданам даже не нужно задумываться о том, как их оформлять, - система сама    
выдаёт нужное обращение со ссылками на нормы законодательства, и эти            
обращения сами, уже автоматически, доходят до соответствующих служб. Такие      
технологии будут развиваться и дальше.                                          
                                                                                
И мы считаем, что, конечно же, нужно повышать ответственность чиновников. С     
одной стороны, это выгодно всем, в том числе и депутатам, чтобы мы не           
превращались в почтальонов: ведь мы в последнее время в основном пишем          
сопроводительные письма - к нам обратились, проблемы не решаются, просим        
рассмотреть те или иные проблемы. С другой стороны, такие сервисы позволяют     
нам же контролировать чиновников на местах, потому что от их работы зависит     
уровень доверия избирателей ко всей политической системе, ко всем               
политическим партиям.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Не выступает. Представитель правительства? Нет.       
Докладчик, содокладчик? Нет.                                                    
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5968 по 5984 из 7010
И 23-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в   
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              206 чел.45,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    206 чел.                                          
Не голосовало                 244 чел.54,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.