Заседание № 57
21.11.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 96754-5 "О внесении изменения в статью 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении единого верхнего предела административного штрафа, налагаемого на граждан и должностных лиц).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7382 по 7681 из 8708
Коллеги, я сейчас объявлю пункт 29, но мы, так сказать, вплотную идём по графику, и тогда предлагаю следующий порядок: рассматриваем 29-й и протокольные поручения, а потом два выступления. Если немножко выйдем за 18.00, чуть-чуть, я прошу вашего согласия на это. Принимаем такое решение? Один законопроект, протокольные и два выступления? Спасибо. Тогда я объявляю пункт 29. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает представитель Законодательного Собрания Челябинской области Алексей Михайлович Севастьянов. Пожалуйста, на трибуну, Алексей Михайлович. СЕВАСТЬЯНОВ А. М., представитель Законодательного Собрания Челябинской области. Уважаемые депутаты, принятие предлагаемого проекта федерального закона обусловлено необходимостью повышения эффективности реализации норм Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Федеральный закон устанавливает требования, которым должны соответствовать игорные заведения, деятельность игорных заведений, не отвечающих установленным требованиям, должна быть прекращена с 1 июля 2007 года. Согласно Закону Челябинской области от 30 мая 2007 года "О запрете деятельности залов игровых автоматов на территории Челябинской области" на территории Челябинской области запрещена деятельность залов игровых автоматов, расположенных в пределах границ населённых пунктов. Однако, несмотря на установленный запрет, в ходе проводимых органами внутренних дел по городу Челябинску оперативно-профилактических мероприятий, в том числе и по неоднократным обращениям граждан, а также по результатам проведения Законодательным Собранием Челябинской области горячей линии было выявлено, что многие залы игровых автоматов продолжают свою деятельность. Это связано прежде всего с тем, что установленная санкция за нарушение данной нормы для граждан несоизмеримо меньше возможных незаконных доходов, получаемых от данной деятельности. Так, за данное правонарушение предусмотрен административный штраф для граждан в размере 5 тысяч рублей. Это максимально возможная санкция согласно действующей норме статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В настоящее время, по информации УВД по городу Челябинску, владельцы игорных заведений оформили свой бизнес на частных лиц и при выявлении нарушений законодательства, заплатив штраф в сумме 5 тысяч рублей, продолжают свою деятельность с нарушением норм федерального и областного законодательства. Таким образом, практика применения законодательства показывает, что административное наказание в виде штрафа, применяемое к владельцам игорных заведений, осуществляющих свою деятельность с нарушением законодательства, не является эффективной санкцией, обеспечивающей неукоснительное соблюдение закона. Неэффективность, беззубость норм закона нарушает принципы неотвратимости и соизмеримости наказания. В силу части 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тысяч рублей. Таким образом, в настоящий момент отсутствует возможность установить эффективную меру наказания для лиц, нарушивших законодательство, регулирующее организацию и проведение азартных игр. Складываются ситуации, когда организаторы азартных игр безнаказанно осуществляют свою деятельность с грубыми нарушениями законодательства, что вызывает справедливые нарекания населения и формирует устойчивое негативное отношение не только к игорным заведениям, но и к органам власти, не способным принять меры для решения данной проблемы. Для повышения эффективности мер наказания к владельцам игорных заведений, осуществляющих свою деятельность с нарушением законодательства, предлагается внести изменения в статью 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для повышения максимального размера административного штрафа, который может быть наложен на граждан. И в заключение я хотел бы отметить следующее. Изучив внимательно заключение профильного комитета, хотел бы сказать только одно: увеличение максимального размера не ведёт автоматически к увеличению санкций по всем статьям, и поэтому по специальным статьям, на мой взгляд и на взгляд нашего Законодательного Собрания, могут быть предусмотрены и максимальные санкции, тем более когда идёт очевидная подмена юридических лиц на физических, а доходы нелегального бизнеса остаются прежними. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Петрович Москалец сделает содоклад от Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, то, с чем мы с вами столкнулись в этот раз, наиболее резко выходит за пределы общего нашего подхода не поддерживать немотивированное повышение санкций, так как авторы рассматриваемого законопроекта ведут речь не о конкретной санкции за конкретные правонарушения, а о формировании совершенно нового подхода, воздействующего на всю систему административного законодательства, к тому же в последующем, если это принять, потребуется пересмотреть как уголовную, так и гражданско-правовую системы ответственности. А вопрос в том, что действующая на сегодня правовая норма административного законодательства устанавливает, что административный штраф, являясь денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается в размере, не превышающем для граждан 5 тысяч рублей, для должностных лиц - 50 тысяч рублей и для юридических лиц - 1 миллион рублей. Представленным же нам сейчас законопроектом Законодательного Собрания Челябинской области предлагается установить единый административный штраф для всех возможных участников административных правоотношений - и для граждан, и для должностных лиц, и для юридических лиц - в размере до 1 миллиона рублей. То есть предлагается увеличить санкции для граждан в двести раз, для должностных лиц - в двадцать раз. Уже это обстоятельство, конечно, настораживает, но авторы объясняют, с чем связан этот мотив и этот вывод. А заключается он в уровне правонарушений, совершаемых владельцами игорных заведений. Однако тут сразу напрашивается целая серия вопросов. А почему вот, скажем, решая одиночные задачи, мы тем не менее реагируем по всей системе наказаний? Почему при этом нет предложений по конкретному составу правонарушений? Почему не включаются в реагирование другие санкции? И почему делается упор только на штраф, хотя этим у нас в законодательстве дело никак не ограничивается. И главное, почему не работают организационно-управленческие схемы: лицензирование, разрешение, контроль, подбор, в конце концов, уровней добросовестности и многое-многое другое? Полагаю, не следует далее развивать систему вопросов, так как уверен, что неприемлемость данного законодательного предложения всем вам уже понятна. И поэтому Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе этот законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Депутат Гончар хочет задать вопрос. ГОНЧАР Н. Н. Я хочу задать вопрос и комитету, и представительному органу власти Челябинской области. Вопрос к комитету. Такое ощущение, что вот вы вопросы задаёте... А вы не считаете нужным дать на них ответы? Законопроект поступил не позавчера в Государственную Думу, а довольно давно. Очевидно, вы связались с Законодательным Собранием, очевидно, что-то предложили, подготовили вопросы. Ответьте, пожалуйста. Теперь дальше, вопрос представителю Законодательного Собрания. Скажите, пожалуйста, а вот вы не сочли возможным связаться с нашим комитетом, в свою очередь, перед тем, как выйти с этой законодательной инициативой, которую я по существу поддерживаю? Я понимаю, что заставить теми штрафами, которые у нас сформулированы в части 1 статьи 3.5, совершенно невозможно, там доходы другие, но вы вышли бы на наш комитет... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Николаевич, я подозреваю, что просто мы эту процедуру несколько позже предложили субъектам, чем был внесён этот законопроект. Тем не менее, пожалуйста, Александр Петрович, коротко ответьте на вопрос: была такая инициатива? МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Николай Николаевич, мы 4 сентября получили данный законопроект. Вы видите, как он отрабатывался по срокам - точно в рамках регламентных норм. Нашу позицию мы никогда не утаиваем, работаем открыто, а уже дальше решать авторам законопроекта, отзывать, соглашаться или принимать какое-то другое решение, отличное от позиции комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Михайлович, пожалуйста. СЕВАСТЬЯНОВ А. М. Я только могу добавить, что, наверное, эффективное взаимодействие с Государственной Думой позволило бы, может быть, предложить и другое какое-то решение. И я не знаю, я посмотрел Регламент, но... насколько я знаю, Государственная Дума его может менять. Может быть, тогда создать рабочую группу, чтобы всё-таки не замыливать эту проблему, а как-то решать её? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Михайлович, тут вопрос не в том, что кто-то замыливает, а в том, что мы открыты к предварительным процедурам, когда можно до внесения проекта закона провести соответствующие консультации, получить рекомендации от комитета, что-то в нём изменить и тем самым сделать его более проходным. Тем не менее ответ дан. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось. Никто не настаивает на выступлении? Настаивают Драганов и Гончар. Пожалуйста, Драганов. ДРАГАНОВ В. Г. Я не настаивал. Мы перешли сейчас к обсуждению, как я понимаю... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да-да, это выступление. ДРАГАНОВ В. Г. Я хочу дать совет Алексею Михайловичу, если можно. Вы заметили, что Александр Петрович Москалец упрекнул законопроект в том, что, как он мягко сказал, он рушит систему КоАП, и в том числе систему штрафов. Это действительно так. И более того, Александр Петрович предложил, перечислил несколько мер организационно-распорядительного характера, которыми, Алексей Михайлович, не в обиду Челябинской области, активно пользуются в течение года-полутора администрации других областей, в том числе и законодательные собрания, для подавления этого разрешённого зла, скажем так. И начали они это делать активно после того, как появилась угроза, что в каждом закоулке, в каждом переулке и особенно в центре городов и посёлков вместо булочных, сапожных мастерских или каких-то магазинчиков для ветеранов появятся эти ужасные убогие заведения. Но вы помните, ведь Государственная Дума позаботилась и после двух лет дебатов непростых всё-таки приняла закон о переводе игорного бизнеса в специальные резервации, в специальные места, их четыре. Сейчас, как я понимаю, идёт какая-то консолидация бизнеса для того, чтобы не уйти из городов и посёлков. Бизнес не хочет уходить, где-то он укрупняется. А что, интересно, происходит у вас? Это риторический вопрос. Поэтому, может быть, дожидаясь этого 2011 года, когда все они из Челябинска в том числе уйдут, использовать все имеющиеся возможности правовые, местных администраций, законодательных собраний в том числе, для того чтобы создать более эффективную альтернативу, чем повышение штрафа? Тем более что вы-то сетуете на засилье физических лиц, которые подменяют юридические, это известно, это было и в других бизнесах, но как-то ведь справлялись с этим. Мне не хочется вам отказывать, но скорее всего мы проголосуем против. Но подумайте ещё и об этом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гончар. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, это не разрешённое зло, это зло, которое мы с вами разрешили, конечно, бескорыстно заблуждаясь. Конечно, тот закон, который предусматривает, что скоро это всё уйдёт в резервации, который сегодня торпедируется всеми возможными путями, я имею в виду его реализацию... Ждут, что наконец кто-то в этом зале скажет: ну, понимаете, так же нельзя, колоссальные выпадающие доходы, ну давайте ещё на два года перенесём. Потом возникнет замечательная идея: надо укрупнять, давайте будем укрупнять, эти маленькие, ничтожные - они дают участковому или ПМГ, а большие, серьёзные - они же будут решать вопрос на другом уровне. Послушайте ещё раз: это зло, которое мы разрешили и которое нам нужно запретить, ведь у многих из присутствующих под галстуком есть нательный крест. Это грех, от этого гибнут люди, особенно в условиях непростой экономической ситуации, когда кому-то кажется, что, может быть, вот здесь птица счастья пошевелит крылом. Что касается предложения, которое внёс челябинский орган представительной власти, послушайте, вы же заинтересованы в том, чтобы оно прошло. Ну что стоит снять трубку, в конце концов (код Москвы - 495) позвонить тому же Москальцу и спросить: скажите, пожалуйста, как нам сделать так, чтобы это прошло? Теперь ещё одно замечание, уже коллеге Москальцу и комитету. Часть 1 статьи 3.5 не догма, мы её написали, это закон, и никто не сказал, что мы не можем это изменить. Я уже не говорю о других вещах, но это мы внесли, повторяю ещё раз. Есть реальная социальная практика. И какова бы ни была концепция закона, если она не позволяет бороться со злом, мы должны не подстраиваться под неё, а эту норму закона менять и тот порядок, который мы сейчас установили. Повторяю, никто не мешает Законодательному Собранию Челябинской области внести новый вариант закона, приехать сюда, найти деньги на командировочные, сесть и поработать с юристами. Но реальная практика такова, что эти меры нужно ужесточать. Другого способа не существует. Как? В рамках закона. Давайте писать закон, на то мы и законодатели. Мы не нарушаем закон, мы его меняем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона... Настаиваете на заключительном слове? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению перед голосованием? По ведению - депутат Осадчий. ОСАДЧИЙ С. Ю. Вы, Олег Викторович, не увидели, к сожалению, мою руку, я ещё вопрос хотел задать... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините. ОСАДЧИЙ С. Ю. Я не буду тянуть время, просто мне совершенно непонятно. Я считаю, комитет полностью прав, отказывая в принятии данного проекта закона. И у меня просто вопрос возникает: а как может частное лицо поставить десяток аппаратов и начать на них зарабатывать деньги? Вот мне совершенно непонятно, как вы там у себя живёте и работаете. У вас что, нет милиции, нет судов, нет другой власти, которая у вас должна этим заниматься? И полностью поддерживаю комитет, потому что можно применять любые санкции, которые сейчас в вашей власти, то есть это уже уголовное преступление, можно не штрафовать по 5 тысяч, а другие меры принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, он сказал, что я просто не увидел его руку, поэтому я и дал ему слово, но уже не в рамках процедуры по ведению, а в рамках выступления. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 17 сек.) Проголосовало за 61 чел.13,6% Проголосовало против 35 чел.7,8% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 98 чел. Не голосовало 352 чел.78,2% Результат: не принято Не принято.