Заседание № 66
14.01.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 96748-5 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (об уточнении порядка репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5293 по 5427 из 6111
Следующий законопроект - "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". У нас также есть обращение Рязанской областной Думы с просьбой рассмотреть законопроект без участия её представителя, а доклад сделает заместитель председателя Комитета по финансовому рынку Лиана Витальевна Пепеляева. ПЕПЕЛЯЕВА Л. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! На рассмотрение Государственной Думы представлен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", внесённый Рязанской областной Думой. Законопроектом предлагается уточнить условия репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности. Статьёй 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрены следующие обязанности резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности. Во-первых, это обязанность обеспечить поступление в Российскую Федерацию иностранной валюты за предоставленные товары, работы, услуги или информацию, во-вторых, это обязанность по обеспечению возврата в Российскую Федерацию средств за непредоставленные товары, работы, услуги или информацию. За неисполнение данных обязанностей Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, статьёй 15.25, предусмотрена соответствующая административная ответственность. По мнению авторов законопроекта, в случае недобросовестного поведения контрагентов-нерезидентов у резидента нет возможности исполнить данные обязанности, и поэтому привлечение его к административной ответственности является неправомерным. Что предлагается законопроектом? Предлагается установить, что обязанность по репатриации валюты считается исполненной, в случае если резидент предъявил соответствующий иск к нерезиденту о возврате денежных средств. По мнению Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, данный законопроект не может быть поддержан по следующим основаниям. По мнению комитета, для добросовестного резидента существует большое число возможностей для обеспечения исполнения своих обязанностей. Во-первых, это предусмотренный гражданским законодательством способ обеспечения исполнения обязательств, например банковская гарантия, залог и другие. Во-вторых, это предусмотренные законодательством и международной практикой способы расчётов, например такой как аккредитив. Кроме того, при применении административной ответственности на практике Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено, что безусловно учитывается комплекс мер, которые применяет лицо, для того чтобы исполнить обязанности, возложенные на него законом. Поэтому комитет считает, что данную концепцию проекта федерального закона поддерживать нельзя. В своём официальном отзыве Правительство Российской Федерации также не поддерживает концепцию данного закона по аналогичным основаниям. Комитет по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе не принимать данный законопроект при рассмотрении его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы к докладчику? Нет. Присаживайтесь, Лиана Витальевна. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Багаряков. БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, в очередной раз мы отклоняем вполне нормальную и здравую инициативу регионального парламента. Таких инициатив великое множество, и совсем непонятно, почему действительно достойные инициативы должны быть отклонены. Я немного расшифрую статью 19 Налогового кодекса, о чём в ней говорится. Лиана Витальевна сказала уже, но тем не менее, чтобы более понятно было. Простой пример. Предприятие-резидент заключает договор на поставку товаров, услуг за рубеж, в этом договоре оговаривает различные условия поставки, цену вопроса, в то же время оговаривается и срок возврата денежных средств. Например, поставлен товар на 1 миллион рублей, срок поставки - 1 января, срок оплаты - девяносто дней с момента поставки товара, то есть 1 апреля. Если 2 апреля деньги не поступают на расчётный счёт резидента, резидент попадает под действие административного кодекса, его наказывают. Действительно, в договоре можно отразить различные механизмы, санкции и так далее. Здесь Рязанская областная Дума не просит отменить наказание, они просят лишь только отсрочить на сорок пять дней момент, чтобы они могли спокойно подать в суд на покупателя товара и спокойно разбираться в суде. Если вдруг ни чем не заканчивается разбирательство, тогда они оплачивают штраф. Что такое поставщики экспортной продукции? Это огромное количество предприятий, которые сегодня работают в нашей экономике, где заняты сотни людей. Так вот в представленных документах нет отзыва Центрального банка, нет отзыва Минфина на этот законопроект. Поэтому я считаю, что вполне можно позволить предприятиям, которые поставляют продукцию за рубеж, воспользоваться вот таким послаблением. Причём мы давали серьёзные послабления более крупным предприятиям. Здесь же по большей части это мелкие предприятия, небольшие предприятия, которые реально трудяги и работают не только на себя, но и на государство в том числе. Поэтому предлагаю поддержать инициативу Рязанской областной Думы и принять законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, заключительное слово, Пепеляева. ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Уважаемые коллеги, к чему может привести принятие данного проекта федерального закона? Если недобросовестный резидент договаривается со своим контрагентом-нерезидентом, поставляет ему товары и не получает деньги в Российскую Федерацию, что они могут сделать? Подать формальный иск в суд о взыскании. Подавать иски можно совершенно по-разному, например с целью неполучения данных денежных средств. Формально подать иск, естественно, не получить взыскание и за пределами нашей страны данные денежные средства разделить со своим недобросовестным коллегой. К чему это приведёт? К тому, что денежные средства не будут поступать в Российскую Федерацию. Поэтому на основании этого мы считаем, что недобросовестные лица могут воспользоваться данной нормой закона, если он будет принят, и считаем, что поддерживать его нельзя. Кроме того, что касается формального замечания относительно Центрального банка. Центральный банк рассматривал данный проект федерального закона, он считает, что нет по нему вопросов, которые касаются компетенции Центрального банка. Такое письмо есть, оно было роздано при рассмотрении вопроса в комитете. Коллега от комитета только что передо мной выступал. Данное письмо было при рассмотрении вопроса в комитете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Завершилось обсуждение. Я так понимаю, что представитель правительства не настаивает на участии в обсуждении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 24 мин. 33 сек.) Проголосовало за 2 чел.0,4 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 4 чел. Не голосовало 446 чел.99,1 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.