Заседание № 366

16.06.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 967075-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (в целях совершенствования системы оплаты нотариальных действий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5074 по 5080 из 8276
БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет просит     
62-й вопрос повестки дня снять с рассмотрения: нам необходимо продолжить        
консультации.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.                                      
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5632 по 5633 из 8276
Коллеги, 62-й вопрос мы сняли с рассмотрения.                                   
                                                                                

Заседание № 331

16.12.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 967075-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (в целях совершенствования системы оплаты нотариальных действий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3794 по 3975 из 6534
44-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Основы          
законодательства Российской Федерации о нотариате". Представит законопроект и   
выскажет мнение комитета Даниил Владимирович Бессарабов.                        
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Спасибо, Иван Иванович.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, сенаторы Российской Федерации предлагают нашему вниманию     
проект федерального закона, первое чтение, которым предлагается внести          
изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Два       
тезиса: первый - уточнение обязанности нотариуса по проверке документов и       
второй - совершенствование системы оплаты нотариальных действий, совершаемых    
нотариусом, занимающимся частной практикой.                                     
                                                                                
По первому пункту. Законопроектом устанавливается обязанность нотариуса - я     
подчёркиваю: обязанность - провести правовой анализ представленных              
документов, проектов документов, полученной информации, осуществить             
консультирование по вопросам применения норм законодательства и так далее       
(далее цитировать не буду).                                                     
                                                                                
И второе. Устанавливается новая система оплаты труда нотариальных действий. В   
Основы законодательства о нотариате вводится понятие "Единый нотариальный       
тариф", он включает в себя федеральный и региональный тарифы указанной          
системы оплаты нотариальных действий, это исключает дополнительную оплату       
услуг правового и технического характера, что является возможным на             
сегодняшний день.                                                               
                                                                                
Что касается федерального тарифа за совершение нотариальных действий, здесь     
выделяются случаи, когда законодательством Российской Федерации предусмотрена   
обязательная нотариальная форма, тогда тариф взимается в размере,               
соответствующем размеру государственной пошлины, эта норма действует и на       
сегодняшний день, а для совершения действий, для которых законодательством      
Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма,          
федеральный тариф взимается в размере, установленном статьёй 22-1 Основ         
законодательства о нотариате. Новелла законопроекта: размер регионального       
тарифа предлагается установить в соответствии со статьями 25 и 30 Основ         
законодательства о нотариате; в формуле расчёта экономически обоснованного      
предельного размера регионального тарифа подлежит учёту, в частности,           
величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской          
Федерации. Такой подход будет учитывать особенности социально-экономического    
развития конкретного региона.                                                   
                                                                                
Законопроект наделяет Федеральную нотариальную палату новым полномочием, а      
именно разрабатывать формулу расчёта экономически обоснованного предельного     
размера регионального тарифа и применяемые к региональным тарифам льготы. А     
также Федеральная нотариальная палата будет ежегодно устанавливать предельный   
размер регионального тарифа для каждого субъекта Российской Федерации, но с     
оговоркой, что эту формулу утверждает федеральный орган юстиции Российской      
Федерации.                                                                      
                                                                                
Указанный подход позволит обеспечить контроль за экономической                  
обоснованностью взимаемой платы за совершение нотариальных действий             
нотариусами, занимающимися частной практикой.                                   
                                                                                
Исходя из изложенного комитет считает, что в первом чтении мы с вами могли бы   
поддержать концепцию. Правительство Российской Федерации направило              
официальный отзыв, где тоже поддерживает законопроект. Они, в частности,        
ссылаются на то, что изменения в части усиления роли государства в              
регулировании тарифов повысят уровень доверия к нотариальной деятельности со    
стороны общественности, а в части расширения круга обязанностей нотариуса -     
будут способствовать реализации права граждан на получение квалифицированной    
юридической помощи, которая гарантирована Конституцией. Федеральная             
нотариальная палата поддерживает законопроект, у них есть ряд предложений, мы   
их оценим ко второму чтению. Свои замечания высказало наше Правовое             
управление. Ко второму чтению будем дорабатывать законопроект в случае его      
поддержки в первом чтении.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович.                             
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы.                                         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Моляков Игорь Юрьевич, пожалуйста.                                              
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый Даниил Владимирович, мы знаем про работу нотариальных   
контор: очень часто там в очереди стоит огромное количество людей. В то же      
время, если мы примем этот закон, необходимо будет относительно каждой          
сделки, которую будет удостоверять нотариус, проверять весь круг законов,       
которые касаются данной сделки. Очевидно, это утяжелит и сделает более          
длительной процедуру оформления сделки, и это приведёт к тому, что нотариусу    
просто надо будет нанимать новый штат, аппарат юристов. Каким образом вы        
представляете себе вот это столпотворение, которое начнётся в нотариальных      
конторах?                                                                       
                                                                                
И второй вопрос. Вы говорите: нотариальные конторы - это частные... (Микрофон   
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На первый вопрос ответьте, пожалуйста.                    
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Спасибо за ваш вопрос.                                         
                                                                                
Мы обсуждали это в том числе с нотариальным сообществом, профессиональными      
участниками, что называется, этого рынка: у них нет опасений на данный счёт,    
что это может существенно увеличить нагрузку на нотариуса.                      
                                                                                
И если взвешивать те обстоятельства и доводы, на которые вы ссылаетесь, когда   
на другой чаше весов, так сказать, доступ человека к квалифицированной          
юридической помощи, мне кажется, мы должны думать о человеке, о том, что если   
он обращается и готов заплатить за оказываемые нотариусом услуги, то он         
должен быть уверен в чистоте, в правоте и, что называется, в юридической        
обоснованности тех действий, которые он заверяет у нотариуса. Это главное, на   
наш взгляд. А дискуссию с нотариальной палатой мы продолжим.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Веремеенко Сергей Алексеевич.                                                   
                                                                                
ВЕРЕМЕЕНКО С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Даниил Владимирович, нотариусы - это, вообще, закрытый клуб такой, туда         
попасть, сами знаете, сколько стоит, и там и так уже проверяют всё, так         
сказать, до седьмого колена и запрашивают не знаю что, не знаю где, и даже в    
отношении собственных удостоверенных документов они требуют всё равно           
принести оригинал и так далее. У меня один вопрос: это увеличит стоимость       
услуг нотариуса (и так цены возросли там неимоверно уже) или уменьшит? Это      
всё делается для чего?                                                          
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Проговаривая суть инициативы с коллегами-сенаторами, мы как    
раз пришли к пониманию того, что одна из главных задач, которые мы решаем       
этим законопроектом, - ограничить аппетиты отдельных нотариусов, притом что     
есть такая лазейка, как "прочие услуги юридического и технического              
характера", когда они дают оценку правовой чистоте тех или иных соглашений,     
оформлению документов, подготовке проектов договоров о технической работе и,    
собственно говоря, вот эти расценки устанавливают на своё усмотрение, порой     
сумма, что называется, имеет существенный характер. Вводя понятие единого       
нотариального тарифа, подразделяя его на федеральный и региональный тарифы,     
мы вводим вот эти отношения, в том числе по ценообразованию, под полный         
контроль государства с участием и профессионального сообщества - Федеральной    
нотариальной палаты, и, собственно говоря, Министерства юстиции Российской      
Федерации, которое эту методику расчёта будет утверждать. Тем самым мы берём    
это, ещё раз повторю, под контроль, но при этом учитываем региональные          
особенности того или иного субъекта Российской Федерации, в том числе доходы    
населения.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Даниил Владимирович, вам вопрос в продолжение предыдущего.       
Дело в том, что сегодня разделение услуг на правовые и технические позволяет    
некоторым нашим продвинутым гражданам пользоваться только правовой частью. То   
есть они приносят уже готовую доверенность или какой-то другой готовый          
документ и просят просто заверить. А тот вариант, который вы сейчас             
предлагаете, фактически не даст им возможности отказаться вот от этих порой     
навязываемых технических услуг, они будут в едином тарифе. То есть они          
проиграют, вот эти граждане, которые до этого могли или имели потенциально      
возможность сэкономить. Так это или нет?                                        
                                                                                
БЕССАРАБОВ Д. В. Спасибо за вопрос. Стоит взвесить и ваш аргумент ко второму    
чтению, но вы мне покажите таких продвинутых граждан, которые, приходя к        
нотариусу, могут, что называется, добиться вот такого подхода. Это очень        
непросто! Вот по предыдущему вопросу мы видели, какие сложности порой           
возникают. Взвешивая и оценивая количество тех, кто может добиться, и тех,      
кто не может добиться, мы понимаем, что ситуация не в пользу вторых. Поэтому    
вот такие универсальные подходы, на мой взгляд, в целом могут сделать           
нотариальные услуги более справедливыми и доступными для граждан Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович. Присаживайтесь.             
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 24 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              354 чел.78,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    355 чел.                                          
Не голосовало                  95 чел.21,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении. Спасибо.