Заседание № 177

20.05.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "О национальных меньшинствах в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5316 по 6352 из 7407
Какой у нас следующий номер? 19, да? О национальных меньшинствах. Пожалуйста,   
Михаил Михайлович Якуш. (Шум в зале.)                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, пожалуйста, присядьте.                                      
                                                                                
ЯКУШ М.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.                
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги, проект федерального закона    
"О национальных меньшинствах в Российской Федерации" представляет собой         
реализацию положений Конституции Российской Федерации, исполнение               
международных обязательств России по защите прав национальных меньшинств.       
                                                                                
Необходимость принятия данного правового акта обуславливается причинами как     
юридического, так и политического характера. Его принятие, по мнению            
разработчиков, означало бы обеспечение на основе статей 71 и 72 Конституции     
Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации и    
международных договоров Российской Федерации прав национальных меньшинств как   
одного из основных принципов организации жизни многонационального               
федеративного государства, каким является Россия. Политическое значение         
предлагаемого законопроекта видится в том, что он явится необходимым фактором   
в дальнейшей демократизации Российского правового государства.                  
                                                                                
Кроме того, разработка данного законопроекта обусловлена еще и тем, что около   
25 миллионов россиян, среди которых значительная часть - русские...             
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                 С.П.Горячева                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич! Уважаемые депутаты, присядьте,      
пожалуйста. Очень шумно в зале. Давайте уважать все же депутата нашего,         
который стоит на трибуне.                                                       
                                                                                
ЯКУШ М.М. ...оказались в одночасье за пределами России оторванными от           
соотечественников, приобрели статус людей второго сорта. Будущее наших          
соотечественников во многом зависит от того, какие законы мы примем и           
реализуем по отношению к гражданам Российской Федерации, которые являются       
частью этноса, проживающего вне России.                                         
                                                                                
Считаю необходимым подчеркнуть, что сегодня на территории Российской            
Федерации проживает 7,8 миллиона граждан, представляющих 42 национальности,     
которые не имеют в составе Российской Федерации национально-государственных,    
административно-территориальных и национально-территориальных образований.      
                                                                                
Проект федерального закона "О национальных меньшинствах в Российской            
Федерации" направлен на реализацию прав и свобод граждан Российской             
Федерации, связанных с их этнической принадлежностью, компактно или дисперсно   
проживающих за пределами своей исторической этносреды и не относящихся к        
коренным малочисленным народам. Граждане Российской Федерации, относящиеся в    
связи с предлагаемым законом к национальному меньшинству, обладают всеми        
характерными особенностями своего этноса, частью которого они являются, то      
есть языком, самобытной культурой, общим самоназванием и единым                 
самосознанием. Этнос, частью которого является национальное меньшинство,        
может иметь или не иметь своего национально-государственного или                
национально-территориального образования вне пределов Российской Федерации.     
                                                                                
Таким образом, впервые в правовой практике Российской Федерации делается        
попытка определить национальное меньшинство как совокупность граждан            
Российской Федерации (подчеркиваю: именно граждан Российской Федерации),        
имеющих этнические, языковые, культурные отличия, а также собственное           
самоназвание и национальное самосознание и не относящихся к коренным            
малочисленным народам.                                                          
                                                                                
Уникальность ситуации в решении проблемы национальных меньшинств состоит в      
том, что в России проживают представители 176 наций, народностей и этнических   
групп, все из которых говорят на русском языке - языке межнационального         
общения - и представляют почти все мировые религии. Поэтому национальность,     
знание языка, отношение к религии в России в отличие от других государств не    
могут быть критериями для определения национального меньшинства.                
                                                                                
В связи с тем что в рамочной Конвенции Совета Европы о защите прав              
национальных меньшинств 1995 года отсутствует определение национального         
меньшинства, действие конвенции после ее ратификации Государственной Думой      
будет распространяться на те группы лиц, которые будут признаны национальными   
меньшинствами в соответствии с настоящим законом.                               
                                                                                
Отсутствие определения национального меньшинства в рамочной конвенции также     
дает основание России, с одной стороны, не отказываться от концепции            
рассмотрения русских как государствообразующей нации в ряде государств и        
государственных образований, с другой стороны, оставляет возможность            
использования конвенции в качестве дополнительного инструмента защиты прав      
русскоязычного населения в государствах, где оно является национальным          
меньшинством, в том числе в государствах бывшего СССР, входящих в Совет         
Европы.                                                                         
                                                                                
В Российской Федерации принадлежность к национальному меньшинству               
определяется гражданами России добровольно, в заявительном порядке.             
Принуждение не допускается и может быть наказуемо.                              
                                                                                
В статье 5 проекта закона дается развернутая характеристика прав национальных   
меньшинств. Важным моментом, препятствующим принудительной ассимиляции,         
является положение закона о праве представителей национальных меньшинств на     
свободный выбор фамилии, имени, отчества для себя и своих детей, регистрацию    
и вписание их в официальные документы в соответствии с действующим              
законодательством и правилами родного языка.                                    
                                                                                
В соответствии с закрепленной Конституцией России свободой совести              
национальные меньшинства вправе исповедовать свою религию, совершать            
религиозные и национальные ритуальные обряды.                                   
                                                                                
Закон устанавливает право национальных меньшинств на поддержание контактов с    
соотечественниками, проживающими на территории России и за ее пределами, в      
том числе на участие в деятельности международных неправительственных           
организаций.                                                                    
                                                                                
Очерченный законом круг прав национальных меньшинств не является                
исчерпывающим. В развитие настоящего федерального закона и соответствующих      
законов субъектов Российской Федерации могут быть приняты другие                
законодательные и подзаконные нормативные акты.                                 
                                                                                
Действие норм настоящего закона, как полагают разработчики, не может быть       
эффективным без механизма обеспечения и защиты прав национальных меньшинств.    
Закон формирует такой механизм.                                                 
                                                                                
Осуществление прав национальных меньшинств закон связывает с обязанностью       
государства оказывать им правовую и иную защиту. В то же время закрепленные     
законом права национальных меньшинств не могут толковаться как создающие им     
исключительное положение в сравнении с другими народами, живущими в             
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Принятие федерального закона "О национальных меньшинствах в Российской          
Федерации" не связано с дополнительными бюджетными ассигнованиями.              
Предполагается, что финансирование задач по реализации прав национальных        
меньшинств будет осуществляться в пределах федерального бюджета и бюджетов      
субъектов Российской Федерации при более точном определении приоритетов,        
упорядочении расходования средств, их адресном направлении в соответствии с     
новым разделом бюджетной классификации о финансировании национальной            
политики.                                                                       
                                                                                
Законопроектом не предусмотрено проведение льготной инвестиционной и            
налоговой политики по отношению к национальным меньшинствам. Эти льготы могут   
быть предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации и           
решениями органов местного самоуправления.                                      
                                                                                
Принятие федерального закона "О национальных меньшинствах в Российской          
Федерации" не потребует внесения изменений и дополнений в действующее           
законодательство Российской Федерации.                                          
                                                                                
Данный проект направлялся в регионы. Получены замечания и предложения из 27     
субъектов Российской Федерации. Все высказались за концепцию законопроекта.     
Это Республика Адыгея, Республика Алтай, Башкортостан, Бурятия, Коми, Марий     
Эл, Северная Осетия - Алания, Чувашская Республика, Тыва, Дагестан,             
Красноярский край, Санкт-Петербург, области - Амурская, Белгородская,           
Владимирская, Калужская, Кировская, Курская, Липецкая, Новгородская,            
Оренбургская, Орловская, Пензенская, Саратовская, Сахалинская, Тамбовская,      
Тульская.                                                                       
                                                                                
Положительные заключения на законопроект поступили от комитетов Госдумы по      
делам ветеранов, охраны здоровья, аграрным вопросам, по вопросам местного       
самоуправления, по вопросам геополитики, от Комитета Совета Федерации по        
делам Севера и малочисленных народов.                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по делам национальностей и      
участники парламентских слушаний, проведенных Госдумой по данному вопросу,      
признают необходимым принять настоящий закон, защищающий права национальных     
меньшинств. Его разработчики считают, что предложенная в проекте закона         
формулировка национального меньшинства не допускает того, чтобы русские, как    
и представители других национальностей, которые имеют свои                      
национально-государственные, административно-территориальные и                  
национально-территориальные образования и которые не относятся к коренным       
малочисленным народам, могли стать в каком-либо субъекте Российской Федерации   
национальным меньшинством.                                                      
                                                                                
Кто разделяет концепцию законопроекта, направленного на защиту прав и           
интересов национальных меньшинств, прошу поддержать его.                        
                                                                                
Замечания, предложения, которые уже поступили и поступят в ходе подготовки      
проекта закона ко второму чтению, будут, безусловно, очень внимательно          
рассмотрены и по возможности учтены.                                            
                                                                                
Всех, у кого есть свои наработки по данному вопросу, приглашаю к активному      
сотрудничеству. Вы можете войти в число разработчиков, став соавторами          
настоящего законопроекта.                                                       
                                                                                
Еще раз прошу товарищей поддержать данный законопроект.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Михайлович.                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, должна вам сообщить, что пешком "доехал" Андрей             
Евгеньевич. Документы он привез, сейчас они размножаются, раздаются в зале.     
Так что после принятия решения по пункту 19 (мы сейчас должны по Регламенту     
принять решение по этому пункту) мы можем приступить наконец к голосованию по   
проекту закона, внесенному Правительством.                                      
                                                                                
Сейчас я должна спросить по Регламенту: есть ли вопросы к Михаилу               
Михайловичу? Поднимите, пожалуйста, руки. Если много вопросов, тогда мы         
запишемся.                                                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу записаться для вопросов, потому что, я смотрю, рук    
много. Пожалуйста.                                                              
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Мисник Борис Григорьевич.                                                       
                                                                                
МИСНИК Б.Г., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и   
Дальнего Востока, фракция "ЯБЛОКО".                                             
                                                                                
У меня вопрос, который, наверное, вызывал дискуссию и при принятии              
законопроекта в первом чтении. Все-таки невключение в этот законопроект         
коренных малочисленных народов, защита которых предусматривается в              
Конституции, чем объясняется и какой ущерб был бы нанесен данному               
законопроекту, если бы эти коренные малочисленные народы были включены в        
понятие защищаемых этим законопроектом?                                         
                                                                                
ЯКУШ М.М. Согласно статье 69 Конституции коренные малочисленные народы          
выделены отдельно. Есть критерий обозначения коренных малочисленных народов.    
Прежде всего это народы, проживающие на территориях традиционного проживания    
своих предков, сохраняющие самобытный образ жизни, насчитывающие в России       
менее 50 тысяч человек, осознающие себя самостоятельными этническими            
общностями. Только при условии наличия всех критериев народ признается          
коренным малочисленным. Поэтому они и не входят сюда.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бенов Геннадий Матвеевич.                                 
                                                                                
БЕНОВ Г.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.               
                                                                                
Вот я не пойму, не понял обоснования и вообще необходимости принятия этого      
закона. Этих мы, одних, защищаем, вторых мы вообще не защищаем, живя в одном    
многонациональном государстве, так, что ли?                                     
                                                                                
ЯКУШ М.М. Геннадий Матвеевич, во-первых, я еще раз повторяю, что лица,          
которые могут быть признаны малочисленными, то есть нацменьшинствами, - это     
все граждане Российской Федерации. Все граждане. Мы все пользуемся              
одинаковыми правами. Но поймите, допустим, вот я, к сожалению, привожу себя в   
пример. Я представитель белорусского народа. Россиянин. Но я учился на          
русском языке, я слушаю радио на русском языке и так далее. И вот, допустим,    
у нас есть немцы, которые сегодня составляют значительное количество. И если    
они компактно проживают, то имеют право согласно данному законопроекту на то,   
чтобы изучать и свой родной национальный язык, и, возможно, местное радио       
проводить и так далее. Поэтому здесь не ущемляются интересы ни одного народа    
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Илюхин Виктор Иванович.                                   
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Уважаемый Михаил Михайлович, я хотел бы, чтобы вы развеяли мои      
сомнения или дали бы мне точный ответ. Ваша концепция, что она                  
предусматривает на перспективу: создание для каждой нации и каждого этноса      
своего национально-государственного территориального устройства или развитие    
этноса, нации уже в рамках существующего государственного строительства?        
                                                                                
ЯКУШ М.М. Данный закон ни в коей мере не предусматривает вопросы территорий.    
Ни в коей мере. Он дает возможность для того, чтобы народы, которые сегодня     
могут быть признаны национальным меньшинством (это 42 национальности), если     
они компактно проживают, могли развивать свою культуру, использовать местное    
самоуправление. Всего лишь.                                                     
                                                                                
И добавлю. У нас же есть конвенция, которую Россия подписала, и она в           
ближайшее время будет выноситься на ратификацию.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тихонов Георгий Иванович.                                 
                                                                                
ТИХОНОВ Г.И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества   
Независимых Государств и связям с соотечественниками, депутатская группа        
"Народовластие".                                                                
                                                                                
У меня два вопроса.                                                             
                                                                                
Первое - просто замечание. Вы заявили, что бюджет не требует изменений, и в     
то же время создающиеся новые структуры, даже в существующей структуре          
власти, обязаны наращивать количество людей, советников, аппарат и так далее.   
Это уже изменения в бюджете. Но это вопрос по ходу.                             
                                                                                
У меня вопрос такой: правильная ли у меня информация, что нарабатывал этот      
законопроект институт Афанасьева? Подтвердите или скажите "нет".                
                                                                                
ЯКУШ М.М. Этот законопроект имеет большую предысторию. К его разработке         
приступили в 1994 году.                                                         
                                                                                
Авторский коллектив такой. Депутаты Государственной Думы прежнего созыва:       
Айпин, заместитель председателя Комитета по делам национальностей; Жамсуев,     
председатель Комитета по делам национальностей; Попов, председатель             
подкомитета по малочисленным народам. Ученые: Тузмухамедов, доктор              
юридических наук, профессор Института государства и права Российской академии   
наук; Бурганов, доктор исторических наук, профессор Государственного            
гуманитарного университета; Пучков, доктор исторических наук, профессор         
Института этнологии и антропологии имени Н.Н.Миклухо-Маклая; Мулукаев, доктор   
юридических наук, профессор. И депутаты нынешнего созыва.                       
                                                                                
Вот авторский состав.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грешневиков Анатолий Николаевич.                          
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А.Н., депутатская группа "Народовластие".                           
                                                                                
Трудно себе представить, какой еще законопроект может нанести больший урон      
федеративному устройству Российской Федерации, чем ваш законопроект "О          
национальных меньшинствах в Российской Федерации".                              
                                                                                
Не кажется ли вам, что в само название "О национальных меньшинствах в           
Российской Федерации" следует добавить одно слово: "О национальных              
меньшинствах в Правительстве Российской Федерации"? Но тогда необходимо         
внести существенные изменения в концепцию, так как самое национальное           
меньшинство в Правительстве Российской Федерации - это русские. Каким образом   
ваш законопроект может повлиять на кадровую политику в Правительстве            
Российской Федерации?                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЯКУШ М.М. Что касается данного законопроекта, то я вначале сказал, что он       
разрабатывался в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.   
И в статьях 71 и 72 об этом сказано. Это первое.                                
                                                                                
Второе. Россия подписала конвенцию о национальных меньшинствах и взяла на       
себя обязательства международные.                                               
                                                                                
Что же касается кадровой политики, я не думаю, что данный законопроект будет    
решающим в этом вопросе. Но у нас сегодня 176 наций и национальностей. К        
сожалению, в Государственной Думе представлено только 28 национальностей        
Российской Федерации. Так что здесь тоже поле деятельности есть.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чехоев Анатолий Георгиевич.                               
                                                                                
ЧЕХОЕВ А.Г. Уважаемая Светлана Петровна, я хочу выступить по...                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, я вам дам слово.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Пузановский Адриан Георгиевич.                                      
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемый Михаил Михайлович, если учитывать федеративную       
природу нашего государства, возникает в отношении концепции очень серьезный     
вопрос. Могут ли представители русского большинства оказаться в некоторых       
республиках в положении национального меньшинства? Судя по вашему               
выступлению-комментарию - да, потому что вы ввели предостережения. Этого        
нельзя допустить, но из сути закона как раз это следует.                        
                                                                                
ЯКУШ М.М. Нет, я еще раз уточню формулировку. Разработчики считают, что         
предложенное в законе определение национального меньшинства не допускает        
того, чтобы русские, как и представители других национальностей, имеющих свои   
национально-государственные, административно-территориальные или                
национально-территориальные образования (которые не относятся к коренным        
малочисленным народам), могли стать в каком-либо субъекте России национальным   
меньшинством. Это имеется в виду следующее. Допустим, русские в Татарстане      
могут быть или не могут? И так далее... Разработчики приходят к той мысли,      
что не могут быть. Закон не позволит этого сделать.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вишняков Виктор Григорьевич.                              
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Михаил Михайлович, закон, как я считаю, смешной. Я об этом еще    
скажу, но вот у меня такой вопрос. Вы говорите, что национальные меньшинства    
- это граждане, обладающие каким-то там характером. И на вопросы, которые вам   
задаются, вы отвечаете, что они могут и не проживать на определенной            
территории. Они вообще населяют страну дисперсно, разбросаны по всей            
территории России и являются лицами самых разных национальностей (вы привели    
в качестве примера немцев).                                                     
                                                                                
Ну хорошо. На территории Краснодарского края живут турки, армяне, чеченцы,      
десятки других самых разных национальностей, многие из которых являются         
беженцами. И вот когда вы говорите здесь о том, что эти люди уже имеют право    
на местное национальное самоуправление, могут требовать права на владение,      
пользование, распоряжение землей, недрами, водными и другими природными         
ресурсами, приобретать права граждан, я вам задаю вопрос: а куда тогда          
деваться бедным русским, постоянно проживающим на территории Краснодарского     
края? Если каждое из этих национальных меньшинств, а их там до сотни,           
будет... (Микрофон отключен.)                                                   
                                                                                
ЯКУШ М.М. Речь идет о том, что вот эти люди, о которых речь ведется как о       
представителях национальных меньшинств, - граждане Российской Федерации. Они    
сегодня имеют равные со всеми нами права. Равные имеют права, но историческая   
родина находится за пределами Российской Федерации. И какая-то часть людей,     
принадлежащих к другой национальности, проживает на территории России. Если     
они проживают компактно (украинцы, допустим, их у нас свыше 3 миллионов, и      
есть населенные пункты, где они составляют 90 процентов), то могут, допустим,   
развивать свой язык. Никто не говорит, что у них должна быть территория         
отдельная, что-то другое. Ничего подобного этому нет, и не предусматривается,   
и не будет.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Свинин Сергей Васильевич.                                 
                                                                                
СВИНИН С.В., Аграрная депутатская группа.                                       
                                                                                
Михаил Михайлович, я, наверное, продолжу вопрос предыдущего выступавшего,       
моего коллеги. Я по статье 10 этого закона хотел бы задать вопрос вам.          
                                                                                
"Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют        
защиту прав национальных меньшинств..." Но мы же знаем, что национальные        
меньшинства у нас все почти объединены в автономных республиках или             
национальных округах. Так от кого там защита-то? Опять, что ли, от русских?     
Именно вот как раз национальные меньшинства... Это одно.                        
                                                                                
И второе. Статья 10 противоречит статье 76 Конституции. Вот как раз статья      
10. И хотел бы знать, как у вас... Я считаю, что вообще этот закон вреден.      
                                                                                
ЯКУШ М.М. Ну, во-первых, что касается статьи, о которой вы говорите. Сам        
законопроект не противоречит Конституции, поскольку это предусмотрено           
согласно статье 71. То, о чем речь идет в статье 10. Да, здесь, может быть, в   
какой-то степени есть несоответствия. Но после принятия законопроекта в         
первом чтении, во втором чтении, безусловно, все эти неточности могут быть      
учтены. Могут быть, хотя здесь не бесспорно.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Воротников Валерий Павлович.                              
                                                                                
ПЛЕТНЕВА Т.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Плетнева - по карточке Воротникова.                                             
                                                                                
Михаил Михайлович, я, как представитель национального меньшинства, конечно,     
закон этот поддерживаю и не вижу в нем никакого криминала и ущерба для          
России. И мне странно слышать от тех людей, которые от имени русского народа,   
хозяина сей земли, народа, который должен защищать другие национальности, что   
они вдруг такую обеспокоенность проявляют.                                      
                                                                                
Тем не менее у меня есть вопрос к вам. Вот в... пункте 4 статьи 3 записано об   
участии представителей национальных меньшинств в деятельности                   
представительных и исполнительных органов власти. Как вы считаете, это можно    
осуществлять, если у национального меньшинства, допустим, нет своего субъекта   
Федерации, территории? В местных органах - я понимаю, а в государственных?      
Это первый вопрос.                                                              
                                                                                
И второй вопрос. В пункте 4 статьи 8 записано, что даются налоговые льготы      
физическим и юридическим лицам по развитию различных промыслов. Не кажется ли   
вам, что это лишний пункт, потому что мы уже настолько надавали всяких...       
(Микрофон отключен.)                                                            
                                                                                
ЯКУШ М.М. Что касается вашего первого вопроса. Я еще раз говорю, что у нас      
сегодня в Государственной Думе представлено только 28 национальностей. В то     
время, когда был Советский Союз и было две палаты, то есть Совет Союза и        
Совет Национальностей, там было представлено значительное количество. Поэтому   
то, каким должен быть механизм, - это мы должны искать. Есть зарубежный опыт.   
Допустим, в Словакии предусмотрено, что венграм и представителям других         
национальных меньшинств как бы бронируется место в каком-то законодательном     
органе. Этот механизм нужно искать.                                             
                                                                                
Что касается возможных льгот. Значит, это в ранг не вводится. Это вот местное   
самоуправление, если сочтет на каком-то этапе, что какому-то национальному      
меньшинству нужно помочь, может ввести временные льготы. Нет - значит, нет.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы все исчерпаны. Михаил Михайлович, спасибо,        
присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, я должна спросить: есть ли представители фракций и          
депутатских групп, желающие выступить? Анатолий Георгиевич, я помню, что я      
должна вам предоставить слово, но сейчас - от представителей фракций и          
депутатских групп.                                                              
                                                                                
От Компартии Российской Федерации - Анатолий Георгиевич Чехоев. Пожалуйста, я   
вам предоставляю слово.                                                         
                                                                                
ЧЕХОЕВ А.Г. Уважаемые коллеги, предлагаемый проект федерального закона "О       
национальных меньшинствах в Российской Федерации" по своему содержанию и по     
идее авторов представляет собой ответственную заявку на правовой акт            
системной правовой базы государственной национальной политики Российской        
Федерации. Следовательно, принятию законопроекта такого уровня должна была бы   
предшествовать разработка его концепции, развернутой идеологии правового        
акта, решающего проблемы этнических общностей в Российской Федерации и          
являющего собой примерный акт, подчеркиваю, доброй воли для Содружества         
Независимых Государств.                                                         
                                                                                
Отсутствие же такой концепции приводит к пониманию того, что цель настоящего    
законопроекта - не решение национальной проблемы, а собственно                  
законотворческий процесс. Законопроекту сопутствует превосходно                 
сформулированная пояснительная записка соавторов, которую при незначительной    
доработке можно было бы принять в качестве концепции данного законопроекта.     
От России как правообразующей доминанты на территории СНГ (а это надо           
признавать, знать об этом) в сфере национальной политики зависит инициативное   
определение статусных критериев национальных общностей. И от того, насколько    
каждый отдельно взятый российский закон будет соответствовать целям             
внутреннего национального согласия в Российской Федерации, зависит будущее      
развитие национальных отношений в СНГ.                                          
                                                                                
Если исходить из статьи 1 настоящего законопроекта, то понятие "национальное    
меньшинство" поглощает абсолютно все индивидуальные аспекты определения         
национальных общностей, кроме коренных малочисленных народов численностью до    
50 тысяч человек. И в то же время примечание к указанной статье можно с         
полным основанием отнести исключительно к северным коренным народам, что        
соответствует буквальному содержанию Федерального закона "Об основах            
государственного регулирования социально-экономического развития Севера в       
Российской Федерации" от 19 июля 1996 года.                                     
                                                                                
Возникает закономерный вопрос: как будет воспринята странами СНГ правовая       
норма российского закона, определяющего национальные общности, в том числе и    
части коренных народов, кратно превосходящие по своему демографическому         
признаку титульные нации некоторых субъектов Российской Федерации?              
                                                                                
Думается, что лучшего подарка сегодня нашим националистам в странах СНГ и не    
придумаешь. Русские, составляющие в большинстве государств Содружества второй   
народ, низводятся до национальных меньшинств без учета их демографического      
фактора и созидательного потенциала в экономике страны проживания. Из смысла    
статей 2, 4, 7, 8, 12 законопроекта следует, что законодательство о             
национальных меньшинствах Российской Федерации представляет собой               
равноуровневый принцип правоотношений в сочетании с международными правовыми    
актами. Тогда как совершенно очевидно, что правоотношения различных по          
численному и компактному состоянию национальных общностей должны                
регулироваться законодательством соответственно их статусному определению.      
Одни национальные общности проживают на территории всей России, другие          
ограничиваются пределами субъекта Российской Федерации и даже пределами         
муниципальных округов. Для одних вполне достаточно правового регулирования      
регионального и местного статусного определения, для других и                   
федерально-национальная культурная автономия не решает всех насущных            
национальных проблем.                                                           
                                                                                
Принцип самоопределения национального меньшинства, закрепленный в статье 3      
законопроекта, вызывает по меньшей мере откровенное недоумение. Оказывается,    
наличие национального меньшинства будет определяться не фактом его              
существования, а национальным самоопределением отдельных граждан.               
                                                                                
Разделы 2 и 3 законопроекта не просто корреспондируют с Федеральным законом     
"О национально-культурной автономии", а в полном объеме дублируют содержание    
его норм.                                                                       
                                                                                
Что касается правозащитных новаций, то к достоянию данного законопроекта        
можно отнести лишь статью 14 "Обращение в Конституционный Суд Российской        
Федерации". Все остальное - плагиатные нормы, заимствованные из Федерального    
закона "О национально-культурной автономии". Таким образом, возникает,          
естественно, вопрос: какие цели национальных правоотношений в Российской        
Федерации преследует данный законопроект, кроме унификации определения          
национальных общностей по признаку национального меньшинства?                   
                                                                                
Резюме. Законопроект "О национальных меньшинствах в Российской Федерации" не    
содержит самостоятельной правовой идеи, цели правоотношений в Российской        
Федерации и уже своим титульным наименованием конфликтен для восприятия.        
                                                                                
Второе. Концептуальная норма унификации национальных общностей по признаку      
национального меньшинства не соответствует традиционным представлениям о        
статусном определении национальной общности в Российской Федерации, как-то:     
национальность, народность, диаспора, этнос, коренной народ, нация, народ и     
так далее.                                                                      
                                                                                
Третье. Введение правовой нормы, определяющей национальные общности по          
единому признаку национального меньшинства, - это враждебная для России идея    
ассимиляции русских и нетитульных наций в странах бывшего СССР, а сегодня -     
странах СНГ.                                                                    
                                                                                
В-четвертых, есть конституции субъектов Российской Федерации, есть 21           
национально-территориальное формирование. Есть закон о языках, есть закон о     
национально-культурных автономиях. Мы в ближайшее время будем ратифицировать    
конвенцию о национальных меньшинствах. Стоит ли нам сегодня принимать данный    
закон, который больше отразится на наших же гражданах, бывших гражданах         
Советского Союза, в ныне так называемых суверенных и независимых                
государствах, странах СНГ?                                                      
                                                                                
Исходя из перечисленных выше оснований и, по мнению очень большого количества   
авторитетных экспертов, которых мы привлекли к этой работе, данный              
законопроект необходимо отклонить как не отвечающий целям внутренней            
национальной политики Российской Федерации и национальным интересам России в    
Содружестве Независимых Государств.                                             
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вишняков Виктор Григорьевич - от фракции ЛДПР. Давайте    
только мнения фракций. Мы уже увязли.                                           
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Уважаемые депутаты, на территории Российской Федерации у нас      
насчитывается 30 национальных меньшинств, имеющих статус государственных        
образований. То есть эти национальные меньшинства имеют политические права и    
полномочия. 20 субъектов Федерации являются республиками, суверенными, как      
они записали в своих конституциях, государствами и имеют очень широкие права.   
И по сравнению с ними другие народы, которые проживают на территории этих       
субъектов Федерации, даже если мы и заглянем в Федеральный закон "О             
национально-культурной автономии", не имеют таких прав. Четыре с половиной      
года мы все время говорим о правах национальных меньшинств. Принят целый ряд    
законов, прекрасно защищающих их, причем, я еще раз подчеркну, на уровне        
Конституции, федеральных законов, на уровне законов, которые принимаются        
самими этими субъектами Федерации.                                              
                                                                                
Но вы можете сказать, что представленный проект закона имеет в виду не эти      
национальные меньшинства. Хорошо, возьмем национальные меньшинства,             
проживающие, как говорится в законопроекте, вне пределов субъектов Федерации    
(правда, я не знаю, что значит - вне пределов субъектов Федерации проживающие   
национальные меньшинства). Но мы их защитили с помощью того же закона "О        
национально-культурной автономии", действующего экстерриториально, и прав       
здесь Чехоев, когда говорит, что примерно 90 процентов этого закона в           
ухудшенном варианте воспроизведено в представленном нам законопроекте "О        
национальных меньшинствах в Российской Федерации". Но он не имеет в виду        
группу национальных меньшинств, которые проживают вне пределов "своих"          
субъектов Федерации. Ведь как дается в нем понятие национального меньшинства?   
"Граждане Российской Федерации, обладающие этническим характером..." И в        
качестве примера приводятся немцы. Поэтому я и задал вопрос: а вот те           
беженцы, те переселенцы, те национальности, которые переселяются на             
территорию Российской Федерации, добиваются здесь российского гражданства,      
они имеют право на то, чтобы образовывать национальные меньшинства? По логике   
автора этого законопроекта - да, имеют, причем, посмотрите, не только           
приобретать право гражданства, но и иметь свою территорию.                      
                                                                                
В ответе Михаил Михайлович говорит: местное самоуправление - это вроде не       
территория. Посмотрите статью 131 Конституции: "Местное самоуправление          
осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях...".    
То есть это территории. Но как осуществлять самоуправление без территории?      
                                                                                
И какова логика действий вот тех беженцев или переселенцев, которых я видел     
буквально позавчера, будучи в Краснодарском крае? Турки, другие народности      
переселяются порой незаконно на территорию Краснодарского края, прописываются   
там тоже незаконно, затем открывают свои школы, открывают свои религиозные      
центры, затем претендуют на то, чтобы купить землю, после этого у них           
возникает желание реализовать политические права, то есть в соответствии с      
этим законом они могут создавать и органы местного самоуправления. И            
губернатор края Кондратенко сейчас очень обеспокоен этой экспансией, потому     
что идут десятки, сотни жалоб со стороны русских, казаков, которые              
исторически проживают на этой территории, имеют свои обычаи, традиции,          
собственность, и их начинают теснить вот эти бурно растущие по численности      
переселенцы и беженцы.                                                          
                                                                                
Поэтому ни с политической, ни с теоретической, ни с правовой точек зрения       
этот законопроект не может быть принят в первом чтении.                         
                                                                                
Сейчас на уровне ПАСЕ разрабатывается новый вариант Рамочной конвенции по       
национальным меньшинствам. И мы ведем беспрерывные споры по поводу этого        
понятия - "национальные меньшинства". И понятие национальных меньшинств,        
которое разрабатывается с участием различных специалистов, мы не можем даже     
сравнить с тем, что здесь дается. В то понятие, которое предлагается сейчас     
международным сообществом, включаются и территория, и гражданство, и язык, и    
устойчивые связи с органами государственной власти, и ряд других признаков,     
позволяющих отличать это устойчивое национальное образование, которое           
исторически сложилось и развивается на данной территории, от различного рода    
пришлых порой элементов, претендующих на проживание на той или иной             
территории.                                                                     
                                                                                
Я не хочу дальше развивать эту тему. Думается, достаточно того, что говорили    
здесь депутаты в предыдущих выступлениях. Я думаю, законопроект надо            
отвергать и в первом чтении не принимать.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли от фракций еще желающие высказаться?              
                                                                                
Депутат Гонжаров, потом депутат Котков от "Российских регионов".                
                                                                                
ГОНЖАРОВ О.П., фракция "Наш дом - Россия".                                      
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты, ход нашей дискуссии          
вскрывает одну интересную закономерность: при обсуждении данного                
законопроекта многие депутаты руководствуются не стремлением обеспечить на      
деле соблюдение и защиту прав определенных групп населения, в данном случае     
национальных меньшинств, а на первый план выходит некая шовинистическая или     
великодержавная черта. Причем вся аргументация, по сути дела, сводится к        
тому, что в контексте затрагиваются, ущемляются интересы                        
государствообразующего населения - русских, а может быть и нерусских.           
Безусловно, определение, которое дано в данном законопроекте, неидеальное и     
небезупречное, и разработчики данного законопроекта осознают это                
обстоятельство. Но тем не менее в рамках данного определения очень четко        
зафиксированы те группы населения, которые могут претендовать на статус         
национальных меньшинств.                                                        
                                                                                
Как правильно заметил наш международный комитет, сама Рамочная конвенция        
Совета Европы по национальным меньшинствам прежде всего затрагивает те          
группы, которые относятся к национальным меньшинствам, проживающим за           
пределами своих национально-государственных образований. Поэтому если           
говорить о предмете регулирования, то национальными меньшинствами прежде        
всего будут на территории Российской Федерации украинцы, белорусы, казахи,      
узбеки.                                                                         
                                                                                
Что касается некоторых этнических групп, которые проживают на территории        
Российской Федерации и не имеют вообще никаких государственных образований,     
то это действительно один из самых сложных вопросов. Александр Алексеевич       
Котенков нам указывал, что есть такие группы, которые должны быть приняты во    
внимание.                                                                       
                                                                                
Тем не менее я думаю, что определение, которое дается в данном законопроекте,   
вполне возможно принять как рабочую концепцию для дальнейшего продвижения в     
ходе работы над данным законопроектом.                                          
                                                                                
Следующее обстоятельство, которое надо еще принять во внимание. Цель            
законопроекта - создать необходимые правовые, юридические механизмы для         
обеспечения защиты прав национальных меньшинств прежде всего со стороны         
государства. И когда сейчас депутаты говорят о том, что не нужен сегодня        
такой закон, то, на мой взгляд, прежде всего здесь вырисовывается               
заинтересованность в том, чтобы вообще ничего не делать, не обеспечивать        
никаких прав. И аргумент, что сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда в      
некоторых регионах очень много беженцев... Право же, кроме как кощунством       
такое утверждение нельзя никак назвать. Во всем мире, независимо от того, что   
это за группа населения - беженцы или свои, тем не менее стараются создавать    
хоть минимальный перечень необходимых условий для того, чтобы эти               
национальные меньшинства не чувствовали себя изгоями.                           
                                                                                
Бывая в Дании, я тоже сталкивался с такой ситуацией, когда спрашивали: "Как     
сегодня относятся они к беженцам?" Большая часть населения действительно        
говорит: "Мы против того, чтобы у нас кто-то сегодня был". Но для России, где   
живет более 170 национальностей, право же, всякий аргумент относительно того,   
что термин "национальные меньшинства" и эта категория не имеют права на         
бытие, на мой взгляд, кажется кощунственным.                                    
                                                                                
На взгляд разработчиков данного законопроекта, в первом чтении он вполне        
может быть принят. И с учетом тех предложений, которые уже сегодня поступают    
и от субъектов права законодательной инициативы, и от самих разработчиков, мы   
могли бы смело двигаться дальше, для того чтобы закон этот мог                  
рассматриваться как конкретизация и положений Конституции Российской            
Федерации. (Обращаю внимание здесь депутата Чехоева на то, что субъекты         
Российской Федерации не могут регулировать национальные отношения, поскольку    
это - компетенция только Российской Федерации.)                                 
                                                                                
Поэтому я предложил бы депутатам не заострять внимание на очень важных,         
впрочем, и существенных моментах, но принять в первом чтении этот               
законопроект и двигаться по нему дальше.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Котков Анатолий Степанович, пожалуйста.                                         
                                                                                
КОТКОВ А.С., депутатская группа "Российские регионы".                           
                                                                                
В Конституции Российской Федерации имеются слова, что мы - многонациональный    
народ. Так вот, здесь уже, в Конституции, как раз заложено неправильное         
толкование этого термина, поэтому и толкуют неправильно разработчики проекта    
тему, которую хотят раскрыть.                                                   
                                                                                
Что касается национальных меньшинств. Здесь говорили, что в некоторых странах   
они представлены в парламенте, есть специальные законы, позволяющие им          
делегировать своих представителей. В частности, в Румынии есть липоване - это   
русские старообрядцы, и они имеют своего представителя. Но здесь уже было       
сказано, что около 200 национальностей в России. Представьте, что будет, если   
каждая национальность будет иметь своего представителя в парламенте.            
                                                                                
Я думаю, что этот закон (тоже было сказано уже об этом) так же вреден, как и    
закон о депортированных народах. Мы уже пожинаем плоды принятия того закона,    
и вполне может случиться, что после принятия нынешнего закона будем пожинать    
точно такие же плоды. Я считаю, что нужно идти по пути выравнивания прав всех   
народов и всех субъектов Федерации. Принцип такой в Конституции у нас           
заложен. Надо просто соблюдать Конституцию Российской Федерации.                
                                                                                
Поэтому принимать этот закон нет никакого смысла. Благодарю за внимание.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От "Народовластия" - Тихонов Георгий Иванович,   
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТИХОНОВ Г.И. Уважаемые коллеги, по национально-территориальному признаку мы     
уже готовы разделиться, как говорится - уже дозрели: некоторые наши             
национально-территориальные субъекты готовы выйти из состава России. То есть    
шаг сделан к национально-территориальному разделению, к разобщению. Теперь мы   
готовим новый закон - "О национальных меньшинствах в Российской Федерации",     
то есть мы теперь хотим людей разделить еще и по национальным меньшинствам.     
                                                                                
Абсолютно правильно сказал Котков. Вот передо мной лежит Конституция, которая   
начинается словами: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации..." Я     
очень уважаю моего коллегу Гонжарова, но я бы не согласился с ним, когда он     
осетина Чехоева, который выступает против закона, обвиняет в великорусском      
шовинизме. Такого не бывает!                                                    
                                                                                
Поэтому мы создаем прецедент, чтобы нас называли национальными меньшинствами    
(русских, во всяком случае) на Украине, в Казахстане, хотя мы отлично знаем,    
что мы, русские, разделенный народ и в этих республиках. Но мы тут же дадим     
повод назвать нас и на Украине, и в Казахстане нацменьшинствами. Может быть,    
и дадут какие-то привилегии. Никаких привилегий не может быть по                
национальностям - мы все равны!                                                 
                                                                                
И я хочу сказать своим коллегам народным депутатам Советского Союза (их         
сегодня в зале 30 с лишним человек): вспомните, с чего начался развал           
Советского Союза - с принятия закона о языках! И что самое интересное: Совет    
национальностей как раз голосовал против этого закона, а Совет Союза, в         
котором процентов, наверное, 85 было русских, проголосовал за этот закон, и     
это были первые шаги к развалу единого государства.                             
                                                                                
Я еще раз призываю, как когда-то призывал Николай Иванович Рыжков: подумайте    
о том, что, как говорится, вы потеряете с этим Правительством. Я тоже           
призываю вернуть память. Мы люди, мы должны помнить, с чего начинался развал.   
Принимая эти законы, мы ведем теперь уже Россию тоже к развалу. Я считаю, что   
категорически даже вредно принимать этот закон. Прошу его снять. Тем более,     
что недаром я задал вопрос докладчику: кто его готовил? У меня имеется          
информация, что этот документ готовил всем нам известный Афанасьев, директор    
института, который был директором института по развалу Союза, а сегодня         
принимает меры по развалу России.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Султанов - от "ЯБЛОКА".                           
                                                                                
СУЛТАНОВ Р.И., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемый Председатель, коллеги, фракция "ЯБЛОКО" поддерживает данный           
законопроект, считает, что он при всех его недостатках обладает одним           
важнейшим качеством: он нравственно безупречен. Он повышает планку защиты       
прав и свобод человека и гражданина. Он гарантирует не только Федерации в       
целом, но и субъектам Федерации точность, последовательность в соблюдении       
этих прав и свобод. Более того, он основывается и фактически текстуально        
совпадает с принятыми нашей страной международными обязательствами. И если бы   
у нас на этот счет были хоть какие-то сомнения, мы, члены Комитета по делам     
национальностей, конечно же, сами бы сняли этот законопроект. Я бы хотел в      
данном случае просить всех проявить не только здравый смысл, но и довериться    
тому, что есть у каждого из нас - это нравственное чувство, это то чувство      
уважения не только к самим себе, к своим соседям, ко всему тому культурному     
национальному многообразию, которое является величайшим богатством нашей        
страны. Считать, что от того, что мы это разнообразие признаем, мы что-то       
потеряем... На самом деле, я думаю, все обстоит как раз наоборот.               
                                                                                
Я считаю, что нам не надо бояться признавать, что у нас наряду с большинством   
есть и меньшинство, потому что в демократической стране должны быть защищены    
права всех, в том числе и тех, кто заявит о себе как о национальном             
меньшинстве. И я предлагаю всем еще раз внимательно вглядеться, вчитаться в     
текст законопроекта и при всех внешних, возможно, недостатках, погрешностях,    
которые вы в нем находите, увидеть то главное, что действительно отличает       
данный законопроект: это цельный и последовательный документ, который           
действительно защищает права и свободы человека и гражданина.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции КПРФ - депутат Цику? Пожалуйста. (Шум в        
зале.) Нет от фракции? Все. (Выкрики из зала.)                                  
                                                                                
Депутат Цику, пожалуйста, но не от фракции, он говорит.                         
                                                                                
ЦИКУ К.А. Спасибо, Геннадий Николаевич.                                         
                                                                                
Уважаемые депутаты, я выступаю от своего имени, не от фракции, и в              
категорической форме не согласен с теми людьми, депутатами, которые выступают   
против принятия данного закона. Я представляю малочисленный народ. Не           
национальное меньшинство, а малочисленный народ - адыгов. Завтра, 21 мая,       
исполняется 134 года со дня окончания Кавказской войны, в результате            
проведения которой пятимиллионный народ, проживавший на территории              
северо-западного Кавказа, стал составлять всего-навсего 46 тысяч человек.       
Значительное число населения выехало за пределы России. Значительная часть      
была практически уничтожена. Геноцид в отношении моего народа был объявлен      
царским самодержавием. Сегодня мой народ составляет около 110 тысяч человек.    
Племенной частью этого народа являются шапсуги. Их жило на территории           
Причерноморья около 800 тысяч человек. Сегодня они составляют в Российской      
Федерации 10 тысяч человек и проживают в Краснодарском крае. 800 тысяч и 10     
тысяч! Они не имеют ни национально-культурной автономии, ни национального       
района, хотя до 1945 года был отдельный Шапсугский район, его ликвидировали,    
и ничего сегодня практически шапсуги не имеют.                                  
                                                                                
Хотел бы сказать, что национально-культурная автономия в том виде, в каком      
она сегодня, не решает никаких вопросов. Многие народы в Российской Федерации   
сегодня дошли до того, что их можно занести в Красную книгу. Этим народам       
посвящается этот закон, а не тем, которых 50, 100, 120, 500 тысяч или           
несколько миллионов человек.                                                    
                                                                                
Я очень удивлен выступлением Виктора Григорьевича Вишнякова. Он недоволен       
тем, что детям турок-месхетинцев, которых изгнали из бывших республик           
Советского Союза - сначала из Грузии, потом из Узбекистана, Туркменистана и     
так далее, - дают возможность учиться на собственном языке.                     
                                                                                
Мой народ сегодня проживает более чем в 50 странах, уважаемые депутаты. И в     
Турции самая большая диаспора - более 3,5 миллиона человек. Они до последнего   
времени практически не имели возможности не то что учиться в школах, но и       
разговаривать на родном языке на улицах турецких городов и сел. Их сразу        
сажали в тюрьмы, давали 10 лет заключения.                                      
                                                                                
Неужели мы должны быть... Николай Федорович, Дмитрий Федорович, извините...     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Казбек Асланбечевич, предложение принять...               
                                                                                
ЦИКУ К.А. Поэтому мы должны соблюдать равноправие народов и наций, но лелеять   
те малочисленные нации, которые сегодня практически на грани вымирания.         
                                                                                
Поэтому я за принятие законопроекта и призываю депутатов голосовать за этот     
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Последний выступающий - депутат Темиржанов, пожалуйста.   
Нам ведь надо еще бюджетный законопроект рассмотреть. От всех фракций           
выступили. (Шум в зале.) Депутат Тихонов выступил от фракции... Ну, я спрошу    
депутатов. Вы не выступали? Депутат Вишняков выступал от вас. (Шум в зале,      
выкрики.)                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, говорите, горит же лампочка.                                        
                                                                                
ТЕМИРЖАНОВ В.Х., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Уважаемые депутаты, вот сидишь и слушаешь выступления коллег, становится не     
по себе и немножко страшно. Вот слова такие: вреден этот закон, он опасен,      
чуть ли не истребит он русский народ или другие народы и так далее.             
                                                                                
Уверяю вас, ни первого, ни второго, ни особенно третьего - нет и запаха         
такого. Ну, здесь подчеркнуто, что после СССР на территории нашей Российской    
Федерации остались и грузины, и армяне, и узбеки, и украинцы, и белорусы.       
Если упрощенно сказать, в данном законопроекте речь идет о том, как им жить в   
пределах Российской Федерации, не более того.                                   
                                                                                
Вот в Краснодарском крае компактно живут армяне. После того как армянское       
государство образовалось, они автоматически стали нацменьшинством. Когда        
компактное проживание есть, ни один русский ни до 1997 года, ни после не        
запрещал, ни сейчас им не запрещает говорить на армянском языке и свадьбу       
устраивать по-армянски. Что тут плохого? Я думаю, что многие вещи непонятны     
тем, которые так резко выступают против этого законопроекта.                    
                                                                                
Второй момент. Обратите внимание (я вообще внимание обращаю, уважаемые): ни     
от одного депутата, которые выступали сегодня, не поступала ни одна поправка    
в адрес Комитета по делам национальностей.                                      
                                                                                
И последнее или предпоследнее. Здесь прозвучало, что коллега Чехоев высказал    
позицию фракции КПРФ. Он изложил собственное свое мнение, я бы подчеркнул,      
свое понимание этого законопроекта.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
ТЕМИРЖАНОВ В.Х. Естественно, предложения... Естественно, как и всякий           
законопроект, который проходит трудный путь принятия, этот содержит             
достаточно минусов, достаточно работы потребует в дальнейшем. Я лично как       
член Комитета по делам национальностей никого просить и упрашивать не буду      
голосовать за этот законопроект. Это дело чести и понимания каждого депутата.   
Но законопроект таков. Пусть голосуют так, как есть, но еще раз уверяю, он не   
представляет из себя того, что рисуют, говоря об этом законе.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по-моему, очень подробно обсудили      
законопроект.                                                                   
                                                                                
По мотивам - Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.                        
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В.В. Не по мотивам, Геннадий Николаевич.                            
                                                                                
Светлана Петровна, когда вы считаете, сколько выступило от фракции ЛДПР,        
посчитайте, сколько от КПРФ. Четыре от КПРФ, от нас - один. Что вы так          
считаете, у вас что, с арифметикой плохо, до пяти не можете посчитать?! Даже    
здесь уже при обсуждении этого закона опять представители нацменьшенств         
выступали в основном. Посчитайте, все они выступили. И никто ничего не сказал   
по существу. Поэтому я прошу, чтобы у меня было выступление, а не по мотивам.   
По существу. Вы своим дали сказать по существу, Геннадий Николаевич со          
Светланой Петровной, и от имени фракции надо сказать по существу.               
                                                                                
Этот закон вреден и опасен для всех - и для русских, и для адыгов, и для всех   
остальных. Это подсунуто нам специально спецслужбами Запада. Ведь ни в одной    
стране мира этого нет, все пытаются только Россию поставить в жесткие рамки,    
чтобы все здесь делалось для разрушительного процесса. Только это! Ведь вы же   
видели, почему лопнул СССР: только потому, что не понимали, что защищать.       
Если бы сохранялось название государства "Россия", никто бы - ни Ельцин, ни     
Горбачев, ни один генерал - не посмел бы расчленить Россию.                     
                                                                                
Когда нам говорят, что какие-то нацменьшинства после развала СССР остались на   
территории России, - да. Но почему никто не создает условия нормальные для      
русских в той же Грузии, в Азербайджане, в Казахстане и в других регионах?!     
Если бы мы договорились все вместе в рамках СНГ, что везде всем национальным    
группировкам будут созданы нормальные условия, то были бы правы те, кто здесь   
пытается этот закон защитить.                                                   
                                                                                
Но там происходит вымывание русских, уничтожение и лишение всех прав. Вы не     
найдете ни одного закона в грузинском парламенте, в азербайджанском, в          
узбекском - в любом, в любой стране СНГ в поддержку русских. Хотя русских на    
Украине больше 10 миллионов, в Эстонии - 40 процентов, в Латвии - почти 50      
процентов, в Казахстане - 50 процентов. Это не нацменьшинства, это народ,       
создавший эти регионы. А мы сегодня хотим, чтобы на территории России помимо    
20 национальных регионов еще в этнически чисто русских регионах были созданы    
привилегии.                                                                     
                                                                                
Посмотрите, что происходит с Крымом. На ваших глазах Крым захватывают турки.    
Он уже не русский, не украинский, это не Советский Союз - через четыре-пять     
лет там будут турки. Началось с этого: сохранить нацменьшинства, участие в      
парламенте, язык, школы - все. И через несколько лет там будет вывешен          
турецкий флаг. Вот это к тому, что говорят: не надо бояться, все будет в        
порядке. Порядок будет один - не будет Российской Федерации, а будет еще 40     
национальных государств. И потом они будут уничтожаться, эти государства (как   
сегодня враждует у нас, допустим, Осетия с Чечней, или события в Дагестане),    
где народ тоже будет подвергнут вот такой внутренней гражданской войне.         
                                                                                
Ссылается "ЯБЛОКО" на международные документы. Как раз Совет Европы сегодня     
категорически против того, чтобы вопрос о национальном самоопределении          
переходил в государственную плоскость. Наша Конституция все права дала всем     
народам: учитесь, исповедуйте, соблюдайте любые обычаи. Поэтому внесение        
этого закона как раз способствует тому, чтобы уже на территории Рязанской       
области, Московской, Краснодарского края, Сибири были созданы                   
национально-государственные образования. И это все закончится тем же, чем       
закончилось в 1991 году. Вы это должны понять. Нам осталось сохранить то, что   
есть сегодня. А Краснодарский край захватывают нацменьшинства. Если             
турки-месхетинцы хотят создать собственное государство, почему Грузия их не     
пускает в Месхетию? Они там проживали, рядом с границей с Турцией. Их район     
проживания - Месхетия, а не Краснодарский край. Вот до чего мы дожили уже,      
что уже из других регионов выбрасывают целые народы и они получают              
благоприятные условия для развития на территории России. А кто о России         
подумает? Мы же называемся - Россия. Многонациональный народ - в Конституции    
написано. Для этого эти привилегии. Никто же не запрещает обучать детей в       
собственной школе, в национальной, читать, изучать, соблюдать... Я уже об       
этом говорил. Ну зачем же здесь нам устраивать такую комедию? Это же вредный    
и опасный закон! Ведь уже в 1992 году приняли закон о репрессированных          
народах. Пять лет в крови весь Кавказ именно из-за этого закона, когда          
разрешили вернуться туда, где все занято уже, занято!                           
                                                                                
Чтобы создать привилегии по национальным обычаям, по национальным признакам,    
надо уничтожать население, которое не соблюдает эти обычаи. Надо закрывать      
храмы и строить мечети, строить синагоги, закрывать русские школы, потому что   
негде строить другие школы! И здесь как раз именно упор на то, чтобы русский    
народ поставить в жесткие рамки угасания и гибели. Вы говорите, что адыгов      
стало меньше. А русских разве меньше не стало?! Все народы уменьшились, но в    
мире 3 тысячи групп - носителей языков, государств только 200. Только 200! И    
создание государств по этническому признаку Совет Европы пытается признать...   
(Микрофон отключен.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте пять секунд.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В.В. ...новой формой расизма и фашизма. Никакие этнические          
признаки, то есть национальные, как у нас в России принято говорить... За       
рубежом больше употребляется термин - этнический, потому что нация в разных     
языках по-разному определяется. То есть это путь к расизму и фашизму -          
создание, принятие законов, которые обеспечивали бы неравенство по              
национальному признаку. Поэтому предлагаю всем отказаться от принятия этого     
закона. Наша Конституция всем гражданам дала одинаковые права.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование: прекратить    
прения. (Шум в зале.) Подождите! Сначала проголосуем о прекращении прений.      
Нам осталось пять минут работать, а у нас лежит самый главный закон на          
сегодняшний день. (Шум в зале.) Я сомневаюсь, что захотят продлевать. Ну как?   
Сколько раз было, что не продлевали. Надо начать, чтобы не завершить.           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 53 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              272 чел.             97,1%                        
Проголосовало против            8 чел.              2,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    280 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование: принять в первом чтении.            
                                                                                
Депутат Тотиев - по мотивам.                                                    
                                                                                
ТОТИЕВ С.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Не мотивы, а по порядку. Я прошу уважаемого Владимира Вольфовича принять к      
сведению, что Осетия с Чечней никогда не враждовала. (Шум в зале.)              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гостев - по мотивам.                              
                                                                                
ГОСТЕВ Р.Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Геннадий Николаевич, я не буду дискутировать с Владимиром Вольфовичем по        
содержанию его выступления, но "накатил" он на Светлану Петровну совсем не по   
делу, как студенты говорят. И мне это непонятно, почему вдруг он так            
темпераментно накинулся на заместителя Председателя?                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно все, Светлана Петровна арифметикой не           
занималась.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, депутат Мисник.                                                     
                                                                                
МИСНИК Б.Г. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты, именно по        
мотивам.                                                                        
                                                                                
Я, к сожалению, не получил удовлетворительного ответа: почему из норм данного   
закона исключены коренные малочисленные народы? Я хотел бы сказать Казбеку      
Асланбечевичу, что именно адыги и им подобные народы, проживающие на своих      
территориях, исключены из норм этого закона. Мне это совершенно непонятно:      
для чего создавать закон, который исключает коренные малочисленные народы,      
исключает национальные образования, имеющие какое-то государственное или иное   
устройство? То есть непонятно, для какой же категории населения фактически      
создается этот закон? Поэтому я бы на этом этапе воздержался от принятия        
закона.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы что, решили друг друга              
обманывать? Какие это мотивы? Это идут выступления. Выступления прекращены.     
Ставлю на голосование: принять в первом чтении.                                 
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 55 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за               82 чел.             18,2%                        
Проголосовало против           61 чел.             13,6%                        
Воздержалось                   14 чел.              3,1%                        
Голосовало                    157 чел.                                          
Не голосовало                 293 чел.                                          
Результат: не принято                                                           

Заседание № 176

15.05.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "О национальных меньшинствах в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4731 по 4732 из 7440
Мы должны бы с вами сейчас перейти к проекту закона под номером 6, но Михаил    
Михайлович Якуш уже улетел в командировку. Поэтому будем рассматривать вопрос