Заседание № 105
13.06.1997
Вопрос:
О проекте федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3952 по 5127 из 6815
Зволинский, по порядку ведения. Остановите запись на выступления. Депутату Зволинскому Вячеславу Петровичу микрофон включите. ЗВОЛИНСКИЙ В.П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые депутаты, учитывая, что вы сейчас заслушали два проекта и что второй последовательно вытекает из первого, я просил бы воздержаться от голосования, а заслушать и третье предложение, которое в повестке дня значится под номером 14.3. Это законопроект, который вносит Вячеслав Петрович Зволинский, кем-то уважаемый, так сказать, а кем-то нет. Я хотел бы, чтобы вы меня послушали. И тогда уже решим, как голосовать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, сегодня у нас возник вопрос, имеем ли мы право выносить на пленарное заседание законопроект, предложенный депутатом Зволинским. И в среду этот вопрос поднимался. Вопрос связан с технико-правовыми процедурами, и, в частности, он связан с отсутствием заключения Правительства. Дело в том, что в тех бумагах, которые есть... Например, сам депутат Зволинский, предлагая свой законопроект еще в прошлом году на Совет Государственной Думы, написал, что требуется заключение Правительства Российской Федерации. А Правительство пишет в своем письме, что финансово-экономическое содержание законопроекта неясно, а соответствующее обоснование разработчиком не представлено, поэтому дать заключение в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Правительству не представляется возможным. И хотя в этом письме Правительства, а не в заключении высказаны конкретные замечания, резюмируя которые Первый заместитель Председателя Правительства делает вывод, что нецелесообразно принятие представленного законопроекта, тем не менее по смыслу и букве части 3 статьи 104 заключения у нас нет. Это как бы технико-правовая часть этого вопроса. Чтобы нам не попасть в ситуацию возвращения без рассмотрения, надо как бы принять решение по существу. Депутат Семаго - по порядку ведения. СЕМАГО В.В. Уважаемый Александр Николаевич, уважаемые коллеги! На мой взгляд, здесь вопрос больше не в процедуре, а в самой ситуации, в обстоятельствах. То предложение, которое сделали наши коллеги из комитета, по сути, может быть, в какой-то степени (я не умаляю его достоинств) и улучшает саму структуру принятого закона, но в самый главный, на мой взгляд, аспект, то есть в возможности для проявления коррупционной деятельности, их изменения практически ничего не несут. Если им нужна иллюстрация, я готов старый закон проиллюстрировать по шести статьям, которые, будем говорить, дают очень хорошие возможности для чиновников, так сказать, из местного аппарата, а может быть, и высшего уровня, пользоваться теми лазейками, которые существуют в этом законе. Поэтому я думаю, что претензии, или предложения, Зволинского абсолютно актуальны. Надо смотреть и его предложения. Если нет заключения Правительства... У нас с вами это первое чтение, в конечном итоге мы как бы внутренне нарушаем Регламент, может быть, но не настолько, чтобы это отразилось на судьбе закона. И самое главное, что мы везде говорим о том, что изменяется Налоговый кодекс, а ведь если вы помните, основой нашего закона о соглашениях были именно неудобства, связанные с Налоговым кодексом. Так давайте, может быть, посмотрим сейчас, какие предложения есть у Зволинского, обобщим, посмотрим, каким будет Налоговый кодекс, и тогда будем принимать решения. Но не учитывать мнение депутатов в данном архиважном вопросе, я считаю, просто недопустимо. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я хотел бы, может быть, выслушать мнение представителей Правительства (у нас в правительственной ложе - министр природных ресурсов Виктор Петрович Орлов и заместитель министра топлива и энергетики Валерий Зайнуллович Гарипов) по поводу, скажем, процедурных вопросов. Считает ли... (Выкрики из зала.) Нет, нет. У нас принципиальный вопрос, уважаемые коллеги. Если мы не хотим, чтобы законопроект вернулся без рассмотрения, мы должны соблюсти нормы. Если Правительство считает, что то письмо, которое имеется в нашем распоряжении, можно назвать заключением, мы вправе ставить вопрос в повестку дня. Виктор Петрович, вы по этому вопросу ничего не хотели бы сказать? ОРЛОВ В.П., министр природных ресурсов Российской Федерации. Нет проблем. Я могу высказать свое мнение, и мнение не только личное. Я считаю, что заключение должно быть. Поэтому, когда будут представлены материалы... Мы это сделаем, и к этому вопросу можно будет вернуться и чуть позднее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолию Ивановичу Лукьянову - слово по порядку ведения. ЛУКЬЯНОВ А.И. Уважаемый Александр Николаевич, уважаемые депутаты! Нередко депутату очень трудно самому дать какое-то обоснование. Я понимаю, здесь формально есть какие-то придирки, но не выслушать депутата по теме, которая обсуждается... с моей точки зрения, это неправильно. Я предлагаю (если надо - поставим на голосование) выслушать Вячеслава Петровича и потом смотреть дальше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги! Никто не может лишить Вячеслава Петровича слова, и он, безусловно, выступит. Но выступит ли он при обсуждении пунктов повестки дня 14.1 и 14.2 либо мы обсуждаем вопрос 14.3 без наличия заключения Правительства - это разные просто процедурные вопросы. В любом случае Вячеслав Петрович, безусловно, выступит. Поэтому на голосование я могу ставить лишь вопрос... (Выкрики из зала.) Вячеслав Петрович, не перебивайте меня. Ставим вопрос о том, чтобы, несмотря на отсутствие заключения Правительства, именно в такой формулировке, рассмотреть пункт 14.3 с докладом депутата Зволинского. Прошу включить режим голосования. Депутат Иваненко - по мотивам голосования. ИВАНЕНКО С.В. Уважаемые коллеги! Мы, конечно, вправе принять такое решение и рассмотрим закон, который внесен депутатом Зволинским. Но я хочу обратить ваше внимание на то, что эти законы не являются альтернативными, поскольку пункты 14.1 и 14.2 касаются совершенно другого круга вопросов. То решение, которое было принято лично Геннадием Николаевичем Селезневым, не соответствует Регламенту. Поэтому если рассматривать вопрос о включении закона депутата Зволинского в повестку, то это надо голосовать отдельно. Это абсолютно не препятствует голосованию по первым двум законам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги! Я поставил на голосование вопрос о включении в повестку дня, вернее, о сохранении в повестке дня пункта 14.3, несмотря на отсутствие заключения Правительства. (Шум в зале.) Слово мы дадим в любом случае при обсуждении вопросов. Но сейчас мы должны правде в глаза смотреть: закон, если мы его примем, может быть возвращен без рассмотрения. Поэтому я просто прошу, чтобы вы... Слово - Светлане Петровне по порядку ведения. ГОРЯЧЕВА С.П., заместитель Председателя Государственной Думы. Уважаемые депутаты, мне кажется, что в этой ситуации мы должны принять, видимо, только следующее решение: либо рассматривать все вместе, либо отложить рассмотрение всех трех проектов. Почему? Потому, что... Я зачитываю из статьи 108 Регламента: "При внесении более одного законопроекта по одному и тому же вопросу Государственная Дума рассматривает их в ходе первого чтения одновременно и принимает решение..." Если это все по одному вопросу, мы должны либо рассматривать все вместе, либо тогда отложить до решения вопроса по альтернативному законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлана Петровна, я вам напоминаю, что сейчас у нас действуют еще нормы Регламента, в соответствии с которыми внесенным законопроектом в соответствии с требованиями части 3 статьи 104 Конституции является законопроект при наличии заключения Правительства. Лишь тогда он... ГОРЯЧЕВА С.П. Оно есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я не знаю, те ли документы мне подобрали, но вот в письме Первого заместителя Председателя Правительства Большакова Алексея Алексеевича сказано, что Правительство не имеет возможности представить заключение из-за отсутствия финансово-экономического обоснования. (Шум в зале.) Уважаемые коллеги, на Совете Государственной Думы каждый раз, когда мы заседаем, Себенцов Андрей Евгеньевич разъясняет, что если документ - письмо Правительства является лишь замечаниями к тексту, а не реакцией на финансово-экономическое обоснование, то его нельзя считать конституционным заключением Правительства. Мы не один раз уже это проходили. Мы можем рассмотреть и сейчас все три вопроса, давайте за это проголосуем, но просто чтобы вы знали, что у нас есть опасность вступить... (Шум в зале.) Таким образом, я ставлю на голосование вопрос о рассмотрении... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы не имеем права по Регламенту рассматривать без заключения Правительства. (Сильный шум в зале.) Хорошо, таким образом, я делаю протокольную запись, что заключение Правительства отсутствует и мы рассматриваем три вопроса одновременно. Я предоставляю слово для доклада о проекте федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" Вячеславу Петровичу Зволинскому. Но перед этим мы должны проголосовать вопрос о продлении заседания либо объявляем перерыв. Есть предложение у кого-нибудь продлить заседание? Нет. Перерыв - до 16 часов. (После перерыва) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уже 2 минуты после 16 часов, должны быть морально готовы. Все блоки у нас могут быть обеспечены в процессе регистрации. Прошу депутатов пройти в зал. Так, ну давайте рискнем. Уважаемые коллеги, не кучкуйтесь, потому что не успеете зарегистрироваться. Встаньте в исходную позицию, знаете какую. Группа электронного голосования, включите, пожалуйста, режим регистрации. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИСТРАЦИИ (16 час. 03 мин. 09 сек.) Присутствует 386 чел. 85,8% Отсутствует 64 чел. 14,2% Всего депутатов 450 чел. Кворум есть Так, кворум есть. Мы прервались на обсуждении вопроса 14.3. Слово было предоставлено Вячеславу Петровичу Зволинскому. Пожалуйста, Вячеслав Петрович. ЗВОЛИНСКИЙ В.П. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Прежде чем изложить содержательную часть законопроекта, я хотел бы все-таки внести некоторую ясность в историю вопроса, потому что уже несколько дней этот вопрос преподносится как-то... по крайней мере не той "частью тела", которая называется "лицо". Вообще проблема была поднята на уровне Государственной Думы 24 ноября 1994 года. В то время появился в этих стенах документ о концессионных договорах (разработчики Конопляник, Линник и компания). Того же дня, 24 ноября 1994 года, был предложен законопроект о соглашениях о разделе продукции. То есть процесс начался еще в 1994 году. 30 декабря 1995 года Президент подписал закон "О соглашениях о разделе продукции". 28 мая 1996 года в развитие этого закона Правительство представило первый перечень - 250 месторождений. Я хотел бы сказать, уважаемые, что мы располагаем экономическим расчетом по этим месторождениям. Их общая стоимость приблизительно 10 триллионов долларов. Надо отметить, что когда был представлен этот законопроект, то последние его строки гласили, что экономического обоснования, для того чтобы передать собственность государства в 10 триллионов долларов инвесторам в обмен на их экономическую, финансовую помощь, не требуется. 23 октября 1996 года мною был внесен законопроект в Государственную Думу. (Вот я его держу, товарищи, в руках: 23 октября 1996 года. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции".) По той редакции, от 23 октября... (Шум в зале.) Я прошу внимания, товарищи. По той редакции, от 23 октября, я предлагал изменить название закона, дать следующее: о договорах на условиях раздела продукции при пользовании недрами. И вот этот законопроект был разослан по субъектам Федерации, по структурам Государственной Думы и структурам Совета Федерации. Я должен, товарищи, вам доложить, что рассылка имела определенные положительные результаты. Мы получили 57 заключений от субъектов Федерации. Три заключения - отрицательные, включая заключение Правительства. Что же в заключении Правительства на законопроект от 23 октября? Написано, что им непонятно, неясно (ну, это проблема Правительства: если не может читать законопроект, так что же, я разве виноват в этом?) и что, учитывая вышеизложенное, считают нецелесообразным... Подписался Большаков. Ныне в Правительстве он не работает. Какие были основные, существенные замечания субъектов Федерации? Я только одно позволю себе зачитать. Тюмень. Второй пункт. Проект закона Зволинского, по сути, выражает недоверие Правительству Российской Федерации, так как каждое соглашение о разделе продукции должно готовиться с участием парламента, а с этим администрация не согласна. Ну что же, хорошо. Вот таких отрицательных заключений три. Шесть заключений носили первоначально, как говорится, по существу, отрицательный характер, но были конструктивные замечания, которые мы учли на 100 процентов. И остальные 49 замечаний исключительно положительные. Так что, как говорится, Российская Федерация отреагировала на предложенный закон. С учетом всех этих замечаний и предложений мы закон доработали, и вам, уважаемые депутаты, предложен новый, по существу, текст закона, потому что с учетом вот этих предложений мы изменили даже название "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции": статья 1 - "Внести изменения и дополнения в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции", изложив его в следующей редакции: "Федеральный закон "О разделе доходов при пользовании недрами". Я хочу сказать, товарищи, что такая постановка вопроса - о разделе доходов при пользовании недрами - в 99 случаях из 100 принята в мировой практике, в том числе в Соединенных Штатах. Закон о разделе продукции как таковой нигде в мире в чистом виде не применяется. Имеют место лишь только разовые конкретные месторождения, по которым вносятся соответствующие инициативы, и парламенты этих стран утверждают конкретное месторождение. Значит, это, товарищи, в порядке, так сказать, развития событий. Я хотел бы, уважаемые, еще остановить ваше внимание на следующем: при подготовке базового закона, а именно закона "О соглашениях о разделе продукции" (вот я держу его в руках) финансово-экономическое обоснование никем не было подготовлено, никем не было затребовано, и закон был принят. Во всех случаях, когда инициаторы вносили в Государственную Думу или поправки к этому закону, или в развитие этого закона свои варианты перечня, ни разу они не предъявляли в Государственную Думу финансово-экономическое обоснование. Из текста закона (а я надеюсь, что уже все с ним ознакомились) не следует, что ему нужна подпорка в виде финансово-экономического обоснования. Почему? А потому, что этот закон - это правило поведения, это правило, как готовить законы, для которых действительно нужны будут не только финансово-экономическое обоснование, но и разработка всей проектной документации. То есть собственно закон по пользованию тем или иным месторождением. Ну а теперь, уважаемые коллеги, я хотел бы остановиться на некоторых совершенно необычных моментах, потому что... Может быть, вы меня немножко покритикуете, но я буду пользоваться только документами. И хотел бы сказать, уважаемые, следующее. Я думаю, что для вас авторитет господина Чубайса непререкаем. Так вот, господин Чубайс на закон "О соглашениях о разделе продукции", будучи в составе того правительства, дал отрицательное заключение и написал, что он открывает двери для коррупции, махинаций и так далее. Даже Чубайс понял, что ему в такие игры опасно играть. Я это хотел бы сказать тем, кто его обожествляет как сегодняшнюю... Товарищи и не товарищи, если таковые есть! Я хотел бы все-таки... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Петрович, давайте ближе к делу. ЗВОЛИНСКИЙ В.П. Я и так близко, уж ближе некуда. Я хотел бы, уважаемые коллеги, показать вам вот этот доклад, доклад Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны: "Экономическая преступность и безопасность личности, общества и государства". Этот доклад подытожил события, финансовые события в Российском государстве за 1991-1994 годы. За этот период согласно этому докладу (а здесь самые авторитетные структуры нашего государства и ФБР готовили доклад) из России было вывезено на 740-760 миллиардов долларов наших ресурсов. Темпы расхищения - приблизительно 150-170 миллиардов в год. Если, товарищи, мы еще раз обратим внимание, что это был период по 1994 год включительно, то еще есть 1995 и 1996 годы. Сегодня можно вести речь о том, что из страны вывезли ресурсов на сумму более триллиона. То есть то, что можно было вывезти, уже вывезли. И сейчас надо продумать, а это продумано и расписано в законе "О соглашениях о разделе продукции", как легально вывезти то, что находится ниже дневной поверхности, то есть наши недра. Закон "О соглашениях о разделе продукции", по существу, открывает возможность для легальной колонизации России. Я думаю, что в этом зале нет наивных людей, которые считают, что деньги большого капитала, империалистического капитала, придут в Россию подымать Россию с колен. Нет. Закон "О соглашениях о разделе продукции", по существу, выводит и Президента, и Правительство, и Федеральное Собрание из политического и законодательного поля, которое могло бы влиять на поведение компаний, которые будут распоряжаться на территориях, получаемых ими согласно закону "О соглашениях о разделе продукции". По существу, в России создаются уже сегодня бантустаны, где российское законодательство, налоговая система не действуют, а действует раздел продукции. Я вам помимо законопроекта представил полный свой доклад, где изложил все позиции. Я не буду занимать ваше время более. Надеюсь, что вы мой доклад прочтете. Просто напомню два момента. В том, что сегодня уже в стране начало реализовываться согласно закону о разделе продукции, нигде пока мы не увидели, чтобы наша доля составляла более 10 процентов. Но если посмотреть крупнейшие месторождения золота - только 2 процента принадлежит России, крупнейшие месторождения редкоземельных металлов (Приморский край, Пограничное месторождение) - только 2 процента России достается. Так кто же мы такие, уважаемые?! Неужели мы пойдем на условия, которые предложил Кук туземцам: за побрякушку отдать свои острова! Нам сегодня за красивые слова о какой-то там чуть ли не загробной жизни предлагают схему дележа страны. Если мы это сделаем, товарищи, мы повторим вот ту величайшую глупость... Не хочу обидеть депутатов, которые были в Думе первого созыва, но они ее сделали: приняли Гражданский кодекс, ликвидировав советскую власть, Советы, разогнали целую социальную прослойку - советское крестьянство. Кстати, и прежняя Дума приняла необдуманно (не знаю, как там им готовили законопроект, как уважаемые депутаты его изучали), но все-таки приняла закон "О соглашениях о разделе продукции", который сегодня мы можем изменить в корне. Я предлагаю вам, товарищи, содержательную часть своего законопроекта, который обеспечит государственный контроль за добытыми ресурсами, который обеспечит реализацию налогового законодательства на территории, где будут добываться эти ресурсы, защитит интересы Родины - как в целом Российской Федерации, так и каждого субъекта Федерации. Потому что этот закон предполагает разделение месторождений на федеральные и региональные. Соответственно, инициативу проявляют представительные органы субъекта Федерации о конкретном месторождении или Федеральное Собрание, когда речь о федеральном месторождении. Благодарю вас, уважаемые, за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Петрович. Слово для содоклада имеет Алексей Юрьевич Михайлов. Вячеслав Петрович? ЗВОЛИНСКИЙ В.П. Разрешите, я свои вещи заберу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вещи обязательно надо забирать. Накануне уик-энда тем более. Пожалуйста, Алексей Юрьевич. МИХАЙЛОВ А.Ю. Уважаемые коллеги, мне очень жаль, что мы находимся в такой странной ситуации, когда должны рассматривать законопроект вне всяких регламентных процедур, вне всяких конституционных процедур. Мне очень жаль, что мы находимся в такой ситуации. Я не понимаю, почему мы в нее попали. Ведь никаких препятствий к тому, чтобы рассмотреть этот законопроект спокойно, по-деловому, нет. Депутату Зволинскому всего-навсего надо было подготовить финансово-экономическое обоснование. И он давно бы это успел сделать, давно бы отправил законопроект в Правительство, давно бы получил отрицательное заключение Правительства, и мы могли бы его рассматривать на нормальных конституционных и регламентных основаниях. Сегодня нам все это преподносится как некое политическое шоу. Сегодня мы благодаря депутату Зволинскому снова возвращаемся к спорам о сути самого закона "О соглашениях о разделе продукции". И что мы тут слышим из уст Вячеслава Петровича? Ну, я скажу мягко: тут очень много было неточных сведений. Например, сведения о том, что на его законопроект поступило только три отрицательных заключения и шесть отрицательных, которые учли и которые поэтому якобы перестали быть отрицательными. Уважаемые коллеги, за полтора года работы в моем комитете ни по одному закону не было такого огромного количества отрицательных заключений. Практически половина заключений, которая пришла от субъектов по этому законопроекту, содержит принципиальное концептуальное несогласие с предлагаемым Вячеславом Петровичем законопроектом. И совершенно понятно, что при такой ситуации этот законопроект не имеет никаких шансов пройти через Совет Федерации. Совершенно никаких шансов. Следующее. Вячеслав Петрович проинформировал нас, что СРП вообще нигде не применяется в чистом виде, ни в одной стране мира. Уважаемые коллеги, механизмы, аналогичные механизмам закона о СРП, применяются более чем в 100 странах мира. Соответствующую справку мы вам раздавали намного раньше. Если бы я знал, что Вячеслав Петрович поднимет сейчас этот вопрос, я бы обязательно ее раздал сейчас. Между прочим, они применяются в том числе и в социалистическом Китае. На своем шельфе, используя механизмы соглашений о разделе продукции, Китай добыл уже 150 миллионов тонн нефти с помощью иностранных нефтяных компаний. 15 миллионов тонн в год добывает! (Шум в зале.) Уважаемые коллеги, следующее. Примерно в 30 странах, которые добывают свыше 100 миллионов баррелей нефти... Мы специально запросили тот самый ненавистный всем Нефтяной совещательный форум. Он дал нам информацию, что из 30 стран, где добывается свыше 100 миллионов баррелей нефти, примерно в 25 применяются механизмы соглашений о разделе продукции, и только в двух из них соглашения о разделе продукции утверждаются парламентом. Только в двух. Вячеслав Петрович нам сообщает, что нигде в мире никогда этого не бывает и всегда парламент это утверждает. Это дезинформация. Прямая дезинформация. Уважаемые коллеги, по закону "О соглашениях о разделе продукции" были предоставлены все финансово-экономические обоснования. Мы долго спорили с Президентом. Мы переспорили Президента. Мы добились того, что наши компании имеют равные права с иностранными компаниями по этому закону. Президент предлагал дать преимущественное право иностранным компаниям. Я рад, что принята именно та концепция, которая принята, которая работает. Уважаемые коллеги, действительно, никакие деньги большого капитала никогда не поднимут Россию с колен. Действительно... Это не их дело. Их дело - пойти туда, где они смогут заработать прибыль. Так вот, если в России можно будет заработать прибыль, то мы будем использовать эти деньги для того, чтобы подняться с колен. Это они нам их предоставят. Уважаемые коллеги, по тому закону, который находился у вас на рассмотрении, в котором семь месторождений, речь идет о 16,5 миллиарда долларов инвестиций. Всего 1 миллиард долларов - это иностранные компании. Давайте, наконец, откажемся от стереотипа, что СРП - это обязательно иностранцы. Об этом нам все время говорит Вячеслав Петрович Зволинский. Это не иностранцы, это наши компании. Какой бантустан может быть на Самотлоре, если разрабатывает Самотлор "Нефтегаз", который разрабатывал это месторождение раньше, разрабатывает его сейчас, он же его и будет разрабатывать? Речь идет о том, что либо мы применяем по Самотлору закон о СРП, либо мы должны переселять 250-тысячный город. Потому что добыча нефти сокращается, добыча нефти не рентабельна, и никаких других экономических механизмов решения этой проблемы сегодня в нашей стране не существует. Или соглашения о разделе продукции... (Выкрики из зала.) Политические проблемы - это вы не ко мне, пожалуйста. Это к господину Илюхину, к товарищу Илюхину. Уважаемые коллеги! Теперь о том, что касается сути закона. Закон действительно требует финансово-экономического обоснования. Закон не вносит изменений и дополнений в закон "О соглашениях о разделе продукции"... (Шум в зале.) Уважаемые коллеги, разрешите мне закончить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, давайте не будем прерывать докладчика. Мы быстрее проведем обсуждение. МИХАЙЛОВ А.Ю. Уважаемые коллеги! Законопроект не вносит изменений и дополнений в закон "О соглашениях о разделе продукции", он заменяет текст закона "О соглашениях о разделе продукции" с подробно прописанным налоговым режимом, с подробно прописанными процедурами принятия и утверждения, очень коротеньким агитационным текстом о том, что по этому делу все решения должен принимать парламент. Естественно, это вызывает очень большие возражения у Правительства. Естественно, это вызовет очень большие возражения и у Президента из-за того, что это нарушение принципа разделения властей. И естественно, это вызывает очень большие возражения у тех регионов, которые реально занимаются на сегодняшний день проектами, связанными с законом "О соглашениях о разделе продукции". Если бы Вячеслав Петрович смог назвать хоть один регион, который занимается соглашениями о разделе продукции и при этом поддерживает его законопроект, я был бы очень рад. Но такого региона нет, Вячеслав Петрович. Вячеслав Петрович говорил тут о Чубайсе, о том, что он выступал против этого закона. Конечно, он против этого закона. Конечно, Чубайс всегда выступает против усиления государственных функций и против усиления государственного контроля за деятельностью Правительства. Именно такой контроль и предусматривается законом "О соглашениях о разделе продукции". Именно ради такого контроля фракция Коммунистической партии России и голосовала за этот закон в Государственной Думе прошлого созыва. Именно поэтому он и был принят. Без этого он не был бы принят. Уважаемые коллеги, что же касается нормальных регламентных процедур, то я вынужден вас проинформировать, что Комитет по природным ресурсам и природопользованию трижды рассматривал этот законопроект и считает его неподготовленным к рассмотрению на заседании Государственной Думы. Он не рекомендовал ни принять, ни отклонить этот законопроект по простой причине: потому что он не подготовлен к рассмотрению на заседании Государственной Думы. По нему нет заключения Правительства. Что же касается моего личного мнения, оно вам известно. Уважаемые коллеги, я призываю вас отклонить законопроект Вячеслава Петровича Зволинского. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Юрьевич. Уважаемые коллеги, есть у вас желание задавать вопросы докладчику? Нет. Тогда я хотел бы опросить фракции, есть ли у них желание выступить. Фракция ЛДПР? Фракция КПРФ, депутат Савельев? Что-то вы руку тянули? Депутат Братищев. БРАТИЩЕВ И.М. Александр Николаевич, я думаю, что всем депутатам все ясно. Поэтому я предлагаю проголосовать за второй и третий законопроекты, отклонив первый, поскольку я абсолютно уверен, что за первый вариант никто не проголосует. Принять за основу второй и третий варианты, включая вариант Вячеслава Петровича Зволинского. Создать небольшую согласительную группу, которая довела бы вот эти два варианта до нормального состояния, и представить на следующей неделе на рассмотрение Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Игорь Михайлович, вы понимаете, что если мы два законопроекта принимаем в первом чтении, то никакая согласительная комиссия из них уже ничего сделать не сможет? От фракции "Наш дом - Россия" - Рыжков Владимир Александрович. РЫЖКОВ В.А. Наша фракция поддержит первый и второй законопроекты. Первый - по одному простому основанию: он просто приводит в соответствие с законом, который нами был уже принят и действует, целый пакет других законодательных актов. А второй - потому, что он отработан рабочей группой во главе с Николаем Ивановичем Рыжковым, которому (и членам этой рабочей группы) мы вполне доверяем. Мы считаем, что все механизмы, которые необходимы для контроля за предоставлением месторождений на условиях раздела продукции, все механизмы, которые необходимы для участия парламента в этом контроле, и сам перечень, который мы будем рассматривать чуть позже (он достаточно узок), позволяют нам на примере этих месторождений посмотреть, насколько эта схема эффективна и насколько она поддается парламентскому контролю. Поэтому, видимо, будет правильным, если мы сегодня примем пункты 14.1 и 14.2. То, о чем говорил Вячеслав Петрович, вполне может быть рассмотрено ко второму чтению. Это вполне может быть рассмотрено как поправки. Здесь нет никакого противоречия, здесь нет никакой особенной проблемы. И наша палата всегда сможет выразить отношение к этим поправкам. Поэтому, по всей видимости, будет правильным, если мы сегодня без эмоций (работа проделана большая) примем законопроекты под номерами 14.1 и 14.2. Это даст возможность продолжить работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У фракции "ЯБЛОКО" есть желание выступить? Депутат Иваненко. ИВАНЕНКО С.В. Уважаемые коллеги! Я еще раз прошу вас посмотреть внимательно эти законопроекты. Не является альтернативным законопроект, который внес депутат Зволинский. Пункты 14.1 и 14.2 - это наша обязанность по отношению к нашему же решению. Мы один раз приняли этот закон, и сейчас мы должны сделать соответствующие изменения. Это первое. Второе. Я призываю вас, уважаемые коллеги, не ориентироваться на словесную шелуху и всякого рода демагогические призывы выступавшего тут докладчика. Закон, который он подготовил, непрофессионален. Видно, что он не разбирается в вопросе. Давайте отложим этот вопрос и рассмотрим его отдельно. Если есть желание его проголосовать сегодня, давайте его сегодня отклоним. Но в любом случае, по всем регламентам, по существу, не является он альтернативным тем законопроектам, с которыми мы работаем уже три с половиной года. И все те, кто хотел что-то узнать, узнали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Пузановский, Аграрная депутатская группа. ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемые депутаты! Закон о СРП действует, это действующий закон. Это значит, Владимир Владимирович Семаго, что мы согласно Конституции и Регламенту можем в отношении действующего закона предпринять следующее действие: считать его утратившим силу (так записано у нас). Поэтому господину Зволинскому нужно в открытом и явном виде представить законопроект по этому основанию. И тогда палата решит в отношении этого законопроекта раз и навсегда. Она признает, прежде всего, что первоначальное решение было ошибочным, и во-вторых, прекратит действие этого закона. Значит, в таком виде и нужно представить законопроект господину Зволинскому. Но сегодня он представил иным образом. Поэтому предложение Вячеславу Петровичу: реализовать идеологию выступления, которое здесь прозвучало, явным законоустановленным способом. Это раз. Второе. Пункт 14.1 и пункт 14.2. Тут нет особенно большой проблемы. Ввиду того, что группа депутатов комиссии Николая Ивановича Рыжкова вносит в базовый закон "О соглашениях о разделе продукции" изменения и дополнения, причем существенные (достаточно познакомиться с ними), усиливающие регулирующий потенциал явным и более чем явным образом (палаты и Правительство), необходимо сначала провести этот законопроект, приостановив пункт 14.1, и после того, как мы получим новую редакцию базового закона, тогда уже приводить в соответствие с этим все остальные. Потому что параллельно двигаться нельзя, мы оказываемся в двух симметричных динамично развивающихся системах, которые трудно корреспондируются на ходу. Вот почему давайте сначала отработаем изменения по этому закону, а когда он будет подписан, мы уже будем вносить изменения в 11 других законов. Господин Зволинский, если он не представит законопроект о том, что надо признать утратившим силу закон о СРП, имеет возможность в закон 14.2 представить предложения, и мы их учтем при рассмотрении и подготовке ко второму чтению. Иначе говоря, я предлагаю сегодня голосовать только пункт 14.2. Все остальное снять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Иванович Рыжков, группа "Народовластие". (Шум в зале.) По алфавиту. РЫЖКОВ Н.И. Я уже высказал свои соображения по этой теме. Я считаю, что мы делаем большой шаг в части исправления того закона, который был принят прежней Думой. Наши предложения самым существенным образом вносят ясность: как представлять материалы, какая государственная защита, какая роль Государственной Думы, какая отчетность и так далее. Поэтому больше я не могу ничего сказать. Я думаю, ко второму чтению, когда оно будет, если оно будет, надо, чтобы депутаты еще раз посмотрели, высказали свои соображения, и комиссия тщательно все это изучит. То, что сейчас 14.2, - это проходило через комиссию, и это наше мнение, то же самое. Поэтому я поддерживаю депутата Пузановского. Я бы поставил сначала на голосование пункт 14.2 - это базовый закон, определяющий, потому что закон 14.1, по сути дела, автоматически вносит изменения в 12 законов. Но надо сначала 14.2, потому что дальше от него уже будет идти 14.1. Вот такое мнение. Что касается замечаний, или закона депутата Зволинского, это надо тщательно изучить в виде поправок. Если там действительно есть рациональное зерно, которое улучшит положение с этим злополучным законом, надо тщательно рассмотреть, в том числе на комиссии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гоман? Депутат Лоторев, "Российские регионы". ЛОТОРЕВ А.Н., депутатская группа "Российские регионы". Уважаемый Александр Николаевич, уважаемые коллеги! Мы с вами сегодня вступаем в непростую ситуацию, когда подвергаем очень жесткой ревизии действие закона, который практически уже полтора года работает. Что предлагает коллега Зволинский? Само название закона - о разделе доходов при пользовании недрами - предполагает совершенно новую редакцию федерального закона. Это совершенно новый закон. Одним из основных, так сказать, критериев того, что должна быть принята его редакция, Вячеслав Петрович предлагает определить правила поведения. Я совершенно согласен с этим. Но эти правила были нами, а точнее, прошлым составом Государственной Думы, написаны в декабре 1995 года, а времена меняются, и с учетом изменившихся условий времени мы с вами и вносим пунктом 14.2 изменения в действующий закон "О соглашениях о разделе продукции", изменения в эти правила. Что предполагает закон 14.1? Это чисто технологические изменения в действующее законодательство российское, и никакой связи с продажей Родины, с разбазариванием национального богатства, о чем говорит Вячеслав Петрович, никакой связи здесь абсолютно нет. Если мы с вами хотим совершенствовать закон, который когда-то был принят, мы можем и должны вносить определенные изменения, дополнения в части, нас не устраивающей. Что мы и делаем с вами сегодня. Уважаемые коллеги, мягко говоря, меня просто коробят отдельные высказывания уважаемого коллеги Зволинского, а проще, заблуждение или введение нас с вами в заблуждение. Ни о каких 10 процентах, остающихся якобы от объема всей реализуемой нефти и прочих ценных ископаемых, конечно же, речи не идет. Российская сторона, если вы внимательно изучали любой проект любого из месторождений, имеет по меньшей мере 50-85 процентов. Но так, видимо, выгоднее преподать так называемую заботу о Родине, о ее богатствах. Да, Родина у нас у всех одна-единственная, только каждый к ней относится по-разному. Уважаемые коллеги, я считаю, что нам сегодня абсолютно никто не мешает, спокойно, внимательно еще раз проработав два этих законопроекта, принять верное решение. Предложения же коллеги Зволинского имеют право на жизнь, но только при одном условии. Это новый законопроект, мы должны соблюсти все процедурные нормы и рассмотреть его. Более того, отдельные его предложения заслуживают того, чтобы быть обсужденными, и ко второму чтению могли бы быть рекомендованы в виде поправок к этим двум законопроектам. Я предлагаю фракциям, депутатским группам поддержать законопроекты 14.1 и 14.2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Слово просит представитель Правительства министр природных ресурсов Орлов Виктор Петрович. (Выкрики из зала.) Одну минуточку. Мы опросили фракции. Сейчас выступит представитель Правительства, затем мы решим, как дальше проводить обсуждение. Пожалуйста, Виктор Петрович ОРЛОВ В.П., министр природных ресурсов Российской Федерации. Александр Николаевич, уважаемые депутаты! Я должен вам сказать, что по обоим пунктам - 14.1 и 14.2 - Правительство представляло свои варианты законопроектов. Но учитывая, что депутатами предложены вот эти варианты, которые сегодня находятся у вас на рассмотрении и которые практически полностью концептуально соответствуют нашим вариантам (а наши варианты еще не рассматривались), я готов сделать заявление, что если эти варианты будут приняты, то они, по нашему мнению, наиболее полно и широко охватывают те проблемы, по которым мы выходили. Более того, наши представители участвовали в работе рабочей группы, поэтому мы готовы отозвать свои варианты по пунктам 14.1 и 14.2, которые находятся в Государственной Думе. И второе. Насколько правильно я понял депутата Зволинского, который представил вам вариант... Этот вариант в Правительстве не был. В нем, как он сказал, учтены уже замечания, предложения и так далее субъектов Федерации. Вот на этот вариант никакого заключения мы не давали. Я прошу принять это к сведению. Это практически новый законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги! Я хотел бы посоветоваться, будем ли мы проводить обсуждение в рамках общей записи? Прошу определиться. Какие предложения? Михайлову Александру Николаевичу микрофон включите - по ведению. (Выкрики из зала.) Нет, как решите, но обсуждение должно быть. МИХАЙЛОВ А.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Александр Николаевич, уважаемые коллеги! Я предлагаю следующее. Учитывая насыщенную повестку дня и не ущемляя все-таки прав депутатов, может быть, действительно определить какое-то минимальное время для обсуждения для тех, кто хочет выступить, но ограничить его, зафиксировать, проведя запись. Второе. Надо проголосовать эти три проекта постановлений, и есть еще одно предложение, которое надо проголосовать. В 17.30 должны быть "заявления фракций и депутатских групп", и, я думаю, что надо проголосовать такое предложение: в 17.30 вместо этого проголосовать проект постановления, который мы откладываем из заседания в заседание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Рыжков Владимир Александрович. РЫЖКОВ В.А. Александр Николаевич, от имени фракции я также хотел бы поддержать предложение Александра Николаевича. В принципе мы ведь обсуждали этот законопроект уже раз пять, и многие уже высказались, сегодня ничего нового мы не услышим. Может быть, сейчас установить 15 минут для тех, кто считает все-таки необходимым высказаться, а потом проголосовать все три подпункта повестки дня и пойти дальше по повестке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте проголосуем за ограничение дискуссии 15 минутами. Или без голосования можно? Без голосования. (Выкрики из зала.) Депутату Шандыбину, пожалуйста, включите микрофон. ШАНДЫБИН В.И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые депутаты! Закон "О соглашениях о разделе продукции" - это очень важный закон. Сегодня мы примем решение по этому закону, а завтра мы разделим Россию. Поэтому я предлагаю дать на обсуждение не 15 минут, а время, возможно, до конца рабочего дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги! В порядке поступления ставлю на голосование: первое предложение - 15 минут на дискуссию. Прошу голосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 06 сек.) Проголосовало за 302 чел. 95,0% Проголосовало против 15 чел. 4,7% Воздержалось 1 чел. 0,3% Голосовало 318 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Принимается. Включите режим записи на выступления. Александр Николаевич, коль скоро первое предложение прошло, второе мы можем, так сказать, принять тоже. Завершим этот пункт повестки дня и затем... Покажите, пожалуйста, список записавшихся для выступления. Так, депутат Ждакаев, как и в прошлый раз, оказался первым, значит, он действительно очень хочет выступить. ЖДАКАЕВ И.А., депутатская группа "Народовластие". Бог не шельма, все видит. У меня вопрос есть к господам из правительственной ложи. Я выступать в принципе пока не собираюсь, для этого есть другое время. Вопрос такого порядка. Я хотел бы услышать, каковой представляется величина выпадающих доходов (только по местным бюджетам) по проектам "Сахалин-1", "Сахалин-2", не считая тех налогов, которые российский бюджет может не увидеть, если освободят от налогов наших уважаемых инвесторов "из-за бугра"? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, кто будет отвечать? Заместитель министра топлива и энергетики Гарипов. ГАРИПОВ В.З., заместитель министра топлива и энергетики Российской Федерации. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! В течение 20 последних лет на Сахалине и "Сахалинморнефтегаз", и все остальные - "Газпром", западные компании, японские, американские компании - рассматривали проекты освоения сахалинских месторождений. До тех пор пока не было принято решение выпустить два проекта - "Сахалин-1", "Сахалин-2" (на условиях соглашения о разделе продукции), ни о какой добыче и разработке сахалинского шельфа речи не шло. И никаких стартовых доходов нет. Нужны капитальные вложения для того, чтобы провести доразведку, для того, чтобы построить нефтедобывающие платформы ледового класса. Таких платформ в мире не существует, и их надо создавать с нуля и так далее, и так далее. Затем провести нефтепроводы, создать инфраструктуру добычи, а затем уже что-то делить и получать налоги. Сегодня это пока затратно, это пока только требует капитальных вложений. Первые средства появятся на разделе продукции в 2000 году от "Сахалина-2", от разработки Астохской части Пильтун-Астохского месторождения. Экономические выкладки у всех депутатов есть, они были представлены, когда мы на парламентских чтениях говорили о "Сахалине-1", "Сахалине-2", когда выступал сахалинский губернатор и шла речь об экономике. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Авалиани Теймураз Георгиевич. АВАЛИАНИ Т.Г., депутатская группа "Народовластие". При рассмотрении любого - первого, второго или третьего - законопроекта я считаю необходимым, чтобы в принятом варианте стоял один главный пункт: по каждому месторождению принимается самостоятельный закон. Почему? Вот у нас в Кузбассе имеются месторождения, в которых сегодня добывается уголь себестоимостью от 16 тысяч до 138 тысяч рублей за одну тонну. И я еще не видел ни одного иностранного инвестора, который бы заинтересовался месторождением, где себестоимость 138 тысяч рублей. Все смотрят только на те месторождения, где себестоимость наиболее низкая. Это первое. Теперь второе. Меня очень удивило замечание о том, что необязательно инвестор должен быть заграничный. А может быть, он будет и наш. Это же прозвучало в выступлении главного инженера Самотлора несколько дней назад на заседании группы "Народовластие". Но тогда зачем же пироги печь, если мы не хотим привлекать иностранных инвесторов, а только своих? Любопытная вещь. Ведь мы привлекаем именно (и везде это звучало) иностранных инвесторов. Поэтому я прошу разработчиков любого - первого, второго или третьего - законопроекта учесть необходимость того, чтобы в проекте звучало, что на каждое месторождение нужен отдельный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Буткеев Владимир Анатольевич. БУТКЕЕВ В.А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, я из Магаданской области. У нас, конечно, тоже сырьевой регион, и нас, безусловно, волнует вопрос, который затронут сегодня. Наша ситуация, может быть, несколько сложнее, чем в других регионах, в том плане, что россыпное золото было вынуто сразу. И сейчас область находится в переходном периоде. Это, может быть, связано не столько с реформами, сколько с изменением вообще самой технологии золотодобычи, когда мы переходим к добыче рудного золота. Рудное золото требует больших инвестиций. Сегодня, к сожалению, вот у нас никто... Мы понимаем, что в законе написано, что могут быть отечественные, могут быть и иностранные инвесторы. Но к сожалению, пока ни те ни другие не идут к нам по одной причине: нет льготных условий для того, чтобы вкладывать деньги в труднодоступные районы. И потом неизвестно, ведь отдача не сразу наступает... Да притом еще отдача зачастую бывает осложнена тем, что трудно реализовать продукт. Золото, например. Вот у нас одно совместное российско-американское предприятие уже выплавило 2 с лишним тонны рудного золота. Год строило эту фабрику, но пока еще не может его продать: государство не имеет денег на его покупку, но не разрешает продать кому-либо другому, потому что нет закона о золоте и нет такого права у предприятий, которые добывают золото. В результате у нас сегодня многие поселки, районы поставлены на грань вымирания. То есть если проехать... Вот про Чечню нам показывают, там воевали. А можно показать колымские районы: там не воевали, а трубы торчат точно так же. И сегодня, конечно же, мы ждем введения в действие закона о разделе продукции, потому что мы надеемся, что этот закон даст льготы для тех, кто придет восстанавливать, возрождать производство, создавать новые производства, новые рабочие места. Мы давали пять месяцев назад заявку, чтобы наши пять месторождений тоже были включены в перечень по соглашениям о разделе продукции. Но к сожалению, наша заявка не была рассмотрена. И мне, конечно, стыдно будет возвращаться, так сказать, к избирателям, так как это не сделано. Они мне поручали в первую очередь вот эти вопросы затронуть, чисто экономические, не связанные ни с политикой, ни с идеологией. Сегодня люди там должны просто выжить. Поэтому у меня просьба к комитету, к группе, которая занимается этими вопросами, срочно и магаданские объекты рассмотреть. Сегодня люди там вообще поставлены в тяжелейшие условия. И кроме того, мне кажется, в самом названии закона о разделе продукции кроется идеологическая такая, что ли, устрашающая нотка: что эту продукцию, вот нашу, мол, туда вывозят. На самом деле для нас важно не то, кто какую часть будет забирать (это же все равно плата за труд, плата за вложенные средства - за оборудование и за все остальное), для нас важно, чтобы была создана льготная налоговая база и стабильные условия, гарантии со стороны Правительства, что это предприятие будет жить и люди будут там работать, иметь рабочие места, получать заработную плату. А что касается порядка голосования, я считаю, конечно, должен быть сначала законопроект под номером 14.2 проголосован. Это чисто юридически, потому что он вносит поправки в основной закон. Потом от него уже производным, голосоваться законопроект под номером 14.1. А что касается пункта 14.3, то, как я понял из выступления депутата, там просто полностью и концептуальное, и идеологическое несогласие с самим законом. И правильное было предложение, тогда уже вносить его... Вообще что, отменять, что ли? Что же его редактировать, если на самом деле в этих редакционных правках кроется единственная задача - чтобы этот закон не работал? Для чего же тогда обманывать самих себя и людей: вроде закон есть для людей, а он не работает? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Анатольевич, давайте мы этим ограничимся, потому что время у нас тоже ограничено. БУТКЕЕВ В.А. Я понял. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я просил бы депутатов попытаться покороче излагать свои взгляды. Савчук Вера Семеновна, пожалуйста. САВЧУК В.С. Спасибо. Уважаемые депутаты, конечно, Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" - это очень сложный закон. Он, наверное, не был бы столь сложным, если бы в мире и в стране была совершенно другая ситуация и экономическая, и политическая. В чем заключается политическая? Вот это продвижение НАТО на Восток, вот это желание надавить на депутатов, на нашу Россию. Продвижение НАТО на Восток - это одна из таких отрицательных сторон. Второе - это то, что сегодня у нас создано совершенно такое коррумпированное государство. Каждый боится, понимаете, что вроде вот дадим на раздел, вот в высших эшелонах получают, потом пойдет ниже, там тоже это будет... Это второй вопрос. И третий вопрос, который волнует сегодня всех, - это прежде всего какие будут получать прибыли. Вот, например, депутат Ждакаев сегодня выступал и говорил о том, что снижают или освобождают от налогов и не получает, допустим, область. И все эти вопросы вызывают сегодня, соответственно, правильные нарекания наших депутатов. Это просто говорит о том, что депутаты ответственно относятся к тем решениям, о которых идет речь. Тем не менее я бы считала, что законопроект под номером 14.2 сегодня можно принять. Но я бы просила обратить внимание, протокольно, что комиссия, которая представляла, вот пункт, например, 2... Когда вносились правки, то в пункт 2 вкрались такие предложения, которые депутатами не рассматривались. Или, допустим, я бы обратила внимание на пункт 4, где тоже требуется правка, но ее можно сделать во втором чтении. Или пункт 5, пункт 7, где предлагается в обязательном порядке создать какой-то комитет. Они тоже могут быть рассмотрены во втором чтении. Поэтому я бы предложила сегодня 14.2 проголосовать, а 14.1, если есть предложения у депутатов, отложить и рассмотреть в следующий раз. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Чуньков Юрий Иванович. ЧУНЬКОВ Ю.И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги! Я обращаюсь к тем, кто резко критиковал проект Зволинского, говорил о непрофессионализме, неподготовленности и так далее. Посмотрите только на названия статей, и все станет ясно: "Сфера действия закона", "Основные экономические условия раздела доходов", "Содержание договора на условиях раздела доходов", "Стороны договора...", "Полномочия федеральных органов власти...", "Порядок законодательной инициативы..." и так далее. Закон подготовлен профессионально, все четко прописано. Что же вызывает тревогу у противников? А дело в том, что в этом проекте закона очень подробно прописывается процедура по разделу продукции. И это, видимо, тревожит, потому что это закрывает двери для коррупции, для различных, так сказать, самопроизвольных подходов. Потому здесь и проявлено беспокойство. Высказывался упрек, что якобы регионы не поддержали этот проект закона. Ничего подобного! У меня лежит решение Законодательного собрания Кемеровской области, которое просит, обязывает меня как депутата от Кемеровской области поддержать проект Зволинского. Этот проект гораздо шире, чем проект 14.2. И было бы лучше, наверное, как раз тот проект закона придержать, а взять более широкий проект закона - Зволинского. И политические оценки. Ну, действительно, мы сейчас приступаем к торговле не товарами, а к торговле недрами. И это вызывает беспокойство. Да, Арабским Эмиратам, Буркина-Фасо можно торговать недрами, но нам нужно посмотреть, как это делать и стоит ли вообще это делать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гоман Владимир Владимирович. ГОМАН В.В. Уважаемые коллеги! Мне кажется, что мы уже запаздываем с принятием закона под номером 14.2, поскольку в этом законе речь идет об определении критериев отбора участков недр. Ведь мы недавно приняли в первом чтении проект закона, связанный с отбором участков недр, которые разрабатываются с применением закона о СРП, кстати, не имея данного закона, который сегодня обсуждается. Поэтому я бы просил своих коллег депутатов поддержать внесенный комитетом по природным ресурсам законопроект под номером 14.2, рассмотреть его в приоритетном порядке, вначале проголосовать его, а потом уже рассматривать проект закона 14.1. Безусловно, понятно, почему так тяжело проходят законы, связанные с недропользованием: потому что недра - это то, что принадлежит нам с вами, многонациональному российскому народу. И безусловно, нужно всесторонне учитывать точки зрения. И в этой связи хотелось бы сказать, что надо соблюдать те регламентные процедуры, которые установлены в связи с принятием любых законов. А при рассмотрении данного конкретного закона еще в большей степени нужно соблюдать регламентные процедуры. Поэтому на законопроект, который внесен коллегой Зволинским, я бы все-таки считал, должно быть получено заключение Правительства, и в таком случае мы могли бы его вполне законно и в соответствии с процедурой рассмотреть. И в заключение. Вот смотрите, депутат Буткеев из Магадана (он недавно был избран депутатом Государственной Думы и вошел в наши ряды), вот он как бы чувствует ту атмосферу и актуальность, необходимость принятия закона и в своем выступлении об этом говорил. А вообще мнение субъектов Российской Федерации такое: мы запаздываем с принятием необходимого блока законов по недропользованию. В этой связи я еще раз хотел бы попросить всех коллег поддержать предложенный комитетом по природным ресурсам законопроект 14.2, затем рассмотреть и проголосовать законопроект 14.1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас 45 секунд. Депутат Гвоздева. (Выкрики из зала.) 57. Вот я записывал раньше - 57. ГВОЗДЕВА С.Н., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемые коллеги! Я хочу поблагодарить вас за то, что наконец сегодня мы рассматриваем конкретные экономические законопроекты, которые очень сильно повлияют и на бюджет 1997 года, и на бюджеты последующие. Законопроект, предложенный депутатом Зволинским, так же мал по сравнению с законом "О соглашениях о разделе продукции", как отдельные законы - поправки к закону о налоге на прибыль или НДС - по сравнению с Налоговым кодексом. Закон "О соглашениях о разделе продукции" - это действительно очень сложный и серьезный документ. И вместе с этим те поправки, которые предлагается внести в действующее законодательство законом 14.1, обязательно нужно принять. Это 12 законопроектов. И я думаю, когда мы примем их в первом чтении (рекомендую принять), каждый из вас еще раз сможет убедиться, что эти законы не только нужны, но они позволят действовать сегодня этим соглашениям. Прошу проголосовать "за". И еще раз благодарю за решение конкретных вопросов, которые сегодня в экономике нужны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги! Я хотел бы спросить Алексея Юрьевича Михайлова как главного докладчика, согласен ли он с перестановкой вопроса 14.2 на первое место. Согласен. (Выкрики из зала.) Уважаемые коллеги, мы и так достаточно... (Выкрики из зала.) Владимир Владимирович, вы записались, не успели, но это не значит, что... (Шум в зале, выкрики.) Есть предложения голосовать. От фракций поступили. (Шум в зале, выкрики.) По порядку ведения - депутат Семаго. Если содержательно будете, отключу микрофон. СЕМАГО В.В. Ни в коем случае. Я же знаю Регламент. Поскольку в наше обсуждение вклинилось выступление в течение 3 минут представителя Правительства, что не предусмотрено нашим Регламентом, я прошу предоставить мне слово. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемый Владимир Владимирович! Внимательно следите за ходом обсуждения. У нас представитель Правительства выступил до голосования по 15 минутам. Стенограммой мы можем это проверить. Ставлю на голосование пункт 14.2 повестки дня - о проекте федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции". Прошу включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 00 сек.) Проголосовало за 290 чел. 64,4% Проголосовало против 23 чел. 5,1% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел. Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование пункт 14.1. (Выкрики из зала.) По мотивам - депутат Рыжков Владимир Александрович. РЫЖКОВ В.А. Я прошу прощения, что занимаю время. Я просто хотел бы обратить внимание вот на что. Я боюсь, что этот закон сейчас не пройдет. И это будет наша ошибка. Почему? Потому, что это чисто технический закон, связанный с внесением изменений в 11 законов. Будет правильно для экономии времени сейчас его принять в первом чтении и параллельно, работая над пунктом 14.2, приводить в соответствие по пункту 14.1. Это выигрыш во времени. Поэтому предложение: иметь это в виду при голосовании. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть другие предложения? Ставлю на голосование пункт 14.1. Принять в первом чтении проект федерального закона о внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции". Прошу голосовать. (Шум в зале.) Владимир Владимирович, вы хотите, чтобы мы все-таки приняли решение посадить вас в этот угол опять? (Оживление в зале.) Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 28 сек.) Проголосовало за 223 чел. 49,6% Проголосовало против 125 чел. 27,8% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел. Результат: не принято Законопроект не принимается. Депутат Иваненко - по порядку ведения. ИВАНЕНКО С.В. У меня два слова, можно было не давать микрофон. Я прошу еще раз поставить на голосование этот вопрос, потому что не все, наверное, депутаты успели - сейчас конец дня, вечер. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иваненко ставит вопрос о возвращении к голосованию пункта 14.1. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 32 сек.) Проголосовало за 206 чел. 58,0% Проголосовало против 149 чел. 42,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 355 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Принимается. Уважаемые коллеги, еще раз ставлю на голосование пункт 14.1 - о внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции". Прошу голосовать. Режим включите. (Шум в зале.) Фракции КПРФ напоминаю, что координатором является Решульский. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 13 сек.) Проголосовало за 224 чел. 49,8% Проголосовало против 141 чел. 31,3% Воздержалось 3 чел. 0,7% Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел. Результат: не принято О, на один голос больше. Еще два раза проголосовать... (Оживление в зале.) Депутат Шандыбин - по ведению... По ведению - депутат Цику. Депутат Цику. ЦИКУ К.А. Уважаемые депутаты, было предложение Александра Николаевича Михайлова о том, чтобы изо дня в день переходящие постановления Государственной Думы проголосовать сейчас, после рассмотрения пункта 14.2. Прошу поставить этот вопрос на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги! Мы не перешли еще к этому пункту повестки дня. Меня депутаты обвиняют в грубом нарушении Регламента: что я не спросил, кто без карточки. Ну, правда, раньше не возникало этого вопроса. Я, честно говоря, не знаю, как мне поступить. Светлана Петровна, как мне поступить? ГОРЯЧЕВА С.П., заместитель Председателя Государственной Думы. Я не знаю... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, прокомментируйте мое решение. (Шум в зале.) Идем дальше по повестке? Светлана Петровна, ну растолкуйте... ГОРЯЧЕВА С.П. Дело в том, что по законопроекту Зволинского мы должны... Мы же обсуждали. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, по этому пункту повестки дня. ГОРЯЧЕВА С.П. Ну всё уже, раз никто не заявил о том, что без карточки. (Сильный шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 14.3 - законопроект депутата Зволинского. (Шум в зале.) Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 07 сек.) Проголосовало за 157 чел. 34,9% Проголосовало против 108 чел. 24,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 265 чел. Не голосовало 185 чел. Результат: не принято Законопроект не принимается. Второй микрофон - депутату Янковскому. Второй микрофон включите. ЯНКОВСКИЙ А.Э., депутатская группа "Российские регионы". Янковский. Александр Николаевич, я сожалею, что не хватило одного голоса, возможно, моего - я был без карточки. Я прошу вернуться к голосованию. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рыжков - по ведению. РЫЖКОВ В.А. Александр Николаевич, я сожалею, что закон не был принят, тем более что он чисто технический, ничего там страшного не было. Ну уж если два раза не прошел, давайте пойдем дальше по повестке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, нет других предложений? Будем считать, уважаемые коллеги, мы можем так: пусть инициаторы этих законопроектов поработают еще и, может быть, при большем стечении народа мы сумеем определиться.