Заседание № 145

26.12.1997
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об общих принципах организации территориального общественного самоуправления".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3188 по 3814 из 5566
Таким образом, в 14 часов мы будем рассматривать проекты постановлений. А       
сейчас переходим к пункту 10 порядка работы: о проекте федерального закона      
"Об общих принципах организации территориального общественного                  
самоуправления". Слово для доклада - заместителю председателя Комитета          
Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных            
организаций Дание Юсуфовне Каримовой.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАРИМОВА Д.Ю., фракция "Наш дом - Россия".                                      
                                                                                
Глубокоуважаемая Светлана Петровна, глубокоуважаемые коллеги! Выносимая на      
повторное рассмотрение в первом чтении редакция проекта федерального закона     
"Об общих принципах организации территориального общественного                  
самоуправления" доработана в соответствии с протокольным решением               
Государственной Думы и заключением экспертов Комитета Государственной Думы по   
делам Федерации и региональной политике. В частности, были учтены замечания     
депутатов Государственной Думы Лукьянова и Попковича, связанные с вопросами     
разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации.    
Все замечания и предложения, высказанные в ходе первоначального обсуждения      
законопроекта, можно объединить в две следующие группы.                         
                                                                                
Первая группа - замечания и предложения, связанные с разграничением             
полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в данной сфере           
законодательного регулирования, реализация которых вызывает необходимость       
уточнения названия проекта федерального закона (название законопроекта          
изменено).                                                                      
                                                                                
Вторая группа - замечания и предложения, связанные с внесением поправок в       
действующий Федеральный закон "Об общих принципах организации местного          
самоуправления в Российской Федерации" на основании положения статьи 27 этого   
закона, что регулирование порядка организации и осуществления                   
территориального общественного самоуправления отнесено к законодательству       
субъекта Российской Федерации и уставу муниципального образования.              
                                                                                
В принципе из названия "территориальное общественное самоуправление" могут      
вытекать три варианта федерального закона рамочного характера: это закон,       
вносящий поправки в Федеральный закон "Об общественных объединениях", закон,    
вносящий поправки в Федеральный закон "Об общих принципах организации           
местного самоуправления в Российской Федерации", и наконец, федеральный         
закон, имеющий самостоятельный статус, - об общих принципах организации         
территориального общественного самоуправления. И задача при выборе вариантов    
заключается в определении, куда отнести институт территориального               
общественного самоуправления: к общественным структурам или властным            
структурам, которые имеют исполнительно-распорядительные полномочия и право     
издания обязательных предписаний.                                               
                                                                                
Решение этой задачи состояло в анализе действующих статей Закона Российской     
Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" начиная с 80-й по   
86-ю. И статьи, и комментарии к ним приведены в приложении к пояснительной      
записке по законопроекту. Депутаты эти документы получили.                      
                                                                                
Анализ этих статей, приведенный в комментариях, показывает, что институт        
территориального общественного самоуправления, не имея собственных,             
законодательно закрепленных, исполнительно-распорядительных и других каких-то   
властных полномочий, я подчеркиваю, абсолютно не вливаясь, не вмешиваясь во     
властные полномочия, является прежде всего системой реализации двух             
конституционных прав граждан - права на проведение собраний (статья 31          
Конституции Российской Федерации) и права на объединение (статья 30             
Конституции Российской Федерации). А поскольку регулирование прав граждан в     
соответствии с пунктом "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации           
относится к ведению Российской Федерации, то, соответственно, упомянутые выше   
статьи Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении...", принятого в   
1991 году, подлежат переурегулированию федеральным законом, имеющим             
самостоятельный статус.                                                         
                                                                                
Именно в связи с этой ситуацией и был разработан данный законопроект. В то же   
время указанный выше анализ статей Закона Российской Федерации "О местном       
самоуправлении..." показывает, что органы территориального общественного        
самоуправления согласно статье 83 могут наделяться                              
исполнительно-распорядительными и другими властными полномочиями органов        
местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта             
Российской Федерации. Возможность, порядок передачи и объем полномочий,         
которыми наделяются органы местного самоуправления, а также контроль за их      
осуществлением в соответствии с пунктом "н" статьи 72 Конституции Российской    
Федерации определяется законодательством субъекта Российской Федерации. И эта   
норма также заложена в рассматриваемом законопроекте.                           
                                                                                
В связи с изложенным, обращаясь к статье 27 Федерального закона "Об общих       
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",          
необходимо признать, что эта статья все-таки необоснованно отнесла              
регулирование порядка организации и осуществления территориального              
общественного самоуправления к законодательству субъекта Российской             
Федерации. Данная норма явилась, таким образом, основной причиной неравенства   
указанных прав граждан на территории Российской Федерации. Это привело к        
нарушению части 2 статьи 6 Конституции, относящейся к основам                   
конституционного строя и определяющей, что каждый гражданин Российской          
Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами.                  
                                                                                
Наглядным подтверждением этому служит имеющаяся на руках у депутатов справка    
"Соответствие конституций и уставов субъектов Российской Федерации положениям   
Конституции Российской Федерации и федеральным законам, связанным с правами     
граждан на объединение и территориальное общественное самоуправление и          
правами граждан и населения в сфере местного самоуправления".                   
                                                                                
Надо сказать, что законопроект вносится представителями всех фракций            
Государственной Думы. Разработка законопроекта осуществлялась снизу, в ней      
активное участие принимали основные потребители будущего закона, сами органы    
территориального общественного самоуправления. С принятием этого закона         
фактически законодательно обеспечивается единство законности по вопросам прав   
граждан на объединение по месту жительства, на проведение собраний на всей      
территории Российской Федерации, а также обеспечивается правопреемственность    
этих законодательных норм, установленных в 1991 году законом "О местном         
самоуправлении в Российской Федерации".                                         
                                                                                
За реализацию этих конституционных прав наших граждан и прошу проголосовать.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к Дании Юсуфовне? Есть.                                         
                                                                                
Депутат Савчук Вера Семеновна.                                                  
                                                                                
САВЧУК В.С. Дания Юсуфовна, скажите, пожалуйста, как эта проблема               
переплетается с проблемами комитета по самоуправлению, какое участие этот       
комитет принимал в подготовке законопроекта и почему ваш комитет занимался      
этим вопросом? Пожалуйста, ответьте.                                            
                                                                                
КАРИМОВА Д.Ю. Речь идет об общественной организации. Именно поэтому             
законопроект исходит от нашего комитета. Надо сказать, что органы               
территориального общественного самоуправления - это очень специфические         
объединения, поэтому могут возникать спорные вопросы, дескать, от кого это      
должно исходить. Прежде всего это общественное объединение граждан. Именно      
поэтому законопроект представлен комитетом по делам общественных объединений.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бабичев Игорь Викторович.                                 
                                                                                
БАБИЧЕВ И.В., фракция "ЯБЛОКО".                                                 
                                                                                
Уважаемая Дания Юсуфовна, вы на самом деле хорошо доложили этот законопроект,   
спасибо вам за это. Но, увы, не все так просто и не все так однозначно, как     
вы представили. В связи с этим у меня вопрос. Я, кстати, об этом скажу в        
своем выступлении от имени Комитета по вопросам местного самоуправления. А      
вопрос такой. Скажите, пожалуйста, чем же все-таки вызвана необходимость        
появления этого закона, потому что, насколько вытекает из вашего сообщения,     
территориально-общественное самоуправление - это уже и не общественное          
объединение, и не местное самоуправление? То есть не значит ли это, что с       
появлением этого закона мы начинаем строить рядом с местным самоуправлением     
еще совершенно особую форму территориального управления?                        
                                                                                
КАРИМОВА Д.Ю. Благодарю вас за вопрос.                                          
                                                                                
Ни в коем случае такой опасности не существует. Все почему-то воспринимают      
этот закон как какую-то опасность. Речь идет только о защите конституционных    
прав граждан - права граждан на объединение по месту жительства, права          
граждан на проведение собраний. И поскольку эти права граждан обозначены в      
Конституции, то, соответственно, эти права должны быть защищены и законом на    
федеральном уровне, всего лишь.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Любовь Васильевна Олейник. А затем - депутат Митрохин.    
                                                                                
ОЛЕЙНИК Л.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемая Дания Юсуфовна, я все-таки прошу уточнить. Речь идет об               
общественных организациях или о каком-то симбиозе общественных организаций и    
органов власти? Если речь идет об общественных организациях, поскольку вы       
говорите, что граждане у нас лишены права на собрания по месту жительства, на   
создание объединений, то у нас есть закон об общественных объединениях, где     
это право реализуется. Или вы все-таки под названием "общественное              
объединение" пытаетесь реализовать какую-то особую форму власти, тем более      
что это вытекает из целого ряда ваших статей?                                   
                                                                                
КАРИМОВА Д.Ю. Я очень благодарю вас за такой вопрос. Я думаю, что все наши      
помыслы направлены прежде всего на защиту прав граждан. Это прежде всего, и я   
считаю, что этим обусловлены такие вопросы. И ответ будет такой. Закон "Об      
общественных объединениях" подразумевает создание каких-то форм общественных    
организаций на основе того, что три и более человек уже могут                   
зарегистрировать общественное объединение. В отличие от этого полномочия        
органов территориального общественного самоуправления, являющихся по сути       
своей общественными организациями, несколько шире, может быть, потому, что      
они являются представительными органами, ибо избираются представителями         
большинства населения. Вот в чем специфика.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Митрохин Сергей Сергеевич. Затем - депутат Кузнецов.      
                                                                                
МИТРОХИН С.С. Уважаемая Светлана Петровна, я вначале хотел бы сказать, что      
после обсуждения законопроекта хочу получить слово по порядку ведения, я        
перед этим тянул руку, но вы не заметили.                                       
                                                                                
Теперь вопрос к уважаемой докладчице. Скажите, пожалуйста, у вас в статье 6     
законопроекта предполагается, что учредителями органа территориального          
общественного управления могут быть некие представители, и расшифровывается:    
делегаты, уполномоченные, выборные и даже депутаты.                             
                                                                                
Объясните, пожалуйста, каким образом депутаты... По-видимому, имеются в виду    
все депутаты: Государственной Думы, субъектов Федерации и местного              
самоуправления, видимо, вся совокупность, потому что у нас это слово            
относится к четко очерченной категории лиц. Вот каким образом депутаты могут    
быть учредителями ТОСов? Это первый вопрос.                                     
                                                                                
Второй вопрос. Вообще каков порядок выдвижения вот этих самых делегатов,        
уполномоченных и выборных? Не кажется ли вам, что это место законопроекта       
предоставляет широчайшие возможности для использования ТОСов самого             
различного рода проходимцами и людьми с нездоровой психикой, что у нас, к       
сожалению, очень часто повсеместно встречается? Под именем комитета...          
(Микрофон отключен.)                                                            
                                                                                
КАРИМОВА Д.Ю. Делегаты, уполномоченные... "Делегаты" знаете, конечно, очень     
сильно звучит. Речь идет всего лишь о представителях какого-то дома,            
подъезда. Разумеется, они могут делегировать своих представителей на            
собрание, для того чтобы учредить эти органы. Об этом идет речь.                
                                                                                
А депутаты - опять-таки в смысле делегирования полномочий депутации,            
представителям. Видимо, тут подразумевается прежде всего любой гражданин,       
проживающий на этой территории.                                                 
                                                                                
Далее. Здесь не таится никакой опасности, не стоит говорить о том, что чуть     
ли не власть пойдут свергать. Посмотрите, насколько скромны, насколько          
приближены к жизни задачи этих органов территориального и местного              
самоуправления. В их задачи входит благотворительная, просветительская,         
информационная работа, защита прав граждан, оказание им социальных услуг,       
участие в разрешении споров, охрана правопорядка, защита общественных           
интересов, содействие в выполнении тех или иных функций глав местных            
администраций и местных государственных органов.                                
                                                                                
Почему-то все мы очень боимся дать власть в руки народа, что называется.        
Здесь, в данном случае, речь идет только о защите конституционных прав          
граждан.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Юрий Павлович.                                   
                                                                                
КУЗНЕЦОВ Ю.П. К сожалению, мы тратим время. Надо отказаться от этого закона.    
Вот вы сейчас перечислили те пункты, которыми он намерен заняться. Всем этим    
занимаются конкретные структуры.                                                
                                                                                
КАРИМОВА Д.Ю. Не только, не только.                                             
                                                                                
КУЗНЕЦОВ Ю.П. И еще я вам скажу. У нас сегодня то, что осталось от старых       
районных исполкомов, вот то работает, а все остальное - это просто запутывает   
предмет власти, и люди уже никуда не идут, никому не верят, и голосовать им     
не хочется. А на местах всегда все решается одним хорошим, авторитетным,        
инициативным человеком.                                                         
                                                                                
Я полагаю, идет трата времени. Не нужен этот закон, поверьте мне.               
                                                                                
КАРИМОВА Д.Ю. Дело в том, что этот закон получил путевку в жизнь уже, так       
сказать, из самих низов, из народа, уже существует опыт. Разработчики закона    
основывались уже на конкретных наработках: есть прекрасный опыт Пермской        
области, Нижегородской области, где такие организации уже существуют и          
работают, они получили путевку в жизнь.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы есть еще?                                         
                                                                                
Депутат Кульбака, пожалуйста.                                                   
                                                                                
КУЛЬБАКА Н.И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Дания Юсуфовна, я хочу возвратиться к вашим последним словам. Вы сказали, что   
опыт, имеющийся в ряде регионов, подвигнул на то, чтобы создать такой закон.    
А не могли бы вы пояснить почетче, на основании чего уже работают созданные     
территориальные и общественные организации и что же им сегодня мешает           
продолжать свою работу?                                                         
                                                                                
Я сразу позволю себе сказать, что, на мой взгляд, то законодательство,          
которое на сегодняшний день в этой части жизни нашего общества существует,      
вполне регулирует деятельность таких территориальных общественных               
образований.                                                                    
                                                                                
КАРИМОВА Д.Ю. Ныне действующие территориальные органы в общественном            
самоуправлении действуют на основании закона "О местном самоуправлении в        
Российской Федерации" 1991 года. Этот закон относит право на создание           
подобных территориальных организаций к предмету ведения субъектов. Это          
привело к тому, что теперь пошел разнобой. Всевозможные наши федеративные       
взаимоотношения стали усложняться, это привело к тому, что в субъектах          
Российской Федерации нарушаются конституционные права граждан. То есть          
оттого, что этим законом это относится к ведению субъектов, нарушается          
конституционное право граждан на создание таких объединений. И                  
самостоятельный федеральный закон нужен только для того, чтобы этот пункт       
изменить и переурегулировать на федеральном уровне. Только и всего.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросов нет больше?                                      
                                                                                
Пожалуйста, Дания Юсуфовна, присаживайтесь.                                     
                                                                                
Есть ли предложения у представителей фракций и депутатских групп? Депутат       
Вишняков, я вижу, поднимает руку, от комитета. Я вам дам слово. Потом -         
депутаты Бабичев, Мальцев.                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Григорьевич.                                                 
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Проект закона действительно прошел многочисленные стадии.         
Судьба его очень трудна. Действительно, многострадальный закон.                 
                                                                                
В первоначальном виде, когда шла речь о том, чтобы в основу этих органов        
общественного самоуправления положить идею общественных объединений, такой      
подход действительно вызвал у меня принципиальное возражение. Потому что        
общественные объединения в соответствии с законом "Об общественных              
объединениях" - это различного рода добровольные общества, уличные и дворовые   
комитеты, которые не имеют власти на территории. В процессе работы над этим     
законопроектом общественные объединения, по существу, сохранились, но только    
по формированию, по общественному характеру их деятельности. Они создаются      
населением, которое имеет соответствующие избирательные права. Но при           
доработке проекта эти органы территориального общественного самоуправления      
превратились в органы, обладающие властными полномочиями, поскольку и органы    
исполнительной власти субъектов Федерации, и действующая система органов        
местного самоуправления могут наделять органы территориального общественного    
самоуправления целым рядом властных полномочий государственного характера, по   
регулированию государственной сферы. Поэтому их природа стала очень сложной,    
они имеют право сейчас создавать кооперативы, предприятия и организации,        
удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах. То есть они          
выступают здесь как хозяйствующие субъекты на территории и с учетом интересов   
населения именно данной территории могут противодействовать различного рода     
негативным влияниям рыночных структур, которые пытаются подчинить территорию    
своим интересам. Они могут выступать заказчиком на выполнение работ по          
благоустройству территории, по коммунальному обслуживанию населения и так       
далее. У них есть средства местного бюджета, есть собственные финансовые        
ресурсы, они могут кооперировать на добровольной основе средства населения.     
То есть это, я сказал бы, крепкий субъект собственности, который действует на   
правах юридического лица.                                                       
                                                                                
Здесь практика показывает, что эти органы территориального общественного        
самоуправления успешно могут строить даже жилищные комплексы. Я думаю, что      
надо дать возможность этим органам объединять на добровольной основе ресурсы,   
которые есть у населения, и строить и жилье, и различного рода объекты          
коммунального, жилищного, даже производственного и социального назначения.      
Они имеют право регулировать с позиции государственных функций те вопросы,      
которые решаются на той или иной территории, в частности - давать экспертизу    
тем проектам различного рода строительства, которое ведется на территории.      
                                                                                
Рядом с моим домом строится огромный кооперативный гараж, который объединил     
так называемых новых русских. Рыночные структуры пытаются построить мощную      
площадку для грузовиков рядом с домом. То есть идет вторжение этих              
нерегулируемых законом рыночных структур. Территория, по существу,              
превращается в территорию, обслуживающую эти новые рыночные структуры, а не в   
территорию, на которой проживает население, которое хочет приспособить эту      
среду обитания для удовлетворения своих нужд.                                   
                                                                                
Я не буду подробно перечислять те проблемы, которые ставятся этим               
законопроектом. Я считаю, что законопроект нужно принимать в первом чтении. Я   
сам был соавтором этого проекта закона. А те вопросы, которые здесь             
ставились, я думаю, могут быть решены в процессе доработки этого                
законопроекта ко второму чтению. Прошу поддержать.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бабичев Игорь Викторович.                                 
                                                                                
БАБИЧЕВ И.В. Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые коллеги, я изложу точку     
зрения комитета по местному самоуправлению.                                     
                                                                                
Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо обратиться к действующему             
законодательству. Закон "Об общих принципах организации местного                
самоуправления..." в статье 27 установил уже права территориального             
общественного самоуправления, порядок образования ТОСов и четко определил,      
что территориальное общественное самоуправление является формой участия         
граждан в осуществлении местного самоуправления. Это часть территориальной      
общины, которая управляется именно по закону о местном самоуправлении.          
                                                                                
Что мы находим в тексте представленного законопроекта? Мы находим               
общественное объединение, наделенное функциями публичной власти. А именно:      
оно получает от органов государственной власти, не местного самоуправления, а   
уже от органов государственной власти, информацию, необходимую для              
планирования развития данной территории и формирования социального заказа (то   
есть минуя местное самоуправление, уже сразу наверх). Устанавливается           
совместная компетенция с органами местного самоуправления (подумайте -          
совместная компетенция!). Даются полномочия организовывать и проводить на       
своей территории местные референдумы, осуществлять выполнение                   
государственного и муниципального заказа, выступать заказчиком (заказчиком!)    
выполнения работ не только по благоустройству территории, коммунальному         
обслуживанию населения, но и по строительству, ремонту жилищного фонда и        
объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на это      
средств местного бюджета. Немалые властные полномочия, как видите.              
                                                                                
Как же создаются такие общественные органы власти? Довольно любопытно. Группа   
граждан, надо полагать, любых, потому что из текста иное не следует,            
учреждает так называемый организационный комитет, который не только готовит     
учредительные документы ТОСа, но также составляет списки избирателей,           
проживающих на данной территории, готовит и проводит собрания граждан, то       
есть проводит самые настоящие локальные муниципальные выборы, повторяю:         
группа случайно или не случайно собравшихся граждан проводит самые настоящие    
муниципальные выборы.                                                           
                                                                                
Увы, общественная публичная власть не предусмотрена ныне действующей            
Конституцией. В статье 3 говорится, что народ осуществляет свою власть либо     
напрямую через свободные выборы и референдум, либо через органы                 
государственной власти, либо через органы местного самоуправления. У нас        
появляется четвертая власть, которую мы долго искали и, наконец, нашли.         
                                                                                
Надо сказать, что попытка создать подобную неконституционную правовую химеру,   
прикрываясь разговорами о защите всевозможных конституционных прав и            
общественных интересов, является не чем иным, как попыткой подменить подобной   
химерой местное самоуправление, что является на самом деле покушением на        
конституционное право граждан на местное самоуправление.                        
                                                                                
Я прошу коллег безусловно этот законопроект отвергнуть.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мальцев Александр Николаевич.                             
                                                                                
МАЛЬЦЕВ А.Н., Аграрная депутатская группа.                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, я хотел бы обратить ваше внимание на чисто формальную       
сторону дела. По содержанию, мне кажется, закон не такой уж плохой, но, если    
такие законы будут приниматься в субъектах Федерации, - все будет               
замечательно, а если на федеральном уровне, - он никогда не будет иметь         
шансов быть одобренным Советом Федерации и подписанным Президентом. Может       
быть, я напрасно говорю за Президента, нужно спросить представителя             
Президента, но дело в том, что это не в компетенции федерального                
законодателя, и это заключение нам дало Правовое управление Аппарата            
Государственной Думы. Я думаю, мы должны обратить на это внимание, чтобы не     
попадать в глупое положение.                                                    
                                                                                
Я согласен с Юрием Павловичем Кузнецовым, что мы просто тратим время зря,       
потому что здесь нет предмета для федерального законодателя, это региональный   
законодатель должен делать.                                                     
                                                                                
Я сам занимался в Нижнем Новгороде общественным территориальным                 
самоуправлением. Никто нам не помешал и не мог помешать определить в уставе     
органа местного самоуправления основные положения, разработать специальный      
документ по этому поводу и организовать, наполнить, так сказать, Нижний         
Новгород сетью комитетов общественного самоуправления.                          
                                                                                
Поэтому мы напрасно просто сами занимаемся этой проблемой, ее надо передать в   
регионы. И никто нам не позволит решать эти вопросы за регионального            
законодателя.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Громов Владимир Павлович.                                 
                                                                                
ГРОМОВ В.П. Уважаемые депутаты, мы здесь говорим: нужно или не нужно            
общественное самоуправление. Тем не менее территориальное общественное          
самоуправление само по себе давным-давно уже существует. В городе Вологде в     
течение восьми лет очень эффективно работает территориальный общественный       
совет самоуправления в поселке Бывалово, оказывает самую эффективную помощь     
по управлению жилищно-коммунальным хозяйством, решает проблемы микрорайона.     
Жители сами проявляют инициативу, организовывают уже новые комитеты. Так что    
от этой проблемы мы все равно не уйдем.                                         
                                                                                
Что касается некоторого несоответствия действующему закону об основах           
местного самоуправления, ну, может быть, есть что-то. Но я поддерживаю          
депутата Вишнякова в том, что, идя навстречу жизни, закон следует все-таки      
принять в первом чтении и доработать его ко второму чтению. Все это возможно.   
                                                                                
Я буду голосовать за этот закон.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олейник Любовь Васильевна.                                
                                                                                
ОЛЕЙНИК Л.В. Коллега Громов в своем выступлении, поддерживая закон, невольно    
сам сказал о том, что этот закон на федеральном уровне не нужен. Потому что     
действительно право на существование органов территориального общественного     
самоуправления давным-давно уже записано. Оно записано в законе "Об общих       
принципах организации местного самоуправления...".                              
                                                                                
Вопросы местного самоуправления - это вопросы совместного ведения Федерации и   
субъектов Федерации. И поэтому основной порядок организации и существования     
органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законом должен     
осуществляться субъектами Федерации и определяться уставами муниципальных       
образований. Мы входим в компетенцию субъектов Федерации. Сам факт              
существования этих органов уже говорит о том, что необходимая законодательная   
база для этого во многих субъектах Федерации уже есть.                          
                                                                                
Я бы хотела обратить внимание еще на один аспект. Почему я против               
существования этого закона именно на федеральном уровне? Потому, что создание   
этих органов должно идти сугубо применительно к конкретной обстановке не        
только в целом регионе, в субъекте Федерации, но зачастую применительно к       
отдельному населенному пункту, к тому, какая там обстановка. Давайте не будем   
забывать, что мы с вами живем в криминальной практически стране, в условиях     
криминального разгула. Что значит создание общественных органов, но             
наделенных значительными властными полномочиями, на открытых собраниях, на      
открытых сходах прямым голосованием, то есть открытым голосованием? Вы          
понимаете, кто будет диктовать свою волю на этих собраниях и сходах и кто       
будет избран?!                                                                  
                                                                                
Три дня назад у меня были представители из Магнитогорска, которые пришли за     
советом - что им делать. У них вроде бы было все нормально, они в уставе        
расписали вопросы организации территориального общественного самоуправления,    
правильно сделали, право на это у них есть. И в большом микрорайоне избран      
такой орган территориального общественного самоуправления, а возглавляет его    
местный "крестный отец". И сейчас они не знают, как его освободить, как         
сменить, потому что граждане боятся на открытых собраниях против него           
голосовать. А другого пути нет, если другой путь - это уже муниципальные        
выборы, это муниципальная власть.                                               
                                                                                
Поэтому я бы попросила коллег очень внимательно подумать, прежде чем            
голосовать за. Я бы попросила подумать, почему профильный комитет на            
протяжении нескольких лет не принимает этот закон, почему законопроект идет     
через комитет, который не занимается проблемами организации власти.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Митрохин Сергей Сергеевич.                                
                                                                                
МИТРОХИН С.С. Уважаемые депутаты, я выскажу точку зрения, которая несколько     
отлична от точки зрения моих коллег по комитету. Я считаю, что на федеральном   
уровне необходимо заложить определенные гарантии, которые бы защищали органы    
территориального общественного самоуправления, с одной стороны, а с другой      
стороны - обеспечивали бы юридическую чистоту их образования. Однако сделать    
это, я считаю, необходимо не таким способом, как предлагается в данном          
законе, а совершенно иным - путем внесения поправок в базовый закон "Об общих   
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".          
                                                                                
Проблема действительно существует. Так называемые ТОСы, или КТОСы,              
действительно в ряде случаев доказали свою эффективность. С другой стороны,     
мы имеем массу случаев (об одном из них говорила сейчас Любовь Васильевна       
Олейник), когда под прикрытием этого общественного института начинается         
манипуляция общественным мнением. Сегодня у нас слишком много охотников         
выступать от имени народа. И особенно много этих охотников сосредоточено на     
местах, по месту жительства.                                                    
                                                                                
Каждый из нас так или иначе сталкивался с людьми, которые выступают,            
например, от имени своего подъезда или от имени своего микрорайона. Они         
говорят: да, меня делегировали, я выражаю мнение населения, людей, живущих по   
данному месту жительства. И всегда при столкновении с такими людьми возникает   
очень много сомнений по поводу их права вообще представлять общественное        
мнение. Создает ли этот закон, ну, что ли, барьер на пути швондеров (всем       
известная фигура, литературный персонаж Швондер, домоуправитель)? Я считаю,     
что не создает. Прописанный в законе принцип учреждения ТОСов как раз           
позволяет манипулировать голосами людей, когда, например, допускается принцип   
делегирования голосов. Этот принцип противоречит самым элементарным нормам      
демократии, поскольку позволяет человеку на собрании иметь не только свой       
голос, но также выступать с голосом еще своего соседа и за своего соседа        
принимать решения. Это совершенно недопустимо! И таким путем предлагается       
также исполнять государственные полномочия, то есть те полномочия, которые      
предполагается воспринимать на этом уровне как от органов местного              
самоуправления, так и от органов государственной власти. Это путь к анархии!    
Это, безусловно, невозможно поддерживать.                                       
                                                                                
С другой стороны, действительно (еще раз повторяю) проблема существует и        
решать ее нужно. Необходимо некоторое время, для того чтобы подумать, как ее    
решить. Но решать ее надо в строгом соответствии с действующим                  
законодательством, безусловно, и решать ее нужно, отталкиваясь в первую         
очередь от интересов населения, с одной стороны - защищая право населения на    
инициативу, а с другой стороны - защищая права граждан от манипуляторов         
самого различного рода.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, все высказались по этому вопросу. Я   
должна только спросить: есть ли замечания и предложения у представителя         
Правительства? Пожалуйста. И потом - у представителя Президента.                
                                                                                
СЕБЕНЦОВ А.Е., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые депутаты! Данный текст не поступал в     
Правительство, но Правительство давало на предыдущую редакцию свои замечания,   
которые принципиально сохранили свое значение.                                  
                                                                                
Смысл этих замечаний сводится к следующему. Законопроект не имеет правовой      
основы для существования в качестве федерального закона. Он противоречит        
Конституции в нескольких моментах. Прежде всего, Конституция у нас разделяет    
общественные объединения как объединения граждан, не имеющие властных           
полномочий относительно тех, кто в них не входит, и органы местного             
самоуправления. Уважаемая Дания Юсуфовна сначала говорила о том, что комитет    
занимался этими территориальными органами общественного самоуправления именно   
потому, что они ближе к общественным объединениям. Но тут же в своем            
выступлении не забыла упомянуть, что это способ дать власть в руки народа.      
Вот это явно противоречит Конституции: невозможно одновременно быть и           
общественным объединением, и органом, имеющим властные полномочия.              
                                                                                
Далее. Существование этого законопроекта, как возможного закона, противоречит   
статье 72 Конституции и разработанному в соответствии с ней закону "Об общих    
принципах местного самоуправления в Российской Федерации", который совершенно   
справедливо своими статьями 27 и 56 отнес вопросы местного самоуправления,      
дальнейшее их регулирование, к уровню уставов этого самого местного             
самоуправления.                                                                 
                                                                                
Поэтому Правительство выразило свое отрицательное отношение в целом к этому     
закону. Говорить же о множестве нелепостей, которые, к сожалению, в нем         
заключены, мне кажется, непродуктивно.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич Котенков, представитель              
Президента, пожалуйста.                                                         
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые депутаты Государственной   
Думы! В ходе обсуждения много было критики высказано в адрес этого закона по    
содержательной стороне. Я остановлюсь на некоторых формально юридических        
моментах, по которым нельзя принимать данный закон. И сразу, отвечая на         
вопрос о перспективах этого закона, должен сказать, что именно по этим          
формально юридическим признакам у этого закона никаких перспектив нет.          
                                                                                
Прежде всего отсутствует самостоятельный предмет федерального                   
законодательного регулирования. Только что представитель Правительства сказал   
о том, что статья 72 Конституции Российской Федерации относит к совместному     
ведению лишь установление общих принципов организации местного                  
самоуправления. Такой закон принят парламентом, подписан Президентом и давно    
действует. Этот закон в статье 25 устанавливает понятие "общественное           
территориальное самоуправление", которое категорически расходится с тем         
текстом, который предложен вашему вниманию. Принципиально!                      
                                                                                
Статья 25 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в      
Российской Федерации" устанавливает, что территориальное местное                
самоуправление обеспечивает право граждан самостоятельно и под свою             
ответственность осуществлять собственные инициативы в вопросах местного         
значения. Предложенный же законопроект устанавливает конкретные полномочия и    
круг вопросов ведения территориального общественного самоуправления, что        
противоречит базовому закону "Об общих принципах организации местного           
самоуправления в Российской Федерации".                                         
                                                                                
Эта же статья базового закона гласит, что порядок организации и осуществления   
территориального общественного самоуправления определяется уставами             
муниципальных образований и законодательством субъектов Федерации. То есть      
сразу закон устанавливает, что это уровень не федеральный, а уровень            
субъектов Федерации и даже муниципальных образований.                           
                                                                                
В пояснительной записке к законопроекту приводятся статьи фактически            
недействующего Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в          
Российской Федерации". Да, действительно, статья 57 Федерального закона "Об     
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"     
пролонгирует действия статьи 80 и статьи 86, которые приведены в                
пояснительной записке, но при этом указывает, что данные статьи действуют до    
принятия соответствующих законов субъектов Федерации. Таким образом, ни         
Конституция Российской Федерации, ни Федеральный закон "Об общих принципах      
организации местного самоуправления..." не оставляют места для федерального     
законодательного регулирования территориального общественного самоуправления.   
Это предмет регулирования субъектов Федерации и уставов муниципальных           
образований.                                                                    
                                                                                
Еще раз подчеркиваю, что я не буду говорить о содержательных нелепостях, о      
прямых противоречиях с другими федеральными законами и Конституцией. Только     
по тому признаку, что предмет закона не может являться предметом                
регулирования федерального закона, у этого закона перспектив нет.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я тогда должна поставить на           
голосование. Вы выслушали разные точки зрения, мнение представителя             
Правительства, мнение представителя Президента. Поэтому я ставлю на             
голосование. Кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального       
закона "Об общих принципах организации территориального общественного           
самоуправления"? Пожалуйста, определяйтесь голосованием.                        
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              139 чел.             30,9%                        
Проголосовало против           50 чел.             11,1%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    190 чел.                                          
Не голосовало                 260 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается. Ну что же, нужно работать.                                      

Заседание № 88

02.04.1997
Вопрос:

О проекте федерального закона об органах территориального общественного самоуправления.

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3912 по 4230 из 5922
Следующий вопрос - вопрос под номером 7. О проекте федерального закона об       
органах территориального общественного самоуправления. Доклад члена Комитета    
по делам общественных объединений и религиозных организаций Михаила             
Владимировича Фильшина.                                                         
                                                                                
И еще об одном. Ко мне обращались депутаты. Если я, скажем, за несколько        
минут до завершения заседания дам информацию о том, как сегодня прошел Высший   
Совет, не будет возражений? Спасибо.                                            
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Владимирович.                                                
                                                                                
ФИЛЬШИН М.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение         
выносится проект федерального закона об органах территориального                
общественного самоуправления, предметом регулирования которого является право   
граждан на объединение по месту жительства.                                     
                                                                                
В настоящее время существует проблема защиты общих интересов населения          
небольших территорий - дома, двора, квартала, микрорайона, поселка, хутора и    
так далее - и создания условий гражданам и населению самостоятельно без         
участия государства решать вопросы собственной жизнедеятельности.               
                                                                                
С одной стороны, имеет место недостаточная эффективность защиты общественных    
интересов органами государственной власти и местного самоуправления, с другой   
- имеет место необходимость развития органов территориального общественного     
самоуправления как условия для самостоятельного решения населением вопросов     
собственной жизнедеятельности и повышения эффективности защиты общественных     
интересов на основе права обращения... (Шум в зале.)                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, пожалуйста, потише.                   
                                                                                
ФИЛЬШИН М.В. ...органов ТОС как представителей интересов населения в органы     
власти за такой защитой. Опыт работы органов ТОС показывает, что они            
реализуют право представления общественных интересов в следующих целях:         
первое, в целях развития данной территории и использования ресурсов в           
интересах населения на основе предложений органам, принимающим решение по       
данной территории, для учета мнения населения; второе, в целях разрешения       
разногласий между населением данной территории и органами власти или            
юридическими лицами в административном или судебном порядке.                    
                                                                                
Развитие органов ТОС сдерживается организационными и правовыми факторами,       
основными из которых являются, во-первых, отсутствие в большинстве              
административно-территориальных единиц, включая сельсоветы, муниципальных       
образований, уставами которых должно предусматриваться создание органов ТОС.    
Так, по данным Центризбиркома, органы местного самоуправления избраны в 8300    
административно-территориальных единицах. То есть создано всего 30 процентов    
муниципальных образований. Здесь также необходимо отметить, что только в 6      
процентах субъектов Российской Федерации в основном законе закреплен принцип    
организации местного самоуправления на уровне микрорайонов в городе.            
                                                                                
Во-вторых, отсутствие для 65 процентов субъектов Российской Федерации           
конституционных или уставных норм, закрепляющих принципы ТОС в соответствии с   
действующими нормами законов Российской Федерации о местном самоуправлении      
1991-1995 годов.                                                                
                                                                                
В-третьих, наличие проблемы неопределенности правового статуса органов ТОС      
связано с разграничением предметов ведения и полномочий между Российской        
Федерацией и ее субъектами. Эта неопределенность заключается в природе органа   
ТОС, включающей в себя два начала: общественное начало и начало                 
самоуправления. И в этой связи встает вопрос, куда орган ТОС отнести - к        
общественным объединениям или к органам местного самоуправления? Орган ТОС не   
наделен правом издания императивных предписаний и распоряжения муниципальной    
собственностью, то есть не является органом местного самоуправления.            
Следовательно, его следует отнести к общественным объединениям, точнее, в       
соответствии с законом "Об общественных объединениях" к местному                
общественному объединению, учреждаемому большинством граждан, проживающих на    
территории части муниципального образования.                                    
                                                                                
В то же время в соответствии с законодательством субъекта Российской            
Федерации орган ТОС вправе осуществлять переданные или делегированные ему       
полномочия органов местного самоуправления. В связи с изложенным следует, что   
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в     
Российской Федерации" необоснованно отнес регулирование порядка создания        
органа ТОС (обращаю ваше внимание, что только порядка создания) к               
законодательству субъекта Российской Федерации и уставу муниципального          
образования. Таким образом, порядок создания органов ТОС, изначально            
урегулированный Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в        
Российской Федерации" 1991 года, предлагается переурегулировать федеральным     
законом прямого действия. Принятие такого закона позволит исключить все         
вышеуказанные факторы, сдерживающие развитие органов ТОС. Важно еще раз         
подчеркнуть, что предлагаемым предметом регулирования является право граждан    
на объединение по месту жительства для защиты общественных интересов в          
организационно-правовой форме органа ТОС.                                       
                                                                                
Это право подлежит регулированию федеральным законодательством в соответствии   
с пунктом "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации, относящей             
регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина к ведению            
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Законопроект подготовлен рабочей группой при широком участии органов ТОС,       
входящих в Российскую ассоциацию "Территориальное общественное                  
самоуправление". В разработке или рассмотрении законопроекта приняли участие    
159 органов территориального общественного самоуправления, из которых 155       
поддержали концепцию законопроекта. Из 32 субъектов Российской Федерации,       
представивших заключения, 19 поддержали предложенную концепцию, 13 же считают   
органы ТОС предметом собственного регулирования. Соответствующая справка        
имеется на руках у депутатов. По теме законопроекта проведены два семинара с    
участием представителей органов территориального общественного самоуправления   
и глав местных администраций в округах депутатов Манжосова Николая Ивановича    
и Лозинской Жанны Михайловны (город Новомосковск Тульской области). Комитетом   
Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных            
организаций проведены межрегиональная научно-практическая конференция и         
парламентские слушания.                                                         
                                                                                
В завершение - несколько слов по заключению Правового управления. В             
соответствии с заключением Правового управления имеет место коллизия норм       
двух федеральных законов - закона "Об общественных объединениях",               
регулирующего органы общественной самодеятельности, и закона "Об общих          
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",          
регулирующего органы территориального общественного самоуправления, - по        
основаниям идентичности упомянутых общественных институтов. Но природа этих     
институтов различна. Орган общественной самодеятельности учреждается тремя и    
более гражданами без обязательного условия их проживания на территории          
данного муниципального образования и представляет интересы его учредителей и    
неопределенного круга лиц. А орган территориального общественного               
самоуправления создается на основе выборов большинством граждан, проживающих    
на данной небольшой территории, являющейся частью муниципального образования,   
и представляет интересы ее населения. В связи с чем комитет не усматривает      
коллизии норм упомянутых федеральных законов и не согласился с заключением      
Правового управления на законопроект.                                           
                                                                                
К сожалению, отсутствует правовая процедура разрешения разногласий,             
возникающих между комитетом Государственной Думы или рабочей группой и          
Правовым управлением.                                                           
                                                                                
Предлагаемый федеральный закон не требует финансирования из федерального        
бюджета. Он не содержит положений, предусматривающих льготное налогообложение   
и кредитование органов территориального общественного самоуправления. Затраты   
на реализацию предлагаемого закона осуществляются в рамках консолидированного   
федерального бюджета Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по   
статьям расходов на содержание органов юстиции и органов местного               
самоуправления.                                                                 
                                                                                
Комитет просит вас поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за          
внимание.                                                                       
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                   А.Н.Шохин                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Владимирович. Уважаемые коллеги,          
вопросы к Михаилу Владимировичу будут? Я прошу в гибком режиме записаться на    
вопросы. Группа электронного голосования, пожалуйста, включите режим записи,    
а вы, коллеги, пожалуйста, записывайтесь. Так, где список?                      
                                                                                
Депутат Попкович, по ведению.                                                   
                                                                                
ПОПКОВИЧ Р.С. Уважаемые коллеги, я прошу прощения, может быть, уже время для    
вопросов, а я как бы вмешался. У меня огромная просьба ко всем, в том числе к   
разработчикам: на сегодняшний день я вообще предлагаю снять с рассмотрения      
этот вопрос в связи с тем, что он является практически полностью... Это         
полномочия органов государственной власти регионов и органов местного           
самоуправления.                                                                 
                                                                                
Есть предложение оставить внутреннюю часть, но предложить разработчикам         
разработать его как закон об основах, подчеркиваю, об основах формирования      
органов территориального общественного самоуправления. Вот в этом отношении     
тогда его и рассматривать. Вы понимаете, мы не можем рассматривать              
федеральный закон... (Микрофон отключен.)                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Роман Семенович, вопрос понятен.                          
                                                                                
Михаил Владимирович, готовы ли вы в связи с вопросом Романа Семеновича          
Попковича вести дальнейшее обсуждение или вы готовы снять проект с              
рассмотрения? Пожалуйста.                                                       
                                                                                
ФИЛЬШИН М.В. Ну здесь трудно сказать - снять с рассмотрения... Потому что       
можно, в общем-то, вести речь и об основах, но вопрос стоит именно об органах   
территориального управления и именно о федеральном законе.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Роман Семенович задал вопрос таким образом...        
Сейчас я сформулирую: он сказал, что закон входит в противоречие с              
компетенцией органов государственной власти регионов и органов местного         
самоуправления. На федеральном уровне мы не имеем права такие законы            
принимать, и поэтому вариант основ снимает эту коллизию. Но если принимать в    
форме основ, то, наверное, кроме названия нужно менять еще что-то. Все          
внутреннее содержание, наверное, Роман Семенович, нельзя оставлять.             
                                                                                
Включите депутату Попковичу микрофон. 30 секунд.                                
                                                                                
ПОПКОВИЧ Р.С. Я вот еще на что хочу обратить внимание. Вы вспомните, закон      
называется "Об общих принципах организации местного самоуправления в            
Российской Федерации", а не об органах самоуправления и не о местном            
самоуправлении. И здесь тоже должны быть только общие принципы формирования.    
Поэтому у меня огромная просьба... Мы, в принципе, поговорили с коллегами,      
там очень много сильных, интересных вещей. Но даже после первого чтения мы      
его можем сразу угробить в этом отношении. Поэтому я считаю, что это нужный,    
совершенно необходимый закон, но его надо чуть доработать и изменить...         
(Микрофон отключен.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Владимирович, каково ваше мнение?                  
                                                                                
ФИЛЬШИН М.В. Нет, ну можно ведь это обсудить. А в общем-то, я принимаю          
замечания Попковича.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Владимирович, а вам не жалко будет, если закон     
угробите?                                                                       
                                                                                
ФИЛЬШИН М.В. Жалко.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жалко. Так, может быть, действительно согласиться с       
Попковичем и сделать закон об общих принципах?                                  
                                                                                
ФИЛЬШИН М.В. Давайте.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте перенесем рассмотрение. Потому что не хочется,    
действительно, гробить... Мы здесь вступаем в противоречие, это очень           
серьезно.                                                                       
                                                                                
ФИЛЬШИН М.В. Хорошо.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Иванович, вы хотели что-то добавить?             
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Уважаемые депутаты, я вынужден сейчас поддержать то, что          
говорит депутат Попкович. Вынужден. Ну, бывает, бывает... (Шум в зале.)         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тише, тише, тише.                                         
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Я хочу вот о чем сказать. Здесь действительно нам можно только    
основами закрепить для того, чтобы развязать руки нижнему уровню органов        
самоуправления и органам власти субъектов Федерации. Но кроме того, очень       
правильно здесь было сказано, что должны быть обеспечены и основы, и гарантии   
для граждан в осуществлении этого общественного самоуправления. Поэтому у       
меня предложение не снимать с обсуждения, а перенести рассмотрение с учетом     
обмена мнениями, состоявшегося на заседании Государственной Думы.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это разумно. И заголовок закона будет другой, ну и        
конечно, будут внесены поправки. Спасибо.                                       
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Геннадий Николаевич, разрешите?                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, Александр Алексеевич.                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Я бы хотел добавить к сказанному двумя предыдущими        
депутатами прежде всего то, что смысл заключается не в необходимости            
доработки этого закона, а в нецелесообразности его разработки вообще.           
                                                                                
Я бы просил обратить ваше внимание на то, что Конституция Российской            
Федерации, статья 72, относит к предметам совместного ведения только лишь       
установление общих принципов организации местного самоуправления. А, как        
правильно сказал докладчик, никакого отношения к местному самоуправлению        
территориальное общественное самоуправление не имеет. Это общественное          
объединение граждан.                                                            
                                                                                
Далее. В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного            
самоуправления в Российской Федерации", в статье 27, сказано прямо, что под     
территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация         
граждан на части территории муниципальных образований для реализации            
собственных инициатив под свою ответственность. И далее говорится, что          
порядок организации и деятельности территориального общественного               
самоуправления определяется уставами муниципальных организаций, объединений и   
законами субъектов Федерации. Таким образом, данная тема вообще не может быть   
предметом регулирования федерального закона.                                    
                                                                                
И мы просили бы не терять на это время, поскольку только на этом основании      
данный закон не может быть введен в действие. Это прямо противоречит            
Конституции.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Уважаемые коллеги, мы уже с этим вопросом         
должны заканчивать. (Шум в зале.) Виктор Григорьевич, мы сняли с                
рассмотрения.                                                                   
                                                                                
Пожалуйста, депутат Митрохин.                                                   
                                                                                
МИТРОХИН С.С. Представитель Президента действительно прав, когда говорит, что   
территориальное общественное самоуправление - это совершенно особая форма       
самоуправления. Но он не прав в том, что она не имеет вообще никакого           
отношения к местному самоуправлению. У нас в законе об общих принципах          
сказано, что это форма местного самоуправления.                                 
                                                                                
С другой стороны, Конституция позволяет нам регулировать только общие основы    
местного самоуправления. Действительно, она ничего не говорит о                 
территориальном общественном самоуправлении. Выйти из этой коллизии можно       
только одним путем - внести определенные поправки в уже существующий закон об   
общих принципах организации местного самоуправления.                            
                                                                                
В законе, который предложен нашему вниманию, действительно есть ряд очень       
важных и ценных пунктов, которые могут быть внесены в виде поправки в уже       
существующий закон. Только таким образом мы можем снять коллизию, которая вот   
здесь сейчас обозначилась.                                                      
                                                                                
Поэтому мое предложение заключалось в том, чтобы комитет по общественным        
организациям совместно с Комитетом по вопросам местного самоуправления...       
(Микрофон отключен.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, чтобы они вместе рассмотрели и посмотрели, что   
будет регулироваться данным законом, но обязательно с учетом второго нашего     
комитета.                                                                       
                                                                                
Вишняков Виктор Григорьевич.                                                    
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г., фракция Либерально-демократической партии России.                
                                                                                
Я бы хотел поддержать здесь мнение представителя Президента и других.           
                                                                                
Дело в том, что действительно этот закон концептуально не продуман. Ведь        
нельзя же одновременно говорить об общественном объединении (это совершенно     
иная категория, нежели орган территориального общественного самоуправления) и   
в то же время говорить о территории.                                            
                                                                                
Да, общественное объединение образуется по линии самоорганизации населения,     
исходя из его интересов, по месту работы, по месту жительства. Это весьма       
специфическая организация. А когда мы говорим об органах территориального       
общественного самоуправления - это совершенно иные по природе своей органы.     
Они являются частью системы местного самоуправления.                            
                                                                                
И вот, запутавшись в этих двух понятиях, авторы решили и то и другое            
объединить, включить в законопроект и наконец настолько все там перепутали,     
что, например, я ничего там не понимаю. Надо, конечно, концептуально его        
отклонять.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, Виктор Григорьевич. По-моему, обменялись          
мнениями. Законопроект переносится, но два комитета посмотрят на его            
концепцию.