Заседание № 129

30.10.1997
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об органах государственной безопасности в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1328 по 2205 из 3668
Переходим к пункту 5 повестки дня: о проекте федерального закона "Об органах    
государственной безопасности в Российской Федерации". Доклад депутата           
Государственной Думы Сергея Васильевича Скурихина. Приготовиться для            
содоклада Сергею Семеновичу Босхолову.                                          
                                                                                
СКУРИХИН С.В., фракция Либерально-демократической партии России.                
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы!        
Сегодня на ваше рассмотрение внесен проект федерального закона "Об органах      
государственной безопасности в Российской Федерации". Концепция этого закона    
проста и понятна: на базе СВР, ФАПСИ и ФСБ создать министерство                 
государственной безопасности Российской Федерации.                              
                                                                                
Необходимость принятия данного закона, на мой взгляд, вызвана тем, что мы       
сегодня стремительно приближаемся к той грани, за которой обеспечить            
безопасность России будет уже невозможно.                                       
                                                                                
В то время, когда мы строим новое демократическое государство, антироссийские   
силы на Западе через МВФ и Мировой банк развития, а также находящиеся под их    
контролем общественные институты и фонды пытаются контролировать                
экономические и внутриполитические процессы, происходящие в современной         
России. И чем слабее система государственной безопасности России, тем еще       
больше соседние страны предъявляют к ней свои территориальные претензии. Все    
сильнее развиваются сепаратистские и националистические тенденции.              
                                                                                
Россия уже потеряла часть своих территорий, и существуют предпосылки к          
дальнейшему развалу страны. Сегодня как никогда нам необходимы сильные          
спецслужбы, способные надежно защитить экономические, политические и военные    
интересы нового Российского государства.                                        
                                                                                
Какие органы госбезопасности мы имеем на сегодняшний день? Раздробленные и      
технически плохо оснащенные. Наличие противоречий и несогласованность           
действий не позволяет им в полной мере противостоять надвигающейся опасности.   
Опыт чеченской войны показывает: дробление разведывательных органов не только   
не дает положительных результатов, но и отрицательно сказывается на всей        
деятельности российских спецслужб.                                              
                                                                                
Раньше в КГБ информация, полученная тем или иным подразделением, проходила      
соответствующую проверку через возможности других подразделений. А в            
настоящее время картина совсем другая. Информация, полученная, например,        
ФАПСИ, не проходит проверку через возможности СВР, ФСБ, и зачастую она          
оказывается дезинформацией спецслужб противника. Отсутствие эффективной         
координации действий остается самым уязвимым местом в работе российских         
органов госбезопасности.                                                        
                                                                                
Многочисленные реформирования весьма негативно отразились на кадровом           
потенциале российских спецслужб, произошел значительный отток профессионально   
подготовленных сотрудников. Распад системы государственной безопасности,        
существовавший на основе единоначалия и тесного сотрудничества всех ее          
структур, повлек за собой серьезное ослабление управляемости этой жизненно      
важной для нашей страны структуры. Оказался разбалансированным механизм         
своевременного выявления и нейтрализации внешних и внутренних угроз.            
                                                                                
Если затрагивать финансовый вопрос, то модернизирование системы позволит        
значительно сэкономить и без того скудные бюджетные ассигнования, которые       
сейчас выделяются на нужды наших спецслужб. При этом нужно констатировать тот   
факт, что в отличие от органов госбезопасности организованная преступность      
сплачивает свои ряды, все больше проникая в экономическую и политическую        
жизнь нашего государства. Собственность государства переходит в руки            
криминальных структур, десятки миллиардов долларов, как вы знаете, ежегодно     
уходят за границу.                                                              
                                                                                
Другим важным фактором является беспрецедентный рост масштабов терроризма.      
Сегодня можно уверенно сказать, что терроризм создает угрозу национальной       
безопасности России. Мировой опыт свидетельствует: в годы политических,         
военных, экономических катастроф только объединенная и сильная система          
безопасности способна обеспечить на должном уровне целостность и                
независимость государства.                                                      
                                                                                
В чем видится выход? В том, чтобы вернуться к старой, проверенной системе       
организации системы государственной безопасности в России, поскольку            
существующая система оказалась неспособной в современных условиях выполнять     
свои обязанности по защите государства и его граждан.                           
                                                                                
Необходимо отметить, что уже сегодня многие руководители нашего государства     
начинают понимать необходимость объединения спецслужб. Так, вице-премьер        
Правительства Куликов выступил с инициативой объединения в единый               
управленческий блок всех подразделений по борьбе с организованной и             
экономической преступностью. Опасность возникновения так называемого монстра    
КГБ - это выдумка тех, кто принимал участие в разрушении страны и кто несет     
ответственность за разграбление ее богатства, кто повинен в росте               
организованной преступности и терроризма, тех, кто сейчас активно               
сотрудничает с иностранными разведками и опасается ответственности за свои      
преступления. Для них ослабление российских спецслужб - это возможность и       
дальше продолжать свою грязную работу, направленную на подрыв целостности и     
могущества России.                                                              
                                                                                
Уважаемые депутаты! Я прошу вас, принимая решение голосовать за или против      
данного законопроекта, руководствоваться не узкополитическими соображениями,    
а государственными принципами - принципами необходимости обеспечения            
национальной безопасности новой демократической России. Создавая                
законопроект, я видел в министерстве государственной безопасности инструмент    
и механизм, способные остановить гибель нации и создать тенденцию к ее          
возрождению. Если мы с вами не восстановим систему государственной              
безопасности, Россию уничтожат коррупция, воровство, преступность и             
предательство.                                                                  
                                                                                
Прошу вас поддержать законопроект. Спасибо.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Васильевич. Пока садитесь.                
                                                                                
Слово для содоклада - Сергею Семеновичу Босхолову, заместителю председателя     
Комитета по безопасности.                                                       
                                                                                
БОСХОЛОВ С.С. Уважаемые коллеги! Основная цель данного законопроекта            
заключается в создании в Российской Федерации на базе Федеральной службы        
безопасности России, Службы внешней разведки России и Федерального агентства    
правительственной связи и информации при Президенте России нового единого       
государственного органа, что позволит восстановить единую систему обеспечения   
государственной безопасности Российской Федерации. По сути дела, речь идет о    
восстановлении бывшего КГБ СССР, правда в усеченном виде. Если раньше КГБ       
Советского Союза состоял из шести частей, то в данном случае предлагается       
три. Президент Российской Федерации и Правительство России в своих              
заключениях не поддержали принятие данного проекта закона. Возражения           
высказали также Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам и Комитет по     
обороне.                                                                        
                                                                                
При рассмотрении вопроса об очередном реформировании органов государственной    
безопасности необходимо руководствоваться соответствующими положениями          
Конституции нашей страны. Согласно части 1 статьи 112 Конституции Российской    
Федерации структуризацию федеральных органов исполнительной власти              
осуществляет Председатель Правительства Российской Федерации, утверждает        
Президент Российской Федерации. Таким образом, если мы примем данный            
федеральный закон, мы вторгнемся в прерогативы исполнительной власти,           
прерогативы Президента и тем самым нарушим Конституцию Российской Федерации.    
                                                                                
Как вы знаете, Комитет государственной безопасности Союза ССР формировался      
эволюционно и на период распада Союза действительно был оптимальной,            
эффективно действующей организацией. Распад системы КГБ на шесть структурных    
подразделений действительно нанес определенный ущерб интересам государства      
прежде всего потому, что был утрачен единый технологический процесс, цикл       
работы, ухудшились в определенной степени координация и взаимодействие между    
вновь образованными службами. Но это не значит, что, создавая прообраз          
Комитета государственной безопасности из трех ныне самостоятельных              
структурных подразделений, мы тем самым кардинально улучшим нашу национальную   
безопасность, кардинально улучшим деятельность специальных служб. Слепо         
копировать тот КГБ, который был раньше, наверное, сейчас уже невозможно.        
Поэтому предложения Скурихина представляют определенный интерес, но насколько   
своевременно и насколько целесообразно это осуществить именно в сегодняшних     
условиях?..                                                                     
                                                                                
Комитет по безопасности считает, что этого делать нельзя, это несвоевременно    
и нецелесообразно. Принятие такого закона неизбежно повлекло бы упразднение и   
реорганизацию самостоятельного органа внешней разведки России и противоречило   
бы части второй статьи 10 Федерального закона "О внешней разведке" от 8         
декабря 1995 года, определяющей, что реорганизация и упразднение                
самостоятельного органа внешней разведки Российской Федерации осуществляются    
в порядке, устанавливаемом федеральным законом, регулирующим образование        
федеральных органов исполнительной власти. Однако в настоящее время такого      
закона не имеется.                                                              
                                                                                
Что касается Федерального агентства правительственной связи и информации. Да,   
действительно, радиоэлектронная разведка является независимым источником        
информации для Президента России и федеральных органов государственной власти   
и не дублирует остальные, работающие с иных позиций источники. Передача         
информационного обеспечения в таких его составляющих, как агентурная и          
радиоэлектронная разведка, в одни руки, причем одновременно с                   
контрразведовытельной деятельностью, приведет к информационной монополии        
одного ведомства, как это было в бывшем КГБ Союза ССР.                          
                                                                                
Мировой опыт, в частности Соединенных Штатов Америки, Великобритании, имеющих   
наиболее эффективно функционирующие системы информационного обеспечения,        
показал действенность многообразия независимых, конкурирующих между собой       
источников информации. Так, например, в США задачи, подобные возложенным на     
ФАПСИ, решает Агентство национальной безопасности, в Великобритании -           
Штаб-квартира правительственной связи, подчиненные соответственно               
непосредственно Президенту США и Премьер-министру Великобритании. Подобные      
службы не входят в правоохранительные органы и создают самостоятельный канал    
информирования высшего государственного руководства, независимый от             
агентурной разведки.                                                            
                                                                                
Предлагаемая передача функций по информационно-технологическому обеспечению     
деятельности Президента России, его Администрации, Федерального Собрания,       
высших органов судебной власти, Правительства, а также иных государственных     
органов министерству государственной безопасности, которое будет наделено,      
естественно, правом ведения оперативно-розыскной деятельности, может привести   
к установлению тотального контроля за всеми видами информации всех ветвей       
власти со стороны этого предлагаемого ведомства. По нашему мнению,              
предлагаемое объединение не решит поставленных задач, о которых говорит         
депутат Скурихин, а в отдельных случаях приведет к прямо противоположному       
результату. Это связано прежде всего с тем, что Федеральная служба              
безопасности, Служба внешней разведки, ФАПСИ не дублируют друг друга. Их        
деятельность строго регламентирована нормативными правовыми актами              
государственной власти России, основными из которых являются Закон Российской   
Федерации "О федеральных органах правительственной связи и информации",         
Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской      
Федерации" и Федеральный закон "О внешней разведке". Если мы, допустим,         
примем предлагаемый депутатом Скурихиным закон, то нам надо будет отменять      
эти три важных закона, над которыми мы работали в Государственной Думе          
первого созыва и в Государственной Думе нынешней. Что касается обеспечения      
должного контроля за законностью деятельности ФСБ России, СВР России и ФАПСИ,   
то президентский и парламентский контроль, прокурорский надзор предусмотрены    
в тех законах, о которых я вам говорил.                                         
                                                                                
Экономическая целесообразность создания единого МГБ, которую тоже в качестве    
важного аргумента приводил депутат Скурихин, с точки зрения Комитета по         
безопасности представляется несостоятельной, поскольку объективно выполняемые   
функции объединяемых государственных структур сохраняются, в том числе          
сохраняется и потребность в управлении ими. Речь может идти лишь об изменении   
штатной категории на одну-две ступени, причем с сохранением ранее получаемых    
окладов. Расходы на выплаты социальных пособий при увольнении сотрудников,      
обеспечение увольняемых жильем и так далее, а также решение организационных     
вопросов, обмен, в частности служебных удостоверений, имеющих дорогостоящую     
систему защиты от подделки, изготовление десятков тысяч печатей, штампов и      
прочее могут многократно превышать предполагаемую экономию.                     
                                                                                
Серьезным политическим доводом против объединения спецслужб, занятых среди      
прочих важных задач и разведывательной информацией, следует признать            
нарушение основополагающего принципа независимости источников                   
разведывательной информации, которая докладывается Президенту руководителями    
всех федеральных органов государственной власти.                                
                                                                                
Да, Скурихин правильно говорил о том, что информация, получаемая из разных      
источников, многократно проверялась, а потом уже докладывалась высшим органам   
государственной власти страны. Хорошо это было или плохо? Я не знаю, может      
быть, в той системе, когда у нас существовала Коммунистическая партия,          
которая руководила всем, было хорошо. Сейчас, наоборот, Президент должен        
получать из разных источников, независимых источников, информацию, тщательным   
образом анализировать ее и, соответственно, принимать конкретные решения. Так   
же и Правительство Российской Федерации. Вопрос состоит в другом - в усилении   
координации и взаимодействия между этими спецслужбами. Вот этой задачей,        
конечно же, нужно заниматься прежде всего Президенту, Правительству и другим    
органам государственной власти.                                                 
                                                                                
Акция, направленная на фактическое воссоздание единой структуры, может          
повлечь за собой реальную опасность возврата к системе тотального контроля за   
гражданским обществом. К этому неизбежно приведет объединение в одних руках     
следствия, оперативно-розыскной деятельности, правительственной связи и иных    
специальных систем телекоммуникаций. Никакой прокурорский надзор не             
потребуется для проведения литерных мероприятий по усмотрению высшего           
чиновника.                                                                      
                                                                                
И наконец, последнее. Вы знаете о том, что в мае этого года Президент           
Российской Федерации подписал Концепцию национальной безопасности. Этот         
документ, по моим сведениям, поступил в Государственную Думу, в                 
Правительство. Но мы до настоящего времени его еще не обсудили. Поэтому         
Комитет по безопасности предлагает провести парламентские слушания по           
Концепции национальной безопасности с приглашением всех заинтересованных        
сторон, обсудить этот важный документ и на его основе уже вносить какие-то      
коррективы в действующее законодательство, регулирующее деятельность            
специальных служб.                                                              
                                                                                
Окончательный вывод: Комитет по безопасности возражает против принятия          
проекта федерального закона, предложенного депутатом Скурихиным.                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Семенович.                                
                                                                                
Уважаемые депутаты! Есть ли у фракций и депутатских групп вопросы к             
докладчикам?                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Тамара Михайловна Гудима.                                           
                                                                                
Потом - Олег Орестович. Просьба говорить, кому вы задаете вопрос.               
                                                                                
ГУДИМА Т.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Семеновичу Босхолову.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Семенович, выйдите, пожалуйста, на трибуну. К      
вам есть вопросы.                                                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГУДИМА Т.М. Сергей Семенович, я вполне доверяю вам как специалисту, комитету    
- тем более. Но вопрос у меня такого порядка. В вашей мотивировке, так          
сказать, ненужности, отклонения этого законопроекта несколько раз звучало       
слово "несвоевременно". Что вы имеете в виду под "несвоевременно"?              
Недостаточно тревожит нас сегодняшний уровень госбезопасности?                  
                                                                                
И второй, более важный и с этим связанный, вопрос. Как вам видится система      
координации?                                                                    
                                                                                
БОСХОЛОВ С.С. Спасибо за вопросы.                                               
                                                                                
Дело в том, что, когда я говорю "несвоевременно"... Вы понимаете, это           
очередная реорганизация специальных служб. С 1990 года, когда началась          
реорганизация, эта будет уже шестая по счету. И каждая реорганизация, которая   
проводилась, наносила колоссальный ущерб. Мы опять ввергаем наши специальные    
службы в очередную реорганизацию. Вот в чем заключается несвоевременность.      
                                                                                
А то, что недостаточная безопасность, - это, конечно же, не аргумент.           
Наоборот, нас очень тревожит та ситуация, которая складывается в деятельности   
специальных служб по обеспечению национальной безопасности страны.              
                                                                                
И Комитет по безопасности, видимо (если до нового года мы успеем провести       
работу), после нового года планирует созвать закрытое совещание руководителей   
специальных служб и обсудить с ними проблемы взаимодействия и координации их    
деятельности.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Миронов Олег Орестович.                                   
                                                                                
Я вижу всех, коллеги, вижу.                                                     
                                                                                
МИРОНОВ О.О., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Васильевичу.                                             
                                                                                
Безусловно, нас заботит государственная безопасность нашего Отечества, но мой   
вопрос, связанный с этим законопроектом, связан и с проблемой прав и свобод     
личности. Не угрожает ли это законным правам и интересам лица, гражданина       
России, когда создается такой могучий специальный орган государственной         
безопасности, который концентрирует в себе многочисленные службы? Это первое.   
                                                                                
Второе. В статье 2 вы называете систему органов безопасности и пишете           
(последний пункт): войска. Какие войска? Войска министерства госбезопасности    
или какие-то иные?                                                              
                                                                                
И наконец, в статье 21, часть 4, вы говорите о том, что не могут привлекаться   
к конфиденциальному содействию на контрактной основе для работы в этих          
органах депутаты, судьи, прокуроры и так далее. А вот если привлекались лица    
к такой деятельности, могут ли они в дальнейшем быть депутатами, судьями,       
прокурорами? Или мы сейчас, после принятия этого закона, начнем проводить       
анализ депутатского корпуса и искать в этом какой-то криминал, как это (мы      
видим) в странах Балтии делается: если кто-то служил в органах КГБ, так его     
объявляют чуть ли не врагом Отечества?                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скурихину Сергею Васильевичу включите микрофон.           
                                                                                
СКУРИХИН С.В. Спасибо, Олег Орестович.                                          
                                                                                
Вы правильно отметили обеспокоенность за права и свободы граждан именно в       
этой системе безопасности. Поскольку на сегодняшний день существует более       
десяти структур, занимающихся органами безопасности, проконтролировать каждую   
из них, как они соблюдают права и свободы каждого гражданина, практически       
невозможно. Если будет единая система, отвечающая за безопасность, это          
сделать будет гораздо проще. Если вы посмотрите проект закона внимательно, вы   
увидите, как регламентируется с принятием этого закона соблюдение прав и        
свобод.                                                                         
                                                                                
По второму вопросу, по войскам. В свое время у КГБ СССР были в подчинении       
войска. Это были части воздушно-десантных дивизий и других, в том числе и       
пограничных. На сегодняшний день при проведении серьезных мероприятий на        
территории России или за рубежом войск у спецслужб нет.                         
                                                                                
Те подразделения, даже небольшие, под названием "Альфа", "Вымпел" фактически    
разрушены, потому что переводились из одного подразделения в МВД, потом         
обратно. На сегодняшний день в них осталось 2 процента из числа бывших          
сотрудников. Поэтому я считаю, что войска необходимы, пусть это будет           
небольшое количество войск специального назначения для проведения специальных   
операций.                                                                       
                                                                                
По третьему вопросу. Во всем мире всегда были сотрудники спецслужб. Это         
основная, так сказать, деятельность, на чем базируется любая спецслужба. И      
люди переходили в депутаты, журналисты, священники, и нигде это не              
возбранялось. Я думаю, что этого не должно быть и в России.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Столяров, пожалуйста. Вопрос.                     
                                                                                
СТОЛЯРОВ Н.С., депутатская группа "Российские регионы".                         
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Семеновичу. Уважаемый Сергей Семенович, в заключении     
Комитета по безопасности говорится, что все представители заинтересованных      
ведомств высказались против. Какие аргументы помимо упомянутых вами при этом    
приводились?                                                                    
                                                                                
И вопрос к Владимиру Александровичу. Все мы, в том числе и вы, как Первый       
заместитель, озабочены тем, чтобы дать зеленый свет приоритетным законам. Как   
могло случиться, что мы сегодня, собравшись на внеочередное наше заседание,     
рассматриваем заведомо обреченный закон, против рассмотрения которого           
высказались практически все комитеты и ведомства?                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я отвечу.                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Семенович.                                                   
                                                                                
БОСХОЛОВ С.С. Основными аргументами были те, которые я назвал, но к ним еще     
добавлялся такой психологический аргумент. Уже адаптировались сотрудники        
ФАПСИ, внешней разведки и ФСБ к своей непосредственной деятельности. Поэтому    
объединение в единой структуре - это же опять психологическая ломка всей        
работы.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Сергеевич, на ваш вопрос я отвечаю, что ни я,     
как Первый заместитель, ни Совет Думы не имеют права снять ни одного            
законопроекта, внесенного в Государственную Думу. Мы обязаны его рассмотреть,   
если только законопроект не снят автором законодательной инициативы.            
                                                                                
Мы стремимся выдерживать приоритеты, но мы не можем отказывать любому           
депутату, любому автору законодательной инициативы в праве вынести вопрос на    
пленарное заседание и его рассмотреть.                                          
                                                                                
Вишняков Виктор Григорьевич. Пожалуйста.                                        
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г., фракция Либерально-демократической партии России.                
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Васильевичу. Нет, лучше все-таки к Сергею Семеновичу.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К Сергею Семеновичу.                                      
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. К Сергею Семеновичу.                                              
                                                                                
Согласно статье 71 Конституции оборона и безопасность относятся к ведению       
Российской Федерации, в том числе, следовательно, и к ведению Государственной   
Думы. И Государственная Дума устанавливает систему органов исполнительной       
власти, порядок их организации и деятельности.                                  
                                                                                
И вот первый вопрос, который я задаю в этой связи. Откуда вы взяли, что         
Президент утверждает эту структуру? Откуда это взято? Ведь в части 1 статьи     
112 говорится о том, что Правительство лишь только предлагает на утверждение    
эту структуру.                                                                  
                                                                                
И отсюда второй вопрос. Не является ли тот аспект разрушительности (я имею в    
виду как результат раздробленности) именно следствием того, что Президент       
единолично и раньше, и сейчас решает проблемы реорганизации? Разве мы           
виноваты в том, что сейчас такая проблема - проблема раздробленности -          
существует? Объективно, видимо, есть какие-то вопросы, связанные с              
координацией.                                                                   
                                                                                
И третий, вытекающий отсюда вопрос. Он связан с тем, что если мы посмотрим на   
роль Государственной Думы в этом аспекте, то она, к сожалению, если сравнить    
ее с ролью Конгресса, абсолютно беспомощная. Я имею в виду практику             
Конгресса. Существует множество структурных подразделений, форм контроля со     
стороны различного рода комитетов, где действительно заслушиваются все эти      
секретные службы и так далее. Почему в этом законопроекте и сейчас в этой       
вашей позиции как раз контроль со стороны Государственной Думы как              
представительного органа власти полностью отсутствует?                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Семенович Босхолов.                    
                                                                                
БОСХОЛОВ С.С. Уважаемый коллега Вишняков, спасибо за замечание. Я               
действительно, наверное, не так высказался. Государственная Дума должна         
играть существенную роль. И если ответить кратко на все три вопроса, то         
встает задача: разработать отдельный законопроект, федеральный закон о          
контроле за деятельностью спецслужб. Такая идея была выдвинута еще в            
Государственной Думе прошлого состава. И мы с Виктором Ивановичем Илюхиным      
проект разработали, но, к сожалению, мы не смогли его внести на рассмотрение    
Государственной Думы. Слишком много там специальных вопросов, над которыми      
еще много надо работать.                                                        
                                                                                
Действительно, Конгресс Соединенных Штатов Америки обладает колоссальным        
воздействием на специальные службы, и директор ФБР Луис Фри треть своего        
времени проводит в Конгрессе - на заседаниях специального комитета по           
контролю за деятельностью спецслужб. Но, к сожалению, наша Конституция,         
которую мы приняли в 1993 году, не позволяет осуществлять такой вид             
парламентского контроля. У нас только контроль за финансами и за бюджетом.      
Вот если нам удастся в Конституцию внести соответствующую поправку, которая     
позволяла бы Федеральному Собранию осуществлять контроль за деятельностью в     
том числе и спецслужб, то такой закон, конечно же, будет архиважен, и его       
надо будет немедленно принимать.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гоман.                                            
                                                                                
ГОМАН В.В., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера,     
депутатская группа "Российские регионы".                                        
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Васильевичу Скурихину.                                   
                                                                                
Безусловно, надо эти проблемы деятельности органов госбезопасности              
урегулировать с помощью федеральных законов, поскольку эти проблемы носят       
колоссальную общественную значимость и так далее.                               
                                                                                
Но вот, учитывая позиции Президента, Правительства, комитетов головных по       
данной проблематике, учитывая предложения провести, так сказать, дискуссию по   
широкому кругу вопросов деятельности органов госбезопасности через              
парламентскую процедуру, парламентские слушания, не целесообразно ли было бы    
все-таки согласиться с предложениями коллег широко обсудить эту проблему на     
парламентских слушаниях и потом, так сказать, согласовав позиции, внести как    
бы согласованную версию проекта федерального закона для того, чтобы мы, по      
сути говоря, не теряли время?                                                   
                                                                                
Но поскольку нет поддержки со стороны головных комитетов, видимо, очевиден      
результат: все-таки проект федерального закона будет отклонен.                  
                                                                                
Почему не пошли, не отработали в режиме согласительных процедур данную          
законодательную инициативу?                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Скурихин, пожалуйста.                             
                                                                                
СКУРИХИН С.В. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
Когда обсуждался данный законопроект на заседании Комитета по безопасности, я   
там присутствовал. В тот момент присутствовали на заседании комитета 8          
депутатов и около 30 человек из руководства спецслужб. Все спецслужбы были      
категорически против. Почему? Я могу вам в двух словах объяснить.               
                                                                                
На сегодняшний день каждая спецслужба, так сказать, уединилась. Генералов       
стало во много раз больше. Разве они захотят объединиться обратно? Никогда. И   
соответственно шло сильнейшее давление на членов комитета. Из восьми двое       
поддержали законопроект, остальные шесть человек были против.                   
                                                                                
Вы рассматриваете вопрос дискуссии. Дискуссия - это не что иное, как затяжка    
решения данной проблемы на неопределенное время. Ситуация в стране с            
преступностью, с коррупцией, с воровством настолько серьезна, что, если мы      
затянем решение этой проблемы на неопределенное время, нам нечего будет         
сохранять в стране, страна разрушится.                                          
                                                                                
Вот почему я настаивал и настаиваю, чтобы этот законопроект был рассмотрен в    
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Венгеровский.                                     
                                                                                
ВЕНГЕРОВСКИЙ А.Д. Я задам вопрос, но хотел бы и выступить. В сущности...        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас мы задаем вопросы, Александр Дмитриевич.           
                                                                                
ВЕНГЕРОВСКИЙ А.Д. Да, я понимаю.                                                
                                                                                
Сущность моего вопроса в следующем. По закону о внешней разведке, который мы    
с вами приняли, которым мы руководствуемся, так же как, и спецслужбы, за        
Государственной Думой закреплена довольно серьезная функция контроля,           
во-первых, формирования бюджетов этих организаций, а во-вторых, контроля их     
расходования, ибо этим занимается Счетная палата.                               
                                                                                
В процессе подготовки такого закона, я думаю, был проведен серьезный,           
тщательный анализ тенденции: увеличиваются ли средства государственного         
бюджета на такую деятельность либо уменьшаются?                                 
                                                                                
Поэтому у меня вопрос, во-первых, к комитету, ибо я представляю другой          
комитет - Комитет по международным отношениям, где есть подкомитет по           
вопросам разведки. Является ли у нас сегодня функция контроля за бюджетным      
финансированием основной в Комитете по безопасности?                            
                                                                                
И во-вторых, вопрос - к Скурихину. В свое время выделение внешней разведки из   
структуры КГБ привело к тому, что было закрыто 32 резидентуры как раз на тех    
направлениях, откуда сейчас расширяется НАТО. Не ожидает ли он, что очередная   
реорганизация приведет к тому, что мы утратим способности многих служб,         
наращенные за время реорганизаций, в том числе и в области военной разведки,    
политической и иной?                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Босхолов, пожалуйста. Босхолов, пожалуйста. Ну    
вы же докладчик!                                                                
                                                                                
БОСХОЛОВ С.С. Вопрос, конечно, очень интересный. Но, может быть, Виктор         
Иванович на него ответил бы лучше. Я вот не помню случая, когда бы мы...        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну давайте тогда не будем терять время.                   
                                                                                
Виктор Иванович Илюхин, пожалуйста.                                             
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Уважаемые коллеги, я хотел бы уточнить и подправить сказанное       
Сергеем Васильевичем. Кворум для работы в Комитете по безопасности - минимум    
12 человек. И никогда он не садился за работу в меньшем составе. Это один       
момент.                                                                         
                                                                                
Второй момент. Сергей Васильевич, я еще раз заявляю, ни один депутат Комитета   
по безопасности никогда не шел на поводу у кого-то, хотя может быть какое-то    
определенное давление, психологическое, информационное давление. И оно есть     
со стороны министерств и ведомств. И от этого никуда не уйдешь, потому что      
анализируешь информацию.                                                        
                                                                                
Я могу сказать, что восемь человек из тех присутствующих голосовали за то       
заключение, которое мы сегодня обсуждаем, и два человека просто, как            
говорится, воздержались при голосовании.                                        
                                                                                
Что касается контроля за бюджетом. Это ответ депутату Венгеровскому. К          
сожалению, случилось так, что подкомитет-то вы создали в Комитете по            
международным делам, а вся черновая работа и по Службе внешней разведки опять   
за нами, в том числе и бюджет за нами. И мы его анализируем. Сегодня создана    
комиссия по закрытой части бюджета, а ваших представителей нет.                 
                                                                                
Могу также отметить, что ежеквартально, за полугодие всем депутатам мы          
представляем информацию о выполнении текущего бюджета. И те позиции, которые    
мы хотели бы видеть в будущем бюджете, мы также анализируем, все службы, где    
это надо, мы всегда поддерживали и контролировали.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Скурихин, ваш вопрос.                             
                                                                                
СКУРИХИН С.В. Что касается вопроса о снижении количества резидентур - да, это   
так. Но я бы хотел ответить коллеге Венгеровскому следующим образом.            
                                                                                
Если вы так осведомлены о деятельности наших резидентур за рубежом,             
посмотрите, что сейчас происходит. Там появилось дублирование со стороны всех   
структур. И чем они занимаются? Одним и тем же вопросом! Появилось ФАПСИ        
сейчас, чего раньше не было, продолжают работать СВР, ФСБ, ГРУ. Это ли не       
трата денег, причем бессмысленная трата денег?! Так же и у нас в стране.        
Зачастую спецслужбы работают по одному и тому же объекту или по одному и тому   
же человеку. И бывает, что натыкаются друг на друга, мешают работе друг         
друга. Вот в этом и заключается суть координации действий спецслужб.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, еще человек 15 записались. Может      
быть, мы прекратим задавать вопросы и перейдем к выступлениям?                  
                                                                                
Я ставлю на голосование предложение прекратить задавать вопросы. Прошу          
определиться.                                                                   
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                 С.П.Горячева                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто без карточки?                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              220 чел.             94,4%                        
Проголосовало против           13 чел.              5,6%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    233 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Есть. Тогда в соответствии с    
Регламентом я должна предоставить слово сначала представителям фракций и        
депутатских групп, а потом - депутатам.                                         
                                                                                
От Компартии Российской Федерации желает кто-то выступить? Виктор Иванович      
Илюхин.                                                                         
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Уважаемые коллеги, я хотел бы очень коротко добавить к тому, что    
уже высказал Сергей Семенович, ибо здесь у нас совпадение мнений. То, что       
сегодня предлагается, сама попытка решить эту проблему, действительно           
заслуживает самого пристального внимания. Но что нас беспокоит? Беспокоит, по   
сути дела, попытка механического соединения различных служб, которые имеют      
свои, разные направления деятельности. Это первое.                              
                                                                                
Второе. Мы хорошо понимаем, что сегодняшний законопроект недостаточно           
подготовлен, чтобы решить эту проблему. Но если уж вносится законопроект об     
объединении государственных структур, то надо одновременно пересматривать все   
действующее законодательство. Это минимум 40 законодательных актов, которые     
мы с вами с основном и принимали, - закон о ФСБ, закон о Службе внешней         
разведки и так далее. Я хочу сказать, что реорганизация этих служб сегодня      
повлечет значительные материальные затраты, может быть, большие, чем            
разъединение этих органов. Способны мы пойти на это? Нет, не способны.          
                                                                                
Еще один важнейший довод, к которому я бы просил прислушаться всех. Мы с вами   
начали большую военную реформу. Начали ее и, по сути дела, не можем выйти из    
кризисного состояния, в котором оказались Вооруженные Силы. Если вы хотите      
сегодня привести в такое же кризисное состояние органы государственной          
безопасности, то это можно сделать. Но я заявляю: тогда под вопрос              
действительно будет поставлена национальная безопасность. Вооруженные Силы на   
грани раскола, на грани краха, в такую же ситуацию мы можем поставить и         
органы безопасности.                                                            
                                                                                
Я имею в виду еще один момент. Конечно, возрождение КГБ, этого мощного          
разведывательного, контрразведывательного органа, может быть, и желательно.     
Но не надо забывать диалектику: возродить то, что было, войти дважды в одну и   
ту же реку невозможно. Надо искать другие выходы, надо искать другие пути       
решения, другие формы объединения - агентурные, оперативные, разведывательные   
и информационные.                                                               
                                                                                
И последнее, о чем я хотел бы сказать. Накануне обсуждения руководители         
спецслужб, министерств и ведомств еще раз подтвердили, что они не готовы        
сегодня к тому решению, которое предлагается. Поэтому то, о чем говорил         
Сергей Семенович, - проведение серьезнейших парламентских слушаний по этой      
проблеме, - это необходимо. И только после этого выходить на проблему           
объединения наших спецслужб.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович Жириновский, пожалуйста.               
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В.В., руководитель фракции Либерально-демократической партии        
России.                                                                         
                                                                                
Я хочу высказать мнение, что как раз давно уже назрела необходимость принятия   
такого закона, поскольку сегодня количество лиц, которые ведут антироссийскую   
деятельность (имеются в виду шпионы, диверсанты, агенты) на территории          
России, больше, чем это было в 1918 году, когда рухнуло государство. То есть    
мы имеем такие последствия, как будто бы год назад вообще разрушилось наше      
государство. Такие условия плюс большое количество иностранных советников во    
всех наших ведомствах, исчисляемое десятками тысяч граждан, которые тоже вели   
в основном работу, подорвавшую экономическую мощь страны, к тому же открытые    
границы - все это как раз и требует сегодня мобилизации наших органов           
государственной безопасности.                                                   
                                                                                
Когда пытаются дать оценку, вспоминают прошлое... Никто не говорит, чтобы они   
вернулись к прошлому статусу, связанному с какой-то одной политической          
структурой. Речь идет о будущем. Нам говорят, что возрождают эти спецслужбы,    
они подчиняются все, так сказать, кремлевскому руководству. Раз их оно, то      
кремлевское руководство, разъединило и предоставило им эти отдельные посты и    
отдельные сферы влияния, они, естественно, не могут быть в этом случае          
объективными. Как раз Государственная Дума могла бы выполнить здесь роль        
объективного, так сказать, судьи. И когда говорится, что это потребует          
значительных денег, средств, - это тоже совершенно необоснованно, потому что    
именно из-за отсутствия сильных спецслужб огромное количество денег постоянно   
уходит из страны, и никто этого остановить не может.                            
                                                                                
В кадровой работе - то же самое. В руководстве, на важных постах появляются     
люди, не только не являющиеся гражданами России, но даже граждане иностранных   
государств и с темным прошлым. Этого тоже никто не может остановить.            
                                                                                
Проблемы национальных конфликтов, кризисные ситуации на юге могут решить        
только войска КГБ, если они будут созданы. Мы увидели, что случилось с          
армией, когда ее использовали в этих целях. И войска МВД тоже для этого не      
предназначены. А количество таких конфликтов у нас, к сожалению, будет расти,   
ибо ситуация складывается отрицательно в этом отношении. Мы сами себя           
разоружаем! Сами говорим, что, мол, не надо нам мощных спецслужб, нам это       
дорого, так сказать, а если кто-то нам мешает жить и работать, - ну, что        
делать, мы с ними бороться не сможем. Это все равно что эпидемия. Возьмите      
простой пример. Сегодня большой урожай пшеницы - все это понимают. А откуда     
появилась саранча в районах нижнего Поволжья - этого не понимают. И через год   
нам скажут: "Вы знаете, урожай был большой, но саранча сожрала всю нашу         
пшеницу, и нам придется снова закупать ее в США". Кто даст ответ, как это       
случилось? Прокурор? Нет, не даст. МВД? Нет. Только мощные структуры            
спецслужб. Или появилась оспа у овец в Дагестане. Это единственный район,       
откуда мы получаем шерсть. На будущий год нам скажут: "Нет шерсти, мы не        
можем производить одежду, надо все закупать за рубежом - сдохли овцы в          
Дагестане". Кто этому причина?                                                  
                                                                                
Ведь сегодня уже не надо каких-то новых видов оружия. Мы даже не знаем, что     
происходит. Сколько людей обращаются с тем, что их кто-то там облучает!         
Сколько появляется больных людей! Появляются эпидемии, болезни, с которыми      
наши врачи не могут бороться. А условий для их появления у нас нет. Значит,     
это все занесено из других регионов. Кто с этим будет бороться? Вы понимаете,   
что ситуация намного сложнее и острее? Ведь та же пресса специально все это     
не подает. Она подает только негатив в отношении наших всех спецслужб, как и    
в отношении депутатского корпуса.                                               
                                                                                
А мы говорим: нет, не надо, мы не будем защищаться, нам и так хорошо, пусть     
так останется, давайте парламентские слушания проводить... Парламентские        
слушания можно проводить, никто не мешает, но кто мешает принять законопроект   
в первом чтении и дальше над ним работать? Поэтому ссылки на то, что в          
Комитете по безопасности кто-то там против, - это тоже нас не должно            
останавливать. Это должно вызывать удивление и подозрение. Если Комитет по      
безопасности не хочет принять более мощный закон, укрепляющий спецслужбы, то    
тогда уже комитет превращается в комитет антибезопасности. Он должен быть       
инициатором, он должен жарко отстаивать здесь! Даже если это будет плохой       
закон, но хоть что-то улучшится в деятельности спецслужб, они должны            
защищать. То есть это уже должно вызывать подозрения. А у нас это не вызывает   
подозрений, мы хотим спокойненько отложить, и еще появляется депутат, который   
говорит: вообще зачем вынесли? Этот депутат носит погоны, так сказать, и тоже   
является, по-моему, членом Комитета по обороне. Он вообще считает, что даже     
обсуждать не надо, уже все распределили, все знают, кто на что способен и как   
дальше нам жить.                                                                
                                                                                
Поэтому все ссылки, упреки, замечания о том, что не надо принимать данный       
закон, как раз и говорят о том, что надо его принимать, чтобы нам понять        
причины, почему определенная часть депутатского корпуса не хочет принять        
такой закон, почему определенная часть руководителей спецслужб не хочет         
принять такой закон, почему мы ссылаемся на то, что нет денег, но не хотим      
понять, а почему их нет у нас, этих денег. У нас их и не будет постоянно!       
                                                                                
Я здесь выступаю за то, чтобы данный закон принять, ибо у нас действительно     
больше никогда не будет большой войны с возможным нашим иностранным             
противником, но у нас будет огромное количество внутренних конфликтов           
наподобие того, что происходит на Кавказе. Или возьмите разворачивающиеся       
события в Средней Азии. Мы уже предупреждали, что Узбекистан будет втянут в     
эту войну. И он втянут. А если бы были мощные спецслужбы, возможно, смогли бы   
скорректировать нашу политику здесь, в Средней Азии. То есть очень много        
проблем и за рубежом, и внутри.                                                 
                                                                                
Возьмите, того же Бакатина. Он сдал так много секретов наших, что еще долго     
ни один наш бюджет не сможет быть нормальным, поскольку огромные средства       
пошли на компенсацию убытков, которые нанес руководитель этой спецслужбы. Он    
спокойно сидит дома, он отдыхает, получает и пенсию, и гонорары за издание      
своих мемуаров. Это тоже слабые спецслужбы. Кого поставили во главе КГБ в те    
тяжелые 1991-1992 годы? Никакая экономика никогда не позволит нам иметь         
нормальные условия жизни для миллионов наших граждан, если в системе            
спецслужб будут появляться люди, которые предают интересы России, ибо           
огромнейший ущерб нанесли именно они, те, кто пробрался в эти органы и смог     
выдать наши секреты, которые не выдавала никогда ни одна спецслужба ни одного   
иностранного государства.                                                       
                                                                                
И кто это остановит? Сегодня кто-то может подтвердить и сказать, что у нас в    
руководстве Генерального штаба нет людей с проамериканской ориентацией,         
подготовленных там, непосредственно на территории США? В МВД таких нет? В       
ФСБ? Может какой-нибудь депутат подняться и сказать? Или наоборот, назвать      
фамилии генералов, которые уже поставлены заместителями руководителей этих      
силовых ведомств, чтобы их заменить на определенном этапе. Потом что мы будем   
делать, когда наступит, так сказать, полное разоружение наших Вооруженных       
Сил, их не будет, а спецслужбы будут деморализованы?                            
                                                                                
Это же все имеет опасность для нас даже большую, чем продовольственная          
опасность! Наши люди могут, понимаете, и из травы суп сварить, но если нас      
блокируют спецслужбы иностранные... Мы же с вами до сих пор не знаем, на        
каком основании иностранные спецслужбы участвовали в событиях октября 1993      
года. По-английски отдавались команды! И снайперы иностранные стояли на         
крышах, расстреливали ваших же товарищей, чью годовщину смерти вы отмечаете     
каждый год в октябре, но не можете понять причины, кто их убил и как это все    
произошло. Сколько событий даже в последнее время происходит!                   
                                                                                
Это будет происходить. Мы должны все это знать. Мы не знаем поднаготную тех     
руководителей, которые находятся на ключевых постах, наших губернаторов         
некоторых. Что происходит на Дальнем Востоке? Япония уже восстала! Сегодня      
наши рыбаки закидали Японию морепродуктами. Япония не выдерживает. А почему     
эти морепродукты к нам не идут? Кто здесь виноват? Губернатор Приморского       
края, или наше ведомство, занимающееся рыбой, или криминальные структуры?       
Только служба безопасности может помочь.                                        
                                                                                
Вчера рванула казарма на юге Дагестана. Кто вам ответит? Участковый             
милиционер Дагестана? Погибло бы несколько десятков наших генералов и           
офицеров! А до этого - пограничники, дом был взорван. Кого-нибудь раскрыли      
вам? А убиты депутаты - раскрыты убийства? Убиты журналисты, священники -       
раскрыты убийства? Отмечают годовщины... Никогда не раскроют эти убийства,      
пока не будет мощных спецслужб! Что там Влад Листьев, пропал депутат у          
коммунистов - Поляков. Ну, где он, депутат? Это что, овца забрела не туда?      
Депутат пропал несколько лет назад - и вам до лампочки?! Ваш товарищ исчез,     
вы даже труп его не можете похоронить, и при этом вы говорите: не надо          
спецслужбы укреплять, не надо нам заниматься государственной безопасностью...   
Значит, вы ждете, когда пожар войдет в дом к каждому из вас, и вы увидите,      
что пожарные приехали без воды. Тогда будем думать: что это такое с нашими      
пожарными делается, они приезжают на пожар без воды...                          
                                                                                
Вы должны все это понять, осознать и, наоборот, способствовать тому, чтобы      
были созданы мощные органы государственной безопасности.                        
                                                                                
Сегодня на территории страны находятся миллионы иностранцев. Они должны быть    
выведены с территории страны. Кто это сделает? МВД? Нет. Кто даст точный        
ответ, как они появились? Вы понимаете, что нам придется заниматься             
нацменьшинствами, состоящими из китайцев, из афганцев? Принимать будем бюджет   
- как их кормить, содержать, им будем строить дома... Не очередникам в наших    
городах, не бесквартирным офицерам, а иностранцам, уже миллионы и миллионы      
которых незаконно находятся на территории России! Завозится постоянно вредные   
(отрава!) продукты питания. Ну, пограничники остановили отравленный спирт на    
границе Осетии с Грузией. А кто все остальное остановит? Санитарные врачи?      
Таможня? Никто не остановит. Микрофон отключен.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я, вообще-то, попрошу регламентную группу следить за      
временем. По статье 51 - до пяти минут для выступления при обсуждении           
законопроекта. Пожалуйста, следите за временем.                                 
                                                                                
Слово - представителю "НДР".                                                    
                                                                                
Депутат Гребенников.                                                            
                                                                                
ГРЕБЕННИКОВ В.В., фракция "Наш дом - Россия".                                   
                                                                                
Фракция "Наш дом - Россия" поддерживает мнение комитета о нецелесообразности    
принятия данного законопроекта.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "ЯБЛОКО".                                                 
                                                                                
Депутат Борщев.                                                                 
                                                                                
БОРЩЕВ В.В. Благодарю вас.                                                      
                                                                                
Мне кажется, что и дискуссия по этому законопроекту, и тот факт, что он         
вынесен, - это тревожный симптом в деятельности нашей Думы и вообще в           
политической деятельности, который мы сегодня наблюдаем. Тот факт, что          
законопроект вынесен без процедуры парламентских слушаний и авторы считают      
это не только нормальным, но и обоснованным, у нас должен вызывать тревогу.     
Законопроект касается не только жизни ведомств, а они действительно должны      
были все сказать свое слово, и это должно было быть достаточно серьезное        
обсуждение. Этот законопроект касается жизни миллионов и миллионов наших        
граждан. Есть опасность возвращения к тем традициям, от которых, я полагаю,     
мы навсегда отказались. Поэтому без парламентских слушаний такой законопроект   
нельзя было выносить на заседание Думы.                                         
                                                                                
В частности, статья 6, которая касается соблюдения прав и свобод человека, -    
это статья о том, как надо нарушать органам госбезопасности права и свободы     
человека.                                                                       
                                                                                
Законопроект выводит органы государственной безопасности из сферы действия      
УПК. То, что должно регулироваться Уголовно-процессуальным кодексом,            
почему-то регулируется этим законом, и нет согласования с УПК.                  
                                                                                
Статья о контроле за службами - это практически... Отсутствует статья, об       
этом уже говорили.                                                              
                                                                                
Фракция "ЯБЛОКО" выступает против этого закона, будет голосовать против. И я    
считаю, что без серьезного разговора, без парламентских слушаний, такие         
законопроекты выносить на заседание Думы нельзя.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аграрная депутатская группа. Красников Дмитрий            
Федорович.                                                                      
                                                                                
КРАСНИКОВ Д.Ф., председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и      
организации работы Государственной Думы, Аграрная депутатская группа.           
                                                                                
Спасибо, Светлана Петровна.                                                     
                                                                                
Несмотря на яркое выступление Владимира Вольфовича, все-таки есть смысл         
согласиться и поддержать выступление Виктора Ивановича Илюхина. Я это           
обосновываю тем, что безопасность страны обеспечивается не только тем, что      
изложено в нынешней редакции законопроекта. Мы знаем, что существуют вопросы    
безопасности, связанные с внешней угрозой, есть экономическая безопасность,     
связанная с зарубежными интервенциями капитала и вывозом нашего капитала за     
границу, есть также продовольственная безопасность: когда мы за столь           
короткий промежуток съели сталинский запас 15-летний. И эту тему можно было     
бы продолжить.                                                                  
                                                                                
Но нам сегодня, я считаю, надо также учесть и обратить серьезное внимание на    
внешнюю разведку, когда наши, будем так говорить, не совсем порядочные люди,    
уходя за рубеж, выдают секреты. Не случайно мы сегодня наблюдаем судилище во    
Франции, и один из тех (я его хорошо знаю), который организовывал эти все       
операции, в том числе и взрывы на атолле Мороруа и так далее... Поэтому я       
считаю, что в этом законе должны найти соответствующее отражение и те меры,     
которые должны быть предусмотрены для наказания, независимо от того, ушел он    
за рубеж или не ушел, его надо находить, доставлять сюда и наказывать           
соответствующим образом, потому что существуют секреты 25-летней давности, а    
возможно, так сказать, и большей продолжительности. Поэтому именно на           
парламентских слушаниях есть смысл обобщить все эти, будем так говорить,        
глобальные вопросы и после этого приступить к рассмотрению данного              
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, после перерыва я предоставлю слово Александру Дмитриевичу   
Венгеровскому, он просит слова.                                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2233 по 2398 из 3668
Уважаемые депутаты, мы продолжаем рассмотрение пункта 5 порядка работы. Я       
предоставляю слово представителю группы "Народовластие", если есть желающие     
высказаться.                                                                    
                                                                                
Депутат Шаклеин.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, включите ему микрофон.                                              
                                                                                
ШАКЛЕИН Н.И., депутатская группа "Народовластие".                               
                                                                                
Уважаемые коллеги! Сама по себе инициатива разработчиков закона по такой        
важной проблеме, как государственная безопасность, заслуживает одобрения, и     
можно согласиться с тем, что этот вопрос можно и нужно регулировать законом     
Российской Федерации, нужно нам заниматься и безопасностью, и укреплением       
спецслужб. Но тем не менее принимать концепцию закона, предусматривающую        
очередную реорганизацию органов, без учета мнений не только профильных          
комитетов, Президента, Правительства, но и российских ведомств, которые         
непосредственно занимаются государственной безопасностью, конечно же, по        
нашему мнению, по мнению большинства нашей группы, будет не правильным.         
Поэтому наше предложение: продолжить работу над данным законопроектом до        
отрегулирования всех концептуальных положений.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Группа "Российские регионы". Есть желающие высказаться? Нет. Хорошо. Просил     
слова депутат Венгеровский Александр Дмитриевич.                                
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ВЕНГЕРОВСКИЙ А.Д. Уважаемые коллеги! Конечно, то, что сегодня был представлен   
закон, в котором выражается тревога о будущем нашего государства и о методах    
решения тех проблем, которые стоят перед нами, понятно. И очень много           
выступлений было связано с эмоциями. Я бы хотел коснуться практической          
стороны этого дела.                                                             
                                                                                
Если брать за модель те государства, которые давно занимаются                   
разведывательной и иной деятельностью, то здесь все приходят к модели           
Соединенных Штатов Америки. И надо сказать, что те реорганизации, которые       
прошли у нас в России, во многом совпадают с моделью, скажем так,               
предложенной в свое время конгрессменами, законодателями США. У нас есть        
Федеральное агентство правительственной связи и информации - аналог             
Национального агентства безопасности, у нас есть ФСБ, которая является          
аналогом, на мой взгляд, их Федерального бюро расследований. Короче говоря, у   
нас - почти как у них. Единственное, чего у нас нет, это действительно          
выверенной концепции национальной безопасности: кто враг, кто друг; у нас нет   
сегодня достаточно средств, чтобы поддерживать эти службы в достойном           
состоянии.                                                                      
                                                                                
Поэтому я предлагаю не отмахиваться от той части законодательной наработки,     
которую сделал депутат Скурихин, и по мере наработки и принятия концепции       
национальной безопасности, когда, опять повторяю, будет ясно, кто и что,        
все-таки отрегулировать взаимоотношения наших спецслужб. В Америке есть такое   
понятие, как "содружество разведслужб". У нас такое содружество тоже в          
проекте есть. Может быть, они не друзья, но, во всяком случае, в чем-то         
товарищи. И по мере принятия концепции национальной безопасности разработать    
закон, который регулировал бы деятельность этих разведслужб, а также            
отношение к ним Президента, парламента и иных структур государственной          
власти.                                                                         
                                                                                
То, что произошло разделение спецслужб, не страшно. Ленин говорил (сейчас       
принято его цитировать), что прежде, чем объединиться, нужно разъединиться.     
Вот это разъединение привело к новому качеству. Это новое качество мы не        
должны потерять.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Похмелкин.                                        
                                                                                
Включите микрофон депутату Похмелкину. Простите. Депутат Митрохин.              
                                                                                
МИТРОХИН С.С. Уважаемые депутаты! Создается впечатление, что при разработке     
этого проекта за нормативный образец был взят не КГБ СССР в том виде, в         
котором он последние десятилетия существовал, а Министерство государственной    
безопасности, возглавлявшееся в свое время Лаврентием Павловичем Берия. И по    
странному стечению обстоятельств совпадает даже название предлагаемой в         
законопроекте структуры. Различие между этими двумя типами безопасности очень   
простое: КГБ СССР все-таки находился под определенным коллегиальным контролем   
в лице Политбюро, а предлагаемая в законопроекте структура фактически           
завязана на одно лицо, так же как это и было при Берии. И всем известно, чем    
эта история с созданием таких структур в нашем государстве кончилась.           
                                                                                
Вот когда Владимир Вольфович выступал, он обвинял руководителей нынешних        
спецслужб в том, что они находятся на службе у западных разведок и так далее.   
Так, извините, если мы создадим такого монстра, где власть будет полностью      
сконцентрирована в руках одного человека, руководителя этого ведомства, не      
находящегося ни под каким реальным общественным контролем, то где гарантия,     
что и это сверхведомство не возглавит какой-нибудь шпион иностранный?           
Гарантия могла бы быть, если бы в законопроекте были предусмотрены              
возможности эффективного контроля за деятельностью этой организации, но         
этих-то механизмов в законопроекте мы не видим.                                 
                                                                                
Когда здесь выступал разработчик законопроекта, заключение его выступления я    
понял таким образом, что все, кто не голосует за данный проект,                 
заинтересованы в разрушении страны и состоят на службе у иностранных            
разведок. Но мне кажется, что это же обвинение можно переадресовать и           
разработчику данного законопроекта, который в лице вот этого ведомства,         
которое он предлагает, навязывает нам в дополнение к уже существующим еще       
один мощнейший источник дестабилизации ситуации в стране. К тем угрозам         
безопасности, которые мы имеем в настоящее время, он предлагает добавить еще    
дополнительный источник в лице сверхмощного и абсолютно бесконтрольного         
комитета госбезопасности.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Ивер.                                             
                                                                                
ИВЕР В.М., депутатская группа "Народовластие".                                  
                                                                                
Уважаемые товарищи! На мой взгляд, давно назрела необходимость обсуждения       
этого очень важного вопроса. В ФСБ, ФАПСИ, Службе внешней разведки сегодня      
сохранились наиболее квалифицированные, некоррумпированные и сильные кадры, и   
они испытывают серьезнейшие трудности в материальном обеспечении своей          
деятельности. Ну, и разрозненность, разобщенность их деятельности, на мой       
взгляд, не приносит пользы нашему государству.                                  
                                                                                
Я приведу такой пример. Недавно службы ФСБ задержали десятки килограммов        
золота и вернули их государству, но они не могли найти денег для того, чтобы    
поощрить тех работников, которые отличились. Сегодня у них очень низкая         
техническая оснащенность: нет компьютеров, нет других средств для ведения       
своей оперативной деятельности.                                                 
                                                                                
Если же говорить по сути о данном законопроекте, то я бы его поддержал. Но я    
хотел бы отметить, что руководители спецслужб, которые сегодня высказываются    
против этого законопроекта, находясь в подчинении у Президента Российской       
Федерации, чисто психологически не могут выступить в поддержку этого            
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Наверное, его необходимо будет дорабатывать, конечно же, необходимо будет       
провести парламентские слушания для того, чтобы учесть все стороны              
деятельности. Но кардинальное решение этого вопроса необходимо. Его не могут    
поддержать только те, кто сегодня занимается нечистоплотной деятельностью,      
те, кто разваливает наше государство.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задорнов Михаил Михайлович.                               
                                                                                
ЗАДОРНОВ М.М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету,           
налогам, банкам и финансам, фракция "ЯБЛОКО".                                   
                                                                                
Светлана Петровна, мы уже много дискутировали до перерыва и сейчас              
продолжаем. У меня одно предложение - прекратить прения. Я думаю, что уже       
каждый определился по этому законопроекту. Надо поставить вопрос на             
голосование.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо. Только я должна спросить еще мнение      
представителя Президента. Нет у него никаких замечаний. У представителя         
Правительства? Также.                                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, могу я поставить на голосование вопрос? Хорошо, я ставлю    
на голосование: кто за то, чтобы принять проект постановления о принятии        
этого законопроекта в первом чтении? Прошу голосовать. Определяйтесь            
голосованием.                                                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 44 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              148 чел.             32,9%                        
Проголосовало против          129 чел.             28,7%                        
Воздержалось                   11 чел.              2,4%                        
Голосовало                    288 чел.                                          
Не голосовало                 162 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Ну что же, нужно дорабатывать законопроект.