Заседание № 209

16.10.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (о расширении категории лиц, подлежащих реабилитации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3381 по 3759 из 6323
Пункт 13 повестки дня. Я приглашаю на трибуну Виктора Васильевича Курочкина     
по вопросу о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в   
Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".       
Приготовиться Анатолию Григорьевичу Голову.                                     
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Васильевич. Если можно, кратко.                              
                                                                                
КУРОЧКИН В.В., депутатская группа "Российские регионы".                         
                                                                                
Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты! Как известно, закон "О    
реабилитации жертв политических репрессий" был принят в октябре 1991 года.      
Это был документ действительно исторического значения, так как впервые          
государство признало себя ответственным за репрессии прошлых лет и обязалось    
морально и материально возместить ущерб жертвам произвола и беззакония. Но,     
как оказалось, не всем и не в полном объеме. Практика применения закона         
свидетельствует о том, что он был не лишен существенных недостатков, на         
которые указал, в частности, Конституционный Суд в своем специальном            
постановлении. Устранить эти недостатки попытались авторы данного               
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Скажу сразу, над данным проектом работала вместе с депутатами Государственной   
Думы большая группа работников МВД, Генеральной прокуратуры, ФСБ,               
Администрации Президента и Правительства. Работали те люди, которые             
занимаются практикой применения закона и которые ежедневно сталкиваются с       
репрессированными.                                                              
                                                                                
Теперь по законопроекту. Во-первых, к числу жертв политических репрессий        
наряду с уже имеющими данный статус отнесены дети, родители которых были        
расстреляны или умерли в лагерях и реабилитированы посмертно. Таких детей, по   
данным 1997 года, всего 6386 человек. Надо сказать, что они уже пользуются      
льготами, потому что они практически все прошли Великую Отечественную войну,    
практически все они или инвалиды, или участники войны и имеют эти льготы.       
Данная льгота, которую мы вносим в законопроект, позволяет иметь прибавку к     
пенсии в объеме 50 процентов от минимального размера пенсии, то есть 40 с       
небольшим рублей на каждого человека.                                           
                                                                                
Во-вторых, предлагается распространить действие закона и на детей, постоянно    
проживающих на территории Российской Федерации, родители которых подверглись    
политическим репрессиям, впоследствии были реабилитированы за пределами         
Российской Федерации (таких детей тоже немного), а также на лиц, постоянно      
проживающих на территории России, подвергшихся по решению госорганов            
принудительному выселению в административном порядке по национальному           
признаку. Таких людей, статистика свидетельствует, осталось немного.            
Например, крымских татар было выселено 193 тысячи человек в годы войны. На      
территории России осталось всего несколько тысяч. Остальные вернулись в Крым,   
проживают на территории Украины. Финны - из 12 тысяч осталось не больше 300     
человек на территории Российской Федерации, тех, которые подпадают под          
действие данного закона. Греки, армяне, болгары - всех вместе из 37 тысяч       
осталось 300-400 человек. Из жителей прибалтийских республик остались           
единицы, остальные все вернулись в Прибалтику. Из молдаван - не более 1-2       
тысяч.                                                                          
                                                                                
В-третьих, предлагается признать репрессированными лиц, которые были лишены     
жилых домов в связи с раскулачиванием. К сожалению, статистика по данной        
группе отсутствует, но известно, что в силу естественных факторов в настоящее   
время число их невелико, их возраст - 75-80 лет.                                
                                                                                
В-четвертых, настоящим проектом закона предлагается комплекс мер социальной     
защиты репрессированных и пострадавших от политических репрессий привести в     
соответствие со льготами, предусмотренными законом "О ветеранах". Причем их     
объем по сравнению с действующим законом "О реабилитации..." не расширен.       
Объем льгот идентичен объему льгот, который предусмотрен законом "О             
ветеранах". Таким образом, финансовые средства на льготы дополнительным         
категориям репрессированных потребуются минимальные, не более 10-15 процентов   
от суммы, предусмотренной сейчас на эти цели в федеральном бюджете.             
                                                                                
В-пятых, предлагается дополнить закон статьей, содержащей толкование            
используемых в ней основных понятий, что позволит ввести единообразную          
практику применения данного закона. Обращаю ваше внимание на то, что            
законопроектом предусмотрено исключить из сферы применения действия закона      
лиц, которые в период Великой Отечественной войны входили в состав таких        
подразделений, как "Белорусская оборона", "Казачьи части", трудовые армии и     
подобные формирования, которые состояли из военнослужащих и гражданского        
населения, то есть тех военнослужащих, которые перешли на сторону врага.        
Такие люди, естественно, не могут быть реабилитированы, и законопроект          
специально оговаривает эту норму, чтобы не было двоякого толкования.            
                                                                                
Уважаемые коллеги, принятие настоящего закона явится гуманным актом и будет с   
одобрением воспринято людьми, в отношении которых была допущена                 
несправедливость. Тем более, как известно, ситуация в стране не внушает нам     
уверенности в том, что данный закон не понадобится нам в будущем. Может быть,   
в том числе даже и сидящим в этом зале. Ситуация такая, что мы, в общем-то,     
успешно двигаемся к диктатуре. Так что прошу вас отнестись к данному            
законопроекту с таким же вниманием, с каким мы относились к закону "О статусе   
депутата...". Спасибо за внимание и прошу поддержать данный законопроект.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Васильевич, если можно, без таких мрачных          
прогнозов, пожалуйста. Ближе к тексту законопроекта, если можно. Вы так о       
законопроекте доложили, будто мы тут уже хороним друг друга. Присаживайтесь.    
                                                                                
Слово для содоклада - Анатолию Григорьевичу Голову. Пожалуйста, Анатолий        
Григорьевич.                                                                    
                                                                                
ГОЛОВ А.Г., фракция "ЯБЛОКО".                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по труду и социальной политике рассмотрел            
представленный законопроект. Концепция закона, собственно говоря, состоит из    
двух положений. Одно положение - это приведение исходного закона "О             
реабилитации жертв политических репрессий" в соответствие с решением            
Конституционного Суда. И второе - это большое количество юридико-технических    
уточнений, изменений формулировок с учетом достаточно большого количества       
рассмотренных в суде дел, когда возникали вопросы по формулировкам, по          
отдельным деталям. Здесь авторами проделана достаточно большая работа           
юридико-технического характера. Конечно, эту работу придется продолжить при     
подготовке законопроекта ко второму чтению, потому что даже за это время        
изменились уже тексты ряда законов, и поэтому потребуются некоторые             
уточнения. Но комитет в целом поддерживает концепцию и предлагает поддержать    
этот законопроект.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Депутат Кибирев, пожалуйста.             
                                                                                
КИБИРЕВ Б.Г. У меня вопрос к господину Курочкину, если можно. Уважаемый         
Виктор Васильевич, я изначально с большим уважением и сочувствием отношусь к    
любому человеку, поэтому к той категории лиц, о которых вы сейчас доложили, у   
меня никакого пренебрежительного или неуважительного отношения нет. Но у меня   
такой вопрос. Вот мой отец Кибирев Григорий Петрович погиб в 1943 году в боях   
с фашистскими захватчиками, и я, естественно, рос без отца, а вместе со мною    
- три мои сестры. Вот мы, как дети погибшего за Родину, какие-то льготы имеем   
или нет?                                                                        
                                                                                
И второй вопрос. Сейчас у нас в России минимум 60 миллионов человек живут за    
чертой бедности. Репрессии ли это, недомыслие ли властей, или что, но это -     
тоже страдающие люди. Вот можем мы, опираясь на концепцию вашего закона,        
решить проблемы этих категорий россиян? Благодарю вас.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перед тем, как ответит депутат Курочкин, давайте          
договоримся о времени, а то мы можем очень много на данные вопросы потратить.   
10 минут достаточно будет? Кто за то, чтобы 10 минутами ограничить вопросы?     
Пожалуйста, прошу определиться. Тема интересная, острая, не раз уже             
обсуждалась нами, поэтому надо определить четко порядок ведения. До 10 минут    
- вопросы.                                                                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              185 чел.             99,5%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,5%                        
Голосовало                    186 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Курочкину. И просьба очень кратко        
отвечать.                                                                       
                                                                                
КУРОЧКИН В.В. Уважаемые коллеги, я бы не делил людей на тех, кто погиб в годы   
Великой Отечественной войны и кто был в лагерях. Потому что те, кто             
освободился до войны из лагерей, все они прошли Великую Отечественную войну.    
Многие из них погибли, защищая нашу Родину. Практически не было таких людей,    
кто был в лагерях и кто затем перешел в годы войны на сторону врага.            
Практически таких людей не было. Все они воевали, так же, как и воевали дети    
так называемых врагов народа. Те дети, о которых мы сегодня ведем речь, все     
практически воевали. 6386 детей, родители которых были расстреляны или          
погибли в лагерях, все воевали. Поэтому я бы не подразделял людей на тех, кто   
воевал и кто был репрессирован. Все они пострадали. Да, пострадали. И за это    
должны иметь льготы.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Депутат Мисник.                                                                 
                                                                                
Поднимите, пожалуйста, руки те, кто еще хотел бы задать вопрос.                 
                                                                                
МИСНИК Б.Г., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и   
Дальнего Востока, фракция "ЯБЛОКО".                                             
                                                                                
Уважаемый Анатолий Григорьевич, этот законопроект исключает кого-либо из        
действующего законодательства о признании жертвами политических репрессий, в    
том числе взрослых детей лиц, расстрелянных во время репрессий, или не          
исключает никого, кроме изменников Родины, воевавших в частях, сражавшихся на   
стороне фашистов?                                                               
                                                                                
ГОЛОВ А.Г. Кроме ряда категорий лиц, изменивших Родине и участвовавших в        
военных действиях, карательных операциях, он никого не исключает. Исключается   
ряд льгот, носящих декларативный характер, а по остальным приводится в          
соответствие терминология. Допустим, вместо слов "предоставляется скидка 50     
процентов на лекарства" дается та формулировка, которая приведена в законе "О   
ветеранах". И тому подобные редакционные изменения.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лозинская Жанна Михайловна.                               
                                                                                
ЛОЗИНСКАЯ Ж.М. Спасибо, уважаемый Владимир Александрович.                       
                                                                                
У меня один вопрос к Виктору Васильевичу, а второй - к Анатолию Григорьевичу.   
                                                                                
Виктор Васильевич, объясните, пожалуйста, пункт 6 поправок на странице 3,       
подпункт 2. Чем вам не понравились слова "Красная Армия", "партизаны", "армии   
стран антигитлеровской коалиции", "мирное население". Почему вы их заменяете    
на редакцию: "трудармии", "специальные формирования "Белорусская оборона",      
"Казачьи части" и "полиция"? Это вам вопрос.                                    
                                                                                
Второй вопрос к Анатолию Григорьевичу по пункту 13 вносимых изменений. Здесь    
вы прописываете такую норму: постоянно проживающим на территории Российской     
Федерации реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от          
репрессий, а также членам их семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий,   
предоставляется право на первоочередное бесплатное получение жилья. Это         
тогда, когда, кроме Москвы, эта норма практически сегодня не работает,          
поскольку полностью изменились государственные приоритеты в области жилищной    
политики. Зачем вы эту норму сюда прописываете, если она совсем не будет        
работать? И вообще ее не надо даже, на мой взгляд, принимать.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Курочкин.                                     
                                                                                
КУРОЧКИН В.В. Уважаемая Жанна Михайловна, на самом деле мы расширяем            
категорию людей, которые не подлежат реабилитации. Понимаете? Если по           
действующему закону не подлежат реабилитации те, кто участвовал в карательных   
акциях, кто занимался шпионажем и так далее, то мы добавляем к этой категории   
еще тех, кто был в строительно-трудовых армиях, создававшихся гитлеровцами.     
Такие люди не подпадали под действующий закон. Мы расширяем, мы говорим, что    
люди из этих трудовых армий, созданных немцами под такими названиями, как       
"Белорусская оборона", "Казачья часть" и так далее, тоже не должны подлежать    
реабилитации. Вот смысл этой поправки.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Григорьевич, отвечайте на заданный   
вам вопрос.                                                                     
                                                                                
ГОЛОВ А.Г. Этот вопрос все-таки больше к авторам, чем к комитету, потому что    
они создавали закон. Но вот я сравниваю два текста закона - старый и новый.     
Здесь дана новая редакция статьи 16, в которой изменены формулировки, ни одна   
льгота не добавлена, изменены формулировки самих льгот, приведены в             
соответствие с той терминологией, которая использовалась в законе "О            
ветеранах", используется в Жилищном кодексе и в законе "Об основах              
федеральной жилищной политики".                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Степанович, я вас вижу, вы у меня записаны. По   
очереди. Вишняков тоже записан.                                                 
                                                                                
Свинин Сергей Васильевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
СВИНИН С.В., Аграрная депутатская группа.                                       
                                                                                
Так, вопрос к Виктору Васильевичу.                                              
                                                                                
Виктор Васильевич, что-то у вас очень свободное такое толкование по             
финансовым издержкам. По экспертной оценке Правительства, дополнительные        
расходы из федерального бюджета - более миллиарда рублей. Где же эти            
источники, где же их взять?                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Курочкин, пожалуйста. Цифры у вас не совпадают с          
цифрами Правительства.                                                          
                                                                                
КУРОЧКИН В.В. Дело в том, что Правительство считало как бы в глобальном         
плане. То есть они брали все количество людей и пересчитывали на них объемы     
льгот. Мы же вычли тех, кто эти льготы уже имеет как участники войны, как       
инвалиды войны. Я уже подчеркивал, что основная категория людей, относящихся    
к ветеранам, уже имеют эти льготы, потому что возраст тех, кто подлежит         
реабилитации, 75-80 лет. То есть в этом возрасте практически все имеют льготы   
как ветераны труда, как участники войны, как инвалиды по общему заболеванию,    
как инвалиды войны и так далее. То есть если в пересчете мы вычтем эти          
льготы, то и получится не больше 10 процентов. Тем более, что государство       
практически не финансирует эту статью. В этом году денег-то практически ни      
рубля не было выделено на финансирование данной статьи.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вишняков Виктор Григорьевич, пожалуйста.                  
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Вопрос к Виктору Васильевичу.                                     
                                                                                
Ну, тут правильно, в общем-то, комитет по социальной защите ставит вопрос о     
том, что идет необоснованное расширение круга жертв политических репрессий,     
при этом нет критерия их разграничения. Дети, потом дети детей... Мы, может     
быть, через несколько лет увидим, что вы вносите проект закона о том, чтобы и   
на внуков политически репрессированных родителей распространять льготы. Но      
меня не только это волнует - меня беспокоит чрезвычайно широкий перечень тех    
социальных льгот, которые здесь перечислены. Перечень льгот, которых в наших    
условиях не имеет ни одна категория лиц. А у нас таких лиц, - и по болезни...   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В чем ваш вопрос, Виктор Григорьевич?                     
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Вопрос такой: вот вы тут назвали цифру - 140 миллиардов рублей,   
не менее. Это в каких ценах?                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Курочкин.                                     
                                                                                
КУРОЧКИН В.В. 140 миллиардов - это неденоминированные рубли, естественно.       
Потому что записка готовилась...                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть 140 миллионов нынешних.                           
                                                                                
КУРОЧКИН В.В. Да, 140 миллионов в новых ценах.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василий Иванович Шандыбин, ваш вопрос, пожалуйста.        
                                                                                
ШАНДЫБИН В.И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Я в комитете по социальной политике работаю. Большинство не поддержало этот     
закон. И сейчас нашим демократам нужно писать совсем другой закон. В 1991       
году...                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас вопрос или выступление?                             
                                                                                
ШАНДЫБИН В.И. Вопрос.                                                           
                                                                                
В 1991 году развалили Советский Союз, осуществили, можно сказать, массовый      
геноцид русского народа и других народов, населяющих Россию. Около 20           
миллионов безработных, обманутые вкладчики. Вот что демократы во главе с        
Ельциным сделали. Поэтому надо этот закон переработать применительно к          
сегодняшнему времени.                                                           
                                                                                
А никаких политических репрессий у нас не было.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Вопроса не прозвучало.                              
                                                                                
Пожалуйста, Романов Валентин Степанович. (Выкрики из зала.)                     
                                                                                
Ну это не вопрос.                                                               
                                                                                
РОМАНОВ В.С. Вопрос к Виктору Васильевичу Курочкину.                            
                                                                                
Виктор Васильевич, сначала конкретика: там закладываются такие льготы,          
которые и в более благополучные-то времена не могли быть реализованы. Ну        
скажем, внеочередная установка телефонов. Секрета нет, что Россия здесь         
страшно отстает до сих пор. Можно усомниться и в том, что, после того как       
развалилась огромная масса санаторных и прочих учреждений, реальны обещания     
относительно санаториев и так далее.                                            
                                                                                
То есть первый вопрос: насколько реальны и взвешенны обязательства, которые     
законодатель внесет, если этот закон будет поддержан? Чтобы не оказалось, что   
завтра же эти люди будут на нас очень жестко наступать.                         
                                                                                
И второе. Развивая то, что здесь прозвучало, я высказал бы пожелание. Да,       
большая драма, что в 1937 году были репрессии и люди пострадали, но ведь в      
1993 году пострадало, по крайней мере, более тысячи человек. И эти дети, и      
эти родители... (Микрофон отключен.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Васильевич. (Выкрики из зала.)         
                                                                                
Валентин Степанович, постарайтесь укладываться в отведенное вам время.          
                                                                                
Последний вопрос - последний ответ.                                             
                                                                                
КУРОЧКИН В.В. Уважаемые коллеги, новых льгот мы не придумывали. Приведены       
льготы, которые содержатся в законе "О ветеранах". Другое дело, что многие      
льготы не работают. Последнее время мне особенно часто приходилось заниматься   
реализацией такой льготы, как предоставление автомобиля. Была масса писем от    
ветеранов о том, что автомобили не предоставляются. Были у меня встречи с       
Матвиенко. Были направлены запросы. Ну нет у государства, допустим,             
возможностей, но такая льгота существует. Если отменим эту льготу (вот мы       
отменим), ну что же, мы исключим тогда эту льготу из всех законопроектов. Но    
пока она существует, мы и привели в соответствие с законом "О ветеранах".       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Спасибо. Анатолий Григорьевич, присаживайтесь.      
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли настаивающие на выступлении от фракций,             
депутатских групп или вопрос ясен? Ясен вопрос.                                 
                                                                                
Ставлю на голосование: принять данный законопроект в первом чтении. Прошу       
определиться голосованием. Точка зрения комитета - за. Все вопросы и ответы     
вы слышали. Прошу быть внимательными, идет голосование законопроекта в первом   
чтении.                                                                         
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              119 чел.             26,4%                        
Проголосовало против           90 чел.             20,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    210 чел.                                          
Не голосовало                 240 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
По ведению - депутат Голов.                                                     
                                                                                
ГОЛОВ А.Г. Уважаемые коллеги, я хочу по ведению коснуться только одного         
момента. Вам всем роздано заключение Комитета по труду и социальной политике,   
и если коллега Шандыбин отсутствовал или не знает этого, то просьба (по         
крайней мере к нему) смотреть документы и не говорить за большинство. Есть      
принятое комитетом решение, четкая и ясная позиция. Не надо врать.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Но я сказал перед голосованием о том, что мы      
должны учитывать, что комитет поддержал данный закон. Тем не менее              
голосование состоялось.                                                         

Заседание № 184

18.06.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (о расширении категории лиц, подлежащих реабилитации, с распространением на них льгот в полном объеме, введении дополнительных льгот и положений, уточняющих статус жертв, и терминов, употребляемых в данном законе).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2738 по 2769 из 3965
Давайте пойдем по порядку. Депутат Курочкин просил проголосовать, чтобы         
сейчас рассмотреть пункт 21. Мы по нему уже голосовали. Ставлю на голосование   
предложение депутата Курочкина рассмотреть сейчас этот закон. (Шум в зале.)     
                                                                                
По мотивам, пожалуйста, депутат Курочкин. (Шум в зале.)                         
                                                                                
Подождите. Ну вы видите, депутат настаивает.                                    
                                                                                
КУРОЧКИН В.В. Уважаемые коллеги, я все-таки хочу, чтобы вы прислушались. На     
наш проект получены все заключения, есть заключение Правительства, есть         
заключение комитета и так далее. Проект альтернативный тому, что мы сейчас      
рассматривали, поэтому я прошу вас сейчас поставить этот вопрос, рассмотреть,   
предоставить мне слово для выступления.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Эти мотивы, кстати, уже звучали.                          
                                                                                
Пожалуйста, депутат Рыжков. "За" и "против".                                    
                                                                                
РЫЖКОВ В.А. Уважаемые депутаты, нам не следует этого делать. Дело в том, что    
мы по Регламенту всегда отдаем предпочтение субъектам Федерации. Именно из-за   
этого мы сделали исключение вопросу под номером 20. Вопрос 21 не имеет          
докладчика из региона. Он стоит в блоке первого чтения. Нам сейчас следует      
рассматривать законы второго чтения, иначе мы допустим грубое нарушение         
Регламента.                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Правильно!                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я не буду даже проводить              
голосование. Это действительно нарушение Регламента. Мы с вами исключение       
делаем только в редких случаях, о которых сказал Владимир Александрович. Тем    
более, что голосование утром уже было, голосов не набрали. Поэтому сейчас -     
законопроект под номером 4.