Заседание № 289

20.10.1999
Вопрос:

О Федеральном законе "О коммерческой тайне" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного СФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 839 по 855 из 6110
Пункт 2.7: о Федеральном законе "О коммерческой тайне". Ставлю на               
голосование. В ранее принятой редакции в связи с отклонением Президентом.       
Пожалуйста, голосуйте.                                                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 23 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              234 чел.             52,0%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    236 чел.                                          
Не голосовало                 214 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не набрали.                                                                     

Заседание № 288

19.10.1999
Вопрос:

О Федеральном законе "О коммерческой тайне" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1355 по 1788 из 6206
Переходим к пункту 3 повестки дня: о Федеральном законе "О коммерческой         
тайне" (он также отклонен Президентом). Пожалуйста, слово для доклада -         
Владимиру Владимировичу Лозбиневу. Для содоклада подготовиться Юрию             
Михайловичу Нестерову.                                                          
                                                                                
ЛОЗБИНЕВ В.В. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной       
Думы! Закон "О коммерческой тайне", принятый Государственной Думой 22 января    
1999 года и считающийся одобренным Советом Федерации, был отклонен              
Президентом Российской Федерации 23 февраля по следующим основаниям.            
                                                                                
Прежде всего - это отсутствие достаточно продуманной концепции правового        
регулирования отношений, связанных с охраной информации, составляющей           
коммерческую тайну, а также противоречие отдельных положений федерального       
закона Гражданскому кодексу Российской Федерации и иным законодательным актам   
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Следует отметить, что вопросы, связанные с защитой информации, имеющей          
ограниченный доступ, в том числе коммерческой тайны, в достаточной степени      
урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации. Так, имеются статья    
139 Гражданского кодекса, которая так и называется - "Служебная и               
коммерческая тайна", статья 727 "Конфиденциальность полученной сторонами        
информации", статья 771 "Конфиденциальность сведений, составляющих предмет      
договора", статья 772 "Права сторон на результаты работ".                       
                                                                                
Необходимо также отметить, что в этом федеральном законе содержатся             
положения, не относящиеся к предмету регулирования данного законодательного     
акта. Представляется излишним включение в федеральный закон положений,          
связанных с осуществлением всего комплекса прав в отношении информации,         
составляющей коммерческую тайну.                                                
                                                                                
Статья 139 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что         
законодательно могут быть решены только вопросы определения перечня сведений,   
которые заведомо не могут составлять коммерческую тайну, а также вопросы        
защиты коммерческой тайны. А в данном федеральном законе расписаны не только    
эти вопросы, но и очень большой объем других вопросов, которые, как мы          
считаем, не должны регулироваться данным законом.                               
                                                                                
Кроме того, следует отметить, что информация, составляющая коммерческую         
тайну, относится к объектам гражданских прав. То есть в отношении               
коммерческой тайны действуют соответствующие нормы Гражданского кодекса         
Российской Федерации, включая нормы о гражданской правовой ответственности за   
ее разглашение и использование.                                                 
                                                                                
Также представляется неправомерным и не соответствующим законодательству        
Российской Федерации, в частности уже упомянутой статье 139 Гражданского        
кодекса, разделение в федеральном законе всей информации, составляющей          
коммерческую тайну, на собственно такую информацию и ноу-хау с установлением    
в отношении ноу-хау специального правового режима. В понятии, которое дано в    
статье 2 этого закона, в определении коммерческой тайны говорится о том, что    
в ее состав входит в том числе и ноу-хау, а далее дается определение именно     
ноу-хау. Само определение ноу-хау в данном законе не соответствует тому,        
которое установлено в статье 151 Основ гражданского законодательства Союза      
ССР и республик. В настоящее время, как вам известно, они применяются в         
части, не противоречащей законодательству. Но часть третья Гражданского         
кодекса Российской Федерации пока не принята, поэтому они и применяются. В      
указанном федеральном законе, в статье 2, понятие ноу-хау определяется так:     
охраняемые в режиме коммерческой тайны результаты интеллектуальной              
деятельности, которые могут быть переданы другому лицу и использованы им на     
законном основании (далее в развитие этого понятия дается перечень). А статья   
151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик говорит о том,    
что ноу-хау - это техническая, организационная или коммерческая информация,     
составляющая секрет производства. То есть различие довольно большое. И в        
понятии, данном в статье 2 закона, говорится о том, что под ноу-хау подпадают   
знания и опыт в области реализации продукции и услуг и                          
организационно-управленческие идеи и решения. То есть если Основы               
гражданского законодательства Союза ССР и республик говорят, что это            
информация, которая составляет секрет производства, то здесь расширено до       
такой степени, что любые знания и опыт в области реализации продукции и услуг   
и любые организационно-управленческие идеи и решения могут составлять именно    
ноу-хау.                                                                        
                                                                                
Далее. Общие вопросы правового регулирования отношений в области ноу-хау,       
являющегося особым видом интеллектуальной собственности, могут быть решены      
только в рамках части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации. На     
всех стадиях разработки данного закона это подчеркивалось, и в заключении       
Президента неоднократно говорилось о том, что надо не ставить телегу впереди    
лошади, а дождаться именно принятия части третьей Гражданского кодекса          
Российской Федерации, и после этого уже можно ставить вопрос о том, что         
необходим данный, рассматриваемый сегодня федеральный закон.                    
                                                                                
Кроме того, определение "коммерческая тайна", вот это определение информации,   
составляющей коммерческую тайну, не соответствует тому определению, которое     
дано в статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации. А в соответствии   
с Гражданским кодексом Российской Федерации именно этот кодекс является         
определяющим по отношению ко всем законам, вытекающим из него. То есть          
необходимо было все-таки обратиться к тому определению, которое дано в статье   
139 Гражданского кодекса.                                                       
                                                                                
Есть и еще одно замечание - о том, что статья 17 этого федерального закона      
регулирует вопросы отнесения к государственной тайне информации, которая        
может составлять коммерческую тайну, а это относится к сфере действия Закона    
Российской Федерации "О государственной тайне".                                 
                                                                                
Вот по причине этих основных недостатков и был отклонен данный федеральный      
закон.                                                                          
                                                                                
Ну, необходимо отметить, что были предприняты попытки решить вопрос, скажем     
так, полюбовно. Государственная Дума приняла постановление о создании           
специальной комиссии по рассмотрению вопросов, возникших в связи с              
отклонением Президентом данного закона. Было проведено несколько заседаний      
этой комиссии (к сожалению, мы должны отметить, что только на одном заседании   
присутствовал наш представитель), но, к сожалению, не смогли прийти к           
согласованному решению, хотя, может быть, возможности еще не до конца           
исчерпаны.                                                                      
                                                                                
Доклад закончен.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь пока.                             
                                                                                
Содоклад председателя специальной комиссии Юрия Михайловича Нестерова.          
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Михайлович.                                                    
                                                                                
НЕСТЕРОВ Ю.М., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы!        
Позвольте мне сначала, как ни скучно, может быть, это звучит (закон сложный,    
касается сложных юридических проблем), остановиться, по существу, на            
возражениях, которые прозвучали в обоснование вето Президента. В конце я        
попробую сказать о том, почему же получается так, что мы обращаемся к вето      
Президента, к преодолению вето Президента спустя полгода после того, как это    
вето было нам направлено и как протекали так называемые согласительные          
процедуры.                                                                      
                                                                                
Прежде всего - замечания, содержащиеся в части второй обоснования               
президентского вето, о том, что концепция закона недостаточно продумана.        
Следует отметить, что закон этот внесен более трех лет назад Правительством.    
На всех этапах он рассылался всем субъектам права законодательной инициативы,   
в том числе, разумеется, и Президенту. Замечаний концептуального характера,     
замечаний, касающихся невозможности вообще рассмотрения и принятия данного      
закона, ни разу ни в одном заключении мы не получали. Мы получали вполне        
конкретные предложения по тексту, которые рабочей группой тщательнейшим         
образом изучались и в основном, в преобладающей степени, были включены в        
текст закона.                                                                   
                                                                                
В части третьей говорится о том, что вопросы защиты информации с ограниченным   
доступом в достаточной степени урегулированы действующим законодательством.     
Но дело в том, что именно в этой сфере многое не определено. До сих пор мы      
имеем огромное количество тайн, плохо согласующихся друг с другом,              
отсутствуют отличительные признаки различных режимов, противоречат друг другу   
положения действующего законодательства, включая Гражданский кодекс. И          
очевидно, принимая именно это во внимание, Президент сделал попытку своим       
указом от 6 марта 1997 года свести виды конфиденциальной информации к           
ограниченному перечню. Но раз Президент понимает необходимость                  
дополнительного регулирования в этой области правоотношений, то, казалось бы,   
он не должен был торпедировать данный закон. Естественно, ясно, совершенно      
очевидно, что законодательное регулирование этих проблем гораздо надежнее,      
чем регулирование указами, которые в любой момент могут быть отменены под       
воздействием лоббирующих структур, которые, кстати, очень активно действовали   
всегда и действуют сегодня.                                                     
                                                                                
В четвертой и пятой частях заключения Президента говорится о том, что           
включение в федеральный закон положений, связанных с осуществлением всего       
комплекса прав в отношении информации, составляющей коммерческую тайну,         
излишне, поскольку в Гражданском кодексе содержатся более ограниченные          
формулировки. Но, по мнению разработчиков, к которым, напоминаю, относятся      
специалисты трех комитетов Государственной Думы, Гражданский кодекс не может    
и никогда не сможет покрыть весь спектр проблем правового регулирования этого   
института (в данном случае мы говорим об институте коммерческой тайны).         
Правовое регулирование этого института затрагивает и другие отрасли             
законодательства - трудовое, административное, уголовное право. Традиционно     
целью закона является обеспечение комплексного регулирования в сфере            
правоотношений, и вменять в вину, характеризовать как недостаток то, что мы     
пытаемся комплексно отрегулировать правоотношения в этой сфере, ни в коем       
случае не правомерно. Напротив, отказ от принципа комплексности приведет к      
разрушению системы законодательства.                                            
                                                                                
Что касается замечаний, содержащихся в шестой части заключения Президента, о    
том, что в статье 139 Гражданского кодекса вся информация, составляющая         
коммерческую тайну, не делится на информацию, составляющую собственно           
коммерческую тайну, и ноу-хау. В действующем законодательстве действительно     
нет норм, которые не позволяли бы выделить ноу-хау из всей информации,          
составляющей коммерческую тайну. Но сравнение Гражданского кодекса, статьи      
139, и статьи 151 Основ гражданского законодательства свидетельствует о том,    
что признаки ноу-хау и признаки коммерческой тайны абсолютно идентичны. Мы      
создали специальную таблицу, и она подтверждает этот вывод. Таким образом,      
статья 151 практически поглощается статьей 139 Гражданского кодекса, и          
утверждение Президента в этой части представляется спорным.                     
                                                                                
В части восьмой заключения Президента говорится о том, что общие вопросы        
правового регулирования отношений в области ноу-хау могут быть решены только    
в рамках третьей части Гражданского кодекса. Но спрашивается: почему, почему    
мы должны заранее определять вид правового акта, которым регулируется та или    
иная правовая норма? Категоричность выбора акта, в котором должны решаться      
эти вопросы, ничем не обоснована в замечании Президента.                        
                                                                                
Кроме того, с Гражданским кодексом ситуация затянулась. Эта долгоиграющая       
пластинка давно уже крутится на одном и том же витке, на одной и той же         
бороздке. Первые разговоры о том, что третья часть Гражданского кодекса будет   
разрабатываться, появились в 1997 году. С тех пор раз в квартал мы пытаемся     
выяснить, как же в рабочей группе продвигается работа над Гражданским           
кодексом, над третьей частью Гражданского кодекса. Мы не получили ранее, не     
получили и сегодня удовлетворительного ответа на этот вопрос. Между тем (и я    
скажу об этом чуть позже) отсутствие норм, регулирующих коммерческую тайну,     
наносит колоссальный экономический ущерб нашей стране.                          
                                                                                
И вот теперь настало время сказать о том, почему мы только сейчас обратились    
к процедуре преодоления вето. Да, из текста заключения Президента следовало,    
что его возражения неожиданно (потому что, я повторяю, в течение трех лет       
таких возражений не поступало), неожиданно настолько серьезны, что скорее       
всего это возражения концептуальные и Думе нужно попытаться преодолеть вето.    
Но разработчики из трех комитетов решили сделать попытку конструктивной         
согласованной работы, и еще до вынесения соответствующего постановления на      
заседание Государственной Думы мы предложили такой вариант действий             
представителю Президента. Он поддержал нас и заверил в том, что президентская   
сторона будет готова искать согласованные формулировки. Итак, комиссия была     
создана, был назначен день ее заседания. Представитель Президента не только     
не явился, но и к этому дню не был назначен. Официального ответа от             
Президента на наше предложение о выделении такого официального представителя    
не поступило. Мы назначили новый день, получив новые заверения в том, что ко    
второму заседанию официальный представитель Президента наконец будет выделен.   
Действительно, пришел представитель правового управления, но у него на руках    
не было документа, подтверждающего полномочия официального представителя        
президентской стороны, и не было также ни одного замечания по тексту закона.    
Поэтому никаких предложений о согласительных процедурах с президентской         
стороны, а именно они и должны были представить такие предложения, не           
поступило.                                                                      
                                                                                
Мы предложили, наконец, эти предложения сформулировать письменно.               
Представитель Президента удалился надолго, на месяцы. Многочисленные попытки,   
как это у нас водится, аппаратным путем, через Администрацию Президента,        
добиться каких-то внятных формулировок ни к чему не привели. И вот тогда нам    
стало понятно, что этот закон "О коммерческой тайне" будет всячески             
торпедироваться президентской стороной. Тогда наша комиссия в составе           
представителя фракции КПРФ, представителя депутатской группы "Российские        
регионы", представителя фракции "ЯБЛОКО", представителей всех трех комитетов,   
участвовавших в разработке, пришла к единогласному мнению, к решению:           
попросить палату преодолеть вето.                                               
                                                                                
Давайте подумаем о том, кому выгодно, чтобы этот закон не принимался. Мы        
получили обращение президиума Лиги содействия оборонным предприятиям. Мы        
получили это заявление еще в марте, сразу после того, как Президентом было      
наложено вето на наш законопроект. В этом заявлении говорится о том, что за     
последние годы американскими фирмами и правительственными ведомствами           
получено свыше 800 патентов на технологии, созданные российскими авторами при   
исполнении оборонного заказа. В результате этого американский рынок стал        
практически закрыт для российских высоких технологий. Масштабное патентование   
иностранными фирмами отечественных достижений в самой России ставит под         
угрозу закрытия ведение научно-промышленной деятельности по наиболее            
перспективным направлениям технического прогресса. Растаскивание и пиратское    
использование интеллектуальной собственности по своим масштабам и ущербу        
национальным интересам сравнимы с потерями от приватизации и утечки капитала    
за границу. Может быть, вот здесь как раз зарыта собака? Может быть, вот        
здесь как раз ответ на вопрос, почему этот закон встречает такое активное       
сопротивление? Может быть, здесь ответ на тот вопрос, почему после принятия     
этого закона в третьем чтении и поддержки этого закона Советом Федерации мы     
получили целую серию публикаций, практически не отличающихся по тексту, в тех   
газетах, которые контролируются российским монополистическим капиталом?         
Кто-то хочет, чтобы нынешняя Государственная Дума после трех лет работы над     
законом, после тщательнейшей работы над этим законом ушла в небытие, так и не   
сумев принять этот закон.                                                       
                                                                                
Я прошу очень внимательно отнестись ко всему, что сегодня было мною сказано в   
обоснование необходимости преодоления вето. И несмотря на то, что завтра мы     
будем голосовать уже без обсуждения, я прошу все фракции, которым дороги        
интересы отечественной промышленности, которые не хотят, чтобы за рубеж         
утекали не только мозги в натуральном выражении, наши люди с талантливыми       
российскими мозгами, но и хотят, чтобы туда не утекали за бесценок и            
достижения этих мозгов, полученные здесь, в этой стране, в нашей стране, в      
пределах России, чтобы все дружно проголосовали за преодоление вето. Чтобы не   
получилось так, что по недосмотру, потому что кто-то не успел добежать до       
пульта голосования, этот важнейший для России вопрос остался бы нерешенным.     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Михайлович.                                 
                                                                                
Есть ли у фракций и депутатских групп выступления по этому законопроекту?       
                                                                                
Депутат Вишняков Виктор Григорьевич - от фракции ЛДПР. Потом - Владимир         
Николаевич.                                                                     
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г., фракция Либерально-демократической партии России.                
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Мы приняли закон "О         
коммерческой тайне" 22 января 1999 года. И был отклонен Президентом этот        
закон 2 апреля этого же года.                                                   
                                                                                
Я тоже против утечки мозгов, я тоже против того, чтобы разворовывалась          
интеллектуальная собственность и все прочее, но я хочу обратить ваше внимание   
на процедуру, которая здесь, на мой взгляд, не соблюдена. Постановление "О      
создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской      
Федерации Федерального закона "О коммерческой тайне" принималось                
Государственной Думой. И туда вводились депутаты Нестеров, Коломейцев,          
Лопатин - три человека. Да, не явились представители Президента, не были        
обсуждены очень серьезные замечания, которые содержатся в обращении             
Президента к нам. Но что делает дальше эта согласительная комиссия? Она в       
одностороннем порядке 14 сентября этого года принимает решение о завершении     
работы специальной комиссии, созданной постановлением Государственной Думы от   
2 апреля 1999 года, сама, в одностороннем порядке, завершает эту работу, не     
обращаясь к нам, к Государственной Думе, решает в связи с этим работу           
комиссии завершенной и предлагает комитету по информационной политике           
рекомендовать нам преодолеть вето. Но как можно преодолеть вето, если нам       
неясны результаты работы этой согласительной комиссии?! Поэтому думается, что   
здесь надо посмотреть, соблюдены ли все эти процедурные нормы. И я,             
откровенно говоря, даже не знаю, как мне в данном случае быть... Да, проблема   
важная, надо ее решать. Но она, по существу, решается неизвестно каким          
образом. И почему Президент отклоняет, почему там какие-то есть тайные          
помыслы, мне тоже непонятно.                                                    
                                                                                
Я предлагаю подумать серьезно, прежде чем преодолевать вето Президента.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "Российских регионов" - депутат Лопатин Владимир       
Николаевич. Пожалуйста.                                                         
                                                                                
ЛОПАТИН В.Н., депутатская группа "Российские регионы".                          
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! История данного              
законопроекта, его рассмотрение в парламенте и в согласительных процедурах с    
Президентом, более чем странна. Крайне важен законопроект, крайне актуален.     
Его отсутствие сегодня как раз и обусловливает те "черные дыры", через          
которые утекают огромные деньги, тем самым наносится большой экономический      
ущерб как предприятиям, так и интересам государства. Вроде бы все должны        
выступать за.                                                                   
                                                                                
Я напомню, что Правительство Российской Федерации в лице премьер-министра       
неоднократно обращалось к нашей Государственной Думе с просьбой ускорить        
рассмотрение данного законопроекта. Президент, как и Правительство Российской   
Федерации, вносил и поддерживал поправки по данному законопроекту. И после      
того, как мы приняли в трех чтениях данный законопроект, неожиданно мы          
получаем вывод о том, что этот закон как бы и не нужен, действующее             
законодательство позволяет регулировать отношения в этой сфере. Более чем       
странный вывод и более чем неожиданный после трех лет работы.                   
                                                                                
Я просил бы в связи с этим, учитывая то, что лучшие эксперты из разных          
институтов, ученые, практики работали над данным законопроектом, что он         
прошел неоднократную экспертизу на парламентских слушаниях, на "круглых         
столах", на общественных чтениях, получил много откликов, в том числе от        
субъектов Федерации, сегодня преодолеть вето Президента. Те мотивы, на          
которые ссылался мой коллега Вишняков, на мой взгляд, не могут быть приняты     
во внимание как убедительные мотивы, потому что все попытки Государственной     
Думы добиться участия в согласительных процедурах стороны Президента, к         
сожалению, не увенчались успехом. Администрация Президента не хочет идти на     
эти согласительные процедуры. Идет непонятное заматывание, затягивание          
решения данного вопроса.                                                        
                                                                                
Я уверен, и сегодня мы имеем факты, подтверждающие эту уверенность и этот       
вывод, что дальнейшее отсутствие данного закона не позволит государству         
защищать свои интересы, не позволит эффективно защищать свои интересы. Потому   
что сегодня в ряде случаев просто не пускают представителей                     
правоохранительных органов под предлогом той или иной коммерческой тайны...     
Вместе с тем существующее положение не позволяет сегодня эффективно защищать    
свои интересы предприятиям, не позволяет защищать интересы государства в        
целом. Вот почему я просил бы от имени Комитета по безопасности, от имени       
депутатов нашей депутатской группы "Российские регионы" поддержать              
преодоление вето по данному закону.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "ЯБЛОКА" - депутат Захаров, пожалуйста.                
                                                                                
ЗАХАРОВ А.К., фракция "ЯБЛОКО".                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, фракция "ЯБЛОКО" поддерживает указанный закон, смысл        
которого очень простой. С одной стороны, оборонные предприятия и другие         
предприятия, производящие новые технологии, не в состоянии без правового        
регулирования защитить свои достижения от недобросовестных конкурентов. С       
другой стороны, коммерческие структуры очень часто закрывают ту информацию,     
которую не должны и не имели бы права закрывать по данному закону, что          
затрудняет контроль за их деятельностью. В этой связи смысл закона ясен, его    
необходимость абсолютно очевидна.                                               
                                                                                
Возникшее недоразумение со службой Президента у меня тоже вызывает некоторое    
недоумение. С одной стороны, представитель Президента очень часто следит,       
сколько там депутатов и кто за кого нажимает кнопку, с другой стороны,          
ничтоже сумняшеся он передает свои полномочия какому-то другому лицу и          
отсутствует в зале пленарных заседаний. Я уже не говорю о том, что              
представитель Президента очень часто не выполняет своих обещаний, что           
представители Президента не являются на заседания согласительных комиссий, а    
ответственность за это должна нести почему-то Государственная Дума.             
                                                                                
Я Виктора Григорьевича Вишнякова уважаю, но у меня нет никаких сомнений         
относительно того, что вина за затяжку с рассмотрением этого закона на долгие   
месяцы, на долгие годы лежит в том числе и на представителе Президента.         
                                                                                
Я не вижу оснований по этому поводу откладывать преодоление вето, но,           
учитывая то обстоятельство, что нам необходимо голосовать в "час голосования"   
по этому закону, я все-таки предложил бы непосредственно голосование            
проводить завтра.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Константинович.                          
                                                                                
Адриан Георгиевич, сейчас вы выступите.                                         
                                                                                
В связи с тем что говорил только что Захаров, я просто обязан довести до вас    
распоряжение Президента Российской Федерации: поручить заместителю начальника   
Управления - начальнику отдела по обеспечению деятельности полномочного         
представителя Лозбиневу Владимиру Владимировичу временно исполнять              
обязанности полномочного представителя Президента в Государственной Думе на     
период болезни Котенкова А.А. Подпись: Президент Ельцин. 18 октября, номер      
такой-то. Документ официальный у нас имеется, поэтому Лозбинев совершенно       
обоснованно представляет здесь интересы Президента.                             
                                                                                
От Аграрной депутатской группы выступает депутат Пузановский. Пожалуйста.       
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г., Аграрная депутатская группа.                                  
                                                                                
Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые коллеги! Проблематика вопроса настолько      
ясна и прозрачна, что дальнейшее его обсуждение просто уже превращается в       
политический митинг. Я предлагаю закончить и поставить завтра на голосование,   
а сейчас перейти к другому вопросу.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще выступления от фракций и депутатских групп? Нет. Есть ли желание    
произнести заключительное слово?                                                
                                                                                
Пожалуйста, Лозбинев.                                                           
                                                                                
ЛОЗБИНЕВ В.В. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной       
Думы! Я не буду долго занимать ваше внимание. Просто несколько реплик по        
высказываниям депутатов в связи с обсуждением данного закона.                   
                                                                                
Уважаемый Владимир Николаевич Лопатин, вы сказали, что все поправки             
Президента были учтены в ходе доработки. Это не совсем так, и видимо, это       
явилось одним из оснований отклонения данного закона.                           
                                                                                
И обращаясь к тому, что сказал уважаемый депутат Вишняков. Действительно        
официальная позиция Президента полномочным представителем Президента по         
специальной комиссии не высказана. Были действительно попытки проведения        
заседаний, но никаких официальных документов в Государственную Думу не          
поступало.                                                                      
                                                                                
И о том, что сказал депутат Захаров. Мне не совсем понятна направленность его   
выступления. Это не обсуждение закона, а высказывание претензий к               
полномочному представителю Президента, что он якобы не все свои обещания        
выполняет. Я, в общем-то, не совсем понимаю, о чем идет речь. Мне кажется,      
Александр Алексеевич - очень обязательный человек и все обещания, которые он    
дает, он выполняет, и в отношении как раз депутатского корпуса это              
проявляется больше всего.                                                       
                                                                                
А о моих полномочиях вам сказал уважаемый Борис Юрьевич Кузнецов.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово прозвучало. Констатируем, что        
обсуждение вопроса состоялось. Голосование по преодолению вето Президента       
состоится завтра в "час голосования".                                           

Заседание № 250

02.04.1999
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "О коммерческой тайне".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2547 по 2606 из 8410
Пункт 7 повестки дня. Юрий Михайлович Нестеров докладывает проект               
постановления.                                                                  
                                                                                
НЕСТЕРОВ Ю.М., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, доклад будет короткий.                                       
                                                                                
Закон "О коммерческой тайне" принят Госдумой, без рассмотрения одобрен          
Советом Федерации, но получил вето Президента. Для разрешения возникших         
разногласий предлагается создать согласительную комиссию в составе вашего       
покорного слуги и господина Лопатина. Два человека от Государственной Думы -    
Лопатин и я.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Проект постановления у депутатов имеется. Есть ли         
какие-либо вопросы к Юрию Михайловичу и можно ли ставить на голосование? Нет    
вопросов?                                                                       
                                                                                
НЕСТЕРОВ Ю.М. Два комитета, которые принимали... Возник вопрос: почему только   
эти два человека вошли в состав согласительной комиссии? Проект постановления   
в принципе уже неделю находится в комитетах, поэтому мы могли рассмотреть       
любые предложения на эту тему, просто их не было до сегодняшнего момента.       
Принципиальных возражений против расширения состава комиссии, конечно, нет. А   
эти две фамилии появились потому, что они представляют два комитета, которые    
наиболее активно участвовали в разработке закона, - это Комитет по              
безопасности и Комитет по информационной политике и связи. Но если есть         
другие предложения, давайте их рассмотрим. Просто не было их до этой секунды.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Коломейцев Николай Васильевич.                    
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н.В. Я предлагаю от нашей фракции включить одного человека в         
состав согласительной комиссии.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фамилию можете сказать сразу?                             
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н.В. Можете мою записать.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев.                                               
                                                                                
Юрий Михайлович, у вас нет возражений?                                          
                                                                                
НЕСТЕРОВ Ю.М. Нет, нет возражений.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще есть какие-либо замечания, предложения?               
                                                                                
Кто за то, чтобы предложенный проект постановления о создании комиссии (с       
дополнением ее состава депутатом Коломейцевым) принять? Прошу проголосовать.    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              322 чел.             71,6%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    325 чел.                                          
Не голосовало                 125 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        

Заседание № 232

22.01.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О коммерческой тайне".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1181 по 1217 из 6471
Пункт 2, доклад Юрия Михайловича Нестерова о проекте федерального закона "О     
коммерческой тайне". Третье чтение.                                             
                                                                                
Николай Иванович Шаклеин, подтягивайтесь.                                       
                                                                                
НЕСТЕРОВ Ю.М., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, уважаемый председательствующий! Доклад по законопроекту,    
который вносится в третьем чтении, как правило, очень короткий. Мне нужно       
только сообщить вам о том, что все лингвистические и юридические правки         
Правовым управлением в полном объеме выполнены. Собственно, больше по этому     
законопроекту мне нечего доложить. Я прошу проголосовать за него в третьем      
чтении.                                                                         
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                  В.А.Рыжков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, ставится на голосование законопроект в третьем чтении.      
Прошу определиться голосованием. Обращаю ваше внимание, что закон из числа      
приоритетных, со звездочкой. Голосуется законопроект "О коммерческой тайне" в   
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 42 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              276 чел.             61,3%                        
Проголосовало против            3 чел.              0,7%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    280 чел.                                          
Не голосовало                 170 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    

Заседание № 220

09.12.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "О коммерческой тайне".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2337 по 2504 из 7227
Пункт 8 повестки дня: о проекте федерального закона "О коммерческой тайне".     
Слово предоставляется докладчику - заместителю председателя Комитета по         
информационной политике и связи Юрию Михайловичу Нестерову.                     
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Михайлович.                                                    
                                                                                
НЕСТЕРОВ Ю.М., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги депутаты Государственной Думы, уважаемый Владимир             
Александрович! Закон "О коммерческой тайне" выходит на финишную прямую, это     
второе чтение. Напомню, что в первом чтении он был проголосован достаточно      
давно, 2 апреля 1997 года. Более года шла работа по подготовке этого            
законопроекта ко второму чтению. Напомню также, что внесен он еще раньше        
Правительством, в 1995 году. Мы внесли его на первое чтение в 1996 году и       
целый год готовили к первому чтению. Тогда пошли по пути объединения усилий     
нескольких комитетов Государственной Думы: кроме Комитета по информационной     
политике и связи это комитеты по безопасности и по науке. Законопроект          
достаточно сложный по материалу, и поэтому в рабочей группе работа шла          
чрезвычайно напряженно. Было очень много споров, и формулировки многократно     
менялись, оттачивались.                                                         
                                                                                
За период, прошедший после первого чтения, поступило около 400 различных        
откликов и предложений. Не все они, к сожалению, как всегда, были оформлены в   
виде поправок по тексту - это наша всегдашняя беда. В чистом виде поправок      
оказалось 238, из них 153 поправки рабочая группа решила (и затем это было      
подтверждено комитетами) включить в таблицу поправок, рекомендуемых к           
принятию, а 85 поправок было отклонено.                                         
                                                                                
Кто же внес наибольший вклад в доработку проекта и кто автор тех 153            
поправок? Активно участвовали в работе субъекты Федерации: Саратовская,         
Мурманская, Пензенская думы, от них порядка 25 поправок вошло в число           
принятых. От депутатов комитетов, прежде всего, конечно, трех названных мною,   
- Лопатин, Глубоковский, Илюхин, но также активно участвовали депутаты          
Чернышев и Калашников. Поправки всех этих депутатов включены в таблицу          
принятых поправок. Активно участвовали в работе Президент - 17 поправок         
принятых, Правительство - 21 поправка.                                          
                                                                                
Таким образом, текст весьма существенно изменился и был доработан. Краткая      
характеристика изменений текста законопроекта. Мы уточнили сферу действия       
закона, добавили в число субъектов, которых касается этот закон, лиц без        
гражданства, поскольку, как известно, что касается экономической                
деятельности, у нас лица без гражданства равны лицам - гражданам Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Мы уточнили определение коммерческой тайны и привели его в полное               
соответствие с действующим Гражданским кодексом, что не требует от нас, как     
мы предполагали ранее, при первом чтении, ревизии действующего текста           
Гражданского кодекса в этой части.                                              
                                                                                
Мы исключили статью, перечисляющую информацию, которая может составлять         
коммерческую тайну. Ну действительно, нелогично в законе перечислять            
информацию: в одной статье, которая может, а в другой - которая не может        
составлять коммерческую тайну, потому что обе эти статьи вместе претендовали    
бы на весь перечень информации, которая только может циркулировать в            
обществе, что, конечно, в высшей степени нелогично. Но зато сам перечень        
информации, которая не может составлять коммерческую тайну (сейчас эта статья   
имеет номер 3), существенно доработан, расширен список той информации,          
которая не может составлять коммерческую тайну, в частности еще и с учетом      
опыта экономических событий последних лет. Забегая вперед, скажу, что не        
может составлять коммерческую тайну вся информация, необходимая гражданам для   
того, чтобы иметь представление о тех субъектах коммерческой деятельности, с    
которыми они связаны и от которых они могут пострадать, если не будут           
располагать информацией о деятельности этих субъектов. В частности, речь идет   
о ценных... Не буду сейчас говорить, потом посмотрю и расскажу подробнее,       
если будут вопросы по статье 3.                                                 
                                                                                
Существенно переработаны и дополнены статьи, касающиеся охраны ноу-хау. Это     
вообще в нашем законодательстве довольно новая тема, и поэтому над этим         
особенно много работали. Уточнен порядок отнесения коммерческой тайны к         
государственной тайне (это статья 19), и отдельно описана ответственность       
органов власти различного уровня, которые получили доступ к коммерческой        
тайне, потому что это необходимо было сделать в связи с режимом охраны          
государственной тайны, но затем не соблюли свои обязательства по охране этой    
информации как коммерческой тайны.                                              
                                                                                
Наконец, дополнили проект статьей о переходных положениях, касающихся той       
информации, которая сегодня, по существу, находится в режиме коммерческой       
тайны, если снабжена грифом "конфиденциально". Этот гриф в течение какого-то    
времени до установления режима коммерческой тайны будет играть по отношению к   
этой информации такую же роль, как и в будущем режим охраны коммерческой        
тайны.                                                                          
                                                                                
Чуть погодя, через несколько, может быть, недель, нам предстоит рассмотреть     
несколько сопутствующих законов (в случае, конечно, если закон будет принят,    
а я на это надеюсь), потому что необходимо внести незначительные, точечные      
изменения и в Гражданский кодекс, в действующую его часть, и в процессуальный   
кодекс, и в Уголовно-процессуальный кодекс, а также в Кодекс законов о труде    
и законодательство об авторских правах. Но сейчас, поскольку эти законы         
разосланы, они фактически находятся в комитетах, и на первое чтение будут       
вынесены через несколько недель.                                                
                                                                                
Собственно, я доклад закончил и предлагаю перейти к голосованию по поправкам.   
Повторяю, что комитетом вынесены для голосования две таблицы: таблица 1 -       
таблица поправок, рекомендуемых к принятию, и таблица 2 - таблица поправок,     
рекомендуемых к отклонению.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Это у нас?.. Извините, я немножко отвлекся.       
                                                                                
НЕСТЕРОВ Ю.М. Пункт 8 повестки дня.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 8 повестки дня.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли замечания по таблицам поправок? Нет замечаний. Не    
вижу. Ставится на голосование: согласиться с таблицей поправок 1. Кто за то,    
чтобы согласиться с таблицей 1 - таблицей поправок, рекомендованных комитетом   
к принятию? Прошу определиться голосованием.                                    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.             69,6%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    315 чел.                                          
Не голосовало                 135 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета в части отклоненных поправок?   
Прошу определиться голосованием.                                                
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.             69,3%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    314 чел.                                          
Не голосовало                 136 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Юрий Михайлович, а вот роздана таблица поправок за подписью Олега               
Александровича Финько. Она на четырех листах. Вы ее пояснили уже?               
                                                                                
Пожалуйста, поясните, как нам с ней поступить.                                  
                                                                                
Включите микрофон депутату Нестерову.                                           
                                                                                
НЕСТЕРОВ Ю.М. Вся проблема в том, что она была роздана сегодня. Если она была   
роздана сегодня, то...                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, мы не имеем права ее рассматривать. Совершенно   
верно, они не успели в регламентный срок.                                       
                                                                                
Ставится на голосование: принять проект закона во втором чтении. Напоминаю      
вам, что законопроект находится у нас в таблице приоритетных законов на         
осеннюю сессию.                                                                 
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              333 чел.             74,0%                        
Проголосовало против            3 чел.              0,7%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    338 чел.                                          
Не голосовало                 112 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается проект закона во втором чтении. Готовьте к третьему.                

Заседание № 88

02.04.1997
Вопрос:

О проекте федерального закона о коммерческой тайне.

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4231 по 4609 из 5922
Уважаемые коллеги! Переходим к рассмотрению проекта федерального закона о       
коммерческой тайне. Докладчик - заместитель председателя Комитета по            
информационной политике и связи Юрий Михайлович Нестеров. Пожалуйста.           
                                                                                
Он у вас в папке под номером 8.                                                 
                                                                                
НЕСТЕРОВ Ю.М., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы! С восьмой попытки наконец мы           
добрались до этого закона. Это большой праздник для всякого депутата, который   
отдал много времени разработке того или иного закона. Поэтому я прошу вас       
быть по возможности внимательными, несмотря на конец рабочего дня.              
                                                                                
Сперва несколько слов об истории подготовки данного законопроекта. Первый       
вариант этого законопроекта был внесен от имени Президента Российской           
Федерации еще в Государственную Думу прошлого созыва 10 октября 1995 года. 22   
ноября он был поставлен на голосование, но не получил требуемого большинства    
голосов. Изучение стенограммы не дало возможности понять, почему же это         
произошло: по существу, не было обсуждения, не было вопросов, не было           
претензий. После избрания наш комитет стал перед вопросом, что делать дальше.   
Мы решили не упорствовать, не повторять попытку, а учесть те замечания,         
которые были высказаны депутатами прошлого созыва, до вынесения на первое       
чтение. Так появился тот вариант закона о коммерческой тайне, который мы        
летом, 13 июня 1996 года, разослали по комитетам и комиссиям. И от двух         
комитетов - Комитета по безопасности и Комитета по образованию и науке -        
получили весьма пространные критические замечания, но тем не менее              
поддерживающие саму идею необходимости принятия данного закона.                 
                                                                                
И вот для того, чтобы наш текст стал возможно лучше, мы сами выступили с        
инициативой отложить его вынесение на первое чтение на столько времени,         
сколько потребуется, чтобы учесть все концептуальные замечания двух наших       
комитетов.                                                                      
                                                                                
Таким образом, этот законопроект сейчас вносится от имени группы депутатов,     
представляющих три комитета Государственной Думы - по информационной политике   
и связи, по образованию и науке и по безопасности. В работе над этим проектом   
участвовал также, естественно, и авторский коллектив Роскоминформа, комитета,   
уже теперь не существующего в этом виде, комитета, который готовил предыдущий   
вариант закона, внесенный в Думу прошлого созыва. (Шум в зале.)                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, очень шумно.                          
                                                                                
НЕСТЕРОВ Ю.М. Таким образом, самой главной концептуальной чертой                
предлагаемого вам законопроекта, на мой взгляд, является (пусть это не          
покажется странным) сам факт принятия закона в первом чтении, само признание    
того факта, что в нашей сегодняшней экономической действительности существуют   
и действуют субъекты экономической деятельности, у которых могут быть           
коммерческие секреты, которые они могут в установленном законом порядке         
защищать, для того чтобы в полную силу, или по крайней мере больше, чем         
сейчас, заработал закон об ограничении монополистической деятельности и для     
того чтобы фирмы, отдельные предприниматели не несли ущерба, который они        
сегодня несут, от разглашения их коммерческих секретов.                         
                                                                                
Таким образом, структура закона достаточно простая, хотя он и расширился в      
ходе той работы, о которой я говорил. Было 12 статей, теперь этот закон         
насчитывает 26 статей, концептуально он весьма обогатился.                      
                                                                                
В главе 1 рассматриваются основные понятия, даются определения коммерческой     
тайны и других терминов, которые используются в законе.                         
                                                                                
В главе 2 определяется, что такое режим коммерческой тайны, срок действия       
коммерческой тайны, способы правомерного и неправомерного получения и           
использования коммерческой тайны.                                               
                                                                                
Глава 3 посвящена особенностям охраны коммерческой тайны в трудовых             
отношениях. В частности, оговорены те обязательства, которые накладываются на   
работников, работающих в учреждениях, где существует коммерческая тайна, как    
во время работы в этих учреждениях, так и после окончания работы в этих         
учреждениях.                                                                    
                                                                                
Глава 4 - это как раз вот та самая большая новизна, которая появилась в         
результате работы трех комитетов над этим законопроектом летом прошлого года.   
Она посвящена особенностям правовой охраны секретов производства, так           
называемых ноу-хау, в режиме коммерческой тайны.                                
                                                                                
Глава 5 посвящена правам органов государственной власти по доступу к            
коммерческой тайне и обязанностям по охране коммерческой тайны, если органы     
госвласти в силу выполнения их, установленных опять-таки законом,               
обязанностей и прав, стали обладателями коммерческой тайны хозяйствующих        
субъектов.                                                                      
                                                                                
Глава 6 содержит статьи, направленные на обеспечение защиты прав на             
коммерческую тайну. Установлены виды нарушений права на коммерческую тайну,     
определена ответственность за нарушение прав на коммерческую тайну различных    
субъектов правоотношений.                                                       
                                                                                
Ну и, наконец, статья 26, как и полагается во всех подобных случаях,            
определяет порядок вступления закона в силу.                                    
                                                                                
На этот текст за тот месяц, вернее, уже полтора месяца, что наш законопроект,   
скажем так, дежурит в повестке и дожидается своей очереди, поступили            
замечания даже от авторов проекта. Я не хочу этого скрывать. Но, естественно,   
в соответствии с законодательной процедурой мы не вправе были вносить на        
первое чтение текст, отличающийся от того, который в свое время был разослан    
в комитеты и внесен в Совет Государственной Думы. Тем не менее я с полной       
ответственностью утверждаю, что замечания, как бы ни были они многочисленны,    
концептуального характера, по мнению авторов, не носят, и для того, чтобы был   
дан старт работе над этим законопроектом, подготовке его ко второму чтению,     
сегодня, на наш взгляд, этот законопроект необходимо одобрить в первом          
чтении, к чему я вас и призываю. К тому, чтобы были вы внимательны.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Михайлович.                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, законопроект рассматривается в первом чтении. Есть ли       
вопросы к докладчику? Есть. Лукьянов Анатолий Иванович, потом Чистоходова       
Рита Васильевна.                                                                
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Уважаемый Юрий Михайлович! Понятно, что коммерческую тайну надо   
защищать и защищать носителя коммерческой тайны - все правильно. Скажите,       
пожалуйста, насколько закон обеспечивает интересы государства, когда при        
помощи ссылок на коммерческую тайну как раз допускаются и преступные            
посягательства, и преступления сами, и нарушения законов и так далее? Как вы    
видите эту проблему и как она решается в законопроекте?                         
                                                                                
НЕСТЕРОВ Ю.М. Уважаемый Анатолий Иванович, статья 18 прямо называется "Права    
органов государственной власти и органов местного самоуправления по доступу к   
коммерческой тайне и их обязанности по ее охране". В этой статье говорится о    
том, что органы госвласти и органы местного самоуправления имеют право          
доступа к коммерческой тайне в пределах своей компетенции в соответствии с      
законодательством Российской Федерации. Что на деле это означает? Это           
означает, что данный закон не вносит никаких новаций в те правоотношения,       
которые сегодня существуют и установлены законами, например о налоговой         
полиции, или о налоговой системе, или о милиции. Все те права, которые за       
органами госвласти ныне действующие законы закрепляют, существуют,              
сохраняются. Другое дело, что, если орган госвласти, выполняя свои,             
предписанные ему законом функции, становится обладателем коммерческой тайны,    
он обязан затем сам эту коммерческую тайну хранить по правилам, установленным   
другим законом - законом о государственной тайне. Судьба этого второго          
закона, как вы знаете, сложноватая, потому что было вето Президента. Тем не     
менее этот закон, конечно, будет, я надеюсь, в ближайшем будущем введен в       
действие, будет принят, так сказать, после работы согласительных комиссий.      
Таким образом, та коммерческая тайна, которая стала известна госорганам в       
результате их служебной деятельности, должна ими охраняться как                 
государственная. Вот так.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Чистоходова Рита Васильевна. Потом Вишняков       
Виктор Григорьевич.                                                             
                                                                                
ЧИСТОХОДОВА Р.В. Уважаемый Юрий Михайлович, у меня много претензий по тексту    
самого закона. Объясните, пожалуйста, статья 2, третий абзац на странице 2,     
что это такое: "не может быть легко получена законным образом другими           
лицами"? Во-первых, "легко", "тяжело" - понятия, по-моему, не юридические. И    
почему законным образом не может быть получена? Если речь идет о законе,        
"законным образом", то эта информация должна быть выдана. Не слишком ли вы      
вторгаетесь в трудовой кодекс, гражданско-процессуальное право, ведь еще не     
принята третья часть Гражданского кодекса? Она не дает понятие "ноу-хау", а     
вы уже здесь даете это понятие, понятие интеллектуальной собственности. И вот   
по увольнениям. Статья 24. Тоже пишете: суд или судья единолично... может       
вынести... Ведь это стороны решают - может суд рассматривать единолично или     
нет.                                                                            
                                                                                
Ответьте, пожалуйста.                                                           
                                                                                
НЕСТЕРОВ Ю.М. Рита Васильевна, сперва на ваш вопрос о том, что значит "легко    
получена". Если та или иная информация, используемая в коммерческих целях       
юридическим лицом или физическим, может быть другим лицом получена              
самостоятельно, например, в результате научного исследования. Каждый человек    
это в принципе может. Ну, даже радио изобрели практически одновременно и        
потом долго спорили, кто раньше изобрел радио. Такие ситуации возможны. И я     
привел только один пример, но могут быть и еще. Бессмысленно объявлять          
коммерческой тайной информацию, которая действительно может быть получена       
другим лицом самостоятельно, без проникновения в штаб-квартиры тех или иных     
коммерческих организаций. Возможно, что эта формулировка не абсолютна. Мы       
сами долго спорили об этих формулировках. И повторяю, что поток поправок по     
конкретным формулировкам наверняка будет очень большим, мы все поправки очень   
внимательно изучим.                                                             
                                                                                
Второй ваш вопрос еще более глобальный. Он касается соотношения закона с        
Гражданским кодексом. Действительно, была позиция, состоявшая в том, что        
следует притормозить этот закон в связи с тем, что эти нормы могут быть         
предметом третьей части Гражданского кодекса. А эта третья часть, по            
некоторым данным, вот-вот должна была поступить в Госдуму, и мы должны были     
ею заниматься. Но, к сожалению, я провел специальные исследования, хотя и       
неофициальные, на этот счет. Спросил у разработчиков Гражданского кодекса -     
они меня не обнадежили. Они не видят перспектив близкого внесения, так          
сказать, в обозримом будущем, Гражданского кодекса. И тормозить такую важную    
часть деятельности, как коммерческая тайна, из-за этого, на мой взгляд и на     
взгляд всех разработчиков трех комитетов, не стоит. Тогда, когда будет внесен   
Гражданский кодекс, если возникнут какие-то коллизии, мы всегда сможем          
привести в соответствие два этих нормативных акта.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вишняков Виктор Григорьевич, ваш вопрос.                  
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Я внимательно посмотрел перечень того, что может быть             
коммерческой тайной и что не может быть коммерческой тайной. Сами понятия       
"может", "не может" - это уже неправовые понятия. Надо запрещать или не         
запрещать, разрешать. И поэтому нечетко определено и само понятие               
коммерческой тайны. Мы понимаем под этим понятием: технология, ноу-хау и все    
прочее, то, что достигнуто усилиями трудового коллектива (в кавычках            
трудового), данного акционерного общества. Понятно, что это должно быть         
коммерческой тайной, потому что без этого нельзя успешно конкурировать,         
получать прибыль.                                                               
                                                                                
Но ведь об этом-то в законе не говорится.                                       
                                                                                
С другой стороны, не говорится и о том, а где же в результате нарушения         
законов, государственных интересов в том числе, скрываются различного рода      
незаконно полученная прибыль, различного рода махинации с заработной платой и   
другая информация о том, что именно и не должно составлять коммерческую тайну   
и становится государственными интересами. И в связи с этим вопрос к вам. Вы     
говорите о том, что коммерческая тайна - и физического лица, и юридического     
лица... (Микрофон отключен.)                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
НЕСТЕРОВ Ю.М. Вопрос понятен, как мне кажется.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не закончили? Включите микрофон депутату Вишнякову. Он    
не закончил задавать вопрос.                                                    
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Значит, вопрос такой. Если кто-то получает незаконным образом     
доход и эта незаконная прибыль или сверхприбыль подводится под понятие          
коммерческой тайны, как вы считаете, это правильно или неправильно?             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Михайлович.                              
                                                                                
НЕСТЕРОВ Ю.М. С конца начну отвечать. Это, безусловно, неправильно, и на мой    
взгляд, на взгляд авторов закона, никакого отношения к коммерческой тайне не    
имеет. Я уже отвечал на вопрос Анатолия Ивановича Лукьянова, он говорил, что    
есть налоговое законодательство, и там очень четко сказано, что, когда, в       
какие сроки и гражданин, и юридическое лицо должны предоставлять. Если они      
это нарушают, они нарушают другие законы. К данному закону это отношения не     
имеет.                                                                          
                                                                                
Что же касается статей 3 и 4 - информация, которая может и не может             
составлять коммерческую тайну, - то я с вами согласен. Согласен в том смысле,   
что статья 3 "Информация, которая может составлять коммерческую тайну", на      
мой взгляд, сформулирована несколько неаккуратно в том смысле, что если         
перечислить информацию, которая и может и не может составлять коммерческую      
тайну, то это будет полный перечень всей информации, что невозможно.            
Юридически более корректно перечислить информацию, которая не может             
составлять коммерческую тайну, а остальная может составлять коммерческую        
тайну. Но для чего это сделано? Нашему закону мы хотели придать еще и некий     
просветительский характер. Очень новое для России понятие. Поэтому, значит,     
хотели перечислить (хотя бы для примера) информацию, которая может быть         
отнесена к коммерческой тайне. Но мы, по-видимому, то есть наверняка при        
подготовке ко второму чтению эти поправки внесем, чтобы было понятно, что вся   
прочая информация, за исключением той, которая не может составлять              
коммерческую тайну, может составлять коммерческую тайну. И в том числе,         
например, такие вот виды информации.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы у депутатов? Спасибо, Юрий            
Михайлович, присаживайтесь.                                                     
                                                                                
Есть ли желающие выступить? (Выкрики из зала.) Выступления? Да, пожалуйста.     
Запишитесь, пожалуйста, желающие выступить. Группа электронного голосования,    
включите... Буквально несколько рук было. Но запишитесь, мало ли что, вдруг     
кого-то я пропустил.                                                            
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Так, пожалуйста, депутат Лопатин Владимир Николаевич.                           
                                                                                
ЛОПАТИН В.Н., депутатская группа "Российские регионы".                          
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые коллеги! Я хотел бы сразу же передать от      
имени Комитета по безопасности, который рассматривал данный законопроект и      
внес его на рассмотрение Государственной Думы в первом чтении, просьбу          
поддержать его в первом чтении и проголосовать "за". Почему? На следующих       
основаниях. Сегодня из всей информации, к которой имеется ограниченный доступ   
и которая перечислена в наших действующих законах, таких видов информации       
более 30. Более чем в 30 законах употребляются слова "коммерческая тайна". Но   
самого понятия "коммерческая тайна", того, что может быть отнесено и что не     
может быть отнесено к ней, какие взаимоотношения возникают между обладателем    
коммерческой тайны и государственными структурами, другими гражданами и         
общественными организациями... К сожалению, закона такого до настоящего         
времени нет.                                                                    
                                                                                
Эти отношения регулируются лишь постановлениями Правительства и другими         
подзаконными актами, хотя в то же самое время Конституция и нормы               
международного права четко устанавливают, что ограничение прав граждан на       
получение, пользование информацией может быть установлено только законом. Вот   
почему актуальность данного законопроекта очевидна, необходимость в его         
принятии давно назрела, и, более того, он уже... мы уже существенно             
запаздываем, о чем говорило Правительство Российской Федерации, внося письмо    
с просьбой рассмотреть его как можно быстрее.                                   
                                                                                
Отвечая на вопрос Анатолия Ивановича Лукьянова о том, как защищены              
государственные интересы данным законопроектом, мы детально рассматривали       
этот вопрос именно с этой точки зрения на экспертном совете Комитета по         
безопасности с участием представителей государственных структур - ФСБ, ФАПСИ,   
Министерства обороны, с участием представителей Гостехкомиссии России,          
отвечающей за государственную тайну, с участием представителей бизнеса и        
общественных организаций. И мы пришли к общему выводу, что в первом чтении      
данный законопроект принимать можно. Вот почему я просил бы уважаемых           
депутатов поддержать данный законопроект и проголосовать за него в первом       
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Лукьянов Анатолий Иванович, пожалуйста.                                 
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Уважаемые депутаты! Бывают такие законопроекты, которые идут к    
берегу, как корабли, и не знают, какие рифы их ожидают. Вот у этого             
законопроекта есть два рифа.                                                    
                                                                                
Во-первых, это не принятый, а заблокированный закон о государственной тайне,    
без которого невозможно (они как сообщающиеся сосуды) многое решить. Это        
первое.                                                                         
                                                                                
И второй риф - это то, что отсутствует третья часть Гражданского кодекса,       
которая устанавливает принципы и нормы интеллектуальной собственности.          
                                                                                
Поэтому, не возражая в целом против принятия этого закона в первом чтении,      
хотелось бы обратить внимание на то, что на втором этапе работы над             
законопроектом придется или ждать, или очень основательно согласовывать два     
вопроса. Один вопрос - вопрос гражданского права всего, в совокупности с        
третьей частью Гражданского кодекса, и второй вопрос - вопрос, связанный с      
законом о государственной тайне.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вишняков Виктор Григорьевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Фракция считает, что законопроект надо принимать в первом         
чтении с последующей доработкой, с учетом тех замечаний, которые были           
высказаны.                                                                      
                                                                                
Я все-таки четче провел бы в этом проекте закона следующую проблему. Очень      
много государственных служащих на уровне глав администраций, различного рода    
других структурных звеньев властных структур одновременно являются членами      
различного рода ассоциаций, банков, коммерческих структур. Тем самым            
происходит утечка не только коммерческой, но и государственной тайны. И вот     
такая размытость границ между этими двумя категориями (коммерческой и           
государственной тайны) как раз и способствует тому, что коммерческая тайна,     
по существу, становится известной главам администраций и служащим, и они с      
учетом того объема информации, который имеют о том или ином состоянии дел на    
конкретном предприятии и в организации, принимают те решения, которые выгодны   
(или не выгодны) именно для данного предприятия (организации).                  
                                                                                
Вот этот аспект очень важно выделить. Он, кстати, выделен хорошо в зарубежном   
законодательстве. И если мы это сделаем, то, я думаю, в целом закон будет       
очень полезным и его необходимо быстрее дорабатывать.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Сальников Виктор Иванович, пожалуйста.                                  
                                                                                
САЛЬНИКОВ В.И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Снимаю в пользу Абраменкова.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Депутат Абраменков Дмитрий Николаевич,            
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АБРАМЕНКОВ Д.Н. Я выступаю от имени Комитета по образованию и науке. Наш        
комитет считает, что законопроект о коммерческой тайне очень актуален, тем      
более что и комитет наш был соисполнителем, а депутат Глубоковский - один из    
авторов законопроекта. Рассмотрев законопроект на заседании комитета, мы        
приняли решение внести в законопроект коррективы до первого чтения. Но это не   
было сделано, о чем говорил и докладчик.                                        
                                                                                
Наши концептуальные замечания дважды раздавались депутатам до этого             
заседания. Я их зачитывать не буду. Суть заключается в следующем. В             
законопроекте нечеткость определений делает концепцию несколько расплывчатой.   
Об этом здесь говорилось уже. Нужна протокольная запись, надо учесть            
замечания нашего комитета и включить наш комитет в соавторы данного             
законопроекта. В остальном мы поддерживаем.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты! Все, кто желал выступить по этому законопроекту,            
выступили. Я ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении.       
Пожалуйста, голосуйте.                                                          
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              308 чел.             68,4%                        
Проголосовало против            6 чел.              1,3%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    316 чел.                                          
Не голосовало                 134 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 137

22.11.1995
Вопрос:

О проекте федерального закона о коммерческой тайне.

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5870 по 5934 из 7347
Коллеги, вы, видимо, заметили, что не было представителя Правительства, когда   
подошло время обсуждения проекта федерального закона о коммерческой тайне.      
Сейчас представитель Правительства здесь, позвольте пригласить его на           
трибуну... Не он опоздал, это мы из графика вышли немножко.                     
                                                                                
ВОЛОКИТИН А.В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
статс-секретарь - заместитель председателя Комитета по политике и               
информатизации при Президенте Российской Федерации.                             
                                                                                
Я честно сидел до обеда, потом мне сказали, чтобы я поехал и ждал вызова. Я     
приехал сразу же.                                                               
                                                                                
Уважаемые депутаты! Представленный законопроект о коммерческой тайне является   
составной частью блока нормативно-правовых актов и информационного              
законодательства. Я хочу напомнить, что в январе 1995 года вы приняли базовый   
системообразующий закон "Об информации, информатизации и защите информации",    
в котором информация была определена как основной объект правового              
регулирования в информационном законодательстве. Это же было принято в          
Гражданском кодексе Российской Федерации. Эта категория была провозглашена      
объектом гражданских прав статьей 128 Гражданского кодекса.                     
                                                                                
Следует отметить, что для применения правовых механизмов принятого базового     
закона и комплекта разрабатываемых законов необходимо выполнение ряда           
требований, в частности требования о том, что информация должна быть защищена   
от несанкционированного доступа. По отношению к информации, составляющей        
служебную и коммерческую тайну, статьей 139 Гражданского кодекса также          
предусмотрено выполнение указанных требований.                                  
                                                                                
В свою очередь закон о коммерческой тайне составляет предметную область         
создания и применения средств и механизмов информационной безопасности, в       
состав которой входят уже принятые закон "О государственной тайне", закон "О    
федеральных органах правительственной связи и информации". Кроме того, в        
настоящее время разрабатывается целый пакет законов: о служебной тайне, об      
участии в международном информационном обмене (его вы приняли в первом          
чтении), о недобросовестной конкуренции в информационной сфере, об              
электронно-цифровой подписи и о коммерческой тайне.                             
                                                                                
Цель подготовленного законопроекта - создать со стороны государства             
необходимые для предпринимательства гарантии защиты личных неимущественных      
прав хозяйствующих субъектов путем дополнения законодательства об авторском     
праве и промышленной собственности нормами, предоставляющими им право           
засекречивать ценную информацию в качестве коммерческой тайны для защиты ее     
владельцев от промышленного шпионажа и недобросовестной конкуренции.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы, коллеги? Нет. Можно поставить на         
голосование: принять в первом чтении, одобрить концепцию? Ставится на           
голосование: принять в первом чтении. Мнение комитета таково же. Прошу          
голосовать. Только прошу вас, будьте внимательны.                               
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать? Депутат Венгеровский - за, депутат   
Акбаев - за, депутат Зубкевич - за. Все проголосовали?                          
                                                                                
Прошу вас, покажите результаты.                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              192 чел.             42,7%                        
Проголосовало против            5 чел.              1,1%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    199 чел.                                          
Не голосовало                 251 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
192 плюс 3 - 195. Отклоняется. Комитет по информационной политике и связи       
прошу взаимодействовать с фракциями для того, чтобы найти взаимопонимание.