Заседание № 42
О проекте федерального закона о распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера в 1996 году.О проекте федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1996 год" (о жилищных субсидиях).
Следующие пункты повестки дня - 21.1, 21.2. О проекте федерального закона о распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера. Слова просит Артур Николаевич Чилингаров. Докладывается согласованный вариант. Вы помните, что мы ранее обсуждали несколько альтернативных вариантов. ЧИЛИНГАРОВ А.Н., заместитель Председателя Государственной Думы. Уважаемые коллеги, нам с большим трудом удалось найти согласованное решение по двум проектам закона. Мы согласны с тем, что в законе должно быть написано: о распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним районами по субъектам Федерации. Значит, с этим мы согласились. Действительно, такое решение при формировании бюджета на 1996 год было оговорено. Дальше мы представили вам согласованную таблицу по финансированию, где за основу были взяты предложения Минэкономики, предложения комитетов по проблемам Севера и по бюджету. Средние тут цифры есть. Единственное, что к этой поправке... В этом списке уже есть и районы, и области, которые приравнены к районам Крайнего Севера. Дополнительно включены Ханты-Мансийский округ, Республика Бурятия, Читинская, Амурская, Томская области, Приморский край, Республика Тыва и Республика Алтай. И поправка, которую я прошу протокольно записать по Архангельской области: к той цифре, которая дается, прибавляется еще 2. Значит, Мурманская область - еще 3, а Республика Бурятия - остается 7 вместо 12. Прошу рассмотреть согласованный вариант. Со всеми согласован. Даже Побединская с этим тоже согласилась (она куда-то убежала). Голосуем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Артур Николаевич, эти дополнения в письменном виде существуют? Комитет имеет протокол решения. Уважаемые коллеги, предлагается вашему вниманию в первом чтении согласованный вариант проекта федерального закона о распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним территориями. Прения будем проводить? Нет. Ставлю на голосование. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 59 мин. 00 сек.) Проголосовало за 355 чел. 78,9% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел. Результат: принято Принимается. Слово имеет Артур Николаевич Чилингаров. ЧИЛИНГАРОВ А.Н. Просьба принять в трех чтениях, уважаемые коллеги! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за то, чтобы обратиться к процедуре принятия закона в целом, прошу голосовать. Голосуем процедуру. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 59 мин. 40 сек.) Проголосовало за 336 чел. 99,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,3% Голосовало 337 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Принимается. Мы проголосовали законопроект или переход к третьему... Кто за то, чтобы принять проект федерального закона о распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера в целом, прошу голосовать. То есть в третьем чтении. Ну, это равносильно принятию в целом. Поскольку мы без процедуры второго чтения обходимся, то формула Регламента: принятие в целом. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 00 мин. 21 сек.) Проголосовало за 362 чел. 80,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел. Результат: принято Принимается. Поздравляю депутатов, которые нашли компромиссные решения. В этом же пункте повестки дня Владимир Владимирович Гоман доложит о проекте федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Пожалуйста, Владимир Владимирович. ИЗ ЗАЛА. Одна минута осталась! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Одной минуты хватит. 15 секунд для доклада. ГОМАН В.В., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера, депутатская группа "Российские регионы". Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона об изменениях в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 1996 год". Речь идет о том, чтобы 1200 миллиардов рублей, которые мы распределили первым законом и который только что проголосовали сразу в трех чтениях, попали в защищенные источники федерального бюджета 1996 года. В связи с тем что уже половина финансового года прошла, нам надо, чтобы эти жилищные субсидии, которые мы распределили, все-таки дошли до северян. Вот в чем суть. Единственное замечание. Мы внесли правку в название первого закона, который мы сейчас проголосовали: о распределении жилищных субсидий между территориями Крайнего Севера и приравненными к ним местностями. Аналогичную редакционную правку я предлагаю внести в тот законопроект, который мы сейчас с вами должны проголосовать. У меня все, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители Президента, Правительства и фракций имеют желание выступить? Так, кто? Или это вы за голосование? Я по молчаливому согласию депутатов ставлю на голосование: принять в первом чтении проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1996 год" в части жилищных субсидий. Прошу голосовать. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 02 мин. 31 сек.) Проголосовало за 320 чел. 71,1% Проголосовало против 4 чел. 0,9% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел. Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Владимир Владимирович. Центральная трибуна. ГОМАН В.В. Уважаемые коллеги, у меня к вам громадная просьба. В связи с тем что законопроект очень короткий, логически увязан с первым, который уже принят, прошу проголосовать его в трех чтениях. Всю необходимую экспертизу данный законопроект прошел. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за то, чтобы согласиться с предложением депутата Гомана, прошу голосовать. О переходе к процедуре принятия закона в целом. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 26 сек.) Проголосовало за 305 чел. 100,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 305 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Ставлю на голосование вопрос о принятии закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1996 год" (о жилищных субсидиях) в целом. Председательствует Председатель Государственной Думы Г.Н.Селезнев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 04 мин. 02 сек.) Проголосовало за 336 чел. 74,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 41
О проекте федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1996 год" (о жилищных субсидиях).
Уважаемые коллеги, слушается вопрос о проекте федерального закона о распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера. Докладчик у нас Гоман. И о проекте федерального закона о внесении изменений в закон о федеральном бюджете. Владимир Владимирович, вы сразу по двум вопросам? ГОМАН В.В. Да, если можно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ГОМАН В.В. Уважаемые коллеги, уважаемый Председатель! Уже не раз в этих стенах мы обсуждали кризисную ситуацию, сложившуюся в районах Крайнего Севера России. Стремительное обострение социально-экономической обстановки в северных районах с неизбежностью обусловило повышение миграционной активности населения. Только в 1995 году с Севера выехала 171 тысяча человек. Вместе с тем финансирование федеральной целевой программы строительства на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, осуществляется крайне недостаточно. Несвоевременно выделяются предусмотренные федеральным бюджетом жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера. Так, к примеру, в 1995 году финансирование было открыто только в июле. А в текущем году оно не открыто до сих пор, поскольку не принят федеральный закон о распределении жилищных субсидий. Эта порочная практика приводит к неполному использованию выделяемых средств. В прошлом году отдельные северные регионы получили менее 30 процентов заложенных в бюджете жилищных субсидий. Вызывает удивление неравномерность распределения выделяемых финансовых ресурсов по различным субъектам Федерации. Кто-то получает все предусмотренные бюджетом средства, кто-то вынужден довольствоваться крохами. Тщательно проанализировав ситуацию, учитывая крайнюю ограниченность средств, предусмотренных федеральным бюджетом на жилищные субсидии (вся сумма составляет 1200 миллиардов рублей), Комитет по проблемам Севера совместно с Комитетом по бюджету, налогам, банкам и финансам... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги! Будьте добры, поспокойнее. Присядьте, пожалуйста. Не стойте спиной к докладчику. ГОМАН В.В. ...совместно с представителями Министерства финансов, Министерства экономики, Совета Федерации, исполнительных органов власти субъектов Федерации представляют на ваше рассмотрение проект федерального закона о распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера на 1996 год. Законопроект регламентирует распределение вышеуказанных бюджетных средств по субъектам Российской Федерации, которые расположены в районах Крайнего Севера. Обсудив предложения депутатов Государственной Думы, представляющих северные территории, и исполнительных органов власти по этой проблеме, считаем необходимым на данном этапе направить безвозмездные субсидии в первую очередь пенсионерам, инвалидам, малоимущим и гражданам, которые выезжают из закрывающихся поселков на Крайнем Севере. Мы предлагаем направить эти средства - жилищные субсидии - на территории Крайнего Севера, то есть на территории, где люди проживают в наиболее дискомфортных условиях и желают выехать на постоянное место жительства в климатически благоприятные районы. При определении порядка распределения жилищных субсидий на 1996 год по регионам были учтены следующие показатели (я прошу отметить): численность населения, проживающего в районах Крайнего Севера (имеются статистические данные, мы оперировали статистическими данными), численность пенсионеров, инвалидов и безработных, проживающих в районах Крайнего Севера. Это также подтверждается статистическими данными. Действующие районные коэффициенты к заработной плате установлены в централизованном порядке, как и перечень районов Крайнего Севера, отнесенных к районам с ограниченными сроками навигации. В пояснительной записке, которая имеется на руках у депутатов, предлагается методика расчета средств, выделяемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации (которые имеют в своем составе районы Крайнего Севера) и предназначенных для предоставления жилищных субсидий. Подчеркиваю, алгоритм распределения жилищных субсидий основывается на объективных критериях и показателях и позволяет наиболее оптимальным способом учесть интересы регионов. Замечания и предложения, поступившие от ряда депутатов, не носят концептуального характера и могут быть учтены к моменту принятия законопроекта во втором чтении. Все необходимые заключения - Правового управления, Правительства, Министерства финансов, Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам, аграрного комитета - имеются. Уважаемые коллеги! Прежде чем обратиться к вам с предложением поддержать внесенный двумя комитетами законопроект о распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера в 1996 году, я хотел бы сказать следующее. Первое. Если мы в течение этой сессии не принимаем данный проект федерального закона, то наши северяне не дождутся предусмотренных в бюджете средств, поскольку закон мы будем принимать только осенью. Мне все-таки представляется, что мы должны поддержать и оперативно отработать данный законопроект, который вносится. Теперь о принципиальных отличиях, которые существуют в позициях Комитета по проблемам Севера, Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам и по так называемому альтернативному законопроекту, который вносится коллегами Теном, Цоем, Турусиным, - ну, я весь перечень не буду оглашать. Речь идет о том, что... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги! Будьте добры, потише, потише. ГОМАН В.В. Речь идет о том, что мы, два комитета, предлагаем вполне понятные, объективные формулы и алгоритм расчета, который учитывает экстремальные природно-климатические условия, в которых проживают люди на Крайнем Севере. Мы учитываем объективные критерии, связанные с численностью пенсионеров, безработных, учитываем удаленность, отдаленность районов Крайнего Севера для того, чтобы показать экономическую нецелесообразность пребывания людей сегодня в районах Крайнего Севера. Их надо переселять, поскольку бюджеты северных территорий несут колоссальные расходы, связанные с содержанием пенсионеров, малоимущих и так далее. Мы считаем, что наше предложение согласуется с законом об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации, в котором предусмотрена государственная поддержка Севера Российской Федерации, в первую очередь малоимущих, безработных, инвалидов. Еще об одном. О законопроекте, который вносят наши коллеги, я хочу сказать следующее. Название законопроекта, который вносят коллеги Тен, Цой, Турусин, говорит о том, что эти средства жилищных субсидий должны быть направлены в районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним. Но когда вы посмотрите перечень субъектов Федерации, который зафиксирован в данном проекте федерального закона, то убедитесь, что речь-то идет не о территориях, приравненных, а только о субъектах, территориях Крайнего Севера. То есть, с одной стороны, в названии законопроекта значится, что он распространяется на территории, приравненные к Крайнему Северу, а в списке территорий, который представлен вашему вниманию и в которые направляются жилищные субсидии, речь идет о территориях Крайнего Севера. То есть явное противоречие названия законопроекта с его содержательной частью. Второй момент. Я хочу сказать о том, что практически все статьи и нормы законопроекта, который мы предлагаем от Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам и Комитета по проблемам Севера... их повторяют один к одному статьи законопроекта, который вносится коллегами Теном, Цоем и так далее. То есть я не знаю, о какой альтернативности идет речь, поскольку идет явный, так сказать, повтор того, что уже отработано в двух комитетах. Я заканчиваю. Кстати говоря, в проекте федерального закона, который вносят мои коллеги, нет расчетов, обоснования распределения средств между субъектами. Поэтому я вас убедительно прошу учесть все-таки предложения двух комитетов, учесть предложение Министерства финансов, которое просит и настаивает на том, чтобы проект федерального закона, вносимый комитетами по бюджету, налогам, банкам и финансам и по проблемам Севера, был все-таки поддержан. Еще раз хочу сказать о сроках. Если мы в течение последних дней нашей сессии, сегодняшнего и завтрашнего заседания, не примем данный законопроект, то северянам рассчитывать будет просто не на что. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас, сейчас. Нет, вопросы потом. Второй доклад - депутата Цоя по альтернативному закону. ИЗ ЗАЛА. По второму законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Владимирович, докладывайте. ГОМАН В.В. Уважаемые коллеги, о втором законопроекте буквально в двух словах. Проект закона о внесении изменений и дополнений в Закон "О федеральном бюджете на 1996 год" предполагает, чтобы средства - 1200 миллиардов рублей, которые предусмотрены в бюджете (с учетом того, что времени уже нет, что половина финансового года уже прошла), пошли по защищенным источникам бюджета и северяне в конечном итоге могли их получить. Вот суть и содержание законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович, присядьте, пожалуйста, здесь, недалеко. По второму законопроекту, альтернативному, докладчик - Цой Валентин Евгеньевич. Пожалуйста, хотя предыдущий докладчик ваш законопроект альтернативным не признал. ЦОЙ В.Е., депутатская группа "Российские регионы". Ну, это его проблемы. Уважаемые депутаты Госдумы! Я хотел бы как-то отвести тот намек, который у нас звучит. То Тен, то Цой! Знаете, как-то это не так звучит, потому что готовили этот законопроект депутат Ждакаев с Сахалина, депутат Чистоходова от Республики Коми, Камышинский, Кныш от Хабаровска, депутат Найчукова из Бурятии, Турусин из Иркутска, Побединская от фракции "Наш дом - Россия". То есть, я думаю, это как-то надо бы убрать - вот эти намеки и разговоры. Второе. Почему предложен альтернативный вариант? Надо понять причину того, что... Геннадий Васильевич Кулик, к сожалению, отсутствует... Здесь? Ну, слава Богу. Вся проблема в том, что когда осенью... Я не знаю, почему пятая Дума затянула решение этого вопроса, но мы понимаем, почему шестая Дума затянула его решение до каникул: чтобы, нагнетая ситуацию, - дескать, вот поздно, вот надо быстрее принять, - сейчас опять подвести к тому, что надо сделать одну мелочь, убрать из закона шесть слов: - приравненные районы и районы Крайнего Севера! Сегодня если 1200 миллиардов делить между всеми, то это будет почти ничего, но если поделить эти миллионы между отдельными регионами, тогда это будет серьезно. Надо, не учитывая Крайний Север,территории, приравненные к Крайнему Северу, сделать, как в том году. Геннадий Васильевич Кулик, здесь находящийся, докладывая на осенней сессии, от имени согласительной комиссии предложил принять в первый и в последний раз без территорий, приравненных к районам Крайнего Севера, а уже в 1996 году сделать так, как положено, - с территориями, приравненными к Крайнему Северу. Потому что во всех законопроектах, конституционно принятых актах Крайний Север проходит с территориями, приравненными к Крайнему Северу. Проблема в том, что если Дума стремится быть логически непоследовательной, то это проблема того, что мы всегда будем недоделывать наши дела и терять авторитет как законодательный орган. Ведь если в том году приняли решение, что надо учесть интересы территорий, приравненных к Крайнему Северу, и вы за это голосовали, так сейчас-то и надо делать так, как решали осенью 1995 года. И вторая проблема. Закон в 1995 году приняли. И после этого Архангельская область из 9 миллиардов получила ноль, Карелия получила ноль, Камчатка получила ноль, Хабаровский край - ноль, Ханты-Мансийский округ - ноль. (Шум в зале.) И тут важен один момент. А какие же регионы получили все? Да всего несколько регионов. И это авторы проекта, который мы не поддерживаем. Оба этих региона получили почти 100 процентов от выделенных лимитов, и не по 2 миллиарда рублей. И вот здесь в чем вопрос. Думаю, персонифицировать не стоит, но надо учитывать как факт то обстоятельство, что, когда мы сегодня ссылаемся на то, что принимается проект двух комитетов, это ошибка. Потому что комитеты не работали в период заседаний рабочей группы. Было принято предложение коллегиальное, выдвинутое Правительством, Министерством финансов, Министерством экономики, оно вам роздано. И когда сегодня идет ссылка на то, что, мол, Правительство поддерживает законопроект, предложенный депутатами Гоманом и Нестеренко, это не так. Потому что у вас роздан документ, где по запросу Оксаны Генриховны Дмитриевой заместитель министра финансов Шаталов передал рабочей группе проект Правительства. И мы предлагаем поддержать предложение Правительства, Минфина и Минэкономики, потому что согласны с предложением Правительства. А остальное действительно у обоих законопроектов схоже: общая позиция, общие подходы. Владимир Владимирович аргументировал, почему проект его и Татьяны Геннадьевны пройдет легче в Совете Федерации, потому что они использовали данные статистики, которые важнее предложений администраций краев и областей республик, которые те направили в Минфин. То есть предложения Правительства основаны на предложениях территорий. И я думаю, что тот аргумент Владимира Владимировича, что в Совете Федерации, у губернаторов, пройдет их проект, ошибочен. Губернаторы поддержат проект, который сделан на основании их предложений. Я думаю, проект, который предложила группа - Ждакаев, Турусин и другие, - более весом и проходим. Поэтому предлагаю проголосовать за два законопроекта. Они предлагают нарушить прошлогоднее обещание Госдумы и не учитывать интересы территорий, приравненных к районам Крайнего Севера. Мы предлагаем держать слово и учесть в законе на 1996 год территории, приравненные к районам Крайнего Севера. Исходя из этого, если вы поддержите нашу концепцию, предлагаю: создать рабочую группу, избрать в нее пятерых депутатов с той и с другой стороны и кого-то нейтрального, например Артура Чилингарова; завтра предложить нам уже во втором, третьем чтении согласованный сторонами вариант; затем передать закон в Совет Федерации. Кроме того, я просил бы поддержать предложение Гомана Владимира Владимировича по защищенности в бюджете выделения 1200 миллиардов рублей. Но посмотрите внимательно, там написано: "только территории Крайнего Севера", а надо добавить шесть слов "и территории, приравненные к Крайнему Северу". И последнее. Прошу вас проголосовать за проект, предложенный депутатами как альтернативный, потому что и Правительство, которое предложило свой вариант, и депутаты впервые без больших споров полностью согласны с этим проектом, предложенным Правительством. Это облегчит исполнение этого закона после того, как он будет принят. И тогда не будет беды, что у одного из регионов 2 процента исполнения, а у других - 100 процентов. Спасибо вам, просим поддержать наше предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги! Я чувствую, что мы сегодня действительно можем по поводу двух законов очень долго спорить и к результату не придем. Может быть, мы согласимся с тем, что предложил депутат Цой? Вот буквально сейчас нам надо решать с созданием этой согласительной комиссии. Артур Николаевич Чилингаров согласен ее возглавить. Сегодня мы выработаем на основании двух законопроектов один и завтра его рассмотрим уже как общий вариант. Сейчас северян и жителей территорий, приравненных к северным, не надо бы ссорить. Потому что, мне кажется, все-таки они найдут общий язык. А в противном случае эти два закона мы можем провалить. Мы уже такие формулы применяли, и они себя оправдывали. Если мы пойдем по этому пути, каково ваше мнение? Я прошу проголосовать это предложение, чтобы уже сегодня создать комиссию, а завтра внести проект на заседание палаты и успеть передать в Совет Федерации. Пожалуйста, включите режим голосования. Иначе будет длинная дискуссия, убежден. (Шум в зале.) Мы вас тоже включим в комиссию. Идет голосование. Оксану Генриховну пригласить в комиссию обязательно, потому что там, где вопрос касается денег, должен быть широко представлен комитет по бюджету. ИЗ ЗАЛА. Она не северянка! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, не северянка, но она с деньгами... ЦИКУ К.А. ...Она золотая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот видите, Оксана Генриховна, какой комплимент вам от депутата Цику. (Оживление в зале.) Пожалуйста, кто без карточки? Депутат Цой - за. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 42 сек.) Проголосовало за 352 чел. 78,2% Проголосовало против 2 чел. 0,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел. Результат: принято Северяне, приморцы и дальневосточники, соберитесь в перерыве, определите формулу работы, и завтра рассмотрим.
Заседание № 38
О проекте федерального закона о распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера в 1996 году.О проекте федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1996 год" (о жилищных субсидиях).
ТУРУСИН А.В., Аграрная депутатская группа. Уважаемые коллеги! В соответствии с решением Государственной Думы образована группа по разработке закона о распределении жилищных субсидий между районами Севера и приравненными к ним территориями. Сегодня на заседание Государственной Думы внесен проект закона, подготовленный депутатами Нестеренко и Гоманом. Ввиду того что рабочей группой будет представлен Государственной Думе альтернативный проект, прошу в соответствии с Регламентом снять сегодня с рассмотрения проект закона депутатов Нестеренко и Гомана (вопрос 15 в повестке дня).
ЦОЙ В.Е., депутатская группа "Российские регионы". Уважаемые коллеги! Я вношу предложение: пункт 15 повестки дня, который предложен депутатами Нестеренко и Гоманом, снять сегодня с обсуждения, так как рабочая группа, которая создавалась по постановлению Думы, не подготовила законопроект. Поэтому предлагается этот вопрос сегодня снять и рассматривать как положено по Регламенту законопроект, который должна подготовить рабочая группа.
Депутат Турусин и депутат Цой предложили снять сегодня с обсуждения законопроекты пункта 15 повестки дня. По мотивам, пожалуйста, Татьяна Геннадьевна Нестеренко. НЕСТЕРЕНКО Т.Г., депутатская группа "Российские регионы". Уважаемые коллеги, я, как один из авторов законопроекта, уверяю вас, что над этим законопроектом работала рабочая группа и там были представлены и депутаты Думы, Совет Федерации, Министерство финансов, Министерство экономики. Группа была открыта для участия всех депутатов Государственной Думы. И я думаю, что это беда только тех депутатов, кто однажды пришел, а потом не приходил, и на обсуждении конечного результата, может быть, не был. Я хочу вам сказать следующее. В практику работы Думы вошло: когда вносится законопроект в первом чтении, то, вместо того чтобы мотивировать свое несогласие, вот таким окольным путем вносится сумятица в порядок прохождения законопроектов. Данный законопроект разрабатывался три месяца. Кто вам мешал внести альтернативный законопроект на момент подготовки, а не сейчас, когда законопроект прошел Совет Думы, прошел комитеты, вносится на пленарное заседание? Зачем сейчас ставить вопрос о том, что где-то, оказывается, будет когда-то разработан альтернативный... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Шохин - по мотивам. ШОХИН А.Н. Я хотел бы обратить ваше внимание, Татьяна Геннадьевна, на то, что 30 мая за подписью Геннадия Николаевича Селезнева был разослан в комитеты и депутатские объединения альтернативный законопроект о распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера, представленный Законодательным собранием Камчатской области. Он, видимо, является альтернативным и по названию, и по тексту. И надо каким-то образом при обсуждении этого вопроса, если они официально не сняли этот законопроект (он является альтернативным), по нему голосовать. И надо, кроме всего прочего, решить вопрос: если мы сегодня обсуждаем этот пункт повестки дня, то включите и законопроект Законодательного собрания Камчатской области либо представьте письменный отзыв Камчатки в связи с тем, что их предложения учтены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Михайлович Задорнов, пожалуйста, дайте пояснение по этому законопроекту. ЗАДОРНОВ М.М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, фракция "ЯБЛОКО". Уважаемые коллеги, уважаемый председательствующий! Представители Законодательного собрания Камчатской области как инициаторы данного законопроекта участвовали в деятельности рабочей группы по подготовке внесенного сегодня в повестку дня законопроекта. В связи с этим я могу после разговора с представителями Законодательного собрания, с главой администрации совершенно четко сказать, что Камчатская область присоединяется к данному законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. (Шум в зале.) Не нервничайте. Сейчас мы выясним мнения и проголосуем. Депутат Гоман - по мотивам. ГОМАН В.В., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера, депутатская группа "Российские регионы". Уважаемые коллеги, в связи с тем, что Федеральным Собранием России не принят закон о распределении жилищных субсидий в 1996 году (а на эти цели в бюджете предусмотрено 1,2 триллиона рублей), северяне до сегодняшнего дня не получили ни рубля под переселение в виде жилищных субсидий. Я категорически против того, чтобы мы снимали сегодня с рассмотрения данный проект федерального закона. Он внесен в строгом соответствии с Конституцией, с Регламентом нашей Государственной Думы, и я прошу, чтобы этот законопроект был в безусловном порядке рассмотрен. И еще по замечаниям, которые были высказаны. Мы рассматриваем сегодня закон в первом чтении, рассматриваем его концепцию и основные положения. Все предложения, которые прозвучали и поступают к нам в Комитет по проблемам Севера, в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, безусловно, будут рассмотрены инициативной группой ко второму чтению. И я прошу понять мою позицию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Владимирович, понятна ваша позиция. Уважаемые коллеги, мы уже аргументы "за" и "против" выслушали... Сейчас, пожалуйста, депутат Тен. ТЕН Ю.М., фракция "Наш дом - Россия". Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! Я ставлю вопрос в принципе. Государственной Думой создана рабочая группа. На заседании рабочей группы избран ее председатель. Информация о членах рабочей группы была доведена до депутатов. На одном из заседаний рабочая группа большинством голосов проголосовала за вариант распределения жилищных субсидий, внесенный Правительством в лице Минфина и Минэкономики. И мы, члены рабочей группы, ожидали, что председатель рабочей группы внесет в Государственную Думу законопроект, который согласован с членами рабочей группы. И вот теперь говорится, что прошло три месяца, этот вариант не подготовлен, а отдельными депутатами, Гоманом и Нестеренко, готовится другой, и это выдается как решение рабочей группы, и он вносится в Государственную Думу. Поэтому мы считаем, что ряд депутатов - членов рабочей... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, время. Поконкретнее, пожалуйста. ТЕН Ю.М. ...что прежде всего должен быть внесен законопроект, одобренный рабочей группой. Это один вариант. И второй. Если говорится, что прошло уже семь месяцев и не распределяется 11,2 триллиона рублей, то давайте проголосуем за тот вариант, который внесло в Государственную Думу Правительство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, прояснили позиции? Так, депутат Цветков, последний. ЦВЕТКОВ В.И., депутатская группа "Российские регионы". Уважаемые коллеги, я призываю вас все-таки рассмотреть законопроект. Сейчас этот закон имеет громадное социальное и политическое значение. Сотни тысяч северян сидят на чемоданах, ждут этих денег. Преступление перед ними - заволокичивать эту проблему. Одно хочу сказать, в прошлом году мы имели уже пример подобной ситуации, когда закон был принят где-то в октябре. Простая арифметика: если сейчас мы не примем этот закон, то уйдем на каникулы без закона. Рассматривать его будем в сентябре, в октябре он попадает в Совет Федерации, и на территории он придет опять в ноябре. Не будет у северян этих денег. Я призываю вас... В чем сыр-бор по этому закону? Конечно, в распределении. Так давайте же мы поговорим на втором чтении, как посправедливее распределить эту сумму, а сегодня примем в первом чтении этот законопроект. Мы обязаны его принять. Это наш долг перед Севером, перед людьми, которые нас сюда делегировали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Цой. Он тоже был инициатором перенесения вопроса. Депутату Цою включите микрофон. ЦОЙ В.Е. Уважаемые коллеги! Надо понять пафос выступающих в отношении того, чтобы принять законопроект в первом чтении. Вот Чукотский автономный округ, который представляет депутат Нестеренко, в том году получил из 17 выделенных четко 17 миллиардов. (Шум в зале.) Спокойно! Успокойтесь! Второе. Товарищ Цветков говорил о Магаданской области, он правильно защищает интересы Магадана: 25 выделено - 24 получили. Хабаровский же край, которому выделили 6 миллиардов, не получил ни рубля. Речь идет о принципиально справедливом подходе к созданию законопроектов. Семь месяцев не делался документ, а нас сегодня в спешке опять пытаются заставить принять неподготовленный законопроект. Предложение у меня простое. У нас еще есть заседание в пятницу, предлагаю принять предложение Минфина, Минэкономики, Правительства. Эти цифры внести в законопроект... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Покороче, пожалуйста, Валентин Евгеньевич. ЦОЙ В.Е. ...законопроект, который подготовлен рабочей группой. И в пятницу проголосовать его в двух чтениях или в трех. И тогда успеем ко времени, и Крайний Север будет не обижен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все, последнее. Депутат Задорнов, дайте пояснение. Цифры меняются или не меняются? Может быть, там нужно новое заключение Правительства. ЗАДОРНОВ М.М. Уважаемый товарищ Цой, я отвечаю, как депутат от Камчатской области, которая в прошлом году из 2 миллиардов, которые ей предназначались, не получила ни одного рубля. Во-первых, вашего присутствия на заседаниях рабочей группы не было отмечено. Во-вторых, впервые сделана методика, которая совершенно четко по трем фиксированным, не вкусовым, а цифровым критериям определяет долю каждого субъекта Российской Федерации. И я всем уважаемым коллегам, которые сегодня выступают, фактически блокируя принятие этого закона, объясняю: поскольку в группе, которая работала над законом, были представители и Министерства финансов, и Министерства экономики... Эти ведомства ждут сейчас от Думы принятия того или иного решения и не будут финансировать эти программы до тех пор, пока мы это решение не примем. Поэтому коллеги, так сказать, работают и против своих интересов, и против интересов всех жителей регионов Крайнего Севера. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Ждакаев, Сахалинская область. Пожалуйста, Иван Андреевич. ЖДАКАЕВ И.А., депутатская группа "Народовластие". Уважаемые депутаты, у нас интересная ситуация получилась. Я сам член этой рабочей группы. И на ее заседания были приглашены всего один раз... И я никого там за язык не тянул. Там было прямо сказано, на заседании этой рабочей группы: давайте соглашаться с цифрами, утвержденными в Минфине и Минэкономики. А в итоге эти цифры оказались где-то на заднем плане, и выплыли те личностные интересы, которые лоббируют два-три депутата. Да, Сахалину предусматривалось 116 миллиардов. Это цифры, защищенные Минэкономики. А в итоге нам оставили 15 миллиардов. А 100 миллиардов эти депутаты разделили между собой. Вот и думайте. Поэтому я предлагаю снять вопрос и согласиться с предложением депутата Цоя. Если такое предложение не проходит, давайте соглашаться с цифрами, утвержденными в Минэкономики и Минфине. Спасибо, благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все уже выступили. (Шум в зале.) Ну, мы уже обсуждать начали закон. Депутат Дмитриева, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О.Г. Поскольку разработка этого законопроекта велась в подкомитете по бюджету, я хотела бы дать справку о том, как работала рабочая группа. Мы категорически отвергаем все обвинения в том, что этот вопрос решался келейно. Если депутаты помнят, то информация о том, что создана рабочая группа, была доведена до каждого депутата, который избран от регионов Крайнего Севера, до каждого депутата Государственной Думы и Совета Федерации. О заседаниях рабочей группы извещались все депутаты по этому списку, за исключением только одного заседания, на котором, кстати, ни одного решения окончательно принято не было. Именно по этому вопросу, касающемуся разработки данного законопроекта, мы категорически отвергаем все обвинения в келейности. Как раз наоборот, к этой работе были привлечены все, прямо по списку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Турусин. Наверное, мы после этого перейдем к голосованию. Уважаемые коллеги, ну хватит, а то мы уже друг на друга набрасываемся. Пожалуйста, Анатолий Афанасьевич. ТУРУСИН А.А. Уважаемые коллеги, предложенный законопроект - это изменение концепции. Почему? Потому, что выпало из названия: и приравненные к ним территории. Геннадий Николаевич, нельзя сегодня голосовать этот предложенный законопроект. И совершенно правильное предложение коллеги Цоя: перенести этот вопрос, доработать законопроект к пятнице. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги! Голосуются предложения депутата Турусина и депутата Цоя о перенесении этого вопроса на другой день. Пожалуйста, ставлю на голосование. Мы обсудили уже все "за" и "против". Предлагается перенести на пятницу, чтобы все вопросы утрясти. Кто без карточки? Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 22 сек.) Проголосовало за 267 чел. 59,3% Проголосовало против 37 чел. 8,2% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 305 чел. Не голосовало 145 чел. Результат: принято Принимается. Давайте рассмотрим в пятницу. Но сегодня же соберитесь, пожалуйста: когда сами северяне не разобрались, это не очень хорошо.