Заседание № 46

04.10.1996
Вопрос:

О проекте федерального закона об основах туристской деятельности в Российской Федерации.

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2800 по 2841 из 7549
Законопроект под номером 6 - об основах туристской деятельности в Российской    
Федерации. Докладчик - председатель Комитета по туризму и спорту Александр      
Сергеевич Соколов. Пожалуйста. Тоже третье чтение.                              
                                                                                
СОКОЛОВ А.С., председатель Комитета Государственной Думы по туризму и спорту,   
фракция Коммунистической партии Российской Федерации.                           
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается        
проект федерального закона об основах туристской деятельности в Российской      
Федерации, который был принят нами во втором чтении 18 июля этого года. За      
прошедший период внесены необходимые поправки, указанный законопроект           
рассмотрен Правовым управлением, все замечания юристов и лингвистов учтены.     
Текст, предлагаемый вашему вниманию, подготовлен к рассмотрению в третьем       
чтении.                                                                         
                                                                                
Одновременно хотел бы поблагодарить работников Правового управления за          
тщательно проведенную экспертизу и профессиональную правку. Все замечания,      
которые они сделали, внесены в проект, и они, не меняя сути законопроекта,      
значительно улучшили его текст. Поэтому прошу принять данный законопроект в     
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли вопросы к докладчику?                            
                                                                                
Ставлю на голосование: принять данный закон в третьем чтении.                   
                                                                                
Турист СССР Олег Орестович Миронов, голосуйте. (Выкрики из зала.) Мастер        
спорта по туризму СССР... А, это Игорь Михайлович.                              
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 44 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.             69,1%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    312 чел.                                          
Не голосовало                 138 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 41

18.07.1996
Вопрос:

О проекте федерального закона об основах туристской деятельности в Российской Федерации (второе чтение).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3439 по 3965 из 7683
Пункт 12 повестки дня. О проекте федерального закона об основах туристской      
деятельности в Российской Федерации. Слово - председателю Комитета по туризму   
и спорту Александру Сергеевичу Соколову.                                        
                                                                                
СОКОЛОВ А.С., председатель Комитета Государственной Думы по туризму и спорту,   
фракция Коммунистической партии Российской Федерации.                           
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Вашему вниманию             
предлагается проект федерального закона об основах туристской деятельности в    
Российской Федерации, принятый Государственной Думой в первом чтении 13 июня    
этого года.                                                                     
                                                                                
Законопроект был направлен Президенту Российской Федерации, Правительству,      
органам представительной власти субъектов Федерации. Получено свыше 50          
заключений с замечаниями и предложениями на законопроект, содержащих 80         
поправок.                                                                       
                                                                                
Получены отзывы от Правительства Российской Федерации, от Комитета Совета       
Федерации по вопросам социальной политики, от комитетов и депутатов             
Государственной Думы, от представительных органов власти субъектов Российской   
Федерации и других. В 25 отзывах нет замечаний и поддерживается принятие        
данного закона.                                                                 
                                                                                
Мы искренне благодарны всем тем, кто принимал участие в обсуждении,             
откликнулся на наш законопроект и дал свои предложения. Правовое управление     
Аппарата Государственной Думы помогло нам в рабочем порядке снять много         
вопросов. Мы тоже им за это очень благодарны.                                   
                                                                                
Комитет Госдумы по туризму и спорту рассмотрел полученные поправки и решил 45   
поправок принять. Указанные поправки изложены в таблице 1 и имеются у вас в     
материалах.                                                                     
                                                                                
Основной поправкой, высказанной Главным государственно-правовым управлением,    
Комитетом Совета Федерации по вопросам социальной политики, Правовым            
управлением Аппарата Государственной Думы, Комитетом Госдумы по проблемам       
Севера и другими, было исключение из законопроекта статей 6, 7, 8 и 9. Статьи   
эти регламентировали компетенцию Правительства Российской Федерации по          
государственному регулированию туристской деятельности, компетенцию органов     
исполнительной власти субъектов Федерации по государственному регулированию     
этой деятельности и компетенцию органов местного самоуправления. Комитет по     
туризму и спорту согласился с указанными предложениями.                         
                                                                                
35 поправок было решено отклонить. Они сведены в таблицу 2. Некоторые из них    
нарушают концепцию проекта закона. Некоторые поступившие поправки не были       
сформулированы. Текст законопроекта был доработан с учетом всего                
вышесказанного.                                                                 
                                                                                
Следует отметить, что доработка проекта с учетом принятых поправок              
значительно улучшила законопроект. К доработанному тексту законопроекта         
приложены две таблицы: таблица 1 - поправок, рекомендованных к принятию, и      
таблица 2 - поправок, рекомендованных к отклонению. Предлагается                
проголосовать по поправкам и принять проект федерального закона об основах      
туристской деятельности в Российской Федерации во втором чтении.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич.                             
                                                                                
Александр Алексеевич? У представителя Президента есть замечания по поправкам?   
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Александр Николаевич, уважаемые депутаты                
Государственной Думы! К сожалению, мы не успели представить свои замечания      
официально, но представленные в рабочем порядке замечания полностью учтены.     
Мы предлагаем принять законопроект.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У представителей фракций есть желание высказаться по      
поправкам? У депутатов тоже нет возражений против таблиц?                       
                                                                                
Депутат Миронов.                                                                
                                                                                
МИРОНОВ О.О., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Я прошу поправки, внесенные мною, и отклоненные, проголосовать отдельно.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы сейчас тогда голосуем таблицу 1 целиком - поправки,    
рекомендованные комитетом к включению в текст законопроекта. Прошу прощения.    
                                                                                
Григорий Иванович Галазий, пожалуйста.                                          
                                                                                
ГАЛАЗИЙ Г.И., фракция "Наш дом - Россия".                                       
                                                                                
Комитет по экологии внес поправку, согласно которой по-иному должно             
трактоваться понятие "туристские ресурсы". Такой характеристики у ресурсов      
нет. Если мы примем закон с такой формулировкой, то он не будет отвечать        
своему назначению. Можно было бы дать такое название: "объекты туристского      
показа". Это другое дело. Но в той формулировке это неприемлемо. К тому же      
это противоречит Закону РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (статьи    
3, 4 и 16).                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Григорий Иванович, в какой форме вы предлагаете           
рассмотреть ваше предложение?                                                   
                                                                                
ГАЛАЗИЙ Г.И. Я предлагаю изменить эту формулировку: не "туристские ресурсы",    
а "объекты туристского показа".                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ваша поправка в какой таблице? В отклоненных?             
                                                                                
ГАЛАЗИЙ Г.И. Это статья 17.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, поскольку по таблице поправок,         
рекомендованных к принятию, замечаний нет, давайте мы сначала проголосуем эту   
таблицу, а затем вернемся к таблице поправок, рекомендованных к отклонению,     
без поправок депутатов Миронова и Галазия, по которым проведем отдельное        
голосование.                                                                    
                                                                                
Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета и включить в текст         
законопроекта поправки, сведенные в таблицу 1, прошу голосовать.                
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              293 чел.             65,1%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    295 чел.                                          
Не голосовало                 155 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Теперь мы голосуем за таблицу поправок, которые комитет рекомендует             
отклонить, за исключением поправок депутата Миронова и поправок Комитета по     
экологии, которые представил депутат Галазий. Прошу голосовать.                 
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.             66,4%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    302 чел.                                          
Не голосовало                 148 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Владимир Владимирович, мы за основу должны теперь голосовать? Давайте не        
будем сегодня больше отклоняться. За основу голосуется законопроект. Потом      
будем голосовать две поправки - Миронова и Галазия. То есть поправки двух       
депутатов, потому что их больше, наверное, чем две. За основу голосуется        
законопроект.                                                                   
                                                                                
Жалко, что мы выходим на такое блестящее соблюдение Регламента почти в          
последний день весенней сессии. Это потому, что Владимир Владимирович не        
всегда присутствует на заседаниях.                                              
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              298 чел.             66,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    300 чел.                                          
Не голосовало                 150 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
За основу принимается.                                                          
                                                                                
Теперь мы голосуем отдельно поправки депутата Миронова. Олег Орестович, вам     
для мотивировки нужно дополнительное время? До трех минут по Регламенту.        
Номер поправки назовите, чтобы депутатам удобнее было смотреть таблицу.         
                                                                                
МИРОНОВ О.О. Поправка 5 (таблица 2). Уважаемые депутаты, мы проголосовали за    
таблицу 1 - таблицу принятых поправок. Я вносил поправку о новой формулировке   
понятия самодеятельного туризма. Здесь сказано, что туризм самодеятельный -     
путешествия, организуемые туристами самостоятельно, с помощью и поддержкой      
государственных и общественных организаций. После принятия такой поправки       
понятие туризма социального, то есть туризма, который субсидируется из          
государственных средств, теряет смысл. Такой разновидности туризма, как         
социальный, вообще нет, потому что понятия "социальный" и "общественный"        
тождественные. И я полагаю, что все виды туризма, которые развиваются в нашей   
стране, должны находиться и развиваться с поддержкой государства. Поэтому я     
предлагаю часть третью статьи 1, где говорится о туризме социальном,            
исключить.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Сергеевич. Для мотивировки...       
                                                                                
СОКОЛОВ А.С. Уважаемые депутаты, мы рассматривали данное предложение.           
Предложение Олега Орестовича входит в противоречие с нами же принятой           
концепцией проекта закона. Эта формулировка присутствовала, и в первом чтении   
мы ее утвердили. Сейчас возник вопрос об изменении самой концепции.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, давайте мы голосованием определимся,   
исключать ли нам часть третью статьи 1. У нас было два выступления. Олег        
Орестович обосновал "за", Александр Сергеевич - "против". Есть потребность      
проводить обсуждение?                                                           
                                                                                
Давайте голосованием... Кто за то, чтобы исключить часть третью статьи 1 из     
текста законопроекта? Прошу голосовать. Это поправка 1 - депутата Миронова.     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              150 чел.             33,3%                        
Проголосовало против           15 чел.              3,3%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    166 чел.                                          
Не голосовало                 284 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка не принимается.                                                        
                                                                                
Следующая ваша поправка, Олег Орестович. Включите микрофон депутату Миронову.   
                                                                                
МИРОНОВ О.О. Поправка 7. В статье 1 (часть 12-я) содержится понятие             
"туристский продукт" и дается расшифровка: "...имущественное право (товар)      
туристской организации на комплекс услуг (тур), включающий услуги по            
перевозке..." и так далее. Я предлагаю заменить слова "туристский продукт",     
потому что никакого продукта туристская база, продавая путевки гражданам, не    
создает, она предоставляет туристические услуги. Приезжает человек на           
турбазу, и ему предоставляют жилье, предоставляют возможность путешествовать    
с помощью экскурсовода или инструктора по туризму и дают на прокат              
снаряжение. Все это называется "туристические услуги", а не "туристский         
продукт", потому что никто ничего не продает. Поэтому я предлагаю заменить      
слова "туристский продукт" словами "туристические услуги" по всему тексту       
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Сергеевич, вы будете против, да?.. Нет, нет. Потому что у нас одно    
выступление "за", одно - "против".                                              
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Владимирович.                                              
                                                                                
СЕМАГО В.В. Я как раз хочу сказать своему коллеге, что термин "туристский       
продукт" существует, это как бы совокупность туристических услуг, соединенных   
в единый пакет. Это международный термин, и здесь от него отказываться просто   
бессмысленно.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте голосованием определимся по термину: "услуги"     
или "продукт".                                                                  
                                                                                
Прошу включить режим. Кто за то, чтобы заменить по всему тексту законопроекта   
слова "туристский продукт" на "туристические услуги"?                           
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              105 чел.             23,3%                        
Проголосовало против           28 чел.              6,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    133 чел.                                          
Не голосовало                 317 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Предложение не принимается. "Туристский продукт" - узаконенное нами понятие.    
                                                                                
Следующая поправка депутата Миронова. Включите микрофон.                        
                                                                                
МИРОНОВ О.О. Поправка 8. В статье 1 (часть 15-я) говорится: "Туристская         
организация - туроператор или турагент". Я считаю, что это очень узкое          
толкование туристской организации. У нас существовала система организаций - у   
нас был Центральный совет по туризму, была Федерация туризма СССР, во всех      
краях и областях были областные, республиканские советы по туризму, были        
туристские клубы, были маршрутные комиссии, дисциплинарные комиссии,            
существовала система контрольной службы. А теперь мы туристскую организацию     
свели к бизнесу - туроператоры и турагенты. Я предлагаю изложить эту часть в    
такой редакции: туристские организации - государственные и общественные         
организации, занимающиеся организацией и проведением туристских путешествий,    
оказанием туристических услуг.... а также деятельность туроператоров и          
турагентов. Надо расширить это понятие, а мы его сузили. В каждом вузе          
существовала секция туризма, это тоже была туристская организация. Мы все это   
выбросили в угоду коммерсантам от туризма.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это правильно, я сам был в комитете комсомола МГУ,        
заведовал сектором туризма.                                                     
                                                                                
Александр Сергеевич...                                                          
                                                                                
СОКОЛОВ А.С. Что я на это могу ответить? Уважаемые коллеги, мы с вами в         
первой части поправок согласились... И это понятие вообще в законопроекте       
опущено - "туристская организация". Поэтому и отклонено-то, что нет предмета    
обсуждения. Олег Орестович, в принципе ваше предложение мы рассматривали, но    
отклонили не потому, что не подходит, а потому, что это понятие мы из           
законопроекта согласились вообще убрать. Но это решать не нам. По поправке,     
принятой нами... Мы же с вами принимали, голосовали по таблице 1...             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование предложение    
депутата Миронова о расширении понятия "туристская организация". Это статья 1   
(часть 15-я). Прощу голосовать.                                                 
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              187 чел.             41,6%                        
Проголосовало против           17 чел.              3,8%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    204 чел.                                          
Не голосовало                 246 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Да, не удалось мне протащить эту поправку, Олег Орестович, извините. Так,       
следующая... Олег Орестович, ваши поправки кончились, да? Еще есть?             
Пожалуйста, включите микрофон депутату Миронову.                                
                                                                                
МИРОНОВ О.О. Поправка 11 (статья 4, пункт 3, части шестая и восьмая). В         
тексте закона говорится: "предоставление льготных кредитов", "установление      
налоговых и таможенных льгот"... Я считаю, что нам нужно развивать наш,         
российский туризм. Поэтому нужно предоставлять льготные кредиты,                
предоставлять налоговые и таможенные льготы тем туристским организациям,        
которые занимаются развитием туризма внутри нашей страны, в границах            
Российской Федерации, и тем, которые привлекают иностранных граждан на          
территорию нашей страны, а не тем, кто вывозит российских граждан за рубеж,     
разрушая тем самым нашу туристскую индустрию, вывозя средства за границу.       
                                                                                
Поэтому я предлагаю эти части сформулировать четко: предоставление льготных     
кредитов, установление налоговых и таможенных льгот тем туристским              
организациям, которые занимаются туристской деятельностью на территории         
Российской Федерации и привлекают иностранных граждан для занятия туризмом на   
территории Российской Федерации.                                                
                                                                                
Все страны, занимающиеся туризмом, дополняют свою казну деньгами, а мы за       
счет развития коммерческого туризма вывозим российских граждан за рубеж,        
вывозим наши средства за рубеж и там развиваем туристскую индустрию. Я          
считаю, что эта политика антинациональная. Предлагаю проголосовать за мою       
поправку.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Сергеевич.                                      
                                                                                
СОКОЛОВ А.С. Я должен пояснить, что эти пункты, о которых ведет речь Олег       
Орестович, в связи с замечаниями Правительства, Правового управления Аппарата   
Думы и Комитета Совета Федерации по вопросам социальной политики сняты,         
поэтому нет предмета обсуждения. Здесь, если это новое... (Шум в зале.) Нет,    
не в этом вопрос. Здесь изменена формулировка, написано в пункте 3 статьи 4,    
где говорится о государственном регулировании туристской деятельности, что      
оно осуществляется в форме "создания благоприятных условий для инвестиций в     
туристскую индустрию; налогового и таможенного регулирования...". Вот такая     
формулировка принята.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Миронов предлагает, насколько я понимаю,          
уточнить эту формулировку, эти льготы и кредиты давать только тем туристским    
организациям, которые привозят туристов, в том числе иностранных, в Россию,     
организуют на территории России туристскую деятельность.                        
                                                                                
Голосуем за эту поправку депутата Миронова к пункту 3 статьи 4, части шестая    
и восьмая.                                                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              232 чел.             51,6%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    4 чел.              0,9%                        
Голосовало                    240 чел.                                          
Не голосовало                 210 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка принимается.                                                           
                                                                                
Олег Орестович, у вас хороший результат: одна из четырех. Еще у вас есть        
поправка, какая? Включите микрофон депутату Миронову.                           
                                                                                
МИРОНОВ О.О. Поправку 18 я снимаю, поэтому попрошу посмотреть поправку 23 и     
связанные с ней поправки 24 и 25. Здесь речь идет о понятии "договор            
розничной купли-продажи". Согласно действующему Гражданскому кодексу этот       
договор - договор возмездного оказания услуг. Никто ничего не продает. Кусок    
Эльбруса мы иностранцам не продаем, кусок Байкала собственным гражданам -       
тоже. Мы предоставляем возмездные услуги. Поэтому это не договор                
купли-продажи. Никто ничего в собственность не приобретает. Поглазел на         
Казбек - от этого не стал собственником. Это самый настоящий договор            
возмездного оказания услуг. Поэтому я предлагаю такой формулировкой заменить    
формулировку "договор розничной купли-продажи".                                 
                                                                                
Если на турбазе продали значок туристу, продали какую-нибудь сванскую шапочку   
или ледоруб знаменитого альпиниста, то это будет договор купли-продажи. А       
если турист приехал, посмотрел, походил, залез на вершину, его спустили         
оттуда за деньги, то это договор возмездного оказания услуг. Прошу              
проголосовать за поправку.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Сергеевич, пожалуйста, отвечайте.               
                                                                                
СОКОЛОВ А.С. Я прошу повнимательней послушать. Олег Орестович немножко          
эмоционально выступает. Мы с вами ведь перед этим голосовали уже поправку       
насчет туристских услуг и турпродукта. Мы согласились, что будет турпродукт,    
и он утвержден. Так вот, если турпродукт есть услуга, то тогда прав Олег        
Орестович. А если турпродукт - это обязательственное право, то здесь по         
Гражданскому кодексу применяется как раз договор купли-продажи. Поэтому у нас   
совершенно правильно все записано.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Сергеевич, тогда получается, что оба правы.     
Может быть, договор купли-продажи...                                            
                                                                                
СОКОЛОВ А.С. Нет, Олег Орестович в этой поправке исходит из того, что           
турпродукт - это услуга. А проект закона трактует, что турпродукт - это не      
услуга, а товар.                                                                
                                                                                
МИРОНОВ О.О. Моя беда в том, что я и турист, и юрист, понимаете? (Оживление в   
зале.)                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Владимирович Семаго - по мотивам. (Выкрики из    
зала.)                                                                          
                                                                                
СЕМАГО В.В. Коллеги, я прошу прощения. Я выступаю как раз по мотивам.           
                                                                                
Дело в том, что "турпродукт" - это термин. А то, что говорит коллега Миронов,   
- это юридическая чистота вопроса. Поэтому здесь не нужно просто смешивать.     
Продукт - это не всегда продажа. Ведь говорят: ишь продукт какой нашелся! Но    
это же не означает, что его продают. Это терминология.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, прошу определиться голосованием по     
понятию "договор розничной купли-продажи" и по его возможной замене на          
понятие "договор возмездного оказания услуг", как предлагает депутат Миронов.   
Это поправки 23, 24 и 25.                                                       
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 01 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              205 чел.             45,6%                        
Проголосовало против           11 чел.              2,4%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    217 чел.                                          
Не голосовало                 233 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, хотя на часах уже 12 часов, одна минута первого, может       
быть, мы доведем, так сказать, до конца этот законопроект? Вы ведь сняли        
остальные поправки?                                                             
                                                                                
Пожалуйста, депутат Семаго.                                                     
                                                                                
СЕМАГО В.В. Коллеги, я предлагаю вернуться к этому вопросу, к голосованию,      
потому что действительно 205 голосов "за"... Правота Миронова очевидна.         
Просто мы, видимо, недостаточно внимательно посмотрели. Я предлагаю вернуться   
к этому вопросу.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за то, чтобы согласиться с предложением депутата      
Семаго и вернуться к голосованию по этому вопросу?                              
                                                                                
Уважаемые господа депутаты и дамы депутаты, к микрофонам подходите, чтобы я     
вас не ущемлял. Голосуем за возвращение.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 02 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              219 чел.             96,1%                        
Проголосовало против            7 чел.              3,1%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,9%                        
Голосовало                    228 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Так, решение принято как процедурное.                                           
                                                                                
Первый микрофон. По ведению.                                                    
                                                                                
ДЕПУТАТ (не представился). По ведению. Я как раз хотел выступить, уважаемый     
Александр Николаевич, перед этим голосованием. Объясните мне, почему только     
что проголосованное решение... Ввиду того что уважаемый Владимир Владимирович   
считает, что аргументация не менее уважаемого Олега Орестовича была для него    
убедительнее, он, как человек, следящий за Регламентом, возвращает нас к        
голосованию совершенно без каких-либо причин. То есть вот это и есть            
грубейшее нарушение. (Шум в зале.) Он говорит, что он - по мотивам, и вы его    
слушаете, возвращаете к голосованию. Других причин для возвращения я не вижу.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вообще-то, нам можно возвратиться к практике Верховного   
Совета еще аж РСФСР, затем - Российской Федерации, и руководителю               
регламентной группы в зале не участвовать в дебатах.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, может быть, мы и нарушили Регламент, но тем не менее вы      
проголосовали за возвращение к голосованию. Поэтому еще раз голосуем поправку   
депутата Миронова об использовании термина "договор возмездного оказания        
услуг". (Сильный шум в зале.)                                                   
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 04 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              219 чел.             48,7%                        
Проголосовало против           21 чел.              4,7%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    242 чел.                                          
Не голосовало                 208 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Решение не принимается, чем и доказана правота депутатов, критиковавших         
депутата Семаго.                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, если мы сейчас дойдем до окончательного голосования по       
этому закону, не будет возражения? Две поправки депутата Галазия мы должны      
рассмотреть, которые он просил... Мы сейчас быстро в течение нескольких минут   
завершим.                                                                       
                                                                                
Депутату Галазию включите микрофон.                                             
                                                                                
Все равно мы получасовой перерыв проведем, вы не беспокойтесь.                  
                                                                                
ГАЛАЗИЙ Г.И. Александр Николаевич, включите микрофон депутату Злотниковой по    
этой поправке.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон депутату Злотниковой.       
                                                                                
ЗЛОТНИКОВА Т.В. Уважаемые коллеги! Речь идет не только об отклоненной           
профильным комитетом поправке 32, то есть статье 17, которую заявил коллега     
Галазий. Комитет предлагал еще ряд поправок концептуального характера. Все      
это касается определения "туристические ресурсы". То определение, которое       
дано сегодня в законе, противоречит не только природоохранному                  
законодательству (я не буду все законы перечислять), но и противоречит          
Конституции Российской Федерации. Ведь мы предлагали не туристические           
ресурсы, а объекты туристического показа: природный, исторический,              
социально-культурный и иные объекты. Вот это касается трех статей. Это          
принципиальная, концептуальная поправка. Иначе мы с вами вводим двойной         
стандарт, и все природные ресурсы регулируются одним законом, но, входя в       
туристические ресурсы, они вот этим законом регулируются иным образом. Мы с     
вами введем в страшную коллизию все регионы, все субъекты Российской            
Федерации, сами себя.                                                           
                                                                                
Поэтому просьба: эти наши поправки проголосовать либо не голосовать за закон,   
если поправки не пройдут.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, я ставлю на голосование поправку... А, Александр     
Сергеевич... Уважаемые коллеги, я должен спросить вас: объявить перерыв         
все-таки? (Выкрики из зала.) Голосовать за закон, но в перерыв - вот такой      
компромисс.                                                                     
                                                                                
Давайте проголосуем за продолжение работы тогда. Включите режим голосования.    
Кто за продолжение работы до голосования по этому пункту повестки дня?          
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 07 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              144 чел.             32,0%                        
Проголосовало против           80 чел.             17,8%                        
Воздержалось                    3 чел.              0,7%                        
Голосовало                    227 чел.                                          
Не голосовало                 223 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3990 по 4103 из 7683
Александр Сергеевич, пожалуйста.                                                
                                                                                
СОКОЛОВ А.С. Уважаемые депутаты, в перерыве мы вместе с Комитетом по экологии   
рассмотрели их поправки и пришли к единому мнению и просим вас поддержать       
нас. Вместо поправок 6 и 10 (таблица 2) предлагается следующее. Это             
редакционная будет правка, мы ее потом доработаем. В статью 13 настоящего       
проекта закона (пункт 2) добавить слова "в соответствии с законодательством     
Российской Федерации". И обе эти поправки снимаются комитетом. Еще раз          
повторяю: вместо поправок 6 и 10.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, пожалуйста. В таблице какой - принятых или     
отклоненных поправок?                                                           
                                                                                
СОКОЛОВ А.С. Таблица 2, отклоненных поправок. Читаю, что получается:            
общероссийский перечень туристских ресурсов федерального значения               
устанавливает... И дальше: режим охраны туристского ресурса, порядок            
поддержания его целостности и меры по восстановлению; порядок использования     
туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую        
среду в соответствии с законодательством Российской Федерации. Чтобы закон о    
природных ресурсах...                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Сергеевич, назовите номера поправок, которые    
вы исключили.                                                                   
                                                                                
СОКОЛОВ А.С. Поправка 6 и 10.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 6 исключается.                                   
                                                                                
СОКОЛОВ А.С. И поправка 10 тоже. И принять вот эту как раз. Злотникова...       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И поправки 10 исключается.                                
                                                                                
СОКОЛОВ А.С. Из числа исключенных.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Из числа исключенных.                                     
                                                                                
СОКОЛОВ А.С. Вместо двух этих добавить в статью 13 проекта закона (в конце)     
вот эти слова.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Галазий, пожалуйста.                              
                                                                                
ГАЛАЗИЙ Г.И. Понятие "туристские ресурсы" в данном случае несовместимо с        
действительным туризмом, потому что под видом туристских ресурсов на            
территории, посещаемой туристами, изымаются уникальные, редкие объекты живой    
и неживой природы, и на этом деле организуется массовая спекуляция: вывозят     
за рубеж совершенно недопустимые к вывозу объекты природы. Поэтому то           
предложение, которое мы первоначально называли - "объекты туристического        
показа", - должно быть внесено в текст этого законопроекта.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, поясните, Александр Сергеевич.                
                                                                                
СОКОЛОВ А.С. Мы сейчас как раз рассматривали всю эту казуистику и пришли к      
выводу, что упоминание законодательства по охране природы и окружающей среды    
компенсирует все те сомнения, которые остаются. Дело вот в чем. В статье        
"Туристские ресурсы", о которой вы говорите, имеются в виду природные и так     
далее объекты, только объекты, а не сама природа и вообще в целом окружающая    
среда, стимулирующая туристов к путешествию, то есть не все природные ресурсы   
и не вся природа. И чтобы тот, кто будет заниматься туристской деятельностью,   
правильно использовал природные объекты, он должен обязательно учитывать при    
этом действующее законодательство о природных ресурсах. Здесь нет               
разночтения.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли еще вопросы?                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Нет вопросов!                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет вопросов. Тогда я предлагаю вам проголосовать         
таблицу 1.                                                                      
                                                                                
СОКЛОВ А.С. Она проголосована.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Проголосована, да? Значит, изымаем поправки 6 и 10        
полностью, да?                                                                  
                                                                                
СОКОЛОВ А.С. Да, поправки 6 и 10 и вместо них в статью 13 проекта закона        
(пункт 2) добавляем: "...в соответствии с законодательством Российской          
Федерации".                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги! Ставлю на голосование: согласиться с   
предложением комитета в части отклонения поправок, с теми замечаниями,          
которые высказал депутат Соколов. Пожалуйста, голосуйте.                        
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              291 чел.             64,7%                        
Проголосовало против            5 чел.              1,1%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    297 чел.                                          
Не голосовало                 153 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении. Пожалуйста,       
голосуйте. Во втором чтении. Идет голосование.                                  
                                                                                
Тамара Владимировна, будьте внимательны: к третьему чтению всю редакционную     
правку надо учесть, лингвистическую экспертизу произвести, чтобы к закону       
комар носа не подточил.                                                         
                                                                                
Кто без карточек?                                                               
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              321 чел.             71,3%                        
Проголосовало против            6 чел.              1,3%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    328 чел.                                          
Не голосовало                 122 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    

Заседание № 33

13.06.1996
Вопрос:

О проекте федерального закона об основах туристской деятельности в Российской Федерации.

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 910 по 1375 из 5534
О проекте федерального закона об основах туристской деятельности в Российской   
Федерации. Докладчик - председатель Комитета по туризму и спорту Александр      
Сергеевич Соколов, пожалуйста.                                                  
                                                                                
СОКОЛОВ А.С., председатель Комитета Государственной Думы по туризму и спорту,   
фракция Коммунистической партии Российской Федерации.                           
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Комитет по туризму и         
спорту представляет вашему вниманию проект федерального закона об основах       
туристской деятельности в Российской Федерации.                                 
                                                                                
В современном обществе туризм - это уникальная отрасль, которая предоставляет   
человеку, с одной стороны, много познавательной информации, отдых, лечение,     
спортивные занятия, а с другой - вносит значительный вклад в развитие           
экономики страны, в том числе за счет увеличения количества рабочих мест,       
сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.     
                                                                                
Необходимость разработки и принятия указанного закона вызвана тем, что в        
настоящее время в России формируется туристский рынок, действует более 8        
тысяч соответствующих предприятий. Однако, по мнению многих организаций,        
дальнейший рост этого сектора экономики возможен лишь при условии его           
структуризации. Без этого рынок либо останется в зачаточном состоянии, либо     
будет во многом захвачен иностранными компаниями.                               
                                                                                
Отсутствие надлежащей законодательной базы открывает возможность для            
недобросовестной конкуренции, лишает социально незащищенных граждан             
возможности пользования туристским отдыхом. За последние пять лет значительно   
сократилось количество граждан, пользующихся туризмом. Учитывая значимость      
туризма в России, Президент Российской Федерации в декабре прошлого года        
подписал Указ № 1284 "О реорганизации и развитии туризма в Российской           
Федерации". Данный указ имеет цель: обеспечить условия развития в Российской    
Федерации индустрии туризма как основы повышения потенциала и                   
конкурентоспособности национального туристического комплекса.                   
                                                                                
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля этого года №    
177 утверждена Федеральная целевая программа развития туризма в Российской      
Федерации. Указанная программа направлена на создание организационной и         
экономической среды для формирования современной туристической индустрии, на    
содействие развитию материальной базы туризма. Однако данной программой         
урегулированы далеко не все вопросы взаимодействия между потребителями,         
туристическими организациями, предприятиями и государством. Помочь              
осуществить указанный структурный маневр должно государство через разумную      
систему регулирования, в основу которого должен быть положен федеральный        
законодательный акт. В этом и состоит основная цель предлагаемого               
законопроекта - в интересах граждан Российской Федерации вписать практически    
сложившуюся деятельность туристского рынка в существующие гражданско-правовые   
отношения. Для достижения указанной цели в законопроекте предложено решение     
следующих задач.                                                                
                                                                                
Первая. Определение предмета деятельности туристских организаций.               
                                                                                
Вторая. Формирование состава туристской отрасли как совокупности                
туроператоров и турагентов, являющихся соответственно оптовыми и розничными     
продавцами туристического продукта.                                             
                                                                                
Третья. Установление основных принципов, форм и приоритетов государственной     
поддержки отечественного туристского рынка.                                     
                                                                                
Четвертая. Определение видов туризма - социального, самодеятельного,            
внутреннего, въездного, - развитие которых требует целевой поддержки.           
                                                                                
Пятая. Установление основных понятий в туризме, необходимых как для             
квалифицированного контроля за его развитием, так и для дальнейшего             
совершенствования государственного регулирования рынка.                         
                                                                                
Особое место при разработке законопроекта занимает вопрос о соотношении         
федерального и регионального законодательства о туризме.                        
                                                                                
Проект концепции закона был направлен через Государственную Думу в субъекты     
Российской Федерации, в заинтересованные организации. Поступившие отклики       
содержали много важных предложений и принципиальную поддержку проекта.          
Проведенные парламентские слушания, региональные совещания в Новгороде,         
Ярославле, Краснодаре, Москве, отзывы субъектов Федерации не оставляют          
сомнений в том, что для дальнейшего развития туризма необходим федеральный      
законодательный акт, устанавливающий основы деятельности на туристском рынке.   
На базе такого федерального закона возможна и, вероятно, необходима             
законодательная деятельность субъектов Федерации.                               
                                                                                
Туризм является той сферой экономики, которая, как показывает опыт многих       
стран, способна содействовать выводу государства из кризиса. Однако без         
государственной поддержки, без разумного государственного регулирования         
реализовать указанную возможность в нашей стране не представляется возможным.   
                                                                                
Основные цели государственного регулирования - это обеспечение прав граждан     
на отдых, свободу перемещения, создание условий для деятельности,               
направленной на воспитание, образование, оздоровление и физическое              
совершенствование подрастающего поколения, становление туристской индустрии.    
                                                                                
Замечание Правового управления Государственной Думы, что данный проект          
требует согласования с Правительством, согласовано с полномочным                
представителем Правительства Российской Федерации в Федеральном Собрании        
Себенцовым Андреем Евгеньевичем. По его мнению, законопроект не требует         
дополнительного согласования с Правительством, поскольку он не содержит в       
себе дополнительных затрат из федерального бюджета.                             
                                                                                
Разработчики данного законопроекта, депутаты Комитета Государственной Думы по   
туризму и спорту, а также депутаты Лисичкин, Финько, Большаков признательны     
Правовому управлению, комитетам Государственной Думы по делам общественных      
объединений и религиозных организаций, по аграрным вопросам, по вопросам        
местного самоуправления, по бюджету, налогам, банкам и финансам, по             
информационной политике и связи, по проблемам Севера и другим за высказанные    
в адрес законопроекта предложения и замечания, которые внимательно изучаются    
в комитете и будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.       
                                                                                
Просим депутатов Государственной Думы поддержать законопроект в первом          
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич.                             
                                                                                
У представителя Президента будут замечания по данному проекту закона? Нет. У    
представителя Правительства? Нет. Пожалуйста, есть ли вопросы к докладчику?     
Миронов Олег Орестович.                                                         
                                                                                
МИРОНОВ О.О., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемый Александр Сергеевич! В законопроекте имеется раздел, который          
называется "Безопасность в туризме". Вы не могли бы сказать, в каком            
состоянии находится сейчас та мощная и разветвленная система                    
контрольно-спасательной службы, которая существовала на всей территории нашей   
страны и особенно в тех районах, которые представляли большой туристский        
интерес?                                                                        
                                                                                
СОКОЛОВ А.С. Вы правы в том, что данный раздел в нашем законе имеет одно из     
ключевых значений, поскольку и огромное число людей приезжают к нам, и немало   
граждан Российской Федерации выезжают за рубеж по линии туризма. Поэтому        
данный законопроект предусматривает специальный VII раздел, который как раз и   
определяет обеспечение безопасности туристов.                                   
                                                                                
Действительно, по сложившейся сегодня ситуации немало проблем возникает и с     
туристами, которые выезжают за границу, и с туристами у нас, что связано        
прежде всего с нашим внутренним положением. Поэтому здесь как раз четко и       
обозначается, какие имеющиеся у нас в Российской Федерации специализированные   
службы по обеспечению безопасности туристов должны действовать, что сам         
турист должен иметь в виду, когда выезжает в ту или иную точку по линии         
туризма, и какая в этом плане предусматривается система страхования. Вот как    
бы я ответил вам.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Попов Сергей Алексеевич, пожалуйста.              
                                                                                
ПОПОВ С.А., фракция "ЯБЛОКО".                                                   
                                                                                
Туризм ведь явление многоплановое. Кроме организованного туризма, о котором     
вы говорите, бывает еще и самодеятельный туризм, спортивный туризм и так        
далее.                                                                          
                                                                                
Скажите, пожалуйста, с принятием этого закона в чем именно лучше станет         
спортивному туризму? Может быть, безопасность повысится или еще что-нибудь?     
                                                                                
СОКОЛОВ А.С. Во-первых, такое понятие в законе теперь существует. Ведь,         
вообще-то говоря, сложность ситуации заключается в том, что в многообразии      
возможностей реализовывать интересы отдельных туристов и туристских             
организаций, к сожалению, действует совершенно разный понятийный аппарат. Кто   
как понимает, тот так примерно и толкует. И прежде всего это проявляется        
тогда, когда разрешаются какие-либо конфликтные ситуации в различных судах      
(арбитражном и прочих).                                                         
                                                                                
Поэтому когда мы, разработчики данного законопроекта, изучали сложившуюся       
ситуацию, в том числе и с самодеятельным, и со спортивным туризмом, их          
представители участвовали в нашей рабочей группе и в парламентских слушаниях,   
и их предложения учтены в данном законопроекте. (Выкрики из зала.) Лучше им     
стать - надо закон почитать. Ну я же не буду пересказывать весь закон,          
раскрывая смысл, потому что это отдельная, так сказать, тема для разговора.     
Так же, как и самодеятельный туризм, так же, как и социальный туризм.           
Во-первых, в законе указано, что они имеют право на то, чтобы пользоваться      
покровительством государства. Это уже немаловажно.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мисник.                                           
                                                                                
МИСНИК Б.Г. Два коротких вопроса, Александр Сергеевич.                          
                                                                                
Первый. Безопасность, даже осуществляемая специализированными службами,         
требует огромных финансовых затрат, особенно в горах и на Крайнем Севере, где   
массово проходят туристские самодеятельные мероприятия. И очевидно, в           
законопроекте должно быть как-то отражено, каковы источники финансирования      
службы безопасности по туризму.                                                 
                                                                                
И второе. У нас катастрофически не хватает информации, картографической         
информации в том числе, для туристских маршрутов и для самодеятельных           
туристов. Этот вопрос вообще не отражен в законопроекте. Это, наверное, тоже    
требует дополнительной проработки.                                              
                                                                                
СОКОЛОВ А.С. Я с вами согласен. Действительно, то, о чем вы говорите, надо      
будет дополнительно посмотреть и учесть нам при втором чтении. Я согласен с     
вами.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Биндюков.                                         
                                                                                
БИНДЮКОВ Н.Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Александр Сергеевич! Скажите, пожалуйста, что дает законопроект тем   
туристским меккам, которые в Российской Федерации уже сложились традиционно?    
Выиграют они от этого законопроекта или же развитие туристского дела, скажем,   
в Новгороде, останется на том же уровне?                                        
                                                                                
СОКОЛОВ А.С. Обязательно! Дело в том, что данный законопроект предусматривает   
разработку целевых федеральных программ и, соответственно, открывает поле       
деятельности для наших региональных органов власти, которые тоже могут и        
должны, основываясь и на данном федеральном законе (если он будет принят), и    
на своем местном законодательстве, которое на основе нашего закона может быть   
разработано, заняться формированием таких целевых программ по развитию          
туризма. Потому что рассматривать туризм просто как какое-то узкое явление      
невозможно, он проникает во все сферы человеческой деятельности. Здесь и        
подростки, и дети, и граждане, активно занимающиеся туризмом в разных           
направлениях (о чем здесь сегодня уже говорили), и ветераны наши и так далее.   
То есть это специальные программы. И программа, которая разработана             
Правительством до 2000 года, как раз создает основу для того, чтобы эти         
программы осуществлялись у нас и в регионах. Законопроект этому как раз и       
способствует, он закрепляет это положение.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мизулина, пожалуйста.                             
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемый Александр Сергеевич, у меня два вопроса.                              
                                                                                
Первый вопрос - по статье 6, где речь идет о компетенции Правительства. Здесь   
записано, что Правительство устанавливает социальные, визовые, таможенные,      
инвестиционные и иные льготы. В связи с этим у меня вопрос: чем                 
руководствовались авторы законопроекта, когда включали в компетенцию            
Правительства такое правомочие? Это что - отказ от законодательного             
регулирования льгот и предоставление этого права Правительству или что-то       
другое?                                                                         
                                                                                
И второй вопрос - по статье 11 "Обязанности туристов". Как известно,            
юридическая обязанность вводится в законе не всегда, когда нам хочется, а       
только тогда, когда мы можем реально обеспечить исполнение этой обязанности и   
в случае неисполнения имеем возможность и предусматриваем в законе наказать     
того, кто нарушил эту обязанность. Посмотрите статью 11 "Обязанности            
туристов". У меня соответственно возникает вопрос: какая ответственность        
может наступить в случае нарушения этих обязанностей и как можно вообще         
проконтролировать неисполнение обязанностей нашими туристами? Стоит ли          
включать такую норму в закон?                                                   
                                                                                
СОКОЛОВ А.С. Что касается компетенции Правительства, то эта часть вопроса как   
раз и согласована с представителем Правительства. Здесь рабочая группа не       
видит никакого противоречия с существующим законодательством. Как раз           
наоборот, данный законопроект в этой сфере утверждает существующее положение.   
Ничего нового, сверхособенного тут нет. В то же время сама компетенция          
сохраняется за Правительством в соответствии с законом. Это сегодня так у нас   
и регулируется.                                                                 
                                                                                
Что касается статьи 11 "Обязанности туристов", она появилась не случайно.       
Дело в том, что сейчас много, по крайней мере, немало фактов, когда туристы,    
особенно выезжающие за пределы нашей страны, попадают в различные сложные       
ситуации по разным причинам: им не обеспечивают то, что обещали в рекламе,      
или другая какая-нибудь сложная ситуация, в том числе и со здоровьем. Многие    
вещи зависят и от поведения самого туриста. Если эти вопросы хотят              
рассматривать в судах, то сейчас, как правило, суды не принимают эти вопросы.   
Поэтому вопрос безопасности (о чем мы сегодня говорили) напрямую связан и с     
поведением самого туриста. Если вы считаете, что данная статья утяжеляет        
проект или не несет в себе существенного содержания, мы можем в принципе        
посмотреть, но на взгляд разработчиков, на наш взгляд, такое положение должно   
сохраняться, потому что речь идет о большом количестве граждан, выезжающих за   
пределы нашей страны (это прежде всего касается тех стран, куда они едут).      
Они должны знать: закон регулирует и обязанности туриста, выезжающего в         
данную страну. Туристы должны стараться выполнять эти правила.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Александр Сергеевич.                      
                                                                                
Все задали вопросы? Есть ли у представителей фракций и депутатских групп        
желание высказаться по данному закону?                                          
                                                                                
Пожалуйста, от КПРФ - Миронов Олег Орестович. Можно с места.                    
                                                                                
МИРОНОВ О.О. Уважаемые депутаты! Некоторым может показаться, что закон о        
туристской деятельности является не настолько уж актуальным, чтобы его          
рассматривать сегодня, в эти дни. Но я думаю, что такой закон нужен и в         
законодательстве о туризме должны присутствовать и быть выделены два аспекта.   
                                                                                
Первый - это человек, гражданин Российской Федерации, его право                 
путешествовать свободно по территории своей страны, поскольку туризм - это и    
спорт, и познание, и отдых. Такой акцент в данном законопроекте сделан, и       
после парламентских слушаний законопроект в этом плане существенно улучшился.   
                                                                                
Но в законе должен присутствовать и второй аспект - экономический, потому что   
наша Российская Федерация предоставляет колоссальные возможности для развития   
туризма, и мы знаем, что в мире немало стран, которые за счет туризма           
существенно пополняют свой бюджет. Поэтому туризм как сфера экономическая       
должен находиться в поле зрения парламента, законодателей. И здесь, видимо,     
должны быть такие подходы, чтобы были приоритеты для развития туризма у нас,    
в России, и тем компаниям, которые будут развивать туризм в нашей стране, тем   
туристическим компаниям, которые будут привлекать иностранцев именно в нашу     
страну, а не вывозить собственных граждан за рубеж, не разрушать то, что было   
у нас в туризме, именно таким компаниям, видимо, нужно предоставлять            
определенные льготы и определенные преимущества.                                
                                                                                
Уже традиционно сложилось, что у нас выделялись определенные виды туризма.      
Например, был плановый туризм, когда можно было купить, приобрести за           
символическую плату путевку, или можно было путешествовать, используя           
активные способы передвижения. Наиболее популярным и массовым был у нас         
самодеятельный, спортивный туризм. Существовали экскурсионный туризм и          
международный туризм. В нынешнем законопроекте дается несколько иная            
классификация. У меня вызывает сомнение разделение туризма на социальный,       
субсидируемый из средств, выделяемых государством, и туризм самодеятельный,     
организуемый туристами без помощи туристских организаций. Никогда               
самодеятельный спортивный туризм не существовал без помощи государства! У нас   
в каждой республике, в каждой области существовали республиканские, областные   
советы по туризму. Профсоюзы финансировали туристские мероприятия,              
добровольные спортивные общества, потому что в туризме есть звания мастеров     
спорта. Поэтому спортивные общества были заинтересованы в подготовке            
мастеров, спортсменов высокой квалификации. Существовала разветвленная сеть     
туристских клубов, существовали маршрутные комиссии, дисциплинарные комиссии,   
существовала контрольно-спасательная служба во всех районах, которые            
посещались туристами. Если же говорить о главе, или разделе, закона о           
безопасности туризма, то тут безопасность сводится к информации о том, что      
этот район опасен, - к информации, сведениям. И только в статье 20 говорится:   
"Оказание необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах             
территории Российской Федерации, осуществляется специализированными             
службами..." А если не терпят бедствие? Смысл всей системы безопасности был в   
профилактике несчастных случаев. Я полагаю, что этот раздел законопроекта       
должен быть существенно изменен и улучшен.                                      
                                                                                
Особый интерес представляют статьи 7 и 15 законопроекта. В 7-ой статье          
законодатель почему-то желает всю государственную политику в сфере туризма      
передать специально уполномоченному представителю Правительства Российской      
Федерации. В том числе он будет осуществлять и лицензирование деятельности      
российских туристических организаций с участием иностранных инвестиций, а       
также иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории       
России. Я думаю, что лицензирование должно быть зафиксировано в данном...       
(Микрофон отключен.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, еще минуту. Олег Орестович,         
заканчивайте.                                                                   
                                                                                
МИРОНОВ О.О. И я бы хотел обратить внимание на терминологию законопроекта.      
Тут употребляется термин "туристский продукт", абсолютно непривычный для        
россиянина, и говорится о том, что туристская деятельность осуществляется на    
основании договора розничной купли-продажи. Я думаю, что это договор            
возмездного оказания услуг. Мы же не продаем сейчас Байкал или кусок ледника    
на Эльбрусе, это просто оказание туристских услуг.                              
                                                                                
Поэтому закон требует корректировки. Но я думаю, что мы сделаем верно, если     
примем его в первом чтении, чтобы комитет имел возможность продолжать над ним   
работу.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители каких фракций и депутатских групп хотели    
бы еще выступить? Фракция ЛДПР. Гусев, пожалуйста.                              
                                                                                
ГУСЕВ В.К. Члены фракции принимали активное участие в разработке данного        
законопроекта. Учитывая очень большое социальное, экономическое и               
международное значение данного законодательного акта, фракция будет             
голосовать за принятие данного проекта закона в первом чтении. А коррективы,    
которые будут необходимы, мы успеем сделать ко второму чтению.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мизулина, фракция "ЯБЛОКО". Пожалуйста, Елена     
Борисовна.                                                                      
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемые депутаты! Фракция "ЯБЛОКО" при обсуждении этого         
законопроекта не высказала концептуальных возражений против него. Однако        
нареканий к этому законопроекту мы высказали очень много и надеемся, что то,    
что сейчас я выскажу от имени фракции, будет учтено, если закон будет принят    
сегодня в первом чтении.                                                        
                                                                                
Во-первых, этот закон перегружен декларативными нормами. Мы, и выступавший      
докладчик, и все предыдущие, говорили о том, что основной смысл этого закона    
- защита прав граждан, которые хотят воспользоваться услугами туристических     
организаций. Но если вы захотите найти статью, в которой речь идет о праве      
туристов, то вы обнаружите, что первая из них всего лишь десятая по счету. До   
десятой статьи вы прочитаете много всего, но к закону и к праву это будет       
иметь очень мало отношения. Не должно быть в законе норм, которые               
регламентируют принципы, цели, задачи деятельности. Это все для теоретиков,     
для ученых, для тех, кто пишет концепции законов. А тем, кто будет применять    
его, надо знать, в чем его право, куда он может обратиться, кто отвечает,       
если это право нарушено. Поэтому декларативные нормы о принципах, нормы,        
которые не содержат формальной определенности, то есть четких признаков: что    
нужно делать, кто делает и как делать, - эти нормы отсюда надо исключить.       
                                                                                
Во-вторых. Я не случайно задала вопрос по компетенции Правительства, и вы       
слышали ответ. Ответ был такой: "То, что сегодня существует в части             
предоставления льгот, то и закрепил закон". А что есть? Разве мы с вами         
только что не говорили о том, что существующая практика хаотичного,             
анархичного, произвольного предоставления льгот туристическим и прочим          
организациям безобразна? Разве мы с вами это не признали? Так что же мы опять   
вновь записываем то же самое? Не должно быть у Правительства никакого права     
вводить льготы помимо закона. Только мы, законодатели, можем устанавливать:     
кому, когда и при каких условиях.                                               
                                                                                
Третье. Опять же не случайно задала вопрос по обязанностям граждан. Ну что      
значит ответ: "А мы так считаем!" А если я считаю таким образом: север - это    
юг, черное - это белое, Зюганов - это "Наш дом - Россия". Вы что мне на это     
скажете - глупость? И правильно скажете. Потому что юридическая обязанность     
не может применяться произвольно. Юридическая обязанность существует только в   
определенных условиях, и закон очень бережно с ней должен обращаться. Только    
тогда, когда мы можем сформулировать, в чем смысл этой обязанности, когда мы    
можем однозначно обеспечить ее исполнение и ввести такую жесткую                
ответственность, что гражданин не захочет ее не исполнять, тогда ее надо        
вписывать в закон. Иначе это декларация. Зачем же нам нужен такой закон?        
                                                                                
И последняя статья этого законопроекта, об ответственности. Уважаемые           
депутаты, обращаю ваше внимание: статья отсылает в никуда. Какие формы          
ответственности за нарушение этого закона существуют? Неизвестно. А ведь это    
уже порочная практика в нашем Федеральном Собрании. Обратитесь к своему         
собственному закону о статусе депутата. Разве мы сегодня с вами можем           
привлечь хоть одно должностное лицо, которое не исполняет этот закон? А         
почему? Да потому, что когда-то, вот так же, как в этом законопроекте,          
записали: за нарушение этого закона наступает ответственность,                  
предусмотренная действующим законодательством. Отослали в никуда. Отослали,     
но нигде эта норма не осела.                                                    
                                                                                
Поэтому полагаю, что было бы целесообразно, если бы уже в этом законе в         
качестве самостоятельной статьи в заключительных положениях или приложении к    
нему были конкретные статьи о внесении изменений в действующее                  
законодательство - административное, уголовное и гражданское,                   
предусматривающие конкретные виды ответственности за нарушение этого закона.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто еще из представителей фракций хотел бы выступить?     
Пожалуйста, депутат Глотов от "Народовластия". Пожалуйста, включите микрофон.   
                                                                                
ГЛОТОВ С.А., депутатская группа "Народовластие".                                
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы! Наше депутатское объединение           
поддерживает законопроект об основах туристской деятельности в Российской       
Федерации. Мы его понимаем именно как основы организации этой деятельности,     
подразумевая, что в дальнейшем будут предоставлены широкие права и              
возможности законодательным, представительным органам субъектов Российской      
Федерации на своей территории детализировать то, что прописано в настоящих      
основах. Нам бы хотелось, чтобы полномочия этих органов - и исполнительных, и   
законодательных - в организации туристической деятельности были расширены и в   
то же время предоставлены действительно в тех объемах, которые нужны на         
сегодняшний день.                                                               
                                                                                
Более четко, нам представляется, должны быть прописаны вопросы организации      
страхования туристской деятельности. В настоящее время государство              
по-прежнему несет большие убытки, связанные со спасательной деятельностью.      
Никуда не денешься: люди, проводя те или иные туристские походы и               
мероприятия, могут иметь существенные неприятности. Тем не менее работает уже   
и ряд страховых компаний, и надо разобраться в этих организациях. Надо          
разобраться в организации их деятельности в целом, чтобы государство как        
можно меньше несло в данном случае потерь, надо организовывать страхование      
людей, которые собираются заниматься туризмом.                                  
                                                                                
В целом поддерживая этот закон, мы считаем, что есть в нем, конечно, и          
недоработки, но это все будет устранено в процессе дальнейшей работы над этим   
документом.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Другие фракции, депутатские группы хотели бы              
высказаться? Есть ли желание у депутатов выступить по данному законопроекту?    
                                                                                
Депутат Янковский, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ЯНКОВСКИЙ А.Э., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском        
объединении.                                                                    
                                                                                
Я, как один из разработчиков, хочу перед голосованием сказать депутатам о       
том, что до сего момента закона о туристской деятельности в России не было, и   
надо понимать, что такая серьезная отрасль, как туризм, регламентируется и      
другими нормативными актами. Здесь говорили о необходимости отразить в законе   
вопрос о лицензировании, но для этого есть закон о лицензировании и так         
далее. Поэтому наиболее существенными мне кажутся замечания депутата            
Мизулиной, которые ко второму чтению, безусловно, должны быть учтены.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше не вижу желающих выступить. Ставлю на              
голосование: принять проект данного федерального закона в первом чтении.        
Пожалуйста. Кто без карточки? Депутат Бабурин - за. Кто еще? Нет.               
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              342 чел.             76,0%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    346 чел.                                          
Не голосовало                 104 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.