Заседание № 232
О Федеральном законе "О предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства" (проект № 96700149-2; в связи с отклонением закона Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению отклоненных федеральных законов. Пункт 3: о Федеральном законе "О предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства". Докладывает председатель Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Люцианович Шаккум. Пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. Дайте мне по ведению слово! Вы не поставили мое предложение на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Успокойтесь! ШАККУМ М. Л. Уважаемые коллеги, к снятию с дальнейшего рассмотрения предлагается Федеральный закон "О предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства". Он был внесен в 1996 году депутатом Государственной Думы Бученковым. Данный федеральный закон был принят Государственной Думой в третьем чтении 2 июля 1998 года, и после отклонения его Советом Федерации была создана согласительная комиссия. Закон был принят Государственной Думой в редакции согласительной комиссии 10 марта 1999 года и одобрен Советом Федерации, однако был отклонен в марте 1999 года Президентом по следующим мотивам: содержащиеся в законе нормы во многом уже содержатся в Федеральном законе "О космической деятельности", а отдельные нормы этого закона противоречат ему, а также другим федеральным законам Российской Федерации. При рассмотрении данного закона 19 декабря 2002 года на заседании Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям было принято решение согласиться с мотивами решения Президента Российской Федерации и рекомендовать Государственной Думе снять данный законопроект с дальнейшего рассмотрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Мартин Люцианович. Этот закон также переносим на "час голосования".
Отклоненные федеральные законы. "О предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства". Кто за то, чтобы снять закон с дальнейшего рассмотрения? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 42 сек.) Проголосовало за 257 чел. 57,1% Проголосовало против 21 чел. 4,7% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 279 чел. Не голосовало 171 чел. 38,0% Результат: принято Принимается. Закон снимается с рассмотрения.
Заседание № 252
О проекте постановления Государственной Думы "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "О предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства".
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Так, уважаемые депутаты, мы с вами должны перейти к пункту 4 повестки. Проект постановления "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "О предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства". Докладчик - Евгений Викторович Бученков. Бученкова нет. Пожалуйста, Станислав Михайлович Жебровский. ЖЕБРОВСКИЙ С.М. Уважаемые коллеги, 10 марта мы с вами приняли закон "О предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства". 17 марта он успешно прошел Совет Федерации, но Президент наложил на него вето. Поэтому на ваше рассмотрение выносится проект постановления о создании специальной комиссии по этому закону. Документы розданы, от Госдумы в комиссию входят пять человек, вы можете об этом прочитать в документах. Просим поддержать это постановление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по проекту постановления? Нет замечаний. Ставлю на голосование. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 57 сек.) Проголосовало за 274 чел. 60,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 274 чел. Не голосовало 176 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 243
О Федеральном законе "О предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства" (в связи с отклонением Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Переходим к пункту 5 повестки дня: о Федеральном законе "О предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства". Докладчик - Евгений Викторович Бученков. Здесь редакция, которая предложена согласительной комиссией, другой вариант. Пожалуйста, Евгений Викторович, ваш доклад. БУЧЕНКОВ Е.В., Аграрная депутатская группа. Уважаемые депутаты Государственной Думы, представляемый на ваше рассмотрение закон "О предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства" является итогом совместной работы согласительной комиссии Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, в которой принимали участие официальные представители Правительства Российской Федерации, Российского космического агентства, Минобороны, Минфина и Минэкономики. Надо напомнить уважаемым коллегам, что в соответствии с международным космическим правом, субъектом которого является Российская Федерация, деятельность негосударственных юридических лиц в космическом пространстве осуществляется исключительно с разрешения и под контролем соответствующего государства. Кроме того, ответственность за ущерб, причиненный в результате негативных последствий космической деятельности, возлагается только на государство. Именно поэтому необходимо вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, отразить в этом законе, поскольку регулирование этого не предусматривается в Гражданском кодексе. Вместе с тем государство заинтересовано в оказании поддержки коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям с целью стимулирования использования ими собственных ресурсов для развития ракетно-космической промышленности и решения других задач. Необходимо отметить, что поправки к тексту закона существенно улучшили его качество. Мы убрали две статьи: 3-ю, носившую декларативный характер, и 13-ю, которая во многом дублировала Закон Российской Федерации "О космической деятельности". Более четко прописан режим ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с ее территории космических объектов, наземного оборудования, необходимого для подготовки к запуску и осуществлению запуска космических объектов, запасных изделий к ним. В ряде статей проведены существенные редакционные правки. Эти правки не изменили концепции закона. Закон доработан в лингвистическом и правовом отношении, замечаний нашего Правового управления не имеется. С учетом этого я прошу вас принять настоящий закон в редакции согласительной комиссии. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Викторович. Уважаемые депутаты, могу я ставить на голосование? Нет возражений. Ставится на голосование: кто за то, чтобы законопроект, доложенный Евгением Викторовичем Бученковым, был принят в редакции, предложенной согласительной комиссией? Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 54 сек.) Проголосовало за 256 чел. 56,9% Проголосовало против 8 чел. 1,8% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 264 чел. Не голосовало 186 чел. Результат: принято Принято.
Заседание № 190
О проекте федерального закона "О предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4: "О предпринимательской деятельности в области исследования и использования космического пространства". Пожалуйста, Евгений Викторович Бученков. БУЧЕНКОВ Е.В., Аграрная депутатская группа. Уважаемые коллеги, замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы по данному законопроекту не имеется. Он прошел все виды экспертизы и готов к принятию в третьем чтении. Прошу вас проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли замечания по данному проекту закона? Нет. Ставлю на голосование: принять в третьем чтении. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 35 мин. 41 сек.) Проголосовало за 291 чел. 64,7% Проголосовало против 3 чел. 0,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 294 чел. Не голосовало 156 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 92
О проекте федерального закона о коммерческой космической деятельности.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Проект федерального закона о коммерческой космической деятельности. Доклад заместителя председателя Комитета по вопросам геополитики Евгения Викторовича Бученкова. Пожалуйста. Спасибо всем, кто был на предыдущих вопросах. БУЧЕНКОВ Е.В., Аграрная депутатская группа. Уважаемые товарищи! Четыре дня назад мы отметили праздник нашей космонавтики - День космонавтики. На этом празднике или после этого состоялась встреча генерального директора Российского космического агентства с Президентом нашей Федерации, на которой Борис Николаевич Ельцин отметил, что нужно сделать все для того, чтобы Россия осталась великой космической державой. Я думаю, что это мнение Президента разделяет представитель Президента в Государственной Думе Александр Алексеевич Котенков, вот он что-то показывает... Но мы с ним говорили, я так понял, что он поддерживает. На ваше рассмотрение внесен проект федерального закона о коммерческой космической деятельности, подготовленный к первому чтению под руководством членов Комитета по вопросам геополитики. В работе по подготовке приняли участие самые заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, научные учреждения, организации ракетно-космической промышленности. Это Российское космическое агентство, Министерство обороны, Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, Главный штаб Сухопутных войск, Главный штаб ракетных войск, ВКС, Министерство финансов, Генеральная прокуратура, государственная компания "Росвооружение", Центр подготовки космонавтов имени Гагарина и другие. Проект федерального закона о коммерческой космической деятельности подготовлен рабочей группой, созданной в соответствии с резолюцией парламентских слушаний на тему "Об использовании космоса и космической индустрии в геополитических интересах России", проведенных Комитетом по вопросам геополитики 23 февраля 1995 года, а также в развитие базового, действующего ныне закона о космической деятельности. В настоящее время на фоне активной космической деятельности многих государств мира кризис в российской космонавтике представляет реальную угрозу национальной безопасности России. Без незамедлительного принятия кардинальных мер Российская Федерация может в самое ближайшее время утратить накопленный космический потенциал, практически полностью свернуть космическую деятельность и лишиться статуса великой космической державы. Если Президент сказал слово, что он поддерживает выделение средств в размере 1,5 триллиона рублей в мае, что рассчитается с Российским космическим агентством, то по логике вещей мы должны пройти свой отрезок пути, то есть принять этот закон, необходимый для космической деятельности. Основная причина кризиса - недостаточное финансирование космической деятельности. Реальное финансирование космической деятельности в стране в период с 1989-го по 1995 год сократилось почти на порядок. Сократились производство и запуск космических аппаратов и ракет-носителей, что привело к недопустимому снижению уровня решения задач связи и телевидения, дистанционного зондирования Земли, фундаментальных научных исследований, к невыполнению международных обязательств. Из-за низкого уровня заработной платы некогда передовую отрасль покинуло 45 процентов специалистов. В настоящее время реализуется не более половины имеющегося потенциала нашей космонавтики, а по таким направлениям, как связь и дистанционное зондирование Земли, - менее 20 процентов. Дальнейшее сохранение и развитие отечественной космонавтики в условиях недостаточного государственного финансирования невозможно без привлечения инвестиций и капитала коммерческих организаций. Это направление одобрено и Межведомственной экспертной комиссией по космосу, решением которой от 27 октября 1995 года рекомендовано Российскому космическому агентству, Российской академии наук и другим заказчикам космической техники принять меры по привлечению дополнительных внебюджетных источников, включая иностранных инвесторов и коммерческие структуры, для финансирования космических проектов. Необходимость разработки законопроекта обусловлена потребностью создания механизмов правового регулирования вопросов коммерциализации космической деятельности, коммерческой космической деятельности различных юридических и физических лиц, выработки системы государственных мер, направленных на организацию и поддержку космической деятельности, стимулирование заинтересованности частного сектора экономики в использовании своих средств для инвестирования космической деятельности. Надо сослаться на один пример: коммерческая космическая деятельность у нас в стране развивается, но развивается не такими темпами, которые обеспечили бы достаточное финансирование этой деятельности. По сведениям Российского космического агентства, мы сотрудничаем в космосе с Европейским космическим агентством (это 14 государств), а также с США, Китаем, Индией и Канадой. За счет коммерческой деятельности Российское космическое агентство получило в прошлом году 471 миллион долларов США, в 1997 году получит (расчетно) 600-640 миллионов долларов, а к 2000 году должна подойти приблизительно к миллиарду. Разработчики законопроекта руководствовались при его подготовке следующими основными предпосылками. Космическая деятельность находится в ведении Российской Федерации. Ответственность за последствия осуществления космической деятельности юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами в соответствии с международным космическим правом несет только государство (на основе договоров, которые заключает с ними, и в том числе о гражданской ответственности). Участвуя в реализации национальной космической политики, государство должно принимать эффективные меры по осуществлению космических программ и проектов, в том числе путем поддержки коммерческой космической деятельности. Проект федерального закона ориентирован на комплексное урегулирование проблем, связанных с созданием, изготовлением, использованием коммерческих космических средств, технологий и результатов коммерческой космической деятельности, предоставлением различного рода услуг, осуществляемых при государственной поддержке. Данный закон позволит федеральным органам исполнительной власти по космической деятельности, по обороне установить регламентированные отношения с юридическими и физическими лицами, в том числе с иностранными, при осуществлении коммерческой космической деятельности. Мы пригласили сюда генерального директора Российского космического агентства Юрия Николаевича Коптева, и я просил бы, уважаемый Геннадий Николаевич, дать ему несколько минут для сообщения по этому вопросу. Принятие федерального закона о коммерческой космической деятельности будет способствовать развитию ракетно-космической промышленности, совершенствованию космической инфраструктуры и повышению социальной защиты персонала объектов космической инфраструктуры. Дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию законопроекта не требуется, поэтому не требуется и заключение Правительства, как нам сообщил первый вице-премьер Правительства. Отмены, изменения или дополнения ранее принятых законов в связи с принятием федерального закона о коммерческой космической деятельности также не требуется. Поэтому я просил бы вас, уважаемые депутаты, принять законопроект, который мы вам представили, в первом чтении. Мы понимаем, что есть вопросы, которые нужно доработать ко второму чтению, и мы с удовольствием примем ваши замечания для дальнейшей работы над законопроектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Викторович. Евгений Викторович, мы нарушаем Регламент, потому что официальный представитель не назначен. Но если бы депутаты не возражали, то, может быть, мы буквально на пять минут дали бы слово Коптеву Юрию Николаевичу, генеральному директору Российского космического агентства. Не будет возражений? ИЗ ЗАЛА. Нет! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, можно прямо оттуда, Юрий Николаевич. КОПТЕВ Ю.Н., генеральный директор Российского космического агентства. Уважаемые депутаты, проект закона, который только что был вам доложен, носит принципиальный характер для сохранения космической деятельности России. В докладе уже было сказано о том, что в сегодняшних условиях Россия, в общем-то, оказалась с существенно меньшей государственной поддержкой, то есть объем работ в промышленности и активность в космическом пространстве на сегодняшний день уменьшились в 10 раз. И целый ряд предприятий сегодня оказался в условиях, когда невозможно выпускать конкурентоспособную продукцию в связи с тем, что и технология, и организация производства, и испытания, и запуски... Она была ориентирована на определенную количественную сторону. Второе. Я хотел бы сказать о том, что тенденция привлечения внебюджетных средств - это общемировая тенденция. Оценки рынка на ближайшие 10 лет только по системам запуска, где Россия выглядит очень привлекательно, составляют порядка 27 миллиардов долларов. Сегодня в рамках тех усилий, которые осуществлены за последние годы, наша промышленность имеет контракты примерно на 2,6 миллиарда долларов до 2000 года, и, по нашей оценке, это еще далеко не все, что можно было бы занять и завоевать в рамках обеспечения запусков иностранных полезных нагрузок. Отсутствие закона, который регулировал бы взаимоотношения государства с теми участниками космической деятельности, отсутствие закона, который определял бы права и обязанности участников этой деятельности, и вообще отсутствие такой законодательной основы существенно осложняет, будем говорить, работу и наши взаимоотношения с зарубежными партнерами, потому что сегодня и в рамках Европы, и в рамках Соединенных Штатов Америки существует национальное законодательство, которое четко определяет задачи, способы, защиту государственных интересов, обязанности участников. И в этом плане все процедуры существенно упрощаются, в связи с чем я бы очень просил этот проект закона... Он тщательно прорабатывался. Мы понимаем, что там есть определенные огрехи, но все это можно устранить при подготовке этого проекта закона к рассмотрению во втором и третьем чтении. Но я, как ответственный человек, занимающийся всю жизнь вопросами космической деятельности, хочу вам доложить, что принятие такого закона существенно укрепит наши позиции на мировом рынке коммерческих услуг. Это даст возможность привлечь в промышленность, привлечь в наши научные учреждения, в испытательную базу существенные средства. Докладчик говорил уже о том, что в прошлом году промышленность привлекла дополнительно 471 миллион долларов. Это не просто бездумная распродажа технологий, это, будем говорить, торговля на рынке высокоинтеллектуальной продукцией - продукцией, которая подкрепляет и укрепляет наши производственные коллективы, испытательные коллективы, дает возможность держать производство. И чтобы было понятно, эта цифра - 471 миллион долларов - сопоставима с тем, что государство вложило в прошлом году в реализацию нашей национальной программы. Национальная программа была профинансирована в объеме 2,3 триллиона рублей. Поэтому это очень серьезный источник. У нас сегодня весьма перспективные позиции по занятию рынка, особенно рынка запусков. Рынок этот усиленно развивается. И наличие такого законодательного основания, законодательной процедуры в нашей стране укрепляет и развивает направление, сохраняющее Россию как великую космическую державу. Я вас очень прошу поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Николаевич. Пожалуйста, Евгений Викторович, на трибуну. Есть ли вопросы у депутатов? Законопроект обсуждается в первом чтении. Депутат Нестеренко Татьяна Геннадьевна, пожалуйста. НЕСТЕРЕНКО Т.Г., депутатская группа "Российские регионы". По сути и по концепции закона я обязательно выскажусь при обсуждении. А сейчас вопрос к статье 17. Статья 17, пожалуй, самая сложная и противоречивая в данном законопроекте, она определяет источники финансирования коммерческой космической деятельности. Мне вообще непонятно, как коммерческая деятельность может финансироваться? Она или коммерческая, или нет. Вроде бы для нас всех понятно, что такое рынок, что такое коммерческая деятельность и что такое финансирование. Но здесь возникает некоторое абсолютно новое понятийное вкрапление, как то, например, Российский космический фонд. Нигде вначале об этом не сказано, и вдруг в источниках он появляется. Что это за фонд? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит? Это существующий фонд или будет новый создаваться? Давайте тогда попросим Юрия Николаевича. КОПТЕВ Ю.Н. В 1993 году был принят закон о космической деятельности России. Он был уточнен, и в декабре, 11 декабря 1996 года, после принятия Думой этих уточнений, подписания Президентом, он вышел уже в новой редакции. В рамках этого закона предусмотрено существование такого космического фонда. Фонд, который аккумулирует средства, в основном внебюджетные, и существует для поддержания космической деятельности, прежде всего предприятий промышленности, науки по разработке тех или иных проектов. На сегодняшний день он официально, как говорится, получил права на существование, но он сегодня еще не оформлен. Поэтому в этом законе упоминание как раз идет о том фонде, который был предусмотрен двумя редакциями закона о космической деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Депутат Лукашев, пожалуйста, Игорь Львович. ЛУКАШЕВ И.Л. Вы упомянули в своем докладе о том, что законопроект прошел все положенные согласования и так далее, и так далее. Но я не нашел в документах никаких замечаний Министерства связи. А вообще-то, вопросы ближнего космоса очень тесно связаны с деятельностью Министерства связи. Это же и связь, и телерадиовещание, и национальный спектр радиочастот и так далее, и так далее. А заключения Министерства связи я не видел. Было оно вообще или нет? БУЧЕНКОВ Е.В. Нет, его не было. Было заключение Правительства, было заключение Правового управления. Мы понимаем, что это заключение нужно. Мы его обязательно попросим дать. Также мы считаем, что необоснованно мы обошли Комитет по информационной политике и связи и у него есть вопросы, которые необходимо учесть при доработке законопроекта. Мы это учтем обязательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Присаживайтесь, пожалуйста. Кто желал бы выступить? Вишняков Виктор Григорьевич, пожалуйста. ВИШНЯКОВ В.Г. Уважаемые депутаты! Закон имеет важнейшее значение. И поэтому я хотел бы остановиться на трех положениях как минимум, которые настораживают меня. Во-первых, согласно пункту "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации деятельность в космосе относится к ведению Российской Федерации. Что это означает? Это означает - к ведению Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов. Здесь же вся компетенция возлагается только на исполнительный орган власти по космической деятельности. На исполнительный орган. Значит, согласно записи в Конституции, мы должны расписать компетенцию между этими органами власти и за нашей Думой, в частности, тоже записать важнейшие полномочия в этой очень актуальной сфере. Они не прописаны. Второй момент связан с разработкой федеральных целевых программ. Это тоже наша компетенция - установление основ федеральной политики и федеральных программ, в том числе в области национальной космической политики и в области космической деятельности. Все снова возлагается на некий орган исполнительной власти. И только этот орган исполнительной власти должен формировать эту программу, национальную программу. И соотношение государственных начал и частных начал мне неясно. Поддержка развития этого очень наукоемкого, трудоемкого, огромного по своей сложности комплекса требует прежде всего государственной поддержки, финансирования с учетом прежде всего государственных интересов. А я не уверен в том, что, если мы поручим разрабатывать эти программы различного рода исполнительным органам власти, которые привлекать будут коммерческие структуры, сохранится приоритет в космической сфере за государством в целом. И третий момент. Право на федеральную собственность тоже закреплено за нами. Да, мы можем предоставить Правительству право управлять государственной собственностью (это записано в Конституции), но никто не предоставлял Правительству право передавать или делегировать права по владению, использованию и распоряжению этой собственностью, то есть, по существу, передавать в собственность вот этим различного рода коммерческим структурам. Мы же подрываем основу самой Конституции! И что делает этот исполнительный орган неизвестно какого, кстати, наименования? Он может эту собственность, которая ему уже передана как частная собственность, в свою очередь перепродавать различного рода физическим, гражданским лицам, в том числе иностранцам. Видите, как логически все идет на разрушение. Я считаю, что вы должны сейчас решить, оставить концепцию в основе или нет, но привести в соответствие эту концепцию с требованиями Конституции необходимо. И поэтому основная нацеленность этого законопроекта на то, чтобы передать все в частную собственность, коммерциализировать космическую деятельность, а за государством оставить только расходы по восстановлению этого ущерба, который наносится этой космической деятельности, - прекрасное вообще расписание соотношения сил. Да ни в одном государстве мы не видим того, чтобы ущерб, который будет причиняться деятельностью различного рода коммерческими структурами, восполняло бы государство! Еще раз повторяю, надо внимательнее отнестись к этому законопроекту и решать. Если я буду верить в то, что эти все замечания будут учтены добросовестно, можно принять этот законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Лукашев, потом депутат... я вижу руки. ЛУКАШЕВ И.Л. Уважаемые коллеги, дело ведь совсем не в том, что некоторые комитеты, которые по своей направленности как бы также нацелены на вопросы данной сферы, имеют какие-то амбиции и обижены, что их не подключили к работе над этим законопроектом. Я об этом скажу ниже, но дело совсем не в этом. Я внимательно изучил этот законопроект, здесь очень много слов, и я никак не мог понять, кому и для чего это все надо. Я вспоминаю ситуацию, когда мы принимали изменения к закону "О Государственной границе Российской Федерации". Там было много слов, и никто не говорил о том, что на самом деле весь этот законопроект был затеян для того, чтобы ввести пограничные сборы, создать фонды. Потом мы все равно на это вышли. Тогда хотя бы было понятно: вот есть принцип - одни "за", другие "против". Я искал здесь те принципы, которые спрятаны за всей этой пылью, и не нашел ничего. Есть, конечно, какие-то внутренние противоречия типа... Мы недавно принимали в первом чтении законопроект о лицензировании, и там лицензирование космической деятельности не предусмотрено. В рассматриваемом сегодня законопроекте есть статья 10 "Лицензирование коммерческой космической деятельности", которая, как здесь говорится, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Мы же в законопроекте о лицензировании работаем в этом направлении и не предусматриваем такого лицензирования. Есть, например, статья 17, о которой коллега Нестеренко уже говорила. Она вообще очень интересная. Пункт 1: "Финансирование коммерческой космической деятельности осуществляется из следующих источников" (подчеркиваю, коммерческой космической деятельности), вот первый источник: "внебюджетных фондов... формируемых федеральным органом исполнительной власти... другими федеральными органами исполнительной власти". Так какая же это коммерческая деятельность, извините меня? Но, с другой стороны, этот пункт и не обязывает федеральные органы создавать какие-то фонды, не устанавливает каких-то нормативов отчислений. То есть это все сплошные декларации, за которыми ничего не следует. Конечно, есть проблемы в космосе. Конечно, есть проблемы в коммерческом освоении космоса. Но тогда об этих проблемах надо сказать, и тогда путем принятия закона мы эти проблемы должны как-то разрешить. В данной ситуации ни одна проблема космоса и коммерческого освоения космоса не вынесена в законопроект, непонятно, что этим законом предполагается регулировать, ни одна задача им не решается. Вместо задачи здесь просто дается таблица умножения: дважды два - четыре, трижды три - девять и так далее. Я приведу в заключение еще один пример. Статья 16, пункт 3: "Продажа космической продукции, в том числе результатов интеллектуальной деятельности и космических технологий государственных организаций коммерческим организациям и гражданам осуществляется на недискриминационной основе по договорной цене, учитывающей конъюнктуру... рынка..." Ну что это за пустой набор слов? Недавно совсем в стране начался очередной (я сбился со счета который) этап борьбы с коррупцией. Сказано, что все теперь будет происходить только на конкурсной основе: и продажа, и покупка, и так далее, и так далее, дабы коррупции не было. А здесь такие формулировки: "недискриминационная основа", "договорная цена". Ну что это такое?! Вообще непонятно. На самом деле, конечно, принятие этого закона не создаст никаких лишних проблем и не нанесет вреда. Самый главный вред заключается в том, что мы теряем время - раз, мы захламляем правовое пространство документами, которые ничего не регламентируют, - два. И на самом деле, когда возникнут серьезные проблемы в коммерческом освоении космоса и нам придется принимать законы, всегда появятся люди, которые скажут: товарищи, так ведь это уже было, мы же такой закон уже принимали. Так я вам хочу сказать, что все, что есть в этом законе, уже давно было и уже принято. В частности, поправками от 29 декабря 1996 года в закон "О космической деятельности" все необходимые проблемы были сняты и решены. Нового здесь ничего нет. И наконец. Я, естественно, предлагаю этот закон отклонить, в силу того что непонятны ни концепция, ни предмет регулирования. Конечно же, любой депутат из любого комитета вправе (он является субъектом законодательной инициативы) внести любой закон. Но тогда почему не подключаются на Совете Думы к работе над этим законопроектом, в том числе перед первым чтением, комитеты, которые являются профильными? В частности, совершенно очевидно, что головным комитетом по этому законопроекту должен быть Комитет по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности. Потому что деятельность в космическом пространстве - это обычная хозяйственная деятельность. Совершенно очевидно, что параллельно с ним этой работой должен был заниматься Комитет по информационной политике и связи, потому что здесь очень много вопросов, связанных с международными договорами и с международным регулированием этой деятельности, которые явно не учтены и ни в пояснительной записке, ни где-то еще не прошли. Мы можем просто еще и неприятности... (Микрофон отключен.) Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы С.П.Горячева ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Цику - по ведению. ЦИКУ К.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые депутаты! Когда нет возможности финансировать такую отрасль, как космическая, естественно, приходится прибегать и к коммерческой деятельности. Мы знаем о тяжелейшем, критическом положении нашей науки. И за то, что в этих условиях выживает наша космическая деятельность, спасибо вам, Юрий Николаевич, и вашим коллегам, прославляющим в этих тяжелых условиях нашу родную страну - Россию. Все те коллизии, о которых говорят здесь товарищи и депутаты, естественно, можно устранить к второму чтению. И я сейчас предлагаю на этом закончить обсуждение и проголосовать за принятие в первом чтении данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, но я хочу сказать, что поднимали руки еще депутаты Петренко, Илюхин и Нестеренко. Это первое чтение, поэтому, если они будут настаивать, я должна буду предоставить им слово. Прошу включить микрофон депутату Петренко. ПЕТРЕНКО С.В., фракция "Наш дом - Россия". Уважаемые депутаты, я предлагаю проголосовать за данный законопроект в первом чтении. Здесь звучат мнения о том, что коммерческая деятельность в космосе - это какой-то нонсенс. Но это нонсенс только для нашей страны, потому что формы хозяйствования в космосе сохранились в старом виде на сегодняшний день. И Америка, и Франция, и другие космические державы давно занимаются этой деятельностью. И ничего сверхъестественного в этом нет. Что касается высказываний по поводу того, что Государственная Дума не будет принимать каких-то космических программ, я думаю, что депутаты, которые так увлечены этой деятельностью, должны пойти в исполнительные органы власти и заниматься этой деятельностью там. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Илюхин. ИЛЮХИН В.И. Уважаемые коллеги, я хочу высказать свою точку зрения. Я считаю, что мы сегодня просто обязаны принять законопроект в первом чтении. Лично я благодарен Виктору Григорьевичу за его замечания, вполне уместные. Но я могу сказать, что они могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Космическая отрасль сегодня, об этом нет необходимости долго говорить, находится в сложнейшей ситуации. Если по большому счету, то, по сути, она на грани распада. Государство сегодня финансирует космическую отрасль в 6, в 10 раз меньше, чем США, Япония, Франция и другие государства. У нас наметилось величайшее отставание. Но я сегодня абсолютно согласен с тем, что вот такую деятельность в этом направлении, как коммерческую, необходимо, мы обязаны урегулировать законом. Космическая деятельность напрямую связана с национальной безопасностью. И допустить какое-либо вмешательство на основании каких-то распоряжений, актов, но не законодательных решений, было бы просто недопустимо. Это нанесет колоссальнейший ущерб, потому что здесь оборона, здесь связь, здесь разведка. И я поэтому сегодня предлагаю: принять в первом чтении. Комитет по безопасности вместе с Комитетом по обороне готов вплотную работать над этим законопроектом во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Нестеренко Татьяна Геннадьевна. НЕСТЕРЕНКО Т.Г. Уважаемые коллеги! Действительно, данный законопроект очень противоречив, но вот как я лично вижу эту проблему и в чем вижу концепцию данного закона. Концепция как раз заключается в том, что государство путем принятия закона четко прописывает, каким образом должны отражаться доходы от использования космоса или космической деятельности. Дело в том, что на протяжении уже четырех лет при обсуждении бюджета, когда так много говорится по поводу того, почему так мало денег идет на космос, мы в своем бюджетном комитете (вот представитель Российского космического агентства может подтвердить) постоянно задаем один и тот же вопрос: покажите нам четкую расшифровку, какие вы доходы получаете от использования и где они, почему они не отражаются в бюджете, куда они расходятся, почему нет этого баланса - и доходов, и расходов - по этому столь важному для России виду деятельности, в данном случае космической. Так вот, я считаю, что именно законопроектом должно быть четко отрегулировано, что все доходы, получаемые от коммерческой деятельности, в таком разделе, как космос, должны указываться точно с учетом классификации доходов как доходы от использования государственного имущества. И только в этой связи мы можем рассматривать указанный законопроект. Поэтому здесь придется... Если данную концепцию использования и получения доходов и отражения в бюджете поддерживают авторы законопроекта (а я уже разговаривала, и депутат Овченков по крайней мере мне сказал, что все с учетом именно этого положения будет доработано ко второму чтению), то, я считаю, можно принимать в первом чтении. Мы всегда можем проголосовать против и во втором, и в третьем чтениях, естественно, на этом, как говорится, решение еще окончательно не принято. Но четко, впервые четко указать, как отражаются в бюджете доходы от коммерческого использования государственного имущества, такого специфического, как имущество в космосе, мы должны. Поэтому, я считаю, действительно нужно принимать в первом чтении, но очень детально работать вместе с бюджетным комитетом, комитетом по собственности, комитетом по связи, подготавливая его ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон представителю Правительства Себенцову Андрею Евгеньевичу. СЕБЕНЦОВ А.Е. Уважаемые депутаты! Правительство направило в Государственную Думу свои замечания и предложения по данному законопроекту. Правительство не отрицает возможности принятия такого закона, хотя, вероятно, что можно было бы урегулировать нуждающиеся в дополнительном регулировании вопросы в существующем законе о космической деятельности путем внесения туда поправок. Вместе с тем хотелось бы привлечь ваше внимание к статьям 5, 6, 14 и 17 данного законопроекта. Положения статей 5 и 6 законопроекта допускают вмешательство в полномочия Правительства, устанавливая полномочия конкретных органов исполнительной власти, в чем, по сути дела, нет никакой необходимости. Статья 14 обязывает Правительство делегировать свои конституционные полномочия опять-таки федеральным органам, которые в этом законе упомянуты, что также расходится со здравым смыслом и Конституцией. Статья 17, касающаяся финансирования, противоречит смыслу коммерческой деятельности, которая, как известно, осуществляется в своих интересах и под свой собственный риск. Поэтому представляется, что данный законопроект нуждается в существенной доработке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гуцериеву включите микрофон. ГУЦЕРИЕВ М.С., заместитель Председателя Государственной Думы. Я хочу присоединиться к предыдущим ораторам - своим коллегам депутатам Цику, Илюхину и Петренко. Считаю, что... Я не буду долго говорить, все "за" и "против" были сказаны. Я считаю, что этот законопроект надо принимать в первом чтении с учетом доработки всех недостатков, о которых говорили мои коллеги. Надо все-таки поддержать наш космос, и аргументов в пользу этого достаточно было высказано в этом зале. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон представителю Президента. КОТЕНКОВ А.А. Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Прежде всего не буду столь оптимистично, как предыдущие выступавшие, относиться к этому законопроекту. Предмет данного законопроекта, по нашему мнению, вообще не является предметом регулирования федерального закона. С таким же успехом мы могли бы рассматривать сейчас коммерческую металлургическую деятельность, коммерческую железнодорожную деятельность и прочую, и прочую. Вопросы эти урегулированы гражданским законодательством, основополагающим законом о космической деятельности, и если изъять из этого законопроекта те статьи, на которых я как раз хотел остановиться и по которым мое мнение полностью совпало с мнением представителя Правительства, то есть статьи 5, 6, 14 и 17, о компетенции органов, праве собственности и финансировании, то от закона остается одно благое пожелание: поддержим космос, или космическую промышленность. В то же время оставлять статьи, о которых здесь шла речь, в законопроекте просто не представляется возможным, поскольку здесь есть прямое вторжение в конституционные прерогативы Правительства и Президента. Я напомню уважаемым депутатам, что Министерство обороны вообще не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. И если говорить более конкретно о коммерческой космической деятельности, то надо четко разделять использование космических объектов в коммерческих целях и использование собственности Министерства обороны для выведения этих объектов в космос. Дело в том, что коммерческому использованию подлежат те объекты, которые выводятся в космос. Стартовые же комплексы, ракеты-носители, находящиеся в собственности Министерства обороны, являются федеральной государственной собственностью. Только государство может осуществлять эту коммерческую деятельность. Кстати говоря, не какие-то коммерческие структуры, а государство осуществляет эту коммерческую деятельность. И прописывать здесь коммерческие полномочия Министерства обороны просто неправомерно. Министерство обороны лишь предоставляет свои комплексы для государственной коммерческой деятельности, а уже другие органы решают вопросы контрактов, договоров с какими-то коммерческими структурами, которые хотят использовать их в коммерческих целях. Далее. Право собственности. Я уже коснулся того, в частности, что все, что связано с космическими объектами, с выводом их в космос, стартовыми комплексами, является федеральной собственностью и не может быть передано никому в управление. Законопроект же не делает различия между космическими коммерческими объектами и объектами, которые выводят эти спутники или иные объекты в космос. Поэтому здесь прямое нарушение прав федеральных органов власти, прежде всего Правительства, на управление федеральной собственностью. Ну и о финансировании. Я повторяться не буду, здесь уже много было сказано о том, что различие между коммерческой деятельностью и государственным финансированием все-таки есть. Таким образом, Президент считает, что вопросы коммерческой деятельности в космосе достаточно полно урегулированы действующим законодательством. В части же определения порядка использования федеральной собственности, в том числе и в коммерческих целях, и определения компетенции органов, которые этим будут заниматься, - это конституционная прерогатива Правительства и Президента. Таким образом, мы считаем нецелесообразным принятие данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Венгеровский. ВЕНГЕРОВСКИЙ А.Д., фракция Либерально-демократической партии России. Уважаемые депутаты! Мне очень приятно, что большинство присутствующих коллег, ну, скажем, сопереживают тому состоянию, в которое сейчас наша космонавтика так или иначе вошла. Но я предлагаю вам не заниматься популизмом, не быть святее Папы Римского: от того, что здесь, в зале, вы будете говорить, что вы за нашу ракетно-космическую отрасль, ничего не изменится в лучшую сторону. Я думаю, что даже у господина Коптева прямого телефона с Президентом после встречи так и не появилось. Так ведь? Не появилось. Так вот, если бы действительно мы хотели заниматься этим вопросом, то, наверное, мы в свое время не заговорили бы законопроект, разработчиком которого был я. А назывался он в 1995 году так: "О государственном протекционизме в ракетно-космической отрасли". Поэтому все то, что здесь сейчас говорится, - это чисто лоббистские интересы, которые отстаиваются теми или иными коммерческими структурами или банками. А будет все то же самое, что с Останкинской башней: за счет налогоплательщика обслуживается башня, все технические службы, а навар получают коммерческие, рекламные и прочие структуры. Мое предложение: до тех пор пока ракетно-космическое агентство не организует фонд, который еще в том законопроекте было поручено организовать, и не покажет, что оно действительно готово заниматься коммерческой деятельностью в интересах государства, принимать такой закон - это бессмысленное занятие, это в чистом виде популизм. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, все высказались? Тогда я должна поставить на голосование проект постановления. Кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального закона о коммерческой космической деятельности, прошу определяться. Кто без карточки? Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 11 сек.) Проголосовало за 199 чел. 44,2% Проголосовало против 18 чел. 4,0% Воздержалось 6 чел. 1,3% Голосовало 223 чел. Не голосовало 227 чел. Результат: не принято Не принимается. Переходим к следующему вопросу. Депутат Михайлов - по ведению. МИХАЙЛОВ А.Н. Есть просьба от группы депутатов - вернуться к голосованию по этому законопроекту. А еще одно предложение состоит в следующем. Следующий тут законопроект идет, он достаточно сложный. Чтобы его не разрывать, есть предложение: в оставшиеся минуты проголосовать постановления по порядку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я должна тогда поставить на голосование: кто за то, чтобы вернуться еще раз к голосованию по этому законопроекту? Прошу определяться. Кто без карточки? Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 18 сек.) Проголосовало за 224 чел. 82,1% Проголосовало против 48 чел. 17,6% Воздержалось 1 чел. 0,4% Голосовало 273 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование: кто за то, чтобы принять проект федерального закона о коммерческой космической деятельности в первом чтении? Прошу быть внимательнее. Прошу голосовать. Кто без карточки? Депутат Гуцериев - за. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 54 сек.) Проголосовало за 256 чел. 56,9% Проголосовало против 16 чел. 3,6% Воздержалось 6 чел. 1,3% Голосовало 278 чел. Не голосовало 172 чел. Результат: принято Принимается.