Заседание № 88

12.04.2001
Вопрос:

О Федеральном законе "Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1388 по 1438 из 5942
Пункт 4: о Федеральном законе "Об управлении собственностью Российской          
Федерации, находящейся за рубежом". Докладывает председатель специальной        
комиссии Константин Юрьевич Севенард.                                           
                                                                                
Пожалуйста, отсюда, с трибуны.                                                  
                                                                                
СЕВЕНАРД К. Ю., фракция "Единство".                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, согласительная комиссия из членов нашего комитета,           
ознакомившись со всеми мотивами отклонения данного закона, согласилась с        
позицией Президента Российской Федерации.                                       
                                                                                
Основные мотивы следующие. Данный закон претендует на установление              
международных норм управления российской собственностью, находящейся за         
пределами территории Российской Федерации. На настоящий момент мы не имеем      
внутригосударственного порядка управления собственностью Российской             
Федерации, закрепленного федеральным законом, и брать на себя ответственность   
за собственность Российской Империи, за собственность Советского Союза,         
находящуюся в спорной ситуации, нести затраты по содержанию и,                  
соответственно, по выполнению всех требований международных законов, не         
регламентировав предварительно данный порядок внутренним законом Российской     
Федерации, рискованно по многим позициям. Мы согласились с позицией             
Президента о том, что необходимы законы по управлению собственностью            
Российской Федерации, регламентирующие прежде всего порядок распределения       
доходов от использования этой собственности, учета капитализации и учета        
износа основных фондов. После установления федеральными законами                
соответствующих норм и правил - да, возможно принимать федеральный закон,       
который в соответствии с международными нормами, правилами и законодательными   
актами (в каждой стране, конечно, свои) будет это регламентировать.             
                                                                                
Что хочу сказать? Это позиция нашей комиссии и позиция комитета. Мы видим       
свою задачу в том, чтобы создать систему законодательных актов, которая бы      
позволила управлять собственностью Российской Федерации, не отделяя,            
находится эта собственность за рубежом или на территории нашей страны. Это      
должен быть единый комплекс законов, который позволяет учитывать состояние      
основных фондов, устанавливает ответственность собственника и пользователя за   
эксплуатацию данной собственности, ведет учет капитализации собственности,      
который сегодня практически отсутствует в нашей стране. Все это в равной мере   
относится и к собственности Российской Федерации за рубежом. В связи с этим     
были внесены мной законопроекты в Государственную Думу о порядке управления и   
распоряжения собственностью Российской Федерации и о системе учета активов и    
обязательств, где данные вопросы, на мой взгляд, учтены.                        
                                                                                
В связи со всем вышесказанным комиссия под моим руководством, Комитет           
Государственной Думы по собственности просят снять данный закон с               
рассмотрения.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Юрьевич.                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1480 по 1498 из 5942
Также в этом блоке - отклоненный Федеральный закон "Об управлении               
собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом". Комиссия пришла   
к выводу, что надо снять закон с дальнейшего рассмотрения. Кто за это           
предложение? Прошу проголосовать.                                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              359 чел.             79,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    359 чел.                                          
Не голосовало                  91 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается, закон снят с дальнейшего рассмотрения.                             
                                                                                

Заседание № 285

28.09.1999
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5187 по 5208 из 6156
Уважаемые депутаты, давайте мы сейчас постановление примем по пункту 3, оно     
касается согласительной комиссии, мы его проскочили. Есть ли у вас замечания    
по проекту постановления "О создании специальной комиссии в связи с             
отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "Об            
управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом"? Есть   
замечания по проекту постановления? Ставлю на голосование: создать              
специальную комиссию. Прошу депутатов прийти в зал и активно голосовать.        
Часть депутатов вышла.                                                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              273 чел.             60,7%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    274 чел.                                          
Не голосовало                 176 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Комиссия создается.                                                             

Заседание № 265

02.06.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1072 по 1117 из 6331
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, пункт 3: о проекте федерального закона   
"Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом".    
                                                                                
Леонид Михайлович Канаев. Пожалуйста.                                           
                                                                                
КАНАЕВ Л.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы!..              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, присаживайтесь, пожалуйста.           
Докладчик уже начал выступать.                                                  
                                                                                
КАНАЕВ Л.М. 3 февраля этого года мы с вами приняли во втором чтении             
законопроект "Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся    
за рубежом". За этот промежуток времени была проведена лингвистическая          
экспертиза, были внесены соответствующие технические правки, редакционные       
правки. И в соответствии со статьей 124 Регламента Государственной Думы         
Комитет по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности выносит     
этот законопроект сегодня на третье чтение. За этот период не поступало         
предложений и замечаний от субъектов права законодательной инициативы. Просим   
принять этот законопроект в третьем чтении.                                     
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Б.Ю.Кузнецов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Доклад окончен. Есть ли какие-либо вопросы, замечания,    
предложения? Могу я поставить на голосование?                                   
                                                                                
Ставится на голосование. Кто за то, чтобы проект федерального закона "Об        
управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом"         
принять в третьем чтении? Прошу проголосовать. Идет голосование по пункту 3     
повестки дня.                                                                   
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Депутат Сапожников - за.             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 41 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              319 чел.             70,9%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    324 чел.                                          
Не голосовало                 126 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в третьем чтении.                                           

Заседание № 235

03.02.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1683 по 1689 из 5039
Пункт 9 (обратите внимание, со звездочкой, то есть из числа приоритетных): о    
проекте федерального закона "Об управлении собственностью Российской            
Федерации, находящейся за рубежом". Второе чтение. Я приглашаю на трибуну       
докладчика - члена Комитета по собственности, приватизации и хозяйственной      
деятельности Леонида Михайловича Канаева.                                       
                                                                                
Где у нас Леонид Михайлович? Он же только что здесь был.                        
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1715 по 1885 из 5039
Подошел Леонид Михайлович Канаев, я его приглашаю на трибуну. Мы вас потеряли   
немножко. Депутаты говорят - только что здесь был.                              
                                                                                
Пожалуйста, докладывайте. Пункт 9 повестки дня, второе чтение.                  
                                                                                
КАНАЕВ Л.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение       
сегодня представляется законопроект "Об управлении собственностью Российской    
Федерации, находящейся за рубежом", который уже рассматривался на пленарном     
заседании 22 января, но затем по решению комитета и с согласия авторов был      
снят с рассмотрения с переносом на сегодняшний день. Основная причина снятия    
законопроекта с рассмотрения на том пленарном заседании заключалась в том,      
что не были до конца учтены замечания Президента Российской Федерации и         
запоздали с распространением нескольких поправок, раздали уже в зале            
заседания. Мы учли за эти дни те замечания, которые были в заключении           
Президента, и включили в таблицы поправок те поправки, которые были             
распространены в зале.                                                          
                                                                                
Разрешите мне не возвращаться к докладу по статьям законопроекта, а             
остановиться только на замечаниях к законопроекту, на таблицах поправок,        
которые поступили после вынесения закона на второе чтение, и объяснить, в чем   
основной смысл и соль этих поправок.                                            
                                                                                
Наиболее существенные поправки буквально по всему тексту законопроекта внесли   
Правительство Российской Федерации и депутаты Государственной Думы. Они были    
связаны с применением понятий и терминологии публичного права, с                
корректировкой этих понятий. В основном это были замечания по функциям, по      
полномочиям федерального органа по управлению государственным имуществом        
Российской Федерации, по вопросам иммунитета собственности за рубежом, по       
возложению расходов на содержание собственности за рубежом и по ряду других     
вопросов: регистрация, проведение сделок, порядок принятия Правительством       
Российской Федерации решений по проведению этих сделок.                         
                                                                                
Несколько поправок поступило от субъектов Российской Федерации (от              
большинства субъектов Федерации поправок не было, они предлагали поддержать     
закон в том виде, в котором он был им направлен). Надо сказать, что эти         
поправки в основном поглощались поправками Президента. Хотя многие из них       
были учтены, они придали закону более стройный вид, скорректировали ряд         
формулировок в тексте законопроекта.                                            
                                                                                
Количество отклоненных поправок невелико. Основной причиной, по которой эти     
поправки отклонены, было то, что с принятием отдельной поправки, каждой         
отдельной поправки, в совокупности нарушалась конструкция законопроекта и       
текстовая часть законопроекта. В последнее время поступил ряд лингвистических   
замечаний от Правового управления Аппарата Государственной Думы. Они,           
безусловно, не пропадут и будут учтены к третьему чтению законопроекта.         
                                                                                
Разрешите мне на этом закончить и попросить от имени комитета и авторов         
поддержать законопроект и проголосовать таблицы поправок. Спасибо.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы закончили, да, Леонид Михайлович? Хорошо.              
                                                                                
Уважаемые коллеги, возьмите, пожалуйста, законопроект под номером 9. Обратите   
внимание: здесь приложены таблицы поправок. В соответствии с нашим              
Регламентом я хотел бы спросить фракции и депутатские группы, депутатов         
Государственной Думы: есть ли какие-то замечания по поправкам? Нет замечаний.   
                                                                                
Виктор Григорьевич Вишняков, пожалуйста, ваш вопрос.                            
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Леонид Михайлович, я на прошедшем обсуждении этого                
законопроекта во втором чтении принципиально возражал против той поправки,      
которая была внесена Государственным Советом Республики Татарстан, - о том,     
что управление собственностью Российской Федерации должно быть передано         
органам исполнительной власти. Вот эта поправка учтена или она осталась? У      
меня, к сожалению, нет переработанного варианта.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поясните, Леонид Михайлович, о чем идет речь.             
                                                                                
КАНАЕВ Л.М. Виктор Григорьевич, мы переработали эту статью. Мы поняли главный   
смысл того, что вы предлагали на прошлом пленарном заседании, и изменили,       
скажем так, саму схему построения этой статьи.                                  
                                                                                
Если говорить о том, как же управлять собственностью Российской Федерации за    
рубежом, она управляется сегодня следующим образом. Федеральный                 
исполнительный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации на     
управление (подчеркиваю: на управление) собственностью Российской Федерации     
за рубежом, работает согласно положению, установленному в этом органе.          
Ведущие ведомственные органы, МИД и так далее, которым передана в управление    
или хозяйственное ведение собственность Российской Федерации за рубежом,        
занимаются этим управлением сами.                                               
                                                                                
Естественно, что по той собственности, которая находится в коммерческом         
обороте, принимается решение Правительством Российской Федерации, тем более в   
связи с отчуждением этой собственности, и только Правительством Российской      
Федерации по представлению федерального органа по управлению имуществом или     
ведомства, управляющего этой собственностью за рубежом. Вот такая схема         
сегодня выстроена в этой статье законопроекта. Она просматривается как          
логическая.                                                                     
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нам нужно проголосовать таблицы.       
Если по таблицам вопросов нет, возьмите, пожалуйста, первую таблицу. Я ставлю   
на голосование: согласиться с предложением комитета в части принятия            
поправок.                                                                       
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Группа электронного голосования, что там случилось с лампочками? Как            
новогодняя елка.                                                                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              284 чел.             63,1%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    284 чел.                                          
Не голосовало                 166 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Возьмите, пожалуйста, вторую таблицу поправок. Ставлю на голосование:           
согласиться с предложением комитета в части...                                  
                                                                                
Виктор Григорьевич, у вас что? Пожалуйста, Вишняков.                            
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Леонид Михайлович, я не удовлетворен вашим ответом. В             
Конституции (статья 71) четко говорится, что в ведении Российской Федерации     
находятся федеральная государственная собственность и управление ею (в том      
числе и зарубежная). Вы же сейчас говорите о каких-то схемах, в соответствии    
с которыми Правительство кому-то поручает, в том числе и Госкомимуществу, и     
впускает "козла в огород". Все-таки вы четко ответьте: вот это положение        
Конституции соблюдается или нет?                                                
                                                                                
КАНАЕВ Л.М. Я тогда зачитаю вам статью 4, первый абзац: "Собственность          
Российской Федерации, находящаяся за рубежом, и управление ею находятся в       
ведении Российской Федерации.                                                   
                                                                                
От имени Российской Федерации правами пользования, владения и                   
распоряжения..." И дальше идет то, о чем я вам говорил. То есть, безусловно,    
собственником может быть только Российская Федерация, а от ее имени управляют   
конкретными объектами собственности соответствующие ведомства и федеральный     
орган по управлению государственной собственностью.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, на все вопросы ответы получены.        
Ставлю на голосование: согласиться с предложением комитета в части отклонения   
поправок.                                                                       
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              296 чел.             65,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    296 чел.                                          
Не голосовало                 154 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Предложение принимается.                                                        
                                                                                
Ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении.                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              317 чел.             70,4%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    317 чел.                                          
Не голосовало                 133 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принимается. Спасибо.                             

Заседание № 232

22.01.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2043 по 2247 из 6471
Переходим к блоку законов второго чтения. Я приглашаю на трибуну Леонида        
Михайловича Канаева по пункту 10 повестки дня: о проекте федерального закона    
"Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом".    
Второе чтение. Будьте внимательны, коллеги, закон приоритетный, со              
звездочкой, мы ему придаем большое значение.                                    
                                                                                
Пожалуйста, Леонид Михайлович.                                                  
                                                                                
КАНАЕВ Л.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты! Предлагая сегодня на      
ваше рассмотрение во втором чтении законопроект "Об управлении собственностью   
Российской Федерации, находящейся за рубежом", авторы законопроекта и           
комитет, безусловно, понимают, что он далек от совершенства. Одновременно мы    
понимаем, что есть и другие моменты сегодня. В частности, на принятый закон     
Виктора Ильича Зоркальцева о сделках за рубежом наложено вето Президента, и,    
естественно, закон не работает.                                                 
                                                                                
Второе. Данный законопроект, наверное, первый в серии законопроектов, которые   
будут защищать российскую собственность за рубежом. Поэтому, естественно,       
опыта по подготовке такого законопроекта пока не было. Если, конечно,           
возникнут какие-то изменения, я уверен, что и депутаты нынешней Думы, и         
следующий депутатский корпус, если закон будет принят, найдут возможность       
поправить этот закон, внести в него необходимые изменения.                      
                                                                                
И наконец, третье. В условиях сегодняшней угрозы дефолта, угрозы ареста         
имущества Российской Федерации за рубежом мы просто не имеем права не сделать   
хотя бы первых шагов по его защите. Недавно Евгений Максимович напрямую         
сказал об этом, и я думаю, что нам стоит прислушаться к мнению премьера.        
                                                                                
Позиция Правительства по этому законопроекту тоже очень четко в последние дни   
обозначилась. Все поправки Правительства, которые пришли ко второму чтению      
законопроекта, носят характер ужесточения этого закона в части контроля, в      
части эффективного использования, в части поиска объектов зарубежной            
собственности. И практически все поправки Правительства комитетом и рабочей     
группой были приняты.                                                           
                                                                                
Мы просим депутатов при обсуждении законопроекта и голосовании учесть эти       
моменты, которые есть на сегодняшний день.                                      
                                                                                
Напомню, что законопроект принят в первом чтении 16 октября 1998 года, и        
согласно постановлению Государственной Думы поправки вносились до 1 декабря в   
Комитет по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности. Всего в    
комитет поступило 45 поправок от Правительства, из них принято 44; от           
депутатов Государственной Думы - 7, принято 7; от субъектов Российской          
Федерации - 19, принято 10. Без предложений и замечаний законопроект            
поддержан Верховным Судом Российской Федерации, рядом членов Совета             
Федерации, органами власти 17 субъектов Федерации.                              
                                                                                
В настоящей редакции законопроект учитывает мнение Президента Российской        
Федерации, Высшего Арбитражного Суда, правовых управлений аппаратов             
Государственной Думы и Совета Федерации, заключения                             
экспертно-консультационного совета по проблемам гражданского законодательства   
при Председателе Государственной Думы.                                          
                                                                                
Поправки сведены в таблицы 1 и 2, которые у депутатов находятся на руках.       
Ранее депутатам была, правда, роздана еще таблица 3, в которой была всего       
одна поправка Правительства, по которой не было найдено решения до вчерашнего   
дня. Вчера решение такое найдено, и сегодня измененная редакция статьи 3        
находится на руках у депутатов.                                                 
                                                                                
В чем принципиально отличается законопроект первого чтения от вносимого         
сегодня во втором чтении? Концептуальных изменений по закону ни авторами, ни    
комитетом, ни субъектами права законодательной инициативы не вносилось. Из      
наиболее существенных изменений, которые претерпел закон, отмечу следующие.     
Принята поправка депутата Коткова Анатолия Степановича, члена Комитета по       
вопросам местного самоуправления, в соответствии с которой право владеть,       
пользоваться и распоряжаться имуществом за рубежом предоставляется кроме        
субъектов Российской Федерации еще и органам местного самоуправления.           
Естественно, имуществом, приобретенным законным способом, естественно, на       
основаниях и в рамках компетенции этих органов.                                 
                                                                                
Второе. Бремя расходов на страхование зарубежной собственности по принятой      
поправке Правительства перенесено с федерального бюджета на расходы субъектов   
правохозяйственного ведения, оперативного управления и аренды, которым и        
доверено распоряжение этими конкретными объектами.                              
                                                                                
Введена регистрация федеральной собственности за рубежом по следующей схеме     
(это тоже была поправка Правительства). Смысл регистрации в законопроекте       
такой: первое - это регистрация на основании действующего законодательства о    
регистрации недвижимости и сделок с ней, и второе - это ведение единого         
Государственного реестра собственности Российской Федерации, находящейся за     
рубежом, органом, уполномоченным Правительством на управление зарубежной        
собственностью, в котором будет и закрытая часть реестра, в котором будет и     
другое имущество, и другие права собственности Российской Федерации, которые    
не могут быть в государственном реестре по недвижимости.                        
                                                                                
Ряд статей получил другую редакцию по заключению Правового управления, в        
частности статья 14, из которой изъято положение о возложении расходов по       
страхованию имущества на доверительных управляющих, ибо эти доверительные       
управляющие и так несут такое бремя расходов по Гражданскому кодексу. Из        
статьи 9 законопроекта изъят термин "организация" как лишний, ибо право         
оперативного управления имуществом может принадлежать только казенному          
предприятию или учреждению. Дано другое определение термина "за рубежом" -      
"находящийся за пределами территории Российской Федерации".                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, безусловно, при подготовке законопроекта к третьему         
чтению будут учтены все предложенные изменения по терминологии, есть такие      
предложения. Будет проведена более подробная лингвистическая доработка,         
однако концептуальных изменений в закон вроде бы не ожидается.                  
                                                                                
Комитет просит проголосовать за закон во втором чтении.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Михайлович, пока приостановитесь. Давайте мы       
сейчас предложим залу, представителям Президента и Правительства высказать      
предложения по таблицам поправок.                                               
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков.                                      
                                                                                
У него согласованные с Правительством предложения.                              
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты              
Государственной Думы! Я хотел сказать не совсем насчет согласованных            
предложений. Я просил бы отложить рассмотрение этого закона до следующего       
заседания по следующим основаниям.                                              
                                                                                
Во-первых, в таблицах поправок не учтена ни одна поправка Президента,           
несмотря на то что Президент дал постатейные замечания, и это привело к тому,   
что в тексте оказались просто, ну, извините меня, нелепости. На что, кстати,    
в президентском заключении указывается. Статья 13 содержит следующую фразу:     
"Объекты собственности Российской Федерации, находящиеся за рубежом и не        
участвующие в коммерческом обороте (посольства, консульства...)". Уважаемые     
депутаты, посольства, консульства (и в статье 22 говорится о торговых           
представительствах и представительствах при международных организациях)         
являются органами, государственными организациями, а не имущественными          
комплексами, и они не могут быть объектами собственности. Ну хотя бы эту        
нелепость надо устранить? Это уже не редакционное замечание.                    
                                                                                
И наконец, по таблице поправок. Поправка 45 на странице 72 внесена              
несоответствующим субъектом права законодательной инициативы - одной из палат   
Законодательного Собрания Республики Карелия. Хотя бы для устранения этого      
недостатка закон следует отложить. Но раз он будет отложен по формальным        
признакам... Я еще раз прошу комитет внимательно посмотреть замечания           
Президента и устранить хотя бы те нелепости, о которых я сказал.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Михайлович, каково ваше мнение? Действительно,     
надо писать не "консульства, посольства", а "здания консульств, посольств".     
                                                                                
КАНАЕВ Л.М. Естественно. Пропущены слова "имущественного комплекса". Два        
слова.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, может быть, сейчас все-таки нам до среды отложить    
и подчистить текст закона? К тому же у вас к таблице еще россыпь отдельно       
розданных поправок. Может быть, вы успеете свести в одну таблицу эти            
поправки? Каково ваше мнение, Леонид Михайлович? Или вы настаиваете на том,     
чтобы сегодня мы пошли по этому...                                              
                                                                                
КАНАЕВ Л.М. Я беспокоюсь об одном: пойдут бюджетные...                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, в среду у нас еще не будет бюджета.                  
                                                                                
Павел Григорьевич Бунич, вы согласны с тем, чтобы еще раз подчистить закон,     
таблицы? Действительно, есть претензии. Пожалуйста.                             
                                                                                
БУНИЧ П.Г., председатель Комитета Государственной Думы по собственности,        
приватизации и хозяйственной деятельности, фракция "Наш дом - Россия".          
                                                                                
Мне кажется, что можно отложить до среды, но не дольше.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но не дольше.                                             
                                                                                
БУНИЧ П.Г. Да, и времени для таких небольших поправок вполне будет              
достаточно.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, с учетом того что сам Комитет по       
собственности, приватизации и хозяйственной деятельности готов поработать до    
среды вместе с представителями Президента и Правительства и еще почистить       
текст, может быть, мы согласимся и поддержим? И давайте сразу договоримся,      
что в среду мы его рассмотрим в числе первоочередных законов. Нет возражений?   
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Леонид Михайлович, присаживайтесь.                                              
                                                                                
Предложение. Виктор Григорьевич Вишняков, пожалуйста.                           
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Да, я в данном случае согласен с представителем Президента. Но    
речь идет, может быть, не только о тех отдельных оговорках. Вот посмотрите по   
существу поправок. В процессе внесения этих поправок теми, кто пытался          
доработать этот закон, была занята позиция: принять к рассмотрению все, или     
рекомендовать к принятию все. И в результате что получилось? Вот Татарстан,     
Государственный Совет Республики Татарстан, вносит принципиальнейшую            
поправку, меняющую концепцию закона, в которой говорится, что управление        
собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом, -                  
властно-распорядительная деятельность федеральных органов исполнительной        
власти. Не Российской Федерации, а органов исполнительной власти! Вокруг        
этого были жаркие споры в процессе первого чтения. Внесена эта поправка в       
статью 3 (последний абзац). И что же получилось?..                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Григорьевич, я прошу прощения, может быть, мы      
сейчас не будем так детально обсуждать?                                         
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Хорошо, но я закончу.                                             
                                                                                
Внесена поправка, но не изменены другие статьи, получилась, в общем-то,         
ерунда. В одной статье говорится об управлении собственностью органов           
исполнительной власти, в других статьях говорится о собственности Российской    
Федерации. И не только по этому понятию, там и по другим понятиям есть          
расхождения. Поэтому надо отложить, подработать еще. Я думаю, что неделя не     
помешает.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тогда большая просьба, Павел Григорьевич, Александр Алексеевич, Леонид          
Михайлович, действительно учесть все прозвучавшие замечания и сделать к среде   
уже согласованный текст.                                                        

Заседание № 209

16.10.1998
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2077 по 2468 из 6323
Пункт 9 повестки дня: "Об управлении собственностью Российской Федерации,       
находящейся за рубежом". Докладчик - Леонид Михайлович Канаев.                  
                                                                                
Коллеги, пожалуйста, присядьте.                                                 
                                                                                
КАНАЕВ Л.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение         
предлагается законопроект "Об управлении собственностью Российской Федерации,   
находящейся за рубежом". Нужно сказать, у этого законопроекта непростая         
оказалась судьба. Первый законопроект подобного характера вносил депутат        
Государственной Думы Лисичкин Владимир Александрович еще в 1994 году. Затем     
вносился ряд вариантов альтернативных законопроектов. В 1997 году вносился      
отдельный законопроект депутатом Зубакиным (ныне член Совета Федерации). В      
1997 же году группа авторов консолидировала все законопроекты, и сегодня вам    
предлагается вариант консолидированного законопроекта, к которому               
альтернативных вариантов больше нет.                                            
                                                                                
Далее. Была задержка из-за Правительства, чисто по формальным признакам не      
дававшего Думе заключения на данный законопроект, несмотря на неоднократные     
попытки получить заключение (несколько раз туда направляли законопроект).       
Сегодня эта проблема снята.                                                     
                                                                                
Нужно сказать, что Правительство в своем заключении согласилось в принципе с    
разработанным авторами финансово-экономическим обоснованием, по которому        
практически не потребуется на реализацию этого законопроекта бюджетных          
средств.                                                                        
                                                                                
Те замечания, которые были даны Правовым управлением Аппарата Государственной   
Думы, Правительством, банками и так далее, авторы постарались учесть. Ряд из    
них пойдет для доработки законопроекта ко второму чтению в случае принятия      
его в первом. Концептуальных возражений по законопроекту ни в одном из          
отзывов и заключений нет.                                                       
                                                                                
Авторы выражают свою признательность той большой рабочей группе, которая        
работала с этим законопроектом, за те поправки, которые сделаны были от         
комитетов по международным делам, по проблемам Севера, от Министерства          
иностранных дел, Федеральной службы безопасности, большому творческому          
коллективу Университета дружбы народов, который очень плотно работал с          
авторами.                                                                       
                                                                                
Необходимость принятия настоящего законопроекта в первую очередь определяется   
тем, что по статье 127 Гражданского кодекса особенности приобретения и          
прекращения права собственности Российской Федерации на имущество, а также      
иные отношения, регулируемые гражданским законодательством, с участием          
иностранных юридических, физических лиц и государств определяются только        
законом.                                                                        
                                                                                
Как известно, такого закона в правовой системе Российской Федерации на          
сегодня нет, а закон о собственности РСФСР закончил свое существование в 1996   
году. По целому ряду факторов нельзя признать достаточными и выпущенные в       
последнее время правительственные постановления и распоряжения по этому         
вопросу, а также те соглашения, которые были заключены, но не ратифицированы    
парламентами по разделу и распределению собственности бывшего СССР.             
                                                                                
К основным целям законопроекта относятся: установление действенных механизмов   
управления государственной собственностью, находящейся за пределами             
территории Российской Федерации; создание правовой базы для защиты              
имущественных интересов Российской Федерации за рубежом; обеспечение            
сохранности объектов собственности за рубежом и повышение эффективности их      
использования; увеличение поступлений в бюджет средств за счет эффективного     
использования собственности Российской Федерации.                               
                                                                                
Законопроект предусматривает ряд определяющих положений в части основ для       
осуществления процедур поиска, защиты, оформления, регистрации объектов         
собственности за рубежом, видов сделок, проведение которых с этой               
собственностью допускается. Устанавливает особенности управления в              
зависимости от видов собственности, ее функционального назначения. Вводит       
обязательное страхование объектов собственности и гражданской ответственности   
управляющих этой собственностью. В законопроекте впервые делается попытка       
раскрыть договорный процесс по возврату утерянной или неправомерно              
удерживаемой собственности Российской Федерации как у иностранных, так и у      
российских юридических лиц - собственности, находящейся за рубежом, - путем     
введения декларирования о нахождении этих объектов с признаками                 
принадлежности Российской Федерации у данных физических или юридических лиц.    
                                                                                
Необходимо сказать, что принятие данного закона напрямую предусмотрено          
статьей 1 Федерального закона "О временном приостановлении сделок с             
государственной собственностью, находящейся за пределами территории             
Российской Федерации", принятого Государственной Думой 17 июля 1998 года и      
одобренного Советом Федерации 4 сентября 1998 года.                             
                                                                                
Я должен сказать, что под воздействием вышеназванного закона, а также в ходе    
разработки данного законопроекта Правительством Российской Федерации был        
сделан ряд шагов, которые, на наш взгляд, авторов законопроекта, позволили      
несколько изменить картину по эффективному использованию собственности          
Российской Федерации за рубежом и ее учета, особенно после того, как Счетная    
палата по поручению Думы от 12 марта 1997 года провела объемную проверку по     
использованию средств, направляемых из федерального бюджета на международную    
деятельность. Кстати, депутаты знакомы с этим отчетом Счетной палаты.           
                                                                                
Нужно сказать, что впервые Министерство государственного имущества составило    
и представило Государственной Думе реестр недвижимого имущества Российской      
Федерации, находящегося за рубежом, в том числе имущества, переданного в        
оперативное управление Управлению делами Президента Российской Федерации. Для   
сведения депутатов напомню, что это 2559 объектов, расположенных на             
территории 122 государств, находящихся в управлении и хозяйственном ведении     
14 министерств и ведомств и оцененных на сегодня в 2,5 миллиарда долларов.      
Конечно, это не та цена, конечно, это далеко не весь перечень объектов. Но      
работа началась, и мы надеемся, что с принятием закона она получит контроль и   
со стороны Государственной Думы.                                                
                                                                                
Необходимо отметить как заинтересованный и государственный шаг нового           
Правительства Российской Федерации, которое уже 3 октября приняло               
постановление № 1154 о межведомственной комиссии по обеспечению эффективного    
использования собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, и     
защите имущественных интересов Российской Федерации. Утвержденное положение о   
межведомственной комиссии этим постановлением Правительства уже во многом       
отталкивается от тех норм законопроекта, которые предлагаются вашему            
рассмотрению, и, кроме того, для эффективной работы самой комиссии требуется    
законодательная опора, то есть принятие настоящего закона. Мы надеемся, что     
принятие закона не только сохранит нашу зарубежную собственность как            
национальное достояние России, но и позволит легче выходить из кризисного       
состояния всей экономике за счет эффективного использования этого               
многомиллиардного источника нашей собственности, находящейся за рубежом.        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо докладчику.                                       
                                                                                
Какие есть вопросы?                                                             
                                                                                
Пожалуйста, депутат Старовойтова Галина Васильевна.                             
                                                                                
СТАРОВОЙТОВА Г.В., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском     
объединении.                                                                    
                                                                                
Хотелось бы узнать, как в законопроекте планируется отразить специфику          
управления собственностью в посткоммунистических странах, где приняты законы    
о реституции? Так, например, насколько мне известно, огромный посольский        
комплекс в Чехии, другая недвижимость там, резиденция посла в Болгарии и        
другие объекты у нас никак документально, юридически не закреплены в качестве   
собственности Российской Федерации и в ближайшее время в соответствии с         
новыми законами этих стран могут быть подвергнуты изъятию.                      
                                                                                
Не считаете ли вы нужным до прохождения этого закона, который вы сейчас         
выносите, принять отдельное постановление, адресоваться к Министерству          
иностранных дел с просьбой к послам стран, где есть спорное имущество и         
приняты законы о реституции, срочно дать отчет о том, какую они ведут           
деятельность для закрепления этой собственности за Российской Федерацией?       
                                                                                
Пока мы примем закон, эта собственность может уйти. Например, в Болгарии в      
силу закона о реституции... (Микрофон отключен.)                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, отвечайте на вопрос.                 
                                                                                
КАНАЕВ Л.М. Вопрос понятен, спасибо.                                            
                                                                                
Я бы не стал торопиться с таким шагом. Почему? Во-первых, в 1993 году           
Президент Российской Федерации подписал указ, который обозначил                 
принадлежность Российской Федерации этой собственности. Во-вторых, это          
переговорный процесс, и скажем, давать поручение по данному вопросу             
достаточно опасно. Кстати, я скажу, и другая есть собственность - в странах     
СНГ, в бывших республиках Советского Союза, в которых ведь тоже вопросы         
практически до конца не решены. По части из них надо подписать одни             
соглашения, по другой части - другие соглашения. Но на сегодня                  
ратифицированных соглашений нет и по СНГ. Вопрос очень сложный, вопрос именно   
договорного, переговорного процесса и будет зависеть от нашего Министерства     
иностранных дел и от нас, как депутатов.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, есть ли еще вопросы?                                 
                                                                                
Депутат Вишняков. Потом - депутат Турусин.                                      
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Здесь правильно депутаты говорят: очень важный закон,             
содержащий принципиальные положения о том, что то движимое и недвижимое         
имущество, принадлежащее России и находящееся сейчас за рубежом, в том числе    
и на территории бывших союзных республик, принадлежит Российской Федерации      
как правопреемнице СССР. Вот у меня к вам вопрос.                               
                                                                                
Те огромные средства из общесоюзного бюджета, которые были вложены в            
инфраструктуру Крыма (там же сотни миллиардов рублей были вложены в развитие    
санаториев, домов отдыха), в инфраструктуру Севастополя, который только лишь    
за счет союзного бюджета развивался и создавался, - вот как с ними сейчас       
решать вопрос, учитывая, что Украина, приняв декларацию о государственном       
суверенитете, нарушила этот принцип правопреемства, о котором мы сейчас         
говорим, не говоря уже о том, что сам Крым и сам Севастополь были переданы      
Украине с грубейшим нарушением Конституции Союза?                               
                                                                                
КАНАЕВ Л.М. Наверное, потому и есть необходимость в принятии такого закона и    
в дальнейшей работе по нему. Ну, на сегодня, скажем, Украина предъявила 50      
исков Российской Федерации именно по объектам зарубежной собственности, на      
которые она претендует. Кстати, Украина не подписала и последнее соглашение о   
так называемом нулевом варианте, то есть варианте, по которому всю              
собственность и ее содержание, бремя содержания этой собственности, Россия      
взяла на себя.                                                                  
                                                                                
Когда рассматривался расчет по долгам Советского Союза, тоже этот вопрос        
стоял. Все соглашения в конце концов пришли к нулевому варианту, по которому    
каждая из бывших республик Советского Союза должна была договариваться и        
договаривалась реально с Российской Федерацией по тем объектам, на которые      
претендует та или иная республика. На сегодня вопросы практически по всем       
республикам решены. Статус Российской Федерации подтвержден примерно на 90      
процентов собственности бывшего СССР за рубежом. Но отдельные вопросы есть, в   
том числе по Украине - 50 исков в международных организациях находится.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Турусин.                                          
                                                                                
ТУРУСИН А.А. Леонид Михайлович, у меня вопрос к последнему абзацу статьи 4.     
Как известно, наша страна - большой финансовый должник, и                       
государство-кредитор может арестовать нашу собственность, у него есть           
основание. Мы адекватно на каком основании можем арестовать собственность,      
находящуюся в России? Хотя это пожелание в законопроекте прописано,             
прокомментируйте его, пожалуйста.                                               
                                                                                
КАНАЕВ Л.М. Статья 4, конечно, должна была бы ввести нормы иммунитета на        
собственность, находящуюся за рубежом. Но для этого необходим отдельный         
закон, потому что гражданское законодательство предусматривает именно           
принятие отдельного закона об иммунитете. Этот закон не ставит такой цели.      
                                                                                
Адекватные меры, конечно же, - это не ответ на разбитое стекло, скажем, в       
нашем посольстве, безусловно. Но на территории Российской Федерации тоже        
существует целый ряд объектов как коммерческих, так и функциональных,           
дипломатических, которые тоже могут быть ограничены или в коммерческом          
обороте, или в деятельности адекватно тому, что происходит с российской         
собственностью.                                                                 
                                                                                
В части долгов России. Я не стал бы связывать... Вы обратили внимание, что,     
несмотря на все наши задолженности, зарубеж пока мягко относится к нашим        
долгам, и я надеюсь, что этот переговорный процесс уважаемым бывшим             
руководителем МИДа, а ныне премьером будет продолжен.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вера Семеновна Савчук.                                    
                                                                                
Наверное, последний вопрос, коллеги.                                            
                                                                                
САВЧУК В.С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Леонид Михайлович, у меня к вам вопрос. Вот мы часто (и уже об этом говорили)   
ратифицируем всевозможные договоры, в работе над которыми участвует наш         
международный комитет. А как вы, комитет по собственности, участвуете? Это      
во-первых. В частности, по этим вопросам. Вот вы говорите о СНГ, других         
вопросах. А участвуете ли вы в рассмотрении, когда готовится ратификация тех    
или иных договоров всевозможных, в том числе по вопросам и налогообложения, и   
собственности, и прочего, что касается вот этого и собственности в целом.       
                                                                                
КАНАЕВ Л.М. Как ни печально, Вера Семеновна, но я должен вам сказать, что в     
период моей, во всяком случае, деятельности в Государственной Думе наш          
комитет вопросами зарубежной собственности занимался только                     
информационно-накопительно. То есть мы, в общем-то, знаем объекты, в том        
числе в странах СНГ, которые имеют признаки принадлежности к Российской         
Федерации, но напрямую этим вопросом до этого законопроекта не занимались. И    
еще - буквально два слова.                                                      
                                                                                
Что касается закона "О приватизации государственного имущества...", то          
зарубежная собственность - вне предмета ведения этого закона, как и других      
законов, которые принимала Государственная Дума за весь период и первого, и     
этого созывов. Такого законопроекта не было по зарубежной собственности.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Законопроект первого чтения. Есть ли желающие выступить?                        
                                                                                
Депутат Вишняков, пожалуйста.                                                   
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Я считаю, что это важнейший закон, и то, что мы его принимаем с   
запозданием, конечно, наша ошибка. Хотя разговор об этом законе шел еще в       
период работы Государственной Думы первого созыва. Я буквально пробегусь по     
некоторым статьям и сконцентрирую внимание на наиболее, на мой взгляд,          
принципиальных вопросах.                                                        
                                                                                
Вот статья 5. Надо уточнить, что такое "за рубежом"? Очевидно, что в это        
понятие нужно включить все так называемое постсоветское пространство, я имею    
в виду территории бывших союзных республик.                                     
                                                                                
Второе. По поводу правопреемства Российской Федерации. Да, действительно,       
Россия является правопреемницей бывшего Союза Советских Социалистических        
Республик, и тогда возникает проблема принадлежности того огромного             
общенародного достояния, которое осталось на территории этих республик. Вот     
ту позицию, с какой сейчас выступил докладчик, что, дескать, мы здесь не        
будем бороться за эту собственность, что, наоборот, Украина нам уже 50 исков    
предъявила, и что она, оказывается, ходит в обиженных и мы должны ей, - надо    
сейчас принципиально отвергнуть. Если надо, давайте подсчитаем. Если            
"Байконур", находящийся на территории Казахстана, стоил нам, миллиардные        
суммы, а Казахстан сейчас встречными исками говорит нам о том, что,             
оказывается, мы должны Казахстану, и каждый год мы за аренду Байконура платим   
115 миллионов долларов, то, извините, это уже вина наших властей, которые       
идут на компромиссы, без опоры на хорошую правовую основу делают уступки, на    
признание того, что эта бывшая общенародная собственность (если бы это была     
их собственность, они бы боролись) является якобы безличной, бесхозной и        
пусть она передается безвозмездно тем властям, которые на территории бывших     
республик посягнули на эту собственность.                                       
                                                                                
Третий момент. Субъектом собственности Российской Федерации является            
Российская Федерация в целом. Это статья 71 Конституции. В ведении Российской   
Федерации, говорится в ней, находятся федеральная государственная               
собственность и управление ею. Так почему же здесь перечисляются                
Правительство, федеральные органы исполнительной власти? Зачем же мы их туда    
внедряем, эти исполнительные органы, в чрезвычайно сложную сферу? Там           
государство является собственником, и как правопреемник, оно выступает во       
взаимоотношениях с другими государствами! И мы с вами, прежде всего, им         
являемся, когда принимаем те законы, которые должны позитивно, с                
государственных позиций решать все проблемы собственности за рубежом.           
                                                                                
И кстати, тут же говорится о том, что субъектами зарубежной собственности       
(правомерными собственниками) являются государства, иностранные и российские    
юридические и физические лица. Как можно иметь дело с другими государствами     
нашему Правительству, которое управляет только федеральной собственностью       
внутри страны (управление федеральной собственностью в пределах России)?        
                                                                                
Четвертый момент. По поводу тех объектов собственности, которые были            
незаконно, я считаю, в процессе принятия всеми союзными республиками            
деклараций о государственных суверенитетах насильственным образом (вот здесь    
этот термин, пожалуй, применим), с грубейшим нарушением законов СССР,           
Конституции Союза ССР превращены в собственность союзных республик.             
                                                                                
Возьмите Прибалтику. Огромнейшие средства вложил весь народ Союза в развитие    
социальной и производственной инфраструктуры, в частности, колоссальные         
средства вложены в морские порты, в развитие систем коммуникации и так далее.   
И все это стало собственностью, в один день, всех прибалтийских республик. И    
спокойно Россия восприняла это! Хотя, еще раз повторяю, эта собственность       
принадлежит Российской Федерации как правопреемницы Союза ССР. Она              
принадлежала бывшему Союзу, и здесь нам нужно сейчас создавать хорошую          
юридическую основу для того, чтобы поспорить по поводу того, кому принадлежит   
эта собственность сейчас.                                                       
                                                                                
И наконец, момент, связанный с другими видами имущества за рубежом. Тут         
сложнейшие, я бы сказал, проблемы есть по поводу, скажем, интеллектуальной      
собственности, являющейся федеральной собственностью Российской Федерации. Мы   
теряем здесь миллиарды (я имею в виду: в новых ценах), буквально миллиарды      
рублей. Бывшие союзные агентства и другие органы, в частности, агентство        
авторских прав и ряд других, зорко следили за тем, чтобы интеллектуальная       
собственность, - результат творчества наших литераторов, композиторов, ученых   
и так далее, - не разворовывалась за рубежом. Точнее, чтобы она                 
использовалась как товар и реализовывалась в порядке купли и продажи. Сейчас    
все это забыто, все подвергнуто забвению, и в результате колоссальные деньги    
мы теряем оттого, что не можем зафиксировать свою интеллектуальную              
собственность, используемую за рубежом.                                         
                                                                                
Другая проблема - неправомерное отчуждение иностранными государствами таких     
форм собственности, как собственность религиозных организаций. Здесь            
сложнейшие проблемы возникают, и я думаю, что мы должны наряду с принятием      
этого закона (а может быть, в самом законе) обеспечить                          
организационно-правовое решение всех этих вопросов, которые связаны с           
реализацией закона, то есть рекомендовать создать соответствующие органы или,   
если они существуют, укрепить их хорошими кадрами, юристами, не пожалеть на     
это денег. И тогда действительно мы встанем на защиту разграбленной,            
растасканной собственности бывшего Союза Советских Социалистических             
Республик.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Старовойтова Галина Васильевна, пожалуйста.               
                                                                                
СТАРОВОЙТОВА Г.В. Спасибо. Уважаемые коллеги, я согласна с предыдущим           
выступающим: мы действительно опаздываем с принятием этого закона. Между        
прочим, я поднимала вопрос о необходимости полной и точной инвентаризации       
нашей собственности за рубежом и юридического регулирования ее использования    
еще в декабре 1991 года перед Верховным Советом РСФСР и перед тогдашним МИДом   
и не нашла тогда своевременной поддержки, к сожалению. Хотя не могу             
согласиться с рядом прозвучавших здесь тезисов.                                 
                                                                                
Во-первых, что такое зарубежная собственность? Это, по-моему, ясно: то, что     
находится за рубежом, то есть за пределами границы Российской Федерации.        
Посмотрите на нашу карту: все, что находится за нашей границей, - это           
зарубежная собственность.                                                       
                                                                                
Я ставлю под сомнение опись и инвентаризацию, которая сделана Администрацией    
Президента и другими структурами. Думаю, что она неполная. Бывая за границей,   
я вижу, что есть и неописанная собственность. Вы, правда, меня никогда не       
брали в зарубежные парламентские делегации за десять лет моего депутатского     
стажа, но, слава Богу, есть добрые люди, которые приглашают, в том числе наши   
посольские структуры. И я вижу, что их собственность бывает не должным          
образом оформлена, что действительно грозит довольно серьезными                 
последствиями. И совсем не теми последствиями, о которых говорил уважаемый      
докладчик, Леонид Михайлович Канаев. Проблемы не решатся переговорным           
процессом, особенно если говорить о тех странах, где приняты законы о           
реституции. Я призываю вернуться к этой части закона либо принять отдельное     
постановление. Это будет быстрее, чем мы примем закон в трех чтениях. Либо      
надо очень быстро внести соответствующие поправки.                              
                                                                                
Потому что, например, в Болгарии закон о реституции, то есть о возвращении      
собственности, изъятой когда-то коммунистическим режимом у бывших владельцев,   
таких, как Карел Шварценберг, советник Президента Гавела в Чехии, болгарские    
бывшие аристократы... Вот в Болгарии этот закон вступает в силу 23 ноября, и    
23 ноября нашего посла в Болгарии могут попросить из его резиденции. И никто    
ничего не делает, просто надеясь на дружеские отношения с этой страной и, как   
сказал господин Канаев, на то, что будет переговорный процесс и что там         
уважают нашего бывшего министра иностранных дел Примакова. Я думаю, что это     
несколько наивная недооценка возможных действий правительств зарубежных         
стран. Надеяться только на доброе к нам отношение здесь нельзя, надо срочно     
предпринимать юридические меры. Потому что, если произойдет изъятие этой        
собственности (а именно так и будет), вы еще вспомните мои слова. Потом         
только судебным, длительным международным судебным процессом можно будет        
ставить вопрос о ее возвращении. И мы опаздываем уже в этом смысле.             
                                                                                
Поэтому я предлагаю выделить вот эту собственность, повторяю, недостаточно      
описанную и инвентаризованную у нас, в совершенно отдельную графу, и комитету   
по собственности и приватизации совместно с МИДом подойти к этому вопросу в     
срочном и отдельном порядке, выделив, возможно, этот предмет рассмотрения из    
текста закона. Он потребует еще длительной, возможно, работы.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, мы продолжим обсуждение после         
перерыва. Сейчас ровно 12 часов, объявляется перерыв до 12.30. В 12.30          
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2709 по 2821 из 6323
Пожалуйста, продолжим обсуждение проекта закона, который доложил Леонид         
Михайлович Канаев. Пункт 9. Мы вопросы задали, да?                              
                                                                                
Депутат Гитин. У вас вопрос или выступление? Выступление. По чьей карточке?     
Ну вот же загорелась ваша лампочка. Будьте добры, на свое место сядьте.         
Карточки перепутали.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГИТИН В.В., фракция "ЯБЛОКО".                                                   
                                                                                
Обсуждение сегодняшнего вопроса, поставленного в повестку дня, приобретает      
особую актуальность в связи с принятым 3 сентября этого года постановлением     
Правительства.                                                                  
                                                                                
Будучи исполняющим обязанности Председателя Правительства, Виктор Степанович    
Черномырдин подписал план мероприятий по повышению эффективности                
использования российской зарубежной собственности. Если первый, второй и        
третий пункты этого плана мероприятий, в общем-то, не вызывают сомнений - они   
ложатся в контекст тех мнений о необходимости инвентаризации, проведения        
проверок и аудитов по загрансобственности, которые неоднократно высказывались   
в Государственной Думе, то пункт 4 вызывает не только недоумение, но и          
серьезные возражения.                                                           
                                                                                
Суть заключается в том, что в соответствии с этим пунктом в четвертом           
квартале сего года предполагается создать акционерные общества открытого типа   
с целью коммерческого использования вносимого в их уставный капитал             
государственного имущества Российской Федерации, находящегося за границей.      
Вдумайтесь в эту формулировку! По своей сути это означает, что без              
какого-либо гласного и открытого обсуждения открыта возможность                 
бесконтрольной "прихватизации" всей имеющейся российской собственности за       
рубежом.                                                                        
                                                                                
Если по-русски сказать, это означает следующее. Некий иностранный гражданин     
сегодня вносит какие-то совершенно непонятные бумаги, допустим, на сумму 100    
миллионов долларов в это акционерное общество. Российская Федерация тоже, так   
сказать, вносит в это открытое акционерное общество виллу в Ницце стоимостью    
100 миллионов долларов. После коммерческого использования этой собственности    
в течение месяца общество банкротится, и Россия остается с акциями открытого    
акционерного общества, обанкротившегося. Ну а гражданин, который сумел          
провернуть эту операцию, остается с виллой в Ницце.                             
                                                                                
Это самый простой пример той схемы, которая заложена в данное постановление.    
По сути, эта ситуация еще более страшная, чем печально известные залоговые      
аукционы. Причем все это можно делать сегодня совершенно спокойно, без всякой   
законодательной основы, только на основании пункта постановления                
Правительства.                                                                  
                                                                                
В результате реализации подобного плана, я думаю, Россия реально может в        
течение четвертого квартала потерять оставшиеся десятки миллиардов долларов,    
доставшиеся ей от бывшего Советского Союза, потерять совершенно безвозвратно,   
на совершенно законных основаниях. При этом мы будем стоять в очереди за 2      
миллиардами долларов в Международном валютном фонде, когда десятки миллиардов   
долларов конкретной, обеспеченной собственности, под которую можно брать        
сегодня валютные средства для бюджета страны, уйдут очень быстро в              
определенные, так сказать, руки определенных людей. Причем интересна другая     
ситуация: кому же поручено решать все эти вопросы? Три структуры: Управление    
делами Президента, Мингосимущество и МИД. Все.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше желающих...                               
                                                                                
ГИТИН В.В. Одну секунду, я закончу. По законопроекту непосредственно.           
                                                                                
Так вот, несмотря на вот такую актуальность и начавшуюся "прихватизацию"        
государственной собственности, тем не менее, к величайшему сожалению,           
поддержать этот законопроект невозможно из-за того, что он сырой. В связи с     
этим хотелось бы, наверное, предложить следующий вариант. Может быть, нам       
сегодня имеет смысл принять пока решение только по одному пункту,               
предполагающему прекращение совершения любых операций по отчуждению             
собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом.                     
                                                                                
Разработку же концептуально более серьезного законопроекта, который, еще раз    
подчеркиваю, безусловно актуален сегодня, более чем актуален, необходимо        
осуществить с более существенными поправками и дополнениями, которые в          
принципе я готов изложить в письменном виде. Спасибо за внимание.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше желающих выступить нет. Представитель Президента   
хотел бы выступить? Правительства? Нет.                                         
                                                                                
Пожалуйста, ваше заключительное слово, Леонид Михайлович Канаев.                
                                                                                
КАНАЕВ Л.М. Я очень хорошо воспринял ваше выступление в том плане, что          
сегодня действительно нужно приостановить любые совершаемые сделки. И должен    
напомнить депутатам, что мы такой закон приняли в сентябре и его поддержал      
Совет Федерации. Он полностью приостанавливает все сделки с российской          
зарубежной собственностью. И здесь движение должно быть только одно: тот        
закон должен действовать сегодня, но на него наложено вето Президента, а нам    
быстрыми темпами работать по этому закону. Готов принять все ваши поправки, и   
наша рабочая группа тоже.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все у вас, Леонид Михайлович, да?                         
                                                                                
КАНАЕВ Л.М. Да, все.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование: принять         
проект закона в первом чтении. Пожалуйста, голосуйте.                           
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 51 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              323 чел.             71,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    323 чел.                                          
Не голосовало                 127 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
У депутата Гитина были предложения по поправкам, пожалуйста, направляйте их в   
комитет, срок определен.                                                        

Заседание № 130

31.10.1997
Вопрос:

О проекте федерального закона "О собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 461 по 466 из 6942
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Канаев, поскольку он боится, что до него          
очередь не дойдет, предложил исключить из повестки дня пункт 12 - проект        
закона "О собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом" - в       
связи с отсутствием заключения Правительства. Так? Но это мы решим при          
голосовании.