Заседание № 23
25.04.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 96700130-2 "Об управлении государственными внешними финансовыми активами, унаследованными Российской Федерацией" (принят в первом чтении 1 апреля 1998 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2720 по 2790 из 5366
Пункт 18. О проекте федерального закона "Об управлении государственными внешними финансовыми активами, унаследованными Российской Федерацией". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Самойлова Евгения Александровича. САМОЙЛОВ Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам представляет на ваше рассмотрение проект федерального закона "Об управлении государственными внешними финансовыми активами, унаследованными Российской Федерацией". Этот законопроект был принят в первом чтении 1 апреля 1998 года, и в настоящий момент комитет предлагает во втором чтении его отклонить. Законопроектом определяются основы управления государственными внешними финансовыми активами, приобретёнными в порядке правопреемства. Вопросы, рассматриваемые в указанном законопроекте, уже достаточно подробно и чётко регулируются нормами международного права и межгосударственными соглашениями, а также действующим бюджетным законодательством. В частности, в новой редакции Бюджетного кодекса (это 63-й федеральный закон), в статье 6, даны соответствующие определения этим понятиям и две главы - главы 14 и 15 - подробно регулируют вопросы исполнения денежных требований по обязательствам перед Российской Федерацией, предоставление бюджетных кредитов за счёт средств целевых иностранных кредитов, порядок обслуживания государственного долга, прекращение долговых обязательств и так далее. На законопроект имеется отрицательный отзыв правительства, даже два отрицательных отзыва, последний подтверждён в 2006 году, а также отрицательные заключения Банка России и Президента Российской Федерации. Более того, и самое главное, законопроект противоречит аж трём статьям Конституции Российской Федерации: статье 15, которая предоставляет приоритет нормам международного права и международным договорам перед внутренними российскими законами, а также статьям 112 и 114. Законопроект, несомненно, потерял свою актуальность, и комитет рекомендует его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я только вас поправлю, Евгений Александрович: мы рассматриваем законопроект, принятый в первом чтении и рекомендованный к отклонению, но не во втором чтении отклоняем. По Регламенту мы этого не имеем права делать. Есть ли вопросы или желание выступить у представителей депутатских объединений? Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. Николай Васильевич, я только предупреждаю: осталось полторы минуты. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вопрос к докладчику. Уважаемый докладчик, знаете ли вы, что?.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы вопросы не задаём, у нас выступления от фракции по отклонённым законам. Это нарушение Регламента. Представители президента и правительства? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы согласиться с комитетом, отклонить данный законопроект по предложению комитета? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 56 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4% Результат: принято Законопроект отклонён.
Заседание № 165
01.04.1998
Вопрос:
О проекте федерального закона "Об управлении государственными внешними финансовыми активами, унаследованными Российской Федерацией".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5681 по 5982 из 6155
Пункт 23 повестки дня: о проекте федерального закона "Об управлении государственными внешними финансовыми активами, унаследованными Российской Федерацией". Докладчик - Евгений Викторович Бученков. Пожалуйста. БУЧЕНКОВ Е.В. Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по вопросам геополитики повторно представляет на ваше рассмотрение проект закона "Об управлении государственными внешними финансовыми активами, унаследованными Российской Федерацией". Он разработан Государственной Думой с привлечением представителей федеральных органов исполнительной власти, ученых, специалистов в этой области. Необходимо отметить, что проблема урегулирования задолженности выходит за рамки сугубо утилитарной финансовой задачи. Для России как для одной из ведущих мировых держав-кредиторов деятельность в этой сфере следует рассматривать в качестве составной и неотъемлемой части долгосрочной внешнеэкономической стратегии, проводимой в интересах обеспечения устойчивого влияния и укрепления позиций Российской Федерации на мировой арене. Основная цель законопроекта - обеспечить наполнение доходной части бюджета денежными средствами, поступающими в уплату долгов Российской Федерации от иностранных государств. В работе над проектом закона в течение двух лет принимали участие представители Комитета Государственной Думы по экономической политике, МИД России, МВД России, МВЭС России, Счетной палаты Российской Федерации, Минэкономики, Минюста, ФСБ, СВР России, Министерства обороны, ФПС России и других ведомств. На завершающем этапе в рабочую группу были приглашены юристы Центрального банка России, Банка внешней торговли, Внешэкономбанка, Альфа-банка, Национального резервного банка, Национального московского банка, Московского акционерного банка "Возрождение" и ряд специалистов других банков. При обсуждении законопроекта на заседании Государственной Думы депутатами Государственной Думы и представителем Президента Российской Федерации Котенковым Александром Алексеевичем был высказан ряд замечаний и предложений. Письменные замечания были направлены Комитетом Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками и депутатами Государственной Думы Венгеровским и Медведевым. Мы внимательно их проанализировали и уточнили ряд положений законопроекта, представленного вам на повторное рассмотрение. Замечания комитетов Государственной Думы по международным делам, по экономической политике, по бюджету, налогам, банкам и финансам были высказаны в рабочем порядке. Перечисленные комитеты дали согласие на участие в доработке законопроекта ко второму чтению. Мы обязательно будем работать и примем все разумные предложения. Разрешите остановиться и сказать несколько слов по замечаниям уважаемого Александра Алексеевича Котенкова. Выступая при обсуждении данного законопроекта, Александр Алексеевич высказался, что в проекте Бюджетного кодекса ряд правовых норм законопроекта уже заложен. Так, в статьях 112, 115 и 116 имеется ряд норм, которые только уточняют нормы нашего законопроекта, но никаких расхождений здесь нет. В статье 112 сказано, что размеры и структура долгов должны представляться в Государственную Думу одновременно с принятием федерального закона. Статья 115 говорит, что реструктуризация задолженности и списание задолженности иностранных государств Российской Федерации оформляются только договором, который подлежит ратификации. Статья 116 говорит, что уступка прав по долговым обязательствам может быть на основе специального федерального закона, то есть закона, который практически мы представляем. Таким образом, противоречий, надо сказать, в предлагаемом законопроекте нет, и статьи Бюджетного кодекса, о которых я сказал, исключительно рамочные. Надо отметить, что Александр Алексеевич прав в том, что у нас есть несколько, а точнее, четыре органа, которые управляют внешними долгами: это МВЭС России, Минфин, Минэкономики и Внешэкономбанк. Необходимо только напомнить, что по нашим русским законам, российским законам, у семи нянек дитя всегда бывает без глазу. Ведь очевидно, что существующий порядок управления внешними финансовыми активами и даже статьи Бюджетного кодекса до сих пор не основаны на правовых началах, в результате чего есть условия для злоупотреблений и упущений при управлении внешними финансовыми активами. Счетная палата Российской Федерации сделала вывод при проверке наших внешних активов. Во-первых, активы уточнены и составляют около 150 миллиардов долларов Соединенных Штатов. И при начислении в 15-17 миллиардов долларов мы получаем мизерную часть. Если подсчитать, то с 1992 по 1996 год - не более 2,5 миллиарда, а в последнее время - 1,2 миллиарда, и в основном только товарным возвратом. Надо отметить и то, что иногда наше Правительство, и Минфин в частности, дает разрешение на использование средств по долгам таким организациям, частным компаниям, как "Танрусс", например, по танзанийскому долгу, которая построила шикарный отель "Шератон" в городе Дар-эс-Салам. И до сих пор ни одна копейка в счет погашения 35 миллионов долларов не поступила в российский бюджет! Особо актуальным вопрос о гарантиях поступления в федеральный бюджет средств, полученных в ходе возврата нашего внешнего долга, становится в связи с оживлением, вызванным нашим вступлением в Парижский и Лондонский клубы. Устранение и смягчение указанных недостатков - основная цель настоящего законопроекта. Другая цель законопроекта - обеспечить активное участие, управление внешними активами, поставить на правовые рельсы этот процесс. Правительству предлагается (это тоже ответ Светлане Николаевне Гвоздевой) установить один уполномоченный орган, который должен заниматься активами, а не четыре или пять органов, как сейчас. Тогда мы чего-то добьемся в возвращении тех средств, которые мы должны получить. Правовые нормы законопроекта отражают специфику управления активами, перешедшими к Российской Федерации в порядке правопреемства. Статьи с 8-й по 11-ю также устанавливают, что все доходы от внешних активов (все доходы, подчеркиваю) идут в федеральный бюджет и больше никуда. Поэтому, уважаемые коллеги, уважаемые товарищи, я никого конкретно не подозреваю, но кому-то не хочется принимать этот закон, кто-то около тех долгов, которые Российская Федерация получила в порядке правопреемства, как один товарищ мне сказал, когда я шел на трибуну, греет руки. Поэтому я убедительно прошу вас в интересах России, в интересах наполнения доходной части бюджета проголосовать в первом чтении за этот законопроект. Мы будем вам очень благодарны. Приглашаем вас к сотрудничеству при подготовке проекта закона ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Викторович. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Виктор Григорьевич Вишняков, пожалуйста. ВИШНЯКОВ В.Г. У меня такой вопрос к вам, Евгений Викторович. Вот в статье 4 говорится о том, что есть (или нет, я не знаю) специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по вопросам управления внешними активами. По моей информации, таких органов нет. Значит, они мифические, эти органы. А вы под них уже раскручиваете предмет регулирования, определяете их компетенцию и так далее. Либо вы ставите вопрос о создании такого органа... Тогда нужно, видимо, и другой закон принимать. Сначала его создавать, а потом ему какие-то права и обязанности записывать. Вот ответьте, пожалуйста, на этот вопрос. БУЧЕНКОВ Е.В. Что вам сказать? Я как раз на этом и делал акцент: вместо четырех органов, занимающихся возвратом внешних долгов (и пятый - символическая комиссия межведомственная), Правительству нужно уполномочить один орган или один уполномоченный банк. Внешэкономбанк имеет очень мощную структуру и опыт в этом отношении. Да, дать ему. А статья закона определяет, как заниматься этим делом. В частности, я еще отвечу Светлане Николаевне на вопрос. Она очень... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Она еще не задавала вопросов. БУЧЕНКОВ Е.В. А я просто... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы с ней внутреннюю полемику ведете. БУЧЕНКОВ Е.В. Да, мы с ней уже говорили... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. БУЧЕНКОВ Е.В. Она обвинила нас, или не обвинила, а замечание сделала: почему, мол, вы обязываете даже иностранные государства отчитываться через два года о том, что они должны. Нет, Светлана Николаевна, уважаемая, мы обязываем нашим законом сообщить через два года о долгах иностранных государств уполномоченному органу. Ну что же, мы должны знать, кто нам что-то должен. Но есть секретные статьи, которые не будут разглашаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Миронов Олег Орестович. МИРОНОВ О.О. Евгений Викторович, скажите, пожалуйста, а проведена ли какая-то инвентаризация нашей собственности, нашего имущества, которое находится за границей? Определено ли, как мы будем эту собственность использовать: продавать, сдавать в аренду? И какие могут быть поступления в российскую государственную казну от использования (я надеюсь, рационального) этого имущества? БУЧЕНКОВ Е.В. Спасибо, Олег Орестович, за вопросы, но в целом вопрос, который вы задали, касается другого закона - о российской собственности за рубежом. Но наш закон предусматривает выявление, определение, доклад Государственной Думе, Правительству и Президенту сведений о долгах, которые мы получили в порядке правопреемства от СССР. Это военные поставки небезызвестные (а их много набирается - около 60 процентов), это прямые кредиты, это ценные бумаги. Мы в своем законе предлагаем конвертацию этих долгов различными способами: это конвертация в местную валюту, это продажа или переуступка долгов другим государствам, это различные товарные схемы, это обмен на собственность, недвижимость, землю. У нас ведь действительно парадоксальные явления происходят: некоторые наши посольства арендуют помещения, арендуют землю, хотя эта страна имеет перед нами большие долги и мы могли бы конвертировать их в нашу собственность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гуськов Юрий Александрович. ИЗ ЗАЛА. Голосовать! Надо успеть... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, уважаемые коллеги, надо успеть другие вопросы... ГУСЬКОВ Ю.А. Уважаемый Геннадий Николаевич и уважаемые депутаты! Давайте проголосуем этот закон, совершенно очевидный и понятный закон. Речь идет о долгах, долги надо получать, а тот, кто задолжал, должен отдавать. Поэтому мне кажется, что в первом чтении его можно принимать совершенно спокойно. А то, что какие-то неясности есть... Ну, в ходе работы доведем его до ума. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы есть у депутатов. Гвоздева Светлана Николаевна, пожалуйста. По карточке депутата Кувшинова. ГВОЗДЕВА С.Н. Уважаемый Евгений Викторович, вот при всем том, что хорошее название у этого законопроекта, каким вы видите механизм реализации всех замечательных идей, если создаете новый орган государственным, а при перечислении основных функций этого органа вы пишете, что этот новый орган передает управление внешними активами коммерческим организациям и иным лицам. А вот "иным лицам"... Уже в статье 8 вы пишете, что в этом управлении участвуют теперь не только эти коммерческие организации, но и иностранные граждане, иностранные юридические лица. Как же это согласуется с той замечательной идеологией, когда... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Вопросы надо конкретно задавать. У вас больше на выступление похоже. Пожалуйста. ГВОЗДЕВА С.Н. ...когда по всему тексту закона говорится о неизвестно каких организациях, которым все обязаны давать информацию, предоставлять возможность работать? А кто это, какие организации? Пока что это абсолютно неясно из концепции этого закона. БУЧЕНКОВ Е.В. Светлана Николаевна, я уже благодарен вам за то, что вы все-таки признаете наш труд небесполезным и даже отмечаете красивое название. Я вам вот что должен сказать. Мы законом предлагаем Правительству уполномочить орган. Мы не создаем орган и не предусматриваем. Иначе бы нам необходимо было заключение Правительства. И Александр Алексеевич обязательно бы сказал: "Нет заключения Правительства, закон снимается". Закон не предусматривает ни изменения этих долгов, ни изменения работы с ними, ни продажи чего-то. Поэтому уполномочит, разработает инструкцию, и согласно этому закону орган будет действовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гоман Владимир Владимирович, пожалуйста. ГОМАН В.В. Евгений Викторович, безусловно, необходимо иметь федеральный закон, который бы регулировал вопросы управления государственными внешними финансовыми активами. Но у меня есть сомнение в том, что до сегодняшнего дня в России как бы отсутствует правовая база для того, чтобы регулировать управление внешними активами. И в связи с этим все-таки я хотел бы задать вопрос: есть ли сейчас необходимые нормативные правовые документы, которые решали бы эту проблему? Не является ли надуманным внесение данного проекта федерального закона? БУЧЕНКОВ Е.В. Как раз об этом я говорил в своем докладе: что нет необходимой правовой базы в работе с внешними активами. И вот Счетная палата, которая проверяла этот вопрос, в предложениях и выводах, в частности, говорит о том, что необходим закон об управлении внешними активами, которые мы имеем. Может быть, в будущем появятся и другие законы, но нам нужно все-таки этот закон принять в первую очередь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рожков Виктор Дмитриевич, последний вопрос. РОЖКОВ В.Д. Уважаемый Евгений Викторович, все же этот закон нужен, но какова гарантия, что государственные интересы России не пострадают и что данный законопроект не послужит отдельным должностным лицам правовой базой для наживы? Почему есть такие сомнения? В статье 10 ответственность при управлении внешними активами не очень четко определена, снова - ссылки на уголовное законодательство, на административную ответственность. В этом вопросе нет конкретики. БУЧЕНКОВ Е.В. Ну, мы не могли из этого закона, как говорят, сборную солянку сделать. Есть закон об ответственности, мы его будем применять по информации уполномоченного органа. Лица, виновные в этом - или юридические, или физические, будут привлекаться к этой ответственности - административной и уголовной. Что сказать о будущем? Мы будем работать с вами над этим законом, мы будем вносить поправки. Мы будем еще не раз возвращаться к этому. Поэтому еще раз прошу в первом чтении принять, чтобы дать зеленый свет для работы над подготовкой этого закона ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, уважаемые коллеги, вопросов больше нет. Есть ли желающие выступить? Светлана Николаевна Гвоздева. Евгений Викторович, присаживайтесь. ГВОЗДЕВА С.Н. По карточке Кувшинова. Наше Правовое управление дало заключение: доработать абзацы. Вроде бы предмет есть, а предложенный механизм не дает никаких гарантий, что это будет использовано. Более того, заложенные нормы предполагают использование вот этой нашей беды абсолютно в других целях - негосударственных. Поэтому фракция "НДР" не поддерживает этот текст. И я также предлагаю его доработать как следует с учетом всех высказанных замечаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, есть ли еще замечания? Нет. Ставлю на голосование: принять проект закона в первом чтении. Пожалуйста, голосуйте. Светлана Николаевна, а вы уже в "НДР", да? (Выкрики из зала.) Вот так, да? Кто без карточки и желал бы проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 49 мин. 09 сек.) Проголосовало за 235 чел. 52,2% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 238 чел. Не голосовало 212 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 136
21.11.1997
Вопрос:
О проекте федерального закона "Об управлении государственными внешними финансовыми активами, унаследованными Российской Федерацией".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5066 по 5395 из 6626
Сейчас мы переходим к пункту 14 повестки дня: о проекте федерального закона "Об управлении государственными внешними финансовыми активами, унаследованными Российской Федерацией". Доклад Евгения Викторовича Бученкова, Комитет по вопросам геополитики. БУЧЕНКОВ Е.В. Уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по вопросам геополитики представляет на ваше рассмотрение законопроект "Об управлении государственными внешними финансовыми активами, унаследованными Российской Федерацией". Основная цель законопроекта - обеспечить наполнение доходной части бюджета денежными средствами, поступающими в оплату долгов России иностранными государствами. В работе над законопроектом в течение двух лет принимали участие представители Комитета Государственной Думы по экономической политике, МИДа России, МВД России, МВС России, Счетной палаты, Минэкономики, Минюста, ФСБ, СВР, Министерства обороны, ФПС России и других органов и организаций. На завершающем этапе в рабочие группы были приглашены юристы Центрального банка России, Банка внешней торговли, Внешэкономбанка, "Альфа-банка", Национального резервного банка, Национального московского банка и ряд других юристов, специалистов в этой области. При доработке законопроекта были учтены практически все замечания депутатов, комитетов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации. Переписка, кстати, велась начиная с 1996 года. Наше Правовое управление внесло ряд существенных замечаний, которые мы также учли. Вы знаете, что в 60-80-е годы СССР выступал на мировом рынке в качестве крупного кредитора, оказывая военно-политическое, экономическое и техническое содействие социалистическим и развивающимся странам. Став правопреемником по долгам СССР, Россия одновременно приобрела все права на его активы, в том числе и на долги иностранных государств. Эти долговые требования официально оценены российской стороной в 148,8 миллиарда долларов. С 90-х годов образовалась еще одна группа должников - страны СНГ, долги которых, по оценкам, составляют 9 миллиардов долларов. Я не буду их анализировать, они приведены в аналитической справке. В июне 1996 года по вашему решению, по нашей инициативе было дано поручение Счетной палате осуществить проверку эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в работе с иностранными долгами. Выводы Счетной палаты носят удручающий характер. В работе по возврату внешнего долга задействованы МВЭС России, Минфин России, Минэкономики России, Внешэкономбанк. Координирующим органом должна была стать Правительственная комиссия по государственному внешнему долгу и финансовым активам Российской Федерации. Однако, кроме совещательных вопросов, эта комиссия других вопросов не решала, и существующий порядок, который был и сохраняется у нас до сих пор, основан не на правовых началах, в результате чего имеются условия для злоупотреблений и упущений при управлении внешними финансовыми активами, причиняющих политический и имущественный вред Российской Федерации. Нарушается финансовая дисциплина при получении и расходовании валютных средств, поступающих в счет погашения внешнего долга. Так, в результате проверок, проведенных Счетной палатой России в 1996 году, было установлено, что из 57 стран-должников в той или иной степени выполняют свои долговые обязательства не более одной трети государств. На регулярной основе выплачивают свои долги Индия, Индонезия, Пакистан, Монголия, Вьетнам, и до присоединения России к международным санкциям регулярно рассчитывались с Россией Ливия и Ирак. Практически малоликвидны долги, которые имеют перед нами Нигерия, Сенегал, Чад и другие государства. Но Счетной палатой отмечено, например, что Танзания переводила средства для уплаты своего долга перед Россией непосредственно на счета частной компании "Танрусс", то есть практически эти деньги расходовались бесконтрольно, и в результате Россия не получила в бюджет 210 миллиардов рублей. Вместо начисляемых ежегодно 15-17 миллиардов долларов возврата долга мы получаем в доходную часть бюджета не более 1,5-2 процентов, и то, как видите, они попадают не туда, куда следовало бы. Особо актуальным вопрос о гарантиях поступлений в федеральный бюджет средств, получаемых в ходе возврата внешнего долга, становится в связи с ожидаемым оживлением этого процесса после вступления России в Парижский клуб. Устранение и смягчение указанных недостатков - основная цель настоящего законопроекта. Другая цель законопроекта - обеспечить эффективное управление внешними активами, поставить его на правовые начала, чтобы этот процесс не был бесконтрольным. Мы все время ищем резервы. Многие из нас вправе рассчитывать на изменение налогового законодательства. Правительство вносит предложение по сокращению льгот и так далее, но вот эти реальные поступления в доходную часть бюджета мы практически не учитываем. И в бюджете 1998 года есть такая строка, но нет совершенно источников ее наполнения. Законопроект включает 18 статей и пять глав. Правовые нормы законопроекта отражают специфику управления активами, перешедшими к Российской Федерации в порядке правопреемственности (статьи 8 и 11). Статьи 8 и 10 устанавливают, что все доходы от внешних активов, а также возвращаемый внешний долг поступают только в федеральный бюджет. Это необходимо учитывать и в федеральном бюджете в последующие годы. Правовой основой законопроекта послужили Конституция Российской Федерации, федеральный закон "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией...", Гражданский кодекс Российской Федерации. В законопроекте предусмотрены правовые нормы, упорядочивающие управление внешними финансовыми активами, а также... Что, достаточно? (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Викторович, продолжайте, продолжайте, у вас еще есть время. БУЧЕНКОВ Е.В. В законопроекте предусмотрена ответственность должностных лиц при управлении внешними активами. Законопроект рамочный, поэтому ряд правовых норм предусматривает прямое участие Правительства Российской Федерации в формировании полномочий федеральных органов исполнительной власти (статья 4), а также принятие решений по конкретным вопросам, заключение соглашений по возврату долга в той или иной форме. Также предусмотрена и конвертация наших долгов в форме всевозможных товарных кредитов, передачи долгов и так далее. Надо сказать и подчеркнуть еще раз, что настоящий федеральный закон не предусматривает расходов из федерального бюджета на создание каких-то дополнительных структур. Он просто упорядочивает работу со внешними долгами, которые мы получили в порядке правопреемства. Поэтому согласно части 3 статьи 104 Конституции не обязательно заключение Правительства на этот законопроект, так как если в первом варианте этого законопроекта мы предусматривали создание отдельного федерального органа по этому вопросу, то в настоящем законопроекте мы это исключили. Поэтому этот вопрос должен решаться без заключения Правительства. Мы просим вас, уважаемые депутаты, поддержать в первом чтении этот законопроект. Мы думаем, что вы подадите ряд существенных конкретных замечаний по этому законопроекту, который мы доработаем ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли к докладчику вопросы? Есть. У Светланы Юрьевны Орловой, у Никитина Владимира Петровича. Пожалуйста, Орловой включите микрофон. ОРЛОВА С.Ю., депутатская группа "Российские регионы". Вот скажите, пожалуйста. У нас же есть закон о бюджете, который регулирует внутренние, внешние долги, регулирует все цифры, регулируют это два закона о банках и банковской деятельности. Насколько я знаю, наш комитет по бюджету не рассматривал данный вопрос. БУЧЕНКОВ Е.В. Но я вам скажу, какие комитеты прислали нам свои замечания и предложения: Комитет по аграрным вопросам, Комитет по проблемам Севера, а также ряд депутатов. И все те организации и учреждения, которые готовили этот закон, согласны с этим законопроектом, Светлана Юрьевна. И ваш комитет участвовал в подготовке этого закона. (Выкрики из зала.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлане Юрьевне Орловой включите микрофон, она добавить что-то хочет. ОРЛОВА С.Ю. Вы знаете, у меня есть предложение: давайте действительно мы сегодня снимем этот вопрос. Наш комитет вместе с этим комитетом тоже посмотрит. Вы же прекрасно понимаете, очень многое из того, о чем сегодня докладывается, регулируется законом о бюджете и другими законодательными актами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлана Юрьевна, мы это можем сделать только по воле инициаторов. Если они снимут, то это мы можем сделать. Давайте мы сейчас... Никитин Владимир Петрович, пожалуйста, потом - Светлана Николаевна Гвоздева. НИКИТИН В.П., депутатская группа "Народовластие". Евгений Викторович, ответьте, пожалуйста. Вы немножко в своем выступлении затронули эту проблему. В статье 4 что вы все-таки имеете в виду под специально уполномоченным федеральным органом? Это нынешняя структура (Минфин, МВЭС) которая уполномочивается Правительством по тем или иным моментам деятельности по внешним активам, или это будет действительно специальный, отдельный федеральный орган, который будет заниматься этой проблематикой? И все-таки как вы считаете, не было бы целесообразнее и бюджетный комитет сделать соисполнителем по этому закону, и Комитет по экономической политике? БУЧЕНКОВ Е.В. Спасибо за вопрос. Вы совершенно правильно понимаете это. Я специально остановился в конце своего выступления на том, что никакого дополнительного органа не будет создаваться, а в компетенцию Правительства входит право назначить тот или иной орган, который будет заниматься этим делом. Я полностью согласен и с тем, что указанные комитеты - комитеты по экономической политике, по бюджету и банкам - должны быть, как говорят, соавторами подготовки этого закона, и мы полностью готовы сотрудничать при подготовке законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гвоздева Светлана Николаевна, пожалуйста. ГВОЗДЕВА С.Н. У меня вопрос по тексту закона, поскольку в Комитете по экономической политике этот законопроект тоже не рассматривался. Скажите, пожалуйста, в статье 3 вы определяете, что субъектом прав на внешние активы является Российская Федерация, и это абсолютно правильно. А в статье 8 вы говорите, что управление этими внешними активами осуществляет специально уполномоченный федеральный орган или специализированный государственный банк, а также участвуют субъекты Федерации, местное самоуправление, российские граждане, иностранные граждане и иностранные юридические лица. Так все-таки что же, действительно вы считаете, что все эти субъекты, которые вы перечисляете в статье 8, должны управлять российскими внешними активами? БУЧЕНКОВ Е.В. Спасибо за вопрос. Совершенно очевидно, что субъектом прав на внешние активы является только Российская Федерация. А вот Правительство Российской Федерации, решая вопрос об уполномоченном органе, как раз и уполномочивает его управлять своими активами. Но мы допускаем в законе, что в этом процессе под руководством этого уполномоченного органа, то бишь Правительства Российской Федерации, могут участвовать как раз все те, кто перечислен в статье 8, только по их поручению. И многие депутаты делали предложения эти, в частности Владимир Сергеевич Медведев - от ассоциации нефтепромышленников. И дельные предложения мы учли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Викторович, присаживайтесь, пожалуйста. Есть ли выступления от фракций и депутатских групп? Не вижу. Вы от фракции, Светлана Николаевна? Пожалуйста, депутат Гвоздева - от фракции "ЯБЛОКО". ГВОЗДЕВА С.Н. Уважаемые коллеги, проблема эта действительно очень важная. И само название законопроекта можно было бы оставить. К сожалению, весь текст и сама структура содержания всего закона не могут быть приняты концептуально. По всему тексту закона допущены такие ошибки, что непонятно, во-первых, и какая структура, и чем будет управлять, и как будет управлять. Хотя такая статья, например, как о порядке управления и правилах управления, есть, но она тоже абсолютно пустая, если вы посмотрите этот законопроект. Более того, здесь говорится, например, о том, что все должны предоставлять информацию о внешних активах. В статье 12 прямо записано, что обязаны в установленные сроки... И в том числе должны предоставлять (пункт 5 читаю, он в одно предложение): информация о внешнем долге иностранных государств (подчеркиваю) по истечении двух лет подлежит опубликованию. То есть предлагается как бы регулировать еще и функции иностранных государств. И в результате за неисполнение вот этих обязанностей наступает уголовная ответственность. Все, кто не исполняет пункты этого закона, в частности информационные, привлекаются к уголовной или административной ответственности. И так по всему тексту. Поэтому я хочу сказать, что проблема действительно очень важная, но сегодня вот в таком виде законопроект принимать в первом чтении нельзя. Я предлагаю его сегодня не рассматривать, снять с рассмотрения и направить его в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Комитет по экономической политике, в Комитет по международным делам и в Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, чтобы можно было дать возможность авторам упорядочить этот текст. Концепции здесь нет, и по этому закону управлять внешними активами просто невозможно. Прошу поддержать мое предложение, чтобы не отклонять его совсем: перенести рассмотрение на другой срок, дав, например, две недели на то, чтобы решить эти вопросы в комитетах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От "Российских регионов" и от бюджетного комитета - депутат Жуков. Пожалуйста, Александр Дмитриевич. ЖУКОВ А.Д., депутатская группа "Российские регионы". От комитета по бюджету. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. ЖУКОВ А.Д. Уважаемые коллеги, действительно, проблема внешних активов очень серьезная и на сегодняшний день актуальная. Мы действительно от того огромного долга, который есть перед Россией, очень мало что получаем, и нам нужно всерьез заниматься этой проблемой, поскольку Правительство на самом деле занимается ею достаточно слабо. Закон на эту тему действительно нужен, но в таком виде, как он представлен, у него мало шансов на прохождение, потому что очень много слабых мест. Но чтобы эту проблему нам не откладывать совсем уж в долгий ящик, не заваливать этот законопроект, я присоединился бы к предложению Комитета по экономической политике. Мы могли бы создать рабочую группу из представителей трех комитетов, доработать и предложить на ваше рассмотрение такой законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Евгений Викторович, пожалуйста, вот есть два предложения: либо сейчас поставить на голосование - и он может провалиться, либо вы согласитесь с тем, чтобы его перенести, но с созданием рабочей группы из представителей тех заинтересованных комитетов, которые выступали. Депутату Бученкову включите микрофон. С места, пожалуйста. А потом еще Котенкову. БУЧЕНКОВ Е.В. Да, мы согласны с тем, чтобы создать рабочую группу из представителей трех комитетов и продолжить работу над этим законопроектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И доработать его. Хорошо. Александр Алексеевич Котенков. Пожалуйста. КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Коль скоро автор согласился с тем, чтобы снять сейчас законопроект с рассмотрения, я не буду касаться содержательной части законопроекта. Я думаю, что депутат Гвоздева достаточно полно проанализировала его содержательную часть. Я хотел бы только сказать, что в настоящее время все вопросы, которые поднимаются в этом законопроекте, урегулированы действующим бюджетным законодательством. Управление внешними активами, кстати, осуществляет не один уполномоченный орган. В настоящее время координацию этой деятельности осуществляет Министерство финансов, но помимо Министерства финансов этой же работой занимаются Министерство внешних экономических связей и Внешэкономбанк, то есть как минимум несколько уполномоченных органов. А самое главное, что я хотел бы сказать о перспективе работы над этим текстом и что, кстати, уполномочило меня сделать Министерство финансов (к сожалению, сейчас ни один из замов не смог приехать по организационным причинам), - это сообщить вам, что все вопросы, которые подняты в этом законопроекте, отражены (но безусловно, гораздо более профессионально) в проекте Бюджетного кодекса, который вами принят в первом чтении. Поэтому, видимо, если вы намерены создать рабочую группу по работе над этой темой, я просил бы говорить не о проекте федерального закона, а о доработке темы или главы в Бюджетном кодексе. Это предмет бюджетного законодательства, и в проекте Бюджетного кодекса эти вопросы предусмотрены. Не следует, наверное, вырывать одну из тем бюджетного законодательства и принимать ее в качестве отдельного закона. Таким образом, если вы прислушаетесь к нашему мнению, то, сняв сегодня этот вопрос, при дальнейшей его доработке все-таки необходимо обратить внимание на то, чтобы это было составной частью принятого вами в первом чтении Бюджетного кодекса. Председательствует Председатель Государственной Думы Г.Н.Селезнев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Альберт Михайлович - по мотивам. МАКАШОВ А.М. Наши деньги валяются под ногами - жулики их подбирают! Но почему-то все такие вот умные, которые сейчас критикуют этот законопроект, не нагнулись и не помогли родной стране их подобрать. Человек взялся, разработал законопроект, и вместо того, чтобы ему помочь, мы сейчас говорим: "А вот такой-то комитет не рассматривал, не принимал". Вопрос: "А почему вы раньше не рассматривали? А почему вы не принимали участия?" Я считаю, его можно принять в первом чтении и всем миром навалиться, помочь, если уж такие есть замечания, и ускорить работу. А уж когда Налоговый кодекс будут принимать... за это время то, что осталось, разворуют. Это я говорю представителю Президента.