Заседание № 37
О проекте федерального закона № 96700118-2 "О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда и её финансовом обеспечении" (принят в первом чтении 9 сентября 1998 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 11, проект федерального закона "О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда и её финансовом обеспечении". Доклад заместителя председателя Комитета по финансовому рынку Юрия Павловича Олейникова. Пожалуйста. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект, который предлагается вашему вниманию, имеет, так сказать, многовековую историю: он был предложен группой депутатов ещё в 96-м году, в 1998-м прошло первое чтение и с той поры над ним велась определённая работа - предлагались поправки, замечания, новые тексты. Но одновременно происходило и внесение иных изменений в законы Российской Федерации, а самое главное - была ратифицирована Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб, поэтому на сегодня, по нашему мнению, этот законопроект утратил актуальность. Комитет принял решение предложить вам сегодня отклонить законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Лященко Алексей Вадимович, пожалуйста. ЛЯЩЕНКО А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сфера действия данного законопроекта регулируется Федеральным законом № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и Федеральным законом № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - предлагаемые в законопроекте новеллы уже учтены в действующем законодательстве и являются излишними. В случае необходимости дополнительного регулирования или реформирования данной области необходимо вносить изменения в уже действующие законы. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за отклонение данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. Ставлю на голосование проект федерального закона. Кто за то, чтобы отклонить его? Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 44 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 17 чел.3,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 223
О проекте федерального закона № 96700118-2 "О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении" (принят в первом чтении 9 сентября 1998 года с названием "О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Мы просили бы перенести рассмотрение пункта 7 - "О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении". Это очень сложный законопроект, имеет очень длинную историю - с 1998 года, когда он был принят в первом чтении. Неоднократно поступали поправки к нему Правительства, Президента Российской Федерации. Значительная часть их была учтена комитетом, но вместе с тем сам законопроект в результате претерпел достаточно серьезные изменения, и концептуальные, и содержательные. Мы бы просили дать нам время, не менее месяца, для того чтобы проанализировать все эти изменения и вынести заключение именно по результату работы комитета и в целом по тому законопроекту, который подготовлен сейчас ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли другая точка зрения? Коломейцев. А от комитета у нас кто?.. Владимир Александрович... Давайте послушаем комитет, Николай Васильевич, а потом я предоставлю слово вам. Пожалуйста, Грачёв Владимир Александрович, ваше мнение по пункту 7. ГРАЧЁВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по экологии, фракция "Единство". Спасибо. Комитет не возражает против того, чтобы еще поработать. Три года уже работали, трижды учитывали все замечания Правительства, трижды учитывали все замечания Администрации Президента. Готовы еще раз учесть, потому что закон очень важный, нужный, по мнению всех. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Александрович, я вот предлагаю: у нас 9 апреля... ГРАЧЁВ В. А. Давайте на 9 апреля, только тогда давайте уже больше не переносить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. ...как раз через месяц заседание палаты. Представитель Правительства попросил через месяц рассмотреть, месяц нужен для согласования замечаний. Для стенограммы записываем, что рассмотрение этого законопроекта переносится на 9 апреля. Коллеги, кто за то, чтобы перенести рассмотрение пункта 7 на 9 апреля? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 21 сек.) Проголосовало за 242 чел. 53,8% Проголосовало против 21 чел. 4,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 263 чел. Не голосовало 187 чел. 41,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 168
О проекте федерального закона № 96700118-2 "О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении" (принят в первом чтении 9 сентября 1998 года с названием "О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ГРАЧЁВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по экологии, фракция "Единство". Грачёв по карточке Ермаковой. Уважаемая Любовь Константиновна, прошу перенести на июнь пункт 4. Без всякого обоснования. Дело в том, что там надо утрясти по некоторым поправкам... Прямо сразу перенести. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Грачёв Владимир Александрович просит перенести на июнь пункт 4. Не требуется больше никаких обоснований? Не требуется. Переносим на июнь пункт 4.
Заседание № 163
О проекте федерального закона № 96700118-2 "О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении" (принят в первом чтении 9 сентября 1998 года с названием "О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ГРАЧЁВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по экологии, фракция "Единство". Спасибо, Геннадий Николаевич. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Пункт 9 - проект федерального закона "О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении" - просим перенести на 15 мая. Нужно кое-что еще с Правительством утрясти, с ними согласовано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это законопроект вашего комитета? ГРАЧЁВ В. А. Да, разумеется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда сразу помечаем, что он переносится на 15 мая.
Заседание № 200
О проекте федерального закона "О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении" (внесен депутатами Государственной Думы Тетельминым В.В., Буничем П.Г., Костюткиным В.М., Леончевым В.А., Сулакшиным С.С.).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые депутаты, переходим к пунктам 17.1, 17.2. Я предоставляю слово по проекту закона "О возмещении ядерного ущерба и ядерном страховании" и по альтернативному законопроекту (мы его позже обсудим) официальному представителю Правительства Российской Федерации начальнику Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности Юрию Георгиевичу Вишневскому. Юрий Георгиевич, вам лучше на трибуну выйти, чтобы вас все видели хорошо и слышали. И у меня просьба, Юрий Георгиевич, чтобы вы сразу высказались и по альтернативному законопроекту (который будут докладывать Владимир Владимирович Тетельмин и Геннадий Ильич Бердов), для того чтобы нам сократить время и поступить более рационально. Пожалуйста, уважаемые коллеги, просьба присесть и внимательно послушать. Юрий Георгиевич Вишневский. ВИШНЕВСКИЙ Ю.Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, начальник Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности. Уважаемые депутаты Государственной Думы! Правовой базой для разработки федерального закона "О возмещении ядерного ущерба и ядерном страховании" является принятый в 1995 году и отработавший уже успешно три года Федеральный закон "Об использовании атомной энергии". При разработке представляемого закона учитывались требования Гражданского кодекса Российской Федерации. Все вы знаете, что широкое использование атомной энергии в мирных и оборонных целях сопряжено, к сожалению, с возможностью причинения ядерного ущерба. В законодательстве Российской Федерации имеются федеральные законы по защите прав физических лиц, пострадавших при чернобыльской и других авариях, закреплена государственная система льгот и компенсаций. Однако наша и мировая практика показывают, что государство не должно перекладывать на себя в полной мере финансовое бремя возмещения ущерба. Имеется настоятельная необходимость законодательно отрегулировать доли финансовой ответственности государства и эксплуатирующих организаций, использующих в своей деятельности ядерные материалы, атомную энергию, радиоактивные вещества и, соответственно, получающих от своей деятельности прибыль. Уважаемые депутаты Государственной Думы, перед вами на рассмотрении два варианта закона на одну и ту же тему: правительственный и представленный и разработанный группой депутатов. Концептуальное отличие этих вариантов в том, что в правительственном варианте записано, что он не распространяется на ядерные установки Министерства обороны и не регулирует возмещение ущерба окружающей среде. Причина этого (необходимо вам сразу сказать) заключается только в одном: наш правительственный вариант базируется на законе "Об использовании атомной энергии", в котором в статье 1 специально оговаривается, что он не распространяет сферу деятельности на обращение с ядерным оружием и ядерные энергетические установки Минобороны. То есть мы не имели юридического права распространять закон, который является вторичным, на те сферы деятельности, на которые не распространялся первый закон. Однако принятие вами поправок к закону "Об использовании атомной энергии", о включении вопросов утилизации атомных подводных лодок, сегодня позволяет говорить о возможности включения в правительственный проект соответствующих коррективов. Я думаю, что соответствующие коррективы и поправки в правительственный закон могут быть внесены в период до второго чтения. Что касается возмещения ущерба окружающей среде, то этот вопрос, вообще говоря, оказался чисто формально выпущен, так как Государственный комитет по охране окружающей среды предполагал разработку специализированного закона и попросил нас это не включать. Но, подчеркиваю, если члены Комитета Государственной Думы по экологии считают, что это необходимо внести, то это непринципиально, мы готовы точно так же до второго чтения включить эти поправки. Говоря о самом законопроекте, конечно, можно сказать, что имеются какие-то недостатки. На эти недостатки нам уже указали и депутаты Государственной Думы (я вот о них сказал), и Правовое управление Аппарата Государственной Думы обращало внимание. Но эти недостатки не настолько значительны, чтобы послужить основанием для отклонения законопроекта. Все они могут быть устранены во взаимодействии с депутатами при подготовке законопроекта ко второму чтению. Мы обязуемся создать рабочую группу с участием депутатов и доработать этот законопроект ко второму чтению, и названные мной недостатки будут устранены. Уважаемые депутаты, от лица Правительства Российской Федерации прошу вас принять представленный мною проект федерального закона "О возмещении ядерного ущерба и ядерном страховании" в первом чтении. Благодарю за внимание, готов ответить на вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Георгиевич. Пока присаживайтесь, пожалуйста, на свое место, в ложу Правительства. Я предоставляю слово для содоклада Владимиру Владимировичу Тетельмину, заместителю председателя Комитета по экологии. Владимир Владимирович, та же самая просьба - по двум законопроектам: и позиция комитета, и ваши предложения по дальнейшей нашей работе. ТЕТЕЛЬМИН В.В., депутатская группа "Российские регионы". О позиции комитета будет доложено отдельно - в повестке дня об этом сказано. Это моя позиция - как позиция одного из разработчиков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, пожалуйста. ТЕТЕЛЬМИН В.В. Уважаемые коллеги, представляется законопроект, который разрабатывался в нашей Государственной Думе с 1995 года. Это многолетняя работа. Мы постарались учесть сегодня ту ситуацию, которая сложилась в области ядерной энергетики и вообще в области атомной энергии. Этот законопроект был инициирован письмом, поступившим в Государственную Думу (авторы письма - Институт государства и права, Госатомнадзор России, Минатом России, Союз страховщиков России). То есть вот такое письмо мощное мы получили, и оно послужило точкой отсчета, я ее назвал - 1995 год. В течение уже трех с лишним лет мы над этим законом в Комитете по экологии работаем. Госатомнадзор России, с одной стороны, инициировал (это очень хорошо) данный законопроект, а с другой стороны, он приступил к разработке своего собственного альтернативного законопроекта. Поэтому сегодня на ваш суд выносятся два, по сути дела, законопроекта под разными названиями, но квинтэссенция, так сказать, содержание, начинка этих законопроектов, собственно говоря, одна и та же. Не может быть двух сильно отличающихся законов на таком довольно узком страховом поле. Правовой базой для разработки нашего законопроекта являются Венская конвенция 1963 года, которая называется "О гражданской ответственности за ядерный ущерб", а также закон, который называл мой коллега, предшествующий докладчик, "Об использовании атомной энергии", закон "Об охране окружающей природной среды", а также законодательство Российской Федерации по всем страховым вопросам. Отсутствие отечественного законодательства по возмещению конкретно ядерного вреда не позволяет России полномасштабно выходить на мировой рынок в области использования атомной энергии. Россия теряет на внешнем рынке буквально миллиардные контракты только из-за того, что законодательно не отрегулирована эта проблема. Упомянутая Венская конвенция внесена на ратификацию в Государственную Думу Президентом Российской Федерации еще в прошлом году, но, к сожалению, наш напряженный график работы пока не позволил нам подойти к ратификации и ратифицировать эту очень нужную, я считаю (и не только я считаю), конвенцию. Таким образом, принятие законопроекта позволит помочь России реально в том, чтобы продвигать наши ядерные технологии на мировой рынок и, следовательно, полноправно участвовать в соответствующих международных договорах. Законопроект состоит из 8 глав и 26 статей, альтернативный - из 23 статей, то есть здесь можно, так сказать, на эти темы вообще не разговаривать. Сферой правового регулирования законопроекта являются любые отношения в области использования атомной энергии, в том числе и в области обороны. Это первое отличие нашего законопроекта от уже представленного вам в докладе Юрия Георгиевича. Второе отличие от правительственного варианта состоит в том, что понятие ядерного вреда проецируется также и на окружающую природную среду. Это прямо установлено статьей 15 известного закона "Об охране окружающей природной среды". И третье важнейшее отличие от правительственного законопроекта - это направленность нашего законопроекта на предупреждение радиационных аварий и на предупреждение соответствующего ядерного вреда, ядерного ущерба. Можно говорить о содержании этого законопроекта. Он состоит из 8 глав, поэтому я не буду характеризовать каждую главу, каждую статью данного законопроекта. В общем-то, судя по названию того и другого, вы, наверное, прекрасно знаете, что в этих законопроектах содержится, тем более что уже, наверное, девятый раз эти законы вносятся в повестку дня. Просто наконец-то сегодня подошел черед их рассмотрения. Поэтому могу сказать о том, что этот закон трижды рассылался в комитеты Государственной Думы, трижды направлялся в Правительство Российской Федерации, направлялся и в субъекты Российской Федерации. Поступило и учтено около 300 замечаний. Правовое управление направило два документа, характеризующих данный законопроект. То есть все, так сказать, формальности соблюдены, поэтому вам, мои коллеги, судить о том, за какой законопроект проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присядьте пока, Владимир Владимирович. И наконец, резюмирующее выступление Геннадия Ильича Бердова от комитета. Я надеюсь, что вы сейчас расставите все точки над "i", поможете нам сориентироваться, за что комитет предлагает голосовать, в каком порядке. Пожалуйста. БЕРДОВ Г.И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Предлагается два закона, которые, в сущности, практически тождественны. Они действительно относятся к одной области, отличаются друг от друга сравнительно немногим, но комитету представляется, что тот законопроект, что представлен под пунктом 17.2, то есть предложенный депутатами Комитета по экологии, более проработан. Он охватывает больше вопросов, в том числе и вопросы об ущербе, который возникает при военном применении ядерного оружия, ущербе, который наносится окружающей среде. Поэтому нам представляется, что было бы правильней проголосовать за по пункту 17.2, принять этот законопроект в первом чтении, а те полезные моменты, которые имеются в правительственном законопроекте, учесть при доработке закона ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Геннадий Ильич, задержитесь, пожалуйста, пока. Уважаемые коллеги, я прошу внимания. Итак, у нас два законопроекта. Один внесен Правительством, другой комитетом. Они во многом совпадают, но комитет считает, что лучше взять за основу законопроект, разработанный силами депутатов - членов комитета. У меня вопрос, Юрий Георгиевич. Правительство в том случае, если палата поддержит второй вариант, готово над ним работать с тем, чтобы подготовить согласованный вариант? Каково ваше мнение? ВИШНЕВСКИЙ Ю.Г. Правительство рассматривало проект закона, разработанный депутатами, и сделало к нему много замечаний. Я могу, конечно, обо всех этих замечаниях более подробно сказать. Я не сделал этого только потому, что Правительство официально отказалось рассматривать этот проект закона, так как он требует снова прохождения в течение трех лет по всем ведомствам. Поэтому мы предлагаем тот проект закона, который уже прошел это согласование (вы сами представляете, сколько ведомств смотрело), взять за основу. Но я не хочу сказать, что в проекте закона, который представили депутаты, есть существенные отличия. Там есть очень хорошие моменты, и мы готовы их учесть, тем более что этот проект закона после первого чтения действительно становится уже законопроектом депутатов и они сами могут внести... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть работать над ним можно будет. ВИШНЕВСКИЙ Ю.Г. Работать можно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Уважаемые депутаты, есть ли нам необходимость открывать дискуссию или вопрос ясен? Ясен вопрос. Уважаемые депутаты, просьба быть внимательными. Первым ставится на голосование законопроект, подготовленный в Правительстве. Но Юрий Георгиевич сказал, что в том случае, если он не получит поддержку, Правительство готово работать на базе депутатского, который идет обозначен пунктом 17.2. Тем не менее Правительство внесло, и я обязан поставить на голосование в первом чтении проект закона под пунктом 17.1. Комитет возражает. Вы выразите позицию голосованием. Пожалуйста, голосуйте. Законопроект, внесенный Правительством. Они действительно у нас стояли все время в очереди, и никак до них не доходила очередь. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 54 мин. 00 сек.) Проголосовало за 108 чел. 24,0% Проголосовало против 28 чел. 6,2% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 138 чел. Не голосовало 312 чел. Результат: не принято Не проходит. Прошу быть внимательными. Ставится на голосование депутатский вариант этого же самого закона, над которым и Правительство, если он будет принят в первом чтении, готово работать дальше, тем более что они по концепции совпадают. Прошу определиться голосованием. Комитет просит поддержать. Правительство готово над ним работать вместе с нашим комитетом. Голосуется проект закона, пункт 17.2: "О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении". Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 54 мин. 42 сек.) Проголосовало за 307 чел. 68,2% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 307 чел. Не голосовало 143 чел. Результат: принято Принимается. Просьба к Комитету по экологии и, Юрий Георгиевич, к Правительству большая просьба уже буквально с завтрашнего дня приступить к работе над поправками, над доработкой текста. Спасибо.