Заседание № 19
16.04.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 96700111-2 "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" (дополнение главой 1-1 "Обязательность выборов в Российской Федерации").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1548 по 1624 из 4175
Пункт 6 - проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Доклад члена Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Попова Сергея Алексеевича. Пожалуйста, Сергей Алексеевич. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые депутаты, законопроект, который мы с вами рассматриваем, был внесен в 1998 году, он направлен на усиление гарантий проведения выборов. Во-первых, в то время сложилась порочная практика, когда указами Президента Российской Федерации, постановлениями губернаторов, президентов республик отменялись или переносились на неопределенное время сроки выборов. Законопроект решал задачу запрета такого рода действий. Во-вторых, законопроект решал задачу, связанную с неким правовым вакуумом, когда в субъектах Федерации в те или иные органы выборы не были назначены и некому было их назначать. Эта задача также решалась. И наконец, в-третьих, бывали случаи, когда надлежащий орган по тем или иным причинам не назначал выборы и предлагалось передать полномочия по назначению выборов Центральной избирательной комиссии. На этот законопроект в то время поступили отрицательные отзывы как Правительства Российской Федерации, так и Президента Российской Федерации, которые считали его в большой степени не соответствующим Конституции. Законопроект не вносился на рассмотрение длительное время, тем не менее дальше вода текла, и все эти нормы были приняты и вошли в действующее законодательство. Таким образом, в настоящий момент голосовать за их принятие уже не имеет смысла, потому что они уже приняты. Поэтому комитет предлагает этот законопроект, поскольку он все-таки был принят в первом чтении, вернуть к процедуре первого чтения и отклонить. Вместе с тем заслуживает внимания тот факт, что, поскольку эти нормы были приняты, в какой-то момент этот законопроект был альтернативным тем, которые рассматривались. Очевидно также, что по законопроекту, который был внесен группой членов "ЯБЛОКА" и коммунистов, было признано нецелесообразным применять нормы Регламента. Я думаю, что нам нужно извлечь урок из этого факта и такого рода действий не допускать. А комитет предлагает законопроект возвратить в первое чтение и отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Коллеги, кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и вернуть данный законопроект к процедуре первого чтения? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 05 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Возвращен законопроект к процедуре первого чтения. Коллеги, кто за то, чтобы принять в первом чтении данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 44 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2% Проголосовало против 92 чел.20,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 38
10.07.1996
Вопрос:
О проекте федерального закона о внесении дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" (глава 1-1, статьи 7-1-7-4; статья 27).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3528 по 3749 из 6283
Следующий, шестой пункт повестки дня - Юрий Иванович Чуньков докладывает нам о проекте федерального закона о внесении дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" (по нескольким статьям). ЧУНЬКОВ Ю.И. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Предлагаемый проект закона идет в развитие той же линии, которая была предложена в предыдущих законопроектах. Всем очевидно, что в Российской Федерации механизм выборов деформирован в значительной части - срываются сроки выборов в представительные органы субъектов Федерации, в органы местного самоуправления. Итогом этого является массовое нарушение избирательных прав граждан. Избирательным правам граждан Российской Федерации у нас с вами посвящен специальный закон - "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". И тем не менее избирательные права граждан нарушаются. В чем причина? Оказалось, что в этом законе отсутствует механизм реализации основного принципа - обязательности выборов в Российской Федерации. Сейчас выборы в Российской Федерации назначаются исполнительной властью, как правило, по прихоти глав администраций, но не по закону. В проекте федерального закона, который мы сейчас обсуждаем, - о внесении дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" - предлагается специальная глава 1-1 "Обязательность выборов в Российской Федерации". В четырех статьях прописаны гарантии обязательности выборов, начиная от выборов Президента, депутатов Государственной Думы и заканчивая выборами в органы местного самоуправления в районах, селах и поселках. Общим принципом является назначение выборов представительными органами власти, за исключением назначения выборов в Госдуму (их назначает Президент). В случаях неназначения выборов в конституционные сроки по любым основаниям на всех уровнях государственной власти и органов самоуправления право (я особо заостряю внимание), право проведения выборов предоставляется избирательным комиссиям соответствующего уровня, начиная от Центральной избирательной комиссии и заканчивая территориальными комиссиями городов и районов. В этих статьях отражены сроки проведения выборов - они проводятся в течение трех месяцев после появления у избирательной комиссии права на проведение выборов. Решен вопрос о финансировании таких выборов, проводимых избирательными комиссиями. Если исполнительная власть отказывается финансировать выборы или бюджеты не предусматривали такие расходы, то избирательная комиссия наделяется правом взять кредит в Центральном банке Российской Федерации или в любом коммерческом банке с последующим возмещением расходов за счет соответствующего бюджета. В законах, которые предлагались чуть ранее, для органов самоуправления предусмотрена судебная процедура назначения и проведения выборов. Я полагаю, что этому не противоречит предложенное в данном проекте закона проведение выборов избирательными комиссиями, оно только дополняет вот эти гарантии проведения выборов в органы местного самоуправления. Настоящий проект закона вносится на рассмотрение депутатами трех фракций - КПРФ, "Наш дом - Россия" и "ЯБЛОКО". При подготовке законопроекта к первому чтению поступило заключение от Правового управления Думы и предложение депутата Зяблицева. В этих документах проект закона не отвергается. Правда, есть предложения, которые могут быть реализованы при доработке законопроекта и рассмотрении его во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы к Юрию Ивановичу есть? Нет вопросов? Пожалуйста, депутат Цику. ЦИКУ К.А. Хотел бы выяснить, Юрий Иванович, как относиться к предложениям и избирателей, и депутатов здесь, в Государственной Думе, о том, чтобы финансирование расходов на проведение выборов, начиная от местных органов самоуправления до Президента Российской Федерации, производилось бы только за счет средств государственного бюджета Российской Федерации или бюджетов субъектов Федерации. Дело в том, что некоторые товарищи сегодня заявляют о том, что в Государственной Думе отсутствуют средства исключительно потому, что КПРФ, в связи с тем что Геннадий Николаевич Селезнев - Председатель Государственной Думы, отдала все средства на предвыборную кампанию Геннадия Андреевича Зюганова. Я считаю, что это преступное заявление. Если это заявление появится в печати, я первым подпишусь под тем, чтобы подать в суд на этого человека. (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Казбек Асланбечевич, ну если это заявление не появилось, зачем нам его обсуждать-то? Ваш вопрос к докладчику по сути закона, пожалуйста. Добавьте 10 секунд депутату Цику. ЦИКУ К.А. И на средства массовой информации, и вообще все средства, которые расходуются на выборные мероприятия, надо предусмотреть один источник. Как вы смотрите на это? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Иванович. ЧУНЬКОВ Ю.И. К сожалению, этот вопрос так широко в этом проекте закона не решается. Здесь речь идет только о выделении средств на работу избирательных комиссий по проведению выборов. Вы же ставите вопросы гораздо шире: агитация за кандидатов и все остальное - только за счет бюджета. Если этот вопрос заслуживает внимания и законодательного решения, то, видимо, в этот же самый закон такая поправка возможна. Она даже не исключена в пределах этого закона. Если будет такое предложение, такая будет поправка, мы можем внести в этот проект закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще вопросы? Так, поступило предложение перейти к голосованию. (Шум в зале.) Депутат Глотов? Да, пожалуйста. ГЛОТОВ С.А., депутатская группа "Народовластие". Уважаемый Юрий Иванович, скажите, пожалуйста, в какой мере мы можем повлиять сегодня с помощью внесения дополнений и изменений в закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан..." на вопрос о продлении полномочий законодательными органами власти субъектов Российской Федерации в нарушение этих избирательных прав граждан? Сегодня мы с вами знаем, что ряд законодательных собраний краев и областей России произвольно увеличивает себе этот срок на два года. Завтра кому-то захочется на четыре, или на десять лет, или пожизненно установить для себя этот мандат в нарушение статьи 3 и других статей Конституции. Какие реально предпринимаются усилия и как разрешает предлагаемый вами проект закона этот вопрос? ЧУНЬКОВ Ю.И. Вопрос понятен. Если этот проект закона пройдет и он, этот проект, станет законом, то сразу появляется возможность у избирательных комиссий провести такие выборы в конституционные сроки (здесь прямо указано в статье - конституционные сроки). Если избирательные комиссии это не будут реализовывать, тогда может наступить судебная процедура. Закон посвящен как раз этому моменту, чтобы прекратить вот эту вакханалию с продлением себе полномочий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гонжаров. ГОНЖАРОВ О.П., фракция "Наш дом - Россия". Александр Николаевич, у меня не вопрос, а просто дополнение, выступление от фракции. ЧУНЬКОВ Ю.И. Гонжаров - один из авторов этого проекта закона. ГОНЖАРОВ О.П. Могу я, да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, да. Микрофон включен у вас. ГОНЖАРОВ О.П. Уважаемые депутаты! До первого тура президентских выборов, когда нередко раздавались голоса о том, что Борис Николаевич Ельцин никогда не пойдет на выборы, потому что эти выборы он непременно проиграет, на одной из пресс-конференций в Новосибирске как-то было заявлено, что свободные выборы в России должны проводиться насильственно. Надеюсь, что законодатели, понимающие функции закона, не найдут в таком утверждении логического противоречия, а если есть какое-то логическое противоречие, то скорее всего оно кроется в самой сути демократии. Демократия, или, если кому-то угодно и больше нравится это слово, народовластие, имеет своим краеугольным камнем периодическое проведение в установленные законом сроки выборов в государстве. Я не буду, подобно ортодоксальным демократам, утверждать, что выборы должны проводиться, даже если при этом погибнет весь мир. Древние, наверное, правильно утверждали: inter arma silent leges - когда гремит оружие, законы молчат. Я думаю, что ту ситуацию, как она складывалась в Чечне, когда проводились выборы под дулами орудий и автоматов, в общем-то, с большой оговоркой можно было бы назвать свободным демократическим выбором, но факт есть факт, они состоялись. Рассматриваемый сегодня в первом чтении законопроект о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" представляет собой нормативный акт, который своей основной идеей имеет как раз высказанную ранее мысль. Свободные выборы в России должны проводиться обязательно, или, выражаясь другими словами, эти выборы должны быть неотвратимыми. Непосредственным поводом для разработки настоящего законопроекта послужила сложившаяся в ряде регионов ситуация, когда, по сути дела, прервалась деятельность законодательных органов субъектов Федерации. Я напомню, что до сих пор в Кемеровской области ситуация, связанная с Законодательным собранием, так и не разрешена, и, возможно, в других регионах есть ситуации, аналогичные этой. Так вот, необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" диктуется прежде всего самой логикой данного закона. Гарантии избирательных прав граждан России могут быть реализованы только тогда, когда созданы условия для своевременного проведения выборов. Нет особой нужды говорить о том, что своевременное проведение выборов обеспечивает не только преемственность деятельности органов власти и управления, но и служит главным препятствием для возрождения в России тирании. И замечания конкретно по самому законопроекту. К сожалению, те предложения, которые уже мной подавались, не учтены, и я обратил бы внимание Юрия Ивановича, что в статье 7-1, где говорится: "В соответствии с Конституцией...", есть некоторая логическая неувязка. В Конституции говорится только о назначении выборов Президента Советом Федерации и Государственной Думы Президентом Российской Федерации. Поэтому вторая часть первого абзаца немножко не вяжется с первой посылкой, с первым предложением. Второе. Мне думается, что этот закон, по сути дела, является законом, который относится к компетенции Российской Федерации, если сказать более точно, статья 71, где говорится о регулировании и защите прав и свобод граждан. Поэтому мне виделось бы, что необходимо все-таки более детализированно подойти к некоторым вопросам, которые касаются сроков проведения выборов. И не случайно депутат Глотов задавал вопрос относительно того, как будет разрешаться ситуация в субъектах Российской Федерации. Мы этим своим законом, к сожалению, таких возможностей пока не предоставляем, потому что не указали те временные рамки, в пределах которых избирательные комиссии соответствующих субъектов Федерации должны принимать какие-то решения. Я надеюсь, что в рамках второго чтения мы все необходимые дополнения и уточнения, которые касаются более точного изложения вот этих всех процедур, опишем в этом законопроекте, а сейчас предложил бы депутатам проголосовать за принятие в первом чтении данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Павлович. Поскольку замечания, высказанные депутатами, касаются второго чтения и могут быть учтены в рамках второго чтения, я прошу голосовать: принять данный законопроект в первом чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 07 сек.) Проголосовало за 293 чел. 65,1% Проголосовало против 3 чел. 0,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 296 чел. Не голосовало 154 чел. Результат: принято Принимается.