Заседание № 232
О Федеральном законе "О гарантировании вкладов граждан в банках" (проект № 96700087-2; в связи с отклонением закона Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Федеральный закон "О гарантировании вкладов граждан в банках" докладывает заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Алексеевич Медведев. Павел Алексеевич, пожалуйста, на трибуну. МЕДВЕДЕВ П. А., фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемые коллеги, я прошу снять с рассмотрения закон "О гарантировании вкладов граждан в банках" не потому, что этот закон плохой, а потому, что технически это необходимо сделать. Этот закон был принят предыдущей Думой, на него наложил вето Совет Федерации, затем вето было преодолено Думой, после чего наложил вето Президент. Александр Алексеевич не разрешает называть фамилию Президента, я этого не сделаю, скажу только, что это произошло в 1999 году. Сейчас внесен Правительством другой закон, по существу совпадающий с этим, он чуть-чуть по-другому называется. И именно он и должен быть рассмотрен, но после некоторых изменений, я надеюсь. А этот закон технически необходимо снять. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Алексеевич. Переносим также на "час голосования".
Пункт 6. Федеральный закон "О гарантировании вкладов граждан в банках". Кто за то, чтобы снять закон с дальнейшего рассмотрения? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 04 сек.) Проголосовало за 247 чел. 54,9% Проголосовало против 133 чел. 29,6% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел. 15,3% Результат: принято Принимается.
Заседание № 303
О Федеральном законе "О гарантировании вкладов граждан в банках" (в связи с отклонением Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Пункт 2.44: о Федеральном законе "О гарантировании вкладов граждан в банках" (в ранее принятой редакции) в связи с отклонением Советом Федерации. ИЗ ЗАЛА. Поименно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поименно предлагают... Пожалуйста, голосуйте в режиме поименного голосования. Ставлю на голосование. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 37 сек.) Проголосовало за 365 чел. 81,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 300
О Федеральном законе "О гарантировании вкладов граждан в банках" (в связи с отклонением Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Пункт 7 повестки дня. Павел Алексеевич Медведев здесь. Закон отклонялся Советом Федерации. Павел Алексеевич, делайте доклад. МЕДВЕДЕВ П.А., депутатская группа "Российские регионы". Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! По закону "О гарантировании вкладов граждан в банках" Совет Федерации предложил образовать согласительную комиссию, однако эта комиссия не работает. Причина состоит в том, что Совет Федерации высказал несколько замечаний по нашему тексту. Я раздал соответствующие материалы, вы можете следить по бумагам, которые у вас есть. Первое замечание: федеральная система обеспечения возврата денежных средств, размещенных гражданами в банковские вклады, может основываться только на страховом принципе. Это замечательное замечание. Ровно так устроен наш закон. Следующее замечание: федеральная система страхования вкладов граждан в банках должна носить обязательный характер. Это стержень нашего закона. Страхование осуществляется обязательно в пределах установленной законом суммы, ограничивающей размер страховых вкладов. Ровно это содержится в нашем законе. И так далее. Уважаемые коллеги, то, что происходит, на мой взгляд, выходит далеко-далеко за грань приличия. Я думаю, что у нас нет никакого другого способа действовать, как только преодолеть вето Совета Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли какие-либо выступления у фракций и депутатских групп по этому поводу? Согласительные процедуры, к сожалению, не проводились. Согласительного протокола, который мы обсуждаем в таких случаях, у нас просто нет. Таким образом, мы выносим закон на голосование на пленарное заседание 1 декабря в "час голосования" для принятия в ранее принятой редакции. Спасибо, Павел Алексеевич.
Заседание № 290
О проекте постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О гарантировании вкладов граждан в банках" (в связи с отклонением Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Пункт 4 повестки дня. Павел Алексеевич Медведев. Пожалуйста, докладывайте проект постановления. Вот этот голосовать можно. МЕДВЕДЕВ П.А., депутатская группа "Российские регионы". Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Как известно, Совет Федерации предложил создать согласительную комиссию для преодоления разногласий по Федеральному закону "О гарантировании вкладов граждан в банках". Совет Федерации свою часть комиссии назначил, мы предлагаем назначить нашу часть комиссии. Я думаю, что нет смысла зачитывать состав этой комиссии, документ вам роздан. Убедительная просьба проголосовать сегодня. Мы договорились с той частью комиссии, которая назначена Советом Федерации, что мы очень быстро поработаем, с тем чтобы Дума этого созыва успела этот закон принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Алексеевич, останьтесь пока. Есть ли вопросы к Павлу Алексеевичу по проекту постановления о создании нашей части комиссии? Нет. Могу ставить на голосование? Ставится на голосование: принять проект постановления о согласительной комиссии. Прошу голосовать. Пункт 4 повестки дня. Пожалуйста, повнимательней, идет голосование. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Таких нет. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 45 мин. 19 сек.) Проголосовало за 318 чел. 70,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 286
О проекте федерального закона "О гарантировании вкладов граждан в банках".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Точно так же к третьему чтению подготовлен проект закона "О гарантировании вкладов граждан в банках". Законопроект готовил комитет по бюджету. Ставлю на голосование: принять данный проект закона в третьем чтении. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 26 мин. 48 сек.) Проголосовало за 325 чел. 72,2% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 327 чел. Не голосовало 123 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 282
О проекте федерального закона "О гарантировании вкладов граждан в банках".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению вопросов, которые включены в повестку дня. Пункт 2. Пожалуйста, Павел Алексеевич Медведев, занимайте трибуну. Докладывается проект федерального закона "О гарантировании вкладов граждан в банках", законопроект второго чтения. Пожалуйста, Павел Алексеевич, ваш доклад. МЕДВЕДЕВ П.А., депутатская группа "Российские регионы". Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Я надеюсь, вы помните, что, когда первый раз этот закон, закон о гарантировании вкладов, был предложен на второе чтение (это было 18 декабря 1996 года), фракции выдвинули целый ряд условий принятия закона во втором чтении. Центральным и самым трудным для выполнения было условие предварительного принятия закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Ну, как мы теперь все знаем, этот закон, слава Богу, подписан и вступил в действие. Также во время обсуждения было выдвинуто несколько содержательных претензий к закону, и Дума поручила именно эти содержательные претензии учесть. Мы надеемся, что львиная доля замечаний, сделанных во время обсуждения, учтена. Хотя, конечно, мы все время вынуждены были идти по тонкой грани компромисса. У меня очень большая просьба быть снисходительными к авторам законопроекта, к тем людям, которые работали над замечаниями, над поправками. Некоторые поправки друг другу противоречили, поэтому их учесть было невозможно. Некоторые поправки не устраивали какую-нибудь сторону. А сторон, заинтересованных в этом законопроекте, было очень много. И у того депутата, который вел этот закон, не хватило ума для того, чтобы убедить заинтересованные стороны прийти к соглашению. Очень большая просьба к представителю Президента поддержать этот закон. Представитель Президента, безусловно, знает, что в марте 1993 года Президент издал указ, поручающий Правительству в месячный срок подготовить закон (тогда он назывался "О страховании вкладов"), и в этом указе прописал структуру закона. Указ Президента в этой части, безусловно, соблюден. Далее. Депутаты поручили нам учесть содержательные замечания Президента, прописанные в его заключении. Мы это постарались сделать в силу своего понимания. К сожалению, Президент не представил тексты поправок. Он содержательно описал, что надо исправить. Мы попытались написать тексты в соответствии с пожеланиями Президента, и все соответствующие тексты предлагается принять как учтенные поправки. Большая просьба к представителям Правительства и Центрального банка. И Правительство, и Центральный банк, как вы видите из документов, которые приложены к тексту закона, и из текстов поправок, в принципе поддерживают этот закон. Их смущает необходимость на первом этапе поддержать материально, финансово, создающуюся структуру. Мне кажется, это тот самый случай, когда не верна поговорка "Скупой платит дважды". Скупой платит по крайней мере четырежды. Осенью прошлого года, когда нужно было поддержать вкладчиков обанкротившихся банков, на это ушло по крайней мере 8 миллиардов рублей. Поддержаны были только некоторые из вкладчиков некоторых банков. В среднем на одну треть их вкладов реально вкладчики получили, пожелавшие вступить в систему поддержки, которую предложил Центральный банк, в среднем получили приблизительно одну треть своих вкладов в реальном исчислении. Итак, 8 миллиардов было потрачено на разовую поддержку, а сейчас в законе предлагается вложить в эту корпорацию, я надеюсь, для того чтобы она существовала вечно, всего лишь 2 миллиарда рублей. Очень прошу не скупиться, поддержать в этой части наш закон. Ну и, как положено, таблицы поправок. Таблица 1 - поправки, которые предлагаются комитетом к одобрению, и таблица 2 - поправки, которые предлагаются к отклонению, перед вами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Алексеевич. Коллеги, законопроект второго чтения. Есть ли у фракций и депутатских групп вопросы и предложения по таблицам поправок? Полномочный представитель Президента Александр Алексеевич Котенков. КОТЕНКОВ А.А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Не оспаривая по существу данный закон, я вынужден все-таки констатировать тот факт, что закон принят в первом чтении в 1996 году, а заключение Правительства получено в конце 1998 года, и, если вы хотите довести этот закон до ума, его необходимо сейчас вернуть в первое чтение, переголосовать при наличии заключения Правительства, а потом только приступать ко второму. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Алексеевич, ваша позиция. МЕДВЕДЕВ П.А. Ну, по-видимому, представитель Президента прав: действительно, заключение от 1998 года имеется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, депутаты что по этому поводу думают? Согласиться с этим предложением? Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы... Так, депутат Мизулина Елена Борисовна, пожалуйста. МИЗУЛИНА Е.Б., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемый Борис Юрьевич, я хотела бы задать вопрос докладчику. Скажите, пожалуйста, вы какой законопроект направляли в Правительство на заключение: тот, который был принят в первом чтении, но с учетом тех предложений и замечаний, которые вы ко второму подготовили, или только чистый текст, подготовленный в первом чтении, или до первого чтения? Какой текст вы направляли на заключение в Правительство? МЕДВЕДЕВ П.А. Текст первого чтения, конечно. МИЗУЛИНА Е.Б. То есть тот, который был проголосован депутатами? МЕДВЕДЕВ П.А. Да. МИЗУЛИНА Е.Б. Но тогда у меня очень серьезное сомнение относительно предложения Александра Алексеевича Котенкова. Дело в том, что нет пока закона, который устанавливал бы сроки, в течение которых мы должны провести закон во втором чтении после первого чтения. Наш Регламент тоже эти сроки не оговаривает. Я не вижу оснований, по которым мы должны возвращаться к первому чтению. (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время Мизулиной. Заканчивайте. МИЗУЛИНА Е.Б. Я бы просила тогда объяснить мотивацию. Как мы юридически будем обосновывать возврат в первое чтение: тем, что очень большой срок прошел между первым чтением и получением заключения Правительства? Ну, извините, это не наша вина. Вот если бы были расхождения в текстах, тогда, может быть, что-то тут нужно было изменять. Я не понимаю смысла голосования по возвращению проекта в первое чтение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич Котенков, хотите пояснить по вопросу Мизулиной? Пожалуйста. КОТЕНКОВ А.А. Безусловно. Я хочу просто напомнить часть третью статьи 104, согласно которой законопроект не может быть внесен, а не только принят в первом чтении без заключения Правительства. Он же был принят без заключения Правительства. Только спустя два года было получено заключение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я думаю, что мы затратим меньше времени, если проголосуем, и это не будет никаким нарушением. Ставлю на голосование: вернуть указанный законопроект "О гарантировании вкладов граждан в банках" к процедуре первого чтения. Прошу голосовать. Комитет согласен. Павел Алексеевич Медведев подтвердил необходимость этой процедуры. Кто без карточки? Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 43 сек.) Проголосовало за 285 чел. 63,3% Проголосовало против 3 чел. 0,7% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 289 чел. Не голосовало 161 чел. Результат: принято Вернулись к процедуре первого чтения. В рамках процедуры первого чтения есть необходимость учитывать какие-либо обстоятельства, кроме того, что мы имеем новое заключение Правительства? Депутат Турусин Анатолий Афанасьевич. ТУРУСИН А.А., Аграрная депутатская группа. У меня вопрос, Павел Алексеевич, о гарантии вкладов в Сберегательном банке. МЕДВЕДЕВ П.А. Я готов ответить. По гарантии вкладов в Сберегательном банке по предложению Правительства принято такое решение. Есть статья в тексте, которая поручает Правительству в месячный срок подготовить процедуру гарантирования вкладов граждан в Сберегательном банке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть еще какие-то вопросы, сомнения? Нет. Тогда ставлю на голосование: указанный законопроект с учетом нового заключения Правительства принять в первом чтении? Прошу голосовать. Идет голосование. Прошу быть внимательными, очень важный законопроект. Кто без карточки? Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 45 мин. 09 сек.) Проголосовало за 312 чел. 69,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел. Результат: принято Принимается. Есть ли у фракций, депутатских групп и отдельных депутатов вопросы по таблицам поправок - таблице принятых, таблице отклоненных поправок? Вопросов нет. Ставлю на голосование: утвердить предложенную комитетом к принятию таблицу 1 поправок. Прошу проголосовать. Идет голосование таблицы принятых комитетом поправок. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 45 мин. 56 сек.) Проголосовало за 290 чел. 64,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 290 чел. Не голосовало 160 чел. Результат: принято Таблица 1 утверждена. Ставится на голосование таблица поправок, которую комитет рекомендует к отклонению. Прошу голосовать. Идет голосование по таблице отклоненных поправок. Пожалуйста, будьте повнимательнее. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 33 сек.) Проголосовало за 274 чел. 60,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 274 чел. Не голосовало 176 чел. Результат: принято Таблица 2 утверждена. Пожалуйста, Батанов Геннадий Николаевич, представитель Правительства. БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты, уважаемые законодатели! В заключении Правительства Российской Федерации было подчеркнуто, не сформулировано, но подчеркнуто (я хочу это сказать в связи с тем, что мы принимаем федеральный бюджет на 2000 год), что формирование резерва корпорации, который предполагается формировать за счет Правительства Российской Федерации (имеется в виду федеральный бюджет) и Банка России, осуществляется в течение первых пяти лет. Ну, там говорится о размере. Вместе с тем отсылочная норма говорит о том, что порядок и сроки внесения ежегодного взноса Правительства Российской Федерации устанавливаются федеральным законом о бюджете Российской Федерации. Так вот, порядок и сроки есть, а размер в данной статье, 50-й, не указан. В силу этого принятие федерального бюджета - это как бы норма обязательная. То есть вы будете обязаны этот взнос, размер этого взноса, указывать даже в ситуации, когда это будет тяжело сделать и средств таких не будет. У меня все. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Алексеевич, ваш комментарий. МЕДВЕДЕВ П.А. Уважаемые коллеги, относительно первого взноса написано в статье 50 абсолютно четко: решение должно быть принято при принятии бюджета на 2000 год. Относительно следующих взносов есть такое положение. В законе объясняется, каков уровень страхового фонда в корпорации должен быть относительно суммы принятых банками вкладов - 5 процентов. Если в течение первых пяти лет окажется, что за счет взносов банков этот уровень не будет достигнут, тогда относительно разницы должно быть принято специальное решение в соответствующем бюджете, в бюджете соответствующего года. То есть абсолютно четко прописан алгоритм того, что надо делать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Камышинский Николай Акимович. КАМЫШИНСКИЙ Н.А., депутатская группа "Народовластие". Я бы хотел именно на этот вопрос обратить внимание своих коллег. Ведь когда мы этот законопроект рассматривали в первом чтении, готовили ко второму чтению, на всех процедурах мы все время отмечали, что резервный фонд не должен формироваться за счет Правительства, за счет бюджета, потому что сегодня у нас порядка 80 процентов вкладов находятся в Сберегательном банке, где уже определен механизм государственной ответственности. Сегодня корпорация на таких условиях создаваться не может, когда мы уже как бы исподволь закладываем механизм выделения средств из федерального бюджета. Поверьте, Павел Алексеевич, что расчет будет только на бюджетные деньги, потому что силой вы не заставите банки вносить туда средства, даже вот этим законом, потому что это идет вразрез с Гражданским кодексом. Поэтому я еще раз хотел бы подчеркнуть, что необходима более четкая и ясная позиция: будут предусматриваться средства из федерального бюджета в этот фонд резервной корпорации или не будут? МЕДВЕДЕВ П.А. Ну, ответ совершенно ясный. В течение первых пяти лет прописывается некий алгоритм: в первый год - 2 миллиарда, что, еще раз подчеркиваю, в четыре раза меньше, чем фактические потери бюджета для покрытия разовых убытков вкладчиков только некоторых банков, и далеко не всех вкладчиков. Некоторый вклад должен быть, безусловно, сделан для того, чтобы корпорация начала работать. Корпорация не рассчитывает только на бюджетные средства. Более того, с большим запасом здесь написано о пяти годах. На самом деле мы надеемся, что корпорация значительно раньше выйдет на такой крейсерский режим работы, когда за счет взносов банков полностью будут покрываться расходы на гарантирование. Принципиально невозможно, чтобы банки не платили взносы. Внимательно прочитайте текст закона. Как только банк первый раз не внесет положенный взнос, он будет исключен из корпорации, а исключение из корпорации ведет к тому, что банк теряет право принимать вклады граждан. Так что взносы будут делаться всеми банками, которые захотят продолжать работать на рынке частных вкладов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Макашов Альберт Михайлович. МАКАШОВ А.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые депутаты, помогите мне разобраться! Правительство, Президент или еще кто-то нашли виновных в кризисе 17 августа, нам объяснили, нам объявили? Нет. Скажите: хоть один банк, который не выплатил, который ободрал вкладчиков, доведен до банкротства, проданы его здание, имущество, машины, картины и прочее? Нет. Мы сейчас создаем еще одну надстройку. Эти деньги (вот я так предполагаю, верховым чутьем, как волк, чую) будут крутиться в предвыборной кампании. И все остальное прочее! Если вы мне можете ответить, докладчик, то, пожалуйста, развейте сомнение не только мое, но и остальных депутатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Алексеевич Медведев. МЕДВЕДЕВ П.А. В предвыборной кампании деньги принципиально не смогут крутиться, потому что до выборов они еще не появятся. Там целый полугодовой переходный период предусматривается от момента подписания Президентом закона до... ИЗ ЗАЛА. Президентские выборы будут! МЕДВЕДЕВ П.А. Ну, до президентских выборов чуть-чуть больше полугода. Далее... ИЗ ЗАЛА. Так оно и будет! МЕДВЕДЕВ П.А. Минуточку. Далее Дума будет иметь представителей в наблюдательном совете корпорации. Если эти представители не будет иметь глаз и ушей и прозевают растранжиривание денег, ну тогда, конечно, надеяться не на что. Кроме того, там будут представители Правительства и Центрального банка. Далее. Каждый, мне кажется, должен заниматься тем, что он умеет делать. Ну не умею я преступников ловить! Я надеюсь, что немножко понимаю в банковском законодательстве. Всегда во всех странах защита вкладчика, защита любого клиента банка строится как бы в несколько барьеров. Есть барьер уголовный - жуликов надо ловить, наказывать, сажать в тюрьму, должны быть написаны законы, которые касаются этого барьера. Но есть барьер финансовый - это система гарантирования, или страхования (в разных странах это по-разному называется), вкладов. Вот я занимаюсь этим барьером. Я совсем не против того, чтобы жуликов поймали. Кстати говоря, хотя и очень, на мой взгляд, вяло, но все-таки кое-какая собственность тех банков, которые не выполняют своих обязательств перед гражданами, продается. Если вступит в силу этот закон, то деньги, выплаченные гражданам, становятся долгом банка перед корпорацией. И корпорация уже, не отдельный гражданин, голос которого слабо слышен, а корпорация будет выбивать из банков-должников деньги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, таблицы поправок проголосованы, выступления по мотивам голосования состоялись. Ставлю на голосование: принять указанный законопроект во втором чтении. Прошу голосовать. Идет голосование по законопроекту "О гарантировании вкладов граждан в банках". Пожалуйста, будьте повнимательнее. Пункт 2 нашей повестки дня. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Таких нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 41 сек.) Проголосовало за 295 чел. 65,6% Проголосовало против 4 чел. 0,9% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел. Результат: принято Законопроект принят во втором чтении. Павел Алексеевич, спасибо.
Заседание № 65
О проекте федерального закона о гарантировании вкладов граждан в банках (второе чтение).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые депутаты! Возьмите, пожалуйста, законопроект под номером 28 - о проекте федерального закона о гарантировании вкладов граждан в банках. Докладчик - председатель подкомитета Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Павел Алексеевич Медведев. Пожалуйста. МЕДВЕДЕВ П.А., депутатская группа "Российские регионы". Уважаемый Председатель, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется для рассмотрения во втором чтении законопроект о гарантировании вкладов граждан в банках. Я не буду напоминать о содержательных... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, пожалуйста, Павел Алексеевич. Уважаемые депутаты, присядьте, пожалуйста. Геннадий Иванович, будьте добры, присядьте. Владимир Александрович Тарачев, присядьте тоже, пожалуйста. Пожалуйста, продолжайте. МЕДВЕДЕВ П.А. Спасибо. Не буду напоминать о содержательных причинах, которые вызвали необходимость принятия этого закона с политической, социальной и экономической точек зрения. Вам представлены две таблицы поправок. Одна - те, которые комитет по бюджету рекомендует принять, другая - те, которые комитет по бюджету рекомендует отклонить. Мы по возможности постарались учесть все поправки, включая содержательные, и в том числе поправки, которые были поданы не субъектами законодательной инициативы (они были обработаны и предложены кем-то из субъектов законодательной инициативы). Отклонены, по существу, только те поправки, которые нарушают концепцию закона. Эти поправки, естественно, просто по нашему Регламенту не могут быть одобрены. Мои коллеги рекомендовали мне (я им за это благодарен) обратить ваше внимание на одну поправку. Эта рекомендация связана с вопросами, которые задавались при первом чтении. Насколько надежную защиту корпорация дает вкладчику? Так вот, надежность защиты повышена тем, что воздвигнут еще, так сказать, один вал, еще одна защитительная баррикада. Она реализована в виде поправки к статье 15. Содержательно сделано следующее: если корпорация вместо неплатежеспособного банка выплатит вклады гражданам, она имеет право предъявления иска банку на соответствующую сумму. Мало того, мы внесли поправку к Гражданскому кодексу (она уже одобрена нашим комитетом и передана в Совет Думы), которая говорит, что вместе с этим правом предъявить иск к корпорации переходит и первоочередное право удовлетворения требований. Как вы знаете, сейчас, по Гражданскому кодексу, гражданин со своим иском стоит первым в очереди, если банк разоряется. Теперь просьба открыть таблицу 1 поправок и, если вы не возражаете, ее одобрить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите. Прежде чем перейти к таблице поправок, я выясню у фракций и депутатских групп, есть ли замечания по поправкам. Пожалуйста, фракция КПРФ, депутат Савельев Николай Николаевич. САВЕЛЬЕВ Н.Н. Уважаемые депутаты, уважаемые Геннадий Николаевич и Павел Алексеевич! Я обязан выступить по поручению фракции и то, что сейчас скажу, считаю и своим упущением, поскольку я высказывался и при рассмотрении первого, концептуального варианта этого законопроекта, по поправкам. Не умаляя всей проделанной работы и понимая, что нужно гарантировать вклады граждан, хочу сказать, что в этом законе есть две принципиальные нерешенные вещи. Первая. У нас так и нет чистоты понятия организаций, имеющих право привлекать вклады граждан. Корпорация касается только банков, но есть огромное поле инвестиционных и других организаций, которые привлекают вклады и никак не подпадают ни под этот закон, ни под другой. Мы опять не делаем закон универсальным. И самое главное: средства корпорации - это по сути ведь средства налогоплательщиков, средства граждан. В итоге с их вкладов берутся деньги и передаются в корпорацию. Поэтому по сути происхождения - это государственные средства, и поэтому корпорация должна являться государственной корпорацией, частью нашей государственной резервной системы. Вот как раз чистоты этого понятия (с чем, кстати, согласился в устной беседе на заседании фракции Сергей Константинович Дубинин) у нас в законопроекте нет. Я бы предложил от имени фракции сейчас не ставить закон на голосование во втором чтении, потому что большая работа проделана, уточнить, доработать дополнительно два этих принципиальнейших вопроса и несколько позже вынести этот закон на рассмотрение Государственной Думы. У меня большая просьба к депутатам - поддержать мнение нашей фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Алексеевич, ваше мнение. МЕДВЕДЕВ П.А. По-видимому, это надо проголосовать. Если депутаты разделяют эту позицию, то, конечно, голосовать во втором чтении бессмысленно. Если не разделяют, то это будет... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас мы обменяемся мнениями. Пожалуйста, депутат Иваненко. ИВАНЕНКО С.В. Наша фракция тоже рассматривала этот вопрос, был у нас председатель Центрального банка, и мы договорились так: в принципе действительно можно сегодня не рассматривать, но по несколько другим основаниям. Вот здесь есть статья 52 закона о вступлении в силу закона о гарантировании вкладов, в котором написано, что подавляющее большинство статей, основная часть статей, вступает в силу после принятия закона о несостоятельности кредитных учреждений. Этот закон, насколько нам известно, пока не рассмотрен даже в первом чтении. Ну, может быть, мы отложим этот законопроект и одновременно поручим комитету, примем решение Думы, чтобы в ближайшее время рассмотреть вопрос о банкротстве банков, потому что имеет смысл гарантировать вклады только тогда, когда будет четкая и ясная процедура банкротств, иначе это просто бесполезное занятие и мы породим "МММ"ы в огромных количествах. Вот такое предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть еще что-то у фракций? Пожалуйста, депутат Пузановский, Аграрная депутатская группа. От Комитета по экономической политике. Пожалуйста. ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемый Председатель, уважаемый Павел Алексеевич! При первом чтении было некоторое джентльменское соглашение подписано, ряд условий, которые должны были войти в протокол, а затем найти отражение концептуально. Это касается самого предмета регулирования. Речь идет об институте, институциональный закон. Таким образом, в самом названии это должно было бы быть прописано. Речь идет не о деятельности как таковой - гарантировании, а о корпорации. Это один момент. Второй момент. Он касался наблюдательного совета, порядка организации наблюдательного совета. Эти условия не соблюдены. По этим основаниям также есть предложение вернуть на первое чтение и доработать с учетом этого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аграрная депутатская группа, Геннадий Васильевич Кулик. КУЛИК Г.В., Аграрная депутатская группа. Мне очень не хотелось бы, потому что я очень активно поддерживаю этот закон, считаю его нужным, но я соглашаюсь с предложением товарищей, чтобы сегодня его не обсуждать. Появился и не совсем четко был рассмотрен ряд поправок Центрального банка, направленных на разделение функций корпораций и Центрального банка. Кое-где корпорации чуть выше становятся, чем Центральный банк. Я думаю, это не совсем правильно потому, что мы выработали концепцию: все-таки Центральный банк - это тот единственный орган, который осуществляет контроль за коммерческими банками. Значит, надо внести поправки. И плюс то, что здесь говорили другие депутаты. Я думаю, мы правильно поступили бы, если бы дали возможность еще недельку поработать над этим вопросом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Никитин, группа "Народовластие", пожалуйста. (Шум в зале.) Сейчас, сейчас и Станиславу Михайловичу тоже. НИКИТИН В.П., депутатская группа "Народовластие". Уважаемые коллеги! Если вы обратите внимание на таблицу отклоненных поправок, то увидите, что очень много поправок, представленных от нашей группы, попало туда. Они под фамилией Рыжкова Николая Ивановича. Поэтому я считаю, что, если мы сегодня возьмем этот недельный тайм-аут, у нас тоже будет возможность согласовать некоторые, как мы считаем, принципиальные моменты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Похоже, есть согласие. Депутат Жебровский. Станислав Михайлович, пожалуйста. ЖЕБРОВСКИЙ С.М. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Мы также присоединяемся к просьбе других депутатских групп и фракций перенести рассмотрение этого закона и по тем причинам, которые были изложены, и у нас есть еще свои замечания к нему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Алексеевич, наверное, так и надо поступить, чтобы сейчас закон не проваливать? МЕДВЕДЕВ П.А. Да. Коллеги! Я вижу, что... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас еще представитель Президента... Одну минуточку! Пожалуйста, Александр Алексеевич. КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я поддерживаю предложение депутатов о переносе рассмотрения этого законопроекта. Но хочу озвучить для стенограммы следующее. Действительно, закон не доработан. И меня просто удивляет: несмотря на то, что заключение Президента Российской Федерации направлено в Государственную Думу 12 августа, в таблицах поправок не содержится - ни среди отклоненных, ни среди принятых - ни одного замечания Президента. И поэтому, поддерживая предложение о переносе сроков рассмотрения этого закона, я просил бы разработчиков учесть поправки Президента. Я имею в виду, не в законе, а хотя бы в таблицах поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Договорились. Давайте мы на этом остановим дискуссию, тем более что докладчик согласился снять закон с рассмотрения. Вернитесь, пожалуйста, к законопроекту с учетом всех замечаний, которые прозвучали. Может быть, потребуется даже расширить состав участников обсуждения, чтобы снять все вопросы. Депутат Задорнов слова просит. ЗАДОРНОВ М.М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, фракция "ЯБЛОКО". Уважаемые коллеги! Безусловно, если таково единодушное мнение фракции, то закон нужно переносить, но у меня огромная просьба. Это просто облегчит нашу работу, если фракции дадут, помимо тех, о которых сказали (вот Александр Алексеевич сказал, группа "Народовластие"), конкретные поправки и предложения, чтобы они могли быть рассмотрены. Поскольку мы с Центральным банком трижды собирались и замечания как раз от Центрального банка полностью сняты - все, что давали, все снято. Поэтому подавайте конкретные замечания, и они конкретно будут рассмотрены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Попросим до разъезда на короткие каникулы оставить замечания по данному закону. Павел Алексеевич, пожалуйста. МЕДВЕДЕВ П.А. Я, конечно, согласен. Такое единодушие, и доброжелательное, по-видимому, единодушие, следует с благодарностью принять. Я хотел бы обратить внимание на то, что многие поправки действительно учтены. Президентские - все до одной, Александр Алексеевич, учтены в тексте. Минуточку, я закончу сейчас. К сожалению, поправки устроены приблизительно таким образом. Одни говорят: мы настаиваем на том, чтобы организация была более государственной. И если вы это не примете, мы не проголосуем. А другие говорят: мы настаиваем на том, чтобы организация была менее государственной. И мы тоже не проголосуем, если вы это не примете. Уважаемые коллеги, я с огромным уважением отношусь к чужому мнению. Но мы этот закон никогда не примем, если мы друг другу немножко не уступим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Алексеевич. КОТЕНКОВ А.А. Уважаемые депутаты Государственной Думы, я хотел бы возразить и привести конкретный пример, чтобы не оказалось, что при последующей доработке это снова не будет учтено. В письме Президента говорится о том, что статья 16 принятого в первом чтении законопроекта устанавливает, что сделки, связанные с осуществлением банком операций по привлечению денежных средств граждан во вклады и заключенных без постановки на учет в корпорации, являются ничтожными. Президент указывает, что это прямое противоречие статье 13 федерального закона о банках и банковской деятельности, где определено, что основанием для совершения банковских операций является лицензия Банка России. Статья 13 нынешней редакции один к одному воспроизводит положение бывшей статьи 16. Так что я не могу считать, что поправки Президента учтены. Если вы не согласны с этим, включите это предложение в таблицу отклоненных поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Алексеевич, мы закончили с этим законом, разберитесь спокойно в рабочем порядке.
Заседание № 36
О проекте федерального закона о гарантировании вкладов граждан в банках (продолжение обсуждения).
Сейчас я предоставляю слово (это пункт 16 повестки дня - о проекте федерального закона о гарантировании вкладов граждан в банках) председателю подкомитета Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Павлу Алексеевичу Медведеву. Пожалуйста. МЕДВЕДЕВ П.А. Коллеги, спасибо большое за доброжелательность. Мне сказать нечего. Я все сказал. Я могу только вас попросить сегодня обязательно проголосовать за этот закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы голосуем в каком чтении? Подождите еще, пожалуйста. МЕДВЕДЕВ П.А. Это первое чтение, и я прошу вспомнить, что я просил вчера поручить разработчикам учесть все те замечания, которые были высказаны при обсуждении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут вопросы к докладчику? Нет. Имеются замечания, предложения у Правительства, Президента, представителя Президента? Нет. Я ставлю на голосование проект закона. (Шум в зале, выкрики.) Ну, подождите же. Прекратите голосование. По ведению - депутат Савельев. Депутату Савельеву Николаю Николаевичу включите микрофон. САВЕЛЬЕВ Н.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые депутаты! Я бы хотел просто уточнить формулировку: голосовать закон в первом чтении с учетом замечаний, письменно розданных к закону, от фракции Компартии и Аграрной депутатской группы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, пожалуйста. В такой формулировке ставлю на голосование. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 41 сек.) Проголосовало за 307 чел. 68,2% Проголосовало против 6 чел. 1,3% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел. Результат: принято Принято. Готовьте законопроект ко второму чтению.
Заседание № 35
О проекте федерального закона о гарантировании вкладов граждан в банках.
Уважаемые коллеги, мы действительно очень выбились из повестки дня. У нас присутствуют два заместителя министра финансов. Девятый пункт: о проекте федерального закона о гарантировании вкладов граждан в банках. Доклад председателя подкомитета Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Павла Алексеевича Медведева. Пожалуйста, Павел Алексеевич. МЕДВЕДЕВ П.А. Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! Мы все прекрасно знаем, какие огромные потери миллионы наших сограждан понесли от неумелых или откровенно недобросовестных банкиров, какие мы тратим усилия на то, чтобы задним числом как-то компенсировать эти потери. Коллеги знают, что я в этой работе принимаю самое добросовестное участие. И все мы вместе знаем, как туго она идет. Искать ветра в поле очень трудно. Другая проблема. Наш народ склонен к сбережениям. Это очень хорошая черта, когда у подавляющей массы людей нет желания сегодня все потратить, а завтра - посмотрим. Но структура сбережений для нашей экономики чрезвычайно невыгодная. Только 25 процентов откладываемых населением средств попадают в банки, 75 процентов попадают в "чулки". Да еще в какой форме! В форме иностранной валюты. Как правило, в форме долларов. Это значит, что мы даем огромный бесплатный кредит Соединенным Штатам Америки. Этот кредит (бесплатный, еще раз подчеркиваю) оценивается сейчас в 20-30 миллиардов долларов. Наша страна испытывает крайнюю нужду в капиталах, а мы капиталы отдаем другой стране. Дай им Бог счастья, но мне не кажется, что это справедливо. Предлагаемый законопроект в значительной мере снимает эти проблемы, снимает и ряд других. Этот закон создает специальную организацию (в законопроекте она названа корпорацией), в которой обязаны зарегистрироваться все те банки, которые получат или уже получили лицензию от Центрального банка на аккумулирование средств граждан. Теперь, как вы помните, по нашему новому закону о банках и банковской деятельности получение такой специальной лицензии обязательно. Банки от каждого собранного у населения рубля будут в корпорацию делать небольшие отчисления. Сейчас в соответствии с нашими расчетами в законопроекте написано - от 0,1 до 1 процента. Аккумулированные средства будут использоваться корпорацией, для того чтобы вкладчики не страдали от инфляции, на покупку ценных государственных бумаг. Возможность использования средств почти полностью ограничена покупкой государственных ценных бумаг. Это создает дополнительные гарантии того, что средства не будут потеряны. Трудный вопрос, который пришлось решать авторам законопроекта, - это вопрос об управлении этой корпорацией. Здесь надо было проползти между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, нельзя было отдать, что называется, на волю волн управление этой корпорацией, с другой стороны, нельзя было позволить государству смешивать бюджетные средства со средствами, которые аккумулированы в этой корпорации. Всегда есть такая опасность, что, когда с бюджетом возникают проблемы, хочется найти дополнительные источники. Средства корпорации могут рассматриваться (это было бы очень печально), могут рассматриваться как этот дополнительный источник. Для того чтобы этого избежать, мы, во-первых, отделили эту корпорацию от государства, а во-вторых, поставили ее под очень жесткий контроль со стороны государственных органов и представителей государства, в частности, под жесткий контроль представителей Центрального банка, Думы, Совета Федерации, Правительства и так далее. Если банк, который имел право и собирал средства населения, не может выполнить свои обязательства перед физическими лицами, эти обязательства берет на себя корпорация. Пока, правда, мы вынуждены были из осторожности назначить очень низкий потолок максимума выплат для одного гражданина, который был клиентом данного разорившегося банка. Мы установили этот потолок в 250 минимальных зарплат. Но этим законопроектом не возбраняется такое поведение вкладчика: он, скажем, 200 минимальных зарплат кладет в один банк, если у него есть еще деньги, он следующие 200 кладет в другой банк. И так далее. Это, между прочим, идет на пользу банковской системе, потому что более равномерно распределяет деньги по банкам. Я надеюсь, что экономика в нашей стране постепенно придет в более или менее нормальное состояние. Эта корпорация укрепится, и тогда мы этот потолок поднимем, чтобы не создавать неудобства для граждан. Против положений этого законопроекта было много возражений. Законопроект очень трудный, он касается денег, он касается миллионов наших бедных сограждан, он касается денег банков, он касается создания структуры, которая управляет деньгами, и, следовательно, появляется новый орган, как бы параллельный Центральному банку, имеющий некоторые функции, похожие на функции Центрального банка. Поэтому, естественно, было много возражений. Тот текст, который сейчас представлен, очень компромиссный. Мы попытались учесть пожелания всех сторон. Я упомяну два-три возражения, которые выдвигались, и прокомментирую их. Одно из возражений, которое постоянно выдвигается, такое: неясен статус корпорации. Это возражение является следствием какого-то досадного недоразумения. Гражданский кодекс позволяет создавать некоммерческие организации (а это некоммерческая организация) законом, об этом говорит статья 50 Гражданского кодекса. Вот именно тем законом, который я сегодня докладываю, корпорация и создается. Второе возражение, которое многократно высказывалось. К сожалению, по техническим причинам мы не смогли включить в поле действия этого закона Сберегательный банк Российской Федерации. Это очень досадно. Это создает для Сберегательного банка, да и для всех остальных банков неравные условия на рынке. За страхование банкам надо платить. Хоть и немного, но все-таки надо платить. Мы не смогли Сберегательный банк включить в этот законопроект, потому что Сберегательный банк по своему масштабу вдвое больше в смысле вкладов населения, чем все остальные банки, вместе взятые. Есть специальная наука, которая изучает проблемы страхования, так называемая актуарная наука. Вот она однозначно говорит, что столь разномасштабные субъекты не могут быть одновременно застрахованы. То, чем мы занимаемся, - это разновидность страхования. Поэтому мы в этом законопроекте прописали статью, обязывающую создать специальный закон, который будет регулировать страхование вкладов граждан в Сберегательном банке. И этот специальный закон поставит Сберегательный банк в коммерческом смысле в те же условия, что и другие банки, и создаст для вкладчиков Сберегательного банка столь же ясные перспективы, если, не дай Бог (об этом даже говорить не хочется, я думаю, что это никогда и не произойдет, но теоретически все-таки мы вынуждены эту крайность рассмотреть), если, не дай Бог, что-то случится со Сберегательным банком. Уважаемые коллеги! В пакете документов, связанных с этим законопроектом, распространены поправки, которые сравнительно недавно были согласованы представителями трех фракций. Точнее, одной фракции и двух депутатских групп: представителем фракции КПРФ, Аграрной депутатской группы и депутатской группы "Российские регионы". Мы просим рекомендовать разработчикам этого законопроекта включить эти поправки в список поправок перед вторым чтением. Уважаемые коллеги! Есть законы, без которых плохо. Тот законопроект, который сегодня предлагается, такой, без которого каждый день хуже. Каждый день разоряются банки, каждый день тысячи наших сограждан теряют деньги и не получают никакой надежды их вернуть. У меня к вам не просто просьба проголосовать за этот законопроект, а проголосовать дружно сегодня, быстро подготовить поправки ко второму чтению и способствовать максимально быстрому вступлению этого закона в действие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Алексеевич. Присядьте, пожалуйста. Из правительственной ложи попросил слова Вьюгин Олег Вячеславович, заместитель министра финансов. ВЬЮГИН О.В., заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемые депутаты! У Правительства по представленному законопроекту... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы можете встать, и слышно будет. ВЬЮГИН О.В. ...одно принципиальное замечание, которое касается вопроса о внесении государственных средств в создаваемую корпорацию, или в систему страхования депозитов. Мы проанализировали опыт создания систем страхования депозитов в очень большом количестве государств и нашли, что только одно государство вносит государственные средства в такие фонды - это государство Испания. Там действительно государство внесло средства в такой фонд, но этот фонд находится в государственном управлении. В этом есть, естественно, логика. Все фонды, которые находятся в частном управлении, не пользуются государственными средствами, в этом тоже есть вполне понятная логика. Кроме того, статус большинства систем страхования депозитов строго подразделяется во всех государствах: либо частные, либо государственные, то есть находятся в государственном управлении. Создание каких-то промежуточных форм (есть только один пример, кажется, это Канада) требует очень осторожного подхода в тех случаях, когда вносятся средства. Вот этот промежуточный фонд, то есть фонд, который не является ни частным, ни государственным, не пользуется средствами государства, государство не вносит в него средства. На основании этого принципиального замечания Правительство предлагает не включать в законопроект пункт о внесении средств государства в создание этого фонда. Кроме того, есть непринципиальное замечание, которое касается того, что предполагается не облагать налогом деятельность этого фонда. Не вдаваясь в обсуждение существа этого предложения, хочу отметить, что в таком случае, поскольку это затрагивает налоговое законодательство, этот законопроект должен быть направлен в Правительство на рассмотрение до принятия его в качестве закона Думой. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли вопросы к Павлу Алексеевичу Медведеву? Пожалуйста. Может быть, к Олегу Вячеславовичу есть вопросы? Пожалуйста. Представитель Центробанка - Лубенченко Константин Дмитриевич. По этому же вопросу. Побудьте пока здесь, Павел Алексеевич. ЛУБЕНЧЕНКО К.Д. Я хотел бы высказать мнение Центрального банка относительно этого законопроекта. Мы уже давно работаем над этим законопроектом и с удовлетворением считаем, что законопроект получил ту форму, в которой он может быть вынесен на заседание Думы для принятия его в первом чтении. У нас, конечно, есть замечания, и мы надеемся, что эти замечания будут рассмотрены в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению. Но я хотел бы обратить ваше внимание на одно принципиальное положение, я бы сказал, концептуальное положение. Мы просим рассматривать этот законопроект в пакете с законопроектом о банкротстве. Без принятия закона о банкротстве определение того, что представляет собой неплатежеспособный банк, и без определения процедуры банкротства эта корпорация вкладов потерпит крах немедленно, не говоря уже о том, что отсутствие законопроекта о банкротстве вообще лишает возможности подходить к вопросу о том, когда можно осуществлять возмещение вкладов граждан в банках. Поэтому мы просим (и мы считаем, что это очень важное концептуальное положение) при рассмотрении этого законопроекта рассматривать также и законопроект о банкротстве и не допустить, чтобы закон о гарантировании вкладов граждан был бы принят и вступил бы в действие без закона о банкротстве. И, касаясь вот той позиции, которая была высказана со стороны Министерства финансов, я хотел бы также сказать, что корпорация вкладов не выдержит (просто не выдержит в том состоянии, в каком находится сейчас наша банковская система), не обеспечит вот этот пункт, он повиснет просто как декларация. Поэтому необходимо рассматривать это с точки зрения определения состояния всей банковской системы. А это можно будет сделать только тогда, когда вы рассмотрите и законопроект о банкротстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Пожалуйста, депутат Бугера. БУГЕРА М.Е. Уважаемый Павел Алексеевич! Наверняка при подготовке законопроекта вы изучали мировой опыт на этот счет. Вопрос такой. Предлагаемая вами корпорация является единственной организационной формой гарантирования банковских вкладов, известной мировому опыту, или мировой опыт знает еще какие-то организационные формы гарантирования банковских вкладов? МЕДВЕДЕВ П.А. Если позволите, я сначала отвечу на тот вопрос, который только что поступил. С точностью до деталей в подавляющем большинстве стран используется именно такая форма, как мы предлагаем. Есть несколько исключений. Самое яркое исключение - это Франция. Там заранее деньги не аккумулируются. Если какой-то банк разоряется, то вступают в силу некоторые традиции, которые выполняются (ну вот в последние десятилетия) без сучка и задоринки. Пять крупнейших банков сбрасываются, компенсируют потери вкладчиков (кстати говоря, всех, не только физических лиц) в пределах некоторой суммы, и затем все остальные банки пропорционально своему весу компенсируют вклад этих пяти крупнейших банков. Во всех остальных странах - практически такая система, как мы предлагаем, с некоторыми нюансами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Депутат Боровой. На карточку депутата Юшенкова. БОРОВОЙ К.Н. Не попадает ли корпорация под действие антимонопольного закона? Это первый вопрос. Второй вопрос. Не кажется ли вам, что вот, скажем, если бы корпорация существовала в условиях банковского кризиса, который был, то она просто разорилась бы? Это тоже как бы не защита от массовых банкротств. МЕДВЕДЕВ П.А. Константин Натанович! В этом мире нет абсолютной защиты ни от чего. Можно поставить только больше или меньше барьеров. Первый барьер - это здоровье банковской системы. Второй барьер - это корпорация, которая страхует вклады. Третий барьер - это страхование этой корпорации. Кстати говоря, коллеги из фракции КПРФ, Аграрной депутатской группы и моей депутатской группы предложили еще один барьер. Чем больше барьеров, тем больше устойчивости, но, повторяю, к сожалению, полной гарантии в этом мире не может дать никто. По поводу закона о монополиях. Этот вопрос долго обсуждался, и даже было выдвинуто такое предложение: позволить в принципе образовать другие корпорации (или не знаю, как они были бы названы), которые могли бы осуществлять параллельную деятельность. При обсуждении это предложение не прошло. Но по сути ответ на ваш вопрос такой: банки (и это в законопроекте написано) в принципе могут образовывать параллельные добровольные системы страхования. До некоторой степени это снимает монополизм системы. Но я не думаю, что есть принципиальная проблема с монополизмом. Ну а как Центральный банк: он является монополистом или нет? Некоторые системы в стране и должны быть в единственном числе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гришкевич, пожалуйста. ГРИШКЕВИЧ О.П., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Павел Алексеевич, скажите, пожалуйста, несет ли экономическую ответственность Центробанк за выдачу лицензии? Ведь мы можем предположить, что все банки, входящие в корпорацию, могут быть банкротами. Как быть в этом случае вкладчикам? МЕДВЕДЕВ П.А. Уважаемые коллеги, если все банки будут банкротами, то не только вкладчики пострадают, пострадают абсолютно все. Если все банки окажутся в один день банкротами, ничего в этой стране невозможно будет сделать. Хлеба нельзя будет купить. В нашей стране ничего нельзя будет сделать. В той стране, где все банки банкроты, нельзя ничего купить. Такие предположения просто страшно делать. Несет ли ответственность Центральный банк за выдачу лицензии? По закону, который сейчас действует, - нет. Вы обратили внимание или нет, но я достаточно много высказывал в мягкой форме критических замечаний в адрес Центрального банка, который, на мой взгляд, в те времена (полгода, немножко больше, назад) в недостаточной мере пользовался тем законом, который уже был принят, для того чтобы пресекать деятельность недобросовестных банков на рынке. Сейчас надо отдать должное Центральному банку, он значительно более решительно действует. Но, конечно, еще раз повторяю, уж извините меня за назойливость, полных гарантий нет, можно установить только больше защитных барьеров. Вот этот законопроект и направлен на то, чтобы установить еще один защитный барьер - и для граждан, и для банковской системы, хотя он не защищает ни один конкретный банк. Если банк разоряется, то гарантии действуют не по отношению к банку. Ни в коем случае банк не спасается этим законом - спасаются граждане, которые имели неосторожность туда деньги положить. Но все же, если мы извлекаем деньги из чулка и помещаем их в банк, банковская система оздоравливается, а вместе с ней оздоравливается экономика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Нет вопросов. МЕДВЕДЕВ П.А. Я могу ответить на замечания Центрального банка и Правительства? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Алексеевич, только имейте в виду, что у нас осталось пять минут. МЕДВЕДЕВ П.А. Да, я два слова. Спасибо за эти замечания, они очень конструктивные (я имею в виду замечания Центрального банка и Правительства). В связи с замечанием Центрального банка я предлагаю при втором чтении внести поправку, которая бы гласила, что закон о гарантировании вкладов вступает в силу одновременно с законом о банкротстве. По поводу замечания Министерства финансов. В статье 55 есть очень мягкая запись по поводу возможности или невозможности использования средств государства в корпорации. Написано так: "Взнос Российской Федерации в Корпорацию определяется федеральным законом о федеральном бюджете". То есть Дума (мы или следующая Дума) будет решать вопрос о том, можно ли и нужно ли вносить деньги в корпорацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Депутат Юрьев, пожалуйста. ЮРЬЕВ М.З. Поскольку у нас мало времени, я постараюсь быть кратким. Концепция этого законопроекта не вызывает у нас больших опасений и больших возражений, за исключением того, о чем частично уже говорилось: мы не видим необходимости в том, чтобы это была отдельная корпорация, то есть отдельное юридическое лицо, промежуточное по статусу между государственным и частным. Мы считаем, что это не дает никакой гарантии того, что она сама не разорится, потому что то, что она может вкладывать деньги только в государственные ценные бумаги... Это, кстати, представляется вполне разумной мерой. Я напоминаю, что при царском правительстве такая законодательная норма распространялась на страховые компании, страхующие граждан, они могли только в государственные ценные бумаги размещать. Но ведь это требование можно и на сами банки распространить, обязав их определенное количество активов иметь в ценных бумагах. Такое тоже имеет место в законодательствах определенных стран. Но тем не менее нам представляется, что это не будет в полной мере спасать в том числе и от недобросовестности, и мы считаем, что это должна быть не корпорация, а что это должен быть государственный фонд - бюджетный или внебюджетный. Кроме того, у нас есть второе замечание. В разделе "Корпорация", статья 27, написано, что средства корпорации размещаются в государственные ценные бумаги, а также на счете в Банке России. Банк России не выплачивает проценты за пользование денежными средствами, находящимися на счете корпорации. Я не думаю, что эта норма будет работать на сохранность тех средств, которые нужны для страхования вкладов граждан. В остальном же мы предлагаем принять в первом чтении этот законопроект, но будем вносить соответствующие поправки перед вторым чтением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вижу Бугеру, я вижу Пузановского, я вижу Севенарда. Депутат Рыжков, пожалуйста. РЫЖКОВ Н.И. Уважаемые коллеги, конечно, вопрос чрезвычайно серьезный, и мы должны создать закон, который защитил бы права наших вкладчиков. Я думаю, нам всем ясно, что в начале рыночных отношений как раз больше всего пострадали рядовые граждане нашей страны, потому что они плохо разбираются в этих делах, да и не были защищены законом. Поэтому, на наш взгляд, такой закон крайне нужен. Но есть ряд принципиальных замечаний, которые, на наш взгляд, необходимо учесть при дальнейшей работе над законопроектом. Первое. Я согласен с коллегой, который сейчас выступал. На мой взгляд, создание совершенно неправительственной организации, корпорации, закончится очень плохо. Очень плохо. Люди привыкли все-таки верить государству, поэтому если и надо создавать какую-то специальную корпорацию (может быть какое угодно название), то она должна иметь очень тесную взаимосвязь с Центральным банком и Правительством. Я немножко удивляюсь представителям Центрального банка, почему они, как говорится, отгребают от себя эту корпорацию. Я думаю, что должна быть очень и очень тесная связь. Второе. Вот такие частности, что будут возвращать только 19 миллионов рублей. Что, это делается для того, чтобы разбивать вклады людей, чтобы они бегали по разным банкам? Надо ли устанавливать такой очень низкий потолок? Следующее: что делать со старыми вкладами? Вот справка, которая прилагается. Там написано, что сегодня в банках - 28 триллионов рублей. Если начнет действовать этот закон, он будет с нуля начинать действовать, а что делать с 28 триллионами, которые наши граждане уже вложили, ведь банки не будут отчислять для них деньги, которые те взяли пару лет назад? Поэтому есть ряд замечаний принципиального характера. Я считаю, надо принять законопроект в первом чтении, но основательно над ним поработать. Наша группа даст официальное заключение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Бугера. Следующий - депутат Пузановский. БУГЕРА М.Е. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! В очередной раз мы сталкиваемся с ситуацией, когда действительно поднят очень важный вопрос. Название законопроекта действительно очень хорошее, не вызывает никаких возражений. Но посмотрим, что стоит за этим названием. Концептуально вся работа по гарантированию вкладов граждан в банках строится на создании вот этой самой корпорации, корпорации с большой буквы. По сути дела, закон можно озаглавить: закон о корпорации по гарантированию и так далее. И прочитайте, пожалуйста, внимательно тот раздел, который посвящен организационной структуре корпорации, ее правам, ее льготам, ее привилегиям. Там вы не найдете ничего ни о ее ответственности и так далее. Зато мы найдем, что это отдельное юридическое лицо, по сути дела, ни от кого не зависимое, имущество которого является собственностью. И мы с вами вспомним, что уже имеем богатый опыт создания под крылом государства таких корпораций, уже с маленькой буквы, но с очень большими финансовыми возможностями, через которые как раз и осуществлялась неконтролируемая приватизация государственной собственности не в форме передачи имущества, а в форме оттока государственных, по сути, денег в какие-то частные карманы. Поэтому я считаю, поскольку раздел о корпорации, совершенно неприемлемый, на мой взгляд, занимает более половины законопроекта, концептуально законопроект не отвечает той задаче, которая отражена в его заголовке. И считаю, что пока он не готов к принятию даже в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я должен попросить вас продлить заседание, скажем, до того момента, когда мы сможем проголосовать за законопроект. Это может быть еще 10-15 минут. Потому что иначе мы не имеем права дальше продолжать обсуждение. Продлим до принятия законопроекта или... ну, до голосования по законопроекту, так надо бы сказать. (Шум в зале.) Пожалуйста, я прошу вас, давайте проголосуем, чтобы с этим вопросом нам закончить на сегодня, не переносить его на пятницу. Еще два выступающих у нас. По крайней мере те, которых я уже объявил: депутат Пузановский и депутат Севенард. (Шум в зале.) Никто не будет настаивать - подведем черту. Кто без карточки? Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 02 мин. 03 сек.) Проголосовало за 211 чел. 46,9% Проголосовало против 17 чел. 3,8% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 230 чел. Не голосовало 220 чел. Результат: не принято Не проходит.