Заседание № 233

10.04.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 96700085-2 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (по вопросам охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2336 по 2428 из 3303
Пункт 16 повестки дня - проект федерального закона "О внесении изменений и      
дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Доклад Николая             
Леонидовича Пискуна.                                                            
                                                                                
Пожалуйста, Николай Леонидович.                                                 
                                                                                
ПИСКУН Н. Л. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты! Данный         
законопроект внесен в Государственную Думу 4 июня 1996 года и принят в первом   
чтении 17 сентября 1999 года. В замечаниях Президента, Правительства            
Российской Федерации и других субъектов права законодательной инициативы на     
законопроект отмечаются серьезные недостатки правового и концептуального        
характера.                                                                      
                                                                                
Не поддерживаются основные новеллы законопроекта, пункты 2, 5, 6, 7 статьи 1,   
в которых предлагается увеличение размера штрафа за совершение отдельных        
преступлений на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне    
Российской Федерации от десяти до пятидесяти тысяч минимальных размеров         
оплаты труда. Согласно статье 46 общей части Уголовного кодекса Российской      
Федерации штраф как вид наказания может быть установлен в размере от двадцати   
пяти до тысячи МРОТ, вне зависимости от характера и места совершения            
преступления.                                                                   
                                                                                
Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока также считает предложения        
авторов законопроекта о многократном увеличении размера штрафа за отдельные     
преступления неприемлемыми. Во-первых, данные предложения необоснованны с       
точки зрения разумности и исполняемости наказания, а во-вторых, ссылки          
авторов на значительные расходы, связанные с выявлением нарушителей, их         
преследованием и доставкой в морские порты Российской Федерации,                
неубедительны.                                                                  
                                                                                
Также необоснованно авторы ссылаются на мировой опыт, поскольку, как            
правильно отмечается в заключении Президента Российской Федерации, высокие      
размеры штрафов, предусмотренные в уголовных законах некоторых стран, связаны   
с возможной уголовной ответственностью юридических лиц, а согласно              
действующему законодательству Российской Федерации уголовная ответственность    
на юридические лица не распространяется.                                        
                                                                                
Второе. Предлагая внести дополнения в часть вторую статьи 46 Уголовного         
кодекса Российской Федерации, но авторы законопроекта не учли того              
обстоятельства, что данная статья является универсальной нормой его общей       
части, в которой определяют единые размеры (до одной тысячи МРОТ) и порядок     
назначения штрафа как одного из видов наказания вне зависимости от характера    
совершенного преступления, поэтому эти дополнения нарушают структуру            
действующего Уголовного кодекса и противоречат общим нормам и принципам.        
                                                                                
Исходя из изложенного и учитывая, что в соответствии с вышеизложенными          
замечаниями нет возможности сохранения концепции законопроекта и его            
структуры, Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока считает               
нецелесообразной дальнейшую работу над ним, рекомендует возвратить              
законопроект к процедуре первого чтения и отклонить.                            
                                                                                
У меня всё, Георгий Валентинович.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов. Ставится на голосование             
предложение комитета о возвращении законопроекта в первое чтение.               
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              326 чел.             72,4%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    329 чел.                                          
Не голосовало                 121 чел.             26,9%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Возвратили законопроект в первое чтение.                                        
                                                                                
Ставится на голосование предложение о принятии законопроекта в первом чтении.   
Комитет предлагает его отклонить.                                               
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.              0,0%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                      0 чел.                                          
Не голосовало                 450 чел.            100,0%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.                                                       
                                                                                

Заседание № 281

17.09.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (по вопросу охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1369 по 1589 из 4638
Идем дальше по повестке дня. Пункт 6 повестки дня. Законопроект первого         
чтения. Евгений Викторович Бученков докладывает федеральный закон "О внесении   
изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации".                
                                                                                
Пожалуйста, Евгений Викторович, на трибуну.                                     
                                                                                
БУЧЕНКОВ Е.В., Аграрная депутатская группа.                                     
                                                                                
Уважаемые товарищи, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается            
небольшой закон о внесении изменений в Уголовный кодекс в связи с принятием и   
действием двух законов - о континентальном шельфе и исключительной              
экономической зоне.                                                             
                                                                                
Этот закон доработан и представляется вам двумя комитетами - нашим комитетом    
и Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе. Он рассмотрен и     
одобрен другими комитетами Государственной Думы.                                
                                                                                
Суть его заключается в том, что статья 253 Уголовного кодекса Российской        
Федерации предусматривает наказание за незаконное возведение сооружений на      
континентальном шельфе, незаконное создание вокруг них или в исключительной     
экономической зоне зон безопасности, а также за нарушение правил                
строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений.        
Вторая часть этой статьи предусматривает наказание за проведение без            
разрешения исследований, разведки, разработки естественных богатств             
континентального шельфа или исключительной экономической зоны. Кроме            
перечисленных нарушений на континентальном шельфе могут быть другие нарушения   
и даже преступления, связанные с исключительной экономической зоной и           
шельфом. Такими нарушениями могут быть незаконные захоронения отходов и         
других материалов. Такие меры наказания в Уголовном кодексе Российской          
Федерации отсутствуют, тогда как в старом Уголовном кодексе такая статья        
была, и за эти нарушения предусматривались жесткие меры наказания. В            
законопроекте мы предлагаем дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации     
новой статьей - 253-1, устанавливающей уголовную ответственность за             
незаконное захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе    
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Одновременно мы предлагаем увеличить штрафные санкции за нарушения на шельфе    
и в исключительной экономической зоне. В связи с чем? Конвенция ООН по          
морскому праву 1982 года, федеральные законы, о которых мы сейчас говорим,      
позволяют преследовать и задерживать суда-нарушители даже за пределами          
исключительной экономической зоны с применением силы, доставлять этих           
нарушителей в морские порты Российской Федерации. Применение силы и             
задержание, доставка нарушителей в морской порт возложены федеральными          
законами на морские силы Федеральной пограничной службы. За эти нарушения,      
связанные с затратами, огромными затратами на преследование и доставку в        
200-мильной экономической зоне, предусматривается штраф в размере 500           
минимальных размеров оплаты труда. Это, конечно, несоизмеримо с затратами,      
которые несет Федеральная пограничная служба.                                   
                                                                                
В старом Уголовном кодексе размер штрафа за отдельные преступления достигал     
40 тысяч минимальных размеров оплаты труда, и он не вызывал ни у кого           
возражений, так как это справедливо, если учесть действующие законы в других    
странах. Например, за такие же преступления в Соединенных Штатах взимаются      
штрафы от десятков миллионов долларов до сотен миллионов долларов.              
                                                                                
В конце 1998 года наша Федеральная пограничная служба задержала шесть           
иностранных судов-нарушителей и наложила на них в административном порядке      
штраф, размер которого предусматривает не более 3 тысяч минимальных размеров    
оплаты труда. Если бы у нас действовали изменения в Уголовный кодекс, то мы     
могли бы получить в доходную часть бюджета большее количество средств от этих   
правонарушений.                                                                 
                                                                                
Почему мы настаиваем на увеличении штрафов? Статья 73 Конвенции ООН по          
морскому праву 1982 года, ратифицированной нами, запрещает наказание            
иностранных граждан в виде тюремного заключения за нарушение правил             
рыболовства, поэтому мы хотим предложить вам, чтобы вы рассмотрели и поняли,    
что нам остается только штрафовать суда-нарушители, которые находятся у нас     
на незаконном промысле.                                                         
                                                                                
Я вам должен дать справку ФПС, которую мне представили, за восемь месяцев.      
Осмотрено 6 тысяч судов, из них иностранных - 1 тысяча судов. Задержано для     
административного расследования 900 наших судов и 23 иностранных судна.         
Оштрафовано 1,5 тысячи судов, из них иностранных - 100 судов. Вот что           
делается с нашими богатствами, которые расхищают налево и направо как наши,     
так и иностранные потребители этой "золотой" добычи.                            
                                                                                
Мы согласились с замечаниями Правительства, исключили из законопроекта три      
статьи: 253-2, 253-3 и 253-4. Мы предлагаем статью 256 изложить в новой         
редакции, дополнив ее новым пунктом 2 - о незаконной добыче морских             
млекопитающих и живых организмов, а также промысловых морских растений, и       
перечисляем, какие виды вносятся в этот перечень.                               
                                                                                
Федеральная пограничная служба Российской Федерации активно сотрудничала с      
нами, и представитель ее Чеканов Владимир Ефимович находится здесь, в           
правительственной ложе. Если будут вопросы, он может дать исчерпывающую         
справку о полезности этого закона. Поэтому мы, уважаемые товарищи, просим вас   
принять законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс в первом чтении.   
                                                                                
Могу еще отметить в заключение, что Комитет по законодательству и               
судебно-правовой реформе, рабочая группа под руководством Киселева Вячеслава    
Викторовича проделали большую работу и они являются соавторами этого закона.    
Прошу вас поддержать.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Викторович. Присаживайтесь пока.         
                                                                                
Содоклад от комитета. Анатолий Иванович Лукьянов, мне сказали, что вы делаете   
содоклад.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Иванович.                                                  
                                                                                
Евгений Викторович, присядьте где-то поближе здесь.                             
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Уважаемые депутаты, этот законопроект прошел очень большой путь   
в Государственной Думе, потому что это несколько необычные нормы, которые       
связаны с изменением уголовного законодательства, в том числе Общей части       
Уголовного кодекса. Мы обычно не прибегали к изменению Общей части, но здесь    
устанавливается совершенно особая ответственность за нарушение правил           
использования континентального шельфа. Поэтому комитет многократно              
возвращался к этому вопросу, активно участвовал в формулировании самих          
статей, привлек большое число ученых.                                           
                                                                                
Здесь уже Евгений Викторович говорил о том, что основной новеллой проекта       
является установление повышенных размеров штрафа за совершение отдельных        
преступлений на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.   
Вот в связи с этим пришлось изменить Общую часть Уголовного кодекса, к чему     
мы до сих пор не прибегали.                                                     
                                                                                
Речь идет о том, что в статье 11 Уголовного кодекса предлагается упомянуть не   
только территориальные воды, но и сказать: территориальное море и прилегающая   
зона.                                                                           
                                                                                
И второе. С самого начала пришлось прибегнуть к тому, что теперь будет          
изменена, предлагается изменить, статья 46 Уголовного кодекса, в которой        
будет указано: за отдельное преступление, совершенное на континентальном        
шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, штраф      
устанавливается в размере от 10 до 50 тысяч минимальных размеров оплаты         
труда.                                                                          
                                                                                
Комитет тщательно проработал все нормы, которые предлагаются к принятию. Мы     
считаем, что депутаты поступят правильно, если поддержат этот законопроект в    
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Иванович.                               
                                                                                
Есть ли у депутатов вопросы к докладчикам?                                      
                                                                                
Пожалуйста, Михайлов Александр Николаевич, ваш вопрос. К кому? Докладчиков      
было два.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Михайлову включите микрофон.                                        
                                                                                
МИХАЙЛОВ А.Н. К Евгению Викторовичу вопрос.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Евгений Викторович, к микрофону пройдите.     
                                                                                
МИХАЙЛОВ А.Н. В какой мере сейчас обеспечена охрана национальных богатств в     
исключительной экономической зоне? Я имею в виду: есть ли данные о ежегодном    
ущербе для страны, который наносится внутренними и внешними, ну, назовем их     
так, мародерами?                                                                
                                                                                
БУЧЕНКОВ Е.В. У меня такого сводного материала нет. Но то, что вы читаете в     
периодической прессе... Малая толика попадает на наши рынки, на наши            
перерабатывающие заводы. А масса рыбы, всех морепродуктов уходит за границу.    
Я, может быть, попрошу Чеканова Владимира Ефимовича продолжить ответ на этот    
вопрос.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Ефимович, вы готовы ответить?                    
                                                                                
ЧЕКАНОВ В.Е., начальник Управления правового обеспечения Федеральной            
пограничной службы Российской Федерации.                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, ежегодный ущерб, который терпит Россия, составляет          
сегодня миллиарды долларов - от 3 до 7 миллиардов долларов. Цифры, конечно,     
громадные.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Темиржанов, ваш вопрос, пожалуйста.               
                                                                                
ТЕМИРЖАНОВ В.Х., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Евгений Викторович, уважаемый, есть ли у вас более обширная статистика или      
сведения о задержках наших и иностранных судов за незаконный, или               
неправильный, лов рыбы и морепродуктов?                                         
                                                                                
БУЧЕНКОВ Е.В. Я уже говорил о том, что осмотрено свыше 6 тысяч судов, из них    
иностранных - 1 тысяча судов. Задержано для административного расследования     
900 судов, из них 23 иностранных. Оштрафовано свыше 1500 судов, из них 100      
иностранных. Штрафы составляют всего 4,5 миллиона рублей, Александр             
Николаевич, а потери - от 3 до 7 миллиардов.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Викторович. Вопросов больше нет,         
присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Кто желает выступить по этому законопроекту? Законопроект первого чтения.       
Желающих выступить нет.                                                         
                                                                                
Представитель Правительства, пожалуйста.                                        
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемый докладчик, уважаемые            
депутаты! Бесспорно, законопроект нужен, такой закон необходим стране,          
особенно нашей стране. Но мы вносим изменения в статью 46 Общей части,          
создаем прецедент. Я хотел бы сказать для протокола: создаем прецедент. Не      
хотелось бы его создавать, потому что это Общая часть, она устанавливает        
общие правила для Уголовного кодекса. Ну, давайте сделаем так, чтобы это был    
единственный и последний прецедент.                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полномочный представитель Президента? Нет.                
                                                                                
Могу я поставить на голосование?                                                
                                                                                
Ставится на голосование: указанный законопроект - "О внесении изменений и       
дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" - принять в первом          
чтении. Прошу голосовать.                                                       
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто без карточки и желал бы проголосовать?                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              262 чел.             58,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    263 чел.                                          
Не голосовало                 187 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    

Заседание № 251

07.04.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (по вопросу охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 514 по 519 из 6298
КИСЕЛЕВ В.В., фракция Либерально-демократической партии России.                 
                                                                                
Я просил бы сегодня не рассматривать пункт 17 повестки дня. Мотивы могу дать    
при голосовании.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 17 предлагается снять.                              
Фрагмент стенограммы:
Строки с 949 по 959 из 6298
Депутат Киселев предложил снять пункт 17.                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Киселеву для обоснования.                         
                                                                                
КИСЕЛЕВ В.В. С авторами законопроекта мы договорились: отложить рассмотрение    
этого вопроса, с тем чтобы головной комитет, по законодательству, который       
отвечает за работу с УК, мог определиться по данному законопроекту. В           
комитете мы этот вопрос не рассматривали. С авторами договорились: отложить.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражающих против снятия этого пункта? Нет           
необходимости голосовать? Пункт 17 считается снятым.                            

Заседание № 51

23.10.1996
Вопрос:

О проекте федерального закона о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (по вопросу охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 417 по 426 из 6049
БУЧЕНКОВ Е.В., Аграрная депутатская группа.                                     
                                                                                
Уважаемый Председатель, прошу исключить из повестки дня пункт 20 в связи с      
тем, что Правовое управление сделало замечание о том, что Уголовный кодекс      
Российской Федерации вступает в силу с 1 января 1997 года, к тому же нет        
отзыва профильного комитета на законопроект. А на это место просим поставить    
наш же законопроект, нашего комитета - о внесении изменений и дополнений в      
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях в связи с охраной              
исключительной экономической зоны.