Заседание № 36
О Федеральном законе "О вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации" (проект № 96700069-2; в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Шестой вопрос: о Федеральном законе "О вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александра Петровича Москальца. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Этот законопроект был внесен в Государственную Думу еще в апреле 1996 года группой депутатов, я не могу указать, кем конкретно: в то время не было практики указания конкретных фамилий авторов законопроекта. Сразу следует отметить, что законопроект в очень высоком темпе был рассмотрен: через десять дней был принят в первом чтении, затем в мае 96-го года - во втором и третьем, был одобрен Советом Федерации, но через десять дней отклонен Президентом Российской Федерации. Затем он вновь был одобрен Государственной Думой с учетом предложений президента, но отклонен в очередной раз Советом Федерации с предложением создать согласительную комиссию. Затем четыре года ушло на создание комиссии, изменение ее состава. Но после изменения в 2001 году порядка формирования Совета Федерации обновленный Совет Федерации к вопросу о названной согласительной комиссии не возвращался. Согласительная комиссия за весь срок полномочий Государственной Думы третьего созыва не собиралась ни разу. В настоящее время ни один из назначенных Государственной Думой и Советом Федерации членов согласительной комиссии не является ни депутатом Государственной Думы, ни членом Совета Федерации. Как вы теперь понимаете, за прошедший почти восьмилетний срок ситуация в немалой степени изменилась, уже сложилась определенная практика в этом вопросе, в государстве наработано и новое правовое поле. Стабилизирующие факторы власти стали более четкими и ясными, другим стало их восприятие в обществе, в том числе и в других государствах. В то же время имеющийся текст законопроекта явно отстал от жизни, в нем присутствует немало из того, что не относится к вопросу вступления в должность. Сложен и недостаточно понятен вводимый в проекте институт официального согласия между прекращающим полномочия президентом и вновь избранным. Немало в тексте и чисто технических недостатков. С учетом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, отмечая необходимость разработки и принятия федерального закона, регулирующего вопросы, связанные со вступлением в должность Президента Российской Федерации, тем не менее предлагает снять с рассмотрения Государственной Думой принятый Государственной Думой и отклоненный Советом Федерации Федеральный закон "О вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации" в связи с нецелесообразностью дальнейшей работы над ним при наличии заложенной в нем концепции. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли вопросы к докладчику? Нет. Спасибо, Александр Петрович. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Полномочный представитель правительства? Полномочный представитель президента? Нет. Голосование по данному вопросу переносим на "час голосования".
Пункт 6 порядка работы, Федеральный закон "О вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации". Голосование в формулировке: снять с повторного рассмотрения. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 44 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2% Результат: принято Принимается.
Заседание № 6
О проекте постановления Государственной Думы "Об изменении в составе согласительной комиссии по Федеральному закону "О вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации" (в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Пункт 12. Лукьянов Анатолий Иванович, два слова буквально... Пожалуйста. ЛУКЬЯНОВ А. И. Уважаемые депутаты, Государственная Дума прошлого созыва приняла закон "О вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации". Он был отклонен Советом Федерации. В связи с этим была создана согласительная комиссия. Из состава согласительной комиссии в связи с прекращением полномочий выбыл депутат прошлого созыва Курочкин Виктор Васильевич. Мы предлагаем избрать вместо него в согласительную комиссию от Государственной Думы члена нашего комитета - депутата Надеждина Бориса Борисовича. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по проекту постановления? Ставлю на голосование: принять данное постановление. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 53 сек.) Проголосовало за 317 чел. 70,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 39
О Федеральном законе "О вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Пункт 3 повестки дня - о Федеральном законе "О вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации". Докладчик - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Александр Алексеевич Котенков. Пожалуйста, можно с места. КОТЕНКОВ А.А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я уполномочен сообщить вам о том, что Президент не считает необходимым принятие этого закона вообще. Президент издал распоряжение о порядке проведения инаугурации, и на ближайшее время этот закон неактуален. В то же время Президент считает, что в сентябре-октябре Дума могла бы, во-первых, приняв закон о Правительстве, именно в нем урегулировать вопросы, касающиеся порядка сложения полномочий Правительства и формирования нового Правительства, и далее путем внесения нескольких дополнительных статей в закон "О выборах Президента Российской Федерации" урегулировать эти вопросы. Вот такова позиция Президента. Ваша воля решать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мизулина Елена Борисовна, пожалуйста. МИЗУЛИНА Е.Б., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемый Геннадий Николаевич! Уважаемые депутаты! 24 мая этого года Государственная Дума приняла закон "О вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации". Совет Федерации 5 июня его одобрил, а 20 июня Президент этот закон отклонил. 1 июля на заседании нашего комитета единогласно было решено согласиться с четырьмя замечаниями Президента, в том числе и с тем, о котором сейчас говорил Александр Алексеевич, а именно: исключить ту статью из этого закона, где речь идет о назначении и порядке назначения Председателя Правительства, исполняющего обязанности Председателя Правительства после избрания Президента до назначения Председателя Правительства в соответствии с Конституцией. Поэтому наш комитет остается на той точке зрения, что со всеми предложениями Президента мы согласились (мы сочли возможным их учесть), и предлагает, рекомендует Государственной Думе этот закон одобрить в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации. Хочу сказать, уважаемые коллеги, по поводу того замечания, которое здесь сейчас прозвучало от Котенкова Александра Алексеевича, что якобы Президент не считает необходимым принимать настоящий закон. В данном случае мы с вами знаем, что мнение Александра Алексеевича Котенкова и мнение избранного народом Президента Российской Федерации, это не одно и то же. Для того чтобы мы с вами могли судить о том, адекватно ли мнение господина Котенкова мнению Президента Российской Федерации, мы должны видеть соответствующее письмо от Президента Российской Федерации, то есть письменное подтверждение его точки зрения. По поводу того, нужен или не нужен этот закон. Остановлюсь немножко на этом вопросе только в связи с тем, что и некоторые депутаты нашей Государственной Думы высказывают сомнение, нужно ли принимать закон о порядке вступления в должность Президента Российской Федерации, когда Президент уже избран. Мы же с вами избрали Президента не на всю оставшуюся жизнь. Через четыре года действующий Президент будет слагать полномочия, и будет избран новый Президент в соответствии с Конституцией. Закон, который мы, наш комитет, предложили, защищает прежде всего Президента, слагающего полномочия, то есть ныне действующего, потому что ему придется слагать эти полномочия. И потом, мы с вами имеем прекрасный шанс готовить телегу зимой, а сани летом, то есть сейчас, когда выборы состоялись, спокойно принять этот закон. Он пройдет всю последующую процедуру, и у нас будет закон о порядке вступления в должность вновь избранного Президента независимо от того, когда это может произойти. То есть хороший, нормально отработанный закон. Поэтому комитет просит поддержать наше предложение: принять этот закон в редакции, предложенной Президентом. Для этого согласно статье 124 нашего Регламента требуется более половины голосов депутатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас, сейчас, Александр Алексеевич. Елена Борисовна, вы пока не уходите. КОТЕНКОВ А.А. Уважаемые депутаты, я вынужден заявить протест против инсинуаций Елены Борисовны Мизулиной. Я высказал не свое мнение, а мнение Президента Российской Федерации. Нигде не написано, что Президент Российской Федерации, всенародно избранный, обязан заниматься перепиской с Еленой Борисовной Мизулиной. Для этого Президент и назначил полномочного представителя, чтобы он излагал здесь мнение Президента. Это первое. Второе. Я протестую против принятия закона в редакции Президента. Президент не вносил своей редакции, он дал замечания. И если вы считаете возможным принять с учетом замечаний Президента, то в такой редакции это может быть. Но не в редакции Президента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Здесь такая запись пункта 1. (Выкрики из зала.) Сейчас, секундочку, вы ответите. Принять Федеральный закон "О вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации" в редакции, учитывающей замечания и предложения Президента. Пожалуйста, Елена Борисовна. МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Уважаемый Александр Алексеевич, вы меня, видимо, не поняли. В соответствии с Конституцией и Регламентом тогда, когда Президент отклоняет закон, принятый Думой и одобренный Советом Федерации, он письменно представляет свои возражения. Президент представил свои возражения. Никаких других возражений, в том числе и тех, о которых вы заявили, что Президент якобы не нуждается в таком законе, в наш комитет не поступало. Если вы юрист, Александр Алексеевич, то должны отдавать себе отчет в том, что юридического значения ваше устное заявление в соответствии с действующей Конституцией и Регламентом здесь, для депутатов Государственной Думы, не имеет. А по поводу вашей реплики, должны ли вы со мною лично общаться и приводить аргументы, я вам могу ответить только одно. Уж тем более по действующей Конституции мы вправе не общаться с вами, потому что по действующей Конституции никакой должности представителя Президента нет. И прошу такого рода высказываний здесь не допускать. Инсинуации вообще не приемлемы. Я, по-моему, никаких оценок вам не давала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все, все, все. Морозов Олег Викторович, пожалуйста. Вопрос к Елене Борисовне или к кому? МОРОЗОВ О.В., депутатская группа "Российские регионы". Елена Борисовна, разъясните, пожалуйста, одну деталь. Если допустить, что мы сегодня примем этот закон и он пройдет все процедуры (то есть его утвердит Совет Федерации и подпишет Президент), означает ли это, что с момента подписания данного закона, опубликования и вступления в силу процедура вступления Президента в должность, в том числе ныне избранного, будет происходить в соответствии с данным законом? Или это будет, как вы сказали, применяться уже только к следующему вновь избранному и вступающему в должность Президенту? МИЗУЛИНА Е.Б. Если этот закон вступит в силу до 9 августа, то да, он будет применяться. Если до 9 августа он не вступит в силу (естественно, потому что Конституция предусматривает сроки его прохождения), то в этом случае он будет применяться только в последующем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть еще вопросы? Депутат Морозов чем-то неудовлетворен. Пожалуйста. МОРОЗОВ О.В. Я удовлетворен, вы ответили на вопрос совершенно ясно и однозначно. Просто еще одно уточнение. Скажите, пожалуйста, будет ли это означать, что если, условно говоря, 7-го числа закон вступит в силу, то процедура вступления в должность Президента в соответствии с этим законом будет несколько иная и это может изменить и сроки, и все остальное, что связано с вступлением в должность? МИЗУЛИНА Е.Б. Сроки - нет, а вот церемониально, видимо, да. Потому что церемония, предусмотренная этим законом, чуть-чуть отличается - по месту проведения, скорее. Но если Президент действительно хочет проводить церемонию в соответствии со своими ну как бы пожеланиями, то в этом случае все сейчас в его руках, а даже не в руках Божьих, в том числе и принятие этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Шохин. По мотивам или по порядку ведения? ШОХИН А.Н. По порядку ведения. Я бы хотел Елене Борисовне напомнить, что есть указ Президента о полномочном представителе Президента в Государственной Думе, где он поручает своему полномочному представителю представлять его интересы без дополнительного мандата и доверенности. Поэтому, Елена Борисовна, вот эта перепалка, которая пошла сейчас (я не помню, кто ее начал - Александр Алексеевич или вы), неуместна при обсуждении этого закона. Тем более, что когда началась процедура вступления в должность Президента (я имею в виду его распоряжение), принятие этого закона вряд ли целесообразно именно сейчас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, давайте заканчивать, Елена Борисовна. МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемые коллеги! Действительно, перепалка неуместна, и вы, как Первый заместитель Председателя нашей палаты, должны в первую очередь защищать статус, авторитет и престиж парламентариев, депутатов Государственной Думы. (Аплодисменты.) И я хотела бы сказать еще раз (я повторяю, так как, видимо, не понято, судя по тому, что прозвучало в вашем вопросе, уважаемый коллега): для нас при отклонении законов имеет значение не указ Президента о том, что он какие-то полномочия делегирует своему представителю, а по каждому закону - конкретное письменное возражение Президента (или вето, как мы его называем) с мотивировкой того, почему он отклоняет этот закон - в целом концептуально или ввиду несогласия с какими-то положениями, чтобы мы, депутаты Государственной Думы, на основе такого письменного вето могли определиться, соглашаемся мы с этими предложениями Президента, учитываем их или пытаемся преодолеть вето вместе с Советом Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Достаточно обсуждать данный вопрос, да? Все. (Шум в зале.) Олег Орестович Миронов, пожалуйста. МИРОНОВ О.О., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые депутаты! Я полагаю, что все присутствующие понимают необходимость принятия данного закона. Вступление в должность Президента - это очень важная политическая акция, и она должна быть регламентирована Конституцией (и действительно в Конституции содержится целый ряд норм, которые регламентируют процедуру вступления Президента в должность) и законом, который будет принят парламентом России, будет принят депутатами, избранными населением России. Государственная Дума приняла закон. Совет Федерации его одобрил. Президент не согласился с этим законом и воспользовался правом отлагательного вето. Но право отлагательного вето - это не длящееся право, уважаемый представитель Президента. Президент отклонил закон, обосновал положения, по которым он это сделал (их четыре), мы очень внимательно их изучили, проанализировали, согласились со всеми его замечаниями. Одно из замечаний: в законе есть норма, которая говорит, что Президент должен издать указ о том, что он является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Президент резонно сослался на Конституцию и сказал, что такая норма, видимо, нецелесообразна, поскольку в самой Конституции сказано, что Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является Президент Российской Федерации. Мы с этим согласились. Остальные три замечания - такого же характера. Я думаю, что принятие этого закона придаст процедуре вступления Президента в должность и должную торжественность, и определенный законный порядок. Сейчас уже в средствах массовой информации говорится о том, что вступление в должность будет осуществляться на Соборной площади Кремля, чуть ли не на Царском крыльце с возложением шапки Мономаха, хотя в Конституции сказано, что присяга приносится в присутствии депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и членов Конституционного Суда. Мы расширяем это право, предоставляя Президенту право пригласить на эту торжественную церемонию того, кого он пожелает, но Конституция определяет обязательный круг лиц, в присутствии которых должна приноситься присяга. Поэтому я полагаю, что если после нашего принятия закона с учетом всех его предложений Президент вновь отклонит данный закон и попытается своим актом урегулировать эту процедуру, это будет неуважение к парламенту. Да это достаточно некорректно, когда ты сам определяешь процедуру своего вступления в должность. Предлагаю принять закон в новой редакции с учетом всех замечаний Президента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, могу поставить на голосование? Ставится на голосование: принять данный федеральный закон. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Депутат Шелищ - за, депутат Поморов - за. Кто еще? Всех я назвал, да? Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 04 сек.) Проголосовало за 297 чел. 66,0% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 5 чел. 1,1% Голосовало 303 чел. Не голосовало 147 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 30
О проекте федерального закона о вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации (третье чтение).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Четвертый вопрос: о проекте федерального закона о вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации (третье чтение). Докладчик - Олег Орестович Миронов. Пожалуйста. МИРОНОВ О.О. Уважаемые депутаты! Законопроект о вступлении в должность вновь избранного Президента предлагается для третьего чтения. Вам раздали новый текст, поскольку Правовое управление сделало несколько замечаний грамматического и стилистического характера. Предлагается этот закон принять, потому что, если мы его сегодня не примем, смысл этого закона теряется. Законопроект отработан, замечания учтены, первое и второе чтения, как вы помните, прошли при поддержке большого количества депутатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Законопроект в третьем чтении. Ставлю на голосование: принять данный федеральный закон. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 43 сек.) Проголосовало за 332 чел. 73,8% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 28
О проекте федерального закона о вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации (второе чтение).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 11-й пункт повестки дня: о проекте федерального закона о вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации (второе чтение). Докладчик - Олег Орестович Миронов. Пожалуйста. МИРОНОВ О.О. Уважаемые депутаты, в первом чтении законопроект был принят 26 апреля. Необходимость принятия такого закона понятна, хотя Конституция закрепляет основные принципы передачи власти в случае избрания нового Президента. На законопроект поступили замечания, поправки от Президента Российской Федерации, Правительства, фракций и депутатских групп, депутатов Государственной Думы, Законодательного собрания Калужской области. Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе, рабочая группа, которая трудится над этим законопроектом, внимательно рассмотрели все поправки. Вы имеете три таблицы. Одна статья является достаточно дискуссионной, поэтому комитет по законодательству предлагает отдельно проголосовать статью 5 законопроекта, в которой говорится о том, что в случае избрания на должность Президента он приостанавливает или прекращает свое членство в политической партии. Опыт и конституционное законодательство разных стран различны по этому вопросу. Конституции Соединенных Штатов Америки, ФРГ, Франции, Италии на этот счет норм не содержат. В Соединенных Штатах Америки, например, Президент остается членом своей партии, но он не участвует в руководстве партии, как бы поднимаясь над политическими страстями и представляя все слои, круги и партии Соединенных Штатов Америки. Мы полагаем, что данная статья должна быть проголосована отдельно, поскольку могут быть разные подходы к данному вопросу. Что касается поправок, предложенных к принятию, то в своем письме Президент, одобрив концепцию законопроекта, внес целый ряд рациональных предложений, которые полностью учтены комитетом. Они связаны с приведением законопроекта в соответствие с Конституцией. Учтены редакционные моменты, которые улучшают данный законопроект. Что касается поправок, предложенных к отклонению, то такие тоже есть. Например, Правительство предложило не принимать закон, а в законе "О выборах Президента Российской Федерации" иметь специальную главу, посвященную передаче власти. Конечно, комитет с таким предложением согласиться не мог. Ряд депутатов предложили сократить срок в 30 дней, связанный с передачей власти, до более короткого. Может быть, это предложение и имеет рациональное зерно, но комитет его отклонил, поскольку у нас действует закон "О выборах Президента Российской Федерации" и статья 60 этого закона устанавливает именно такой, 30-дневный, срок передачи власти. Если поправку принимать, то нужно вносить изменения в действующий закон о выборах. Но вносить коррективы в закон о выборах в ходе самих выборов представляется и нерациональным, и неконструктивным. Поэтому комитет по законодательству предлагает отдельно проголосовать статью 5 и две таблицы поправок: поддержать принятые поправки и согласиться с отклоненными поправками. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Орестович. Будут ли у представителя Президента замечания по законопроекту во втором чтении? Нет. У представителей Правительства? Нет. Есть ли вопросы к Олегу Орестовичу Миронову? Нет. Присаживайтесь, Олег Орестович. Тогда давайте проголосуем предложения комитета. Сначала мы проголосуем таблицу тех поправок, которые комитет рекомендует принять. Или сначала статью 5? Хорошо, откройте, пожалуйста, таблицы поправок. Статья 5 отдельно вынесена, как таблица № 1. По мотивам? Депутату Гостеву включите микрофон. ГОСТЕВ Р.Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги! Нам, фракции Компартии Российской Федерации, представляется, что законопроект, который мы сейчас рассматриваем, крайне важно принимать. В связи с этим я хочу сказать о статье, которую мы сейчас будем голосовать отдельно. Мы неоднократно собирались во фракции для того, чтобы очень внимательно обсудить данную статью. Было время, когда мы считали, что данная статья не должна найти отражения в законе. В то же время, идя на консолидацию, идя на то, чтобы закон был принят, наша фракция считает, что данная статья может состояться в данном законе, и мы приглашаем представителей всех фракций и групп проголосовать за данную статью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но голосоваться будет не статья - голосоваться будет поправка к статье. Поэтому для того, чтобы статья сохранилась в старой редакции, поправка должна быть отклонена. Я так понимаю, да? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, поправки принимаются отдельно. Это же второе чтение. Сначала таблицы, а потом закон. Депутат Миронов, пожалуйста. МИРОНОВ О.О. Уважаемые депутаты! Речь идет о том, останется ли статья 5 в законе или нет. Поэтому комитет предлагает ее отдельно проголосовать. Если мы голосуем за то, чтобы она осталась, то тогда мы уже голосуем по поправкам и в статью будут внесены некоторые коррективы. Поэтому надо решить первое: остается ли данная статья. Кто за то, чтобы эту статью оставить в тексте закона? Я бы так сформулировал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Все поняли смысл. Ставлю на голосование: оставить статью 5 в тексте закона. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 46 сек.) Проголосовало за 327 чел. 72,7% Проголосовало против 4 чел. 0,9% Воздержалось 3 чел. 0,7% Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел. Результат: принято Сохраняется статья 5. Уважаемые депутаты! Возьмите, пожалуйста, таблицу № 2. Голосуется предложение комитета: принять поправки, изложенные в таблице № 2. Пожалуйста, включите режим голосования. Голосуем: согласиться с предложением комитета в части принятия поправок. Кто без карточки? Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 32 сек.) Проголосовало за 322 чел. 71,6% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел. Результат: принято Принимается. Таблица № 3 - отклоненные поправки. Голосуется предложение комитета в части отклонения поправок. Пожалуйста, включите режим голосования. Кто без карточки? Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 11 сек.) Проголосовало за 331 чел. 73,6% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел. Результат: принято Принимается. Голосуется постановление: принять во втором чтении данный законопроект. Пожалуйста, ставлю на голосование. Кто без карточки? Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 45 сек.) Проголосовало за 364 чел. 80,9% Проголосовало против 2 чел. 0,4% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел. Результат: принято Принимается. ИЗ ЗАЛА. В третьем чтении! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Докладчик пусть скажет, в каком состоянии законопроект. Может быть, не будем торопиться. Олег Орестович Миронов, пожалуйста. МИРОНОВ О.О. Тот текст, который представлен на сегодняшнее заседание, получил заключение Правового управления, там проведена стилистическая и грамматическая коррекция. Поэтому, на усмотрение депутатов, можно голосовать и в третьем чтении, хотя у нас еще два дня заседаний - четверг и пятница и можно было бы перенести голосование на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты! Поступило предложение проголосовать закон в целом с учетом того, что лингвистическая экспертиза проведена. Депутат Лукьянов - по мотивам. ЛУКЬЯНОВ А.И. Мне кажется, что мы могли бы подождать один день, чтобы не нарушался порядок голосования. Самое главное - дайте еще время, чтобы посмотреть текст. Он отредактирован, внесена правка. Но, может быть, какая-то запятая пропущена, хотелось бы, чтобы не было никаких придирок к закону. Один день! Мы можем завтра внести законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, завтра у нас другая повестка. ЛУКЬЯНОВ А.И. В пятницу, на первую половину дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте тогда будем придерживаться норм Регламента и перенесем законопроект на пятницу. Во втором чтении законопроект принят.
Заседание № 25
О проекте федерального закона о порядке вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
О проекте федерального закона о порядке вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации. Доклад заместителя председателя Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Елены Борисовны Мизулиной. Сколько времени вам нужно, Елена Борисовна? МИЗУЛИНА Е.Б. Я постараюсь за пять минут. Уважаемые депутаты, уважаемый Александр Николаевич! Действующая Конституция различает момент избрания и момент вступления в должность. Первое связывается с выборами, второе - с принесением присяги. Этот момент различения заметили ряд депутатов Государственной Думы, и мы все утвердили в плане законопроектных работ решение о принятии Думой к собственной разработке этого законопроекта. Он был разработан в комитете, и сегодня вам предлагается его концепция. Концепция этого законопроекта включает ответы на пять вопросов. Вопрос первый. Следует ли по времени разрывать момент избрания и момент вступления в должность, момент принесения присяги? Вопрос второй. Если разрывать, то устанавливать ли процедуру официального согласия или как бы переходный период, когда один сдает полномочия, а другой их принимает? Вопрос третий. Передачу каких полномочий следует регламентировать в этом законе: всех, которые есть у Президента, или каких-то основных? Вопрос четвертый. Включать ли в этот законопроект вопросы, связанные с социальными гарантиями для предыдущего Президента, не избранного? И вопрос пятый: сохранять ли запрет на партийность Президента? В том варианте законопроекта, который вам предложен, на каждый из этих концептуальных вопросов даны следующие ответы. Вопрос первый: следует ли разрывать по времени момент избрания и момент принесения присяги? Мы предлагаем разорвать и установить 30-дневный срок. На 30-й день с момента объявления результатов голосования должна быть принесена присяга, и начиная с этого дня должны быть полностью переданы полномочия от предыдущего к вновь избранному Президенту. Сроки установления существуют в мировой практике разные. Мы, в общем-то, избрали средний срок - один месяц, 30 дней. Этот срок необходим, так как выборы всеобщие, выборы проходят в условиях конкуренции, кто выиграет - неизвестно, и, естественно, определенный момент для того, чтобы уходящий Президент мог подготовиться и сдать полномочия, а вновь избранный мог как бы со стороны понаблюдать, посмотреть, как все это происходит, и подготовиться к принятию, оправдан. Вопрос второй: устанавливать ли процедуру официального согласия? Комитет предлагает установить такую процедуру, потому что она предусматривает взаимные обязанности двух президентов по отношению друг к другу и цивилизованную форму взаимоотношений. Это как бы маленький этап примирения после конкуренции в предвыборной борьбе. Вопрос третий: передачу каких полномочий следует регламентировать? Это вопрос для обсуждения, то есть самое главное, на что мы должны дать добро или нет, - следует ли регламентировать? Мы предлагаем в максимальной степени регламентировать: передачу средств, обеспечивающих управление применением стратегического ядерного оружия, документации, архива, передачу полномочий председателя Совета Безопасности, Верховного главнокомандующего и принятие отставки Правительства. Что касается круга этих полномочий и их регламентации, этот вопрос вполне может быть решен в рамках второго чтения. Нельзя забывать, что конкуренция на выборах, как показал и предыдущий опыт перехода власти от Президента СССР к Президенту России, естественно, создает определенные трения именно в процессе передачи полномочий, в вопросах полноты архива, документации и так далее. Вопрос четвертый: включать ли вопросы, связанные с социальными гарантиями предыдущего Президента? Комитет предлагает регламентировать, хотя это не совсем вопрос данного закона. Это опять же вопрос для обсуждения. И вопрос пятый: сохранять ли запрет на партийность? По этому вопросу комитет не принял решения. Эту статью (статья 5) мы вообще предлагаем проголосовать отдельно. Мнения разделились. Одни считают, что этот запрет нужно снять и дать возможность вновь избранному Президенту самому определиться с его членством в партии. Другие считают, что нужно сохранить этот запрет, учитывая 75-летний опыт существования Российской Федерации, а также то, что партийность, или партийная дисциплина, уничтожит принцип разделения властей и независимость законодательной, президентской, исполнительной власти. Но, еще раз повторяю, это моменты, подлежащие обсуждению. Уже в ходе раздачи вам этого законопроекта поступил ряд предложений, которые вполне могут быть учтены во втором чтении. Например, такое: при процедуре официального согласия лишить предыдущего Президента права издавать указы, за исключением вопросов войны и мира, но при этом сделать оговорку, что введение военного или чрезвычайного положения не означает перенесения даты вступления в должность вновь избранного Президента. Поступили также предложения об исключении регламентации передачи ряда полномочий одного Президента к другому. Но это, еще раз повторяю, концептуально законопроект не затрагивает. Это вопросы содержания и полноты регламентации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, как предусматривает процедура первого чтения, мы должны спросить мнение представителей Президента и Правительства, руководителей фракций. У представителя Президента нет желания выступить. У меня есть вопрос. Владимир Владимирович, я, как депутат, могу задать вопрос? СЕМАГО В.В. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос такой: партийность - это концептуальная, вообще говоря, вещь? Относится она к самой идеологии первого чтения или нет, если голосуется отдельно? СЕМАГО В.В. Конечно, концептуальная. МИЗУЛИНА Е.Б. Комитет посчитал это концептуальным моментом, ведь это же связано с позицией Президента в структуре органов власти. Партийный Президент - это одно, непартийный - это другое. И существует в практике несколько вариантов партийного Президента. Тем более, даже конституционное право различает: Президент - глава партии, Президент - член партии и Президент, не являющийся членом партии, то есть три варианта. Поэтому в любом случае мы по этой статье должны уже в первом чтении определиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но голосование отдельной статьи - это процедура второго чтения. В первом чтении концепция обсуждается. МИЗУЛИНА Е.Б. Я довожу до вас мнение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В данном случае я просто спрашиваю с точки зрения регламентных норм. МИЗУЛИНА Е.Б. Мы не проголосовали, комитет... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А-а, вы не проголосовали, у вас нет решения. Депутат Шенкарев. (Шум в зале.) От фракции? Нет, мы сначала фракции должны опросить. Депутат Шенкарев, пожалуйста. ШЕНКАРЕВ О.А. Наша фракция полагает, что нужно перейти к голосованию по этому вопросу, и считает: коллизию (о чем говорила Елена Борисовна) можно было бы разрешить во втором чтении. (Это ответ на вопрос, который вы задавали.) Это не концептуальный вопрос, какой Президент будет - партийный или не партийный. Надо голосовать в первом чтении, а затем собрать все, так сказать, предложения и поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция ЛДПР. Их мало. ИЗ ЗАЛА. А вот есть, есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто? Я не вижу, кто от ЛДПР просит слова. Кулик - от Аграрной депутатской группы. ИЗ ЗАЛА. Митрофанов! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, он сидит, но руку не поднимает. КУЛИК Г.В. Я бы предложил следующий вариант. Мы поддерживаем предложение проголосовать в первом чтении, но считаем, что обязательно нужно протокольно отметить: не считать аксиомой ни одну из статей, которые заложены в проекте этого закона. То есть одна статья может быть исключена целиком или заменена другой. При этих условиях мы готовы поддержать этот проект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Митрофанов - от ЛДПР. Я, правда, не очень понял предложение депутата Кулика. Значит, мы новую концепцию можем принять, если все статьи можно отменить? (Выкрики из зала.) Митрофанов не просил слова. "НДР". Попковичу - микрофон. ПОПКОВИЧ Р.С. Уважаемый Александр Николаевич, уважаемые коллеги! Мы пришли к тому варианту, от которого я вас предостерегал, - очень важный закон, который затрагивает всех жителей, вообще всю Россию, привели к какому-то такому, ну я бы так сказал, ярмарочному, балаганному варианту: давайте без обсуждения, давайте так, концептуально это или не концептуально, без вопросов, без всяких этих самых давайте примем, а потом можем все вообще поменять... Я предлагаю вот какой вариант: заслушали - пожалуйста, берите этот закон в руки, давайте его готовить, давайте первым ставить его 15-го числа, обсуждать и принимать. В частности, могу сказать, что фракция "НДР" за то, чтобы Президент был непартийным. Это я могу сразу сказать и, если надо, проголосовать. Но закон нельзя голосовать без обсуждения. Я призываю прийти к такой формуле. У меня все. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, от "ЯБЛОКА" опять Елена Борисовна будет? Или вы высказали точку зрения фракции? (Шум в зале.) Депутат Мизулина, да. У нас не ориентируются по именам и отчествам, виноват. МИЗУЛИНА Е.Б. Фракция "ЯБЛОКО". Уважаемый Александр Николаевич, уважаемые депутаты! Фракция "ЯБЛОКО" поддерживает этот законопроект и предлагает проголосовать отдельно статью 5 (так, как предложил комитет) и законопроект за основу, то есть в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович, извините, что я неправильно понял ваше намерение. Первый микрофон. МИТРОФАНОВ А.В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам геополитики, фракция Либерально-демократической партии России. Мы поддерживаем проект в первом чтении. Вопрос о партийности можно во втором чтении, в общем-то, решить. Это не вопрос сейчас. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. ЛДПР готовится. Представитель "Российских регионов" - по карточке Лаховой. Или Орловой? Включите микрофон Орловой - представителю от "Российских регионов". МЕДВЕДЕВ В.С. Не касаясь опять содержательной части... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я не буду в 18 часов прекращать заседание (мы сейчас опросим), я думаю, небольшая задержка не повредит. МЕДВЕДЕВ В.С. Не касаясь содержательной части, скажу: Александр Николаевич, в 18.00 мы с вами не рассмотрели вопрос о продлении заседания, поэтому, по сути дела, сейчас вся группа у нас занимается уже другими вопросами. Занимается, работает. И, вы посмотрите, у нас в зале практически никого нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте поставим на голосование вопрос о продлении работы до завершения обсуждения этого пункта повестки дня. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну не голосуйте тогда. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 04 мин. 48 сек.) Проголосовало за 236 чел. 52,4% Проголосовало против 4 чел. 0,9% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 242 чел. Не голосовало 208 чел. Результат: принято Принимается. Я передаю микрофон Артуру Николаевичу, потому что у меня тоже фракционное мероприятие. Карточку свою тоже ему оставлю. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы А.Н.Чилингаров ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги! Решение о продлении работы было принято, но вот видите, что получилось. Давайте... ИЗ ЗАЛА. Голосовать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Голосовать, голосовать... Может быть... Какая-то из фракций у нас не высказалась? (Шум в зале.) "Народовластие". Кто выступит от вас? Дзасохов, да? Пожалуйста. ДЗАСОХОВ А.С. Я сожалею, что приходится излагать точку зрения моей депутатской группы сейчас, в такой обстановке. Но мы посвятили этому часа полтора, считаем, что такой законопроект нужен. Замечаний было очень много. Мы надеялись, что эти замечания будут хотя бы рассмотрены. Однако законопроект подали в том же виде, в каком он был на момент обсуждения у нас в группе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. От комитета по законодательству - Иванов. Пожалуйста. Включите первый микрофон, пожалуйста. ИВАНОВ Ю.П. Уважаемые коллеги! Этот законопроект через 15 дней будет уже никому не нужен. Смысл этого законопроекта в том, чтобы его до выборов передать в Совет Федерации, дать им еще запас по времени. Все недостатки этого законопроекта могут быть устранены при втором слушании. Сегодня вопрос стоит так: Дума может создать ситуацию, при которой возникнет чуть ли не силовая коллизия после выборов. Представим себе, что прежний Президент не захочет уходить - просто из своего кабинета! И такой вариант возможен! Ведь давайте припомним: Борис Николаевич на сегодняшний день нигде еще публично не заявил, что он готов оставить власть, если не будет избран Президентом. Правда, этот вопрос ему не задают журналисты, которые находятся при власти. А мы, депутаты, его об этом не можем спросить в силу того, что он просто три года к нам не ходит. Я очень прошу коллег проголосовать за этот законопроект. В нашем комитете под руководством Елены Борисовны Мизулиной, которая работает над этим с нашим участием, отработают абсолютно все замечания, которые вы вносите к нам в комитет, и во втором чтении вы получите законопроект в удобоваримом, в нормальном виде. Прошу поставить вопрос на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Уважаемый Юрий Павлович, спасибо. Вы от фракции? От фракции "ЯБЛОКО" - депутат Иваненко. Он не выступал. Присядьте, уважаемые коллеги. Что вы все встали-то? ИВАНЕНКО С.В., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемые депутаты! Я хочу довести до вашего сведения, что фракция не настаивает на отдельном голосовании статьи 5. Мы снимаем этот вопрос и переносим его на второе чтение. Предлагается сейчас проголосовать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы провели определенное обсуждение. Все фракции высказали свое мнение. Я ставлю на голосование... (Выкрики из зала.) Принять его за основу. Так я понимаю? Или за основу в первом чтении? В первом чтении. Хорошо. Прошу определиться: кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Кто без карточки? Что-то все встали опять - торжественно так. Устали все. Прошу показать результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 08 мин. 50 сек.) Проголосовало за 256 чел. 56,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 256 чел. Не голосовало 194 чел. Результат: принято Принимается. (Аплодисменты.)