Заседание № 60
16.11.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 96599-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединённых Арабских Эмиратов о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединённых Арабских Эмиратов о поощрении и взаимной защите капиталовложений".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1978 по 2304 из 8013
8-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединённых Арабских Эмиратов о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединённых Арабских Эмиратов о поощрении и взаимной защите капиталовложений". Алексей Евгеньевич Лихачёв, пожалуйста. ЛИХАЧЁВ А. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Аналогичная ситуация с законопроектом о ратификации соглашения между Россией и Объединёнными Арабскими Эмиратами о поощрении и взаимной защите инвестиций: соглашение было подписано в июне 2010 года. Без сомнения, объём торговли и инвестиций Арабских Эмиратов несравним с Экваториальной Гвинеей. У нас приличный рост товарооборота, активное сотрудничество экономических операторов, поэтому мы считаем также обоснованным принятие данного документа. Более того, инвестиционные ресурсы Объединённых Арабских Эмиратов, и в первую очередь эмирата Абу-Даби, оцениваются в 1 триллион долларов, являются предметом отдельных переговоров, в том числе в части привлечения капиталов для совместных проектов в рамках российского фонда прямых инвестиций. Вообще говоря, Арабские Эмираты являются одной из самых богатых стран: ВВП на душу населения - 56,5 тысячи долларов, золотовалютные резервы - около 350 миллиардов. В настоящее время реализован крупнейший проект компании "Стройтрансгаз" - это газопровод Тавила - Фуджейра (общий объём - 418 миллионов долларов). Одновременно с этим продолжается участие компании в строительстве ответвлений, одно - в Шарджу, другое - в Аман (общий объём - более 200 миллионов долларов). Более того, Арабские Эмираты рассматриваются крупными российскими компаниями как своеобразный форпост работы на всём Ближнем Востоке. В этом смысле и "Роснефть", и "Интер РАО...", и "ЛУКОЙЛ" активно присутствуют там, созданы офисы представительства компаний, совместные предприятия с местным бизнесом, готовится к реализации ряд проектов. В отличие от предыдущего соглашения это соглашение содержит ряд отличий от типового соглашения, утверждённого Правительством Российской Федерации. В частности, здесь раскрыто понятие "без задержки" и установлены сроки перечисления средств - пять дней. Предусмотрены административные процедуры в случае запуска процесса суброгации, и это распространяется на все капиталовложения обеих сторон, осуществляемые после 1 января 1987 года, то есть задним числом будет распространено на все капвложения, в том числе осуществлённые ещё даже в советские времена. Все остальные механизмы, базовые, - режим РНБ, национальный режим, изъятие из национального режима в части природных ресурсов - всё это в соглашении присутствует. Точно так же рассчитываем, что это соглашение и его ратификация станут толчком к дальнейшему развитию нашего инвестиционного сотрудничества - как на территории Объединённых Арабских Эмиратов, так и на территории Российской Федерации ряд проектов находится в глубокой степени проработки. Соглашение, предложенное к ратификации, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анвар Анасович Махмутов, пожалуйста. МАХМУТОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединённых Арабских Эмиратов о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединённых Арабских Эмиратов о поощрении и взаимной защите капиталовложений", подписанные в городе Москве 28 июня 2010 года. Соглашение и протокол к нему предусматривают допуск капиталовложений инвесторов государства одной договаривающейся стороны на территорию государства другой договаривающейся стороны, предоставляя российским и эмиратским инвесторам справедливый и равноправный режим, исключающий применение мер дискриминационного характера, создающий равные условия с национальными инвесторами и инвесторами третьих государств. Соглашение включает в себя гарантии беспрепятственного перевода сумм, причитающихся иностранным инвесторам в результате их деятельности, устанавливает процедуры разрешения инвестиционных споров и споров по толкованию и применению соглашения, а также основания для возмещения ущерба инвесторам договаривающихся сторон. В соответствии с соглашением обязательства договаривающихся сторон не допускают принудительного изъятия иностранных капиталовложений, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах в установленном законом порядке, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой адекватной компенсации. Соглашение подготовлено на базе типового соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, но в нём имеется ряд особенностей. Так, для обеспечения более полной защиты инвестиций, уже осуществлённых или планируемых инвесторами в ближайший период, действие соглашения распространяется на капиталовложения, осуществлённые инвесторами не после вступления его в силу, как это предусмотрено в типовом соглашении, а с 1 января 1987 года. По всей видимости, это сделано с учётом того, что отношения между российскими и эмиратскими инвесторами возникли уже достаточно давно. Соглашение не применяется к спорам, касающимся капиталовложений и возникшим до его вступления в силу. Кроме того, в перечень используемых в соглашении понятий вводится термин "без задержки", применяемый, как уже говорилось, в случае осуществления перевода платежей и выплаты компенсации в результате экспроприации. В качестве дополнительной гарантии защиты прав инвесторов в соглашение включено положение, согласно которому договаривающиеся стороны не должны вводить инвестиционные меры, связанные с торговлей, в качестве условий расширения и поддержания капиталовложений. По согласованию договаривающихся сторон ряд дополнительных вопросов оформлен в виде протокола, являющегося неотъемлемой частью этого соглашения. По мнению Комитета Государственной Думы по международным делам, ратификация соглашения и протокола создаст благоприятные условия для развития экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Объединёнными Арабскими Эмиратами, будет способствовать развитию двусторонних торгово-экономических связей и защите российских экономических интересов на территории Объединённых Арабских Эмиратов. Реализация соглашения не повлечёт за собой расходов из федерального бюджета, за исключением случаев, предусмотренных соглашением, в частности в случае экспроприации (национализации) капиталовложений. Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитет Совета Федерации по международным делам, а также Правовое управление Аппарата Государственной Думы рассмотрели данный законопроект и тоже одобрили его. В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединённых Арабских Эмиратов о поощрении и взаимной защите капиталовложений и протокол к соглашению между этими государствами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Алексей Евгеньевич, конечно, нельзя не придавать значение улучшению отношений между нами и Объединёнными Арабскими Эмиратами, потому что в такой громадной стране, как наша, - 15 процентов мирового экспорта нефти, а вроде бы в таком маленьком государстве, как ОАЭ, - 6 процентов, но я, может быть, не расслышал, как реально взаимные капиталовложения выглядят за последние годы, каковы цифры и какова динамика? ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо большое за вопрос. В динамике инвестиции по состоянию на конец года: Арабских Эмиратов в Россию в 2007 году - 19 миллионов рублей, в 2008 году - 163 миллиона, в 2009 году - 44 миллиона, в 2010 году - 50 миллионов, в 2011 году - 53 миллиона; России в Арабские Эмираты в 2007 году - 7 миллионов рублей с копейками, в 2008 году - 27 миллионов, в 2009 году - 45 миллионов, в 2010 году - 49 миллионов, в 2011 году - 61 миллион, - то есть мы видим, что объём накопленных на конец года инвестиций растёт, но, на мой взгляд, далёк ещё от того потенциала, который есть у наших стран. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Ну, если Узбекистан запросто национализирует МТС и другие компании, то демократия Арабских Эмиратов значительно жёстче. Скажите, пожалуйста, а изучали ли вы на стадии подготовки соглашения природу российских капиталов, инвестируемых в Арабские Эмираты? Я почему задаю вам этот вопрос? Я знаю просто нескольких инвесторов ростовских, которые обанкротили серьёзные предприятия, а денежки вывезли именно в Арабские Эмираты. Вот вы с прокуратурой эти капиталы не проверяли на предмет чистоты? ЛИХАЧЁВ А. Е. Я хотел бы сказать, что всё-таки речь идёт о других капиталах - не о вывезенных частными лицами в каких-то интересах, а об официальных инвестициях российских компаний в официальные проекты. Я их перечислял, это в первую очередь строительство нефте- и газопроводных ниток и, соответственно, товаропроводящей сети нефти и нефтепродуктов. Можно лишь добавить, что природа их в основном частная, если иметь в виду частный характер этих компаний, а все инвестиции сделаны абсолютно в соответствии с законодательством Объединённых Арабских Эмиратов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Станиславович Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. У меня вопрос к представителю правительства. Я бы всё-таки на нефть, наверное, не делал упор. Скажите, пожалуйста, какова разница в системах налогообложения Российской Федерации и Арабских Эмиратов? И существует ли, например, соглашение о раскрытии бенефициаров тех инвесторов, которые вкладывают деньги в российскую экономику? Существует ли соглашение с Арабскими Эмиратами об аресте, будем так говорить, по представлению российской стороны капиталов, находящихся на территории Арабских Эмиратов и вложенных туда в качестве инвестиций, кстати? ЛИХАЧЁВ А. Е. Я могу лишь сказать, что существует соглашение об избежании двойного налогообложения. Очевидно, что системы налогообложения в Российской Федерации и в Арабских Эмиратах разные. Более того, насколько мне известно (это, конечно, не имеет никакого отношения к нашему вопросу), там, без сомнения, более низкие налоги на прибыль, практически абсолютно отсутствуют таможенные пошлины и аналогичные налоги. В этой части Арабские Эмираты в первую очередь стимулируют внешнюю торговлю. Касательно раскрытия бенефициаров, согласитесь, это совсем не предмет данного соглашения, поскольку мы здесь речь ведём в первую очередь об официальных инвестициях юридических лиц, которые проходят полный учёт в соответствии со статистикой в данном случае Центробанка Российской Федерации и Росстата. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Алексей Евгеньевич, собственниками природных ресурсов в Объединённых Арабских Эмиратах являются эмираты, мы заключаем соглашение с федерацией. Скажите, как будет преодолеваться это противоречие? ЛИХАЧЁВ А. Е. Очень хороший вопрос, спасибо. Я бы хотел обратить внимание депутатов на то, что мы предложили вам два документа - это само соглашение и протокол. Первым пунктом протокола действительно предусмотрен национальный суверенитет эмиратов в отношении природных ресурсов. Вообще говоря, национальный суверенитет в отношении природных ресурсов, отсутствие национального режима (естественно, зеркальное - и в России, и в Эмиратах) - это отличительная черта данного соглашения, и в данном случае нормы соглашения в полной мере действовать не будут в отношении природных ресурсов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Максим Станиславович Рохмистров. Вы от фракции, но покороче выступите, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Я не могу покороче, потому что мы впереди планеты всей... Если, конечно, правительство предложит сейчас дополнительно включить в этот текст соглашения Каймановы острова и Виргинские острова, наверное, тогда можно будет и покороче, потому что будет всем всё понятно. То, что имеет в виду правительство, - это, конечно, хорошо, но дело в том, что депутаты в принципе умеют читать и некоторые всё-таки читают. И я позволю себе зачитать: "Понятие "инвестор" означает в отношении каждой из договаривающихся сторон любое физическое лицо, являющееся гражданином государства этой договаривающейся стороны в соответствии с её законодательством; любое юридическое лицо, учреждённое в соответствии с законодательством этой договаривающейся стороны..." То есть данное соглашение будет распространяться как на все физические лица, так, собственно говоря, и на юридические лица. Поэтому кто чего имеет в виду - это, конечно, хорошо, как говорят, что имею, то и введу, вот и нам, значит, вводят закон в отношении физических лиц и всех остальных. По разнице налогообложения. Если правительство не знает, могу сказать: налога на прибыль в Арабских Эмиратах вообще нету. То есть в принципе Арабские Эмираты - это такая же оффшорная зона, в отношении которой целым рядом государств установлено ограничение по передвижению капитала. В тех же самых европейских банках можете поинтересоваться, как они отнесутся к деньгам, которые поступили к ним из Арабских Эмиратов, вам популярно объяснят службы финансового контроля тех европейских стран, где это происходит: если вы переводите туда деньги, вы тоже будете подвергнуты особой процедуре контроля. На сегодняшний день вы знаете, кто находится в Эмиратах, поскольку с Эмиратами нет соглашения об экстрадиции, нет соглашения о раскрытии бенефициаров. Почему крупнейшие компании туда выводят деньги? Наверное, потому, что хорошо выводить деньги туда, где режим наибольшего благоприятствования и меньше платится налогов, поэтому понятно, почему они так делают. В части того, что... Вот тут делался упор на нефть. В этом соглашении прописано - и это как бы в принципе все люди знают, - что оно не распространяется на нефтяные ресурсы, потому что они являются исключительной собственностью каждого отдельно взятого эмирата, его национальным достоянием, и ни один иностранец не будет принимать участия в распределении доходов, полученных от использования в той или иной степени любых природных ресурсов, которые имеются на территории Арабских Эмиратов. Следовательно, мы с вами устанавливаем режим наибольшего благоприятствования для вывода капитала из Российской Федерации, а также для возвращения капитала в Российскую Федерацию в виде инвестиций тех самых оффшорных компаний, которые при наличии соглашения об исключении двойного налогообложения, естественно, будут платить налоги, но в соответствии, так скажем, с законами Эмиратов они будут платить их на территории Арабских Эмиратов, - поздравляю вас, депутаты Государственной Думы! Я считаю, что следующими должны быть ратификации подобных соглашений об исключении двойного налогообложения с Виргинскими и другими островами. Уважаемые депутаты, я думаю, что к этому соглашению надо отнестись достаточно серьёзно, потому что мы с вами много говорим о вывозе капитала из Российской Федерации в оффшорные зоны, мы с вами много говорим о том, что нам хотелось бы знать, кто и какие деньги вкладывает на территории Российской Федерации в инфраструктурные объекты. Вспомните ситуацию, когда президент и премьер не могли найти, кто, собственно говоря, у нас бенефициар и владелец одного крупнейшего аэропорта в Москве, - ну, вот такая ситуация будет более распространённой, и деньги "поедут" туда, поздравляю! А мы с вами из чего будем лепить бюджет?! Ну, наверное, придётся реформировать очень многие наши системы, повышать налоговую нагрузку на нашу экономику, что сделано уже начиная с сентября, и в то же время будем поощрять вывоз капитала в оффшорные зоны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Иванович Квитка. На месте включите микрофон. КВИТКА И. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ратификация Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединённых Арабских Эмиратов о поощрении и взаимной защите капиталовложений и протокола к соглашению создаёт благоприятные условия и равные возможности для защиты капиталовложений инвесторов наших стран. Соглашение было подписано более двух лет назад, и экономическое сотрудничество между нашими странами динамично развивается. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит принятие законопроекта о ратификации соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не выступают? Нет. Алексей Евгеньевич, вы будете? Пожалуйста. ЛИХАЧЁВ А. Е. Конечно же, в Арабских Эмиратах существует система налогообложения, и налог на прибыль, вообще говоря, вмонтирован в налог с оборота, уж если честно говорить, ну ладно, бог с ним. И конечно же, мы не ради нефтеразработок принимаем это соглашение, я подчеркнул, что речь идёт в первую очередь о строительстве инфраструктуры транспортировки и переработки нефти. Вот этот проект действительно реализован. Ну а планы наших компаний велики, в том числе и связанные с развитием машиностроительного комплекса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6401 по 6421 из 8013
8-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединённых Арабских Эмиратов о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединённых Арабских Эмиратов о поощрении и взаимной защите капиталовложений". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 44 мин. 07 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0 % Проголосовало против 52 чел.11,6 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Закон принят.