Заседание № 76
12.02.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 96595-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части, касающейся порядка избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3542 по 3849 из 6593
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Для краткости могу сказать, что мои поправки направлены на изменение принятого закона об избрании высшего должностного лица субъекта, а именно касаются вот того, как я бы его назвал, рудимента напёрсточных технологий или такого аппендикса выборного законодательства, который называется муниципальным фильтром. Я уже не первый и, надеюсь, не последний раз поднимаю этот вопрос в Государственной Думе. Есть разные предложения, как, образно говоря, вылечить эту проблему. Есть предложение вырезать, - законопроект об этом лежит, и я думаю, что не один, - а я сегодня попытаюсь убедить вас, ну, если страшно остаться без вот этого аппендикса, как-то медикаментозно попробовать снять обострение, снять воспаление, которое в очередной раз, опять, я уверен, возникнет в следующую выборную кампанию, 8 сентября. Итак, кто придумал, я не знаю, - нет автора, который нам внятно объяснил бы, зачем вообще придуман этот фильтр и почему в таком именно исполнении. Когда стоит вопрос о доверии нашим коллегам - муниципальным депутатам, ну, скажем, в плане вопросов бюджета, полномочий, то какие полномочия, какой бюджет получают наши муниципальные, младшие товарищи? Ну вот, скажем, в Петербурге это 1,5 процента от всего бюджета. Мы задаём вопрос: почему 1,5 процента, почему нельзя дать муниципалам больше денег, больше полномочий, действительно больше возможностей? Ну как-то вот они ещё не созрели, ещё не готовы, и там есть разные включения, в том числе не очень чистые и честные. Тогда где логика, уважаемые авторы? Значит, деньги вы им не доверяете, а вот определять судьбу, решать, кому быть кандидатом на роль главы субъекта, - только им? Моё предложение: давайте действовать логично, если доверяем муниципальным депутатам, почему бы это же самое право не предоставить и региональным депутатам? Региональные парламенты избираются на выборах с гораздо большей явкой - это факт? Это факт. Там действительно больше представлены и партии, и непартийные представители народа. И опять-таки я объясняю, что... Сегодня мы возвращаем - законопроект уже принят за основу, то есть в первом чтении, - региональным депутатам право принимать окончательное решение, кому быть губернатором, а кому не быть, но вот кому быть кандидатом - почему-то принято не доверять им это решение. Бюджет, 100 процентов, доверяем, судьбу, так сказать, избрания, ну, или назначения высшего должностного лица доверяем, а позволить определить, кто пройдёт через этот фильтр, а кто не пройдёт, - нельзя ни в коем случае?! Здесь есть лукавство, очевидное лукавство, которое выражено в том, что... Сегодня в большинстве парламентов у парламентских партий есть фракции численностью от 5 до 10 процентов, и, таким образом, представители хотя бы парламентских партий пройдут этот фильтр, ну, в общем-то, без особых проблем. Вот в чём причина отрицательного заключения комитета на представленный законопроект, и, я думаю, выступления - ну, хочется послушать аргументацию - прозвучат подобные же: что нет, нельзя предоставлять такое право региональным парламентариям. Кроме всего прочего, - я не говорю, это нескромно, да, - почему бы не поставить вопрос и о федеральном фильтре? Вот почему кандидатов в президенты наши партии, парламентские партии на своих съездах выдвигают и не требуется больше никакой фильтрации? Почему съезду парламентской партии законодатель, который писал вот этот лукавый, ещё раз повторю, напёрсточный вариант, не предоставляет такого права - ни партиям, ни Государственной Думе, депутатам, никакому количеству процентов, ни региональным парламентам, - только муниципальным депутатам? Ответ, естественно, кроется в том, что там абсолютное большинство сегодня находится в руках одной партии, и в этом весь секрет. Этот закон, эта норма в этом законе, конечно, ещё и позорит и власть в целом, и правящую партию, поэтому я и предлагаю, и настаиваю на том, чтобы вот такие откровенно нелогичные и необъяснимые вещи не принимать, ну, а если уж приняли, то находить в себе мужество производить работу над ошибками. В чём ещё проблемы этой принятой нормы? Происходит деление на полноценных, я бы так сказал, или уполномоченных депутатов муниципального уровня, и неполноценных. Это касается той нормы, где говорится о том, что именно в трёх четвертях муниципалитетов кандидат на пост высшего должностного лица должен собирать подписи. То есть получается, что если в одном муниципалитете или в одной территориальной части кандидат собрал подписи, но там остаются депутаты, которые хотели бы предоставить подпись, то сделать это они уже не могут, потому что нужно собирать вот именно в трёх четвертях. Здесь точно есть ущемление прав даже муниципальных депутатов - их разделяют на тех, кто востребован, и тех, кто уже не может воспользоваться правом отдать свою подпись. Права депутатов, права людей здесь точно ущемляются, равенства прав депутатов разных уровней тут нет. По этой причине я и предлагаю таким пока, может быть, лёгким способом, если не через удаление этого аппендикса... предлагаю признать его уж точно не фильтром, а тромбом. Понятно, как тромбы у нас медикаментозно излечиваются: принятием таблеточки ношпы или аспирина, - вот и предлагаю рассматривать мою поправку в виде такой таблетки, если не хотим очередных воспалений и перитонитов, которые уже точно давали о себе знать на прошлых выборах, когда все три фракции одновременно требовали изъятия этой нормы из законодательства. Я предлагаю заблаговременно, не дожидаясь сентября и тем более ноября - такого сложного и революционного месяца, принять мою поправку. А лучше, конечно, - ещё раз повторю мнение трёх фракций - исключить эту никчемную, вот такую вредную и даже опасную норму, которая заложена в один из важнейших выборных законов страны. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Степанович Тимченко. ТИМЧЕНКО В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я думаю, что мы будем обсуждать не закон о здравоохранении, о котором только что говорил уважаемый Олег Анатольевич, а закон о нашей современной политической системе, закон, о котором давно говорит и население и, не побоюсь этого слова, прогрессивные политические силы, который позволяет расширить участие непосредственно населения в определении кандидатов и в дальнейшем избрании этих кандидатов на пост высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Вы знаете, Олег Анатольевич, я, честно говоря, от лица муниципалов немножко обиделся бы и думаю, что моё мнение поддержат многие, называть местное самоуправление рудиментом - я думаю, что это слишком громкое заявление, по крайней мере те депутаты, которые от вашей фракции работают в составе комитета, местное самоуправление рудиментом не считают. Теперь по существу. Безусловно, каждый человек, который докладывает тот или иной закон или ту или иную идею, имеет свою точку зрения и свои мотивы и поводы. Местное самоуправление - это по Конституции, безусловно, самый близкий к населению уровень власти, и поэтому наиболее объективно мнение населения выражается именно на муниципальном уровне, на местном уровне. У нас сегодня в муниципалитетах более трёхсот пятидесяти тысяч депутатов по Российской Федерации, а также около трёхсот тысяч муниципальных служащих, которые тоже напрямую подотчётны народу, населению. Нисколько не умаляя достоинств и достижений депутатов законодательных собраний, я считаю, что всё-таки представительство и мнение этих людей гораздо выше, чем мнение депутатов, уважаемых депутатов законодательных собраний. Более того, тот инструмент, о котором вы говорили, что три четверти... Хочу немножко вас подкорректировать, будем объективны: не менее трёх четвертей, не три четверти, а не менее. Можно собрать подписи во всех муниципальных образованиях, это будет наиболее объективная картина. Безусловно, мы с принятием 40-го федерального закона в мае прошлого года перешли к новой системе избрания руководителей субъектов Российской Федерации, и вот этот достаточно непродолжительный период ещё не даёт возможности, оснований для системного, практического анализа применения этой нормы. Возможно, мы когда-то к этому процессу и придём, но тот законопроект, который вы предлагаете, содержит даже некоторые системные ошибки, которые либо противоречат действующему законодательству, и Конституции в том числе, либо необъяснимы с точки зрения здравого смысла. Вы не описываете, в каких случаях нужно применять норму, когда будет необходима поддержка 5 - 10 процентов депутатов законодательного собрания, а в каких случаях 5 - 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований. Пробел? Пробел. Кто это будет регулировать? Извините, это концептуальная вещь, и даже изменениями, поправками ко второму чтению её уже не поменяешь. Предложенный автором законопроект на практике может повлечь полное исключение депутатов представительных органов местного самоуправления при выдвижении на указанную должность, что также противоречит, во-первых, Конституции, поскольку местное самоуправление - это самый близкий уровень власти к населению, и он также не соответствует статье 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". На основании изложенного комитет предлагает не поддерживать данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы задать вопросы? Прошу записаться. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. У меня вопрос к Олегу Анатольевичу. Олег Анатольевич, вот вы автор законопроекта, который был подготовлен достаточно быстро после принятия закона, касающегося муниципального фильтра. И вот, слушая Вячеслава Степановича... Может быть, вы ответите на вопрос? За две ведущие оппозиционные партии - КПРФ и "СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ" - проголосовали порядка двадцати миллионов человек, но эти две партии почему-то не смогли на прошедших выборах выдвинуть кандидатов в губернаторы. С вашей точки зрения, почему партии не сумели преодолеть муниципальный фильтр? Почему возникло такое противоречие? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Вопрос просто можно прокомментировать. Дело в том, что на муниципальном уровне у партий, даже парламентских, физически нет такого количества депутатов, которое заложено вот в эту идею муниципального фильтра, и этим воспользовались - ещё раз повторяю: лукаво, цинично - авторы идеи, авторы закона. То есть идите туда и принесите то, что вы не можете принести даже теоретически. А практически эта ситуация изменится тогда, когда будут относиться к муниципальным образованиям не по такой схеме: ну пусть их будет полтора процента, как-то вот они держатся на плаву уже в течение многих лет, а больше мы им не даём и когда нужно, мы их используем, а когда возникает вопрос о том, чтобы сделать действительно полноценную, действительно авторитетную власть, этого мы не дадим. И тут тоже понятна цель. Если там будут серьёзные деньги, серьёзный бюджет, то, конечно, и выбирать будут участвовать не 3, не 10 процентов в выборах будут реальных представителей, а не тех, которых просто выдвинули, поставили галочку напротив их фамилий. В таком случае, конечно, там будут и представители от различных партий, парламентских в обязательном порядке, и представители, которые не по команде, так сказать, выполняют в том числе и рекомендации, давать согласие кандидату от парламентской партии или не давать. Конечно, это нонсенс - говорить о полноценной вот такой оценке парламентских партий, когда их представители не получают даже возможности принять участие в выборах. Это оценка в том числе и этой ветви. Но я тоже хочу поправить Вячеслава Степановича, я говорил о рудименте, или об аппендиксе, имея в виду этот самый фильтр, только фильтр, а фильтр придумали не муниципальные депутаты. Это называется "без меня меня женили". Я говорил и говорю: это "заслуга" только авторов закона, ну и представителей - если вы себя таковым считаете - партии власти, которые боятся реальной конкуренции на выборах при всём объёме возможностей, ну и так далее. Достаточно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Генрихович Каргинов. КАРГИНОВ С. Г., фракция ЛДПР. Олег Анатольевич, к вам вопрос. Вот вы фактически предлагаете заменить механизм, который сегодня существует, аналогичным механизмом, то есть тот же фильтр, тот же тромб, как вы выразились, может быть, чуть-чуть поменьше, но дело в том, что он проблему-то эту не снимает, ведь в ряде региональных парламентов оппозиционные партии не имеют ни 10, ни 5 процентов. И аспирином тромб или аппендицит, как опять-таки вы говорили, не вылечить - здесь нужна хирургическая операция в первую очередь. Не пора ли нам просто перейти к отмене этого фильтра и не вносить вот такие и аналогичные законы, на которые мы тратим время, а смысла в них никакого нет, то есть ничего не меняется в нашей жизни? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Я уже говорил, что я поддержу тот законопроект, который уже внесён и находится в стадии подготовки к рассмотрению в нашей фракции. Такой законопроект внесён. Действительно, нужно просто отменять. Но, как я и говорил, если страшно идти на такую хирургическую операцию, предлагаю коллегам снять хотя бы напряжённость, снять воспаление. Как раз отвечая на вопрос или претензию в том числе и Вячеслава Степановича, я не предлагаю заменить один на другой, я предлагаю оставить и тот, и другой, и по выбору кандидат сможет пройти либо тот фильтр, либо другой, но региональный фильтр - я сделал анализ - действительно в разы доступнее, способствует прохождению многих кандидатов именно от парламентских партий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Вячеславу Степановичу Тимченко. Вы знаете, в Думе, наверное, два человека, которые - используя фронтовой язык - провели разведку боем этого закона. Буквально три месяца назад, в октябре, всего в пяти регионах страны проводились выборы губернатора по этому закону - всего пять, это очень немного. Вот вы лично и ваш комитет изучали практику действия этого закона в этих пяти регионах? Если изучали, скажите, как, с вашей точки зрения, работал этот закон в Рязанской области? ТИМЧЕНКО В. С. Владимир Николаевич, спасибо за вопрос. Мы ситуацию не только в пяти регионах изучали. Помимо того, что я являюсь членом комитета, я ещё и возглавляю Всероссийский совет местного самоуправления. В ноябре-декабре, готовясь к заседанию Совета при президенте по развитию местного самоуправления, мы провели широкое анкетирование в наших муниципальных образованиях по вопросу различных норм закона - нас интересовали позиции, мнения депутатов-муниципалов, руководителей муниципальных образований относительно этого фильтра. Хотя я сразу хотел бы попросить коллег: не надо называть это фильтром, это не фильтр, это, наоборот, широкая поддержка населения. Так вот, подавляющее большинство, 92 процента, высказались позитивно, они однозначно за возможность напрямую высказать точку зрения населения. Владимир Николаевич, да, безусловно, как и в любом деле, как и в любом вопросе, необходимо практику нарабатывать, и на первоначальном этапе любой закон - этот или был бы другой - может допускать некий сбой. Я именно поэтому и говорю: мы не успели всё отработать системно, несколько раз провести итерацию с учётом поддержки муниципальных депутатов, руководителей муниципальных образований, но уже пытаться что-то заменить - нельзя так быстро! Нас же сами избиратели просят: уважаемые коллеги, ну дайте поработать закону хоть какой-то нормальный промежуток времени, чтобы делать выводы, работает система или не работает, и тогда можно будет принять решение. А что касается Рязанской области, если я не ошибаюсь, опять-таки по мнению муниципалов Рязанской области, вашу кандидатуру поддержали не только депутаты - сторонники КПРФ, но и депутаты от "ЕДИНОЙ РОССИИ", это не запрещается законом, это дело каждого депутата. И наработка практики даст в дальнейшем результаты, будет ясно, что поправлять и как поправлять. Что касается неких напёрсточных схем. Уважаемые коллеги, возможность участвовать депутатам органов муниципальных образований - это очередной посыл населению, что власть - это не только власть в областном центре, представляющая субъект, или власть на федеральном уровне, это власть, которая начинается с поселения. И кто мешает, уважаемые коллеги, - причём это выборы-то не партийные, это выборы населением, - кто мешает вам, уважаемые коллеги, работать и получать своих сторонников в муниципальных образованиях? Вот Олег Анатольевич сказал, что придёт время, и это так. Так давайте больше работать на земле, в поселениях! И опять-таки, если следовать вашей логике... Вот мы, мол, не даём денег муниципалам, говоря вашим языком. Кто не даёт? Не даёт Госдума, где большинство - "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Так чего же тогда в муниципальных образованиях голосуют за представителей "ЕДИНОЙ РОССИИ"?! Значит, программа "ЕДИНОЙ РОССИИ" правильная?! Значит, они получают реальную поддержку от "ЕДИНОЙ РОССИИ", а не от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ"! В этом, наверное, есть сермяжная правда жизни. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3870 по 4432 из 6593
Мы продолжаем обсуждение 15-го вопроса повестки. Выступает Дмитрий Геннадьевич Гудков. Включите микрофон. ГУДКОВ Д. Г. Спасибо. Ну, не выступаю, пока задаю вопрос. У меня вопрос к Вячеславу Степановичу. Я внимательно выслушал его аргументацию, но всё-таки мне хочется понять, чем отличается депутат муниципального собрания от депутата законодательного собрания, из-за чего ему можно поддерживать кандидатов в губернаторы. Я не очень, честно говоря, понял. И что вы имели в виду, когда сказали, что у муниципальных депутатов выше уровень поддержки в обществе? То есть по каким критериям вы это оценивали, как пришли к такому выводу? ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо за вопрос. Я не говорил, что уровень поддержки муниципального депутата выше, чем уровень поддержки депутата законодательного собрания, я просто сказал, что количество депутатов и руководителей муниципальных образований в сумме, в целом по стране кратно, то есть не кратно, а несколькократно больше, чем количество депутатов законодательных собраний, тем самым эти депутаты в сумме своей представляют позицию, мнение наибольшего количества жителей Российской Федерации, того или иного региона. Не надо, как говорится, искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно, если её там нет. Они обладают примерно такими же возможностями, но с учётом того, что их гораздо больше, и отражение мнения населения будет гораздо более чётким и прозрачным. Что касается депутатов законодательных собраний. Я, как вы помните, в своей аргументации сказал, что не исключаю возможности таких полномочий у депутатов законодательных собраний в дальнейшем, но нужно сначала отработать существующий закон, который действует менее года, и потом, возможно, стоит с учётом этого провести корректировку, но при этом необходимо установить чёткие пропорции и чёткие механизмы: когда будет 5 процентов, в каком соотношении - 5 или 10 процентов депутатов того уровня и 5 или 10 процентов депутатов другого уровня. При этом я ещё раз подчёркиваю, что депутаты муниципального уровня - они примерно такие же избранные депутаты, как депутаты заксобрания, но именно вот в таком формате. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Николаевич Грешневиков. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Спасибо. Вопросы к докладчику и содокладчику. Для меня совершенно очевидно, что муниципальный фильтр придуман для того, чтобы партия власти использовала его как рычаг для устранения неугодных власти кандидатов на выборах губернатора. Скажите, пожалуйста, уж если надо какой-то фильтр вводить, почему бы не народный фильтр, чтобы кандидаты на пост губернатора шли непосредственно к народу, собирали нужное количество подписей и после этого участвовали в выборах? И второй вопрос: известна ли вам такса муниципальных депутатов, которые готовы за определённую сумму поставить подпись за того или иного выдвиженца на пост губернатора? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Я считаю, что действительно самый лучший... ну, тогда уж не фильтр, а именно лучший выбор - это выбор народа, для этого и проводятся выборы. А право любого гражданина - избираться и быть избранным, и любое ущемление вот этого права, тем более такое нелогичное, какое-то однобокое, однопартийное... Я напомню: сегодня до 90 процентов, если не больше, вот этого муниципального фильтра составляют как раз депутаты, выдвигавшиеся от одной партии, партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", поэтому, конечно, здесь налицо ущемление прав граждан избираться и выбирать. Опять-таки ущемление - не дают даже голосовать за неугодных кандидатов. Ну а по таксе - мне не известны никакие цифры, но, естественно, если так и дальше будет продолжаться, эти цифры всплывут и станут ещё одним укором авторам вот этой идеи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Степанович, пожалуйста. ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо за вопрос. Что касается ущемления партией власти и так далее, и так далее. Уважаемые коллеги, давайте проведём анализ - в принципе он налицо, это открытая информация - того количества кандидатов, которых выдвигают различные политические партии на муниципальных выборах. Если в целом по России "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выдвигает на муниципальных выборах до 90 процентов кандидатов, то другие политические партии... ну, ближайшие: КПРФ выдвигает порядка 15-17 процентов, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выдвигает около 3-7 процентов (в разных регионах по-разному). Поэтому это не проблема - преобладание той или иной политической партии, это проблема тех партий, которые не хотят работать на муниципальном уровне: понятно, добиться избрания пяти или десяти депутатов в законодательное собрание, конечно, гораздо проще, чем десятков, сотен, тысяч депутатов на муниципальном уровне. А что касается таксы... Уважаемые коллеги, вы говорите о нарушении закона. Если это доказанные факты, то это должно соответствующим образом расследоваться, должны возбуждаться уголовные дела, и нужно давать оценку так, как это делается в том числе и на федеральном уровне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович, присаживайтесь. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Предлагается: по одному от фракции. (Шум в зале.) Поступило предложение, я вынужден поставить его на голосование. Прошу проголосовать по предложению относительно одного выступления от фракции. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 07 мин. 45 сек.) Проголосовало за 227 чел.74,9 % Проголосовало против 74 чел.24,4 % Воздержалось 2 чел.0,7 % Голосовало 303 чел. Не голосовало 0 чел.0,0 % Результат: принято Принимается. От фракции КПРФ кто выступает? Владимир Николаевич Федоткин. Пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, вот как раз то, что сейчас произошло, - пример, очень яркое подтверждение сути вот этого нашего 15-го вопроса. Конечно, всем понятно, что в этом зале у нас превалирует партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и её депутаты, любой вопрос, который поставят на голосование представители этой партии, пройдёт. Вот точно так же у нас и на местах в период выборов: любая инициатива, выдвинутая "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ", благодаря тому, что как и в Государственной Думе, количество депутатов - я подчёркиваю: не число, а именно количество - составляет большинство, проходит, извините, порой даже самая абсурдная. Я думаю, сегодняшний вопрос требовал бы более глубокого и всестороннего обсуждения, тем более что разговор идёт о выборе власти, которой доверяются огромные деньги и доверяется даже право вершить судьбы людей. Я не случайно спросил докладчика и представителя комитета, изучали ли они опыт этих пяти регионов, в которых впервые прошла апробация данного закона, в том числе Рязанской области. Ну, Вячеслав Степанович человек опытный и умный, он, наверное, или не изучал, или так мягко, корректно ушёл от ответа, потому что говорить было нечего, а я прокомментирую, как этот закон исполнялся всего три месяца назад и в Рязанской, и в ряде других областей. Поскольку каждый депутат муниципального образования или муниципального поселения может отдавать голос свой только за одного кандидата на пост высшего должностного лица, то есть на пост губернатора, то губернатор, правительство, скажем, вот нашей Рязанской области и вся вертикаль, состоящая из представителей правящей партии... А во всех муниципальных образованиях они составляют большинство не потому, что они выиграли, а именно потому, что записали. Когда мы говорили о судах, я приводил этот пример, каким образом в Рязани записали цифры в пользу кандидатов от "ЕДИНОЙ РОССИИ" и на выборах депутатов Государственной Думы, и на выборах президента, и нигде - ни в этом зале, ни в судах - никто этого не мог оспорить. Так вот, собирают всех депутатов муниципальных образований, муниципальных поселений, глав поселений, глав районов сразу после начала выборов и говорят: все пишите заявления вот за такого-то кандидата в губернаторы. И не дай бог кто-то ослушается: в нынешней ситуации, когда практически нет работы в городе, а тем более нет работы на селе, пойти против нынешней партии власти, нынешней власти - это значит потерять не только свой заработок, но и потерять вообще какие-то источники существования. Более того, ряду действующих руководителей районов прямо заявляли: "Отдашь голос за того, кого захочешь, то есть за оппозиционную партию, - уезжай из района всей семьёй, тебе здесь не жить!" И это, к сожалению, действовало. И когда всех депутатов в приказном порядке заставляли отдавать голоса, скажем, за действующего губернатора, то очень трудно было потом убедить этих депутатов и глав: "Ты подумай о России, ты подумай о своём районе и городе, ты подумай о том, что завтра вообще не будет денег, чтобы людям самое необходимое-то проплатить!" Очень тяжело переубеждать, потому что люди просто боятся. Вот так это делается при помощи так называемого фильтра. Если захотят, конечно, могут пойти кому-то навстречу, дать поблажку, а так до последнего дня держат буквально всех депутатов на крючке, в последний момент отбирают 5 или 10 процентов, которые положены (в разных регионах по-разному, у нас было 7 процентов), а остальные никто просто не успевает собрать. То есть выборов-то нет, просто идёт прямое административное давление и назначение. Мы пытались предложить такой вариант: мягкое рейтинговое голосование, когда каждый депутат муниципального уровня - района, города, поселения - может, ну, вот сколько есть кандидатов на пост губернатора, скажем, семь, десять, отдать свой голос два, три, четыре раза тому, кому он верит, на кого он надеется, кого он считает достойным кандидатом на эту должность, на этот пост, может быть, от КПРФ, может быть, от "ЕДИНОЙ РОССИИ", от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" или больше никому. Но когда мы этот вопрос более глубоко изучили, оказалось, что и при мягком рейтинговом голосовании будет действовать та же самая страшилка: не дай бог, ты отдашь свой голос не за кандидата от правящей партии - работать не будешь, детей твоих с работы выгоним, жену с работы выгоним и вообще тебе в этом районе делать нечего. Я не шучу, к сожалению, это именно так, поэтому сегодня надо говорить о том, что этот фильтр, как говорят в обиходе, как мы с вами говорим во время дискуссии о сборе подписей, - это грубое, прямое, открытое нарушение всяческих, самых элементарных основ демократии и пресечение попыток создать равные условия для кандидатов от различных партий. К сожалению, это повторяется из раза в раз, поэтому сам по себе фильтр сбора подписей - это крайне вредная, антидемократическая мера. Ну и теперь два слова в ответ на заявление Вячеслава Степановича о том, что, к сожалению, не хотят работать на муниципальных уровнях. Вы знаете, наоборот. Вот как раз я, как представитель КПРФ по Рязанской области, выступаю ну, наверное, в десятки раз больше в муниципальных поселениях, чем представители вашей, правящей партии. Причём я неоднократно предлагал: давайте ходить вдвоём - депутат Государственной Думы от КПРФ и депутат от "ЕДИНОЙ РОССИИ", - собираем аудиторию, минут пятнадцать я говорю, минут пятнадцать он, за нашего кандидата, за не нашего кандидата, потом вопросы задают люди, и сразу видно, кто есть кто. Я, как представитель фракции КПРФ, предлагал этот демократический вариант: выходить вдвоём. Никто не хочет идти, никто не хочет! И вот уже шестой год я один езжу по СПК, по колхозам, по совхозам, по лесхозам, по промышленным предприятиям, по больницам, по школам и выступаю один. А почему?.. Вы знаете, я вожу с собой такой портфель. С некоторых времён, когда я говорю о позиции КПРФ, о наших инициативах законодательных, и как вообще мы здесь голосуем, как в лёгкой атлетике финишируем, мне говорят: "Все вы у нас одинаковые депутаты, все вы говорите хорошо, а на самом деле по-другому делаете". Я вожу с собой итоги голосования по всем ключевым вопросам и показываю: вот, дорогие товарищи, вот какой вопрос был, это по вашей просьбе мы ставили - пенсионеры, детские сады, закрытие школ, отсутствие денег на лекарства... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Семь минут прошло. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Выступление от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, мы ещё четыре года будем работать в этой Думе, и мы понимаем так, что благодаря этому законопроекту без работы мы не останемся, ближайшие четыре года мы ещё будем обсуждать эту тему. На самом деле это второй законопроект на эту тему, который мы обсуждаем, первый законопроект, я напомню, вносили коллеги из фракции КПРФ, и предлагалось вообще отменить муниципальный фильтр, это второй документ. Сейчас на подходе законопроект от наших коллег из фракции ЛДПР - об отмене муниципального фильтра хотя бы для парламентских партий. Может быть, это самый компромиссный и самый проходной вариант, я надеюсь. И на днях также коллегами внесён ещё один законопроект - повторяю: я думаю, эту тему мы будем обсуждать на протяжении ближайших четырёх лет. Что хотелось бы в связи с этим сказать? Вообще, в результате общения с муниципальными депутатами я узнал, что благодаря муниципальному фильтру они уже обозвали выборы, которые мы сейчас называем прямыми выборами губернаторов, - они их называют косыми выборами губернаторов. И в рамках этой политики своим коллегам - и Вячеславу Степановичу, и Дмитрию Фёдоровичу Вяткину, который тоже постоянно нам говорит, что муниципальные депутаты выступают исключительно как представители населения, хотел бы сказать следующее, хотел бы обратить внимание на три факта. Первое. Мы обсуждаем законопроект Олега Анатольевича Нилова, на который есть заключение правительства, где сказано: а давайте посмотрим, как работает муниципальный фильтр, и будем двигаться дальше, обсуждать, что-то менять либо не менять. Так вот, по итогам октябрьских выборов налицо следующий факт: вторая и третья партии, которые на выборах в Госдуму набрали порядка двадцати миллионов голосов избирателей, не смогли, по большому счёту, выдвинуть во всех регионах своих кандидатов в губернаторы либо выдвинули с боем, при этом восемь непарламентских партий почему-то сумели выдвинуть своих кандидатов в губернаторы и прошли этот муниципальный фильтр. Не очень логично это всё выглядит: две ведущие партии не смогли это сделать, восемь непарламентских партий смогли. Что-то здесь не так. Второе. Продолжу тему, которую поднял Владимир Николаевич Федоткин, выступавший передо мной. Он говорил, что это проблема для муниципальных депутатов - отдать свой голос. Это не просто проблема, и в следующий раз, когда мы эту тему будем обсуждать, будем уже приводить конкретные примеры, как прошлой осенью складывалась ситуация в отношении муниципальных депутатов, которые подписывались за другого кандидата в губернаторы, имеется масса фактов криминального характера, уже не просто опасения есть, а можно писать "белую книгу". Я уверен, что мы летом этого года эту книгу опять будем продолжать писать, а в следующий раз будем приводить конкретные факты. Имеется в виду, что тем самым мы создадим для губернаторов, руководителей регионов такую криминальную обстановку, чтобы не просто угрожать, а предпринимать конкретные действия, чтобы заставить муниципального депутата поступать тем или иным образом. И третье. Хочу обратить внимание на то, что недавно мы принимали законопроект о назначении либо о выборах губернаторов в национальных республиках, авторами которого являются в том числе и коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Так вот, там уже почему-то нет муниципального фильтра, поэтому обращаю внимание: лёд трогается! Я призываю всех коллег всё-таки на каком-то этапе - сегодня либо в будущем - отказаться от муниципального фильтра хотя бы для парламентских партий, которые заслужили своё право участвовать в выборах и выдвигать кандидатов в губернаторы без этого фильтра, это право ими завоёвано, поскольку они пользуются доверием не просто миллионов, а десятков миллионов наших избирателей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. От фракции ЛДПР выступает Сергей Генрихович Каргинов. Пожалуйста. КАРГИНОВ С. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Фракция ЛДПР не подержит ни этот, ни другой, ни второй, ни третий, ни четвёртый, ни пятый законопроекты, в которых будут фильтры или какие-то другие условные ограничения в связи с избранием на пост губернатора, мэра или руководителя другого населённого пункта, потому что всё это искусственно. И мы сегодня потратили целый час на то, чтобы обсудить законопроекты, которые фактически, ну, чуть-чуть видоизменяют существующую ситуацию, - какая разница, получать подписи у муниципальных депутатов или у депутатов законодательных собраний? Задавая вопрос, я уже говорил, что многие партии, даже парламентские партии, сегодня не имеют даже 5 процентов представительства в региональных парламентах. Возьмите Саратов: от коммунистов один человек, от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", по-моему, один, от ЛДПР - ни одного. Во всех остальных эта планка может быть установлена искусственно выше - и зачем нам дополнительные барьеры? Мы против этого фильтра не потому, что мы не смогли его преодолеть, хотя участвовали во всех выборах губернаторов, которые проходили этой осенью, просто какой ценой, какими усилиями?! Полфракции практически и больше десяти региональных отделений бегали за муниципальными депутатами, а они как чёрт от ладана от нас прятались, и главы поселений, и депутаты, потому что им не разрешали давать эти подписи. Они говорили: не можем мы давать эти подписи, мы опасаемся за свои семьи. Совершенно не нужно вот это ограничение, преграда в законе, поэтому все фильтры надо убирать. Мы шарахаемся уже двадцать с лишним лет: то мы избираем губернаторов, то мы назначаем, то косвенные выборы, то опять приходим... сейчас думаем отменить эти выборы. Пора наконец-то, мне кажется, принять какую-то единую систему и поработать десять, пятнадцать, двадцать лет, а эта система - это то, что предлагает ЛДПР уже двадцать пять лет подряд. Люди устали от выборов! Каждый год выборы, а раньше были два раза в год выборы - осень, весна, - то есть выборы, выборы, выборы, выборы, и мы видим, какая явка - каждый раз на выборы приходит всё меньшее и меньшее количество людей. Ну а история Российской Федерации... Вот Красноярск - это один из оплотов формирования муниципальной власти, и там надо черпать историю и опыт, который был в России. Там мы наблюдаем: меняется власть - новые выборы, меняется власть - новые выборы. Сначала приходили 40 процентов избирателей, а в конце - 7-8 процентов приходили, для того чтобы проголосовать на этих выборах. Всё это искусственно, всего этого не надо, поэтому ЛДПР и предлагает уйти вообще от выборов в исполнительной власти. Для чего мы избираем людей на этот пост? Это же управленцы, они должны быть профессионалами. Кого-то допускают управлять автомобилем без прав? Нет, мы ставим ограничения - получи права сначала, научись. Кто-то ляжет на стол к хирургу, если он не имеет диплома или соответствующей квалификации? Нет, мы всеми силами будем открещиваться - к студенту, к неопытному человеку не пойдём, мы хотим видеть профессионала. А когда надо управлять территорией, где десятки тысяч, миллионы людей, где рассматриваются бюджеты на миллиарды, почему-то мы пытаемся избрать дядю Васю, хорошего человека, - вот он нравится, давайте за него проголосуем. Это, может быть, на выборах губернатора не так критично и не настолько явно, потому что очень большая конкуренция, жёсткий отбор, а на выборах в муниципальных поселениях - это уже провал, то есть кадровый провал. У нас в ряде поселений в Российской Федерации бухгалтеры и финансисты без высшего образования, со средним техническим образованием - что они могут сосчитать, какие деньги, какие расходы, куда направлять? Всё это вопросы эффективности управления, а тем более когда мы говорим о сборе подписей или вообще о выборах. Посмотрите на территорию России - двенадцать часовых поясов, 12 тысяч километров с запада на восток. У нас, допустим, на юге - пятьдесят шесть человек на 1 квадратный километр, а взять Сибирский федеральный округ - четыре человека, Дальневосточный - один человек на 1 квадратный километр. Как там проводить выборы, если нет концентрации избирателей, как собирать подписи, когда добраться до ряда территорий можно только или на собачьих упряжках, или на вертолёте? Это всё нереально, это искусственные преграды, поэтому нужно переходить к той системе, которую ЛДПР, ещё раз говорю, предлагает уже двадцать пять лет, - это избрание депутатского корпуса по партийным спискам, это реальная конкуренция, это движение вперёд. Любая конкуренция - это движение вперёд, она заставляет и политические партии, и любого человека развиваться, учиться, применять какие-то новые методы, технологии. В этом плане идёт развитие всего общества. Выборы - один раз в два года. Достаточно, потому что люди устают. В первые два года - муниципальная власть, во вторые два года - региональная власть, следующий этап - это выборы Президента Российской Федерации, и там можно оставить прямые выборы, выдвижение от политических партий. Зачем политическим партиям доказывать свою состоятельность, когда за них и так проголосовали миллионы людей? Зачем мы будем дополнительно собирать какие-то подписи - или подписи депутатов, или подписи избирателей? За нас уже проголосовали, за каждую находящуюся в парламенте политическую партию проголосовали миллионы избирателей - это ли не доказательство того, что есть поддержка населения? Вот этот критерий надо использовать: если партия попала в парламент - значит, она должна иметь право выдвинуть на любой уровень власти - исполнительный, законодательный - своих представителей и без каких-либо ограничений, то есть совершенно никаких препон не должно быть. Фракция ЛДПР ещё раз предлагает пересмотреть всю систему и стабилизировать её, чтобы лет пятнадцать - двадцать мы играли по правилам, которые прописаны сегодня, допустим. Стабильности не хватает сегодня России, именно стабильности, для того чтобы мы набрали вновь силу и мощь. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Филиппович Шрейдер. ШРЕЙДЕР В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! По мнению фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", рассматриваемый законопроект не может быть поддержан по следующим основаниям. Первое. Изменения в 184-й федеральный закон, предусматривающие выборность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, были внесены федеральным законом в мае прошлого года. Указанные нормы ещё не получили практического применения, в связи с чем вносить в них предложенные автором законопроекта изменения представляется нецелесообразным. Второе. Включение депутатов законодательных органов власти субъектов Российской Федерации в число лиц, поддерживающих кандидата, нарушает логику правового регулирования, поскольку как в первом, так и во втором случаях речь идёт об одном и том же числе депутатов одного и того же органа. Третье. В представленном законопроекте не конкретизировано, в каких случаях за кандидата должны голосовать депутаты законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а в каких депутаты представительных органов муниципальных образований и избранные главы муниципалитетов, в связи с чем реализация его на практике представляется затруднительной. Четвёртое. Предложенный автором законопроекта порядок выдвижения кандидата на указанную должность на практике может повлечь исключение органов местного самоуправления из данного выборного процесса. И наконец, пятое. В случае принятия закона его нормы не будут соответствовать статье 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Учитывая изложенное, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает рассматриваемый законопроект и предлагает Думе его отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не выступают? Олег Анатольевич Нилов, будете выступать? Пожалуйста, микрофон включите. НИЛОВ О. А. Вот было какое-то недопонимание - якобы непонятно, на муниципальном уровне или на региональном должен собирать подписи кандидат. Чётко написано: или - или, по его выбору. Такие правила у нас, скажем, действовали - помните? - когда был либо предварительный сбор подписей, либо внесение залога, кандидат в депутаты мог сделать свой выбор. Здесь предложена такая же схема: хочет - соберёт 5-10 процентов на муниципальном уровне, хочет - соберёт на региональном уровне, то есть никаких проблем, во всяком случае в законопроекте, нет. Ну а по сути я хочу ещё раз подчеркнуть следующее. Смысл обсуждения заключается в том числе и в том, чтобы на будущее авторы подобных, мягко назову, схем знали, что вот просто так, втихомолку подобные эксперименты не будут проходить и ещё не один раз Государственной Думе придётся испить вот такую позорную чашу - тем, кто принял такое законодательство. Так что в этом в том числе и заключался дополнительный смысл обсуждения этого вопроса. А в том, что рано или поздно эта, так сказать, придумка отпадёт, я просто уверен. Дай бог, чтобы она просто засохла и отвалилась безболезненно. Придёт время, когда те, кто сегодня выступал и говорил, что ни в коем случае нельзя принимать, будут голосовать за, а может быть, и сами будут выступать с инициативой и говорить, как это замечательно, - такие примеры у нас были. И надеюсь, что вот как вода камень точит, так и мы усилиями трёх фракций, и не за четыре года, а гораздо раньше, придём к тому, чтобы наше законодательство избавилось от вот таких ненужных, даже вредных органов. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Вячеслав Степанович, пожалуйста. Включите микрофон депутату Тимченко. ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемые коллеги, я благодарен всем тем, кто принял активное участие в обсуждении данного законопроекта. И сразу скажу Олегу Анатольевичу, что, как вы помните, я в своём выступлении не отвергал целиком и полностью, абсолютно эту идею, я прежде всего сказал, что эта идея сегодня преждевременна, что сегодняшняя система ещё не прошла полную апробацию и нет наработанного опыта по реализации того закона, который мы с вами приняли в мае прошлого года. Безусловно, в выступлениях представителей фракций звучали определённые аргументы и резоны. Владимир Николаевич Федоткин - очень известный депутат от Рязанской области, и об этом нельзя умолчать, это нельзя скрыть, безусловно, его знают многие избиратели, но, ещё раз повторяю, важно, чтобы не отдельный депутат был узнаваемым и имел поддержку населения, важно, раз уж мы говорим о политической системе, чтобы была поддержана политическая партия, чтобы она как можно ближе была к населению и как можно больше выдвигала кандидатов в депутаты на муниципальном уровне, чтобы именно этот уровень власти принимал самое непосредственное участие в решении наиболее важных проблем населения региона. Что касается, уважаемый Владимир Николаевич, угроз. Вы знаете, наша правовая система, может быть, и несовершенна, но она работает, и там, где есть доказанные факты угрозы, преследуются и привлекаются к ответственности люди любого уровня, начиная от простого гражданина и заканчивая губернатором любого субъекта Российской Федерации. Поэтому это не может быть аргументом того, что нельзя использовать прогрессивное и достаточно широко востребованное предложение по привлечению муниципальных депутатов к участию в подборе и выдвижении кандидатов. Что касается Александра Георгиевича Тарнавского. Вы сказали, что общались с муниципальными депутатами, которые называли эти выборы косыми выборами. Не знаю, честно говоря, с какими депутатами вы общались, но я готов вместе с вами с ними пообщаться. Но, ещё раз повторяю, мы провели опрос, получили около девяти тысяч анкет от представителей депутатского корпуса муниципальных образований: 92 процента, ещё раз подчёркиваю, поддержали целиком и полностью, а 8 процентов сказали, что этого мало, нужно увеличить число депутатов, которые должны высказаться в поддержку кандидата. Что касается прямых выборов депутатов населением. Сегодня, например, политическая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" использует механизм партийного праймериз, который позволяет учесть мнение относительно кандидатов в депутаты органов муниципальных образований широкого круга, не только членов партии, но и беспартийных. Это как раз и есть механизм предварительной подготовки отбора кандидатов в депутаты и в губернаторы. Уважаемые коллеги, вот Сергей Генрихович Каргинов, профессионал, он работает в комитете нашем, знает многие тонкости действующего законодательства, и мне обидно, что и он тоже употребляет слова "муниципальный фильтр". Коллеги, не муниципальный фильтр, я прошу всех понять, не фильтр - это поддержка населения! Это мера, направленная не на ограничение, а, наоборот, на расширение круга участвующих в обсуждении. И, уважаемые коллеги, в заключение. 10 процентов от депутатов законодательного собрания - а у нас максимально там сто депутатов - это десять человек, а 10 процентов от депутатов органов муниципальных образований в регионе - это не менее ста человек, а может, и больше. Так где же будет более широкая поддержка кандидата?! Он будет поддержан таким количеством депутатов, представляющих непосредственно интересы народа! И потом, хотя и исключаются депутаты законодательного собрания из процесса поддержки, пределы, от 5 процентов до 10 процентов, устанавливаются именно законодательным собранием субъекта Российской Федерации, то есть закон как раз даёт возможность депутатам заксобрания выразить свою позицию, свою точку зрения, оценивая целесообразность введения того или иного предела для поддержки выдвижения кандидата в губернаторы субъекта Российской Федерации. Уважаемые коллеги, ещё раз подчёркиваю, я не отрицаю, что, возможно, эта идея будет дальше развиваться и будет каким-то образом переработана и воспринята, но сегодня: а) очень мал срок, для того чтобы делать какие-то кардинальные выводы, потому что нет правоприменительной практики; б) в данном законопроекте не прописаны те механизмы, которые позволят учесть не только мнение депутатов законодательного собрания, но и мнение депутатов муниципальных органов. Раз мы говорим, что сегодня муниципальная власть - уровень, самый близкий к населению, и это основа нашего государства, то надо всё-таки тогда поддерживать эту муниципальную власть и давать возможность депутатам органов муниципальных образований выражать мнение, широкое мнение населения по определению кандидата на должность руководителя субъекта Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5451 по 5469 из 6593
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 13 сек.) Проголосовало за 204 чел.45,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 205 чел. Не голосовало 245 чел.54,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.