Заседание № 60

16.11.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 96594-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Экваториальная Гвинея о поощрении и взаимной защите капиталовложений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1661 по 1977 из 8013
7-й вопрос, о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между       
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики                 
Экваториальная Гвинея о поощрении и взаимной защите капиталовложений".          
Докладывает Алексей Евгеньевич Лихачёв, заместитель министра экономического     
развития.                                                                       
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра экономического развития Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше   
рассмотрение выносится проект федерального закона "О ратификации Соглашения     
между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики           
Экваториальная Гвинея о поощрении и взаимной защите капиталовложений".          
Соглашение было подписано 6 июня 2011 года во время визита в Российскую         
Федерацию Президента Республики Экваториальная Гвинея господина Мбасого.        
                                                                                
Хотелось бы отметить в первую очередь возрастающую роль Республики              
Экваториальная Гвинея во внешнеэкономических отношениях с Россией. Так, на      
сегодняшний день перспективными направлениями торгово-экономического            
сотрудничества с Гвинеей для Российской Федерации являются в первую очередь     
сфера энергетики, участие российских компаний в разведке, разработке            
нефтегазовых месторождений, строительстве соответствующих нефте- и              
газопроводов, инфраструктуры переработки и нефтехимии.                          
                                                                                
Отвлекаясь от текста доклада, могу сказать, что небольшое по размеру, по        
численности и по объёму ВВП островное государство Экваториальная Гвинея тем     
не менее является одним из наиболее быстро растущих участников освоения         
африканских месторождений, занимает третье место в Африке по добыче нефти и     
14-е место в мире - по запасам газа. Надо сказать, что Гвинейский залив, в      
котором государство расположено, специалисты называют вторым Персидским         
заливом, пророча огромное будущее с точки зрения добычи и соответственно        
переработки, продажи углеводородов. Именно в этой области на экватогвинейском   
рынке представлена компания "Газпромнефть", работающая совместно с              
национальной нефтяной компанией "GE Petrol" в сфере добычи углеводородного      
сырья на шельфе в Гвинейском заливе. Представители российской компании,         
российский бизнес активно просят правительство предпринять шаги, направленные   
на углубление инвестиционного сотрудничества, в первую очередь на принятие и    
вступление в силу соглашения о защите капвложений. Соглашение ориентировано     
на создание необходимых правовых гарантий защиты интересов российских           
инвесторов в Экваториальной Гвинее, и, естественно, оно имеет, так скажем,      
зеркальное отражение в части защиты интересов возможных инвесторов из этой      
республики на территории Российской Федерации. На капвложения                   
распространяется режим наибольшего благоприятствования и национальный режим,    
предусматривается справедливая компенсация в случае экспроприации или           
национализации капиталовложений инвесторов из обеих стран, гарантируется        
осуществление беспрепятственного вывода доходов инвесторов с территории         
государства-реципиента после выполнения инвесторами всех налоговых              
обязательств. Одним из наиболее важных положений соглашения является механизм   
разрешения инвестиционных споров, что позволяет обеспечить надлежащий уровень   
судебной и административной защиты прав инвесторов, в том числе за счёт         
возможного обращения инвесторов в международные арбитражи.                      
                                                                                
Хочу отметить, что предлагаемый вам текст соглашения не содержит никаких        
отличий от российского типового соглашения о защите капвложений,                
утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации в 2001 году.    
                                                                                
Надеемся, что соглашение и его вступление в силу не только станет толчком к     
более активным действиям российских компаний на рынке этой африканской          
страны, но и будет воспринято в целом международным сообществом как серьёзный   
инструмент защиты деятельности экономических операторов.                        
                                                                                
Соглашение подлежит ратификации в соответствии с законом "О международных       
договорах...", его реализация не потребует расходов из федерального бюджета.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Леонидович Романович.                                                 
                                                                                
РОМАНОВИЧ А. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В основном докладе были         
достаточно подробно освещены все вопросы, которые затрагивает соглашение        
между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики           
Экваториальная Гвинея. Этот законопроект был рассмотрен на заседании Комитета   
Государственной Думы по международным делам, и в принципе была дана             
положительная оценка как самому соглашению, так и ходу развития отношений       
между Экваториальной Гвинеей и Российской Федерацией.                           
                                                                                
Я позволю себе напомнить несколько фактов из истории взаимоотношений между      
Советским Союзом, а затем Российской Федерацией и Экваториальной Гвинеей за     
последние тридцать - сорок лет.                                                 
                                                                                
Республика Экваториальная Гвинея была колонией Испании, и после получения       
независимости в 70-е годы у неё сложились довольно тесные отношения с           
Советским Союзом, в частности, большое количество студентов обучалось в наших   
вузах. По некоторым оценкам, на сегодняшний день порядка 50 процентов           
руководящего состава Республики Экваториальная Гвинея имеют российское или      
советское высшее образование. Также страны активно сотрудничали в               
военно-технической области: Советский Союз играл ведущую роль в поставках,      
пусть и небольших, вооружения в Экваториальную Гвинею. К сожалению, в 1992      
году российское посольство в Экваториальной Гвинее было закрыто, и сейчас       
наши интересы там представляет посольство в Камеруне.                           
                                                                                
В последние двадцать лет республика, которая была одной из самых бедных на      
территории Африканского континента, активно развивается и на сегодняшний день   
является одной из самых высокоразвитых республик в Африке. Я приведу            
некоторые цифры. ВВП на душу населения у них составляет сегодня 36 тысяч        
долларов США, это 28-е место в мире. Интересно, что вообще ВВП составляет 14    
миллиардов долларов, а бюджет - 7 миллиардов долларов (это в рублях 210         
миллиардов, то есть примерно бюджет Московской области). Долги Экваториальной   
Гвинеи, долги бюджета, составляют всего 4,1 процента, и она занимает по этому   
показателю 131-е место в мире. Приведу интересный факт по производству          
электричества. Это африканская страна, у которой в структуре отраслей           
промышленность занимает первое место - более 90 процентов, и производство       
электричества составляет 28 миллионов киловатт-часов, что больше его            
потребления, а потребление электричества составляет 26 миллионов                
киловатт-часов.                                                                 
                                                                                
Надо отметить, что эта динамично развивающаяся страна проявляет интерес к       
сотрудничеству с Российской Федерацией, причём сотрудничеству с регионами.      
Были обращения со стороны руководства этой республики, в частности при          
проведении "круглого стола" в прошлом году во время визита Президента           
Экваториальной Гвинеи в Российскую Федерацию, к российскому бизнесу, в том      
числе предложения активнее заниматься продвижением наших, российских            
бизнес-интересов на территории Экваториальной Гвинеи. На сегодняшний день       
основными партнёрами по сотрудничеству с Экваториальной Гвинеей являются        
Соединённые Штаты Америки, Испания и Франция, а также Китай. Основными          
потребителями нефти, газа и продукции сельского хозяйства - это какао и кофе    
- являются Соединённые Штаты Америки, Испания и Франция. Как я уже сказал,      
продукции поставляется из этой республики на 14 миллиардов.                     
                                                                                
Рассмотрев все эти вопросы, Комитет по международным делам считает, что         
ратификация соглашения между нашими странами создаст достаточные                
международно-правовые условия и гарантии для предпринимателей и инвесторов из   
Российской Федерации. Реализация соглашения не повлечёт за собой расходов из    
федерального бюджета, за исключением тех случаев, которые предусмотрены этим    
соглашением.                                                                    
                                                                                
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по международным делам        
рекомендует Государственной Думе ратифицировать соглашение между                
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики... (Микрофон    
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли у депутатов вопросы? Прошу записаться.                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Алексей Евгеньевич, ну, мы все помним, что во времена            
Советского Союза мы активно присутствовали в Африке и она являлась              
территорией геополитических интересов нашей страны. Вот насколько активно       
сейчас мы двигаемся в этом направлении? (Я несколько шире вопрос задаю.) Это    
хорошо, что мы подписываем договор с очередной страной, но, как вы верно        
сказали, это не самая крупная страна на континенте. Это первая часть вопроса.   
                                                                                
Вторая часть вопроса. Мы знаем, что Африка не является, так сказать,            
территорией верховенства закона, вот скажите, те договоры, которые уже          
подписаны и функционируют, насколько они соблюдаются?                           
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Ну, позволю себе на два подвопроса ответить.                      
                                                                                
Первый. Надо самокритично признать, что за последние несколько десятилетий мы   
упустили свои интересы в Африке и по формальным показателям - по наличию        
торгпредств, по наличию соглашений, ну и по неформальным, что ли, - по уровню   
и объёмам нашей торговли, по уровню и объёмам капиталовложений. Мы стараемся    
исправить эту ошибку - предлагаем вам к рассмотрению соглашения, работаем над   
текстами, заключаем соглашения с целым рядом африканских стран. Ну, надо        
сказать, что и остальные мировые державы также очень активно сейчас заходят     
на африканские рынки.                                                           
                                                                                
Второй вопрос. Что касается соглашений заключённых и работающих, то они         
выполняются. У нас по крайней мере нет официальной информации о серьёзных       
нарушениях, которые могли бы стать предметом судебного рассмотрения. В то же    
время целый ряд проектов, ну, что называется, требует ручного сопровождения     
(я не буду сейчас называть компании и страны). Действительно, не всегда         
переговоры идут гладко, не всегда верховенство права и закона в ряде стран      
имеет, что называется, объективное существование, но надо в этом регионе        
работать исходя из опыта наших партнёров и наших планов и своё присутствие      
наращивать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Иванович Бессонов.                                                     
                                                                                
БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Алексей Евгеньевич, вы говорили о росте значимости и важности         
отношений между Российской Федерацией и Республикой Экваториальная Гвинея,      
вместе с тем соглашение подписано в Москве 6 июня 2011 года - в декабре уже     
будет полтора года, как подписали. Это постоянная практика министерства или     
здесь при ратификации имеют место быть какие-то особенности?                    
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Ситуация складывается по-разному, и вы увидите это сегодня в      
ходе следующего доклада. Поймите, министерство выполняет здесь, ну, конечно,    
не техническую, но вторую роль - наше дело подготовить соглашение к             
подписанию, его подписывает официальный представитель Российской Федерации,     
после этого мы его вместе с Министерством иностранных дел вносим в              
правительство. Процесс рассмотрения в правительстве, процесс уже выхода на      
конкретные решения в Государственной Думе нередко сопряжён с целым рядом        
других событий и дополнительных каких-то, может быть, политических оценок,      
такое тоже бывает. Хочу просто сказать, что вот этот период, больше года,       
чуть больше года, который прошёл с момента подписания, - ну, может быть, это    
такой достаточно стандартный подход, причём здесь, в общем, не всегда по        
линии экономических ведомств идут окончательные переговоры со страной,          
наоборот, как правило, здесь большее значение имеет взаимная работа ведомств    
внешнеполитических.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Алексей Евгеньевич, ну, вы, вообще-то, нарушаете закон о       
ратификации международных соглашений, который предписывает вам в течение        
полугода, если я не ошибаюсь, завершать всю процедуру ратификации.              
                                                                                
Это была реплика, а вопрос у меня следующий. Вот аналогичные соглашения у нас   
были с Ливией, с Ираком, и вы знаете, что мы там, к сожалению, несмотря на      
наличие договорённостей, несём колоссальные потери: то нас приглашают           
разрабатывать Курну, то не приглашают, и другие моменты. Вы скажите, что        
является гарантией того, что мы и в Ливии, и в Ираке, и в Гвинее в случае       
пересечения с интересами США всё-таки свои интересы не потеряем?                
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Ну, я всё-таки хотел бы сначала сказать, что, насколько я помню   
соответствующий федеральный закон, правительство обязано в течение шести        
месяцев внести в Госдуму документ, международное соглашение в случае его        
временного применения, то есть шесть месяцев отсчитывается с момента начала     
временного применения. В данном случае мы это правило, естественно, не          
нарушаем - соглашение не применяется. Это первое.                               
                                                                                
Второе. Что является гарантией? Гарантией является механизм разрешения          
споров, в том числе и его международный аспект, его международное развитие,     
как это прописано и в базовом соглашении, и в тех соглашениях, которые сейчас   
заключены и действуют. Я могу сказать, что по упомянутым вами странам           
обращений компаний в международные суды не было. Если же говорить о тех         
событиях, которые всем нам известны, то надо сказать, что они в общем, что      
называется, приносят большие убытки, не только финансовые, не только            
экономические, но и политические, и не только Российской Федерации, без         
сомнения, но и другим инвесторам. Думаю, что вы знаете об этом.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Я Александру Леонидовичу вопрос хочу задать.                                    
                                                                                
Вы так интересно рассказывали историю Экваториальной Гвинеи - вот мы же и       
учили их, и снабжали, а скажите, пожалуйста, они много нам должны? А то мы      
обычно помогаем-помогаем, а потом всем всё прощаем. Это первое.                 
                                                                                
И второе. В Гвинейском заливе этих стран, начиная от Либерии и кончая           
Анголой, огромное количество, и что там только в Экваториальной Гвинее на       
шельфе куча нефти или в других странах тоже есть?                               
                                                                                
РОМАНОВИЧ А. Л. Ну, в Гвинейском заливе не так много стран, если мы говорим     
об островных: это Экваториальная Гвинея, это Сан-Томе и Принсипи в составе      
двух островов - не более того.                                                  
                                                                                
Что касается долгов Российской Федерации, которые могли перейти со времён       
Советского Союза, то у меня нет информации о том, что они значительны и не      
выплачиваются. Во всяком случае на сегодняшний день Экваториальная Гвинея       
является платёжеспособной страной и выполняет все международные                 
обязательства, которые у неё были перед другими странами, в том числе и перед   
Россией.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Прошу записаться на выступления.                                                
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ян Викторович Зелинский, пожалуйста.                                            
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, пару слов по данному соглашению.                             
                                                                                
По моему мнению, Соглашение между Правительством Российской Федерации и         
Правительством Республики Экваториальная Гвинея о поощрении и взаимной защите   
капиталовложений является спорным. В первую очередь хочу сказать, что в         
Республике Экваториальная Гвинея существует большой налог для иностранных       
бизнесменов и инвесторов. Считаю, что, создавая благоприятные условия для       
осуществления капиталовложений инвесторов сторон, необходимо обеспечить         
равные, взаимовыгодные условия для вложений, то есть прежде чем подписать       
данное соглашение, надо дождаться от Правительства Республики Экваториальная    
Гвинея внесения поправок в налоговый кодекс в части снижения налога для         
иностранных инвесторов, иначе какая выгода российским инвесторам? Лучше         
вложиться в своё государство, тем более что территорий для вложений             
предостаточно.                                                                  
                                                                                
Можно много говорить по данному соглашению, но я считаю, что немаловажной       
проблемой является и малая изученность территории Экваториальной Гвинеи, так    
как данное государство находится на международной арене слишком малый период    
времени.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Иванович Квитка.                                                           
                                                                                
КВИТКА И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О   
ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и              
Правительством Республики Экваториальная Гвинея о поощрении и взаимной защите   
капиталовложений" создаёт благоприятные условия для сотрудничества в сфере      
экономических отношений между нашими странами. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"          
поддерживает принятие данного законопроекта.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства не выступают? Нет. Докладчик и         
содокладчик? Нет. Спасибо.                                                      
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6383 по 6400 из 8013
7-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между          
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики                 
Экваториальная Гвинея о поощрении и взаимной защите капиталовложений".          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 43 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              419 чел.93,1 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    421 чел.                                          
Не голосовало                  29 чел.6,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.