Заседание № 77

02.02.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 96582-4 "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части уточнения порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1601 по 1835 из 5071
Следующий - пункт 6, о проекте федерального закона "О внесении изменений в      
статью 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих           
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад   
депутата Государственной Думы Анатолия Семёновича Иванова. Пожалуйста.          
                                                                                
ИВАНОВ А. С., Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Несмотря на      
отрицательное заключение Комитета Государственной Думы по вопросам местного     
самоуправления на внесенный мною законопроект и несмотря на потенциальное в     
связи с этим отклонение его Государственной Думой, я решил выступить, так как   
проблема реализации закона "Об общих принципах организации местного             
самоуправления...", с большим трудом принятого Государственной Думой, в         
настоящее время является одной из самых важных. В соответствии со статьей 27    
указанного закона территориальное общественное самоуправление осуществляется    
в поселениях непосредственно населением путем проведения собраний и             
конференций граждан, а также посредством создания органов территориального      
общественного самоуправления. При этом собрание граждан считается               
правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей             
соответствующей территории, а конференция считается правомочной, если в ней     
принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан           
делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей             
территории. Как показала практика, активность граждан при выборах органов       
власти находится на низком уровне, и особенно на выборах органов местного       
самоуправления, в связи с чем во многих муниципальных образованиях выборы       
органов власти считаются состоявшимися при участии в них не менее 20            
процентов граждан. И даже при таком уровне участия граждан в выборах не во      
всех муниципальных образованиях они считаются состоявшимися. Отношение к        
территориальному общественному самоуправлению у граждан еще более               
индифферентное. Важность же развития территориального общественного             
самоуправления высока, так как оно является частью структуры гражданского       
общества. Поэтому на начальном этапе развития территориального общественного    
самоуправления необходимо снизить в законе порог уровня участия граждан в его   
организации и осуществлении либо передать право установления порядка            
проведения собраний и конференций граждан муниципальным образованиям.           
Представляется, что второй вариант более предпочтительный, так как              
муниципальные образования могут устанавливать порог уровня участия граждан в    
организации и осуществлении территориального общественного самоуправления в     
зависимости от местных условий. Законопроектом и предусмотрена реализация       
такого варианта.                                                                
                                                                                
Как мне известно, в подавляющем большинстве субъектов Федерации, которые        
прислали свои отзывы на данный законопроект, мою инициативу поддерживают. И я   
в этом был уверен, так как в поселениях и муниципальных образованиях, где в     
настоящее время существует ТОС, нарушается закон "Об общих принципах            
организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с           
нереальностью его исполнения. Например, в моем округе избрание органов ТОС и    
принятие решений в соответствии с полномочиями ТОС осуществляются путем сбора   
подписей жителей, а не путем проведения собраний. Невозможно собрать более 50   
процентов жителей даже одного подъезда многоквартирного жилого дома, не         
говоря уже о доме в целом или микрорайоне. Принятие же решений путем сбора      
подписей не предусмотрено законом. А если учитывать другие нормы, еще более     
проблематичные, закона, который, как помнят депутаты прошлого созыва,           
принимался с большим трудом, при негативном к нему отношении мэров и            
губернаторов, то есть специалистов в сфере местного самоуправления, то можно    
сделать вывод о компетентности инициаторов его создания и продвижения.          
                                                                                
Главный представитель субъекта права законодательной инициативы по закону "Об   
общих принципах организации местного самоуправления..." отправлен, как          
известно, президентом на Кавказ, а его коллегу по продвижению законопроектов    
в Государственной Думе я бы на месте президента назначил губернатором, но       
только не Самарской области, а, например, Чукотки, где место, наверное, скоро   
освободится. Пусть они там попробуют реализовать свой закон.                    
                                                                                
Я же предлагаю не дожидаться, когда создатели закона от него сами откажутся,    
а приводить закон в жизненное состояние, и начать с предлагаемой мной           
инициативы.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Семёнович, присаживайтесь.              
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Владимира    
Семёновича Мокрого. Пожалуйста, Владимир Семёнович.                             
                                                                                
МОКРЫЙ В. С. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я согласен с      
предыдущим докладчиком в том, что вопрос развития и совершенствования           
местного самоуправления является действительно сложной темой.                   
                                                                                
В представленном вам законопроекте предлагается изменить статью, а точнее,      
исключить часть 6 из статьи 27 Федерального закона "Об общих принципах          
организации местного самоуправления в Российской Федерации", которая            
устанавливает порядок проведения собраний и конференций граждан по вопросам     
организации и осуществления территориального общественного самоуправления.      
Напомню просто, что ТОС создается в соответствии с федеральным законом в        
подъездах, в микрорайонах, в жилых домах и так далее. И если допустить норму,   
которую предлагает автор законопроекта, о том, что данный порядок проведения    
конференций и собраний устанавливается уставом муниципального образования, то   
это может привести к тому, что регулирование их будет на всей территории        
неодинаковое. Допустим, минимальное количество людей, два-три человека, в       
одном подъезде собираются и определяют ситуацию с организацией ТОС и работу     
ТОС для всего дома, для всего подъезда и так далее. Наоборот, федеральный       
закон устанавливает единые требования, предъявляемые к формированию и работе    
органов территориального общественного самоуправления, к проведению собраний    
и конференций, а также к порядку принятия ими решений.                          
                                                                                
На основании этого комитет предложил отклонить законопроект.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно, Владимир Семёнович, присаживайтесь.                 
                                                                                
Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Вопросы есть.                     
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите результаты записи.       
                                                                                
Апарина Алевтина Викторовна, пожалуйста.                                        
                                                                                
АПАРИНА А. В. Владимир Семёнович, вы пришли в Государственную Думу, имея        
большой опыт хозяйственной работы, у вас есть опыт работы в органах             
исполнительной власти. Вы активно поддерживали этот закон, то есть хорошо с     
ним знакомы в целом. То, что сейчас вносятся какие-то там поправки, - это       
так, текущий ремонт, а этот закон требует не только капитального ремонта, но,   
нам кажется, и отмены. Вот скажите честно, если бы вас избрали губернатором,    
как вообще исполнять этот закон? Он вреден, ни один руководитель на местах, в   
частности у нас в области, не поддерживает этот закон. И вы знаете, какие       
потребуются огромные финансовые затраты. А спроси зачем? Каков результат,       
эффективность этого закона? Поэтому, Владимир Семёнович, как вы считаете, не    
честнее ли будет, чтобы не дожидаться вот такой реакции, как на закон...        
(Микрофон отключен.)                                                            
                                                                                
МОКРЫЙ В. С. Спасибо большое за вопрос. Я понимаю, что этот вопрос касается     
больше не конкретного законопроекта, а в целом судьбы и реализации закона "Об   
общих принципах организации местного самоуправления...". Я говорю вам честно    
и откровенно: я убежден, что России необходимо развитие самоорганизации         
граждан, местного самоуправления. Мы, к сожалению, очень много говорим о        
сложностях, о проблемах, и вместо того, чтобы дать народу право самому решать   
свои проблемы, мы пытаемся соподчинить всё, причем даже местное сообщество, в   
больших городах, в маленьких поселениях. Я убежден в том, что чем больше мы     
будем централизовать власть, тем больше проблем будет накапливаться на          
местах, в больших и маленьких поселках и городах.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Махмуд Гаджулаевич, вопрос.                                         
                                                                                
МАХМУДОВ М. Г. У меня вопрос к Анатолию Семёновичу.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
МАХМУДОВ М. Г. Я буквально был удивлен: как такую инициативу можно внести? У    
нас выборный процесс превратили в абсурд, особенно это касается местного        
самоуправления, когда выбирают не достойных профессионалов, а тех, в ком        
заинтересованы, или по ряду других причин. Кому нужно такое территориальное     
общественное самоуправление, если они даже не могут собрать конференцию или     
собрание? Собираются три человека и говорят: давай сегодня я буду, а завтра     
ты будешь. Поэтому считаю предложение абсурдным. И правильно комитет            
предлагает отклонить это. Если общественное самоуправление доходит до такого    
абсурда, нужно ли оно в принципе самим жителям этой территории, этих жилищных   
комплексов?                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Анатолий Семёнович, с места.           
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Ну, если проводить аналогию, то ведь мы и местные органы власти    
во многих муниципальных образованиях выбираем небольшим количеством граждан,    
а если даже говорить о Государственной Думе, о высших органах власти, то        
меньшая часть граждан участвует в выборах. И мы живем фактически по их          
законам, нас избирают именно по их инициативе. Это часть наиболее активных      
граждан. Мы говорим о территориальном местном самоуправлении, то есть об        
органах ТОС. Некоторые люди считают, что это менее важные органы, тем не        
менее есть люди, которые хотят активно участвовать в общественной жизни. И      
вот мое предложение. Когда, допустим, в уставах муниципального образования      
будет предусмотрена возможность избрания органов ТОС, вернее, людей, которые    
готовы активно участвовать в деятельности органов местного самоуправления...    
То есть уставом, например, будет закреплено, что 20 процентов, меньшее          
количество граждан, могут участвовать в собраниях... Ведь у нас, допустим, на   
выборах в местные органы власти в городе Тольятти порог участия граждан - 20    
процентов. А уровень ТОСа - это еще более низкий уровень власти, ведь органы    
ТОСа тоже относятся к органам власти. Поэтому делать порог выше, чем порог      
участия при выборах в органы местной власти, на мой взгляд, просто было бы      
нелогичным. Спасибо.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость предоставить слово для выступлений? Кузнецов Виктор       
Егорович, пожалуйста.                                                           
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемые коллеги, к сожалению, это не очень хорошо - сделать так, как          
предлагают авторы законопроекта: понизить там порог и так далее. У нас прошли   
выборы 5 декабря, и явка в среднем на выборах в органы власти местного          
самоуправления составила свыше 50 процентов, то есть люди наконец стали         
действительно понимать... У нас все эти годы работает сельское местное          
самоуправление, и никаких проблем нет.                                          
                                                                                
А то, о чем мы сегодня говорим - территориальное общественное самоуправление,   
- таких органов в Новосибирске порядка ста. И ими предметно занимаются и        
мэрия, и представительные органы, разработаны свои законы, которые действуют,   
и положение на уровне города. Мне приходилось как раз разрабатывать             
законопроект, когда решался вопрос о том, какой должна быть явка на эти         
собрания, как проводить конференции или что-то такое, как принимать эти         
решения. Не надо забывать, что конкретно в подъезде, конкретно в доме,          
конкретно в каком-то квартале живут не только те люди, которые что-то хотят     
сделать, используя территориальное общественное самоуправление. Первыми, кто    
пришел узнать об общественном самоуправлении, были коммерсанты, которые         
захотели расставить свои ларьки, договариваясь с местными жителями, и открыть   
там свой бизнес. Закон 154-й не предполагал таких полномочий для ТОСа,          
поэтому мы этот барьер как бы установили. Но представьте себе: если у вас во    
дворе будут открывать стоянки для автомобилей и ларьки люди, небольшим числом   
принявшие решение от имени всего населения, которое там живет, то будут         
просто нарушены элементарные гражданские права всех остальных. Поэтому          
критерий для работы такого общественного органа должен быть нормальным,         
должно учитываться мнение большинства населения, проживающего на той или иной   
территории. И исходить из того, что туда не ходят, а здесь должны еще меньшим   
числом людей решать эти проблемы, совершенно неправильно, совершенно            
неправильно! Завтра там появятся какие-нибудь овощехранилища, появятся          
стоянки, появятся ларьки и кто-то будет, что называется, делать свой            
маленький бизнес, а в целом исчезнут детские площадки, исчезнут скверы,         
исчезнут деревья, исчезнет, вообще говоря, среда, в которой человек на          
сегодняшний день живет.                                                         
                                                                                
Комитет, рассматривая эту проблему, пришел к выводу: в целом норма для          
России, которая установлена законом, что надо учитывать все-таки мнение         
большинства или мнение по крайней мере не менее половины людей, проживающих     
на этой территории, законная, она должна соблюдаться по всей России. Спасибо.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще желающие выступить? Нет. Есть ли необходимость выступить            
полномочному представителю правительства? Полномочному представителю            
президента? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального    
закона о внесении изменений в статью 27 Федерального закона "Об общих           
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за                2 чел.0,4%                                      
Проголосовало против           57 чел.12,7%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     59 чел.                                          
Не голосовало                 391 чел.86,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.