Заседание № 71
О проекте федерального закона № 965567-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (в части предоставления права уполномоченному органу субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания передавать свои полномочия подведомственным организациям).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Доклад Ольги Ивановны Павловой. Пожалуйста. ПАВЛОВА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов подготовил к рассмотрению в третьем чтении проект федерального закона. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы - замечаний нет. Комитет рекомендует законопроект к принятию в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам голосования? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 06 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 69
О проекте федерального закона № 965567-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (в части предоставления права уполномоченному органу субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания передавать свои полномочия подведомственным организациям).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Доклад члена Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольги Ивановны Павловой. Пожалуйста. ПАВЛОВА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов подготовил к рассмотрению во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Напомню, что данную законодательную инициативу внесло Законодательное Собрание Республики Карелия. Законопроект направлен на повышение эффективности работы и доступности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации социального обслуживания граждан. Уважаемые коллеги, проект закона был поддержан нами в первом чтении 14 апреля текущего года. Поступило 22 поправки к законопроекту, они включены в таблицу поправок, рекомендованных к принятию, и в таблицу поправок, рекомендованных к отклонению. Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 15 мин. 28 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 15 мин. 57 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект федерального закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 31 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 38
О проекте федерального закона № 965567-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (в части предоставления права уполномоченному органу субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания передавать свои полномочия подведомственным организациям).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Докладывает представитель Законодательного Собрания Республики Карелия депутат Государственной Думы Валентина Николаевна Пивненко. ПИВНЕНКО В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! (Шум в зале.) Я думаю, что все отдохнули... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, просьба успокаиваться, присаживайтесь, начинаем работать. ПИВНЕНКО В. Н. Уважаемые коллеги, я хочу напомнить вам, что с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". В соответствии со статьёй 14 этого закона основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно - подчёркиваю! - в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. Также уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг. Законодатели Республики Карелия при проведении мониторинга в отношении исполнения данного закона столкнулись с тем, что в Республике Карелия - и не только у нас, но и в других регионах Российской Федерации - уполномоченными органами являются региональные министерства социального обслуживания или региональные управления, которые имеют право заниматься установлением данных социальных льгот. Как показала практика, этот процесс достаточно длительный, особенно для жителей отдалённых населённых пунктов, поскольку гражданину нужно подать заявление в свой орган местного самоуправления, часто находящийся в отдалении от того поселения, где проживает нуждающийся, далее пакет документов направляется в областной, региональный, республиканский центр, там рассматривается, и после этого принимается решение - поддержать или отказать. В случае поддержки разрабатывается индивидуальная программа обеспечения мерами социальной защиты, затем эти документы в обратном направлении возвращаются к заявителю, и тогда уже начинает действовать право, которое мы с вами обеспечили федеральным законом о социальной защите. Законодательное Собрание Республики Карелия проанализировало содержание данной работы не только в нашем регионе, но обратилось к практике, которая существует в других регионах Российской Федерации. Там картина складывается по-разному, и в восемнадцати регионах, о ситуации в которых нам точно известно, о которых есть информация, работа ведётся так же, как и в Республике Карелия, где-то эти полномочия переданы органам местного самоуправления или иным органам, но подчёркиваю, что в законе определено, что это должен быть только уполномоченный государством орган. Когда мы, представители Республики Карелия, обратились в федеральное министерство, нам была дана рекомендация передавать полномочия органам местного самоуправления. Но мы с вами понимаем, что передача полномочий органам местного самоуправления должна сопровождаться выделением определённых финансовых средств на выполнение этих полномочий, а какова ситуация на сегодняшний день в регионах с бюджетами местных органов власти, не мне вам рассказывать. Поэтому мы, законодатели Республики Карелия, приняли решение обратиться с законодательной инициативой, с тем чтобы внести изменения в 14-ю статью закона, дополнив её абзацем следующего содержания: "По решению уполномоченного органа субъекта Российской Федерации полномочия по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также по составлению индивидуальной программы могут осуществляться..." - подчёркиваю: не обязаны, а могут осуществляться, - "...организациями, находящимися в ведении указанного уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, не являющимися поставщиками социальных услуг... В этом случае заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений подаётся непосредственно в уполномоченную организацию или передаётся в уполномоченную организацию в рамках межведомственного взаимодействия". Таким образом, целью данной законодательной инициативы является облегчение процедуры и укорачивание сроков рассмотрения запросов наших граждан, которые нуждаются в социальной защите, в социальном обслуживании. Наша законодательная инициатива поддержана профильным комитетом - Комитетом Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, получено положительное заключение Правительства Российской Федерации с замечаниями о корректировке 5-й и 8-й статей данного федерального закона, законопроект поддержан профильным комитетом Совета Федерации. Излишними предложенные изменения считает Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тридцать секунд добавьте. ПИВНЕНКО В. Н. Мы считаем, что этот законопроект в случае его принятия позволит не только конкретно Республике Карелия, но и другим регионам Российской Федерации воспользоваться тем правом, которое мы с вами можем предоставить. Я прошу поддержать данную инициативу Законодательного Собрания Республики Карелия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна. С содокладом выступает член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Ивановна Павлова. Пожалуйста. ПАВЛОВА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов в установленном порядке рассмотрел представленный проект федерального закона и отмечает, что предлагаемая законодательная инициатива направлена на повышение эффективности работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации социального обслуживания граждан в случае отсутствия у указанных органов территориальных подразделений. Данный законопроект поддержан двадцатью семью региональными парламентами и сорока шестью высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Правительством Российской Федерации он также поддерживается, замечания не имеют принципиального характера и могут быть учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Соглашаясь со своими коллегами, члены Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендуют Государственной Думе поддержать проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в первом чтении. Коллеги, также хочу обратить ваше внимание на то, что сегодня в нашей практике тот случай, когда рассматриваемый законопроект, внесённый региональным Законодательным Собранием, имеет все основания быть принятым, поскольку он социально ориентирован, направлен на повышение эффективности предоставления социальных услуг и их доступности для наших граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Ивановна. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемая Валентина Николаевна, на мой взгляд, идея законопроекта совершенно справедливая, он должен быть поддержан, но у меня есть единственное сомнение. Поскольку мы знаем, что чем ниже уровень бюджетной системы, тем беднее бюджет, не может ли принятие законопроекта косвенным образом привести к следующему: за передачей полномочий, что называется, вниз по причине бедности местных бюджетов может последовать то, что людям чаще станут отказывать в социальном обслуживании? Нет таких рисков, на ваш взгляд? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Пивненко включите микрофон. ПИВНЕНКО В. Н. Уважаемый Олег Николаевич, на примере Республики Карелия я могу сказать, что эти полномочия будут передаваться в территориальные - на уровне районов и городов - государственные центры социальной поддержки населения, то есть людям, которые, осуществляя свою профессиональную деятельность, будут обеспечивать выполнение данного закона. А что касается бюджетов, то каждый регион принимает тот бюджет, который вносит правительство каждого региона, бюджет принимается депутатами законодательных органов власти, в том числе в Республике Карелия. Я уверена, что передача полномочий не будет причиной снижения уровня социальной защиты и обеспеченности населения с учётом того, что это будет в руках государства и под контролем государства, но приближено к населению, к конкретным жителям, проживающим в разных уголках региона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Валентина Николаевна, в законопроекте указано, что если центр, которому вы предполагаете передать полномочия, сам оказывает социальные услуги, то передавать полномочия нельзя. Это первое. И второй момент. Что мешает создать территориальное подразделение соответствующего органа власти субъекта, как сделано в большинстве субъектов? Оно может точно так же принимать решения, не надо будет никуда ничего пересылать, дожидаться ответа - территориальное подразделение органа власти субъекта фактически наделено этими же полномочиями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Пивненко включите микрофон. ПИВНЕНКО В. Н. Я могу ответить на этот вопрос следующим образом. Государственные учреждения, которые находятся в районах региона, обеспечивают выполнение данных полномочий, а создание каких-то дополнительных государственных структур - это утяжеление всей системы управления, это удорожание, увеличение административных расходов. Сейчас идёт административная реформа в Российской Федерации, и вот создание этих излишних структур по выполнению функций, которое вы предлагаете, не есть решение данной проблемы. Мы, как депутаты, работая в своих регионах, мониторим ситуацию, и если нам поступают обращения, а они и дальше будут приходить, мы разбираемся в каждом конкретном случае, но создание дополнительных структур, когда уже имеются, по сути дела, в каждом муниципальном образовании такие государственные центры, - это дублирование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемая Валентина Николаевна, необходимость принятия данного законопроекта обосновывается авторами возможностью решения проблем, возникших в конкретном регионе - в Республике Карелия. Вопрос: насколько эти проблемы - удалённость услуг, отсутствие территориальных подразделений - актуальны для других регионов Российской Федерации, для каких именно? Сегодня и признание гражданина нуждающимся в соцобслуживании, и составление индивидуальной программы являются государственными полномочиями субъекта. Если допустить передачу полномочий неким, пусть и подведомственным, организациям, не приведёт ли это с учётом финансового состояния регионов в конечном итоге к резкому уходу государства из сферы социального обслуживания, к снижению планки требований, к ухудшению качества работы в этой области? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентине Николаевне Пивненко включите микрофон. ПИВНЕНКО В. Н. Спасибо большое за вопрос. Я, по-моему, частично на него уже ответила: передача полномочий возможна для регионов с большой протяжённостью территории, отдалённостью населённых пунктов, особенно это касается северных регионов, дальневосточных, где имеются достаточно разрозненные поселения вдалеке от районных центров. Я думаю, что это законодательное решение поможет регионам самостоятельно решать, как лучше обслуживать население, и это не повлечёт за собой никакого ухудшения, потому что эти полномочия предлагается передать именно государственным структурам, а не каким-либо другим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемая Валентина Николаевна, спасибо огромное Законодательному Собранию Республики Карелия за такой законопроект. Скажите, а не рассматривали ли вы вопрос о расширении перечня работ, выполняемых соцработниками? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентине Николаевне Пивненко включите микрофон. ПИВНЕНКО В. Н. Вы знаете, сейчас стоит вопрос, наверное (ну, для нашего региона), не о расширении - достаточно, очень много полномочий и функций, которые выполняют социальные работники, - но о мерах их финансовой поддержки, особенно в области заработной платы, потому что мы понимаем, что, выполняя столь ответственную работу, работники бюджетной сферы, особенно в области социального обслуживания населения, по уровню заработной платы отстают от других категорий работников, обслуживающих население и занятых в бюджетной сфере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. У меня тоже вопрос к Валентине Николаевне. Я согласна с вами, что ездить далеко - это довольно сложно и дорого, тут всё понятно, но не будет ли другого рода волокиты? Ведь в районах - вот уже спрашивал Олег Николаевич - денег-то нет: они соберут бумажки, определят нуждающихся и всё равно всё это отправят в область и будут потом оттуда ждать деньги. Или я не понимаю и, может быть, в районах уже будут свои средства, которыми они смогут располагать, - как всё это будет происходить, Валентина Николаевна? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентине Николаевне Пивненко включите микрофон. ПИВНЕНКО В. Н. Средства будут не в районах, средства будут у тех государственных учреждений, которые получат эти полномочия. Действующим законом определены сроки рассмотрения данных заявлений и принятия решений - пять дней, поэтому здесь вопрос экономии не столько времени гражданина - он может и через систему онлайн подать эту заявку, может через уполномоченных, может через общественные организации, - сколько финансовых средств, поскольку пакеты документов по почте отправляются из поселения в центр, из центра в поселение, и как раз почтовое сопровождение занимает больше времени, чем, собственно, рассмотрение этого вопроса. Что касается структуры, то каждый регион определяет свою структуру, и вот у нас в министерстве социальной защиты за 2015 год было рассмотрено 9 тысяч заявлений - три человека занимаются этой работой - и 7 тысяч в 2016 году. Эта новая система упростит, ускорит решение проблем. Что касается финансирования. Несмотря на то что бюджетное обеспечение социального обслуживания данных категорий, определённых законодательством Российской Федерации, достаточно серьёзное, регион деньги не экономит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Синяговский Владимир Ильич. СИНЯГОВСКИЙ В. И. Уважаемая Валентина Николаевна, правильный вопрос, правильно вы его решаете - спасибо. Но есть просьба, или дополнение: мы забираем полномочия, тем самым лишаем нерадивых чиновников на местах возможности заниматься этой темой - правильно сегодня вопрос поднимаем, но хотелось бы конкретизировать, чтобы не любительски было, не рекомендательный характер имели нормы, а дать полномочия тоже на местах решать эти вопросы. Всё равно люди идут в администрацию, там есть аппарат, глава, который должен нести персональную ответственность за оказание материальной или другой помощи тем или иным категориям населения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентине Николаевне Пивненко включите микрофон. ПИВНЕНКО В. Н. Спасибо, очень хороший вопрос. Я должна обратить внимание, что в соответствии с федеральным законом каждый регион принимает свои законодательные акты, в том числе в Республике Карелия принят такой закон. Поэтому когда будет рассматриваться вопрос о передаче данных полномочий конкретному государственному учреждению в конкретном районе, будет учитываться всё, в том числе, я полагаю, будут привлечены к оказанию данной социальной помощи и те некоммерческие организации, которые имеют на это право, которые доказали свою жизнеспособность и подтвердили свой авторитет. Тема действительно достаточно сложная, она касается конкретно каждого человека - я полагаю, в каждом отдельном случае в каждом регионе, в каждом органе власти будут принимать такие решения, чтобы это помогло людям, не создавая никаких дополнительных бюрократических проволочек и контролируя расходование финансовых ресурсов, которые будут направляться на исполнение данных полномочий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ольга Ивановна, присаживайтесь, пожалуйста. Коллеги, будут ли желающие выступить? Не вижу. Нет желающих выступить. Тогда ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Голосуем, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 22 мин. 05 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.