Заседание № 302

07.06.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 965365-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (принят в первом чтении 16 марта 2016 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности юридических лиц по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2535 по 2608 из 9281
21-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных            
преступным путём, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации    
об административных правонарушениях".                                           
                                                                                
Николай Николаевич Гончар.                                                      
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный             
законопроект направлен на создание механизма сбора, хранения, передачи и        
раскрытия информации о бенефициарных владельцах юридических лиц.                
Законопроектом также предусматривается установление административной            
ответственности для юридических лиц и их должностных лиц в виде штрафа за       
неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению информации о        
своих бенефициарных владельцах.                                                 
                                                                                
К законопроекту поступило девять поправок, пять из них включено в таблицу       
поправок, рекомендуемых к принятию, четыре - в таблицу поправок,                
рекомендуемых к отклонению.                                                     
                                                                                
Комитет просит Государственную Думу принять данный законопроект во втором       
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли замечания по таблице поправок № 1? Нет.                                 
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.68,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    307 чел.                                          
Не голосовало                 143 чел.31,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица № 1 принимается.                                                        
                                                                                
Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет.                                 
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              304 чел.67,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    304 чел.                                          
Не голосовало                 146 чел.32,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Также принимается.                                                              
                                                                                
Николай Николаевич, пожалуйста.                                                 
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект       
прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и готов к принятию во втором и в   
третьем чтениях. В случае если Государственная Дума примет данный               
законопроект во втором чтении, мы просим проголосовать его и в третьем          
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7829 по 7865 из 9281
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных            
преступным путём, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации    
об административных правонарушениях".                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              388 чел.86,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Выступлений по мотивам нет.                                                     
                                                                                
Ставлю на голосование в третьем.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              436 чел.96,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    436 чел.                                          
Не голосовало                  14 чел.3,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 285

16.03.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 965365-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности юридических лиц по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2884 по 3068 из 6393
6-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в         
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления        
обязанности юридических лиц по раскрытию информации о своих бенефициарных       
владельцах". Докладывает Павел Валерьевич Ливадный, статс-секретарь -           
заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу.            
                                                                                
ЛИВАДНЫЙ П. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы по финансовому       
мониторингу.                                                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Законопроект, представляемый   
вашему вниманию, подготовлен Правительством Российской Федерации в рамках       
реализации национального плана по деофшоризации и повышению прозрачности        
экономики. Им предусматривается некоторое расширение сферы правового            
регулирования закона о противодействии легализации (отмыванию) преступных       
доходов путём установления обязанности юридических лиц - хозяйствующих          
субъектов располагать информацией о своих бенефициарных владельцах, под         
которыми понимаются физические лица, имеющие возможность контролировать         
компанию либо через владение 25 процентами долей в уставном капитале, либо      
иными способами, и направлять эту информацию по запросам уполномоченных         
федеральных органов исполнительной власти, перечень которых в дальнейшем        
установит Правительство Российской Федерации. При этом устанавливается          
обязанность для учредителей данных организаций, их собственников представлять   
своим юридическим лицам информацию о бенефициарном владении. Нарушение          
требований в части обновления информации о бенефициарном владении, о его        
расположении, и нарушение требований о представлении учредителями,              
собственниками этой информации своим компаниям наказывается в порядке           
применения проектируемой статьи Кодекса об административных правонарушениях.    
                                                                                
Данный подход соответствует требованиям ФАТФ, является экстраполяцией на        
российскую реальность некоторых подходов, практикуемых в западных               
юрисдикциях, и, с нашей точки зрения, во-первых, повысит прозрачность           
российских хозяйствующих субъектов, а во-вторых, снизит издержки кредитных      
организаций, которые в настоящее время вынуждены устанавливать бенефициарных    
владельцев самостоятельно, и даст возможность уполномоченным органам, под       
которыми на данном этапе проработки понимаются Росфинмониторинг и Федеральная   
налоговая служба, получать информацию о бенефициарных владельцах, так           
сказать, из первых рук.                                                         
                                                                                
Просим поддержать законопроект в первом чтении.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Валерьевич.                                
                                                                                
Николай Николаевич Гончар.                                                      
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому         
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Концепция законопроекта         
сейчас доложена. Комитет по финансовому рынку поддерживает необходимость её     
принятия, вместе с тем в заключении комитета говорится (и я сейчас считаю       
необходимым сказать об этом) следующее. Законопроектом предусматривается        
установление административной ответственности для юридических лиц (их           
должностных лиц) в виде штрафов за неисполнение юридическим лицом обязанности   
по установлению информации о своих бенефициарных владельцах. Очевидно, что      
раз такой информации у юридического лица нет, значит, бенефициарные владельцы   
эту информацию скрывают и будут скрывать.                                       
                                                                                
В законопроекте содержится следующее требование (цитирую): "Юридические лица    
обязаны... принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах     
меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений...".   
Повторяю, что трудность исполнения данного закона в том, что, очевидно, эти     
необходимые сведения скрывают! Как будет определяться обоснованность и          
доступность этих сведений? Предполагается, что это будет сформулировано в       
нормативном акте регулятора.                                                    
                                                                                
Комитет просит представить ко второму чтению в комитет на рассмотрение проект   
такого нормативного акта или хотя бы его концепцию, с тем чтобы стало           
понятно, насколько реалистична технология установления реальных владельцев,     
которая предусматривается законопроектом, ведь ответственность для              
должностных лиц этих компаний предполагается более чем конкретная.              
                                                                                
Вот с учётом этих замечаний комитет, как я уже сказал, предлагает принять       
данный законопроект в первом чтении.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, какие есть вопросы? Прошу записаться.                                  
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Максим Александрович Щепинов.                                                   
                                                                                
ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к докладчику.                                                     
                                                                                
Уважаемый Павел Валерьевич, понятно, что этот законопроект направлен на         
получение информации о конечных бенефициарах. Мне хотелось бы узнать            
следующее. Скажем, мы получили информацию о том, что конечный бенефициар        
находится в офшоре - а дальше-то что? Вот вы готовы, допустим, предпринять      
дальнейшие шаги и внести законопроект, который станет законом о том, что если   
конечные бенефициары, например в ресурсоснабжающих компаниях, в                 
градообразующих предприятиях, находятся в офшоре, то необходимо как минимум     
их оттуда вывести, а как максимум - вообще прекратить деятельность таких        
компаний? Опять же всё это можно увязать с национальным планом по               
деофшоризации и с декабрьским Посланием Президента Российской Федерации.        
                                                                                
ЛИВАДНЫЙ П. В. Максим Александрович, спасибо за вопрос, он правомерно           
поставлен.                                                                      
                                                                                
К сожалению, принятие подобных законодательных инициатив к компетенции          
Росфинмониторинга не относится, это относится к сфере ведения                   
Минэкономразвития, которое уже немало сделало по продвижению законодательных    
актов в части выведения из офшоров как бенефициарных владельцев, так и          
хозяйствующих субъектов.                                                        
                                                                                
Что касается нашей темы, скажу несколько слов о том, что это позволит           
достигнуть. Финансовые организации в отношении своих клиентов, в том числе      
хозяйствующих субъектов, применяют рискоориентированный подход. Естественно,    
если бенефициарный владелец - физическое лицо, напомню, - является              
гражданином офшорной юрисдикции, то клиент-компания, действующая в его          
интересах, безусловно, будет рассматриваться как субъект высокого риска. И в    
этой связи кредитные и прочие финансовые организации могут применять к ней      
углублённый мониторинг, более подробно анализировать её операции, и в конце     
концов воспользоваться предоставленным ещё в 2013 году правом расторгнуть       
договор обслуживания банковского счёта. И поэтому я думаю, что даже если        
меры, о которых вы говорите, приняты не будут (а вопрос о принятии является     
предметом обсуждения), всё равно этот закон окажет существенное положительное   
воздействие на атмосферу среди хозяйствующих субъектов.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. У меня вопрос в продолжение темы.                              
                                                                                
Павел Валерьевич, с политической точки зрения мы приветствуем подобный          
законопроект, однако речь идёт о юридической составляющей. Фраза:               
"юридические лица обязаны располагать информацией о своих бенефициарных         
владельцах" не очень понятна - о чём идёт речь? Что такое "располагать          
информацией"? Это документарное подтверждение? Всегда ли оно может быть         
получено и в каком виде? Это какие-то данные, которые само юридическое лицо     
со слов составляет? Вот как вы это мыслите? Я не знаю, насколько вы глубоко     
работали с проблематикой офшорных компаний, но мне кажется, что было бы         
здорово эту норму конкретизировать, чтоб она действительно работала, если это   
возможно. Если это невозможно и вы нашли такую формулировку, значит, вот так    
оно и есть, и другого ничего мы не можем предложить.                            
                                                                                
ЛИВАДНЫЙ П. В. Спасибо, Александр Георгиевич.                                   
                                                                                
Начну с того, что законопроект стал плодом длительной работы и определённого    
компромисса между государственными органами и бизнес-сообществом, исходя из     
того что установление бенефициарных владельцев (ещё раз подчеркну, что это      
физические лица, реально контролирующие компании) во всём мире чрезвычайно      
затруднено. И в этой части наше законодательство можно даже назвать             
прорывным, поскольку в Соединённых Штатах, например, принципиально скрывают     
информацию о бенефициарных владельцах и в связи с этим к ним существуют         
претензии у ФАТФ.                                                               
                                                                                
Всякая формулировка, с одной стороны, должна базироваться на необходимости      
получения информации, приемлемой для контролирующих органов, а с другой         
стороны, не должна создавать для хозяйствующих субъектов невыполнимых           
обязательств. Естественно, имеется в виду, что информация может подаваться в    
произвольной форме, достаточно назвать фамилию лица, которое является           
бенефициарным владельцем. При этом в законопроекте установлен довольно          
либеральный режим: юридическому лицу необходимо принять все доступные в         
сложившихся обстоятельствах меры по установлению бенефициарного владельца, то   
есть к юридическим лицам подход будет щадящий. В то же время при                
невозможности установления бенефициарного владельца, как я уже сказал, это      
уже сторожок, показатель высокого риска. И финансовые организации к подобным    
клиентам, хозяйствующим субъектам, будут относиться жёстко, применять к ним     
ограничительные меры вплоть до расторжения договора банковского счёта,          
вклада. Ну и соответственно, государственные контролирующие органы -            
Росфинмониторинг, спецслужбы, налоговая служба будут относиться к информации    
о данных субъектах также с пристальным вниманием и направлять дополнительные    
запросы, проводить какие-то мероприятия, в том числе специальные. Мы считаем,   
что данная формулировка является достаточной для достижения целей, которые      
установлены этим законопроектом.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих.                                  
                                                                                
Павел Валерьевич, вот Николай Николаевич обратился с просьбой ко второму        
чтению представить проект ведомственного подзаконного нормативного акта, но     
воспринимайте это не просто как вежливую просьбу, а как необходимое             
требование. От этого, кстати, будет зависеть и возможность или невозможность    
рассматривать законопроект во втором чтении, так что поторопитесь,              
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5035 по 5052 из 6393
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности      
юридических лиц по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах".      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              440 чел.97,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    440 чел.                                          
Не голосовало                  10 чел.2,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.